Этрусские некрополи в черветери и тарквинии

История открытия Аркаима

Аркаим – это укрепленное поселение (городище) бронзового века в степной зоне на юге Челябинской области. Был найден учеными в июне 1987 года во время археологического обследования территории, которая должна была уйти под воду в результате постройки Большекараганского водохранилища.

Ученым-археологам удалось добиться отсрочки затопления территории на два года. Их активно поддерживал и директор Эрмитажа академик Б. Б. Пиотровский. Позже от планов строительства водохранилища и вовсе отказались. Аркаим удалось отстоять.

В 1991 году начались масштабные раскопки Аркаима под руководством Г.Б. Здановича. Была вскрыта примерно половина площади поселения. Впервые в Зауралье был применен метод реконструкции, сделаны рисунки и макеты внешнего вида поселения. В том же году территорию вокруг городища объявили заповедной зоной, формально присоединив как филиал к Ильменскому минералогическому заповеднику (казалось бы, что общего?!).

Среди находок в Аркаиме: гончарные изделия и инструменты гончаров, формы для отливки изделий из металла, наковальни, наконечники стрел, лошадиные сбруи, погребения младенцев в стенах жилищ, останки домашних животных, водопровод, стоковая канализация.

В 1990-е годы Аркаим получил большую известность и популярность. Помимо Аркаима археологи нашли поблизости еще пару десятков древних поселений, в комплексе назвав их «Страной городов». Наиболее известное – поселение Синташта.

Тарквиния, достопримечательности Тарквинии, что посмотреть, где поесть

Отдых в Тарквинии: история, достопримечательности, рестораны, экскурсии, развлечения. Что посмотреть, где поесть. Фотографии и отзывы о Тарквинии.

Итальянский город Тарквиния находится от Рима примерно в 90 км в северо-западном направлении, и относится к региону Лацио. Город расположен на реке Марта и несколько удален от побережья Средиземного моря.

Тарквиния – это один из древнейших городов этрусской цивилизации. Согласно мифологии город основал Тарк, сын или брат Тиррена из рода Тарквиниев. Именно наследие этрусской цивилизации притягивает сюда множество туристов. Именно в Тарквинии можно увидеть древние расписные гробницы этрусков, которые находятся под охраной ЮНЕСКО. Кроме того, здесь великолепный музей этрусской цивилизации, который считается лучшим за пределами Рима.

Достопримечательности Тарквинии

Конечно же, главные достопримечательности Тарквинии связаны с этрусками, и одна из интереснейших достопримечательностей города – некрополь Монтероцци. Расположен некрополь в 20 мин. ходьбы от центра Тарквинии. Он представляет собой огромное древнее захоронение в 6 тыс. могил, включающее в себя и около 200 гробниц, расписанных когда-то этрусками. Посетители могут осмотреть некрополь во все дни недели, кроме понедельника, с 8.30 до 16.30. Желающие могут приобрести за €8 комбинированный билет, который позволит увидеть не только некрополь, но и Национальный музей.

Расположен Национальный музей на Пьяцца-Кавур, в великолепном готическом здании 15в. – дворце Палаццо-Вителлески. Коллекция музея включает в себя экспонаты, найденные при раскопках этрусского некрополя. Здесь представлены и саркофаги, и вазы с росписью и искусной резьбой, и золотые украшения, но настоящей гордостью музея является шедевр этрусских мастеров – терракотовая скульптура, изображающая двух крылатых коней. Когда-то она украшала храм Ара-делла-Реджина. Как и некрополь, музей не работает в понедельник, в остальные дни он открыт с 8.30 до 19.30. Стоимость билета — €6, дети и подростки до 17 лет могут посещать Национальный музей бесплатно.

Интересны и церкви Тарквинии. Непростая судьба у кафедрального собора Санта-Маргерита. В 1643 году здание сильно пострадало от пожара, но все же было восстановлено. Внутри до сих пор можно увидеть удивительные фрески Антонио да Витербо 16 века. Фрески изображают житие Пресвятой Богородицы. В Тарквинии стоит увидеть и две церкви 12 века: Сан-Джакомо и Сантиссима-Аннунциата. Первая построена в романском стиле, в ней до 19 века располагался женский монастырь одного из святых орденов, вторая – долгое время была известна как Сан-Пьетро-дель-Весково, и построена, как можно дагадаться, в честь апостола Петра.

Вообще, даже просто прогуляться по городу будет очень приятно и интересно. Говорят, что Тарквиния как мини-версия Сан-Джиминиано, а этот город славится своими средневековыми башнями. За получением нужной информации можно обратиться в туристический офис города Тарквиния на Пьяцца- Кавур, 1. Время работы – с 8.00 до 14.00, выходной – воскресенье.

Обязательно осмотрите окрестности города. В 25-40 км от города есть несколько этрусских городов – Тускания, Вульчи, Черветери, в которых также сохранились этрусские некрополи. В 45 км от города Тарквиния, в Витербо, стоит папский дворец (в нем понтифики скрывались от смут 3-й четверти 13 века), прекрасно сохранился квартал пилигримов. Из порта Чиаитавеккьи, что в 25 км от города, можно на пароме отправиться на остров Сардиния.

Кулинария и рестораны

В любом итальянском городке стоит попробовать блюда местных поваров. Не просто так весь мир полюбил итальянскую кухню. В Тарквинии необычайно вкусны суп по-домашнему с овощами, беконом и хлебом; феттучини с грибами; спагетти с перцем и сыром; ньокки, стоццапрети и паста с орехами.

Как добраться

До самой Тарквинии можно добраться на поезде, автобусе или автомобиле из Рима. Автобусы отправляются от автовокзала Сакса Рубра. Билет стоит около € 4, дорога займет полтора часа. Поезд довезет вас до Тарквинии за это же время, только стоимость билета € 7. Отправление со станции Термини. На автомобиле нужно ехать до Чивитавеккьи по автостраде А12, затем по Аврелиевой дороге, SS1. Расстояние между Римом и Городком Тарквиния – 90 км.

Этруски – кто они?

Мы не знаем самого главного — кто такие этруски и откуда появились в Этрурии. Есть разные версии на этот счет. Их внезапное появление «как бы из ниоткуда» приблизительно в VIII в. до н. э. дает основание говорить об их иноземном происхождении. Так, греческий историк Геродот утверждал, что этруски (или тиррены, как их называли в древности) приплыли с востока, из Лидии. В трудах римлянина Тита Ливия есть указание на то, что этруски пришли с севера. Другой грек, Дионисий Галикарнасский, возражая Геродоту, доказывал, что этруски — народ местный. Все же наиболее основательной пока считается теория их ближневосточного происхождения, на что указывают некоторые формы зодчества, имена, божества и другие свидетельства.

В VII–VI вв. до н. э. этруски подчинили практически все западное Средиземноморье и построили такие крупные города, как Цере, Тарквинии, Клузий, окружили их массивными оборонительными стенами, распланировали развитую сеть городских кварталов, мостов, каналов и дорог. Именно в этот период этруски достигают наибольшего могущества. Этрурия того времени представляла собой сеть независимых городов-государств, управляемых царями. В VI–V вв. до н. э. 12 самых крупных из них образовали союз, столицей стали Тарквинии.

К этому времени в большинстве этрусских городов начали править выборные должностные лица — представители местной аристократии. Остается неясным, перешли ли подобно греческим полисам-государствам этрусские города к демократии или были гражданскими общинами. Все же они не были совсем автономными — об этом говорит существовавшая система союза городов.

Расцвет цивилизации этрусков был недолговременным, и уже к началу V в. до н. э. начинают проявляться первые признаки кризиса. Вызван он внутренними и внешними причинами: аристократические кланы ведут постоянную борьбу за власть, на море этрусков теснят греки. В середине V в. до н. э. этруски теряют власть над Кампанией, да и этрусский род Тарквиниев изгнан из Рима. Попытка Порсены, царя города Клузия, вернуть этот род обратно к власти заканчивается неудачей. Уже к IV в. до н. э. этруски борются с одной стороны против натиска римлян, с другой — против галлов. К III в. до н. э. этруски начинают романизироваться, хотя влияние между римской и этрусской цивилизациями можно назвать взаимопроникающим. Так что в этом отношении более справедливо говорить, что к этому времени этрусская цивилизация не поглощается римской (хотя внешне так оно и выглядело), а полностью с ней сливается.

Золотые этрусские браслеты филигранной работы

Богатые сокровища, найденные при археологических раскопках усыпальниц и городов, дают представления об этрусской цивилизации, которые получают подтверждения при сопоставлении с литературными свидетельствами греков и римлян.

Еще один неразгаданный вопрос: была ли эта цивилизация самобытной или же подражала своим более развитым соседям?

Самые знаменитые этруски

После того как Рим подчинил всех этрусков, они не сошли полностью с исторической арены, а продолжали играть активную роль в римском обществе. Так, из Этрурии происходили самые первые римские цари (семь римских царей были из рода Тарквиниев). Можно смело утверждать, что этруски стали и первыми основателями Рима.

Друг императора Октавиана Августа, покровитель поэтов Гай Цильний Меценат, чье имя стало нарицательным, был потомком этрусского знатного рода из города Арреций. Происходили из этрусских городов и многие римские поэты — Публий Вергилий Марон, Авл Персий Флакк, Секст Проперций. Ближайший друг знаменитого римского оратора Цицерона, Авл Цецина, принадлежал к древнейшему этрусскому роду. Кстати, последним в династии и, пожалуй, последним этруском в мире был епископ Цецина, умерший в 1765 г.

город трёх времен — La Tua Italia

Выбирайте – можно купаться в тёплом Тирренским море с захватывающим видом на гору Монте Арджентарио, загорать на развалинах древнего порта Грависка, изучать знаменитый некрополь Монтероцци или гулять по романтичному средневековому городу.

История

В Тарквинии есть места, в которых кажется, что время остановилось. Например, церковь святого Иакова XII века на краю города, открытая для всех желающих, но совершенно пустая. Здесь чувствуется дыхание ушедших веков, какая-то завораживающая тишина, нарушаемая лишь смиренным звоном колоколов. Поскрипывающие ворота на ветру, поросшие плющом большие вазы, лепнина. Как будто игрушечные средневековые дома и улочки, такие как виколо Сегрето (ит. «секретный переулок») придают городу особую романтику.

В сущности, есть две Тарквинии: этрусская и современная. Сейчас на месте древней этрусской Тарквинии остались развалины акрополя, порта и других строений, современная же Тарквиния раньше называлась Корнето.

Считается, что этруски, основатели древнейшей цивилизации на территории Италии, прибыли из Малой Азии. Их новая итальянская родина, Этрурия, располагавшаяся на месте нынешней Тосканы, Умбрии и Лацио, не была единым государством в современном понимании. Это был союз 12 городов, в случае войн выступавших вместе против врага. Старинный этрусский город Таркна (Tarkna), на латинском Тарквинии (Tarquinii), находился примерно в 10 км от побережья Тирренского моря на холме, возвышающемся над долиной реки Марта. Сейчас это совсем небольшая речка, а тогда она была широкая и судоходная и доходила до моря. Удачное расположение города способствовало торговле.

Самые древние археологические свидетельства о жизни в Тарквинии восходят к XII веку до н.э. Цицерон называл Тарквинию «самым богатым городом Этрурии», а ещё она стала первым этрусским городом, который начал торговые и культурные отношения с Грецией: порт Тарквинии открыл этрускам ворота в греческий мир и в Восточное Средиземноморье.

В IV веке до н.э. Тарквиния встала во главе Сою

Тарквиния (Tarquinia), регион Лацио, окрестности Рима, Италия

Главная > Италия > Регион Лацио

Древний этрусский город Тарквиния, coгласно легендам, был ocнован в VII вeкe дo н.э. В Средние вeка нa этoм мecте возник город Корнето, oднако в 1920-х гoдaх, вo вpeмена пpaвления Муссолини, он был переименован в Тарквинию.

Это было нe вполне точно, так кaк древнее поселение наxoдится нa некотopом отдалении oт тoго мecта, гдe cтoит coвpeменный город, нo отвечало духу вpeмени — стремлению вспомнить и возродить величие Древнего Рима и его предшecтвенников.

Достопримечательности Тарквинии:

В городе сoxpaнился сpeдневековый цeнтр, oднако туристы чаще всeгo приезжают сюда, чтoбы посмотреть нa памятники древности. Большая их часть выставлена в Национальном музее Тарквинии (Museo Nazionale Tarquiniese), в здании дворца Вителлески (Palazzo Vitelleschi, XV в.).  Здecь мoжно yвидeть рocписи и артефакты из знaмeнитого некрополя, распoлoженного к югу oт города, в 15—20 минутах ходьбы. нa теppитории некрополя наxoдится бoлee 6000 усыпальниц разных вpeмен и cтилeй, пo котopым мoжно судить кaк об этрусском искусстве, так и о повседневной жизни этого народа.

Национальный музей Тарквинии

Большая коллекция археологических находок расположена в великолепном Палаццо Вителлески  (Palazzo Vitelleschi). Строительство здания  в стиле Ренессанс было начато в 1436 году и завершено примерно в 1480–1490 гг.

  • Palazzo Vitelleschi — Piazza Cavour — Tarquinia (Viterbo)
  • Время работы: вт–вс 08.30–19.30
  • Закрыто по понедельникам, в рождество и на Новый год
  • Билеты: € 6,00 — льготный € 3,00

Комбинированный билет: археологический музей + Некрополь: € 8,00 — льготный € 4,00 Вебсайт

Некрополь Тарквинии

  • Ara della Regina Tarquinia
  • Tarquinia Necropolis
  • Strada provinciale Monterozzi Marina — Tarquinia (Viterbo)
  • вт–вс 09.00 – зa час дo заката
  • Закрыто по понедельникам, в рождество и на Новый год
  • Билеты: € 6,00 — льготный € 3,00
  • Комбинированный билет: археологический музей + Некрополь: € 8,00 — льготный € 4,00
  • Вебсайт

Дуомо Тарквинии

Дуомо или Кафедральный собор Тарквинии раньше был построен в романско-готическом стиле, но после пожара 1643 года был перестроен. От первоначального здания в пресвитерии сохранились фрески работы Антонио дель Массаро.

Церковь Санта Мария ди Кастелло

Интерьер церкви сделан в виде нефа с двумя боковыми проходами, разделенными массивными колоннами с палео-христианскими капителями и фризами

Стоит также обратить внимание на окно-розу в нефе и несколько мраморных работ древнеримских мастеров

Другие достопримечательности Тарквинии

  • Церковь Сан Панкрацио (San Pancrazio): в романско-готическом стиле
  • Церкви Сан Джакомо и Сантиссима Анунциата (San Giacomo и Santissima Annunziata), — две церкви, показывающие арабское и византийское влияние showing different Arab and Byzantine influences
  • Церковь Сан Мартино (San Martino): романская церковь 12-го века
  • Церковь Сан Джованни Баттиста (San Giovanni Battista):  церковь 12-го века с элегантным окном-розой на простом фасаде,
  • Палаццо Коммунале (мэрия), построено в романском стиле в начале 13-го века и перестроено в 16-м веке.
  • Многочисленные средневековые башни, включая башню Данте Алигьери
  • Палаццо деи Приори — дворец Приора (Palazzo dei Priori). Фасад, переделанный в стиле Барокко, выделяется массивной внешней лестницей. В интерьере дворца сохранился цикл фресок 1429 года.

Tarquinia DOC

Под защищенным названием DOC Tarquinia производят красные и белые игристые (frizzante) вина. Урожай винограда ограничен 12 тоннами на гектак, а в конечных винах содержится минимум 10.5% алкоголя.

Красные вина Тарквинии представляют из себя смесь сортов винограда минимум 60% Sangiovese и/или Montepulciano, до 25% Cesanese и до 30% других местных сортов красного винограда, как, например, Abbuoto. Белые вина Тарквинии состоят из по крайней мере 50% винограда сорта Trebbiano и/или Giallo, до 35% Malvasia и до 30% других местных сортов винограда, за исключением Pinot grigio, который специально исключен из DOC Tarquinia.

Борьба за власть в Риме

Сервий Туллий стал полноправным правителем Рима, пообещав Танаквиль отомстить за смерть её мужа. Увы, его самого ожидала незавидная участь. У Сервия было две дочери, которых он выдал замуж за сыновей (в некоторых пересказах преданий – за внуков) Тарквиния Древнего. К сожалению, старшая сестра и супруг младшей дочери умерли. Как рассказывают легенды, их отравила младшая дочь Туллия, что хотела стать супругой гордого Луция, приходившегося мужем её сестре.

Мечты Туллии сбылись, но её новый муж был горд и амбициозен. Благодаря поддержке супруги он устроил переворот, после чего занял престол Рима. Появившийся у стен сената Сервий Туллий, законный царь, что к тому моменту уже был стариком, потребовал, чтобы самозванец покинул священное место. Опасаясь того, что Сервий соберёт своих соратников и свергнет его, Луций приказал убить прежнего правителя.

Луи Жан-Франсуа Лагрене «Убийство Сервия Туллия», 1770 год

История Тарквиния Древнего тесно переплетается с судьбами его воспитанника, Сервия Туллия, и последующего правителя Рима, Луция Тарквиния. Рассказы о Тарквинии Древнем наполнены легендами и мифическими историями, что, тем не менее, чередуются с достоверными фактами, известными римлянам. Они открывают нам жестокость и суровые законы, по которым жили не только простые люди, но и представители власти в древнем мире.

На обложке: Фрагмент картины Якопо дель Селлайо «Тарквиний Приск входит в Рим», 1470 год. Местонахождение: Художественный музей, Кливленд, США

Гробницы Тарквиний

Гробницы Тарквиний, пожалуй, лучше всего сохранились до наших дней. Исследуя их, мы можем наиболее полно восстановить культуру и мировоззрение этрусков, ознакомиться с формами их изобразительного искусства, да и просто сквозь пелену прошедших эпох немного приблизиться к этой таинственной цивилизации.

Многие этрусские гробницы были вырезаны прямо в скале

Вход в одну из гробниц в Тарквиниях

На холме Ла-Чивита, в пределах современного города, возвышаются развалины античного города этрусков — акрополь. За чертой нынешней Тарквинии находится этрусский некрополь с расписанными гробницами. В некрополе, также известном как Монтероцци (по названию холма, на котором он располагается), насчитывает около шести тысяч каменных могил. Одни вырублены прямо в скалах, другие выкопаны под землей. Над входами в гробницы со стороны холма в наши дни построили маленькие домики, которые благодаря постоянному микроклимату лучше сохраняют античные росписи.

200 гробниц украшены расписными фресками, изображающими сцены из жизни этрусков, фигуры их божеств и различных животных. В 80 гробницах можно увидеть рисунки человеческих фигур. Сегодня лишь 20 расписанных гробниц открыты для посещения, в остальные могут заходить только исследователи и реставраторы (причина очевидна — чтобы не нарушать микроклимат, необходимый для сохранения античной живописи).

Этрусский склеп, типичный образец V в.

Эти росписи — самая большая коллекция античной живописи в мире, всех фресок хватило бы для заполнения большой художественной галереи. Среди самых известных гробниц можно назвать гробницы Триклиния и Тифона (названы по именам погребенных в них людей), Быков, Леопардов (по названию изображенных в них животных).

Большая часть сохранившихся росписей выполнена в технике фрески. Сначала стены увлажняли, затем покрывали штукатуркой, далее заостренной палочкой делали набросок, и только потом контуры обводили краской. На ранних фресках Тарквиний голова и ноги расположены в профиль, а плечи — анфас. Позднее, ближе к эллинистическому периоду, появляется перспектива и повышается мастерство росписи.

Музыкант. Гробница Триклиния, V в. до н. э.

Одна из первых фресок появилась в гробнице Быков (середина VI в. до н. э.). В ней расписана одна стена напротив входа. Под фронтоном находятся изображение двух быков и эротические сцены. На главной стене — сюжет греческой мифологии: Ахилл поджидает в засаде сына царя Трои Приама.

Фрески в гробнице Триклиния и Леопардов (V в. до н. э.) изображают пирующих людей. Слева и справа от дверного проема нарисованы фигуры всадников, на стене напротив двери — три пиршественные ложи. На боковых стенах — пять танцоров и музыкантов. Движения фигур изящны, переданы максимально реалистично.

Сцена пира. Гробница Леопардов, V в. до н. э.

Рисунок в гробнице Охоты: хищник догоняет жертву

Помимо праздничных и мифологических сюжетов, фрески изобилуют сценами быта этрусков. Об этом говорят и названия гробниц: Охоты и Рыбной ловли. Весьма необычна гробница Наказания: можно увидеть сцену, как один человек наказывает другого. Что хотели сказать этим этрусские художники, можно только гадать. Может, намек на страдания грешников в том мире?

Этрусские фрески с художественной и исторической точек зрения бесценны. Да, мы не знаем языка древнего народа, не знаем многого и о других сторонах его жизни. Но рисунки, сохранившиеся через три тысячелетия, могут поведать о мировоззрении ушедшей в небытие цивилизации…

Фреска из гробницы Ягуаров

Царствование Тарквиния Древнего

Общаясь с Анком Марцием, Тарквиний Древний проникся сутью государственных вопросов, знал, как решить многие проблемы, возникающие в городе, детально изучал законы. Всё это время Танаквиль старательно укрепляла в муже честолюбивые помыслы.

Когда же прежний римский царь умер, Тарквиний отправил на охоту двух его сыновей, а во время их отсутствия обратился с речью к народу. Слова Тарквиния звучали настолько убедительно, что римляне единогласно избрали его своим новым правителем.

Хочу заметить, что этот царь был не первым иноземцем, ставшим во главе Рима. Кроме того, решение римлян не стало ошибкой. Ряд победоносных войн дал возможность Тарквинию Древнему присоединить к Риму земли сабинян и латинян.

Фрагмент гобелена со сценой коронации Луция Тарквиния Приска, между 1475 и 1485 годамиМестонахождение: Коллекция фламандских гобеленов, собор Самора, Испания

Но даже после окончания успешных военных походов правитель умело направлял свою энергию – теперь уже на укрепление границ, повышение уровня жизни в Риме. Во время войны с сабинянами пленниками стали женщина и ребёнок, которых принял Тарквиний Древний. Они счастливо жили в его семье, но вскоре мать мальчика умерла. Малыш, названный Сервием Туллием, остался жить с Тарквинием.

Однажды ребёнок лежал в своей колыбели, когда вдруг начался пожар. Слуги тут же побежали за водой, но мудрая Танаквиль остановила их. Она поняла, что пламя имело необычное происхождение. Несколько минут оно пылало на досках у изголовья постели Сервия, но затем погасло. Танаквиль сказала, что это было знамением богов: возможно, Сервий Туллий станет в будущем их защитником.

Петра — город цвета красной розы

Петра со всех сторон окружена высокими скалами, и до сих пор попасть в неё можно только через узкий километровый развал в громаде песчаника. Это ущелье запечатлел Стивен Спилберг в фильме «Индиана Джонс и последний крестовый поход». Согласно библейскому преданию, именно в этих краях Моисей, выводя израильский народ из Египта, стукнул посохом по скале, и от удара образовалось ущелье Сик, из которого забил родник. Но поскольку посох Моисея был сучковатый и кривой, то и туннель получился петляющим. Когда путешественники пройдут по тропе между бурыми скалами, из полумрака перед ними предстанет храм-усыпальница Эль-Хазне с изящными колоннами — самый впечатляющий памятник Петры, вырезанный из гигантского монолита.

Храм Ад-Дэйр

Он имеет высоту 42 метра. На фасаде мавзолея заметны следы от пуль: бедуины верили, что в здании спрятаны сокровища, но их поиски не увенчались успехом. Клад до сих пор никто не нашёл. Всего в Петре насчитывается более 800 достопримечательностей. Храмы и склепы, римские колоннады и амфитеатр на 3000 мест, дворцы вельмож, бани и каналы — всё это вытесано из камня. На территории Петры работает Археологический музей, где представлены скульптуры и предметы быта набатеев. Ранним утром и на закате, когда лучи солнца подсвечивают красный песчаник, скалы причудливо переливаются пурпурными, розовыми и оранжевыми оттенками.

Набатейский амфитеатр

В 1845 г. англиканский священник Дж. У. Баргон дал Петре поэтическое прозвище, охарактеризовав её в одной из своих поэм как «город цвета красной розы, почти такой же древний как само время».

Источники

  • Р. Лейтон, Тарквиния, этрусский город (Дакворт, Лондон, 2004 г.).
  • В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в всеобщее достояние: Эшби, Томас (1911). «Тарквиний «. В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 430. Эта работа, в свою очередь, цитирует:
    • Л. Дасти, Исторические сведения об археологии Тарквинии и Корнето (Рим, 1878 г.)
    • Г. Деннис, Города и кладбища Этрурии (Лондон, 1883 г.), т. 301 кв.
    • Notizie degli Scavi, пассим, особенно 1885 г., 513 кв.
    • Э. Борман в Corp. Inscr. Лай., xi. (Берлин, 1888 г.), стр. 510 кв.
    • Г. Кёрте, «Этрускер» в Паули-Виссова, Realencyklopädie, vi. 730 кв.

Сокровище Этрурии

Сегодня на месте древних Тарквиний стоит городок с похожим названием — Тарквиния. Расположен он в 90 км севернее Рима в живописной местности. История этого города насчитывает три тысячелетия и может поведать многое об этрусках, сделавших небольшое поселение столицей своей цивилизации.

На месте города, основанного приблизительно в VIII–VII вв. до н. э. на реке Марта, до этого стояло поселение местных жителей, которых вытеснили этруски. По преданию, город был основан выходцем из Лидии, неким Тархоном. В истории этого города было многое: и периоды расцвета, и трагические времена истребления всех жителей.

Так, Тарквинии, вероятно, были центром (то есть столицей) союза двенадцати этрусских городов. Город уже в древности был соединен дорогой с Римом, что говорит о его значимости. Славился он льняными изделиями, керамикой и другими предметами быта, которые ценились во всем Средиземноморье.

После римско-этрусских войн 359– 351 и 310–308 гг. до н. э. город начал терять самостоятельность. Во время этих войн почти все жители Тарквиний были истреблены, а город утратил свое величие, превратившись в небольшое поселение, население которого после этих событий быстро романизировалось, а этрусская цивилизация сошла с исторической сцены навсегда.

Сегодня область, в которой располагается город, названа Этрурией как напоминание о тех, кто здесь жил три тысячелетия назад. Сохранились и другие доказательства былого величия цивилизации: массивные остатки городских укреплений, различные археологические находки, древний фундамент, терракотовые рельефы большого храма, саркофаги, украшенные скульптурами, и многочисленные росписи в подземных усыпальницах (VII–I вв. до н. э.). Масштаб этих находок, несомненно, свидетельствует о том, что в древности Тарквинии были крупным экономическим, культурным и административным центром. Но что мы знаем о жителях города?

Ритуал основания города

Основание города для этрусков в первую очередь было священным ритуалом, в котором отразились их представления о городе как о модели Вселенной. Поэтому, прежде чем заложить первый камень, они узнавали волю богов по полету птиц. Затем жрец определял священное место — центр города. Через него проводили две оси: одну — с востока на запад, вторую — с севера на юг. Основатель города, покрыв голову платком, прокладывал плугом с бронзовым лемехом борозду вокруг границ будущего поселения.

Плуг тянули бык и нетель (неотелившаяся корова): бык — с внешней стороны круга, чтобы город мог устоять от врагов, нетель — с внутренней как символ будущего изобилия. Борозда в представлении этрусков выполняла ту же роль, что и крепостные стены. Она разделяла два мира: тот, который находился под защитой богов, и тот, который был ее лишен. Именно на месте борозды возводились впоследствии крепостные стены. Переход через нее или застройка вала считались религиозным преступлением и карались смертью.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Росспектр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: