Пещера ласко

НЕВИДИМАЯ ОПАСНОСТЬ

Рисункам на стенах пещеры Ласко угрожают сразу несколько больших напастей: углекислый газ, выдыхаемый множеством посетителей, испарение воды, слишком высокая температура и искусственное освещение.

Пещера Ласко совсем небольшая, состоит из нескольких галерей, рисунки и гравюры находятся преимущественно в верхней части пещеры.

Анри Брайль предложил свою схему пещеры с названиями, которыми пользуются и поныне. Они отражают характер рисунков (Зал быков) или внешний вид помещения (зал Апсида, Неф).

Иногда Ласко называют Сикстинской капеллой первобытной живописи, Доисторическим Версалем и Французской Альтамирой. На сегодня в пещере обнаружено и тщательно описано около двух тысяч доисторических рисунков и гравюр, разделенных на три группы по тематике: люди, животные и символы. Также были найдены многочисленные артефакты: орудия из камня и кости, украшения, светильники.

Самая яркая «экспозиция» — в Зале быков: здесь изображены зубры, лошади, олени и один медведь. Рисунки в зале имеют очень большой формат, некоторые достигают 5 м в длину. Понятно, что для создания столь монументальных «полотен» древние строили подобие лесов.

В прочих залах встречаются гигантские изображения оленей, баранов, коров и носорогов. Весьма необычно изображение лошади анфас: как правило, древние рисовали зверей в профиль.

В пещере немало загадочных изображений. В частности, один из художников древности оставил на стене пещеры рисунок странного существа с рогом на лбу, напоминающего единорога. Среди настенных изображений также есть геометрические фигуры и цветная плоскость, разделенная на равные квадраты. Наконец, есть здесь и зарисовка человека с птичьей головой. Существует несколько теорий относительно того, чем объясняется появления на стенах пещеры столь необычных изображений. Согласно одному из предположений, пещера Ласко — храм каменного века, а рисунки — иллюстрации к легендам и сказаниям, смысл которых мы уже никогда не узнаем.

Благодаря открытию пещеры Ласко человечеству удалось узнать многое о жизни своих предков. Однако для самой пещеры расконсервация не прошла бесследно. Атмосферный баланс был нарушен, и это создает угрозу сохранности древних рисунков.

В 1955 г. появились первые признаки повреждения рисунков, причиной стал избыток углекислого газа, выдыхаемого посетителями и действовавшего на рисунки почти как кислота. Тогда же в Ласко установили особую систему вентиляции для восстановления баланса.

Едва специалисты управились с этой проблемой, как появилась другая: в 1960 г. в Ласко объявилась «зеленая болезнь»: все тот же переизбыток углекислого газа, слишком высокая температура и искусственное освещение создали условия для распространения колоний микроводорослей на стенах. Одновременно дала себя знать «белая болезнь»: на стенах стал оседать слой кальцита, грозивший уничтожить бесценные рисунки. В 1963 г. вход в пещеру был временно запрещен для всех, кроме специалистов.

Решив все-таки открыть сокровища Ласко для посетителей, власти Франции распорядились сделать точную копию части пещеры, включая Осевой проход и Зал быков. Рядом с настоящей Ласко была построена бетонная Ласко II, в которой воспроизвели наскальные изображения из подлинной Ласко.

Была создана уникальная климатическая установка, она помогла несколько восстановить прежний атмосферный баланс в пещере. Но тут же появилась новая напасть: в пещере расплодились грибы фузариум солани, которые приходится удалять вручную специалистам, одетым в подобие скафандров. Министерство культуры Франции учредило Международный исследовательский комитет по пещере Ласко, который бьется над проблемой спасения подземной галереи, которой угрожает полное уничтожение.

Значение и посещение

Известная пещера Ласко с многочисленными настенными росписями подверглась сильному урону: бесчисленные посетители выдыхали углекислый газ, губительный для рисунков. Поэтому, с целью сохранить наследие пещеры Шове, в нее закрыли доступ туристам. Сейчас ее продолжают изучать. Однако полюбоваться рисунками все же можно: специально для посетителей была создана точная реплика пещеры, получившая название грот Пон-д’Арк.

Культурное наследие Шове бережно изучается и сохраняется. Многочисленные рисунки становятся темой научных презентаций и документальных фильмов. В числе последних — «Пещера забытых снов» и «Гении пещеры Шове».

Рисунки в пещере Ласко

Здесь тысячи рисунков, которые разделяются на 3 категории: животные, люди и символы.
Большинство изображений сделано красным, желтым и черным цветами из сложного многообразия минеральных пигментов.

Конечно же, не все рисунки сохранились так хорошо

Одни рисунки сохранились идеально, другие же повреждены или полностью уничтожены. Сейчас порядка 900 из них относятся к животным (среди них 364 лошади и 90 оленей).

Животные показаны не статично, а в движении. Стада лошадей, могучие быки и плавные, грациозные представители кошачьих, бизоны и даже носороги, все они застыли в неуловимом порыве и готовности к атаке. Однако в пещере нет изображений растений или природных ландшафтов. Некоторые ученые предположили, что рисунки показывают древнюю звездную карту с созвездиями. Другие считают пещеру святилищем или культовым местом для древних людей.

Интересный факт: многие доисторические картины сохранились настолько хорошо, что трудно поверить в их возраст. Этот феномен объясняется наличием на сводах своеобразной прозрачной корочки отложений кальцитных солей. Она защищает изображения подобно лаковому покрытию.

Не менее интересна Пещера Альтамира в Испании. Там рисунки сохранились настолько хорошо, что сначали их посчитали подделкой.

Структура пещеры

Ласко, расположенная в холме известняковых пород, отличается от большинства пещер данной местности тем, что она довольно сухая. Массивные мраморные слои предотвращают попадание влаги извне, поэтому здесь не образуются отложения кальцитов.

Другими словами, вы не найдете в этой пещере тысячелетних сталактитов и сталагмитов, как, например в известной Пещере Тростниковой Флейты в Китае.

Пещера Ласко имеет относительно скромные размеры и разветвленную структуру.

Хотите увидеть действительно большую пещеру? Отправляйтесь в Пещеру Шондонг в Китае. Если прямо сейчас у Вас не получится туда попасть, то хотя бы почитайте о ней.

Общая длина проходов пещеры Ласко порядка 250 метров. Высота сводов в среднем 30 метров. Объем всей пещеры оценивается в 1500 м3

Зоны пещеры Ласко

Ученые формально разделяют пещеру на отдельные участки.

Иногда его называют Ротонда. Протяженность этого отрезка 17 метров, ширина 6 метров, высота до 7 метров. Здесь находятся изображения четырех огромных черных быков. Один из них имеет размер более 5 метров. Это самый крупный наскальный рисунок когда-либо обнаруженный археологами. Возможно, этот бык нарисован в натуральную величину.

В этом зале сосредоточена самая внушительная коллекция изображений. Кроме быков, здесь десяток лошадей, несколько оленей и медведь. А также непонятное животное с рогом на лбу. Конечно же, его стали называть единорогом (может быть они все же существовали?).

Осевой проход

Он следует сразу после Зала быков. Его длина тоже около 17 метров, а вот ширина и высота меньше. Здесь также можно увидеть лошадей, оленей и быков. К тому же есть некоторые простые символы.

Эта зона лежит правее осевого прохода. Большинство рисунков здесь повреждено постоянным движением воздуха.

Путь прямо через осевой проход ведет в Неф. Он уже выше, и длина его 20 метров. Здесь можно выделить корову, оленей и бизонов. Плюс к этому много непонятных знаков. В частности участок, поделенный на квадраты. Предположительно это жилище, одежда из лоскутов, а возможно доисторическая ловушка для животных.

Кошачий лаз

Сразу за Нефом есть часть пещеры, где нет рисунков. Затем расположен участок под названием «Кошачий лаз». Он очень узкий. Его длина 20 метров. Большинство изображений на этом участке показывают семейство кошачьих.

Эта часть представляет собой круглый грот. Он расположен в месте, где сходятся «Осевой проход» и «Неф». Здесь порядка 1000 изображений животных и различных знаков. Только в Апсиде можно увидеть единственный рисунок северного оленя во всей пещере Ласко.

Или как его еще называют «Колодец» лежит сразу после Апсиды. Чтобы попасть в него, нужно спуститься в нижнюю часть пещер на глубину около 5 метров.

