Александр бородин: кратко биография композитора

Основные произведения

Произведения для фортепиано

  • Hélène-Polka (1843)
  • Реквием
  • Маленькая сюита (1885; оркестрована А. Глазуновым)
  1. В монастыре
  2. Интермеццо
  3. Мазурка
  4. Мазурка
  5. Грёзы
  6. Серенада
  7. Ноктюрн

Скерцо ля бемоль мажор (1885; оркестровано А. Глазуновым)

Произведения для оркестра

Симфония № 1 ми бемоль мажор

  1. Adagio. Allegro
  2. Scherzo. Prestissimo
  3. Andante
  4. Allegro molto vivo

Симфония № 2 си минор «Богатырская» (1869—1876; отредактирована Н. А. Римским-Корсаковым и А. Глазуновым)

  1. Allegro
  2. Скерцо. Prestissimo
  3. Andante
  4. Финал. Allegro

Симфония № 3 ля минор (написаны только две части; оркестрована А. Глазуновым)

  1. Moderato assai. Poco piu mosso
  2. Scherzo. Vivo

В Средней Азии (В степях Центральной Азии), симфонический эскиз

Камерная музыка

  • Соната для виолончели и фортепиано си минор (1860)
  • Фортепианный квинтет до минор (1862)
  • Фортепианное трио ре мажор (1860-61)
  • Струнное трио (1847), утрачено
  • Струнное трио (1852—1856)
  • Струнное трио (1855; неокончено)

    Andantino

  • Струнное трио (1850—1860)
  • Струнный квартет № 1 ля мажор
    • Moderato. Allegro
    • Andante con moto
    • Scherzo. Prestissimo
    • Andante. Allegro risoluto

Струнный квартет № 2 ре мажор

    • Allegro moderato
    • Scherzo. Allegro
    • Notturno. Andante
    • Finale. Andante. Vivace
  • Скерцо для струнного квартета (1882)
  • Serenata alla spagnola для струнного квартета (1886)
  • Квартет для флейты, гобоя, альта и виолончели (1852—1856)
  • Струнный квинтет фа мажор (1853—1854)
  • Секстет ре минор (1860—1861; сохранились только две части)

Оперы

  • Богатыри (1878)
  • Царская невеста (1867—1868, наброски, утрачены)
  • Млада (1872, IV действие; Остальные действия написаны Ц. Кюи, Н. А. Римским-Корсаковым, М. Мусоргским и Л. Минкусом)
  • Князь Игорь (отредактирована и окончена Н. А. Римским-Корсаковым и А. Глазуновым)

Наиболее известный номер — Половецкие пляски.

Романсы и песни

  • Арабская мелодия. Слова А. Бородина
  • Для берегов отчизны дальной. Слова А. Пушкина
  • Из слез моих. Слова Г. Гейне
  • Красавица-рыбачка. Слова Г. Гейне (для голоса, виолончели и фортепиано)
  • Море. Баллада. Слова А. Бородина
  • Морская царевна. Слова А. Бородина
  • Отравой полны мои песни. Слова Г. Гейне
  • Песня темного леса (Старая песня). Слова А. Бородина
  • Разлюбила красна девица… (для голоса, виолончели и фортепиано)
  • Слушайте, подруженьки, песенку мою (для голоса, виолончели и фортепиано)
  • Спесь. Слова А. К. Толстого
  • Спящая княжна. Сказка. Слова А. Бородина
  • У людей-то в дому. Песня. Слова Н. Некрасова
  • Фальшивая нота. Романс. Слова А. Бородина
  • Что ты рано, зоренька… Песня
  • Чудный сад. Романс. Слова C. G.

Детство и юность

Великий композитор и талантливый химик Александр Порфирьевич Бородин никогда не вел дневник и так не написал мемуары. Но подробные воспоминания о нем оставили его друзья, так что биография композитора хорошо изучена, хотя и в ней есть пробелы.

