Семья
Надо сказать, что шерпы весьма демократичны по сравнению с большинством азиатских народов. Так, шерпские женщины, которые традиционно считаются хозяйками дома, могут наравне с мужчинами принимать участие в восхождениях. Несмотря на то что они обычно низкорослые или даже маленькие, женщины могут нести поклажу почти равную своему весу. Такая «мужская» работа не считается у шерпских женщин чем-то зазорным.
Многоженство среди шерпов практически не развито. Сами они объясняют этот факт так: «Попробуй управься с несколькими женами, если с одной непросто совладать». Распространено, впрочем, многомужество – одна жена на несколько братьев. Так сохраняется имущество внутри семьи. Бывают среди шерпских семей и разводы, но нельзя разойтись без уплаты определенной суммы.
Дворцы Катманду
В Катманду необходимо сначала увидеть площадь Дурбар, то есть площадь Королевского дворца. И, конечно же, сами дворцы. Они являются лучшим примером непальской (или на самом деле Неварской, потому что долина в основном населена неварцами) архитектуры, в которой дерево, кирпич и камень прекрасно сочетаются
Внимание обращается на двери и окна, которые являются уникальными произведениями искусства. Через замысловатые кружева в оконных проемах рассеянный свет проникает в здание
В то же время они защищают от холода вечером или зимой до некоторой степени.
Помимо дворцов на площади Дурбар есть храмы — в основном индуистские. Храм Дегутале также имеет большое значение. На юго-западном краю площади возвышается Кумари Гар, дворец, заселенный Кумари (Девственницей) — девушкой нескольких лет, считающейся живой индуистской богиней (деви). Она теряет свои божественные качества, когда вступает в половое созревание. Затем выбирают новую Кумари, интересно, что девушка, которая должна стать божеством, всегда происходит из буддийской семьи. Это лучше всего показывает естественное взаимопроникновение этих двух религиозных орденов, столь типичных для Непала.
Буддийский город Патан
Патан (Лалитпур) когда-то был отдельным городом, но сегодня это пригород Катманду. Тем не менее, он по-прежнему остается достаточно четким независимым городским фондом и имеет совершенно иной характер, чем индуистско-буддийская столица. Патан — это определенно буддийский центр. Согласно одной легенде, он был основан Ашокой (который правил примерно с 268 по 232 гг. до н.э.), индийским правителем, который впервые признал буддизм государственной религией (кстати, стоит упомянуть, что Лумбини, где согласно традиции родился Будда, также находится в Непале, в районе Тераджа).
Как и в Катманду, должны в первую очередь пойти на местную площадь Дурбар, а также на Мангальский базар. Помимо храма Махабуддха, есть храмы Талаю и Дегутале. Оба заслуживают того, чтобы уделить им хотя бы несколько часов внимания. Другие очень характерные святыни в этом районе — храмы в честь Кришны и Харишчарара (который является комбинацией Вишну и Шивы). Даже в Патане, в этом море буддизма, можно найти острова индуизма. Это Непал!
Фото с каменной скульптурой в Бхактапуре
Однако Бхактапур, также известный как Бхадгаон — город риса, следует считать самой большой культурной жемчужиной в бассейне Катманду. Этот центр с очень выразительным городским кварталом получил такое название благодаря тому, что большинство его жителей все еще работают на суше, просто выращивая рис. Вот почему Бхактапуру совсем не современен. Он сохранил уникальный средневековый характер. В этом отношении он напоминает индийский джайсалмер из пустыни Тар в Раджастхане — города, словно вынутого из Книги Тысячи и Одной Ночи. Атмосфера здесь идентична.
На улицах Бхактапура можно бродить бесконечно, и ни в коем случае не спешить. Такой прогулкой надо наслаждаться. Каждая улица соблазняет десятками (а может быть, даже сотнями) картин на стенах домов, скульптурами, вырезанными из металла деталями, мимо которых невозможно пройти безразлично. В этом районе также есть Чортен. Достопримечательности Бхактапура, в отличие от Патану или Катманду, достопримечательности Бхактапура расположены в разных точках.
Семья
Надо сказать, что шерпы весьма демократичны по сравнению с большинством азиатских народов. Даже гендерные вопросы у них не имеют строгой закономерности. Так, шерпские женщины, которые традиционно считаются хозяйками дома, могут наравне с мужчинами принимать участие в восхождениях. Даже несмотря на то, что они обычно низкорослые, или даже маленькие, они могут нести поклажу почти со свой вес. Такая «мужская» работа не считается у шерпских женщин чем-то зазорным.
Многоженство среди шерпов практически не развито. Сами они объясняют этот факт именно демократичностью отношений: попробуй управься с несколькими женами, если с одной непросто совладать. Распространено, впрочем, многомужество — одна жена на несколько братьев — так сохраняется имущество внутри семьи. Бывают среди шерпских семей и разводы, но инициатор не может разойтись без уплаты определенной суммы.
Всеядность
Популярности шерпов среди тех, кто приезжает в Гималаи покорять Джомолунгму, способствует, по признанию того же Терцинга Норгея, их всеядность. В отличие от большинства индусов и пакистанцев, шерпы практически всеядны. Спокойно могут употреблять любые консервы, с которыми альпинисты обычно идут в горы. Не чураются они и алкоголя. Более того, у шерпов даже есть алкогольный напиток, называемый чанг. Это такое шерпское пиво, которое готовится из риса, ячменя или других злаков. Пьется оно обычно через соломинку. Шерпы даже не чураются сигарет. И вообще стараются жить без догматических ограничений. Впрочем, как рассказывал Норгей, перед восхождением и во время него, от сигарет шерпы отказываются, что не вызывает у них какого-либо синдрома отмены.
Примечания и ссылки
- (in) Шерри Б. Ортнер, Высокая религия: культурная и политическая история буддизма шерпа, Motilal Banarsidass Publ ,.1992 г., 245 с. , стр. 4 : «С институциональной точки зрения современные шерпы — это этнически тибетская группа, проживающая на больших высотах (от 8 500 до 14 500 футов) в Гималайских горах на северо-востоке Непала. ( шерпы составляют одно из многих этнических меньшинств в ). Считается, что они мигрировали из Кама, на северо-востоке Тибета, в конце пятнадцатого и начале шестнадцатого веков. »
- , стр. 4: « Теперь они занимают три соединенных между собой области области: Кхумбу, самый высокий, самый холодный и самый северный; Солу, нижний, (относительно) теплый и самый южный; и Фарак, долина между Кхумбу и Солу. »
- ↑ и
- (in) Барбара А. Вест, Энциклопедия народов Азии и Океании, Издательство Infobase, 2010, стр. 1025, стр. 728 : « Общество шерпа состоит из экзогамных патрилинейных кланов, членство в которых передается по наследству от отца. »
- Коллектив, Непал 7, Lonely Planet, 2013, 634 страницы, раздел «Непальские имена» (электронная книга Google, np).
- (in) Барбара А. Вест, Энциклопедия народов Азии и Океании, Издательство Infobase, 2010, стр. 1025, стр. 728 : « Вторым важным изменением, которое произошло в религии шерпов в 20 веке было уменьшение зависимости от шаманов как целителей; к 1960-м годам большинству шерпов, которые хотели обратиться к таким целителям, пришлось полностью смотреть за пределы этнической группы шерпов. Причиной этого упадка была религиозная община лам, монахов и монахинь, начавших кампанию против шаманской практики в середине 20 века » .
- (in) Шерри Б. Ортнер, Жизнь и смерть на Эвересте: шерпы и гималайский альпинизм, Princeton University Press ,2001 г., 376 с., стр. 144 .
- ↑ и
- Элизабет Револь, Жизнь: Моя трагедия на Нанга Парбат, Париж, Артауд ,октябрь 2019, 232 с. ( ISBN 978-2-08-147909-8 ), стр. 194 к 195
- (in) Питер Гиллман и Лени Гиллман, Эверест: восемьдесят лет триумфа и трагедии, The Mountaineers Books,2001 г., 240 с. , стр. 205
- (in) Барбара А. Вест, Энциклопедия народов Азии и Океании, Издательство Infobase, 2010, стр. 1025, стр. 728 : « Вводящий в заблуждение термин« шерпа », написанный строчными буквами s, часто используется для описания гималайского проводника или носильщика, но он не обязательно указывает на этническую принадлежность шерпа. »
- Collective, Nepal 7, Lonely Planet, 2013, 634 страницы, раздел «Таманг» (электронная книга Google, np): «Вопреки тому, что часто думают на Западе, шерпа редко являются носителями и больше работают в качестве проводников в высокогорных экспедициях. Большинство перевозчиков, которых мы встречаем на треккинговых маршрутах, — это Таманг или Рай. » .
Наше время
Сегодня типичный день шерпы — это ранний подъем. 10-часовой путь с грузом вверх и вниз по горной тропе, а около пяти вечера, когда начинает темнеть, отдых на постоялом дворе у печки-буржуйки, где можно поесть и погреться, в такой повторяющийся изо дня в день распорядок жизни шерпа вступает уже лет в двенадцать-четырнадцать. Следующая ступень карьеры переход из разряда носильщиков в разряд гидов. На деле это означает существенное облегчение ноши, получение не 7, а 10-15 долларов в день, беседы с иностранцами и в перспективе восхождение на какую-нибудь вершину не в качестве носильщика, а полноценного члена группы альпинистов.
Классический расклад ролей в современной семье шерп такой: отец работает гидом, а мать ведет хозяйство — стряпает, убирает, держит маленький киоск с напитками и чипсами, в доме, который одновременно служит постоялым двором для туристов. В основном так устроена жизнь обитателей Солокхумбу, а в столице Намче-Базаре можно встретить шерп, которые могут позволить себе слетать на каникулы на Лазурный Берег. Кстати, на деле Соло и Кхумбу две разные области, которые, однако, давно сплелись в одно понятие.
Соло расположено ниже, это район рододендроновых лесов, зеленых пастбищ и ущелий на высоте от двух до трех с половиной тысяч метров. Кхумбу взяло свое название от имени ледника, сползающего с Эвереста, это скупое на зелень и богатое снежными вершинами высокогорье.
По-английски среди шерп не говорят только древние старики и старухи, что вовсе не мешает им при случае попробовать поболтать с приезжим. Но английский это база, а шерпа, если он хочет выделиться из общей среды, должен знать еще один европейский язык.
Шерпы честны и хорошо обучаемы. Если надо оставить свои вещи на какое-то время совершенно незнакомому человеку, лучше всего оставить их шерпе. Я делал это трижды и ни разу не только не пожалел об этом, но мне и в голову не пришло проверить их сохранность. Возможно, их честность обусловливает сама топография местности: через его ущелье проходит, как правило, только одна дорога, и это означает, что тот, кого он встретил однажды, встретится на его пути снова.
Европеец, если он приезжает в Гималаи регулярно, тоже заинтересован в том, чтобы вырастить «своего» шерпу. Например, встретившийся мне в горах немец, ходивший из года в год с одним и тем же шерпой, отправил его на учебу в институт Гете в Дели.
Европейская цивилизация понемногу пускает корни в изолированном мире шерп. Так, если в столице Непала Катманду полдня нет электричества, даже в самом диком шерпанском селении на высоте четырех с половиной тысяч метров в вашей комнате будет непременно гореть пусть слабенькая, но делающая свое дело энергосберегающая лампа. Все это не покажется удивительным, если взглянуть на тропу над пропастью, выложенную шерпами из камней на высоте 4600 метров. Или на дома и гостиницы в Намче-Базаре, который своим общим видом все больше напоминает швейцарский горнолыжный курорт. Макдоналдса на высокогорье пока, к счастью, нет, но кофемашины шерпы уже приволокли, и теперь на высоте четырех тысяч метров можно увидеть вывеску кофе Lavazza и выпить эспрессо с видом на Лхоцзе. А еще в Гималаях недавно появилась сотовая связь, хотя восемь лет назад ее не было не только здесь, но и во всем Непале. Молодые шерпы на привалах теперь жмут клавиши, играя в Mario и морской бой, и оглашают гималайские вершины звуками рингтонов.
И все бы ничего, если бы не заброшенные молитвенные мельницы вдоль главной гималайской тропы, которые местные не торопятся восстанавливать.
Кстати, слово «шерпа» закрепилось в политическом лексиконе. Так называют тех, кто готовит повестку дня для саммитов встреч на высшем уровне — от англ. summit «вершина». Подразумевается, что такой политик становится на это время проводником для своего лидера. Я бы сделал шерпу еще и символом посредника между нашим равнинным миром и миром вершин.
Переноска чего бы то ни было для шерпов вполне естественное занятие
Шерпы обладают «высокогорными» генами, благодаря чему им легко покоряются любые вершины. Впервые подняться на Эверест удалось новозеландскому исследователю Эдмунду Персивалю Хиллари и шерпу Тенцинг Норгей. Достигнув вершины, Хиллари принялся водружать флаг, а Норгей стал раскладывать в снегу шоколадки как подношение богам. Другой шерп Аппа Тенцинг с 1990 года стал регулярно подниматься на Эверест. Восхождения он совершал один, а иногда и два раза в год. Последний раз он взбирался на Эверест 11 мая 2011 года, став абсолютным рекордсменом по количеству восхождений на гору, число которых достигло 21 раза.
Чтобы подняться на высшую точку планеты, шерпу Пемба Дордже понадобилось всего 8 часов 10 минут — кроме него с такой скоростью на гору не взбирался ни один альпинист. А шерп Бабу Чири, поднявшись на гору, провел там 21 час. Все эти достижения находятся далеко за гранью возможностей обычных спортсменов, но могут запросто покориться одним из тех, кого считают всего лишь носильщиком или проводником, который сопровождает очередную группу альпинистов, решившую подняться на Эверест.
Источник
Рынок: аналоги и конкуренты
Изначально вездеход задумывался как очень надёжная, выносливая и не самая дорогая модель, доступная не только для элиты. Можно сказать, что конструктору это удалось. Шерп легко перевозится без применения спецсредств к месту эксплуатации, большинство других вездеходов придётся буксировать на тяжёлом прицепе при помощи грузовика или трактора. Это удобно и уже по карману городскому жителю. Правда, цена самого вездехода выглядит несколько завышенной, если оценить стоимость его компоновки.
Можно назвать ряд других вездеходов, которые гораздо и сложнее в изготовлении, и дороже по себестоимости, однако стоят на рынке они дешевле, чем Шерп. Например, «Лесник», «Хунта», «Хаски». Все они имеют главное отличие от Шерпа — они управляются при помощи стандартного автомобильного руля. Такая система, конечно, привычнее обычному водителю, чем тракторное управление. Однако она имеет много недостатков — более сложна в изготовлении, больше радиус разворота, меньше возможностей у водителя при прохождении трудных участков.
Надо признать, что во время движения по голому асфальту у таких машин будет несколько меньше износ протекторов. Да и максималка у той же «Хунты» получше — до 70. Однако платить за это приходится худшей проходимостью. Всё-таки, когда человек приобретает вездеход-амфибию, он, скорее, хочет ездить везде, чем просто быстро ездить. Для этого есть автомобиль. На сегодняшний день Шерп не имеет серьёзных конкурентов в своём классе, производится в России и Украине, а также продаётся за рубеж в Канаду. Высокую его цену можно считать не платой за изготовление вездехода, а платой за оригинальную идею и концепцию, позволившие ему делать то, что он может.
Образ жизни
Шерп из Непала со своей сумкой, 2005 год.
Шерпы — традиционно крестьяне, селекционеры, торговцы, а с 1950-х годов — горные проводники . У большинства семей шерпов есть несколько небольших полей, одно из которых прилегает к их дому. Остальные часто находятся на больших расстояниях. Эта фрагментация земли в основном происходит из-за правил, регулирующих наследование .
Шерпы живут натуральным сельским хозяйством . В Солу это в основном земледельцы, поскольку климатические условия позволяют выращивать различные культуры. Дальше на север, в Кхумбу, разводят яков. Они выращивают ячмень, пшеницу, гречку и картофель . Последний был введен в Кхумбу в XIX — го века. Картофель, который можно выращивать на возвышенности над северными зерновыми культурами, значительно изменил образ жизни шерпов. Летом шерпы выгоняют своих животных на высокогорные пастбища ( харка ). Чаще всего у семей есть примитивная хижина ( йерса ) для укрытия во время пребывания в харке .
Экспедиции на высокие вершины Гималаев и длительные походы по тропам приближения этих вершин открыли для шерпов новые возможности. Теперь они в большом количестве практикуют горные занятия, сопровождая членов экспедиций на вершины, а также путешествуя по тропам страны шерпов. Эти торги компенсировали значительное снижение доходов, связанное с сокращением торговли тибетской солью после аннексии Тибета Китаем .
Сколько стоит подняться на Эверест?
Этот вопрос сегодня очень популярен. Всем известно, что высотные экспедиции требуют не только серьезной физической и тактической подготовки участников, но и вложений немалых средств. Средняя цена составляет около $30.000, если вы идете сами по себе или своей организованной и независимой группой. Туристические компании предлагают собственные экспедиции, и цена на их услуги составляет около $60.000. Цена экспедиции уровня VIP, которая включает в себя постоянный доступ в Интернет и телефонную связь, зачастую выше, чем $90.000. В целом, все зависит от гида и количества и качества услуг, входящих в пакет
Тем не менее, при выборе инструктора и компании важно учитывать не только цену и имидж фирмы. Всегда лучше всего самостоятельно и очень скрупулезно изучить этот вопрос
В частности, не лишним будет обратить внимание, входит ли в пакет стоимость перелета и услуги шерпов. Дело в том, что иногда за участие местных «помощников» приходится платить на месте, когда вы уже находитесь в базовом лагере, поэтому, чтобы избежать неожиданных сюрпризов, всегда лучше заранее изучить детали
Успешные экспедиции
Впервые стать частью полноценной экспедиции Аппе удалось в 1990 году. За 21 последующее восхождение все члены его команды, к счастью, остались живы. Покорение горной вершины считается серьёзным испытанием не только для подготовленных альпинистов, но и для шерп.
Это связано и с особо неблагоприятными климатическими условиями: сильно разряженный воздух, низкие температуры до – 60 градусов, сильные ураганные ветры; и с классическими опасностями альпинизма – сход лавин, обрыв с крутых склонов, падение в расщелины рельефа. Аппа Шерпа за 21 восхождение не потерял ли одного члена группы – ещё и поэтому его считают легендарным покорителем горных вершин.
Гуркхи — воины из Индии
Помимо шерпов, одной из визитных карточек Непала, несомненно, являются гуркхи. Бесстрашные воины, формирующие один из самых сражающихся отрядов мира. Они пришли из северной Индии со всего Раджастхана. Поскольку они не могли справиться с давлением моголов в пятнадцатом веке, они пошли на восток и отправились в сегодняшний западный Непал, где основали город Горха. В их памяти у них все еще было воинственное прошлое, поэтому они продолжали тренироваться. За 300 лет они стали настолько сильными, что … вторглись в бассейн Катманду и преследовали династию Малла оттуда в 1769 году. Затем, до появления англичан в этих краях, они управляли Непалом.
Новички из Великобритании быстро узнали о необыкновенных навыках гуркхов. Они сделали их непальским иностранным легионом. Использовали их много раз в бою, в том числе во время первой мировой войны. Так гуркхи присутствовали в кровопролитных битвах за Босфор и битвы под Монте-Кассино. По сей день королеве Елизавете II служат в Великобритании четыре полка гуркхов, а семь — в Индии.
Они приносят значительный доход Непалу. Государство получает 30 миллионов долларов за их дипломатическую службу. В такой маленькой и не очень процветающей стране, как Непал, этой суммой нельзя пренебрегать. Сами солдаты также получают большую выгоду. После многих лет службы они пользуются уважением в обществе и живут лучше, чем средние непальцы. Они обычно создают частные компании, где их родственники находят работу. Они проводят время, рассказывая истории о том, что они пережили за границей. Эти истории обычно производят большое впечатление на слушателей, потому что вряд ли у любого непальца есть возможность поехать в другую страну.
Всеядность
Популярности шерпов среди тех, кто приезжает в Гималаи покорять Джомолунгму, способствует, по признанию того же Терцинга Норгея, их всеядность. В отличие от большинства индусов и пакистанцев, шерпы практически всеядны. Спокойно могут употреблять любые консервы, с которыми альпинисты обычно идут в горы. Не чураются они и алкоголя. Более того, у шерпов даже есть алкогольный напиток, называемый чанг. Это такое шерпское пиво, которое готовится из риса, ячменя или других злаков. Пьется оно обычно через соломинку.Шерпы даже не чураются сигарет. И вообще стараются жить без догматических ограничений. Впрочем, как рассказывал Норгей, перед восхождением и во время него, от сигарет шерпы отказываются, что не вызывает у них какого-либо синдрома отмены.
Шокирующая правда
Напоминая по форме пирамиду, поднявшуюся на многие километры над уровнем моря из-за движения литосферных плит, Эверест возвышается над Азией прямо на границе Китая и Непала. Этот пик по праву считается одним из самых великолепных по красоте, но, в то же время, трагических и опасных мест в мире. Его скалистый силуэт неизменно привлекает многочисленных отважных и мужественных покорителей, которые пытаются достичь вершины ценой огромных усилий, а иногда — даже ценой собственной жизни.
К сожалению, многие скалолазы так и остались навечно среди снегов и скалистых ущелий. Более 235 альпинистов и местных жителей погибли при попытке покорить самый высокий пик земного шара (хотя точное число погибших на сегодня остается неизвестным, ведь не все из них официально зарегистрировали свое восхождение). Сложность заключается не только в повышенном атмосферном давлении и разреженном воздухе, которым невозможно дышать в течение длительного времени, но и в опасности самого маршрута. Тем не менее, несмотря на все эти сложности, многие люди продолжают рисковать жизнью для того, чтобы провести считанные минуты на вершине мира. Есть в ней что-то такое, что неодолимо влечет отважных альпинистов…
Известные люди
Непальский Альпинист-шерпа Тенцинг Норгей, 1953
Один из самых известных шерп — Тенцинг Норгей. В 1953 году он и Эдмунд Хиллари стали первыми людьми, достигшими вершины гора Эверест. Сын Норгея Джемлинг Тенцинг Норгей также поднялся на Эверест в честь своего отца с альпинистами Эд Виестурс и Арасели Сегарра вовремя провальный 1996 год.
В 2001, Темба Тшери стал самым молодым альпинистом на Эверест в мире (обладатель Мировой Рекорд Гиннеса ), затем в возрасте 16 лет.[нужна цитата ]
В 2003 году шерпы Пемба Дордже и Лхакпа Голу соревновались, кто сможет подняться на Эверест с базовый лагерь самый быстрый. 23 мая 2003 года Дордже достиг вершины за 12 часов 46 минут. Три дня спустя Голу побил свой рекорд на два часа, достигнув вершины за 10 часов 46 минут. 21 мая 2004 года Дордже снова улучшил время более чем на два часа с общим временем на 8 часов 10 минут.
11 мая 2011 г. Апа шерпа успешно поднялся на вершину Эвереста в двадцать первый раз, побив собственный рекорд по самым успешным восхождениям. Он впервые поднялся на Эверест в 1989 году в возрасте 29 лет.
Одна из самых известных непальских альпинисток была Пасанг Лхаму Шерп, первая непальская альпинистка, достигшая вершины Эвереста, но погибшая во время спуска. Ее тезка, Пасанг Ламу Шерпа Акита, также поднялась на Эверест и была одной из трех непальских женщин, которые первыми достигли вершины К2. Еще одна известная женщина-шерпа была двукратной покорителем Эвереста. Пемба Дома шерпа, который умер после падения с Лхоцзе 22 мая 2007 г.
20 мая 2011 г. Мингма шерпа стал первым непальцем и первым в Южной Азии, покорившим все 14 самых высоких гор в мире. При этом Мингма установил новый мировой рекорд — он стал первым альпинистом, покорившим все 14 вершин с первой попытки.[нужна цитата ]
Лакпа Тшери Шерпа — половина непальского дуэта, который был признан «Лучшим авантюристом 2012 года». В апреле 2011 года Лакпа Чери и Сано Бабу Сунувар совершили «Окончательный спуск»: трехмесячное путешествие, в котором они поднялись на Эверест, затем спустились с горы на параплане и отправились на каяках через Непал и Индию, пока не достигли Индийского океана.
19 мая 2012 года 16-летняя Нима Чамзи Шерп стала самой молодой женщиной, покорившей Эверест; предыдущий рекордсмен был Нимдома Шерп покорившая вершину в 2008 году, тоже в 16 лет.
Чхурим Шерпа (Непал) дважды покорял Эверест в мае 2012 года: 12 мая и 19 мая. Книга Рекордов Гиннесса признала ее первой женщиной-шерпом, дважды покорившей Эверест за один сезон.[нужна цитата ]
В 2013 году 30-летний Чханг Дава шерпа стал самым молодым альпинистом, покорившим 14 высочайших вершин, 8000’ерс.[нужна цитата ]
Пратима Шерпа 19 (2017), всю жизнь прожила в хозяйственном сарае на четвертой лунке Королевского Непала. Гольф Club в Катманду и занимает первое место среди женщин-гольфисток в Непал.[нужна цитата ]
26 июля 2014 г. Пасанг Ламу Шерпа Акита, Дава Янгзум Шерп, и Майя шерпа достиг вершины 8611 метров (28 251 футов) K2, вторая по высоте гора в мире. При этом три непальки стали первой женской командой, которая поднялась на то, что многие альпинисты считают гораздо более сложной задачей, чем Эверест. В скалолазных кругах этот подвиг был объявлен прорывным достижением для женщин в высотном альпинизме. Только 18 из 376 человек, покоривших вершину К2, были женщинами.[нужна цитата ]
Еще один известный шерпа лыжник по пересеченной местности и ультрамарафонец Дачири Шерп, который представлял Непал в 2006, 2010 и 2014 гг. Зимние Олимпийские игры.[нужна цитата ]
Аналогичным образом министр культуры и туризма Непала Крипасур Шерп, майор британской армии гуркхов Прем Доржи Шерп, посол Австралии Удачливый шерпа — известные сотрудники из сообществ шерпа.[нужна цитата ]
Горный гид Ками Рита Шерпа является мировым рекордсменом по количеству успешных восхождений на вершину Эвереста — 23 по состоянию на 15 мая 2019 года. Два других, Апа шерпа и Пхурба Таши Sherpa успешно покорили вершины 21 раз.[нужна цитата ]
Альпинист П.К. Шерпа и его 14-летний сын Сонам Шерпа возглавят организацию «Первый отец и сын альпинистов» в глобальной кампании по повышению осведомленности об изменении климата и глобальном потеплении. И отец, и сын вместе покорят все семь высочайших вершин семи континентов с марта 2019 года по май 2020 года.[нужна цитата ]