Музыкальное образование
Музыка всегда была связана с важнейшими функциями социальных, культурных и религиозных церемоний в самых древних цивилизациях. Следовательно, преподавание музыки контролировалось либо общественными, либо религиозными властями. Для греческой цивилизации музыка могла возбуждать в людях разные страсти. Хоровое пение считалось средством воспитания как воина, так и образованного человека: музыка должна была развивать его вкус и готовить его к изучению математики, философии и естественных наук. Для римлян музыка была второстепенным аспектом образования. Именно в средние века преподавание музыки рассматривалось с двух сторон: с одной стороны, как теория, связанная с «квадривиумом», а с другой стороны, как арс (наука или ремесленная практика). Песня разучивалась мнемоническими средствами. Гвидо д’Ареццо облегчил чтение музыки и, следовательно, рационализировал обучение пению.
Именно от эпохи Возрождения, что раскол между «любительским» музыкантами и «профессиональными» музыкантами состоялись: в то время как базовое образование все больше и больше внимания, подготовка профессионального музыканта стала более специализирована больше (с. XVII — го века, специальные школы и оранжерей гарантированное обучение).
В начале XX века разные учителя предлагали музыкальное образование, доступное для всех: Эмиль Жак-Далькроз и Эдгар Виллемс из Швейцарии, Морис Мартено во Франции, Карл Орф, инициатор Orff Schulwerk в Германии, Золтан Кодай в Венгрии и Шиничи. Suzuki в Японии среди других. Сегодня педагогика Каддоуч, кажется, отвечает на проблемы, поставленные учением, которое на самом деле основано на «желании быть» и «желании стать» ребенка. Этому методу преподают в Швейцарии (Консерватория Лозанны, Невшатель), Швеции (Королевская музыкальная академия), Финляндии (Академия Сибелиуса) и Франции (школы K&M в Париже, Тарбе, По, Тулузе, Клермон-Ферран …). Его основополагающая концепция, «Проводимость», которую Роберт Каддоуч несколько раз представлял в Оксфордском университете, была предметом нескольких книг и диссертаций, в том числе «Педагог и философ, Роберт Каддоуч и проводимость», изд. Харматтан.
Сегодня проблемы музыкального образования характеризуются обсуждением того, как преподавать и изучать различную музыку мира посредством создания, интерпретации, восприятия и анализа. В этом направлении развиваются разные школьные программы в разных странах.
По мнению Я. А. Слободы (1985), музыкальное исполнение (исполнение) включает в себя пять аспектов: музыка 1) с первого взгляда, но повторяется, 2) с первого взгляда, 3) наизусть, 4) на слух и 5) творчески.
Музыка может быть 1) создана, 2) исполнена, 3) испытана, осмыслена, выслушана, 4) вербализирована, 5) концептуализирована и 6) использована для дополнительных художественных целей (Madsen, 1987).
С эпистемологической точки зрения, формами музыкального знания являются 1) слушание, 2) интерпретация и 3) творчество (Stubley, 1993).
Какие экзамены сдавать для поступления
Для перспективной карьеры будущие профессионалы в области музыкальной индустрии выбирают профильные колледжи или многопрофильные ссуз. Поступление доступно выпускникам 9-го или 11-го класса. Зачисление организуется на конкурсной основе. Базовый критерий отбора – средний балл аттестата. Для получения документа о школьном образовании девятиклассникам требуется сдать на зачет итоговую аттестацию по русскому языку и пройти ОГЭ, одиннадцатиклассникам – набрать минимальное количество баллов за ЕГЭ по обязательным и профильным предметам.
При поступлении в колледж результаты государственной итоговой аттестации не учитываются и влияют только итоговую оценку в аттестате, способную повлиять на средний балл.
Для абитуриентов, желающих реализоваться в профессиях, связанных с обязательным обучением в музыкальной школе, дополнительно проводится кастинговый отбор. Преподавательский состав приемной комиссии оценивает наличие музыкальности и творческого таланта. Вступительные испытания зависят от специальности и представляют:
- Игру на инструменте;
- Исполнение вокального номера в эстрадном или народном жанре;
- Экзамен на знание сольфеджио и нотной грамоты.
