В чём заключается отличие звёзд от планет

Летящие огни в небе

Иногда очень сложно определить, является ли огонёк траекторией самолета на небольшой высоте вблизи горизонта или же это яркая планета. Порой даже присматриваясь в течение нескольких минут, вы не уверены, что же это за огни в ночном небе.

Приведенная выше диаграмма даёт местами юмористическое, но весьма точное определение.

Медленно движущийся объект с разноцветными огоньками — это самолет. Те, что движутся медленнее и спокойнее — спутники. Объект, совершающий совсем немного перемещений за ночь – это планета, а если объект вообще никуда не движется – перед вами звезда.

Недостаточное количество информации о небе, как уже было сказано ранее, может привести к параноидальным мыслям и выводам.

Многие прекрасно помнят панику, связанную с планетой Нибиру, когда тысячи людей поверили в то, что нашей Земле грозит столкновение с этой мифической планетой и что человечеству предстоит пережить огромные жертвы и разрушения.

Астрономы, пытавшиеся успокоить напуганных людей, были названы лжецами.

Характеристики Альфа Центавра – ближайшей к Земле звездной системы

Звезды альфа Центавра (слева) и Хадар (справа) на фоне Млечного Пути

Наименьшее расстояние – 4,22 световых года – отделяет нашу планету от Проксима Центавра, одного из трех элементов звездной системы Alpha Centauri. По своим характеристикам самая близкая к Земле звезда (исключая Солнце) существенно отличается от соседок. Это светило принадлежит к спектральному классу M (красный карлик), а его масса и радиус не превышают 0,1 солнечного. Из-за невысокой температуры – 3042 K – она излучает мало энергии и не обнаруживается невооруженным глазом. Была открыта в 1915 году. Периодические и активные вспышки усиливают светимость звезды. Проксима Центавра и остальную часть родной для нее системы разделяет значительное расстояние, равное 0,21 светового года, поэтому находится ли она на ее орбите, достоверно не выяснено. Если докажут, что Проксима кружится вокруг двойной звезды, тогда ее полный период превышает 500 тыс. лет. Поиски возможных экзопланет около светила были безуспешны, ученые исключают присутствие крупных планет на его орбите.

Альфа Центавра В

Два остальные составляющие системы – Альфа Центавра A и Альфа Центавра B – тесно взаимодействуют друг с другом. С Земли они наблюдаются как одна звезда. Расстояние до системы составляет 4,36 световых лет. Объекты причисляются к спектральным классам G и K – это желтый и оранжевый карлики. По своим характеристикам и температуре они схожи с Солнцем, но старше его по возрасту, который достигает 6 млрд. лет. Компонент Центавра A крупнее соседнего, его масса – 1,1, а диаметр – 1,2 солнечных. Показатели Центавра B – 0,9 и 0,86 соответственно. Вращение светил происходит по эллиптической орбите, угол ее наклона составляет 79,2 градуса, их период 79,9 года.

Экзопланеты Альфа Центавра

Планета вокруг альфа Центавра В

Поиск планет, входящих в системы ближайших к нам звезд, ведется регулярно

Особое внимание уделяется желтым и красным карликам. Чтобы обнаружить компаньонов около далеких объектов, ученым приходится измерять лучевую скорость звезд при помощи спектрографов, установленных на мощнейших телескопах

Основные исследования проводились двумя независимыми группами: Калифорнийской и Женевской, которые сконцентрировали свое внимание на ограниченном количестве объектов. В их число вошла и Альфа Центавра. Европейские астрономы смогли добиться положительных результатов. В 2012 году, анализируя рекордное количество данных, они сообщили об открытии планеты, названной Альфа Центавра B b. Четкий сигнал, появляющийся с периодичностью в 3,2 дня, обозначил тело массой в 1,13 земной. Экзопланета представлена шаром, разогретым до 1200 градусов. Такая температура держится из-за близкого размещения орбиты к поверхности светила. Ее год составляет чуть больше трех земных суток. Она не попадает в условную зону, где могла бы зародиться жизнь, ее размер в этом случае составляет 0,5-0,9 а. е. от светила.

Дальнейшие исследования и компьютерное моделирование дают надежду на наличие возле Альфа Центавра B второй, более крупной и удаленной планеты, имеющей период вращения в 20,4 дня. По гипотетическим расчетам влияние Центавра A будет сказываться раз в 70 лет. При наличии океанов, ее пустынная поверхность станет гораздо уязвимей.

Наблюдение движения внешних планет Солнечной системы

Внешние планеты Солнечной системы обращаются вокруг Солнца на куда более дале­ком расстоянии, чем Земля. Поэтому характер их видимого движения несколько иной, чем у внутренних планет.

При наблюдении, среди звезд внешние планеты перемещаются заметно медленнее видимого годового движения Солнца. Наиболее быстрое видимое движение из внешних планет имеет Марс, который расположен ближе всего к Земле.

Видимое с Земли движение внешних планет солнечной системы

Рисунок выше иллюстрирует схематичное изображение процесса наблюдения внешней планеты. Так как Земля движется по своей орбите с большей скоростью, чем более удаленная от Солнца пла­нета, то при прохождении Земли че­рез точки 1 и 2 наблюдателю будет казаться, что планета переместилась по небесной сфере из точки А в точку В.

При дальнейшем движении Земли от точки 2 планета в своем видимом движении сделает петлю у точки В и затем начинает двигаться в обратном направлении. В тот момент, когда Земля придет в точку 3, наблюдатель увидит планету на небесной сфере в точке С. При движении Земли от точки 3 планета сделает петлю около точки С и снова начнет прямое движение.

Для внешних планет наилучшими условиями их наблюдения будут периоды, ког­да они находятся в противостоянии.

Противостоянием называется положение планеты на небесной сфере относительно Земли в направлении, противопо­ложном Солнцу. В противостоянии планета наблюдается в ну­левой фазе (диск освещен полностью) – поэтому это положение планеты является самым удобным для ее наблюдения.

В период противостояния планета находится в созвездии, противополож­ном тому, в котором в это время находится Солнце. Следователь­но, в этом положении планета может быть видна на небе всю ночь.

Понятие звезды

В среде астрономов звездами принято называть газовые массивные шары, излучающие свет и удерживающие равновесие при помощи сил собственного притяжения. В недрах звезд происходят реакции так называемого термоядерного синтеза, а температура там измеряется в миллионах кельвинов.

Как правило, звезды отличаются большим диаметром и высокой массой. Химический состав этих тел представляет собой набор весьма легких элементов, вес которых, как правило, составляет меньше веса гелия. Луна имеет шарообразную форму. В ее составе преобладают тяжелые элементы, например магний, титан, кремний, железо, натрий. Внутри нашего ночного светила не наблюдается никаких термоядерных реакций, температура Луны варьируется в широком диапазоне -160…+120 °С.

Главное отличие

Самое первое, основное и не подлежащее сомнению различие – способность светиться. Любая звезда обязательно испускает свет, планета же этим свойством не обладает. Конечно, близлежащие планеты тоже выглядят светящимися пятнышками – красноречивым примером может служить Венера. Но это не ее собственное свечение, она всего лишь «зеркало», в котором отражается свет истинного источника – Солнца.

Кстати, это очень хороший способ того, как отличить планету от звезды чисто визуально, без дополнительных оптических приборов. Если светящаяся точка на ночном небосклоне «подмигивает», то есть мерцает, – будьте уверены, это звезда. Если исходящий от небесного объекта свет ровный и постоянный – значит, это планета отражает свет ближайшего светила. И это самый первый и явный признак, показывающий нам, чем звезды отличаются от планет.

Зарождение

Рождение звезды, так же как и ее угасание, можно визуально увидеть на ночном небе. Астрономы давно наблюдают за этими явлениями и уже сделали множество открытий. Все они описаны в специальной научной литературе. Звезды — это светящиеся огненные шары невероятно больших размеров. Но почему они светятся, мерцают и переливаются разными цветами?

Эти небесные тела рождаются из диффузной газопылевой среды, возникшей в результате гравитационного сжатия в более плотных слоях, плюс воздействие собственного тяготения. Состав межзвездной среды – это в основном газ (водород и гелий) с пылью твердых минеральных частиц. Наше главное светило – звезда по имени Солнце. Без него жизнь для всего сущего на нашей планете невозможна. Интересно, что многие звезды намного больше Солнца. Почему мы не ощущаем их воздействия и спокойно можем без них существовать?

Наш источник тепла и света расположен близко к Земле. Поэтому для нас существенно ощутим его свет и тепло. Звезды горячее Солнца, больше его по размерам, но они находятся на столь далеких расстояниях, что мы можем только наблюдать их свет, и то только ночью.

Они кажутся всего лишь мерцающими точками на ночном небосводе. А почему мы не видим их днем? Звездный свет похож на лучики от фонарика, который днем едва увидишь, а ночью без него не обойтись – он хорошо освещает дорогу.

Влияние Луны на земные процессы

Луна — естественный спутник Земли. При этом она способна влиять и на планету, и на ее жителей. Мощным эффектом обладают приливы и отливы. Силой своей гравитации спутник Земли притягивает воды Мирового океана, вызывая тем самым отлив от побережья. С противоположной стороны планеты вода при этом, наоборот, будто бы вдавливается, образуя приливы.

Человеческие биоритмы также связаны с лунным 28-суточным циклом. Дело в том, что гравитация нашего спутника воздействует на человеческие органы, а также на кровеносную систему. Психика человека тоже испытывает своего рода давление этого небесного тела. Интенсивность влияния Луны зависит от ее фазы.

Миф 2. Полярная звезда — самая яркая звезда на небе

Полярная звезда далеко не самая яркая на ночном небе. Самой яркой звездой в видимом спектре является Сириус из созвездия Большого Пса, ещё несколько звезд на ночном небе более яркие, чем Полярная, что нередко приводит к ошибкам в ориентировании у новичков: они идут на самую яркую звезду, считая её Полярной, и отклоняются от северного направления.

Кстати, отсюда «растут ноги» у другого мифа: Сириус — это и есть Полярная звезда. Это тоже грубая ошибка: никакого отношения Сириус к поляриссиме не имеет. Сириус находится в созвездии Большого Пса, Полярная звезда — в созвездии Малой Медведицы, причем расстояние между этими звездами всегда значительное. Сириус не является Полярной звездой, никогда ею не был и не будет.

Тоже типичная зимняя картина звездного неба с Киносурой и Сириусом

Название истинной северной Полярной звезды — Киносура.

Факт: Полярная звезда — не самая яркая на ночном небе. Яркость многих звезд значительно большая, и поэтому искать самую яркую звезду, чтобы сориентироваться, опасно из-за вероятности ошибки.

И снова из одного мифа вытекает следующий: раз уж было сказано про созвездия, вспомним и расхожее заблуждение про расположение Полярной звезды.

Список ближайщих к Солнцу звезд

Звёздная система Звезда или коричневый карлик Спек. класс Вид. зв. вел. Расстояние,св. год
Солнечная система Солнце G2V −26,72 ± 0,04 8,32 ± 0,16 св. мин
50 M5,5V 14,23
37 53 M3V 10,07 13,820 ± 0,098
38 Звезда ван Маанена 54 DZ7 12,38 14,066 ± 0,109
  №   Обозначение Обозначение   №   Спек. класс Вид. зв. вел. Расстояние,св. год
Звёздная система Звезда или коричневый карлик

Солнце – основа нашей системы – ближайшая к Земле звезда, которую, в отличие от всех остальных объектов, мы отчетливо видим ясным днем. В ночное же время становятся доступны для наблюдения остальные светила бескрайнего космоса. Количество звезд, наполняющих Вселенную, подсчитать невозможно. Но ближайшие небесные тела, находящиеся в радиусе 16 световых лет, ученые обозначили и составили список. В него вошли 57 звездных систем. Некоторые из них – это не одинокие светила, а двойные и тройные звезды, поэтому общее количество небесных тел достигает 64. В перечень внесли и 13 коричневых карликов, ощутимо уступающих остальным объектам по массе.

Ближайшие окрестности Солнца

Только 7 звезд из списка мы можем рассмотреть без помощи оптического усиления – Сириус, Альфа Центавра, Эпсилон Эридана, Процион, Эпсилон Индейца, Тау Кита, 61 Лебедя. Все они имеют видимую величину в границах от 1,43 до 6,03. Большинство светил относятся к спектральному классу M (красный), их температура составляет 2600-3800 K. Горячие звезды – Сириус A, спектрального класса A (белый), 9940 K и Процион A, класс F (желто-белый), 6650 K. Коричневые карлики, вошедшие в список, относятся к дополнительным спектральным классам L, T, Y. В перечень попали и 4 белых карлика класса D, представляющие довольно редкие объекты в видимом секторе Галактики.

Множественные звездные системы встречаются часто

В то время как практически все звезды в ночном небе кажутся отдельными светящимися точками, многие из них являются мультизвездными системами. Кастор — это система с наибольшим количеством звезд в пределах 25 парсеков (НАСА / Лаборатория реактивного движения-Калтех / Каэтано Хулио)

Мы легко можем найти в пределах 10 парсеков одиночные звезды, подобные Солнцу, но двойные, тройные и более кратные тоже довольно широко распространены. Ближайшая к нам звездная система Альфа Центавра – тройная, есть даже две «пятерки» – GJ0644 и Альфа Весов.

В последнее время выявлено более 100 дополнительных звезд, являющихся частью 316 известных систем. Но ученые хотели добиться большего, поэтому RECONS расширил поиск за последнее десятилетие до 25 парсеков. По состоянию на 2014 год команда проекта обнаружила:

• 1533 одинарные звездные системы;
  • 509 двойных систем;
  • 102 тройных;
  • 19 четырехкомпонентных систем;
  • 4 пятикомпонентные и даже 1 систему с шестью составляющими.

Это шестиэлементное образование, Кастор, знакомо с древних времен и является 24-й по яркости звездной системой в ночном небе. Расположенная от нас на расстоянии всего в 51 световой год, она удалена более чем на 10 парсеков, но едва ли дальше 15,7.

Самые слабые системы с наименьшей массой все еще могут ускользнуть от обнаружения, даже если ограничиваться лишь десятью парсеками. И нет никакой гарантии, что наблюдаемая нами картина в точности отражает объекты и явления в Галактике и Вселенной. Но мы вплотную приблизились к пониманию того, где и как искать недостающие звезды.

Ученые, работающие в RECONS, уверенно заявили, что нашли практически все системы в границах 10 пк и, судя по обнаруженному, Солнце не является типичной звездой, а более массивной, чем примерно 95% звезд во Вселенной.

Вскоре мы сможем уверенно отвечать на вопросы о планетах и жизни на них, а не просто строить предположения. Наступило увлекательное время для исследования необъятного космического пространства, в том числе и за границами нашей Солнечной системы.

Обложка: NASA/AMES/JPL-CALTECH/T. PYLE

Источник статьи: 6 Facts You Never Imagined About The Nearest Stars To Earth

Как их ищут и находят

Главным инструментом поиска внесолнечных систем планет на сегодняшний день служит спутник «Кеплер», имеющий сверхчувствительный фотометр. Его единственное предназначение – поиск планет у других звёзд, ведь экзопланета — надежда на то, что мы не одиноки во Вселенной. За четыре года работы телескопа обнаружено более 3500 кандидатов, из которых подтверждены 246 объектов. Некоторые из них имеют вполне земные размеры.

Проще всего отыскать планеты, имеющие большую массу, ведь они сильнее меняют блеск своей звезды, когда проходят по диску. Это изменение блеска звезды и регистрирует аппарат «Кеплер», поэтому большинство открытых объектов массивнее Юпитера. Меньшая часть их по массе близка к Сатурну и лишь очень немногие подобны Земле. Если планета сильно удалена от свей звезды, опознать её уже практически невозможно.

Особенности излучения планет

Следует иметь в виду, что не все космические объекты, заметные на ночном небосводе, имеют способность загадочно мерцать и сверкать. Планеты не излучают свет, их можно отличить по внешнему виду даже издалека: они имеют форму не точек, а горящего диска с четко очерченными, ровными краями. Это звезды, которые миллионы лет назад погасли и в составе которых уже нет газа.

Сами по себе планеты не светятся, а только являются поверхностью для отражения лучей расположенного рядом небесного тела. В известной человеку системе таковым является Солнце.

Еще один признак, по которому планеты можно отличить невооруженным глазом, — их перемещение на фоне звездного неба. С Земли без профессиональных приборов хорошо видны Юпитер и Венера с желтоватым свечением, иногда появляется Марс с характерным красным диском. Другие погасшие космические гиганты можно наблюдать только при помощи астрономической техники.

Довольно часто звезды на небе заметно мерцают — вспыхивают, дрожат, быстро меняют яркость. Хотя мерцание звезд мешает проведению качественных астрономических наблюдений, благодаря этому явлению ночное небо кажется живым и близким.

Особенно заметно мерцание звезд в ветреные и морозные ночи, а летом сильное мерцание указывает на приближение сильного циклона. Зимой нередко звезды вдобавок переливаются разными цветами, подобно драгоценным камням на свету. Это относится прежде всего к звездам, находящимся невысоко над горизонтом

Так, ярчайшая звезда ночного неба, Сириус, мерцает и переливается разными цветами почти всегда, привлекая к себе повышенное внимание

Даже самые красивые фотографии ночного неба не могут передать мерцание звезд. Фото: Руслан Мерзляков

В чем причина подобных явлений?

Мерцание и переливание звезд разными цветами — это не свойства, присущие самим звездам, а явления, порождаемые земной атмосферой. Воздушная оболочка нашей планеты неспокойна: массы воздуха находятся в постоянном движении — поднимаются и опускаются, сдвигаются в разные стороны. Кроме того, они имеют разную температуру и плотность в зависимости от высоты над поверхностью Земли, атмосферных течений и еще множества факторов. Как результат, в атмосфере образуются воздушные линзы и призмы, преломляющие и отклоняющие проходящий через них свет далеких небесных светил.

Но ведь это всего лишь воздух, можете возразить вы. Как он может играть роль призмы или линзы?

Свету все равно, что перед ним — твердый материал, воздух или жидкость. Свет неизбежно преломляется на границе двух сред, имеющих разную плотность. Чем больше разница в плотности, тем заметнее преломляется свет. Классические примеры — призма или стакан с водой. Ложка, стоящая в стакане, кажется надломленной из-за преломления света на границе воздуха и воды.

Так как воздушные массы в атмосфере имеют разную плотность в зависимости от высоты, течений, образующихся то тут то там ячеек Хэдли и других факторов, то они сами по себе способны играть роль таких призм и линз, пусть и довольно слабых. Когда свет звезды проходит через линзу, он приходит к нам усиленным, когда отклоняется — приходит ослабленным. Это быстрое колебание света мы и называем мерцанием.

Что касается переливания звезд разными цветами, то и здесь причиной является циркуляция воздуха в атмосфере. На примере обычной призмы видно, что свет разной длины волны искривляется по-разному. То же происходит и со светом звезды, когда он проходит сквозь воздушные призмы. Но до нас доходит то один цвет, то другой, то третий. Если фотографировать такую дрожащую и мерцающую разными цветами звезду очень короткими экспозициями, то на фотографиях мы увидим буквально всю палитру цветов!

Звезды мерцают гораздо сильнее у горизонта, чем в зените, поскольку их свет проходит через большую толщу воздуха. Рисунок: Bob King / Большая Вселенная

Нам осталось лишь объяснить, почему звезды, расположенные низко над горизонтом, мерцают и переливаются разными цветами гораздо сильнее, чем звезды вблизи зенита. Объяснение на удивление просто: прежде чем дойти до наших глаз, свет от низко расположенных звезд проходит через бо́льшую толщу атмосферы! Соответственно, и искажается он гораздо сильнее.

А в космосе звезды тоже дрожат и мерцают? Конечно, нет! Летая по орбите вокруг Земли за пределами плотных слоев атмосферы, космонавты наблюдают ровный и спокойный свет звезд.

• Как повела себя орда в период междоусобной войны чем это можно объяснить кратко

• Что делает защитник в баскетболе кратко

• Как на карте отличить теплое течение от холодного кратко

• Как должны жить люди в браке в православии кратко

• Психика как субстанция и психика как субстрат кратко

Особенности излучения планет

Возможно, вам также будет интересно:

Вариант 2

Звёздное небо всегда таила в себе множество загадок и необъяснимых явлений и притягивало к себе взгляд. С древности, да и сейчас звёздное небо несёт в себе что, то таинственное и необъяснимое.

До сих пор оно покрыто необъяснимыми явлениями.

Падение звезды считалась чем-то загадочным, но на самом деле это всего лишь метеорит. Когда звезда падает люди загадывают желание. Я не знаю, исполняется оно или нет, но я тоже в это верю. В деревне где нет высоких домов, небо кажется более глубоким и бездонным. Звёздное небо в деревне мне нравится больше, оно там более чистое и близкое к земле.

Звёздное небо не только красивое, но и у ученых оно имеет особый интерес. По звёздному небу предсказывают будущее. Каждый астролог мечтает открыть новую звезду. Каждый романтик дарит звёздочку своей половинке. У каждого человека есть своё зодиакальное созвездие. Зодиакальное созвездие это – звезды обозначающие зодиак. Зодиак происходит от слова животные, и это не с проста, ведь из тринадцати имеющих созвездий половина из них животные. Их так же можно разглядеть на ночном небе. Особенно хорошо видно в центрально части России такие созвездия как Рыбы, Скорпион, Стрелец и Водолей. Для того чтобы их найти, нужно хорошо знать астрологи, и иметь карту созвездия. Я не силен в этом, и карты созвездия у меня пока нет, но я с лёгкостью на небе могу определить, где Большая медведица, а где малая. Большая и Малая медведицы имеют форму в виде ковша. Думаю, о том, как они выглядят, знают многие и дети, и взрослые. А остальные созвездия я пока найти не могу. Но точно могу показать, где находится звезда под названием Альтаир. Звезда Альтаир, самая первая загорается на небосклоне, и ярко светится.

По звёздному небу, когда не было компасов, люди определяли дорогу домой. Мореплаватели могли по звёздам определить, где север, юг, запад и восток.

Из темы про звёздное небо я узнал очень многое и интересное. Теперь я с удовольствием наблюдаю за звёздами, все чаще и чаще поднимаю голову в верх. Мне очень нравиться это неописуемая красота.

3 класс