Известно, что будущий композитор родился 12 ноября 1833 года в Санкт-Петербурге. Формально его родителями были записаны Порфирий и Татьяна Бородины – крепостные крестьяне князя Луки Гедианова. Но на самом деле Александр был внебрачным сыном самого князя Гедианова и его любовницы Авдотьи Антоновой.

Поначалу Александр был, по сути, собственностью своего отца. Старый князь планировал отдать его учиться ремеслу сапожника. Но если бы он умер, не успев дать сыну вольную, Александр стал бы собственностью его наследников. Авдотья Антонова всю жизнь боялась за будущее своего сына. Даже тогда, когда ему уже исполнилось 14 лет, она все еще переводила его через улицу за руку. Но ее опасения были беспочвенными. Старый князь успел дать ему вольную и позаботился о его будущем. Александру Порфирьевичу даже удалось подружиться с внуками князя. И в целом его детство можно было считать счастливым.

В возрасте 15 лет

Семья жила в достатке. Мать, успевшая сочетаться фиктивным браком с неким коллежским советником, получала после его смерти пенсию, а будучи домовладелицей – сдавала в наем квартиры. Но получить формальное образование Александру было бы затруднительно – при его происхождении путь в гимназию был закрыт. Он учился дома, с 10 лет увлекался химией. Но еще ему нравилась музыка, привлекал военный духовой оркестр, и мать договорилась с флейтистом Семеновского полка о частных уроках.

Со временем, использовав все связи, Авдотья Антонова смогла записать Александра в купеческое сословие, и он смог окончить гимназию в 1850 году, а затем – поступить в качестве вольнослушателя в Медико-хирургическую академию в Санкт-Петербурге, где и дальше занимался химией под руководством известного ученого Николая Зинина. Во время учебы в академии Бородин не бросал и занятия музыкой, писал романсы и пьесы для фортепиано, хотя его научный руководитель не одобрял подобных занятий.

В молодости

Семейная жизнь

Летом 1861 года в Гейдельберге Бородин познакомился с приехавшей на лечение талантливой пианисткой Екатериной Сергеевной Протопоповой, в исполнении которой впервые услышал произведения Шопена и Шумана. Осенью здоровье Протопоповой ухудшилось, и она продолжила лечение в Италии. Бородин нашёл возможность последовать за ней в Пизу, не прерывая своих химических исследований, и именно там были впервые получены фторорганические соединения и проведены другие работы, которые принесли учёному мировую славу. Тогда же Бородин и Протопопова решили вступить в брак, однако по возвращении в Россию из-за отсутствия денег на свадьбу пришлось отложить и венчание состоялось в 1863 году. Материальные проблемы преследовали семью всю оставшуюся жизнь, вынуждая Бородина много трудиться — преподавать в Лесной академии и заниматься переводами иностранной литературы.

В связи с тяжёлым хроническим заболеванием (астмой), супруга Александра Порфирьевича не переносила климата Санкт-Петербурга и подолгу жила у родственников в Москве. Детей в семье не было.

А. П. Бородин, проживавший в Санкт-Петербурге, скоропостижно скончался от разрыва сердца 15 (27) февраля 1887 в возрасте 53 лет.

Масштаб и размах

Длительная поездка по Европе не прошла даром для молодого, подающего большие надежды специалиста. В Германии он знакомится с Дмитрием Менделеевым, Иваном Сеченовым и что тоже значимо – с будущей супругой, пианисткой Екатериной Протопоповой. По возвращении в Россию Бородин получает звание адъюнкт-профессора в альма-матер. Отмечу между делом, что это не повлияло положительно на материальное положения ученого. Будучи ранее ординатором в госпитале, он получал 900 рублей в год, а профессорство в Медико-хирургической академии понизило годовой семейный бюджет аж на 200 рублей. Всю последующую жизнь маэстро прожил в служебной, не самой комфортабельной квартире по соседству с аудиториями и лабораторией.