Именно здесь есть один из самых таинственных рисунков во всей пещере Ласко. На нём показан человек, который стоит (или лежит, а может падает) между носорогом и бизоном. Причем у человека голова птицы, бизон проткнут небольшим копьем, а носорог, по всей видимости, не выдержав этого безумия, спешит покинуть сюрреалистичный рисунок. Есть версия, что это иллюстрация какого-то мифа.

Схематичное расположение участков представлено на рисунке ниже.

Кто жил в пещере

По оценкам ученых, люди населяли пещеру Шове 25-35 тыс. лет назад. Однако после этого нога ни человека, ни зверя не переступала ее порог: у входа образовался завал, препятствующий проникновению.

Художники пещеры принадлежали к ориньякской культуре позднего палеолита. Она началась примерно 40 тыс. лет назад и продлилась 28 тысячелетий; назвали по пещере Ориньяк. Люди этого периода были охотниками и собирателями. Они выходили на оленя, лошадь, бизона и зубра. Люди постоянно сталкивались с такими хищниками, как пещерный медведь и пещерный лев, пантера, волк.

Представители ориньякской культуры использовали большое число инструментов органического происхождения, умели наносить орнаменты, были сведущи в изобразительном искусстве и даже изготовляли музыкальные инструменты.

В пещере Шове были найдены древние очаги, из чего ясно, что здесь люди занимались повседневными делами. Однако интересно, что очаги имели еще одно применение, не только обогрев жилья и приготовление пищи. При сгорании оставался древесный уголь, который служил популярным изобразительным материалом. Из него, как и из двуокиси марганца, изготовлялась черная краска. А красную краску брали из гематита.

Затем материал наносился на стены с помощью кисточек или пальцев. Иногда кусочки угля использовались как карандаш. Еще один способ — нанесение на стену краски, а затем ее размазывание рукой. Бывало и так, что пигмент набирали в рот и разбрызгивали его по стенам — через тонкую трубочку или непосредственно с помощью губ. Одна из особенностей живописи в Шове в том, что художники предварительно подготавливали стену, расчищали ее, чтобы удобнее было рисовать.

Смысл наскальных рисунков

Пещеры эти были не жилыми. И многие задаются вопросом — зачем нужно было рисовать картины на стенах, в которых никто не живет и к тому же там темно?

Первобытные люди жили в природных гротах или небольших известняковых пещерах, имеющих выход на поверхность. Мы даже проезжали мимо такой деревни Тронглодитов. Подобными стоянками древних людей наполнена вся долина реки Дордонь.

Люди эпохи палеолита были охотниками и собирателями

И хотя большую часть их рациона добывали именно собиратели, охота являлась важной частью их жизни. В пещерах изображены животные, причем те, которые обитали в те времена и жизнь которых человек мог наблюдать

Сам же человек на древних рисунках изображался схематично.

В , который находится километрах в трех от Ласко II,  в вольерах содержат животных. Как раз тех, что сопровождали первых поселенцев в Европе. Именно на них охотился человек, и именно их он и изображает.

Ученые предполагают, что древние охотники использовали изображения животных для проведения религиозных ритуалов, связанных с охотой.

Это похоже на правду, поскольку ощущения в Ласко II были те же, что и в церкви. Так что очень похоже, что при помощи наскальной живописи древние художники превращали пещеру в храм. Возможно животных они воспринимали как богов.

Интересные факты

  • Император Наполеон III любил принимать важных гостей в подземных галереях, поэтому в них проведено электричество.
  • В катакомбы Парижа не допускаются одновременно более 200 человек, из-за чего периодически возникают очереди. Двери катакомб закрываются в 17:00(последний прием туристов в 16:00), в летнее время закрывается в 20:00 (последний прием туристов в 19:00).
  • Площадь катакомб Парижа более 11000 м²
  • В 1793 году сторож церкви Валь-де-Грас Филибер Аспер пытался найти в лабиринтах катакомб винные погреба и заблудился. Его останки нашли лишь спустя 11 лет.
  • Во время Всемирной Парижской выставки 1878 года в подземных галереях Шайо было открыто кафе «Катакомбы».
  • Из-за подземных вод существование катакомб находится под угрозой. В 1980 году уровень подземных вод начал подниматься, в результате чего были затоплены несколько галерей.
  • Во время Второй мировой войны в одной из каменоломен на левом берегу Сены был оборудован сверхсекретный бункер немецкой армии. В августе 1944 года, всего в 500 метрах от него, располагался штаб лидеров движения Сопротивления.
  • В период холодной войны в галереях катакомб были оборудованы бомбоубежища на случай ядерной войны.

Примечания

  1. По одной версии они искали пропавшую собаку, по другой — подземный ход или клад.
  2. Breuil H. Découverte d’une remarquable grotte ornée, au domaine de Lascaux, Montignac (Dordogne) // C.R. de l’Acad. des Inscr. et Belles-Lettres. Séance du 11 oct. 1940. Р. 387—390.
  3. Эпиграф к статье Х. Збигнева — ec-dejavu.ru/l/Lascaux.html
  4. Aujoulat N. Lascaux — Le geste, l’espace et le temps. Seuil, 2004.
  5. Збигнев Х. Варвар в саду — ec-dejavu.ru/l/Lascaux.html. — СПб.: 2004. С.29.
  6. Roussot A. Breuil et Lascaux // Lascaux, premier chef d’œuvre de l’humanité. Les Dossiers d’Archéologie, 1990. № 152.
  7. Graff J. Saving Beauty — jcgi.pathfinder.com/time/europe/magazine/article/0,13005,901060515-1191806,00.html // Time. 2006. Vol. 167. № 20. Р. 36-42
  8. Lascaux toujours victime du Fusarium solani — www.hominides.com/html/actualites/lascaux-danger-fusarium-solani-0001.html, статья с Hominidés.com
  9. Sire M.-A. Lascaux : la rechute — www.cndp.fr/revueTDC/879-73324.htm
  10. Chalmin E., Menu M., Pomiès M.-P., Vignaud C., Aujoulat N. et Geneste J.-M. Les blasons de Lascaux // L’Anthropologie, 2004. T. 108. Р. 571—592.
  11. Leroi-Gourhan A. Grotte de Lascaux // L’art des cavernes — Atlas des grottes ornées paléolithiques françaises. Ministère de la culture, 1984.
  12. Breuil H. Les datations par C14 de Lascaux (Dordogne) et Philip Cave (S.W. Africa) // Bulletin de la Société Préhistorique Française. 1954. Т. LI, 11-12. Р. 554—559.
  13. Aujoulat N., Cleyet-Merle J.-J., Gaussen J., Tisnerat N. et Valladas H. Approche chronologique de quelques sites ornés paléolithiques du Périgord par datation carbone 14 en spectrométrie de masse par accélérateur de leur mobilier archéologique // Paléo. 1998. № 10. Р. 319—323.
  14. Aujoulat N.Lascaux — Le geste, l’espace et le temps. Seuil, 2004.
  15. Soutif M. Lascaux II, le nouveau chef d’œuvre // Géo. 1983. № 51. Р. 42-58.

Наскальные шедевры

Гравюры и рисунки в пещере Ласко сделаны в период верхнего палеолита. Изображения очень детальны, реалистичны и невероятно динамичны. Большое количество деталей говорит о том, что люди уже в те времена хорошо знали анатомию животных и умели рисовать.

Самым распространённым изображением в пещере является изображение лошади с маленькой головой и круглым животом. На втором месте нарисованные бизоны и козлы. Очень редко встречаются рисунки с хищниками – пещерными медведями и львами.

Интересно отметить, что изображение человека встречается лишь единожды, и то в сопровождении раненого бизона и бегущего носорога. Учёные, изучив детали изображения человека – маска на лице, палка с наконечником в виде птицы и копьё, сделали вывод, что это шаман, а рисунок имеет религиозное значение.

Цвета и оттенки, присутствующие в наскальной живописи, получены естественным способом. Чёрный цвет получали из угля, коричневый, красный и жёлтый – из камней с содержанием железа. Контуры рисунка заполнялись пальцами, примитивной кисточкой или мхом. Древние художники умели использовать трафарет: кусочки шкуры животных окунались в краску и прижимались к скале.

Рисунки выполнены таким образом, что на изображениях соединены профили тел и голов животных с анфасными изображениями рогов и копыт.

Расцвет и закат туризма в пещере Ласко

С 1948 года пещеру оборудовали для посетителей. Её популярность постоянно росла. Провелт земельные работы, из-за которых изменился уровень и характеристики почвы. Построили лестницу и провели освещение.

Ежедневное число посетителей приближалось к 1500. К сожалению, это стало пагубно влиять на свойства самой пещеры и особенно её рисунков.

Открытие пещеры Ласко изменило её микроклимат. Туристы ежедневно выдыхали около 50 литров водяного пара и 2500 литров углекислого газа, которые, вступая в химические реакции, стали разрушать тысячелетние защитные слои кальцитовых отложений.

На стенах стали появляться колонии плесени. В частности выделялись так называемые «белая», «зеленая» и «черная» болезни. Это разные виды грибка и плесени, соответствующих цветов.

Так как у нас сайт «Достопримечательности мира», а не «Биология», то расписывать латинские названия плесени, гибка и прочих разрушающих организмов мы не будет. Скажем лишь, что влияние обильного числа посетителей оказалось губительно для пещеры.

В 1957 г. установили систему поддержания микроклимата в пещере. Но она не справлялась с задачей. Пещера медленно разрушалась, рисунки портились

Учитывая крайнюю важность пещеры для исследования, власти решили закрыть её в 1963 году

Только в 1965-67 годах удалось стабилизировать оптимальную температуру и влажность внутри пещеры. Стоит отметить, что по сей день в разных участках пещеры периодически образуется плесень. Теперь два раза в месяц команда специалистов в защитных костюмах с хирургической точностью вручную очищает своды от грибка.

15 лет набегов туристов нарушили хрупкий баланс, из-за которого пещера сохранялась многие тысячелетия, а уникальная доисторическая живопись подверглась угрозе исчезновения.

Легенды

Такое место, как Катакомбы Парижа не может не обрасти легендами. Оно притягивает огромные толпы поклонников магии, сатанизма и оккультных наук. Кроме того, любители острых ощущений – диггеры и катафиллы, продолжают изучать тоннели, спускаясь глубоко под землю и находя еще никому не известные пути.

За долго до того, как подземные галереи стали последним приютом огромного количества мертвецов, там поселились собственные призраки. Например, в середине XVII века в сумрачных тоннелях стали бродить привидения юных влюбленных, трагично погибших под сводами катакомб. В память о красивой паре была установлена скульптура, изображающая их предсмертные объятия. При этом посетители уверены, что регулярно слышат пронзительный плач юной девы и скорбные молитвы ее возлюбленного.

Еще одно, не менее таинственное существо, появилось, словно ни откуда. Оно бродило по округе, окутывая все вокруг холодом и тленом. Местная полиция, пытаясь расследовать этот феномен, так и не смогла даже близко приблизиться к разгадке. И бесплотная тень продолжает пугать и по сей день, спустившихся сюда туристов.

Среди мистически настроенных парижан существует поверье, что если встретиться лицом к лицу с монстром, то можно навсегда пропасть в темном подземелье. И на самом деле, там очень просто заблудиться, стоит лишь свернуть не туда, и вы попадете в длинный и запутанный лабиринт, от куда нет выхода. Самый яркий пример – это церковный сторож, решивший позаимствовать кувшин вина у монастырского винохранилища. Тело его было обнаружено спустя долгих 11 лет.

Оказывается, не только в глубинных недрах катакомб происходит необъяснимое. В парижских газетах середины XIX столетия был размещен репортаж, как каждую ночь, дом почитаемого в городе человека, находившийся рядом со входом в подземелье, подвергался «обстрелу» огромными глыбами известняка. Камни летели с нечеловеческой силой, сметая все на своем пути. Полиция несколько недель пыталась найти злоумышленников. Впечатлительные и склонные к мистицизму жители усмотрели в этом негодование и гнев растревоженных мертвецов.

Впечатления

Катакомбы – место жутковатое. Если вы в беременны, страдаете клаустрофобией, сердечно-сосудистыми заболеваниями, очень впечатлительны, или с вами дети, то лучше воздержаться от данного мероприятия. Все таки это место особенное. На входе надпись. «Остановись! Это империя смерти».

Одновременно в Катакомбах могут находиться не более 200 человек, поэтому очередь на вход может продвигаться не очень быстро. Передвигаться под землей можно строго по обозначенным коридорам, никакой самодеятельности , заблудиться в этих лабиринтах проще простого. Вам расскажут историю про коменданта, который в 1793 г. заглянул в катакомбы в поисках спрятанного ликера. Тело несчастного было найдено только спустя 11 лет.

Вход в подземелья в других местах запрещен с 1955 г., а нарушители наказываются штрафом – от €60. Специальная бригада полиции патрулирует катакомбы. Что не мешает диггерам-экстремалам шастать по подземелью и даже проводить платные прогулки.

На выходе у всех проверяют рюкзаки, чтобы туристы не уносили с собой кости или черепа . Любители оригинальных сувениров могут приобрести их на выходе из катакомб в небольшом магазине.

Пещера ласко как посетить

Изображения пещеры, датируемые примерно 18000 г. до н.э., дают представление о том далеком веке. Теперь известно, что пещера никогда не была заселена, и точное значение изображений на ее стенах остается неясным. Доисторические художники, создавшие их, использовали рельеф стен пещеры, чтобы вдохнуть жизненный смысл в свои изображения быков, оленей, лошадей и горных козлов, которые покрывают каждую поверхность от пола до потолка.

Пещера быстро стала главной достопримечательностью, привлекая тысячи посетителей. Но этот приток также вызвал появление ряда вредных микроорганизмов, что привело к порче изображений. Поэтому было решено закрыть пещеру в 1963 году. Затем местные власти создали точную копию, всего в 200 метрах от оригинала, недалеко от города Монтиньяк.

Lascaux II, замечательный подвиг научной точности и художественного мастерства, был открыт в 1983 году. Выполненные художником с использованием тех же методов и материалов, что и ее дальние предки, картины представляют собой точную реконструкцию оригиналов, около 70 процентов которых скопированы на стенах двух основных полостей, аксиальной Diverticule (Центральный проход) и Salle des Taureaux (Зал быков). Это самые посещаемые пещерные росписи в мире!

Сам Монтиньяк тоже стоит посетить. Шумный город, он содержит множество прекрасных домов 14-16 веков.

Добраться в пещеру Ласко:

Поезда: вокзалы Brive или Sarlat.

Посетить пещеру Ласко II:

Принесите теплую одежду, температура в пещере составляет 13 ° С. 1 час экскурсии. Группа максимум 30 человек. К сожалению, пещера недоступна для инвалидных колясок и детских колясок.

Время работы (2020 г):

04/04> 03/07 с 10:00 до 12:30 / с 14:00 до 18:00. 04/07> 18/07 с 9:30 до 19:00 19.07> 22.09 9.00 до 20.00 23.08> 29.09 9.00 до 19.00 30/30> 09/26 с 9:30 до 12:30 / с 14:00 до 18:00. 27/09> 01/11 с 10:00 до 12:30 / с 14:00 до 17:30.

Авторы художественного великолепия пещеры Ласко

Подобных палеолитических святилищ на западе Европы немалое количество: Альтамира, Труа-Фрер, Ше Во, Фон де Гом — это лишь несколько примеров расписанных пещер, в которых, вероятно, совершались ритуальные действия.

Следуя этой гипотезе, Ласко была неким священным местом, где шаманы — посредники между богом и людьми — входили в транс и общались с богами. Из этнографических исследований шаманизма (а в нашем случае воссоздать картину поможет только сравнение с другими древними народностями) известно, что, входя в транс, шаман посещает некий подземный мир, мир предков, другую реальность, где встречается с духами умерших и богами, пытается найти ответы на многие вопросы реальности. Возможно, что Ласко также олицетворяла подземелье, куда шаман спускался, чтобы общаться с предками.

О содержании древних ритуалов сегодня можно только догадываться. Явно, что они были скрыты от глаз «широкой общественности» (племени, общины), изображения в пещере напрямую были связаны с ними, а создавали их шаманы-художники, передававшие из поколения в поколение тайное искусство «создания зверей», затерянное потом во мгле тысячелетий…

О чем говорит изображение «носорог, человек и бизон» в шахте

Что значит эта сцена — загадка. А. Леруа-Гуран, один из исследователей пещеры, считал, что это отсылка к мифу, смысл и значение которого практически невозможно восстановить. А вот его предшественник Брейль утверждал, что это просто памятка об умершем на охоте воине. Тем не менее, можно попытаться домыслить миф или сюжет этой картины, но догадки так и останутся догадками.

Одно из последних предположений высказал немецкий ученый Михаэль Раппенглюк, обнаруживший на снимках из пещеры летне-осенний треугольник (звезды Вегу, Денеб и Альтаир; видны на небе в этот период года), который образовывали глаза бизона, человека и птицы: эта картина — карта неба в представлении древних людей.

  • Поехать на кубу в армии

      

  • Могилев или витебск куда поехать

      

  • Как на яндекс такси съездить туда и обратно

      

  • Поехать на северный полюс

      

  • Нужно сходить к венди за свечами

Рисунки

В гроте Шове можно увидеть сотни рисунков и вырезанных изображений. Они варьируются от простых точек и геометрических фигур до отпечатков ладоней и рисунков животных общим числом более 400.

Интересно, что художники предпочитали рисовать тех животных, на которых они не охотились: львов, медведей, носорогов. Например, люди граветтской культуры (по названию пещеры Ла-Граветт во Франции) наоборот смещали фокус внимания в рисунках в сторону своей охотничьей добычи.

Также в Шове можно заметить, что рисунки отличаются утонченностью, проработанностью и перспективой. Это нетипично для первобытного искусства

Не исключено, что у этих людей настенная живопись составляла часть религиозного культа, что и заставляло людей относиться к ней с особым вниманием

Пещера Ласко

Пещера Ласко (фр. Grotte de Lascaux) была открыта 12 сентября 1940 года французскими школьниками из городка Монтиньяк. Они случайно обнаружили пещеру, стены которой были сплошь покрыты удивительными рисунками людей и животных – быков, зубров, носорогов, лошадей, оленей, нарисованными в натуральную величину охрой, сажей и мергелем и обведенными темными контурами. Сама пещера относительно небольшого размера: совокупность галерей – примерно 250 м в длину при средней высоте в 30 м.

Специалист по истории первобытного общества А.Брейль стал первым исследователем, посетившим пещеру Ласко21 сентября1940 года, где сделал множество измерений и провёл несколько месяцев, изучая первобытную живопись вместе с другими учеными. Поначалу у искусствоведов подлинность рисунков вызвала сомнение. Но тщательная экспертиза отвергла всяческие подозрения в подделке и признала их истинными, а возраст изображений был оценен в 15 тысяч лет. 27 декабря1940 года пещера Ласко была классифицирована как исторический памятник Франции, а в 1979 году вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Практически с первых же дней обнаружения этой галереи наскальной живописи, к пещере Ласко, началось паломничество туристов, что поставило под угрозу сохранность исторического памятника. Уже в 1955 году были зафиксированы первые признаки разрушения рисунков. Не смотря на усилия ученых, ситуация с каждым годом ухудшалась. И в апреле 1963 года доступ в Ласко для широкой публики был запрещен.

После завершения восстановительных работ международная комиссия пришла к выводу, что наскальные рисунки можно считать спасенными, но ненадолго. Ученым предстоит еще сложная исследовательская и практическая работа для полного восстановления биологического баланса пещеры, при котором рисунки можно будет сохранить для будущих поколений.

Рядом с законсервированной пещерой была создана ее копия – Ласко II, которая18 июля1983 года была открыта для посетителей. Она представляет собой бетонное сооружение, внутри которого точно воспроизвели наскальные изображения выбранных частей Ласко.

Пещера Ласко во Франции – важный палеолитический памятник по количеству, качеству и сохранности наскальных изображений. Живописные и гравированные рисунки пещеры не имеют точной датировки. Долгое время их приписывали древней мадленской культуре, но последние изыскания показали, что скорее они относятся к более ранней солютрейской культуре.

Условия в Катакомбах

Персонал, обслуживающий Катакомбы следит за тем, чтобы в подземельях находилось не более 200 человек одновременно.

Протяженность тоннеля 2 км, прохождение которых занимает примерно 45 минут времени.

В тоннелях нет туалетов, гардеробов, лифтов и прочих удобств, включая сотовую связь.

Чтобы спуститься в Катакомбы нужно пройти по узкой винтовой лестнице 130 ступеней и еще 83 ступени, чтобы подняться обратно на поверхность.

В тоннелях постоянная температура 14°C и высокая влажность – не забудьте одеться потеплее.

Катакомбы не стоит посещать людям с проблемами с дыханием или сердцем, а также детям и впечатлительным личностям.

В катакомбы не допускаются люди с ограниченной подвижностью и дети младше 14 лет без сопровождения взрослых.

Фото и видеосъемка

В Катакомбах Парижа можно фотографировать для личных целей, без использования вспышки и штатива. Но все снимают как хотят.

Возраст использования

Первооткрыватели пещеры Шове впервые сообщили, что они нашли самые старые наскальные рисунки в мире. Между тем, однако, картины в испанской пещере Эль-Кастильо и карстовых пещерах в административном районе Марос на Сулавеси считаются еще более древними.

Исключить современную подделку можно из- за спекания краски и неизмененного дна. Однако датировка наскальных рисунков проблематична, так как многие пигменты не могут быть датированы. Критики отмечают, что радиоуглеродный метод углей, используемых для рисования, не позволяет автоматически датировать картины и что угли теоретически могут быть намного старше, то есть представляют собой только термин post quem для картин. Следовательно, древесный уголь уже мог быть получен из пещерных пожаров в Ориньясьене, но использовался только для рисования в Граветтиене. Из-за живого пола (неизменного состояния пола пещеры с момента последнего посещения Граветтиена), несомненно, что стены не окрашивались (в дальнейшем) в течение как минимум 20 000 лет.

Однако из-за своих стилистических особенностей некоторые картины были классифицированы как моложе, чем использовались методы физического датирования. С 2016 года доступна комплексная оценка всех датированных артефактов и окаменелостей (из более чем 350 образцов), которые были получены с помощью одного из следующих трех методов изотопного датирования : радиоуглеродного датирования , уран-ториевого датирования и датирования .

Легальные и не очень туристические маршруты по парижским подземельям

Туристам, как уже было упомянуто, доступна лишь очень небольшая часть лабиринта, всего около двух километров. Но это легальным. Нелегальные искатели приключений ищут другие входы в катакомбы, коих в столице Франции, к слову, до сих пор полным полно. Но здесь надо быть готовым к тому, что при встрече с полицией вас будут ждать однозначные неприятности. Протяженность и уединенная атмосфера туннелей делает их крайне привлекательными для всякого рода тайных обществ, субкультур, жуликов, деятелей искусств и просто любопытствующих личностей. Отсюда и берут свое начало легенды катакомб Парижа.

Парижские катакомбы

В 1980-е годы было даже основано движение катафилов, посвященное исследованию туннелей. После обнаружения тайного кинозала, Патрик Алк, фотограф, близкий к движению человек, сказал, что «стыдно, конечно, но не конец света…». И подытожил: «Вы, ребята, даже понятия не имеете, что еще там внизу есть». Существуют десятки других подобных мест, оборудованных под разные цели. В связи с участившимися актами вандализма и кражами черепов, парижские катакомбы были закрыты с октября 2009 года по декабрь того же года. После возобновления доступа были приняты дополнительные жесткие меры безопасности, в частности, при выходе проверяют ручную кладь.

Археологические исследования пещеры Ласко

В ходе изучения, археологи надеялись найти следы захоронений, которые пролили бы свет на жизнь древних людей, но находили только новые и новые рисунки, а также примитивные предметы древнего мира.

На сегодняшний день зафиксировано более 1900 наскальных рисунков (по некоторым данным их количество порядка 6000). В основном на рисунках представлены различные животные. Напомним, изображены они в движении.

Время, когда были сделаны эти наскальные рисунки, неизвестно. Ученые считают, что это примерно 18-15 век до н.э. Сначала их относили к мадленской культуре, но позже стали ассоциировать с ранней солютрейской культурой.

Археологи нашли в пещере древнейшие орудия. Более 400 каменных предметов, 28 костяных орудий, предметы, похожие на украшения, а также следы красящих веществ, которыми наносились картины.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Росспектр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: