Доклад на тему планета юпитер 4, 5 класс

Каллисто

Поверхность Каллисто обладает самой высокой в Солнечной системе плотностью ударных кратеров. Она представляет собой большое ледяное поле, испещренное трещинами и кратерами за миллионы лет столкновений с межпланетными телами. С помощью «Галилео» были получены снимки поверхности спутника с высоким разрешением, на которых различимы детали размером около 3 м и области со странным ландшафтом, покрытые яркими заостренными холмами высотой до 100 м. Одна из гипотез объясняет их возникновение выбросами, произошедшими миллиарды лет назад, в момент катастрофического столкновения.

Магнитные измерения, проведенные «Галилео» с малой высоты, показывают, что магнитное поле Каллисто меняется так же, как и магнитное поле Европы, что может найти свое объяснение в том случае, если предположить наличие под поверхностью слоя соленой воды.

Температура

Какая температура днем ​​и ночью на Юпитере? Учитывая большое расстояние планеты от Солнца, логично предположить, что на Юпитере холодно, но не все так просто. Внешняя атмосфера гиганта действительно очень холодная, температура составляет около -145 градусов по Цельсию, но по мере того, как он углубляется на несколько сотен километров вглубь планеты, становится теплее. К тому же здесь не только теплее, но и просто жарко, ведь на поверхности Юпитера температура может доходить до +153 С. Столь резкое падение температуры связано с тем, что поверхность планеты состоит из горящего водорода, который выделяет тепло. Кроме того, расплавленные недра планеты выделяют даже больше тепла, чем сам Юпитер получает от Солнца.

Все это дополняется сильнейшими штормами на планете (скорость ветра достигает 600 км в час), которые смешивают тепло, исходящее от водородной составляющей Юпитера, с холодным воздухом атмосферы.

Состав и поверхность

Представлен газообразным и жидким веществом. Это крупнейший из газовых гигантов, разделенный на внешний атмосферный слой и внутреннее пространство. Атмосфера представлена водородом (88-92%) и гелием (8-12%).

Внутреннее строение Юпитера

Заметны также следы метана, водного пара, кремния, аммиака и бензола. В небольших количествах можно отыскать сероводород, углерод, неон, этан, кислород, серу и фосфин.

Внутренняя часть вмещает плотные материалы, поэтому состоит из водорода (71%), гелия (24%) и прочих элементов (5%). Ядро – плотная смесь из металлического водорода в жидком состоянии с гелием и внешний слой из молекулярного водорода. Считают, что ядро может быть скалистым, но точных данных нет.

О наличие ядра заговорили в 1997 году, когда вычислили гравитацию. Данные намекали, что оно может достигать 12-45 земных масс и охватывать 4-14% массы Юпитера. Присутствие ядра также подкрепляется планетарными моделями, которые говорят, что планеты нуждались в скалистом или ледяном сердечнике. Но конвекционные токи, а также раскаленный жидкий водород могли сократить размер ядра.

Чем ближе к ядру, тем выше температурные показатели и давление. Полагают, что на поверхности мы отметим 67°С и 10 бар, в фазовом переходе – 9700°С и 200 ГПа, а возле ядра – 35700°С и 3000-4500 ГПа.

Роковой магнетизм

Из всех планет Солнечной системы у Юпитера самое сильное магнитное поле. Его полюса характеризуются силой магнитосферы, которая превышает магнитное поле Земли в 20 000 раз. Его зона покрытия простирается на миллионы километров и достигает колец Сатурна.

Генерирующая сила магнитного поля — это концентрация металлического водорода в сердце Юпитера. Высокое давление и высокая температура в центре гиганта создают слой металлического водорода, который становится жидким. Эти условия делают металлический водород отличным проводником электричества.

оказалось, что толщина металлического слоя водорода колеблется в районе — 44000 км. В этом слое и при быстром вращении Юпитера возникают сильные электрические токи, которые создают мощное магнитное поле.

Магнитное поле

Сколько визитов мы сделали на Юпитер?

Ученые отправили на Юпитер семь миссий, начиная с Pioneer 10 и Pioneer 11 в 1973 и 1974 годах соответственно. Затем, в 1979 году, миссии Voyager 1 и Voyager 2 посетили планету. Им удалось сделать множество выводов с описаниями о системе колец, которая была замечена на этой планете.

Только в 1995 году на Юпитер отправилась миссия Галилео, хотя тогда были некоторые проблемы с передачей информации и данных на Землю. Впоследствии космическая миссия Кассини / Гюйгенс провела дальний полет в 2000 году.

Эти космические экспедиции представляли собой воздушные исследования с облетами, из которых была получена наиболее полная информация о строении этой планеты. Последняя миссия на Юпитер была запущена НАСА в 2007 году.

Существует предположение, что вскоре появятся другие миссии, которые продолжат предоставлять данные о планете Юпитер – одной из самых уникальных и любопытных во всей Солнечной системе.

Спутники

Газовый великан обладает четырьмя лунами и 67 мелкими спутниками. Его можно рассматривать как своеобразную «юпитероцентрическую» систему внутри гелиоцентрической.

Первые четыре юпитерианские луны – Ганимед, Европа, Ио и Каллисто – были открыты Галилео Галилеем в начале XVII века. Они определяются в виде затемненных точек на ярком теле Юпитера. Обнаружение спутников подтвердило догадку Коперника, что Земля не является центром Вселенной.

Каждая из лун крупнее земной Луны примерно в полтора раза. Самый внушительный размер у Ганимеда: диаметр его всего в три с половиной раза меньше нашей планеты. На поверхности Ио замечены 8 действующих вулканов; кроме Земли это единственный известный космический объект, имеющий горы и активные вулканы. На Европе под толщей многовекового льда найдена вода. Здесь, возможно, скрывается океан. Каллисто не обладает отражающей способностью и предположительно сформирована из непроницаемого камня.

Плотность спутников зависит от удаленности от Юпитера: чем ближе к нему, тем выше уплотненность.

Кроме постоянных лун у колосса есть и временные (кометы).

Предстоящие события

Узнайте о будущих астрономических событиях, которые произойдут с Юпитером.

26 января: соединение Луна-Юпитер

26 января, в 05:00 по московскому времени (02:00 GMT) растущий серп Луны (звездная величина -11,2) будет сиять возле яркого Юпитера (звездная величина -2,2) в созвездии Рыб. Расстояние между объектами на небе составит 1,8°. Это слишком далеко, чтобы можно было наблюдать их одновременно в телескоп, но вы можете увидеть соединение невооруженным глазом или в бинокль.

23 февраля: Юпитер рядом с Луной

23 февраля в 00:58 по московскому времени (21:58 GMT), растущая Луна (звездная величина -10,2) соединится с сияющим Юпитером (звездная величина -2,1). Наш естественный спутник будет расположен в созвездии Кита, и Юпитер присоединится к нему в соседнем созвездии Рыб. Объекты будут находиться на угловом расстоянии 1,2° друг от друга, что слишком далеко, чтобы увидеть их одновременно в телескоп. Наблюдайте соединение невооруженным глазом или воспользуйтесь биноклем. К «небесному представлению» также присоединится яркая Венера (звездная величина -3,9): она будет сиять на небе чуть ближе к горизонту.

Позже, в 01:57 (22:57 GMT), Луна и Юпитер пройдут в пределах 1°03′ друг от друга, достигнув максимального сближения в этом месяце. Опять же, наблюдатели из Южного полушария будут иметь преимущество, посколько там объекты поднимутся выше. Наблюдайте Луну, Юпитер и Венеру одновременно невооруженным глазом или в бинокль. Планеты останутся близко друг к другу в течение некоторого времени и достигнут соединения 2 марта.

3 ноября: противостояние Юпитера

Юпитер достигнет противостояния 3 ноября 2023 года в 13:44 МСК (10:44 GMT). Он будет сиять со звездной величиной -2,9, будучи самым ярким объектом после «утренней звезды» Венеры. Ищите яркую точку на небе в созвездии Овна. Не беспокойтесь, если вы пропустите точный момент противостояния: планета будет удобно расположена для наблюдений в последующие несколько недель и останется на ночном небе еще на несколько месяцев.

Подробности издалека

Смена времен года на Нептуне, как и на Земле, происходит по мере движения планеты вдоль орбиты, потому как ось вращения Нептуна отклонена от вертикального положения на 30°, что напоминает наклон земной оси (23,5°). Только вот продолжительность каждого сезона там гораздо длиннее 41 год! Когда в сторону Солнца обращено южное полушарие Нептуна, то над районом южного полюса 41 год длится полярный день, и в южном полушарии все это время лето. Оно началось там как раз в этом году и продлится до 2046 года. В этот период вокруг северного полюса Нептуна будет царить полярная ночь. С приходом лета в южное полушарие изменились и атмосферные процессы на Нептуне возникло несколько крупных вихрей, которые меняют свою форму и даже исчезают совсем. Эти изменения наблюдаются с помощью космического телескопа «Хаббл», расположенного на орбите вокруг Земли, поскольку в обычные телескопы атмосферные образования на Нептуне разглядеть трудно.

В областях планеты, удаленных от полюсов, Солнце восходит и заходит с обычной частотой, соответствующей времени оборота Нептуна вокруг своей оси. Вот в этом он оказался намного проворнее Земли сутки на нем длятся всего лишь 16 часов 7 минут. Поэтому за свой год Нептун успевает сделать 89 630 оборотов вокруг оси, то есть именно столько нептунских дней в его году! Таким образом, каждый из сезонов длится примерно по 22 400 нептунских суток.

Расположенный в 30 раз дальше от Солнца, чем Земля, Нептун не виден невооруженным глазом, поэтому он долгое время и оставался неизвестным

С его открытием наука получила очень важное звено для понимания того, как сформировались планеты Солнечной системы. В сравнительной планетологии, науке о геологическом строении планет, Нептун, как и его «близнец» Уран, занимает промежуточное положение между планетами земной группы и газовыми гигантами Юпитером и Сатурном, которые иногда даже называют несформировавшимися звездами

При образовании Солнечной системы наименее летучие химические элементы остались в нагретых окрестностях Солнца, и из них создались Меркурий, Венера, Земля, Луна и Марс планеты с большой плотностью, среди которых есть даже имеющие железное ядро. Летучие, легкие химические элементы были вынесены во внешнюю область Солнечной системы, где из них возникли газовые планеты-гиганты Юпитер и Сатурн. А на наиболее холодной окраине сконденсировались газово-ледяные Уран и Нептун, которые тоже называют планетами-гигантами, хотя они по диаметру в 23 раза меньше Юпитера и Сатурна, но все-таки в 4 раза больше Земли.

Строение Юпитера

• Атмосфера, имеющая трехслойное строение: внешний чисто водородный слой, далее водородно-гелиевый (соотношение газов 9:1) и нижний слой аммиачных и водяных облаков.
  • Водородная мантия глубиной до 50 тыс. км.
  • Твердое ядро с массой, превышающей в 10 раз земную.

Достоверно химический
состав планеты определить на данный момент невозможно. Известно то, что
основными его компонентами являются водород и гелий, преходящие их
газообразного состояния в жидкое. Кроме них атмосфера планеты содержит
множество простых веществ и инертные газы. Характерную окраску юпитерианской газовой
оболочке придают соединения фосфора и серы.

Атмосфера Юпитера. Мечта или кошмар химика?

Атмосферный состав Юпитера включает 89,2 процента молекулярного водорода и 10,2 процента гелия. На оставшиеся проценты приходятся запасы аммиака, дейтерий, метан, этан, воду, частицы аммиачного льда, а также частицы сульфида аммония. В общем: гремучая смесь, явно не пригодная для человеческой жизни.

Так как магнитное поле Юпитера в 20 000 раз мощнее магнитного поля Земли, то, вероятнее всего, газовый гигант имеет очень плотное внутреннее ядро неизвестного состава, покрытое толстым внешним слоем жидкого металлического водорода богатого гелием. И все это «обернуто» в атмосферу, в основном состоящую из молекулярного водорода. Ну прямо истинный газовый гигант.

Исследования

В период с 1972 по 74 год планету посетили два космических корабля «Пионер». Им удалось наблюдать саму планету, ее пояс астероидов, зафиксировать излучение и мощное магнитное поле, что позволило выдвинуть гипотезу о наличии внутри планеты жидкости, способной проводить электрический ток. Второй космический корабль «Пионер» вызвал у ученых «подозрения», что у Юпитера есть кольца.

«Вояджеры», запущенные в 1977 году, достигли Юпитера только два года спустя. Именно они отправили на Землю первые необычайно красивые изображения планеты, подтвердили наличие колец, а также позволили ученым утвердиться в представлении о том, что атмосферные процессы Юпитера во много раз мощнее и грандиознее земных.

В 1989 году к планете прилетел космический корабль «Галилео». Но только в 1995 году ему удалось отправить к гиганту зонд, который начал собирать информацию об атмосфере звезды. В будущем ученые смогли продолжить систематические исследования гиганта с помощью орбитального телескопа Хаббл».

Газовый гигант генерирует настолько сильное излучение, что космический корабль «не рискует» подлететь слишком близко к нему: может выйти из строя бортовая электроника.

Возникновение Юпитера

Пока существует несколько теорий о формировании Юпитера. Первая теория гласит, что планета произошла от ледяного ядра массой, примерно в 10 раз превышающей вес Земли, способного притягивать и накапливать газ протосолярной туманности.

Другая теория гласит, что Юпитер образовался в результате прямого гравитационного коллапса.

Кстати, Юпитер был верховным богом в римской мифологии, а в 2014 году он был назван самой яркой «звездой», сияющей на ночном небе. Если вы захотите самостоятельно насладиться видом этой таинственной планеты при помощи телескопа, то обязательно заметите, что он доминирует над восточным небом в начале дня: в конце марта положение Юпитера в сумерках будет южным и высоким.

Прежде чем отслеживать эту планету с помощью телескопа, возьмите бинокль. Если он хорошего качества и увеличивает как минимум в семь раз (например, 7 × 35 или 7 × 50), вы увидите Юпитер в виде небольшого белого диска.

Посмотрите внимательно на обе стороны диска Юпитера: видите ли вы линию из трех или четырех крошечных звездочек? Каждый из них – спутник Юпитера размером с нашу собственную Луну. Они выглядят маленькими и тусклыми, только лишь потому что они находятся примерно в 2000 раз дальше от нас.

Спутники

Сейчас мы знаем, что рядом с планетой существует семья из 79 спутников (на 2019 год). Четыре из них самые крупные и именуются галилейскими, потому что были обнаружены Галилео Галилеем: Ио (сплошные активные вулканы), Европа (массивный подповерхностный океан), Ганимед (крупнейший спутник в системе) и Каллисто (подземный океан и старые поверхностные материалы).

Поверхность четырех основных спутников Юпитера: Ио, Европа, Ганимед, Каллисто

Есть еще группа Амальтеи, где присутствует 4 спутника с диаметром меньше 200 км. Они удалены на 200000 км, а орбитальный наклон составляет 0.5 градусов. Это Метис, Адрастея, Амальтея и Фива.

Опытный таролог ответит на вопросы:

Что ждёт Вас в будущем? Как сложатся отношения? Какое решение — верное?

Также остается целая куча нерегулярных лун, уступающих по размеру и обладающих более эксцентричными орбитальными проходами. Они делятся на семьи, которые сходятся по размерам, составу и орбите.

Общая информация

Соседствует Юпитер с Марсом и Сатурном. Он примерно в 2,5 раза больше, чем все остальные планеты вместе взятые. Сейчас дано краткое описание 76 естественным спутникам. У Юпитера есть небольшие кольца, но рассмотреть их с Земли можно только при благоприятных метеорологических условиях.

Состав и внутреннее строение

Внутреннее строение Юпитера и структура слоев этого газового гиганта изучены слабо. Ученые предполагают, что большая часть объема представлена жидким и газообразным веществами. Внутри небесного тела располагается ядро. Оно отличается высокой плотностью. Некоторые ученые считают, что ядро может иметь твердую скальную структуру. Следующий слой является наиболее толстым. Он состоит из металлического водорода.

Затем следует относительно тонкий слой. Он состоит преимущественно из жидкого водорода. Его поверхность разрежена. Верхний слой представлен водородом, который находится в газообразном состоянии. Атмосфера Сатурна состоит из плотных облаков. На 90% этот гигант состоит из водорода и еще на 8% — из гелия. В химический состав этой планеты (оставшиеся 2%) в небольших количествах входят следующие вещества:

• метан;
  • сера;
  • этан;
  • неон;
  • углерод;
  • сероводород;
  • водяной пар;
  • фосфин;
  • кислород;
  • кремний;
  • бензол и т.д.

На наличие примесей этих элементов указывают цветные разводы, возникающие на поверхности планеты.

Схематическое строение планеты. Credit: v-kosmose.com.

Орбитальные характеристики

Среднее расстояние от Юпитера до Солнца составляет 778,57 млн км. Афелий, т.е. самая отдаленная точка от небесного светила, достигает 816,51 млн км. Перигелий, т.е. наиболее приближенная к Солнцу точка обриты, составляет 740,68 млн км. Полный оборот вокруг звезды планета совершает за 11,86 земных лет. Период обращения гиганта вокруг Солнца занимает 398,88 юпитерианских суток. Юпитер движется по орбите со скоростью 13,07 км/с.

Физические параметры

Юпитер имеет приплюснутую форму. Экваториальный радиус достигает 71 492 км, а полярный — 66 854 км. Средний радиус составляет 69 911 км.

Масса этого газового гиганта — 1,89*10 в 27 степени кг, а объем — 1,43*10 в 15 степени км³. Несмотря на большой вес небесного тела, его плотность невысока и составляет всего 1,33 г/см³. Площадь поверхности планеты достигает 6,22*10 в 10 степени км². Наклон оси Юпитера составляет 3,13°.

Атмосфера и радиация

Погодные условия на поверхности необычны: дуют интенсивные разнонаправленные ветры. Их скорость может достигать 620 км/ч. Усиление интенсивности шторма до критических отметок может произойти всего за несколько часов.

Штормы на этой планете могут достигать тысячи километров в диаметре. Считается, что ураганы поднимают большое количество пыли в атмосферу. Поверхность планеты почти все время прикрыта плотными облаками, состоящими из гидросульфата аммония, водяных паров и аммиака.

Периодически регистрируются вспышки молний, более интенсивные, чем на Земле. На поверхности планеты присутствуют аномальные зоны. К ним относится Большое Красное Пятно. Это большой шторм.

Огромный шторм — Большое Красное Пятно. Credit: pbs.twimg.com

Планету опоясывают мощные радиационные пояса. Излучение, исходящее от Юпитера, во много раз превышает дозу, смертельную для человека. Это затрудняет исследования, т.к. аппараты, приближающие к нему, быстро выходят из строя.

Карта поверхности

Планета затянута плотными облаками, поэтому изучение ее поверхности представляет сложность. Рассматривая Юпитер с Земли, можно увидеть только их. Однако данные со спутников позволили определить, что поверхность находится в расплавленном состоянии. Поэтому данных о рельефе быть не может. Карту Юпитера невозможно составить. Имеются только снимки поверхности и описание штормовых зон.

Карту поверхности составить невозможно из-за отсутствия твердой поверхности, можно составить лишь карту штормов. Credit: astro.uni-altai.ru.

Краткая история изучения

Из-зa cвoeго большого размера плaнeту мoжнo былo oтыcкaть в нeбe бeз пpибopoв, пoэтoму o cущecтвoвaнии знaли дaвнo.

Пepвыe упoминaния пoявилиcь в Baвилoнe в 7-8 вeкe дo н.э. Птoлeмeй вo 2-м вeкe coздaл cвoю гeoцeнтpичecкую мoдeль, гдe вывeл opбитaльный пepиoд вoкpуг нac – 4ЗЗ2.З8 днeй. Этoй мoдeлью в 499 гoду вocпoльзoвaлcя мaтeмaтик Apиaбxaтa, и пoлучил peзультaт в 4ЗЗ2.2722 днeй. B 1610 гoду Гaлилeo Гaлилeй иcпoльзoвaл cвoй инcтpумeнт и впepвыe cумeл paccмoтpeть гaзoвoгo гигaнтa.

Hoвым тeлecкoпoм в 1660-x гг. пoльзoвaлcя Kaccини, кoтopый xoтeл изучить пятнa и яpкиe пoлocы нa плaнeтe. Oн oбнapужил, чтo пepeд нaми пpиплюcнутый cфepoид. B 1690-м eму удaлocь изучит вращение aтмocфepы.

Дeтaли Бoльшoгo Kpacнoгo Пятнa впepвыe изoбpaзил Гeнpиx Швaбe в 18З1 гoду.

B 1892 гoду зa пятoй лунoй нaблюдaл Э. Э. Бepнapд. Этo былa Aльмaтeя, кoтopaя cтaлa пocлeдним cпутникoм, oткpытым в визуaльнoм oбзope. Пoлocы впитывaния aммиaкa и мeтaнa изучил Pупepт Bильдт в 19З2 гoду, a в 19З8-м oтcлeживaл тpи длитeльныe «бeлыe oвaлы».

В 1950-x годах началось изучение Юпитера с помощью радиотелескопов.  Пepвыe cигнaлы улoвили в 1955-м гoду. Этo были вcплecки paдиoвoлн, cooтвeтcтвующиx плaнeтapнoму вpaщeнию, чтo пoзвoлилo вычиcлить cкopocть. Пoзжe иccлeдoвaтeли изучали типы сигналов от планеты и ее спутников.

Непосредственно Юпитер изучался исключительно аппаратами НАСА США.

В конце 1980-х—начале 1990-х гг. был разработан проект советской АМС «Циолковский» для исследования Солнца и Юпитера, планировавшийся к запуску в 1990-х гг., но нереализованный ввиду распада СССР.

Всего систему Юпитера посетили  семь аппаратов пролетной траектории («Pioneer 10», «Pioneer 11», «Voyager-1», «Voyager-2», «Ulysses», «Cassini», «New Horizons») и два орбитальных («Galileo» и «Juno»). В настоящее время активно проводятся исследования Юпитера как с помощью наземных, так и с помощью космических телескопов, в частности телескопа «Hubble».

Ио

По размерам Ио немного превосходит Луну и является самым близким к Юпитеру из всех его крупных спутников. Совсем недавно «Галилео» получил новые фотографии извержения вулкана, происходящего на Ио. С ноября 1999-го многие детали на поверхности, в том числе несколько темных пятен, успели заметно измениться. Особенности внутреннего строения Ио, порождающие его активный вулканизм, продолжают исследоваться. Недавно было принято решение продлить работу станции «Галилео» по исследованию спутников Юпитера с пролетной траектории до 2003 года, когда миссия завершится погружением аппарата в атмосферу планеты.

Юпитер мог стать звездой

В 1610 году Галилей открыл Юпитер и его четыре самые большие луны: Европу, Ио, Каллисто и Ганимед, которые сегодня принято называть галилеевыми спутниками. Это был первый случай наблюдения за космическим объектом, оборачивающимся вокруг планеты. Раньше наблюдения велись только за Луной, вращающейся вокруг Земли. В дальнейшем благодаря именно этому наблюдению польский астроном Николай Коперник придал веса своей теории о том, что Земля не является центром Вселенной. Так появилась гелиоцентрическая модель мира.

Являясь самой крупной планетой Солнечной системы, Юпитер обладает массой, в два раза превышающей массу всех остальных планет Солнечной системы. Атмосфера Юпитера скорее похоже на атмосферу звезды, нежели планеты, и состоит в основном из водорода и гелия. Ученые соглашаются во мнении, что если бы запасов этих элементов было раз в 80 больше, то Юпитер превратился бы в настоящую звезду. А обладая четырьмя основными лунами и множеством (в общей сложности 67) более мелких спутников, Юпитер сам по себе представляет чуть ли не миниатюрную копию своей собственной Солнечной системы. Эта планета настолько огромна, что потребовалось бы более 1300 планет размером с Землю, чтобы заполнить объем этого газового гиганта.

Столкновения небесных тел с Юпитером

Юпитер – второе по размерам космическое тело в Солнечной системе. Своей гравитацией планета притягивает большое количество мелких космических объектов. Находясь близко от пояса астероидов, она становится своего рода мишенью для мелких космических тел.

Комета Шумейкеров – Леви

Комета Шумейкеров – Леви 9 была открыта в марте 1993 г. До 2009 г. это было первое небесное тело, чье столкновение с Юпитером наблюдалось астрономами.

Юпитер, на котором виден ряд заметных атмосферных пятен в южном полушарии, которые были созданы сталкивающимися фрагментами кометы Шумейкера-Леви 9 в июле 1994 года. Изображение было сделано космическим телескопом Хаббл 21 июля, за день до последних ударов. Спутник Юпитера Ио выглядит как круглая точка к северу от экватора.

Согласно расчетам, примерно за 10 месяцев до открытия эта комета приблизилась к облакам Юпитера на 15 тыс. км. Из-за приливных сил это небесное тело раздробилось на 21 мелкий фрагмент. Комета вращалась вокруг Юпитера, в отличие от других аналогичных небесных тел, которые вращаются вокруг Солнца. До столкновения эксцентриситет орбиты Шумейкеров – Леви приближался к единице.

Удар осколка W кометы Шумейкера-Леви 9, наблюдаемый на четырех изображениях, сделанных космическим аппаратом «Галилео» 22 июля 1994 года.

В июле 1994 г. все фрагменты кометы приблизились к Юпитеру и с огромной скоростью – 64 км/с врезались в атмосферу. При этом произошли мощные возмущения облаков. Падение обломков кометы длилось неделю (16 – 22 июля 1994 г.). Наблюдать за этим явлением можно было и с Земли, и из космоса.

Южное полушарие Юпитера, на котором видны несколько темных пятен, образовавшихся в результате столкновения фрагментов кометы Шумейкера-Леви 9. Изображение было получено космическим телескопом Хаббл 22 июля 1994 года, в последний день столкновения.

Фрагменты Шумейкеров – Леви оказались на южном полушарии. Момент падения наблюдался космическим аппаратом «Галилео». Возмущения от разрушения кометы были заметны с Земли. При падении образовалась огромная энергия в 2 млн. мегатонн в тротиловом эквиваленте. Также при падении фрагментов кометы наблюдались вспышки излучения, газовые выбросы, изменения радиационных поясов, появлялись полярные сияния.

Другие столкновения

В июле 2009 г. произошло еще одно столкновение Юпитера с каменным астероидом. В результате этого события в атмосфере образовалось темное пятно, по площади сопоставимое с Тихим океаном. Диаметр объекта, по расчетам, достигал 500 м. При ударе выделилась энергия в 5 тыс. мегатонн.

В июне 2010 г. над атмосферой Юпитера была зафиксирована мощная вспышка. Она была связана с падением космического тела. Однако после этого события не были обнаружены темные пятна в атмосфере.

В августе того же года астрономами-любителями была обнаружена вспышка над облаками Юпитера. Предположительно, вспышка была следствием падения на планету астероида или же кометы.

В марте 2016 г. астроном-любитель Г. Кернбауэр снял момент столкновения Юпитера с астероидом или кометой. Считается, что это столкновение вызвало выброс энергии в 12,5 мегатонн.

Исследования

В период с 1972-го по 74-й годы возле планеты побывало два космических аппарата «Пионер». Им удалось провести наблюдение за самой планетой, ее поясом астероидов, зафиксировать излучение и мощное магнитное поле, что позволило сделать предположение о наличии внутри планеты жидкости, способной проводить электроток. Второй космический аппарат «Пионер» дал толчок научным «подозрениям», что у Юпитера имеются кольца.

Запущенные в 1977-м «Вояджеры» достигли Юпитера только через два года. Именно они послали на Землю первые, потрясающие по красоте снимки планеты, подтвердили наличие у нее колец, а также позволили ученым утвердиться в мысли, что юпитерианские атмосферные процессы в разы мощнее и грандиознее земных.

В 1989-м к планете полетел аппарат «Галилео». Но только в 1995-м смог отправить на гигант зонд, который занялся сбором информации об атмосфере светила. В дальнейшем ученые смогли продолжить систематические изучения гиганта с помощью орбитального телескопа «Хаббл».

Газовый гигант генерирует настолько сильное излучение радиации, что космические аппараты «не рискуют» слишком близко подлетать к нему: может выйти из строя бортовая электроника.

Европа

Европа по своим размерам почти равна Луне, но ее ледяная поверхность намного ровнее, на ней гораздо меньше возвышенностей, или больших ударных кратеров. По-видимому, геологическая активность на поверхности Европы загладила следы этих столкновений.

Изображения и данные, полученные «Галилео», показывают, что под поверхностью льда может существовать жидкий океан. Чтобы проверить предположения о том, что в нем может или могла существовать жизнь, НАСА начало предварительную разработку космического аппарата «Европа Орбитер», который с помощью радара должен будет определить толщину ледяного слоя. Если она окажется не слишком велика, то во время следующего полета может быть предпринята попытка сброса гидророботов, которые пробурят верхний слой льда, чтобы достичь океана.

Любительские наблюдения

Haблюдeния Юпитepa нe вызывaют cepьeзныx тpуднocтeй дaжe у нaчинaющиx acтpoнoмoв. Пpи мaкcимaльнoм уpoвнe блecкa oн уcтупaeт пo яpкocти лишь Beнepe, Лунe и Coлнцу. Oптимaльный пepиoд eгo иccлeдoвaний нacтупaeт в мoмeнт пpoтивocтoяния, кoтopoe пpoиcxoдит кaждый гoд co cмeщeниeм в oдин мecяц oт пpoшлoгoднeй дaты. Oбычнo вo вpeмя лeтнeгo пpoтивocтoяния Юпитep нe oтxoдит дaлeкo oт гopизoнтa.

Юпитер из телескопа с Земли

B Poccии этo paccтoяниe paвнo 20-З0˚. B cвязи c этим лучшee вpeмя для eгo нaблюдeний пpиxoдитcя нa пepиoд зимнeгo пpoтивocтoяния. Toгдa плaнeтa зaнимaeт выcoкoe пoлoжeниe нa нeбocклoнe и ocтaeтcя тaм нa пpoтяжeнии вceй нoчи. Ecли вы нe бoитecь зимниx мopoзoв, тo мoжeтe зa oдну нoчь пpoнaблюдaть пoлный oбopoт Юпитepa вoкpуг cвoeй ocи.