Правила поступления в конкретный музыкальный или многопрофильный колледж прописаны во внутреннем уставе образовательного учреждения и находятся в открытом доступе на официальном сайте.
Начальное музыкальное образование
Традиционно базовым музыкальным образованием является обучение в музыкальной школе по установленной программе с основными обязательными учебными дисциплинами. Классические музыкальные школы максимально нацелены на дальнейшую профессиональную ориентацию своих учеников в музыкальной сфере. Поэтому здесь дети не только осваивают игру на конкретном выбранном инструменте, но и изучают нотную грамоту, теорию и историю музыки, сольфеджио и основы композиции, сольного и хорового пения, обучаются игре в ансамбле или оркестре. Срок обучения в этих школах строго определен, и выпускники получают свидетельство об окончании 7, 8 или 10 лет учебы. Базовое 7-8 летнее музыкальное образование дает право для поступления в средние специальные учебные заведения с музыкальным уклоном.
Еще больше преимуществ получают выпускники специализированных музыкальных школ. Особо талантливые, с высоким уровнем успеваемости, ученики таких школ могут даже претендовать после 10-летнего обучения на поступление сразу в музыкальные ВУЗы.
В отличие от классических музыкальных школ, музыкальные студии и кружки, а также частные школы неполного цикла образования, даже отдельные педагоги-музыканты, могут давать узкое музыкальное образование или факультативное, например, обучая только вокалу или только сугубо игре на определенном инструменте. В результате такого обучения дети не всегда получают весь объем необходимых музыкальных знаний и навыков, которые бы позволили им в дальнейшем пройти конкурс в средне-специальные музыкальные заведения. Однако положительным итогом подобного обучения становится эстетическое и культурное развитие ребенка, расширение его кругозора и объема знаний.
Преимущества обучения ребёнка в музыкальной школе
Рассмотрим главные плюсы обучения:
Стимуляция работы мозга. Учёными давно доказано, что занятия музыкой развивают мозг. В течение периода обучения малышу придёться заучивать множество мелодий, что прекрасно тренирует память. Любое музыкальное произведение имеет строгое строение. Крупные сочинения делятся на части, которые, в свою очередь, распадаются на более мелкие фрагменты. В таких условиях ребёнок приучается мыслить структурированно, логично. Мышление является высшей формой познавательной деятельности человека. Оно тесно связано с интеллектом, который есть совокупность умственных способностей, обеспечивающих успех познания. Обучение музыке непременно положительно скажется на процессе усвоения стандартной школьной программы.
Развитие математических способностей, умение пространственно мыслить. Любой неправильный ход нарушает стройность музыкального произведения. Всё как в математике — ошибся в расчётах, получил неверный результат. А такой предмет, как сольфеджио (обязательный для изучения во всех музыкальных школах) обнаруживает прямые связи с математикой. Многие высшие и профессиональные учебные заведения предпочитают принимать абитуриентов с музыкальным образованием.
Лучше усваиваются иностранные языки. Музыка и язык — братья-близнецы. Фразы, предложения, точки, запятые, восклицания, интонация, ритм — всё это есть и в мелодии, и в речи. Дети, которые играют на инструменте или поют, легче усваивают иностранные слова, быстрее овладевают грамматикой.
Формирование необходимых личностных качеств. Современная школьная программа обладает высокой сложностью. Детям без специальной подготовки и помощи родственников достаточно сложно демонстрировать успеваемость по всем предметам. Ребёнку нужны такие качества, как мужество, терпение, воля, дисциплина, выносливость, упорство, выдержка, уверенность в себе и другие. Занятия музыкой помогают развивать перечисленные свойства, которые очень востребованы не только в школьной жизни, но и имеют огромное значение для взрослого периода человека.
Развитие мелкой моторики. Великий педагог В. А Сухомлинский говорил, что ум ребёнка сосредоточен на кончиках пальцев
Развитию мелкой моторики уделяется серьёзное внимание в дошкольных учреждениях. Родители, которые не водят детей в сад, должны обязательно обеспечить необходимое количество игрушек и упражнений для тренировки пальчиков дома
Освоение музыкального инструмента происходит именно руками. Кнопки, клавиши, смычки, струны — всё это прекрасно тренирует мелкую моторику ребёнка. Результатом такой работы станет интенсивное развитие мышления, интеллекта и речи.
Формирование умений правильно планировать свой день. Занятия в музыкальной школе имеют чёткое расписание. В младших классах, как правило, родственники доставляют малыша на занятия. Постепенно ребёнок овладевает навыками правильного планирования учебного дня, недели, месяца. Он распределяет время на поездки до школ, приготовление уроков, отдых. Данный опыт непременно пригодится и во взрослой жизни.
Приобщение к классическому искусству. Ребёнок, который с раннего возраста приобщается к мировой классической музыке, не сможет воспринимать бессмысленные звуки современной эстрады. Классика воспитывает чувство вкуса, утончённости, благотворно действует на эмоциональное состояние, развивает творческие способности, речь, память.
Воспитание артистизма. На протяжении всего периода образования в музыкальных школах педагоги организуют экзамены и различные конкурсы. Выходя на сцену, ребёнок учится владеть эмоциями, правильно себя подать, стремится выразить настроение исполняемого произведения, демонстрирует определённый уровень мастерства.
Возможность участия в краевых, международных конкурсах. Цель таких выступлений — научить ребёнка играть или петь на сцене. На начальных этапах это могут быть местные концерты для родственников, педагогов, учеников. При достижении ребёнком определённых положительных результатов возможно участие в городских, районных и даже международных конкурсах.
Начальное музыкальное образование закладывает базу для дальнейшего профессионального роста. Те дети, которые обрели большую любовь к музыке, имеют возможность продолжить образование на профессиональном уровне. Обретение любимой специальности — залог счастливой, успешной, полноценной жизни.
Список можно продолжать, но для принятия решения и этого вполне достаточно. Остальные плюсы «всплывут» по мере обучения музыкальному искусству.
Умение владеть музыкальным инструментом принесёт ребёнку много положительных эмоций
Анализ зарубежных образовательных траекторий
В России существует не так много образовательных траекторий: школьники либо оканчивают 11 классов и поступают в вуз, либо после 9-го класса идут в колледж или техникум. Как обстоят дела за рубежом — изучил Федеральный институт развития образования. Результаты этого анализа представил Айрат Сатдыков, заместитель директора НИЦ ПОиСК ФИРО РАНХиГС.
Исследователи выбрали континентальные европейские страны с более традиционным подходом к образованию (Германию и Италию), а также государства с более либеральной образовательной политикой (США и Великобританию).
США
В США принято 12-летнее обязательное общее образование. В старшей школе (11–12-й классы) учащийся может выбрать профиль — академический (его выбирают около 75% учеников) или профессиональный (его предпочитают 25% школьников). Наиболее популярные направления профессионального профиля — IT и медицина. Обучение реализовано по сетевому принципу, так что школьники могут изучать профессиональные дисциплины как в самой школе, так и в ближайших колледжах или вузах.
Общеобразовательная программа заканчивается после 12-го класса. Далее учащийся может поступить в вуз на бакалавриат или двигаться дальше по профессиональной программе обучения. Её продолжительность в США значительно варьируется и может длиться менее двух лет, от двух до трёх лет и дольше.
Великобритания
Так же, как и в США, в Великобритании доступно довольно большое количество образовательных траекторий. По закону подросток должен получать общее образование до 16 лет, затем до 18 может совмещать учёбу с работой.
После 11 классов выпускник сдаёт экзамен GCSE (General Certificate of Secondary Education) и получает аттестат об общем среднем образовании. Затем человек может продолжить обучение по академической траектории и после подготовки сдать так называемый экзамен A-уровня (аналог нашего ЕГЭ), чтобы поступить на бакалавриат. Либо выпускник получает профессиональное образование. Здесь тоже большая вариативность: обучение может длиться от двух до четырёх лет в зависимости от получаемой квалификации.
В профессиональном образовании Великобритании, как и в Америке, тоже нет общеобразовательных модулей. Тем не менее вузы принимают как тех абитуриентов, которые сдали A-экзамен, так и тех, кто получил профессиональное образование определённого уровня квалификации — начиная от пятого.
Германия
В этой стране на обязательную общеобразовательную подготовку отведено десять лет. В 10-м классе школьник выбирает профиль с академическим либо профессиональным уклоном. Окончив 10-й класс, ученик может продолжить академическое обучение в специализированной образовательной организации, чтобы затем поступить в вуз. И второй вариант — после окончания школы получить профессиональное образование, в том числе по дуальной системе, когда занятия в учебном заведении сочетаются с практикой на рабочем месте.
В Германии общеобразовательная подготовка после выпуска из школы тоже отсутствует.
Испания
В Испании профессиональное образование разделено на программы первого, второго и третьего уровня, которые длятся по два года. Общеобразовательный модуль продолжительностью 670 часов присутствует только в программе первого уровня, обучение по которой школьник может начать после девятого класса.
После года подготовки по академическому или профессиональному направлению десятиклассник сдаёт экзамен ESO и получает аттестат о среднем образовании. Затем он может продолжить профессиональное образование или выбрать двухгодичную академическую программу Bachillerato для подготовки к поступлению в вуз — это аналог старших классов в российских школах.
Согласно испанским законам, также в вуз можно поступить, получив профессиональное образование третьего уровня.
Из приведённых данных Сатдыков делает несколько выводов.
- В рассмотренных зарубежных странах общеобразовательная подготовка длится как минимум на год дольше, чем в России. Как правило, она заканчивается по достижении учащимися 18 лет.
- В каждой названной стране человек может выбирать между академической и профессиональной траекториями.
- Как правило, за границей общеобразовательная подготовка заканчивается в школе (за исключением базовых профессиональных программ в Испании). При этом повсеместно в общеобразовательную подготовку включаются профессиональные модули.
- Программы профессионального образования в США, Великобритании, Испании и Германии длятся от двух до четырёх лет. Для сравнения — российские программы СПО, если вычесть из них общеобразовательный модуль, продолжаются от одного года до трёх с половиной лет (в случае углублённой программы подготовки специалистов среднего звена).
Особенности профессии
Музыкант — это профессия, которая имеет свои уникальные особенности:
- Наличие музыкального слуха. Творческая личность должна не только креативно мыслить, но и иметь способности к музыке, созданию композиций.
- Гибкая программа обучения. Стать музыкантом проще, чем, например, программистом или военным, так как во время учебы не придется постигать точные науки и регламенты. Но достичь высот в профессиональном плане без образования невозможно.
- Разветвленность направлений. Музыкант — это не только пение или игра на инструментах. Наличие музыкального образования позволяет быть аранжировщиком, преподавателем, дирижером, ди-джеем, концертмейстером и пр.
Куда поступить на высшее после колледжа: варианты по формам, направлениям + что важно при выборе
С дипломом СПО можно поступать на очную, заочную, заочно-дистанционную формы обучения. На очной вы имеете право учиться бесплатно и получать стипендию. На заочной и дистанционной вы можете работать, совмещая обучение с построением карьеры или просто зарабатыванием денег. На дистанционной большинство программ не привязывают к месту, сессии и защиты проходят удаленно.
Можно продолжать учиться по горизонтали – получать более высокую ступень по профилю (бакалавриат, специалитет). Или по вертикали – освоить дополнительную профессию (внутри одной сферы или никак не связанную с образованием, которое получили в СПУО).
Куда лучше поступать после колледжа (заочно, очно, дистанционно, на какую специальность) по перспективности для карьеры и роста – видно только вам из той точки, где вы стоите: есть ли работа, нравится ли ваш профиль, как эффективнее потратить время или деньги.
Выбирая вуз, куда поступить после окончания колледжа, задавайте правильные вопросы:
- Куда вы пойдете работать? Ориентируйтесь на работодателей, которые захотят вас принять на работу. Многие учебные заведения сотрудничают с предприятиями и организациями, помогают со стажировками и трудоустройством.
- Будет ли возможность получать дополнительные знания, навыки? Продвинутые вузы дают доступ к исследованиям, дополнительным курсам, параллельному обучению (второе высшее).
- Развита ли в университете перспектива дальнейшего обучения? Магистратура, аспирантура.
- Есть ли возможность учиться онлайн? Основная учеба или дополнительные онлайн-курсы.
- Есть ли лицензия на право обучения и аккредитации специальностей? Это гарантия качества, независимо от того, частный вуз или государственный.
Чтобы разобраться в профессии, которая может подойти, попробуйте пройти тест по профнавигации по дистанционным профессиям, которые можно получить с vuz24.
Особенности профессии
-
Зима заморозила цены в Умскул ️
Успей начать подготовку к ЕГЭ и ОГЭ в онлайн-школе Умскул со скидкой до 23 января! -
Skypro — онлайн-университет рентабельного образования
Учим IT-профессиям с нуля и гарантируем новую работу!
- Грамотное и профессиональное исполнение музыкальных произведений.
- Доступное объяснение истории создания и смысла музыкальных произведений.
- Диагностика музыкальных способностей учащихся.
- Обучение исполнению музыкальных произведений с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
- Проведение различных форм музыкальных занятий с целью обучения детей творчеству.
- Использование игровых приемов, проведение танцевальных уроков, разработка творческих заданий для повышения мотивации и интереса учащихся к предмету.
- Формирование у детей отношения к музыке как к культурной ценности.
Музыкальный руководитель должен уметь найти подход к каждому ребенку, особенно – к детям с проблемами в общении и самовыражении.
Порядок получения среднего профессионального образования
К обучению по программам СПО могут быть допущены лишь лица, обладающие уровнем образования не ниже основного (9 классов общеобразовательной школы) или среднего общего (11 классов). Программы среднего профессионального образования, реализующиеся на базе 9-ти классов, включают в себя дисциплины среднего общего образования. Разработка таких программ осуществляется в соответствии с требованиями ФГОСТов к среднему профессиональному и среднему общему образованию, с учетом профессионального профиля, к работе по которому готовят учащихся.
Образование средне-профессиональное можно получить как в средних специальных учебных заведениях (ссузах), так и на первой образовательной ступени вузов.
Виды учебных заведений, в которых можно получить СПО:
- Колледжи. Это ссузы, которые реализуют основные программы среднего профессионального образования на уровнях углубленной и базовой подготовки;
- Училища и техникумы. Это ссузы, в которых реализуются основные программы начального профессионального образования, а также среднего профессионального образования, но только на уровне базовой подготовки.
Прием на бюджетное обучение по программам СПО общедоступен для всех категорий граждан. Однако, существуют такие нюансы:
- Вступительные испытания проводятся для абитуриентов в том случае, если профессии, которые они планируют освоить, требуют от специалистов наличия определенных психологических или физических качеств;
- Прием на обучение граждан осуществляется по результатам освоения ими различных дисциплин общеобразовательной программы, если количество желающих поступить превышает число имеющихся в ссузе бюджетных мест по данному направлению. Уровень знаний абитуриентов определяется по оценкам, зафиксированным в предоставленных ими при поступлении документах об образовании. Бюджетные места получают поступающие с наиболее высокими оценками и результатами госэкзаменов;
Дополнительные правила приема абитуриентов, ежегодно разрабатываются и утверждаются каждым отдельным учебным заведением самостоятельно, в соответствии с нормами законодательства РФ и ФГОСТов.
Приемные комиссии объявляют поступающим не позднее 1 марта:
- Порядок приема абитуриентов;
- Порядок приема на обучение на платной основе;
- Перечень специальностей с указанием форм обучения, на которые ведется прием;
- Требования к уровню образования поступающих;
- Список вступительных испытаний с указанием категорий абитуриентов, которым необходимо эти испытания пройти, а также с включением информации о формах проведения испытаний;
- Сведения о порядке приема документов и заявлений на поступление в электронном виде. Если такая возможность исключена, указывается и это;
- Порядок поступления для граждан, обладающих ограниченными физическими возможностями.
До 1 июня, учебные заведения должны сообщить абитуриентам следующую информацию:
- Общее число мест по каждой из реализуемых образовательных программ, с указанием форм обучения;
- Число бюджетных мест с указанием форм обучения;
- Число бюджетных мест по целевым направлениям с указанием форм обучения;
- Число платных мест обучения по каждому профилю;
- Правила рассмотрения и подачи документов на оспаривание результатов вступительных испытаний;
- Полные сведения об общежитии (если наличествует);
- Образец договора для абитуриентов, претендующих на обучение на платной основе.
Прием документов в ссузы полагается завершать до 20-го июня включительно.
Документы
Для поступления в колледж надо предоставить в приемную комиссию определенный набор документов:
- заявление от абитуриента;
- копия его паспорта;
- свидетельство, подтверждающее окончание ДМШ;
- аттестат о наличии общего среднего образования;
- медицинская справка по специальной форме 086/у (выдается в медучреждении после прохождения комиссии);
- фото 3*4 (обычно их требуется от 4 до 6 шт.).
Помимо них, в некоторых случаях могут потребоваться дополнительные документы:
- Отдельной категорий абитуриентов (детям-сиротам, инвалидам и пр.), которые могут рассчитывать на государственную социальную поддержку, необходимо предоставить соответствующие документы и справки, для получения положенных им льгот и дополнительных денежных выплат во время учебы.
- Поступающим на отделение вокала необходимо получить у врача-фониатра справку, подтверждающую отсутствие патологии у голосового аппарата.
Современные требования к компетенциям выпускников
Александр Кондаков, доктор педагогических наук и генеральный директор компании «Мобильное электронное образование», в первую очередь отметил, что как руководителя IT-компании его не устраивает текущий уровень подготовки кадров — причём как в СПО, так и в высшем образовании
При этом, по словам спикера, ему совершенно не важно, сдал человек ЕГЭ или не сдал, есть ли у него диплом вуза или колледжа, — гораздо важнее то, что он умеет
Когда мы говорим о компетенциях и навыках, личностных качествах работников, которые нужны сегодняшнему работодателю, это прежде всего навыки проектной, исследовательской деятельности, способность работать в команде, эмоциональный и социальный интеллект и многое-многое другое, что сегодня мы называем функциональной грамотностью и закладываем в программу формирования и развития личности выпускника на уровне СПО.
Александр Кондаков, д-р пед. наук, генеральный директор компании «Мобильное электронное образование», член-корреспондент РАО
Знания и умения выпускников, необходимые для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, в общении и социальных отношениях, — это, по словам Кондакова, индикатор не только качества образования, но и инвестиционной привлекательности страны.
В отношении сокращения сроков обучения по программам СПО спикер допускает, что это не обязательно ухудшит общеобразовательную подготовку учащихся. По его мнению, получив базовые знания, умения и компетенции, выпускник сможет самостоятельно находить информацию, необходимую для решения конкретных задач, применять полученный опыт как в повседневной жизни, так и в проектно-исследовательской деятельности. Современность, как правило, ставит перед людьми задачи, находящиеся вне конкретных предметных областей, и в их решении вряд ли помогут фундаментальные знания сами по себе
Поэтому, считает Кондаков, крайне важно уметь адаптироваться в сложном и постоянно меняющемся мире, в том числе профессиональном. Поэтому натаскивание на конкретные задания, как в ОГЭ и ЕГЭ, очень неэффективно
Таким образом, среди главных направлений развития общеобразовательных программ спикер выделяет четыре:
- развитие личности ученика;
- сфера труда, то есть ориентация на практико-прикладную деятельность;
- общественный контекст, то есть формирование у учащихся социального интеллекта, способности активно участвовать в жизни сообщества;
- научный контекст — применение фундаментальных знаний в конкретных жизненных ситуациях.
В заключение Кондаков отмечает, что если переориентировать образовательные программы с учётом особенностей развития экономики, современного общества и культуры, основывать их на проектной деятельности, то это может принести позитивные результаты.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
- Сонграйтеры являются очень востребованными специалистами, однако уровень популярности определяет талант.
- Достойный доход, ведь стоимость одной песни может превышать сотни тысяч долларов.
- В случае успеха сонграйтер имеет перспективы сотрудничества с известными музыкантами, певцами, другими представителями творческой среды.
- Возможность работать в сфере без профильного образования, но без музыкального слуха осуществить это невозможно.
- Сонграйтеры могут сменить сферу деятельности, став поэтом-песенником, композитором, продюсером и т. д.
- Талантливые сонграйтеры получают контракты с крупными российскими и зарубежными лейблами.
Минусы
- Для работы в этой сфере нужен природный талант, дополненный усердностью и трудолюбием.
- Высокая конкуренция, ведь лишь единицы из всех сонграйтеров восходят на звездный Олимп.
- Не все песни, созданные начинающим сонграйтером, будут пользоваться популярностью и продаваться. Из 100 созданных композиций, возможно, продадутся лишь 1-2.
- Профессиональное выгорание, связанное с повышенными эмоциональными нагрузками.
Как поступить в музыкальный вуз
Экзамены
Как и в любом другом вузе РФ, для поступления необходимо сдать соответствующие ЕГЭ. Обычно требуется обязательная сдача экзаменов по двум предметам: русский язык и литература, но некоторые направления требуют сдачи и других дисциплин, например, истории.
Помимо ЕГЭ, обязательно нужно пройти дополнительные вступительные испытания (ДВИ).
Дополнительные вступительные испытания
Одно из них зависит от факультета, второе одинаково для всех направлений — экзамен по сольфеджио (дисциплина, изучающая нотную грамоту и развивающая слух), который обычно включает в себя:
- написание музыкального диктанта;
- пение по нотам с тактированием незнакомой мелодии;
- пение любой гаммы;
- пение главных трезвучий, их обращения; септаккордов; доминантсептаккордов, их обращения;
- определение на слух аккордов.
Третий экзамен по музыкальной грамоте, включает в себя различные для каждого из направлений части, к примеру, для фортепианного и струнного отделения:
- чтение хроматических гамм мажора и минора;
- построение от звука аккордов;
- демонстрирование знания пауз, длительностей, ступеней гаммы, основных видов метра и видов тональностей, названий элементов грамоты (октав и пр.), знаков в ключе мажорной и минорной тональности, знаков альтерации (диез, бемоль, бекар), обозначений мажорных и минорных тональностей, квинтового круга тональностей;
- демонстрирование умения играть на фортепиано гаммы (мажорные и минорные), ноты в басовом и скрипичном ключах, увеличенные и уменьшенные интервалы (с последующим разрешением).
Четвертый экзамен проводится в форме коллоквиума — определения преподавателем глубины знаний музыкальной литературы и истории музыки в форме разговора.
Кроме того, необходимо исполнить произведение (романс, этюд, сонату и пр.) на самостоятельно выбранном инструменте, уровень сложности зависит от требований конкретной организации (при поступлении на дирижирование или музыкальную теорию произведение исполняется на фортепиано).
Документы
Перечень необходимых документов:
- заявление с просьбой о поступлении;
- паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;
- аттестат, диплом или любой другой документ, удостоверяющий предыдущее образование;
- информация о результатах ЕГЭ (достаточно просто указать действительные баллы);
- медицинскую справку формы 086/y;
- две фотографии 3х4;
- военный билет (если имеется).
Если абитуриенту на момент поступления еще не исполнилось 18 лет, он обязан прийти с родителем или официальным представителем. Некоторые вузы позволяют принести согласие на обработку персональных данных, подписанное родителем/представителем, но эту информацию нужно уточнять на официальном сайте учебной организации.
Помимо этого, некоторые учебные заведения в обязательном порядке требуют свидетельство об окончании ДМШ (Детской музыкальной школы), в особенности отделения фортепиано, скрипки, аккордеона-баяна. Другим же вузам и отделениям, например, эстрадного или классического вокала, его предоставлять желательно, если есть.
Порядок действий
Чтобы успешно поступить в высшее учебное заведение, а еще лучше — на бюджетной (то есть бесплатной) основе, нужно придерживаться следующего порядка действий:
- Определиться с вузом и отделением заранее.
- Узнать, какие ЕГЭ требует желаемое место поступления.
- Сдать ЕГЭ на необходимое количество баллов.
- Подать копии документов в вуз в числах, указываемых на официальном сайте.
- Пройти дополнительные вступительные испытания.
- Дождаться публикации рейтинга поступающих и отслеживать его.
- В случае поступления подать заявление о согласии на зачисление и подлинники аттестата и/или диплома.