Осенью того же 1862 года под влиянием Милия Балакирева Александр Порфирьевич попадает в самую, что ни есть «Могучую кучку», группу одаренных музыкантов своего времени. В «кучке» уже состояли Николай Римский-Корсаков, Модест Мусоргский – представители русской национальной музыкальной школы, последователи Михаила Глинки. Теперь Бородину твердит Римский-Корсаков:

Репродукция картины Балакиревский кружок “Могучая кучка” художника Михайлов

Жизнь четы Бородиных нельзя назвать идеальной. В ней сложнейшим образом переплетались музыка, химия, дети, общественная деятельность композитора и болезнь Екатерины Сергеевны. Дети, надо заметить, были приемные – своих Бог не дал. А еще открытое и безотказное сердце Бородина подтачивали постоянные заботы о всех тех, кто нуждался в его помощи и покровительстве. Упомяну о попавших в политическую опалу студентах; о барышнях, что очень хотели, но не могли получать в то время высшее врачебное образование; об издании журнала «Знание», об активной гражданской позиции музыканта. Этот перечень можно продолжать до бесконечности.

Александр Порфирьевич часто «отдыхает» за партитурами, пишет то, что станет вершиной его трудов – оперу «Князь Игорь».

А химия? Бородин остался в полушаге от мировой славы как химик. Лавры буквально ускользали из рук. Их перехватывали европейцы, например такие как француз Вюрц. На вопрос почему так случилось, Бородин, не сетуя на музыку, сказал:

Бородин А.П.

Александр Порфирьевич Бородин (31 октября (12 ноября) 1833 — 15 (27) февраля 1887) — русский композитор и химик.

Юность

Александр Порфирьевич Бородин родился 31 октября (12 ноября) 1833 года в Санкт-Петербурге, сын 62-летнего грузинского князя Луки Степановича Геджановили (Гедеванишвили) (1772; 1840) из рода Имеретинских и 25-летней Евдокии Константиновны Антоновой, и был сыном крепостного князя Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны.

До 7 лет мальчик был крепостным своего отца. Перед смертью в 1840 году последний дал ему вольную и купил четырехэтажный дом для него и Евдокии Константиновны, которая была замужем за военным врачом Клейнеке. Нравы первой половины XIX века не допускали внебрачных связей. Имена его родителей не были названы, и мальчик был публично представлен как племянник Евдокии Константиновны.

Из-за своего происхождения, которое не позволило ему посещать высшую школу, Бородин получал образование дома, где он выучил немецкий и французский языки и получил прекрасное образование.

Он открыл в себе музыкальный талант еще в детстве и сочинил свое первое произведение в возрасте 9 лет — польку под названием «Елена». Он изучал музыку, сначала флейту и фортепиано, а с 13 лет — виолончель. В это же время он написал свое первое серьезное произведение — концерт для флейты и фортепиано.

В возрасте 10 лет он заинтересовался химией, которая с годами превратилась из хобби в дело всей его жизни.

Однако его занятия наукой и высшим образованием тормозило собственное «незаконное» происхождение молодого человека, которое, при отсутствии законного способа изменить свой социальный статус, заставило мать Бородина и ее мужа подкупить чиновников Тверского министерства финансов, чтобы записать сына в купцы третьей гильдии Новоторского.

В 1850 году семнадцатилетний «купец» Александр Бородин поступил волонтером в Медико-хирургическую академию и окончил ее в декабре 1856 года. Во время учебы в медицинском институте Бородин прошел курс химии у Н.Н. Зинин.

Медицина и химия

В марте 1857 года молодой врач был назначен главным врачом Второго военно-морского сухого госпиталя, где он познакомился с офицером Модестом Мусоргским, проходившим курс лечения.

В 1858 году Бородин получил степень доктора медицины после проведения химических исследований и защиты диссертации «О соотношении фосфорной и мышьяковой кислот в химическом и токсикологическом отношениях».

В 1858 году Военно-медицинский ученый совет направил Бородина в Солигалич для исследования состава минеральной воды курорта, основанного в 1841 году купцом В.А. Кокоревым. Отчет об этой работе, опубликованный в газете «Московские ведомости» в 1859 году, стал научным трудом по оптимизации, принесшим автору большую популярность.

В 1859-1862 годах Бородин углублял свои знания в области медицины и химии за границей — в Германии (Гейдельбергский университет), Италии и Франции — и по возвращении получил должность доцента в Медико-хирургической академии.

С 1863 года он был профессором химии в Вальдакадемии.

С 1864 года он был полным профессором, с 1864 года заведующим химической лабораторией, а с 1874 года академиком Академии медицинской хирургии.

А. Бородин был учеником и близким сотрудником выдающегося химика Николая Зинина, вместе с которым он стал одним из основателей Русского химического общества в 1868 году.

Симфонии А.П.Бородина

Немаловажную роль в творческой биографии Бородина-симфониста сыграла его Первая симфония Es—dur (1867, впервые исполнена в декабре 1868). Благодаря ей композитора узнала вся Европа. Кюи отмечает, что в симфонии

Автором одной из заметок в прессе симфония охарактеризована как «изумительно богатая, чисто бетховенской красоты». Именно она открывает линию русского эпического симфонизма, где намечаются характерные признаки и особенности русской симфонии:

  • широта, неторопливость, спокойствие, повествовательность, что подразумевает эпический симфонизм;
  • отсутствие прямых конфликтных столкновений;
  • картинность.

Также здесь сформировался характерный оркестр композитора. Именно в его творчестве определяется полный парный состав, медные инструменты становятся хроматическими; оркестр отличается мощью, пышностью, яркостью, колористическим богатством.

Симфония №2 (1869-1876) утверждает традиции, сформированные в симфонии №1, и охарактеризована Стасовым так:

Хотя симфония относится к одному из самых спокойных, повествовательных произведений, сила ее воздействия такова, что Мусоргский назвал ее «Героической славянской симфонией». Рельефность и картинность привели к тому, что за симфонией закрепилось программное название «Богатырская». Кроме того, программное толкование (благодаря Стасову) получили каждая из ее частей:

Симфония №3 a—moll(неоконченная) с ярко выраженным национальным колоритом впервые была исполнена в Москве 1899 г. в Московском немецком клубе под управлением В. С. Терентьева.

Биография Александра Бородина о главном

В1833 в Санкт – Петербурге году появился на свет будущий великий композитор и ученый от внебрачных связей. Далее мать выдали замуж за врача, а его записали сыном крепостного слуги. До 8 лет Александр Порфирьевич являлся крепостным своего отца, и лишь перед смертью тот купил вольную и дом для Бородина и его матери. Жизнь у будущего великого ученого началась нелегко.

Обучения проходило на дому, учил немецкий, французский. Поразительно, в 9 лет впервые написал музыкальное произведение «Польку». Научился играть на флейте, фортепиано, виолончель.

Но на этом его таланты не закончились, с 10 лет заинтересовался химией, где и достиг небывалых успехов.

Но факт того, что он незаконно рождённый ребёнок, ставило перед дальнейшим образованием большие препятствия. По — этому его мать и отчим пошли на хитрость, что бы он мог получить образование в первой гимназии. Далее поступил в Медико — хирургической академии изучал медицину и химию.

В 1857 году его направили во второй военно — сухопутный госпиталь в роли врача ординатора. Через год, защитив диссертацию, получил научную слепить. Вскоре ему дали задание по исследованию минеральных вод в водолечебнице города Солигалич. Отчет об этой работе был опубликован с Московской газете и принёс ему не бывалую славу.

Дальнейшее свое обучение Бородин провел за границей в Европе. Слушал лекции, занимался в библиотеке, много работал.

В 1861 году, когда Бородин посещал Германию, он познакомился с Екатериной Протоповой. Она обладала абсолютным слухом, что позволяло обворожительно играть на пианино. И именно благодаря этому знакомству у него пробудилась тяга к музыке.

По возвращению на родину он достиг звания адъюнкт — профессора той же академии, где и учился.

За все жизнь написал более 40 работ, за что и получил сначала должность ординарный профессор, потом научную степень академика и в 1883 году почетный член Общества русских врачей.

