Принципы, изложенные в клятве Гиппократа
Клятва Гиппократа может быть разделена на несколько частей, каждая из которых определяет тот или иной принцип, необходимый для становления врачом. Причём это касается не только профессионализма, но и самой жизни целителя, то, как он ведёт себя в обществе.
Первый принцип говорит о важности уважения учителя, который передал знания будущему целителю. Такие учителя так же важны, как родители, и врач обязуется их уважать и ценить, а также помогать в нужде
Другие ученики того же наставника становятся для приносящего клятву братьями.
В легендах Асклепий передаёт все знания о медицине своим сыновьям и дочерям. По некоторым источникам, он был смертным, но оставался выдающим врачом и также передал опыт своим детям.
Также и врач, заступая на службу, обязан был передавать знания своим сыновьям и детям своего учителя по необходимости. Должен он учить и других желающих, причём безвозмездно давал любые ответы своим ученикам. Такие наставления были обязательны по медицинскому закону, как говорится в клятве.
В результате врач становился важным носителем медицинских знаний, помощником в учении тех, кто тоже решил стать целителем. Беря учеников, он должен был преподавать им разные уроки.
Следом шли ещё четыре принципа:
- непричинения вреда, запрещалась также любая несправедливость;
- запрет на содействие эвтаназии и абортам, предоставление средств для этого;
- отказ от сексуальных отношений с больными, любовных связей (в т.ч. с рабами);
- важную роль отводили врачебной тайне – лекарь должен был не разглашать всё, что он только узнал о болезни пациента или его жизни в общем.
Потомственные монахи-художники эпохи Возрождения
Всем известна история любви отца реформации августинианца-монаха Мартина Лютера и монахини Катарины, принесшая на свет шестерых детей. Но менее известна история монаха Филиппо и монахини Лукреции, истинных чад эпохи Возрождения. Фра Филиппо, сирота, воспитанный монахами и принявший в пятнадцать лет монашество, выкрал из монастыря монахиню Лукрецию, ставшую матерью его детей, в том числе талантливого Филиппино.
Папа Римский по ходатайству Козимо Медичи всё-таки признал этот брак законным, освободив супругов от монашеских обетов. Филиппино рано осиротел и стал учеником Ботичелли, одна из известнейших его картин – «Видение святого Бернарда» в Бадиа во Флоренции. Самые знаменитые работы Филиппо находятся в соборе города Прато.
В культуре
- Рассказ «Клятва Гиппократа» Юрия Нестеренко.
- Клятва Гиппократа, фильм 1965 года, СССР.
- План побега, фильм 2013 года, США. «Тюремный врач … держал на столе клятву Гиппократа и талмудик по медицинской этике.»
- Бой с тенью, фильм 2005 года, Россия.
- Клиника, телесериал. В 15-й серии 4-го сезона «Моя лицемерная клятва» обыгрываются этические аспекты работы врачей.
- Хороший доктор, сериал 2017 года. Упоминание в одной из серий.
- Из пепла, фильм 2003 года, США. Врач-гинеколог Джизелла Перл, узница Освенцима, спасает женщин, которым грозит неминуемая гибель из-за беременности. Она осуществляет аборты вопреки клятве, данной ей до войны.
Здравствуйте, уважаемые подписчики, читатели и гости сайта!!! Веду канал про интересное и не только: — https: //zen. yandex. ru/id/5e8c1f8a5af0cc63093f098c/ (Пенсионер (Дзен)), https: //pabliko. ru/@w942/ (Pabliko), https: //pabliko. ru/@drzewic/(Pabliko)
Клятва Гиппократа
Текст этой присяги, что принимают медики в разных странах мира, существует в несколько отличающихся друг от друга вариантах. Но эти отличительные детали малозначительны. В наследии Гиппократа есть много страниц, посвященных профессиональной этике докторов. Современный вариант текста «Клятвы Гиппократа» базируется на этих постулатах, но это не авторские формулировки известнейшего эскулапа древности. Текст явно был написан позже, уже после его смерти, учениками, последователями великого Наставника. И правильнее говорить, не клятва, а присяга Гиппократа.
А в наши дни, практически в том виде, в каком она существует и поныне, Врачебная заповедь увидела свет в Женеве в 1848 году. По сравнению с наставлениями, которыми пользовались врачи в предыдущие столетия, это более компактный, сокращенный вариант.
Текст клятвы (присяги) Гиппократа на русском языке
«Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями. Это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.
Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и славе у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».
Поясню, что Гигеея (Гигиея) и Панакея (Панакия, Панацея) – это дочери бога врачевания Асклепия. От имени первой произошло название раздела медицины «гигиена», а от имени второй – термин «панацея», то есть, идеальное лекарство широкого спектра действия. Абортивный пессарий – это лекарство, чаще всего, в форме травяного настоя, вызывающее кровотечение и выкидыш.
Сегодня я напомнила вам несколько станиц из книги судьбы знаменитого лекаря, одного из основоположников медицинской науки Гиппократа. Его именем молодые специалисты до сих пор присягают на верность моральным основам профессии. И всем нам очень хочется верить, что они действительно являются искренними последователями учения величайшего врачевателя древности.
Я хочу поблагодарить Любовь Миронову, читателя моего блога за помощь в подготовке этой статьи.
И сейчас предлагаю вам послушать и почитать мудрые мысли Гиппократа.
Соблюдал ли Гиппократ клятву
Когда жил Гиппократ, в Древней Греции именно профессия врача считалась наиболее востребованной и лучше всего оплачивалась. Пациенты платили большие деньги и приносили дары в качестве благодарности, которая была обязательной. В изначальном варианте присутствует уточнение, что лечить будут только тех людей, которые способны заплатить за обследование. В современной версии данное продолжение умалчивается.
В клятве есть достаточно известный принцип «Не навреди». Ученым известно два случая, когда сам Гиппократ отступил от клятвы и данного принципа. Он поставил перед собой совершенно другой приоритет. В 380 году до нашей эры Гиппократ занимался лечением отравившегося пищевым ядом Акрахерсита. После предоставления первой помощи, врач спросил у родственников, смогут ли они оплатить полное выздоровление пациента. После того, как они сказали, что такой возможности нет, Гиппократ предложил дать ему больше яда, чтобы пострадавший не мучился. Семья была вынуждена согласиться с этим предложением.
В 372 году до нашей эры Цезарь Светонский нуждался в помощи врача и обратился к Гиппократу. Он жаловался на то, что у него достаточно сильно подскочило давление. После того как медик понял, что возможности оплатить лечение у мужчины нет, он перестал его лечить, а его родным сказал диагноз, который не был верным. Он рассказал о том, что Цезарь мучится от самой обычной мигрени. Родственники поверили Гиппократу и больше не обращались за помощью к другим специалистам. В скором времени мужчина умер от гипертонического криза.
Стоит отметить, что и в древние времена между врачами присутствовала сильная конкуренция. Гиппократ считал, что чем меньше будет медиков, тем больше он сможет заработать. В своей клятве он говорил о том, что никому нельзя сообщать медицинские секреты, кроме сыновей и учеников. В одном из достаточно старых вариантов клятвы, присутствует идея, которая предполагает то, что медицинская помощь должна предоставляться полностью бесплатно другим врачам, а также их родственникам. Кроме того, врачи должны были лечить бесплатно и бедных людей, чтобы все не начали интересоваться бесплатной медициной и не привели к гибели столь успешного бизнеса.
На самом деле[править]
И дальше из дока вырывается первая фраза клятвы Гиппократа: |
Покровский А. М., «Изолятор» |
В той стране врачи приносили особую, советскую клятву, в рамках которой обещали не только людей лечить, но и бороться с распространением ядерного оружия. А часть, где врач обязуется посвятить охране и улучшению здоровья человека все свои силы, вызвала бугурт у буквоедов — мол, как это все?! Дошло до того, что IRL из-за одного этого слова разгорелись самые настоящие холивары, длившиеся 3 (!) года, и из присяги российского врача это несчастное «все» наконец выкинули.
С 2011 выпускнику медвуза предлагается принести «Клятву врача» (зафиксированную законодательно в виде статьи ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). В ней, конечно, не упоминаются античные боги, уже можно делать аборты (хотя взгляды на эвтаназию сохраняются прежними, многовековыми), но точно так же не упоминается необходимость работать бесплатно и непрерывно. Что, конечно же, просто недоработка Госдумы.
До неё можно было приносить «Клятву врача России», «Клятву российского врача», «Присягу врача Советского Союза» и «Факультетское обещание». Все они содержат в себе обещание быть хорошим врачом и не быть плохим, только и всего.
Сам вопрос о том, давал человек Гиппократу или нет, довольно бессмыслен по сути, так как исполнять клятву или нет — исключительно вопрос совести, что в современном обществе котируется мало. Другое дело, что большинство вменяемых претензий к врачам отражено в законах. Так, неоказание неотложной помощи, проведение операций без лицензии, некачественные процедуры, особенно если что-то из этого сделало пациента героем, в теории и в приличной стране могут обернуться не только муками совести, но и вполне реальным сроком. Но в нашей стране Минздравсоцразвития — это организация похлеще какого-нибудь МВД. Профессиональная коллегия, собравшаяся по поводу принятия поциентом ислама, виноватого (и не очень) врача сначала растирает в порошок, затем смешивает с говном и пускают сию смесь по ветру его же коллеги — так уж повелось. И пути ухода от ответственности субъектов, по чьей вине человек преставился раньше времени, лежат чаще через совершенно другие органы.
Популярное за 7 дней
Спецпроект портала «Православная жизнь»: О гонимых братьях наших помолимся
13.01.24 22:43
Текст службы Крещения Господня с переводом и объяснениями
18.01.23 10:10
Святая река Иордан
19.01.23 09:11
Митрополит Запорожский Лука приглашает на онлайн-встречу
20.01.23 15:23
Как правильно провести Крещенский сочельник?
18.01.23 09:09
20 января — Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
20.01.23 07:46
Нашла под дверью мусор (иголки и какие-то волосы). Это сглаз? Что делать?
20.01.23 17:54
Обязательно ли нужно креститься, проходя или проезжая мимо храма?
23.01.23 12:08
Предстоятель УПЦ совершил Литургию в Киево-Печерской Лавре и освятил воды Днепра
19.01.23 17:09
Митр. Антоний (Паканич): Как переносить притеснения?
20.01.23 15:35
Анализ клятвы Гиппократа
Давайте внимательно изучим материальную часть. Ионийский диалект древнегреческого языка, как впрочем и латынь, оставим философам и ознакомимся с русской адаптацией текста, который условно можно разбить на три части. В первой говорится об учениках и их учителях. Человек, освоивший науку врачевания, обязуется почитать своего учителя «наравне с родителями», «делиться с ним своим достатком» и «помогать ему в нуждах его». Далее идёт речь о детях учителя, которых следует «считать своими братьями». Их лекарь обязуется обучать «безвозмездно и без всякого договора». А вот о том, чтобы лечить безвозмездно пациентов, в этом разделе нет ни слова.
Но, возможно, мы ещё не добрались до этих строк? Идём дальше. В части клятвы, посвящённой заботе о пациентах, врач обязуется «направлять режим больных к их выгоде сообразно» со своими силами и возможностями (!) и не причинять пациентам никакого вреда. Овладевший искусством врачевания клянётся не давать пациентам средств, которые могут привести к смерти, включая эвтаназию, и не прерывать беременность. Интересный пункт, который нарушили уже сотни тысяч врачей, но к нашей дискуссии он не имеет прямого отношения.
Врач клянётся, что в дом он войдёт исключительно «для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного». В заключительной части клятвы мы добираемся до неразглашения врачебной тайны. Также в клятве прямо говорится, что соблюдение заповедей Гиппократа обещает человеку, овладевшему искусством врачевания, «счастье в жизни» и «славу у всех людей на вечные времена».
По горячим следам вывод напрашивается один. Врач обязан следовать своему долгу, но в клятве ничего не упоминается о том, что делать он это должен безвозмездно, забыв об отдыхе, семье и детях. Нет, исполнять свой долг полагается «сообразно с моими силами и моим разумением», а о том, что следует считаться с мнением больного, нет ни единого слова. Более того, в одной из латинских редакций клятвы Гиппократа появилась строка, что «врач обязуется не оказывать медицинскую помощь бесплатно». Совсем неожиданный поворот событий, верно? Наконец, честное выполнение своего долга должно гарантировать доктору и его близким счастливое и безбедное существование и всеобщее уважение.
История врачебных клятв
Клятвы, формулирующие моральные нормы поведения врача, существовали ещё в Древнем Египте.
Возникновение клятвы значительно древнее времени жизни Гиппократа: согласно преданию, клятва восходит к прямым потомкам Асклепия, она переходила в устном виде как семейная традиция из рода в род. Клятва была впервые записана Гиппократом в эллинистической Александрии при Герофиле (Herophilos, ок. 300 г. до н. э.) и Эразистрате и стала документом с III века до н. э.
Первоначальный вариант, записанный Гиппократом в III веке до н. э. на ионийском диалекте древнегреческого языка, запрещал врачу содействовать аборту («я не вручу никакой женщине абортивного пессария») и самоубийству («Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла…»).
С тех пор текст клятвы многократно переводился на новые языки, подвергался редактированию, существенно меняющему его смысл. Для своего времени она была очень большим достижением, задавая высокую нравственную планку. Поэтому не случайно, что в христианском мире она все-таки была принята — с поправками и изменениями. Начало меняется: «Да будет благословен Бог, Отец Господа нашего Иисуса Христа, Который благословен во веки веков; я не лгу».
В Северной Америке и Европе в 2006 году текст клятвы заменён «профессиональным кодексом». По мнению авторов нового документа, текст, предложенный греческим врачом ещё две с половиной тысячи лет назад, совершенно не отражает реалий сегодняшнего дня. «Во времена Гиппократа не было таких важных принципов работы медиков, как уважение к другим специалистам и право пациента на собственный выбор. Кроме того, врачи того времени не сталкивались с постоянными подозрениями в непрофессионализме со стороны общества, властей и журналистов». В новом тексте исключены требования по неучастию в абортах, хирургическом лечении каменной болезни и корректному обращению с рабами.
В СССР «Присяга врача Советского Союза», утверждённая в 1971 году, в середине 1990-х сменилась на «Клятву российского врача», а в 1999 году Госдумой был принят и президентом Б. Ельциным подписан новый текст «Клятвы врача России», которую врачи читают в торжественной обстановке при получении диплома.
Нынешний текст клятвы врача установлен федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В Израиле врачи приносят не клятву Гиппократа, а клятву еврейского врача. Это связано с тем, что в традиционном тексте клятвы Гиппократа упоминаются боги древнегреческого пантеона, что идёт вразрез с иудаизмом, по которому Бог один, и приносить клятвы Его именем нельзя. Так как в Израиле религия не отделена от государства, во всех еврейских вузах, готовящих врачей, клятва Гиппократа не используется. Клятва еврейского врача отличается от клятвы Гиппократа только в мелких деталях, вроде тех же самых ссылок на богов.
В настоящее время на территории США действие Клятвы Гиппократа ограничено судебным прецедентом, основанным на Homeland Security Act. В соответствии с этим прецедентом, врачебная помощь террористам и потенциальным террористам признана незаконной экспертной помощью в их адрес и является уголовно наказуемой.
В ряде случаев традиционная Клятва Гиппократа вступает в противоречие с требованиями части общества, в том числе некоторых медицинских работников. В частности, всё чаще обсуждается возможность узаконить эвтаназию, которая в корне противоречит традиционной клятве Гиппократа.
«Клятва» содержит 9 этических принципов или обязательств:
- обязательства перед учителями, коллегами и учениками;
- принцип непричинения вреда;
- обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия);
- принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного;
- принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии;
- принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к абортам;
- обязательство об отказе от интимных связей с пациентами;
- обязательство личного совершенствования;
- врачебная тайна (принцип конфиденциальности).
Непотомственные гении – русские писатели
Удивительно, но великие творцы русской литературы – литературы, открывшей и открывающей миру Христа Страждущего, Христа Кроткого, Христа Неузнанного и Узнаваемого, были вне литературных династий. Словно им, как некогда Саулу, было слово от Духа – и вот, дворяне отчего-то «стали писать», хотя им-то это, на простой житейский взгляд, зачем было?
Не из семей писателей вышли Достоевский, Толстой, Тургенев, и не рассчитывали они на то, что их дети закончат неоконченные романы. Здесь – тайна исхода из династии, сродни тайне Авраама, уводящего Исаака на гору Мориа. Исааку не дано прожить жизнь, похожую на бурную жизнь своего отца, не дано узнать тайну поднятого меча над жертвой всесожжения…
Текст клятвы Гиппократа
Клятва, которая приносится Аполлону, Асклепию, Гигиее и Панакее, на русском языке выглядит следующим образом.
«Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно, и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.
Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и своё искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».
Самый первый вариант на древнегреческом языке (ионийский диалект, который использовал Асклепий).
«Ὄμνυμι Ἀπόλλωνα ἰητρὸν, καὶ Ἀσκληπιὸν, καὶ Ὑγείαν, καὶ Πανάκειαν, καὶ θεοὺς πάντας τε καὶ πάσας, ἵστορας ποιεύμενος, ἐπιτελέα ποιήσειν κατὰ δύναμιν καὶ κρίσιν ἐμὴν ὅρκον τόνδε καὶ ξυγγραφὴν τήνδε. Ἡγήσασθαι μὲν τὸν διδάξαντά με τὴν τέχνην ταύτην ἴσα γενέτῃσιν ἐμοῖσι, καὶ βίου κοινώσασθαι, καὶ χρεῶν χρηίζοντι μετάδοσιν ποιήσασθαι, καὶ γένος τὸ ἐξ ωὐτέου ἀδελφοῖς ἴσον ἐπικρινέειν ἄῤῥεσι, καὶ διδάξειν τὴν τέχνην ταύτην, ἢν χρηίζωσι μανθάνειν, ἄνευ μισθοῦ καὶ ξυγγραφῆς, παραγγελίης τε καὶ ἀκροήσιος καὶ τῆς λοιπῆς ἁπάσης μαθήσιος μετάδοσιν ποιήσασθαι υἱοῖσί τε ἐμοῖσι, καὶ τοῖσι τοῦ ἐμὲ διδάξαντος, καὶ μαθηταῖσι συγγεγραμμένοισί τε καὶ ὡρκισμένοις νόμῳ ἰητρικῷ, ἄλλῳ δὲ οὐδενί. Διαιτήμασί τε χρήσομαι ἐπ’ ὠφελείῃ καμνόντων κατὰ δύναμιν καὶ κρίσιν ἐμὴν, ἐπὶ δηλήσει δὲ καὶ ἀδικίῃ εἴρξειν. Οὐ δώσω δὲ οὐδὲ φάρμακον οὐδενὶ αἰτηθεὶς θανάσιμον, οὐδὲ ὑφηγήσομαι ξυμβουλίην τοιήνδε. Ὁμοίως δὲ οὐδὲ γυναικὶ πεσσὸν φθόριον δώσω. Ἁγνῶς δὲ καὶ ὁσίως διατηρήσω βίον τὸν ἐμὸν καὶ τέχνην τὴν ἐμήν. Οὐ τεμέω δὲ οὐδὲ μὴν λιθιῶντας, ἐκχωρήσω δὲ ἐργάτῃσιν ἀνδράσι πρήξιος τῆσδε. Ἐς οἰκίας δὲ ὁκόσας ἂν ἐσίω, ἐσελεύσομαι ἐπ’ ὠφελείῃ καμνόντων, ἐκτὸς ἐὼν πάσης ἀδικίης ἑκουσίης καὶ φθορίης, τῆς τε ἄλλης καὶ ἀφροδισίων ἔργων ἐπί τε γυναικείων σωμάτων καὶ ἀνδρῴων, ἐλευθέρων τε καὶ δούλων. Ἃ δ’ ἂν ἐν θεραπείῃ ἢ ἴδω, ἢ ἀκούσω, ἢ καὶ ἄνευ θεραπηίης κατὰ βίον ἀνθρώπων, ἃ μὴ χρή ποτε ἐκλαλέεσθαι ἔξω, σιγήσομαι, ἄῤῥητα ἡγεύμενος εἶναι τὰ τοιαῦτα. Ὅρκον μὲν οὖν μοι τόνδε ἐπιτελέα ποιέοντι, καὶ μὴ ξυγχέοντι, εἴη ἐπαύρασθαι καὶ βίου καὶ τέχνης δοξαζομένῳ παρὰ πᾶσιν ἀνθρώποις ἐς τὸν αἰεὶ χρόνον. παραβαίνοντι δὲ καὶ ἐπιορκοῦντι, τἀναντία τουτέων».
Латинский сокращённый вариант клятвы.
«Per Apollinem medicum et Aesculapium, Hygiamque et Panaceam juro, deos deasque omnes testes citans, mepte viribus et judicio meo hos jusjurandum et hanc stipulationem plene praestaturum.
Illum nempe parentum meorum loco habiturum spondeo, qui me artem istam docuit, eique alimenta impertirurum, et quibuscunque opus habuerit, suppeditaturum.
Victus etiam rationem pro virili et ingenio meo aegris salutarem praescripturum a pemiciosa vero et improba eosdem prohibiturum. Nullius praeterea precibus adductus, mortiferum medicamentum cuique propinabo, neque huius rei consilium dabo. Caste et sancte colam et artem meam.
Quaecumque vero in vita hominum sive medicinam factitans, sive non, vel videro, vel audivero, quae in vulgus efferre non decet, ea reticebo non secus atque arcana fidei meae commissa.
Quod si igitur hocce jusjurandum fideliter servem, neque violem, contingat et prospero successu tarn in vita, quam in arte mea fruar et gloriam immortalem gentium consequar. Sine autem id transgrediar et pejerem contraria hisce mihi eveniam.»
Легендарный
Профессиональная деятельность Гиппократа овеяна множеством легенд: их мы знаем заметно больше, чем достоверных сведений. Говорят, что он помог избавить Афины от чумы, действительно имевшей место в 420-е годы до н. э. Что был приглашён для лечения философа Демокрита и установил, что тот не безумен, а лишь явственно видит несовершенства мира. Также считается, что Гиппократ предотвратил нападение афинян на родной Кос, обратившись к ним с пламенной речью.
Но насколько можно доверять всем этим рассказам? В конце 19 в. историк медицины Савелий Ковнер писал: «Итак, из всей гиппократовой легенды вполне заслуживающим доверие можно… признать лишь то, что Гиппократ действительно существовал, что он родился на острове Кос, что он был современником Пелопонесской войны, много путешествовал в качестве врача-периодевта (странствующий врач — прим. ред.) и оставил сочинения о медицине».
Относительно заслуг Гиппократа тоже есть легенда. Считается, что врач сжёг храм Асклепия на Косе, так как на тамошних стенах излечившиеся пациенты оставляли записи о причинах выздоровления. Желая присвоить славу выдающегося врача себе одному, Гиппократ якобы избавился от записей, которые могли прочитать все. По другой легенде он сжёг храм Асклепия конкурирующей медицинской школы — книдской, дабы не оставить ценных записей им. По третьей версии, он сжёг архив библиотеки Коса, чтобы старинные медицинские рукописи не попали в руки конкурентам.
Руины Асклепиона на острове Кос. Роберт Том «Гиппократ». (ihospital.ru)
Если отставить в сторону три гипотетических пожара (скорее всего, Гиппократ и вовсе ничего не поджигал), то легенды признают выдающийся талант врача. Он и правда был, видимо, одним из первых медиков, который отделил собственно медицину от религии и магии.
Ведь в чём заключалось лечение пациента во времена Античности? Оно складывалось из медицинских манипуляций (использования различных снадобий и мазей, хирургических операций и т. д.), физиотерапии (гимнастика, бани) и ритуальных действий
Например, важной составляющей частью лечения был священный сон в храме Асклепия на шкурах жертвенных животных. Во сне больному должен был явиться бог медицины и рассказать, как именно надо избавляться от недуга.
Гиппократ же говорил своим ученикам: наблюдайте пациента, говорите с ним, создавайте условия, в которых организм будет бороться с заболеванием. Большое значение он придавал и профилактике болезней, для чего рекомендовал гимнастику, а также поддержание гармонии четырёх основных сред: крови, слизи, желчи и чёрной желчи.
Подводим итоги
Разговор о медицине никогда не бывает простым и нередко ведётся на повышенных тонах. Врачи и их пациенты давно находятся по разные стороны баррикад, и о былом уважении к людям в белых халатах не может быть и речи. Ирония в том, что сегодня медики делают для своих пациентов гораздо больше, чем, скажем, сто или даже пятьдесят лет назад, а отношение к ним в нашем обществе стало в десятки раз хуже.
Если бы клятва Гиппократа и сегодня была легитимна, ни один пациент не посмел бы даже переступить порог кабинета врача, не позаботившись о вознаграждении за труд. И ни один врач не стал бы выслушивать чужие проблемы, зная, что единственной благодарностью за его работу будет всеобщее порицание и шквал критических стрел. Но, к счастью для пациентов, об истинном смысле клятвы Гиппократа все благополучно забыли…
Ανδρέας Χίλαρι
земский доктор
ном Аркадия (округ Пелопоннес)
Это текст нынешней клятвы врача Российской Федерации в редакции 1999 года. Однако я выпускаясь из стен Воронежской медицинской академии в 1998 году принимал несколько иную клятву российского врача.
Вот она (если внимательно сравнить её содержание с древней клятвой Гиппократа, то они практически не отличаются, за исключением нескольких деталей):
Действительно, сегодня эти слова клятвы звучали бы глупо
Включая подоходный налог, отчисления на пенсию, обязательное медицинское страхование и пр.
Иметь свой собственный автомобиль могут позволить себе лишь немногие российские врачи