Самые яркие созвездия: названия, история открытия, расположение на небе, наблюдение ярких звезд в разное время года

Ахернар (α Эридана)

Ахернар, в переводе с арабского означает «конец реки», что вполне закономерно: эта звезда является самой крайней южной точкой созвездия носящего имя реки из древнегреческой мифологии, Эридан.

Ахернар является самой горячей звездой нашего рейтинга ТОП 10, ее температура варьируется в пределах от 13 до 19 тысяч градусов Цельсия.

Яркая голубая звезда, массой в семь раз больше, чем у Солнца, а яркостью – в 3000 раз больше. Это одна из самых быстро вращающихся звёзд, известных нам! Она вращается так быстро, что её экваториальный радиус на 56% больше полярного, а температура на полюсе – поскольку он гораздо ближе к ядру – на 10 000 К больше. Но она находится довольно далеко от нас, в 139 световых годах.

Вокруг Ахернара можно наблюдать светящуюся оболочку из вещества звезды – это плазма и раскаленный газ, а орбита у Альфы Эридана тоже очень необычная. Кстати, Ахернар – это двойная звезда.

Поиск звезды Ахернар на небе

Эту звезду можно наблюдать только в Южном полушарии. На территории России увы данную звезду невидно. Вообще для комфортного наблюдения Ахернар вам надо быть южней 25-го градуса Северной широты. Чтобы найти Ахернар проведите мысленно прямую линию в южном направлении сквозь звезды Бетельгейзе и Ригель первая сверхяркая звезда, которую вы увидите будет Ахернар.

Факт № 6. Полярная — звезда сверхгигант

Теперь давайте посмотрим на физические характеристики Полярной. Уже
при наблюдении в бинокль заметен ее желтоватый цвет. Полярная звезда
лишь немного горячее Солнца: температура ее поверхности составляет
примерно 6000 К. Но на этом сходство с Солнцем и заканчивается.

Как и подавляющее большинство звезд, видимых на небе невооруженным глазом, Полярная звезда гораздо ярче Солнца. Спектральные исследования показали, что звезда принадлежит к классу звезд-сверхгигантов.
Ее радиус в 46 раз больше радиуса Солнца, а светимость примерно в 2500
раз превышает солнечную! Мы говорим «примерно», так как точная величина
светимости Полярной звезды неизвестна в силу того, что астрономы не
очень хорошо знают расстояние до нее. Но об этом ниже.

Положение
Полярной звезды на диаграмме Герцшпрунга-Рессела. По оси Χ отмечены
спектры (температура) звезд. По оси Υ — светимость в светимостях Солнца.
Рисунок: Большая Вселенная

Звезды с такими характеристиками как у Полярной, составляют лишь доли
процента среди общего количества звезд во Вселенной, однако именно они
лучше видны на небе, поскольку намного ярче большинства других звезд.
Почему же звезды-сверхгиганты редки?

Дело в том, что стадия сверхгиганта в жизни звезды весьма
кратковременна и наступает лишь после исчерпания ядерного горючего в ее
ядре. Звезды вроде Полярной — всегда старые, сильно
проэволюционировавшие объекты. Это не значит, что действительный возраст
таких звезд велик — так, Полярная звезда не старше 70 миллионов лет, —
однако их жизненный цикл, в отличие от Солнца, уже подходит к концу.

Зная физические характеристики Полярной в настоящее время, мы можем
предположить, какой звездой она была на протяжении большей части своей
жизни. Вероятнее всего Полярная была яркой голубой звездой спектрального
класса Β с массой в 5 раз больше массы Солнца и
радиусом в 3,5 раза больше солнечного. Температура ее поверхности была
выше раза в три и составляла около 18000 К.

Список ярчайших групп звезд вне одного созвездия

Использование телескопа позволяет астрономам хорошо разглядеть не одно созвездие, где насчитывается 5 самых ярких звезд. Но светила нередко располагаются вне одной группы и представляют интерес для внимательного изучения. Они бывают похожими на рассеянные скопления, неправильные геометрические фигуры. Наблюдения за известными астеризмами обогащают знания ученых о дальнем космосе.

Ярчайшие группы звезд часто расположены вне одного созвездия, что неудивительно для опытных астрономов. Например, хорошо различимое находится в Северном полушарии и «подсвечивается» другими, не менее яркими звездами. А «Цефей» соседствует с «Малой Медведицей», где рядом на ночном небосводе можно увидеть прочие светила, отличающиеся высокой интенсивностью блеска.

Плеяды

Известное звездное скопление, расположенное в созвездии Тельца и названное в честь древнегреческих нимф.

Без помощи телескопа можно рассмотреть самые яркие светила:

1. Альциона;
  2. Атлас;
  3. Электра;
  4. Майя;
  5. Меропа;
  6. Тайгета;
  7. Плейона;
  8. Целено;
  9. Астеропа.

Звездное скопление Плеяды

Между тем звезд гораздо больше. По приблизительным оценкам, насчитывается до 3000 объектов разной массы, светимости и плотности. Принято считать, что Плеяды – одни из ближайших скоплений звезд к нашей планете. Расстояние до солнечной системы не превышает 135 парсек.

Гиады

Ближайшее к Земле рассеянное скопление звезд. Расстояние до Гиад составляет 45 парсек, но многие светила удалены от центра на значительное расстояние. Например, приливные хвосты растянулись на 800 pc. Отчасти на происхождение указывает возраст – приблизительно 650 000 000 лет. То есть, возможно, что Гиады сформировались одновременно с другим скоплением – Ясли.

К группе звезд относят свыше 700 объектов, а самыми яркими являются:

1. Тета2 Тельца;
  2. Эпсилон Тельца;
  3. Гамма Тельца;
  4. Дельта Тельца;
  5. Тета1 Тельца;
  6. Каппа1 Тельца;
  7. Ипсилон Тельца;
  8. Дельта3 Тельца;
  9. 71 Тельца.

Звездное скопление Гиады

Гиады располагаются на минимальном расстоянии до Солнца, ориентировочно 18.39608362839 парсек, 800 тысяч лет назад.

Летне-осенний треугольник (Денеб, Альтаир, Вега)

В Северном полушарии в средних широтах хорошо различим летне-осенний треугольник. Известный астеризм состоит из трех ярких звезд, расположенных в созвездиях α Лиры, α Лебедя и α Орла. Характерную фигуру на ночном небосводе можно увидеть зимой и весной из Южного полушария, находясь в Низких широтах. Здесь треугольник наблюдается в Северной части неба, лежащий низко над горизонтом.

Летне-осенний треугольник ярких звезд

Весенний треугольник (Арктур, Денебола, Спика)

Астеризм неплохо виден в России с приходом весны, но лучше всего различим в экваториальной части небосвода. Самые яркие звезды: Арктур, Спика, Денебол находятся в созвездиях – Волопаса, Девы и Льва. Ряд современных астрономов «улучшают» восприятие летнего треугольника и добавляют к известным светилам «двойное Сердце Карла» расположенное в созвездии Гончих Псов, чтобы наблюдать характерный ромб под названием Ожерелье Девы. В окрестностях полюсов астеризм разглядеть невозможно.

Весенний треугольник

Зимний треугольник (Сириус, Бетельгейзе, Процион)

Группа звезд расположена в экваториальной части небосвода и состоит из трех главных светил, расположенных в созвездиях Большого Пса, Ориона, Малого Пса. Зимний треугольник значительно меньше Весеннего, затмевается зимним кругом и наблюдается в Северном полушарии (ранней весной, осенью утром), на протяжении зимы. Его хорошо использовать для поиска зимней части Млечного Пути.

Зимний треугольник на ночном небе

Интересные факты о созвездии Ориона

Самая старая восстановленная звездная карта-это карта созвездия Ориона. В 1979 году во время раскопок в пещере, расположенной в долине Ах (Германия), археологи обнаружили табличку из слоновой кости возрастом 32 500 лет. Резьба на этой табличке напоминает изображение Ориона, охотника.

Существование экзопланет в созвездии весьма вероятно

Исследователи уже давно предполагают существование экзопланет или внеземных планет вблизи звезд, связанных с этим созвездием. Считается, что CVSO 30, звезда, расположенная на расстоянии около 1200 световых лет от Земли, содержит два массивных газовых гиганта; CVSO 30 b и CVSO 30 c.

Планетная система CVSO 30 (если она действительно существует) сама по себе уникальна. Относительное расстояние обеих планет от их родительской звезды-это то, что никогда не наблюдалось до сих пор. В то время как CVSO 30 b обращается вокруг звезды менее чем за 11 часов, CVSO 30 c требуется более 27 000 лет, чтобы сделать то же самое.

Это можно использовать для навигации по другим (видным) звездам.

Орион как звездный гид | Изображение предоставлено Mysid / Wikimedia commons

Если вы протянете пояс Ориона на запад (северо-запад), то первая яркая звезда, с которой вы столкнетесь — Альдебаран. Звезда является частью созвездия Тельца и находится примерно в 65 световых годах от нашей Солнечной системы.

В прямо противоположном (юго-восточном) направлении пояса лежит Сириус. Это самая яркая звезда в ночном небе и часть созвездия Большой Пёс.

Процион, самая яркая звезда в созвездии Малый Пёс, можно найти, следуя воображаемой линии от Беллатриксы через Бетельгейзе, простирающейся на восток. Аналогично, линия от Ригеля через Бетельгейзе ведёт нас к Поллуксу, гигантской звезде в созвездии Близнецов.

Будущее этого созвездия

Симуляция правильного движения Ориона с 50000 г. до н.э. до 50000 г. н.э.

Звезды никогда не остаются неподвижными, поскольку они непрерывно движутся по всей галактике. Однако эти движения слишком медленны, чтобы их можно было наблюдать в течение человеческой жизни. В конечном счете, звезды в созвездии Ориона сдвинутся с места и будут перестроены в течение десятков тысяч лет.

На основе данных миссии Gaia и Hipparcos Европейское космическое агентство произвело моделирование , которое показывает нам, как будет выглядеть созвездие в ближайшие 450 000 лет.

Ожидается, что Бетельгейзе, красный сверхгигант, представляющий левое плечо созвездия охотника, взорвется (превратится в сверхновую) где-то в ближайшие 100 000 лет или около того. Из молекулярного облака, окружающего этот регион, также родится много новых звезд.

Канопус (α Киля)

Сверхгигант Канопус в 15 000 раз превышает по яркости Солнце, и это вторая из ярчайших звёзд в ночном небе, несмотря на расстояние в 310 световых лет от нас.

По абсолютным показателям светимости Канопус намного ярче Сириуса, который, в свою очередь, намного ближе к Земле, но из-за дальности  кажется тусклее.

Канопус является желто-белой звездой супер гигантом класса F – звезды с температурой от 5500 до 7800 градусов Цельсия. Она уже исчерпала все свои запасы водорода, и сейчас перерабатывает свою сердцевину состоящую из гелия в углерод. Это помогло «вырасти» звезде: Канопус превышает размеры Солнца в 65 раз.

Если бы мы заменили Солнце на Канопус, этот желто-белый гигант поглотил все, что находилось до орбиты Меркурия, включая саму планету.

Поиск звезды Канопус на небе

С видимой звездной величиной в -0.72m, Канопус достаточно легко найти на звездном небе, однако в северном полушарии данное небесное светило можно увидеть только к югу от 37 градусов северной широты. Ориентируйтесь на Сириус (как найти его читайте выше), Канопус находится примерно 40 градусов северней самой яркой звезды нашего ночного неба.

Вид звездного неба

Тем не менее, вид неба ночью не всегда одинаков. Звездное небо находится в постоянном движении: оно вращается с востока на запад. У небесной сферы есть ось вращения, которая указывает на небесные полюса — Северный и Южный. Вблизи Северного небесного полюса находится Полярная звезда. Она знаменита тем, что практически стоит на месте. В то же время все остальные звезды движутся вокруг нее, описывая на небе суточные окружности. Эти окружности тем больше, чем дальше находятся светила от Полярной звезды. (См. суточное движение звезд).

Вид звездного неба зависит от времени суток и времени года

Так как ось небесной сферы наклонена к горизонту, звездное небо вращается как бы немного на боку. В результате, многие созвездия подобно Солнцу и Луне восходят на востоке, поднимаются выше всего над горизонтом на юге и заходят на западе. Поэтому вечером мы наблюдаем одни созвездия, а утром — совершенно другие

На фотографиях звездного неба, сделанных с длительной экспозицией, можно заметить суточное движение звезд. Смещаясь на небе, звезды превращаются в дуги, длина которых тем больше, чем дальше они отстоят от небесного полюса. За сутки небесная сфера совершает один оборот. Длина кругов наибольшая у звезд, расположенных на небесном экваторе. Причина такой картины — вращение Земли вокруг своей оси. Фото: Femidio

Вид звездного неба зависит не только времени суток, но и от времени года. Так как Земля вращается вокруг Солнца, в разное время года она поворачивается ночной стороной к разным созвездиям. Поэтому многие созвездия видны только в определенный сезон. Так, созвездие Ориона наблюдается зимой, но совершенно не видно в первой половине лета (оказываясь на дневном небе!), а созвездие Стрельца, напротив, наблюдается летом, но совершенно не видно зимой.

На вид звездного неба влияет широта наблюдения

Наконец, на вид звездного неба влияет широта места наблюдения. На северном полюсе Земли Полярная звезда находится в зените, а наблюдению доступно только одно полушарие небесной сферы — Северное. Но что будет происходить, если мы начнем двигаться на юг? Полярная звезда начнет опускаться на небе, а нашему наблюдению станет доступны не только все звезды северной небесной полусферы, но и частично южной. Наконец, на экваторе Земли за год можно пронаблюдать все 88 созвездий!

Созвездия Южного и Северного полушарий

Находясь на одном полушарии, мы видим над собой купол неба. Он составляет примерно 180 градусов от всей сферы, форму которой имеет наша планета Земля.

То есть в одном полушарии люди видят только те созвездия, которые находятся над их головой. Чтобы увидеть другую сторону сферы, нужно переместиться в другое полушарие.

Представьте себя стоящим на апельсине и смотрящим наверх. Всё пространство, которое находится под апельсином (в Южном полушарии), вам не видно.

Поэтому учёные разделяют созвездия на те, которые можно увидеть только в Южном полушарии, и те, которые доступны жителям Северного полушария.

К Южным относят созвездия:

• Большой пёс,
  • Южная Корона,
  • Южная рыба,
  • Южный Крест,
  • Южный треугольник.

К Северным относят созвездия:

• Андромеда,
  • Треугольник,
  • Цефей,
  • Ящерица.

Близнецы

Близнецы, согласно мифу, – это братья Диоскуры, Кастор и Поллукс (Полидевк). Да, они действительно были близнецами (то есть родились один за другим), но при этом Кастор приходился сыном спартанскому царю Тиндарею, а Поллукс – Зевсу-Громовержцу (их мать Леда тоже не смогла устоять перед божественным обаянием).

Кстати, от Зевса, который являлся в образе лебедя, Леда родила ещё и дочь – Елену Прекрасную, из-за которой вскоре разгорелась Троянская война.

Братья Диоскуры всегда были вместе, несмотря на то, что Кастор был смертен, а Поллукс (как полубог) – практически неуязвим и почти вечен. Однажды в глупой ссоре с двоюродными братьями Идасом и Линкеем (по поводу добычи на охоте) Поллукс был ранен, а Кастор погиб.

Не желая расставаться с любимым братом, бессмертный Поллукс взмолился Зевсу, чтобы тот позволил ему вернуть Кастора из подземного царства Аида, или же дал и ему тоже умереть.

Зевс сжалился над ним, и теперь братья вместе проводят один день на земле, а другой – в царстве мёртвых.

Кстати, Кастор и Поллукс принимали самое активное участие в походе аргонавтов (за что считались в Древней Греции покровителями моряков), а также в калидонской охоте на огромного вепря-убийцу.

Околополярные созвездия северного полушария. Как найти

Большая и Малая медведицы

Ну что, начнём ориентироваться с того, что всем известно. А именно с Полярной звезды. Если не знаете, где она, то вот инструкция:

Как найти Полярную звезду

Ищем самое известное созвездие Большой медведицы – огромный ковш прямо на головой. По передней стенке ковша проводим прямую и отсчитываем вверх около четырёх расстояний, равных длине этой стенки. Яркая звезда, в которую вы упрётесь – и есть Полярная звезда.

Она же является кончиком ручки ковша поменьше – Малой медведицы. Видно её не очень хорошо, лучше смотреть за городом при отсутствии освещения.

Ищем созвездие Дракона

Итак, мы нарисовали два ориентира – Большую и Малую медведицы. Теперь от них будем смотреть остальные небесные узоры. Что находится рядом с медведицами? Посмотрите внимательно между ковшами. Видите, длинная полоска из звёзд, которая уходит влево, а потом загибается плавно вверх, потом вниз, завершаясь прямоугольником – головой. Очень похоже на дракона. Это и есть созвездие Дракон. Оно очень большое. Видно его тоже не так ярко, как Большую Медведицу. Но если вы его рассмотрели — то теперь, глядя на ночное небо, вы будете видеть на одно существо больше)))

Цефей

А теперь «поднимитесь» немножко выше от Малой медведицы и загиба шеи Дракона. Там будет лежать домик из 5 звёзд. Это Цефей. На самом деле звёзд, входящих в данное созвездие, намного больше (148 шт.). Но самые яркие напоминают именно домик. И ещё точечка по центру и пару ответвлений у основания домика.

Можно найти Цефея, используя в качестве ориентира Кассиопею. Продлите луч от двух крайних звёзд Кассиопеи на двойное расстояние. Вы упрётесь в боковую стенку «домика».

А вот как найти Кассиопею, сейчас узнаете.

Как найти созвездие Кассиопеи

Ещё одно яркое созвездие северного полушария – Кассиопея. Как его найти? Можно, ориентируясь на Полярную звезду, а ещё проще его просто запомнить. Оно очень яркое и всегда как бы само вырисовывается в определённые очертания. Ну, я его всегда видела отдельно. Оно находится недалеко от полярной звезды и напоминает по очертаниям развёрнутую букву W или М. Хотя я всегда рисовала его в своём воображении как треугольник с ниточкой)))

Есть схема поиска Кассиопеи при помощи Большой и Малой медведицы. Провести через предпоследнюю звезду Большой медведицы и Полярную звезду прямую, которая упрётся в среднюю звезду буквы W. Но, думаю, и без этих прямых найти созвездие Кассиопеи не составит труда.

Послесловие

Вот и закончилась наша небольшая прогулка по звёздному небу. Мы возвращаемся на Землю. Надеюсь, вам было интересно и познавательно, и вы отлично провели время и знаете теперь о звёздах чуть больше. А ещё теперь сможете кому-то рассказать и, главное, показать созвездия северного полушария, как найти их на ночном небе, что это за рисунки видели среди звёзд наши предки, как они называются. А может, прочитать о них легенды и рассказать ещё больше. Ведь здорово же узнавать новое! И здорово делиться этими знаниями с другими. А ещё интересно фотографировать звёзды, можно использовать даже смартфон. Подробней об этом читайте в статье Как фотографировать звёзды.

И… почаще поднимайте голову к небу! Не только ночью, но и днём (конечно, с учётом безопасности). Ведь это такая простая, но при этом такая волшебная практика, которая помогает переключиться из состояния спешки и жизни в суете, в себя настоящего, в состояние баланса. Ведь для этого нужно выстроить связь со своим высшим Я, а для этого нужно как минимум замедлиться и отключиться от всего суетного. И завораживающее звёздное небо в этом очень помогает.

До встречи на нашей исследовательской станции Домовёнок-Арт! Гармонии вам как внутри, так и снаружи! И транслируйте на уровне чувств то, что хотели бы видеть в своей жизни! Ведь когда вы поднимаете голову к небу, вполне возможно, в этот момент ваши мысли кто-то слышит, а ваши чувства считываются как то, чего вам хотелось бы испытать. Что вы чувствуете?..

С любовью, командир корабля и звёздный экскурсовод Елена.

P.S. В ходе путешествия и написания этой статьи был использован секретный навигатор по космосу — классный помощник, оно же мобильное приложение StarWalk2. Рекомендую!

Мастер-класс

Название статьи
Как найти созвездия на ночном небе. Северное полушарие

Описание
Как найти созвездия на ночном небе в Северном полушарии. Увлекательная космическая прогулка. Изучим 15 ярких созвездий

Автор

Появление карты ночного звёздного неба

С незапамятных времён люди с благоговением смотрели на ночное небо, усыпанное мириадами сияющих звёзд. Наверное, ещё первобытные «астрономы», попытавшись понять, что же они видят, выяснили: почти все звёзды состоят из неких неизменных групп, которые могут смещаться на небосклоне и даже исчезать за горизонтом, но через некоторое время вновь возвращаются на свои места. Этим группам стали давать собственные имена: названия животных, мифических существ, легендарных героев и даже предметов обихода. Разные культуры сформировали разные системы наименований – учёные Древнего Китая, например, называли скопления звёзд именами императорских дворцов или помещений при них. Однако знакомыми нам именами 48 созвездий, видимых на ночном небосклоне Северного полушария, мы в основном обязаны древним культурам Европы и Ближнего Востока. Ещё 40 групп звёзд было выделено с начала XVI века – правда, почти все они видны лишь в Южном полушарии, так что древние греки и римляне, а также арабы о них ничего не знали.

Таким образом, на сегодня на небесной сфере мира определены и официально признаны Международным астрономическим союзом в общей сложности 88 созвездий.