Бородин всегда уделял внимание музыке, писал много композиций, но его наставник считал, что музыка служит помехой науке, потому, во время заграничной поездки, он скрывал свое второе увлечение. Но, тем не менее, Бородин считается отцом симфонии и квартета в России

Даже за границей он пользовался популярностью, благодаря своим знаменитым композиция Первый и Второй квартет. Свою самую успешную оперу «Князь Игорь», он писал на протяжении 18 лет, но так и умер, не закончив ее. Лишь со временем ее дописали и Мариинском театре ее услышали многие, она отличалась яркостью национального колорита, мощностью народных хоровых сцен.

Поразительно, при всей его занятости Бородин занимался и общественной работой. Он содействовал идеи приобретению высшего образования женщинами. Пользуясь своей репутацией, защищал студентов от политических преследований.

В 1887 году внезапно умер от разрыва сердца. В память об этом выдающимся человеке симфонический оркестр в Москве и многие детские музыкальные школы России носят его имя.

Для детей

Интересные факты и даты из жизни

Популярные люди

  • Киплинг Редьярд

    Джозеф Редьярд Киплинг, знаменитый британский поэт и писатель, родился 30 декабря 1865 г. в Бомбее. Джон Локвуд Киплинг, отец будущего автора «Книги джунглей», был известным скульптором, директором и преподавателем в школе Искусств. Его жена,

  • Габдулла Тукай

    Габдулла Тукай (Габдулла Мухамедгарифович Тукаев) – татарский народный поэт и писатель, основоположник современного татарского литературного языка и национальной татарской литературы. Несмотря на свою короткую и непродолжительную жизнь,

  • Штраус Иоганн

    Великий «Король Вальса» Иоганн Штраус родился в 1825 году. Он был первенцем в семье знаменитого музыканта. Отец смог подняться из нищеты до самых высот, завоевав популярность во всей Европе. Панически боясь конкуренции, даже своим собственным детям

  • Ллойда Эндрю Уэббера

    Родился талантливый композитор в 1948 году в Англии. Уже в 6 лет он написал свою первую композицию, а 10 лет его произведения стали публиковать. Нет ничего удивительного в его таланте, ведь мама его скрипачка и пианистка, папа композитор. Благодаря,

  • Тутмос III

    Египтяне славятся своими тайнами, многие тайны не раскрыты до сих пор: как им получилось без применения техники поднимать огромные каменные валуны и строить пирамиды, конструировать пирамиды таким образом, чтобы в лабиринтах пропадали люди,

  • Некрасов

    Николай Алексеевич Некрасов великий российский поэт, критик, издатель, чьи сострадательные стихи о крестьянской России сделали его героем либеральных и радикальных кругов русской интеллигенции. Мало у кого из писателей была такая тяжелая

Литература

  • А. П. Бородин в воспоминаниях современников / Сост., текстол. ред., вступ. ст. и коммент. А. Зориной. — М.: Музыка, 1985. — 288 с.: ил., портр., нот.
  • А. П. Бородин: к столетию со дня рождения / Ю. А. Кремлев; . — Л.: Ленинградская филармония, 1934. — 87, с., портр.
  • Булычёва А. В. Тайные игры: хождение по кругам // Искусство музыки: теория и история (журнал Государственного института искусствознания). — 2014. — № 10—11. — С. 1—35.
  • Булычёва А. В. Могут ли «попевки» быть «бородинскими»? // Научный вестник Московской консерватории, 2015, № 1. — С. 147—155.
  • Булычёва А. В., Грибанова А. Второй струнный квартет А. П. Бородина по рукописным источникам: новые сведения и новые проблемы // Научный вестник Московской консерватории. — 2016, № 3.
  • Булычёва А. В. Бородин. — М.: Молодая гвардия, 2017. — (серия «Жизнь замечательных людей»)
  • Дианин С. А. Бородин: жизнеописание, материалы и документы / ред.: И. Ф. Бэлза, В. А. Киселев. — М.: Музгиз, 1955. — 378 с.
  • Добровенский Р. Алхимик, или Жизнь композитора Александра Бородина. — Диптих / Рига: Лиесма, 1984. — 489 с., ил.
  • Зорина А. Г. Александр Порфирьевич Бородин (1833—1887). — М.: Музыка, 1987. — 192 с., вкл. (Русские и советские композиторы).
  • Ильин М., Сегал Е. Александр Порфирьевич Бородин. — М.: Молодая гвардия, 1953. — (серия «Жизнь замечательных людей»).
    • 2-е изд.: М.: Молодая гвардия, 1957.
    • 3-е изд.: М.: Правда, 1989.
  • Письма А. П. Бородина. Полное собрание, критически сверенное с подлинными текстами. С предисловием и примечаниями С. А. Дианина. — Вып. 1—4. — М.Л., 1927—1950:
    • Вып. 1 (1857—1871). — М.: Гос. издательство, Музыкальный сектор, 1927—1928. — 420 с.
    • Вып. 2 (1872—1877). — М.: Музгиз, 1936. — 316 с.
    • Вып. 3 (1878—1882). — М.Л.: Музгиз, 1949.
    • Вып. 4 (1883—1887). — М.Л.: Музгиз, 1950. — 480 с.
  • Сохор А. Н. Александр Порфирьевич Бородин. Жизнь, деятельность, музыкальное творчество. — М.: Музыка, 1965. — 822 с.: портр. — (Классики мировой музыкальной культуры).
  • Фигуровский Н. А., Соловьёв Ю. И. Александр Порфирьевич Бородин. — М., Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1950. — 212 с.
  • Хубов Г. А. П. Бородин. — М., 1933.
  • Alexander Borodin. Sein Leben, seine Musik, seine Schriften. / Hrsg.: E. Kuhn. — B.: Verlag Ernst Kuhn, 1992. — ISBN 3-928864-03-3
  • Vijvers Willem G. Alexander Borodin; Composer, Scientist, Educator (= Александр Бородин; композитор, учёный, преподаватель). — Amst.: The American Book Center, 2013. — ISBN 978-90-812269-0-5.

Александр Бородин краткая биография

Александр Порфирьевич Бородин краткая биография великого композитора, а также ученого кратко изложенные в этой статье.

Александр Бородин краткая биография

Александр Бородин появился на свет в Санкт – Петербурге 12 ноября 1833 года. Он был внебрачным ребенком, записанным сыном крепостного слуги. Только перед смертью отца, когда мальчику было 8 лет, он купил сыну и его матери вольную с домом. Александр получил домашнее образование, изучал французский и немецкий языки. В 9-летнем возрасте написал свое первое музыкальное произведение – «Польку». Вместе с тем овладел игрой на фортепиано, флейте и виолончели. Таланты мальчика н ограничивались только музыкальным направлением: в 10 лет он заинтересовался химией, достигнув в этой области небывалых успехов.

Матери и отчиму удалось сделать так, что Бородин окончил гимназию и смог поступить в Медико-хирургическую академию, где изучал медицину и химию. В 1857 году Александра направляют во ІІ-ой военно-сухопутный госпиталь как врача ординатора. Спустя год он защитил диссертацию и получил научную степень. Вскоре получил задание исследовать минеральные воды водолечебницы города Солигалич. Его отчет о проделанной работе опубликовали в Московской газете, принеся автору небывалую славу. Дальнейшее обучение Александр Порфирьевич провел в Европе: много работал, слушал лекции, занимался в библиотеке.

Жизнь Александра Бородина изменилась в 1861 году, когда во время посещения Германии он познакомился с Протоповой Екатериной. У женщины был абсолютный слух, и она прекрасно играла на пианино. Благодаря Катерине Бородин вновь пристрастился к музыке.

Когда он возвратился на родину, то был удостоен звания адъюнкт – профессора академии, где когда-то учился. Александр Бородин является автором 40 работ, заняв вначале должность профессора, академиста и стал почетным членом Общества русских врачей в 1883 году.

Помимо научной деятельности стал уделять внимание музыке, правда, втайне от своего наставника, который считал музыку помехой науке. Александра Бородина по праву считают в России отцом квартета и симфонии

Его композиции Первый и Второй квартет пользовались популярностью за границей. Свою самую успешную оперу под названием «Князь Игорь» Александр Порфирьевич писал целых 18 лет и не успел ее закончить. Еще в студенческие годы начал сочинять миниатюрные пьесы и романсы, такие как «Спящая княжна», «Песня темного леса» и «Арабская мелодия». За границей успел познакомиться с творчеством композиторов Феликса Мендельсона, Ференца Листа, Фредерика Шопена, Роберта Шумана и Рихарда Вагнера. В Петербурге ученый завел знакомство с общественным и музыкальным деятелем Милием Балакиревым, став участником «Могучей кучки» (сюда вошли Николай Римский-Корсаков, Модест Мусоргский, Цезарь Кюи). Личные произведения Бородин исполнял на вечерах Митрофана Беляева, в доме которого собиралась вся творческая российская элита. В его произведениях отслеживались темы любви к родине, свободы и национальной гордости. Автора по праву считают родоначальником героико-эпических тенденций и симфонии в русской музыке. В 1869 году было исполнено его первое крупное произведение, принесшее ему известность и европейскую славу. Всего Александр Бородин сочинил 3 симфонии, 16 романсов, пьесы для фортепиано, музыкальную поэму «В Средней Азии», инструментальные миниатюры, оперы «Князь Игорь» и «Богатыри».

Александр Порфирьевич Бородин был уникальным человеком, успевая еще заниматься общественной работой. Также он отстаивал идеи приобретения женщинами высшего образования и защищал от политических преследований студентов.

В 1887 году великий композитор, химик и медик скончался от внезапного разрыва сердца.

http://vestkhimprom.ru/posts/aleksandr-porfirevich-borodin-uchenyj-khimik-medik-kompozitorhttp://nacion.ru/478281a-aleksandr-borodin-kratko-biografiya-kompozitorahttp://kratkoe.com/aleksandr-borodin-kratkaya-biografiya/

Заграничный опыт

В 1859 А. П. Бородин, композитор, врач и ученый, был направлен за границу для повышения квалификации в области химии. Три года Александр Порфирьевич
провел в немецком Гейдельберге, в университете которого в это время собрался блестящий русский научный кружок: Менделеев, Юнге, Боткин, Сеченов – весь цвет современного русского естествознания. В
этом обществе велись не только бурные научные дискуссии, но и обсуждались проблемы искусства, общества, политики. Результаты исследований в Германии принесли Бородину всемирную славу выдающегося
химика. Но за научными опытами он не забывает о музыке, посещает концерты, знакомится с новыми именами — Вебером, Листом, Вагнером, Берлиозом, Мендельсоном, становится страстным поклонником Шумана и
Шопена. Также Бородин продолжает писать музыку, из-под его пера выходит целый ряд камерных произведений, в том числе известные соната для виолончели и квинтет для фортепиано. Также Александр
Порфирьевич много путешествует по Европе, почти год он проводит в Париже, где постигает тайны химии и погружается в мир современной музыки.

Другая деятельность

Бородин был прекрасным ученым, сделал ряд открытий, много работал, выступал с лекциями. Например, он изобрел покрытие для партитур, которые позволили им сохраниться в идеальном состоянии до сих пор. Он же первым описал реакцию серебряных солей карбоновых кислот с галогенами. Известно, что сам Менделеев сожалел о том, что Бородин увлекается музыкой и недостаточно сил отдает науке.

В ноябре 1872 года он открыл женские врачебно-акушерские курсы. Бородин преподавал и поддерживал студенток, помогал найти место работы, устраивал благотворительные музыкальные вечера.

Он также занимался редакторской работой в журнале «Знание», и там впервые была опубликована работа Дарвина в России. После чего пришлось оставить эту должность, так как теории дарвинизма возмутили общественность и Министерство внутренних дел.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Росспектр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: