Древние народы пуэбло

Общая информация

Название парка: Национальный парк Меса-Верде (Mesa Verde National Park)

Штат: Колорадо, США

Расстояния от Меса-Верде (Visitor Center):

  • Лас Вегас – 555 миль/888 км (9 часов) – через Гранд-Каньон
  • Гранд-Каньон (южная часть) – 280 миль/448 км (5 часов)
  • Пейдж – 226 миль/362 км (3 часа 40 минут)
  • Долина Монументов – 138 миль/221 км (2 часа 40 минут)
  • Парк Гусенек – 112 миль/179 км (2 часа 10 минут)
  • Кортес – 11 миль/17 км (15 минут)
  • Дуранго – 36 миль/58 км (40 минут)
  • Моаб – 125 миль/200 км (2 часа 5 минут)
  • Парк Арки – 130 мили/209 км (2 часа 15 минут) – до Visitor Center

1 миля ≈ 1,6 км

Краткое описание: Меса-Верде – парк, знаменитый своими скальными домами и более примитивными древними жилищами – руинами поселений живших тут некогда индейцев. Постройки относятся к 600-1300 гг. На территории парка вы увидите наиболее хорошо сохранившиеся образцы.

Порадует Меса-Верде и любителей панорамных видов, хотя, некоторые могут найти их не слишком живописными.

График работы: парк принимает гостей ежедневно в течение всего года.

Визитор-центр:

Chapin Mesa Archeological Museum:

  • с 23 мая по 1 сентября – с 7:30 до 19:00,
  • со 2 сентября по 1 ноября – с 8:00 до 17:00
  • с 23 мая по 18 октября – с 8:00 до 18:30,
  • с 19 октября по 1 ноября – с 8:00 до 17:00.

Стоимость посещения:

  • билет на автомобиль и всех пассажиров – 15 долларов (с 23 мая по 1 сентября) и 10 долларов (со 2 сентября по 31 декабря и со 2 января по 22 мая). Билет действителен в течение 7 дней.
  • индивидуальный билет (для тех, кто приехал в парк на автобусе в составе некоммерческой группы, велосипеде, мотоцикле, или пришел пешком) – 8 долларов (с 23 мая по 1 сентября) и 5 долларов (со 2 сентября по 31 декабря и со 2 января по 22 мая). Билет действителен в течение 7 дней.
  • Меса-Верде-пасс/ Mesa Verde Annual Pass (абонемент) – 30 долларов (действителен в течение года со дня покупки, распространяется только на посещение этого парка);
  • Общий годовой пасс/Annual Pass (абонемент) – 80 долларов (действителен в течение года и распространяется на все парки, входящие в систему национальных парков).

Размер парка: Сам по себе парк Меса-Верде весьма большой, но та часть, которая находится в поле зрения туристов, не такая уж и обширная. Проехать весь парк на машине можно за несколько часов.

Можно выделить несколько условных частей:

  • Часть дороги от Visitor Center до Far View Area (North Rim) Вдоль этого отрезка разбросано несколько смотровых площадок, которые осматриваются по ходу движения.
  • Wetherill Mesa Road Проезжая по этой дороге также можно посмотреть несколько вью-поинтов, а в конце посетить Step House и Long House – скальные дома.
  • Chapin Mesa Road Эта дорога приводит к археологическому музею и скальному жилищу Spruce Tree House. Также здесь берут начало несколько пешеходных трейлов.
  • Mesa Top LoopКольцевая дорога, проходящая мимо разных типов жилищ, позволяющих проследить развитие местных древних поселенцев.
  • Cliff Palace LoopДорога, ведущая к скальным жилищам Cliff House и Balcony House.

Мы с Андрюсиксом прокатились вдоль North Rim, по Chapin Mesa Road и Mesa Top Loop. Информация о других местах носит справочный характер, вы можете ее уточнить на официальном сайте.

Чем заняться в парке:

  • Прокатиться по парку на машине
  • Сходить в музей
  • Посетить скальные дома
  • Прогуляться в поход
  • Остаться на вечернюю программу (рассказы рейнджеров о парке и др.)
  • Стать участником фототура

Продолжение статьи: Что смотреть и как добраться до парка

  • 1

Рынок Кемеральти


Рынок Кемеральти. | Фото: jechstra / Flickr.

Подобный лабиринту рынок Кемеральти, простирающийся от площади Конак до древней Агоры, датируется XVII веком. Кроме торговых лавок сегодня здесь располагаются многочисленные магазины, закусочные, кофейни, рестораны под открытым небом, ремесленные мастерские, мечети и синагоги.

Потратьте день, чтобы исследовать эти многолюдные и красочные улочки, скрытые дворики, великолепные караван-сараи, и вы познаете настоящий Измир. Обязательно загляните в кафе между Кизларагаза Хан и мечетью Хисар, где подают знаменитый кофе по-турецки.

Адрес: Kızlarağası, Konak Mahallesi, 906. Sk. No:15, 35250 Konak/İzmir, Турция.

Парк культуры


Вид на Парк культуры.

Пожар 1922 года уничтожил большую часть центра города между Алсанджаком и Басманом, где на протяжении веков жили греки. Сегодня в этом районе находятся большой парк, популярный среди прогуливающихся пар и бегунов, и ярмарочная площадь.

Несмотря на то, что ежегодная Международная Измирская ярмарка Фуаризмир недавно была перенесена в новый дом в Газиемире, ярмарочная площадь в парке летом все равно не пустует. Находясь здесь, обязательно посетите впечатляющий Измирский музей истории и искусства.

Адрес: Kültürpark, Mimar Sinan Mahallesi, Kültürpark Hizmet Binası Mimar Sinan Mahallesi, Şair Eşref Bulvarı Kültürpark No: 50, 35220 Konak/İzmir, Турция.

Лучшие туры:

Американский древний город Пуэбло штата Колорадо

В отличие от своего мексиканского тезки американский город Пуэбло имеет более древнюю историю и не имеет возможности гордиться своими зданиями, построенными в пятнадцатом или шестнадцатом веке. Американский город Пуэбло, хоть и имеет с мексиканским общие испанские корни, но первые люди в этом городе появились еще в VI веке и были неплохими охотниками и уже умели выращивать кукурузу и батат.

Но их существенным отличием от своих сородичей жители этого региона умели возводить каменные жилища, благо континент Америка наградил их наличием неплохого строительного материала в виде вулканического базальта. Так что, в отличие от своих соседей жители древнего Пуэбло жили в каменных домах и имели возможность более надежно хранить свои продукты питания в каменных хранилищах.

Однако, как утверждают исследователи «жирную» точку в истории этого города поставила безжалостная засуха, посетившая этот город и его окрестности в одиннадцатом веке, которая продлилась ни много ни мало, а не многим более двадцати лет, заставив жителей Пуэбло оставить свои жилища и искать убежища на более плодородных землях.

Несмотря на прошедшие века Пуэбло так и не получило новых хозяев и на сегодняшний день самые интересные места Северной Америки расположены именно здесь, на лесистом плато Месса-Верде в заброшенном древнем городе Пуэбло.

В предыдущей статье автор писал про:Русская Калифорния. Форт Росс

Следующая статья автора будет про:Бруней

Главные достопримечательности

Некоторое время Сасси-ди-Матера оставалась мёртвым городом, куда изредка забредали тоскующие старики, чтобы взглянуть на свои покинутые дома, или наведывалась молодёжь в поисках мест встреч и развлечений.

Всё изменилось, когда в 1993 году Всемирная организация по охране памятников истории и культуры ЮНЕСКО признала скальный город с его уникальной системой водоснабжения достоянием человечества и взяло его под особую охрану.

Исторический центр Матеры стал превращаться в туристическую мекку, в которую потекли финансовые вложения на современное обустройство доступных каменных жилищ. Сегодня престижные гостиницы и ресторанчики оснащены водой и электричеством, а также интернетом и спутниковым телевидением, что не мешает получать неповторимые ощущения пребывания в атмосфере древнего скального города.

Закон запрещает какие-либо перестройки в историческом центре, что позволяет сохранять колорит Сасси-ди-Матера и его уникальные дома почти в первозданном виде.

Мировую известность местности принёс фильм Мэла Гибсона “Страсти Христовы”, снятый в Матере и городе-призраке Крако (Craco) в 2004 году. Вот трейлер:

В 2020 году на большие экраны вышел фильм “Неизвестная Италия. Матера – город из камня”, рекомендую к просмотру:

Парк рупестрийских церквей Матеры

Матеру часто называют итальянским Иерусалимом за схожесть с библейским городом и множество скальных церквей в округе. С 2007 года запись «Сасси-ди-Матера» в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО была продлена до «Сасси и парк рупестрийских церквей Матеры» (I Sassi e il Parco delle Chiese rupestri di Matera).

На территории, прилегающей к муниципалитетам Матера и Монтескальозо (Montescaglioso) разбросано около 150 скальных церквей, несущих на своих стенах отпечаток греко-восточной религиозной культуры. Часто вход в них скрыт растительностью или находится в труднодоступном месте на крутом склоне. Вероятно, они уже были местом поклонения до появления христианства, но как церкви стали обустраиваться бенедиктинскими и византийскими монашескими общинами начиная с VIII века.

Одной из старейших является скальная церковь Гротта-деи-Санти или Склеп первородного греха (Cripta del peccato originale), на стенах которой сохранился цикл изображений, относящихся к IX веку.

Церкви Сасси

Скальные церкви и монастыри с кельями сохранились и в городской черте Сасси-ди-Матера. В центре района Сассо Кавеозо выделяется скальная церковь Санта-Мария-де-Идрис (Chiesa di Santa Maria de Idris), высеченная в XII веке на вершине одноимённого утёса.

Среди других пещерных храмов стоит отметить Санта-Лючия-алле-Мальве (Chiesa Santa Lucia alle Malve) – XI век, архитектурный комплекс из четырёх церквей в центре большой монастырской общины Конвицинио-ди-Сан-Антонио (Convicinio di Sant’Antonio) –XI–XIII вв., расположенные рядом Мадонна-делле-Вирту (Madonna delle Virtu) и Сан-Никола-дей-Гречи (San Nicola dei Greci).

Скалистый ландшафт Сасси-ди-Матера претерпел значительные изменения в XV-XVII века из-за трансформации старых и строительства новых культовых сооружений. К таким относятся:

  1. Церковь Сан-Пьетро-Баризано (Chiesa di San Pietro Barisano) – самая большая церковь в старом городе, построенная около 1000 г. и представляющая собой переходной этап от скального храма с катакомбами к зданию наземной структуры;
  2. Великолепная церковь Сан-Пьетро-Кавеозо (San Pietro Caveoso) или Церковь Святых Петра и Павла, построенная в XIII веке и полностью отреставрированная в XVII веке с возведением фасада в стиле барокко и колокольни;
  3. Кафедральный собор Матеры или Собор Мадонны делла Бруна и Сант-Эустахио (Cattedrale della Madonna della Bruna e di Sant’ Eustachio) – апулийско-романская церковь XIII века, расположенная в самой высокой точке района Чивита и сохраняющая многочисленные произведения искусства;
  4. Барочная Церковь Сан-Франческо д’Ассизи (Chiesa di San Francesco d’Assisi), ядром которой стала небольшая подземная церковь, которую можно посетить, спустившись через люк в часовне;
  5. Церковь Чистилища, посвящённая мёртвым и украшенная изображениями множества черепов и скелетов.

Существование в современном мире такого города как Сасси-ди-Матера можно сравнить только с восьмым чудом света. Каждый, кто первый раз оказывается в этом месте, испытывает шок и восторг от увиденной картины древнего скального поселения.

Чтобы окунуться в прошлое и оценить красоту древней Матеры, советую затеряться в улочках и неспешно открывать для себя каждый уголок её бесценной истории.

Древнегреческий город Айгай


Древнегреческий город Айгай.

Айгай, или Немрут Калеси, – еще один поразительный древнегреческий и позднее древнеримский город, построенный примерно в III веке до н.э. Он расположен в провинции Маниса, в непосредственной близости от Измира.

Побродите по окруженным природой древним руинам города, который когда-то был важным святилищем Аполлона. Отсюда открывается красивый вид на деревню Юнтдай Кеселер, расположенную на вершине горы Гюн – части горного массива Юнт.

Адрес: Yuntdağıköseler Mahallesi, Aigai (Aeolis) Ancient City, Yuntdağıköseler Mahallesi, Yuntdağıköseler Köyü İç Yolu, 45110 Merkez/Yunusemre/Manisa, Турция.

Меса-Верде – город на съедобной равнине

С испанского «Меса-Верде» переводится как «зеленый стол»; эта местность, находящаяся на высоте 600 м над уровнем моря, и по сей день покрыта лесом, состоящим преимущественно из хвойных пород деревьев (в частности, здесь преобладает сосна съедобная). Первыми увидели скалистую равнину Меса-Верде испанцы, бродившие здесь во II половине XVIII в. в поисках пути из Санта-Фе. Они же и дали имя этим территориям. Однако самих анасазских поселений испанцы не увидели, потому что передвигались под определенным углом к скалам, и постройки древних пуэбло, таким образом, скрывались от них.

Предполагается, что анасазские жилища решились открыться двум старателям, случайно оказавшимся в Меса-Верде в 1873 г. Но полномасштабные исследования этой равнины начинаются только ближе к концу XIX в. при непосредственном участии Густава Норденшельда, сына знаменитого шведского полярного исследователя.

Древние пуэбло покинули эти края почти 900 лет назад, причиной чему стала великая засуха, начавшаяся в XII в. Другое обстоятельство, повлиявшее на миграцию индейцев, — нашествие племен с севера (команчей, уте, шошонов и др.), под натиском которых анасази переместились южнее.

В Национальном парке Меса-Верде и одноименной долине располагается несколько поселений древних пуэбло, в частности здесь же находится Скальный дворец — самая известная постройка анасази. Сейчас он сильно отличается от того сооружения, каким его увидел Норденшельд: то, что почти за 1000 лет не под силу было сделать природе, совершили мародеры. Они использовали деревянные крыши дворца в качестве топлива для костров, ломали стены, чтобы осветить внутренние помещения и упростить проникновение в них, вывозили во множестве бесценные артефакты, многие из которых оказались навсегда утерянными.

Сцены быта анасази на знаменитом газетном камне. Штат Юта, США

Скальный дворец кажется игрушечным конструктором

В Скальном дворце сохранилось 200 помещений, рассчитанных примерно на такое же количество человек, и 20 так называемых колодцев. Эти круглые башни, действительно напоминающие гигантские колодцы, — киву, храмы анасази. На дне их находятся скамейка и два отверстия. В одном из них разжигали костер, вокруг которого собирались жрецы-старейшины, в другое (сипапу — портал для общения с духами предков), возможно, вставляли статую-тотем. Долина Меса-Верде находится на территории штата Колорадо. Созданный в начале прошлого века для защиты поселений анасази от разграбления, этот парк сейчас занимает огромную территорию в 211 км2. Рекомендуется посещать его в теплое время года, так как многие строения зимой недоступны для туристов (например, Скальный дворец и Дом с балконом). Некоторые достопримечательности можно увидеть только с 19-километровой горной дороги, ведущей к Дому шагов и Длинному дому. Поэтому путешественникам следует готовиться заранее, может быть, и к трудному, но чрезвычайно интересному пути в прошлое Северной Америки.

Рынок Кизларагаси Хани


Рынок Кизларагаси Хани.

Отреставрированный османский бедестен (крытый рынок) Кизларагаси Хани, построенный в 1744 году, похож на бедестен, расположенный на знаменитом Гранд-базаре Стамбула. Сегодняшний его ассортимент рассчитан в первую очередь на туристов: большая часть выставленных здесь на продажу товаров – из отдаленного конца Великого шелкового пути, т.е. из Китая.

Но вот само здание Кизларагаси Хани, которое в свое время служило караван-сараем, чрезвычайно красивое и, несомненно, заслуживает внимания.

Адрес: Kızlarağası, Konak Mahallesi, 906. Sk. No:15, 35250 Konak/İzmir, Турция.

Литература

  • Индейцы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Morgan, «Houses and Houselife of the American Aborigenes» (1881)
  • Emerson, «Indian Myths» (1884; о том же масса статей в недавно основанном «Journal of American Folk-Lore)
  • Fi. Ratzel, «Völkerkunde» (1890, II, 525—710)
  • Дж. Фиске, «Открытие Америки» (перев. с кратким очерком древней Америки и испанского завоевания, М. 1892).
  • Гуляев В. И. Америка и Старый Свет в доколумбову эпоху / Отв. ред. д-р ист. наук А. Л. Монгайт. Академия наук СССР.. — М.: Наука, 1968. — 184 с. — (Научно-популярная серия). — 25 000 экз. (обл.)
  • Куприенко С.А. Источники XVI-XVII веков по истории инков: хроники, документы, письма / Под ред. С.А. Куприенко.. — К.: Видавець Купрієнко С.А., 2013. — 418 с. — ISBN 978-617-7085-03-3.
  • Талах В.Н., Куприенко С.А. Америка первоначальная. Источники по истории майя, науа (астеков) и инков / Ред. В. Н. Талах, С. А. Куприенко.. — К.: Видавець Купрієнко С.А., 2013. — 370 с. — ISBN 978-617-7085-00-2.
  • Тюрин Е. А., Зубарев В. Г., Бутовский А. Ю. История древней Центральной и Южной Америки / Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «История» / Под ред. В. Г. Зубарева, Е. А. Тюрина. — Изд. 3-е. — Москва: Директ-Медиа, 2013. — 302 с.

Дороги

Одним из самых захватывающих и интригующих аспектов инфраструктуры Ancestral Puebloan является система Chaco Road. Это система дорог, расходящихся от многих крупных жилых домов, таких как Пуэбло Бонито, Четро Кетль и Уна Вида, и ведущих к небольшим удаленным участкам и природным объектам в пределах и за пределами каньона.

С помощью спутниковых снимков и наземных исследований археологи обнаружили по крайней мере восемь основных дорог, которые вместе составляют более 180 миль (около 300 км) и имеют ширину более 30 футов (10 м). Они были выкопаны на гладкой ровной поверхности в коренных породах или созданы путем удаления растительности и почвы. Пуэблоанцы-предки, проживающие в каньоне Чако, вырезали в скалах большие пандусы и лестницы, чтобы соединить проезжую часть на вершинах хребтов каньона с участками на дне долины. Самая длинная и известная из этих дорог — это Великая северная дорога, которая берет свое начало от разных маршрутов, близких к Пуэбло Бонито и Четро Кетль. Эти дороги сходятся в Пуэбло-Альто, а оттуда ведут на север за пределы каньона. Вдоль дороги нет населенных пунктов, кроме небольших изолированных построек.

Экономическая цель дорожной системы Чако подтверждается наличием предметов роскоши в Пуэбло-Бонито и в других местах каньона. Такие предметы, как ара, бирюза, морские раковины и импортные суда, демонстрируют торговые отношения Чако с другими регионами на большие расстояния. Широкое использование древесины в постройках Чакоа — ресурс, недоступный на местном уровне — также требовал большой и простой транспортной системы. Анализируя различные изотопы стронция, археологи пришли к выводу, что большая часть древесины, из которой строятся чакоанские постройки, пришла из ряда далеких горных хребтов.

Дорожная система Чако, возможно, также играла символическую, идеологическую роль, связанную с верованиями предков пуэбло. Фактически, некоторые археологи предположили, что основная цель дорожной системы была религиозной, обеспечивая пути для периодических паломничеств и облегчая региональные собрания для сезонных церемоний.

Религиозное объяснение подтверждается современными представлениями пуэбло о Северной дороге, ведущей к месту их происхождения и по которой путешествуют духи мертвых. Согласно современным народам пуэбло, эта дорога представляет собой соединение с Шипапу, место появления предков или пространственный проем. Во время своего путешествия из шипапу в мир живых духи останавливаются на дороге и поедают пищу, оставленную им живыми.

Редкие скопления керамических фрагментов вдоль Северной дороги были связаны с каким-то видом ритуальных действий, проводимых вдоль проезжей части. Изолированные строения, расположенные на обочинах дорог, а также на вершинах скал каньона и гребней хребтов, были интерпретированы как святыни, связанные с этими видами деятельности. Такие элементы, как длинные линейные канавки, были прорезаны в коренных породах вдоль определенных дорог, которые, кажется, не указывают на конкретное направление. Было высказано предположение, что они были частью путей паломничества во время ритуальных церемоний.

Учитывая, что некоторые из этих дорог, кажется, никуда не ведут, было высказано предположение, что они могут быть связаны, особенно Великая северная дорога, с астрономическими наблюдениями, отметками солнцестояния и сельскохозяйственными циклами.

Астрономия, безусловно, играла важную роль в культуре Чако, что видно по выравниванию оси север-юг многих церемониальных построек. Многие чакоанские здания, возможно, были выстроены так, чтобы фиксировать солнечный и лунный циклы, требующие поколений астрономических наблюдений и столетий умело скоординированного строительства. Основные здания в Пуэбло-Бонито, например, расположены в соответствии с этим направлением и, вероятно, служили центральными местами для церемониальных путешествий по ландшафту. В Чако были найдены и другие археоастрономические свидетельства, такие как петроглиф «Солнечный кинжал» в Фахада-Бьютт.

Археологи соглашаются, что назначение этой дорожной системы могло измениться со временем и что система Chaco Road, вероятно, функционировала как по экономическим, так и по идеологическим причинам. Его значение для археологии заключается в возможности понять богатое и сложное культурное выражение древних обществ пуэбло.

Древний город Чичен-Ица

Известнейший древний город входящий в наследие Юнеско, с 2004 года внесенный в список современных чудес света. Несомненно архитектурная совокупность пережившая длительную историю. Как это ни странно своему созданию он должен бытьблагодарен племени Итцайцев, мигрировавших с Юго-Запада.

Великолепный образ космополитического мировоззрения и притом качественное планирование местности при строительстве. По местоположению зданий отслеживается и градостроительная изюминка. Астрономия и математика, знания активно используемые при их воссоздании.

Умение воспроизводить эхоподавление и работать со звуковыми потоками порождает мнения о возможностях пирамидальных комплексов. Ученые до сих пор экспериментируют обыгрывая различные идеи и вдобавок пытаются связать высоченные возвышенности между собой.

Среди основных строений Чичен-Ицы обсуждают:

  • Пирамиду бога ветра Кукулькана,
  • Королевский замок с нефритовым залом внутри,
  • Улитку, отнесенную к астрономическим наблюдениям,
  • Дворец войнов скрывающий кладезь мифов,
  • Колонады, идеально выстроенные в геометрическом пространстве,
  • Огромный стадион, вмещающий 7 маленьких площадок для игры в мяч,
  • Уникальные сооружения духовенства и элитарной власти.

Отображение доступное экскурсантам, отправляющимся из курортов Канкун, Ривьеры-Майя или Мериды. Мистическая уникальность, оставившее глубокий след в развитии общества Майя и Ацтеков.

Остатки архитектуры индейцев пуэбло

Между IX и XII в. предки нынешних индейцев пуэбло выстроили огромный «кооператив» Пуэбло-Бонито (на переднем плане) в каньоне реки Чако (северо-запад штата Нью-Мексико). По каньону тянутся дороги, которые соединяют аналогичные поселки, но иногда просто обрываются. Считается, что у их сети ритуальный смысл: возможно, это схема «индейского космоса». Селение из 700 комнат на 3 этажах в плане напоминало букву Э, которая дугой упиралась в обрыв, а южной, прямой, стороной выходила к речушке Чако.

Жилой комплекс образует на плане огромный полукруг, обращенный своей прямой стороной к югу – речушке Чако. Его 700 комнат расположены террасами – как бы амфитеатром – вокруг центрального двора. Входили в пуэбло по лестнице через его прямой фасад. Общая площадь комплекса – 1,5 га: это был самый большой в мире многоквартирный дом до 1882, когда этот «рекорд» был превзойден в Нью-Йорке.

В 1849 лейтенант армии США Джеймс Симпсон участвовал в карательной экспедиции против индейцев навахо в Нью-Мексико. Как-то он разбил лагерь у руин странного жилища – гибрида примитивной деревни и современного многоквартирного дома. Он записал свои впечатления в дневнике, который был опубликован в 1852: «В двухстах-трехстах ярдах ниже по каньону мы набрели на руины еще одного старого пуэбло, называемого Пуэбло-Бонито… Периметр его стен около 1300 футов (400 м). Судя по высоте, в нем было не менее четырех этажей с квартирами.

Сейчас на нижнем этаже можно различить 139 комнат… Несколько комнат среди развалин очень хорошо сохранилось. Стены одной из них сложены чередующимися слоями крупных и мелких камней – их закономерное сочетание производит очень приятное впечатление. Потолок этой комнаты тоже приятнее всех, что мы видели: его поперечные балки тоньше и многочисленнее, а лежащие поверх них продольные – диаметром всего около дюйма (2,5 см) и на удивление однородные. Они несколько напоминают окоренную лозу. С трех сторон этой комнаты находятся двери, каждая из которых ведет в соседнюю квартиру. Свет поступает через окно размером 2 фута х 8 дюймов (60 х 20 см) в северной стене».

Открытая Симпсоном террасированная постройка вызвала живейший интерес, но серьезные раскопки начались лишь через 50 лет. В конце XIX в. американские археологи выяснили, что Пуэбло-Бонито – это деревня, где в XII в. проживали порядка 1200 человек.

Где остановиться

Большинство туристов приезжают в Матеру на пару часов. Чтобы по-настоящему прочувствовать атмосферу древнего города и посмотреть главные достопримечательности, нужно провести здесь минимум 1 ночь.

Мы останавливались в уникальном отеле Caveoso, современные номера которого оборудованы в настоящих пещерах.

Из отеля открывается красивый вид на древний город и знаменитую церковь Санта-Мария-де-Идрис. На фото показан вид с балкона нашего номера вечером.

А на этом – вид на Матеру утром.

Согласитесь, сказка!

Если все номера забронированы, то рекомендую обратить внимание на отель Sextantio

Как перемещаться по парку

  • На велосипеде – тоже вариант, но, пожалуй, не самый лучший, хотя и возможный. Ездить по парку на велосипеде не запрещается, кроме некоторых нюансов (см. правила ниже). Однако, специальных велосипедных дорожек я нигде не заметила, а по трассе ехать не слишком комфортно, потому что придется ехать, то в горочку, то вниз, да еще полно крутых поворотов (даже на машине не везде комфортно).
  • На парковом атобусе-трамвайчике – такой курсирует в части парка Wetherill Mesa между достопримечательностями.
  • На экскурсионном автобусе – компания Aramark организует автобусные туры дважды в день. Они включают посещение достопримечательностей Mesa Top Loop и пешую экскурсию к одному из скальных жилищ.
  • Пешком – в парке имеется с десяток трейлов, в которые, при желании, можно прогуляться. Некоторые обязательны к посещению, другие могут быть исследованы по желанию. В одни можно сходить самостоятельно, а в другие – только в сопровождении гида-рейнджера.

Подробности читайте в статье про трейлы и достопримечательности.

Родина мексиканского барокко

Впервые древний город Пуэбла упоминается в хрониках испанских конкистадоров 1531 года, когда испанские завоеватели заложили первое порселение в Центральной части Мексики, строительство которого предполагалось не на руинах древних поселений индейцев, а на нетронутой территории, расчищенной испанцами от первобытного леса. И с учетом этого, практически вся архитектура древнего Пуэбло была выполнена в традиционном для того времени стиле барокко, что и послужило своеобразному подражанию всех остальных городов Мексики архитектуре именно этого города.

При этом стоит отметить, что первоначально древний город Пуэбло носил несколько иное название, а именно «Ciudad de los Ángeles», а именно «Город Ангелов», так как по преданию, тогдашнему епископу Джулиану Гарсес было явление ангела, который и указал место строительства этого города. Однако со временем укоренилось более простое его имя «Pueblo»(пуэбла, на испанский манер) – «Поселение», а имя «Города Ангелов» – «Лос-Анджелес» получил несколько иной город, расположенный в соседнем государстве, которое, как и Мексика омывается водами Тихого океана.

Однако для истинных ценителей древности этот город дорог далеко не барокко… Рядом находится древнейший архитектурный комплекс Большая пирамида Чолула. Она на десятки, а может и сотни лет старше египетских пирамид и в десятки раз грандиознее любой из известных пирамид.

Но все это великолепие до недавнего времени выглядело, как огромный глиняный холм, на вершине которого к тому же еще и соорудили католический храм. Примерно в 1910 году практически случайно были обнаружены при оползне первые постройки, и начаты раскопки…

Климатические условия. Погода

Климат в городе Демре умеренный – зимой характерны частые дожди, лето относительно засушливое. Самые высокие температуры приходятся на июль и август, где температура не поднимается выше 30 градусов по Цельсию, средняя – 26 градусов. Холодным месяцем считается январь – минимальная температура не выходит за пределы 3 градусов, а максимальная не поднимается выше 10 градусов. Месяц с самой высокой влажностью – декабрь (около 76%), минимальная влажность приходится на июль (54%).

Святой Николай с детьми

Лучше всего посещать Демре в июне, июле и сентябре – влажность воздуха меньше, осадков практически нет, температура воздуха и продолжительность дня больше.

Краткое описание

На юго-западе штата Колорадо на изрезанном каньонами плато Меса-Верде находится одноимённый национальный парк. Он создан в 1906 году для охраны 600 скальных жилищ, построенных индейцами анасази в VI—XIII веках.

Скальный дворец в парке Меса-Верде

В переводе с испанского «Меса-Верде» означает «зелёное плато». Название обусловлено местными пейзажами — плато покрыто хвойным лесом, в котором преобладают сосна колорадская, красивые можжевельники с сине-зелёной игловидной хвоей и юкка алоэлистная.

Первые люди на Меса-Верде появились в VI веке. Ранние анасази занимались охотой и собирательством, искусно плели корзины (отсюда и возникло название этапа — период «корзинщиков»). Их домами были обычные землянки.

В III периоде «корзинщиков» (около 400-700 гг.) обитатели «зелёного плато» освоили осёдлый образ жизни, научились культивировать кукурузу, возводить каменные и глинобитные постройки вдоль утёсов. Расцвет культуры анасази приходится на XI — XIII века. В это время на крутых скальных обрывах Меса-Верде проживало около 5000 человек.

Естественные ниши давали защиту от холода и зноя, а скрытое расположение поселений в горах обеспечивало безопасность анасази. По деревянным лестницам, нависающим над ущельями, индейцы выбирались на вершину плато, к своим огородам. Около 1300 года анасази покинули Меса-Верде и мигрировали на юг. В числе предполагаемых причин рассматриваются такие, как многолетняя засуха, исчезновение лесов, набеги кочевых племён и даже каннибализм.

Заключение

Поселение Таос-Пуэбло (штат Нью-Мексико) с тысячелетней памятью — это памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО: на его территории находится крупнейший памятник культуры древних пуэбло (анасази) из тех, что до сих пор используются по своему прямому назначению. Это настоящий глинобитный жилой комплекс на обоих берегах реки Рио-Пуэбло. Кроме того, здесь по-прежнему проживают потомки анасази, практически полностью изолированные от внешнего мира не только стеной вокруг поселения, но и своими крайне консервативными взглядами (например, до сих пор основное занятие жителей — ловля рыбы).

Дом елового дерева

Сипапу в Доме елового дерева

Скальный дворец

То, что не удалось коренным жителям Америки в Меса-Верде, в Таос-Пуэбло распустилось буйным цветом: община Таос слывет самой закрытой и поэтому самой сплоченной. Потомки анасази живут рука об руку, поэтому абсолютно любой житель Таос-Пуэбло готов прийти на помощь ближнему, когда нужно. Кроме того, каждый пуэбло должен принести в жертву свои интересы в пользу общинных. Так что, несмотря на далекость потомков анасази от привычного нам цивилизованного общества, у них можно многому поучиться…

Факты

  • Название плато переводится с испанского как «Зеленый стол», так как оно покрыто хвойным лесом с множеством съедобных растений.
  • ЮНЕСКО: В 1978 году национальный парк был включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
  • Площадь Национального парка Меса-Верде составляет 211 кв. км.

Поделиться ссылкой

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Росспектр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: