Краткое содержание (либретто) балета Тищенко “Ярославна”
вопрос опубликован 16.01.2017 21:32:50
Игорь, князь Новгород-Северский. Ефросиния Ярославна, княгиня Новгород-Северская. Владимир, сын Игоря. Святослав Великий, князь Киевский. Князья. Плакальщицы. Кончак, хан Половецкий.Действие первое1. Усобицы.О, стонать Русской земле, вспоминая первые времена и первых князей. Ибо сказал брат брату: «Этомое, и то мое же». И стали князья про малое «это великое» говорить и сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую. Тоска раз лилась по Русской земле; печаль обильная потекла посреди земли Русской.2. Призыв Святослава и сговор Игоревой дружины.Тогда великий Святослав изронил «золотое слово», со слезами смешанное: «Уже пал позор на славу. Склоните стяги свои, вложите в ножны свои мечи поврежденные, ибо лишились вы славы дедов. Вы ведь своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую». Зло сказали Игорь и Всеволод: «Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим!»3. Начало похода. Тогда вступил Игорь-князь в золотое стремя и поехал по чистому полю. Жены русские восплакались, приговаривая: «Уже нам своих милых лад ни мыслию не смыслить, ни думою не сдумать, ни глазами не повидать».4. Затмение. . Сами скачут, как серые волки в поле, ища себе чести, а князю славы. Солнце ему тьмою путь заступало; ночь стонами грозы птиц пробудила.Действие второе5. Поход. Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел воинов своих,тьмою прикрытых. И сказал Игорь-Князь дружине: «О дружина моя и братья! Лучше ведь убитым быть, чем плененным быть; сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим хоть на синий Дон». Ум князя уступил желанию, и охота отведать Дон великий заслонила ему предзнаменование. Игорь к Дону воинов ведет.6. Первая битва. Дремлет в поле Олегово храброе гнездо. Далеко залетело! Не было оно в обиду порождено ни соколу, ни кречету, ни тебе, черный ворон, поганый половец! О Русская земля! Ты уже за холмом. Спозаранок в пятницу потоптали они поганые полки половецкие и, рассыпавшись стрелами по полю, помчали красных девушек половецких. Червлен стяг, белая хоругвь, червлена челка, серебряно древко — храброму Святославичу! 7. Окружение. Долго ночь меркнет. Заря свет уронила, мгла поля покрыла. Щекот соловьиный уснул. А половцы непроторенными дорогами помчались к Дону великому:
кричат телеги в полуночи, словно лебеди встревоженные. Гзак бежит серым волком, а Кончак ему след указывает к Дону великому. Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля прикрывает. . Половцы идут от Дона, и от моря, и со всех сторон русские полки обступили. Действие третье8. Вторая битва. На другой день спозаранок кровавые зори свет возвещают. Быть грому великому! О Русская земля! Ты уже за холмом! Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоря. То было в те рати и в те походы, а такой рати не слыхано! С раннего утра до вечера, с вечера до света летят стрелы каленые, гремят сабли о шлемы, трещат копья булатные в поле незнаемом, среди земли Половецкой. Билися день, билися другой; на третий день к полудню пали стяги Игоревы. Тут братья раз лучились на берегу быстрой Каялы; тут кровавого вина недостало; тут пир закончили храбрые русичи: сватов на поили, а сами полегли за землю Русскую. Тут Игорь-князь пересел из седла золотого в седло рабское.9. Плач Ярославны. На Дунае Ярославнин голос слышится, кукушкою безвестною рано кукует: «Полечу,—говорит,— кукушкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке, утру князю кровавые его раны на могучем его теле».10.Побег. Погасли вечером зори. Игорь спит, Игорь бдит, Игорь мыслию поля мерит от великого Дона до малого Донца. Коня в полночь Овлур свистнул за рекою. А Игорь-Князь поскакал горностаем к тростнику, вскочил на борзого коня и соскочил с него серым волком. И побежал к излучине Донца, и полетел соколом под облаками.11. Возвращение. Игорь-князь в Русской земле. Приуныли у городов забралы, и веселье поникло. А Игорева храброго войска не воскресить! Призыв. Вступите же, господа, в золотые стремена за обиду сего времени, за землю Русскую!
Если сомневаешься в правильности ответа или его просто нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие вопросы по предмету Музыка либо задай свой вопрос и получи ответ в течении нескольких минут.
Вариант 2
Одним из выдающихся произведений культуры древней Руси является поэма «Слово о полку Игореве». Благодаря ему мы видим события, того далёкого времени, мысли и деяния живших в ту эпоху людей.
Автор «Слова о полку Игореве» говорит не только о князьях, он описывает и соратниц великих воинов, их жен.
Большое внимание в поэме уделено прекрасному образу дочери князя Галицкого Ярославне, супруге князя Игоря. Мороз по коже проходит от ее горького плача, скорбящего о погибших воинах ее мужа Игоря, о полученных от рук неприятеля его ранах!
Мороз по коже проходит от ее горького плача, скорбящего о погибших воинах ее мужа Игоря, о полученных от рук неприятеля его ранах!
Ярославна с глубокой печалью сожалеет о том, что она вдали от князя и ничем не может помочь ему.
И хотя Русь уже приняла крещение, в стоне Ярославны звучит вера в языческие традиции. Ища помощи для князя и его дружины, Ярославна взывает к природным силам.
Собирательный образ Ярославны олицетворяет в себе мужественный и стойкий характер женщин Руси, верных и преданных, нежных и сильных, ласковых и любящих. Ее образ является воплощением могущественной Руси.
Плач Ярославны выражает все чувства женщин, любящих искренне и преданно своих мужей — воинов, тоскующих в ожидании их с поля брани.
Во все времена женщины были поддержкой своим мужьям, сыновьям, отправляющимися на кровопролитную битву с врагами, во все времена они хранили мир и уют домашнего очага, выражая этим созидательное начало.
Самой популярной героиней великой Руси является княгиня Ярославна, которая становится вдохновительницей множества поэтов и писателей, художников и музыкантов.
Ярославна — идеал русской женщины, патриотизм которой безграничен, а ее плач является настоящей молитвой, заговором на мирную спокойную жизнь.
Печаль и скорбь всей земли родимой звучит в плаче Ярославны, великой и самоотверженной женщины, и с тех давних времён Ярославна стала символом нежности и верности, горький ее плач согрет теплом и любовью.
Всепоглощающая сила безмерной любви Ярославны даёт возможность князю Игорю совершить побег из плена печенегов и возвратиться к любимой и любящей жене. Пусть на все последующие времена Ярославна останется ярким примером для подражания.
Эпохальное произведение народного творчества » Слово о полку Игореве» дошедшее до наших дней из глубины веков и в наше время не утеряло своей актуальности и злободневности, и таким оно останется на все времена как величайший памятник культуры древней Руси.
Балет «Ярославна» и опера «Князь Игорь»
Балетмейстер и либреттист произведения Олег Виноградов не случайно выбрал на роль главной героини Ярославну, а не храброго Игоря – являющегося центральным действующим лицом в опере «Князь Игорь» Александра Порфирьевича Бородина. По словам Виноградова, Ярославна – это образ русской женщины, символ Родины, святой веры, самоотверженности, на котором основана вся конструкция спектакля. Все дальнейшие образы возникают, словно проходя через ее душу, чувства и мысли.
Женщина в жизни многих народов – это символ мира, родины, дома, ей принадлежит ключевая роль в сохранении национальных традиций, духовных ценностей. В истории русского народа значение женщины неоценимо. Оно коренится в специфике и особенностях исторической судьбы России, в ее военном характере.
Популярные темы сообщений
-
Способы добывания пищи животными
Что такое питание для любого живого организма, в том числе, для животных? Это процесс поглощения пищи для поддержания их жизнедеятельности.
-
Плещеев Алексей Николаевич
Плещеев Алексей Николаевич – русский писатель и поэт, родился в 1825г. в Костроме, но прожил свои детские годы в Нижнем Новгороде и был единственным ребенком. Несмотря на свое дворянское происхождение, его семья была бедной.
-
Жуки
Жуки — это насекомые, которых относят к типу членистоногих и царству животных. Слово жук посвилось в следствии совмещения двух латинских слов – ножны и крылья. На Руси слово появилось благодаря подражанию звука, во время полета жук.
-
Подготовка к ВПР
Всероссийская проверочная работа, это, конечно, не экзамен и бояться этого не стоит. ВПР проводятся исключительно для отслеживания уровня знаний в школах.
-
Город Иваново
Первое документальное упоминание о месте, где сейчас стоит город Иваново, приходится на 1609 год. На этом месте беглые крестьяне основали острог. В Смутное время этот острог был опорным пунктом для сторонников Лжедмитрия II.
История постановки балета
История создания балета «Ярославна» берет свое начало с 70-х лет XX века, когда знаменитый советский хореограф Олег Михайлович Виноградов, живший и работавший в Ленинграде, задумал постановку по-настоящему русского танца, буквально пропитанного славянским духом. Долго размышляя над тем, какая сюжетная линия может стать основой спектакля, балетмейстер пришел к выводу, что лучшим вариантом является великое древнерусское произведение «Слово о полку Игореве», предположительно написанное в конце XII столетия и освещающее военные события тех лет.
Основной сюжет писания разворачивался вокруг неудачного похода, который русские князья попытались совершить против половцев, будучи разгромленными в итоге. Однако постановка на тему в исполнении Виноградова в значительной мере отличалась от знаменитой оперы «Князь Игорь» Александра Бородина, так как автор рассматривал события и персонажи тех лет с совершенно другой позиции, попытавшись продемонстрировать эти образы зрителю с непривычной стороны.
Также сегодня известны следующие интересные факты о балете «Ярославна»:
- Главной героиней спектакля автор решил сделать Ефросинью Ярославну, известную как жена новгород-северского князя Игоря, а также как дочь галицкого князя Ярослава, и в дальнейшем все события и действия представлены, как отражение ее чувств и переживаний. Собирательница земель, женщина, жена, мать — именно так, по мнению Виноградова, нужно формировать образ того самого русского духа со всем его величием, трагизмом, жертвенностью и подлинностью.
- Автором музыки к спектаклю стал Борис Иванович Тищенко, известный советский, а позже и российский композитор и народный артист, который обучался искусству у легендарного Дмитрия Шостаковича. Именно он предложил сопровождать музыкальный ряд оригинальным текстом из древнего сказания, не представляя композиции без него. Кроме того, автор добавил хоровое исполнение и сложные вокальные сцены, максимально отойдя от балетных постановок в их классическом понимании и сразу же отказавшись от сохранения точного хронометража по известному принципу Петипа-Чайковского. Позже Виноградов вспоминал, что полностью подчинился воле Тищенко и ни разу не пожалел об этом, искренне восхищаясь каждой его идеей, используемой для написания гениальных мелодий.
- Сценографом балета стал Юрий Любимов, легендарный режиссёр «Театра на Таганке», оперный постановщик, актер и педагог, которому балет обязан своей неформальностью и новизной, став своеобразным перформансом того времени. Сам Виноградов считал, что благодаря талантливому художественному руководителю, спектакль буквально ожил с момента его первого появления в зале.
- Для того чтобы отображать события великого наступления с максимальной исторической точностью, Виноградов обратился за помощью к академику Дмитрию Сергеевичу Лихачеву, вполне справедливо считавшемуся одним из лучших специалистов, исследовавших «Слово о полку Игореве» в СССР.
- Спектакль заслужил всеобщее признание, получив многочисленные положительные отзывы как со стороны театральных критиков, так и от зрителей. Свою лепту в составление положительных рецензий внес и Дмитрий Шостакович, учеником которого был Борис Тищенко. Позже он признавался, что смотрел балет трижды, каждый раз вдохновляясь не только хореографией, но и ее талантливым музыкальным сопровождением, считая его очень русским по духу.
Громкий успех постановки послужил поводом для того, что ее разрешили к вывозу в гастрольные туры за рубеж, где в 1976 году состоялась громкая премьера во французском Авиньоне.
Доклад №2
Впервые балет был поставлен в Ленинградском академическом оперном театре в 1974 году. Балетмейстером выступил хореограф О. М. Виноградов, он же составил либретто ко всему балету и продумал костюмы. По его задумке спектакль должен был быть пронизан русским духом от начала и до конца, воплощать в себе традиции русского народа, отражать истинно русские ценности. Постановка состояла из трех актов и кардинально отличалась от традиционного академического русского балета. Спектакль сочетал в себе хореографию, пантомиму и хоровое пение, что в то время было воспринято как новаторство в этом виде искусства.
Композитором выступил Борис Тищенко — ученик известного Дмитрия Шостаковича. Он самостоятельно установил длительность каждого музыкального отрывка и не стал следовать традиционным балетным установкам.
В основу спектакля легло знаменитое произведение “Слово о полку Игореве”. Сценография была возложена на знаменитого режиссера и художественного руководителя Юрия Любимова, особую роль которого отметил Б. Тищенко. Стоит отметить, что в написании сценария участвовал лучший специалист по данной летописи — Д.С. Лихачев.
Вопреки опасениям создателей, спектакль был хорошо встречен зрителями и даже разрешен к вывозу на гастроли, где был успешно показан на Авиньонском фестивале во Франции
Критики обратили особое внимание не только на русскую атмосферу, которую так стремились создать авторы, но и на историческую достоверность спектакля
Действующие лица:
- Княгиня Новгород-Северская (Ефросиния Ярославна);
- Князь Новгород-Северский (Игорь);
- Половецкий хан Кончак;
- Сын князя Игоря Владимир;
- Князь Киевский Святослав Великий;
- Другие действующие лица — Плакальщицы, Князья, Русские и Половецкие воины.
Сюжет:
7 класс краткое содержание
Вступление и «Стон Русской земли»
Первое действие открывается небольшим оркестровым вступлением, в котором одиноко звучит мелодия, исполненная на флейте-пикколо. Это один из самых маленьких инструментов, учитывая его габаритные размеры, и самый высокий по звучанию. Кстати, в переводе с итальянского «piccolo» означает «малый, маленький».
Пение флейты-пикколо переносит в атмосферу глубокой старины и напоминает звучание древних русских инструментов – жалейки, свирели или окарины. Музыкальные колористические украшения «глиссандо» – плавное скольжение от одного звука к другому, ассоциируются с человеческим голосом, со стоном, с протяжной жалобной песней русской души.
Как будто издалека, из-за кулис доносится эхо – это второй голос флейты, который звучит заунывно, напоминает вой ветра на пустынной земле.
Постепенно добавляется третий голос: звучание двух флейт и кларнета переплетаются в единое целое. Выбор количества инструментов не случайно – в древнерусской церковной музыке число три связано со Святой Троицей, одним из наиважнейших понятий православия.
Начало «Стона Русской земли» знаменуется вступлением скрипичных инструментов: скрипок, альтов, виолончелей и контрабаса, которые передают мистическое настроение. Они предвещают неизбежную беду, что-то страшное. Волнообразные мелодические линии ассоциируются с подъемами и падениями – это душа страны пытается вознестись ввысь, но опять стремительно падает вниз. Завороженно вторят струнным инструментам фаготы и кларнеты.
Трубы и литавры призывно звучат в кульминации, они создают возвышенно-драматическое настроение. Трагический оттенок, суровость, строгость и сдержанность подчеркивает мужской хор, который поет: «Тоска разлилась по Русской земле».
Популярные сочинения
- Сочинение Роль учителя в жизни человека Первыми учителями в жизни ребенка становятся его родители. Но социальное общество так устроено, что часть воспитательного процесса маленького человека перекладывается на плечи
- Сочинение на тему Портрет друга Дружба прекрасна и сильна! Это чувство крепкое и нерушимое. Настоящий друг всегда рядом. Он выручит в трудную минуту, поддержит морально, согреет теплом своей души.
- Сочинение Андрей Болконский в романе Война и мир (Образ и характеристика) Большое число различных персонажей изобразил в своем произведении Лев Николаевич Толстой «Война и мир». Все они имеют свой нрав, актуальные цели. Андрей Болконский представляется одним из самых красочных персонажей.
Творчество Бориса Тищенко – достояние национальной культуры
Российский композитор Борис Иванович Тищенко родился 23 марта 1939 года в Ленинграде за два года до начала войны. Маленького Борю с мамой Зинаидой Абрамовной эвакуировали в поселок Берды Оренбургской области. В доме из радио и патефона постоянно раздавалась музыка, звучали песни военных лет композиторов Соловьева-Седого, Мокроусова, Блантера. Мелодии изумительных песен произвели неизгладимое впечатление на мальчика, и уже в семь лет он решил стать композитором.
Первые уроки музыки Боре давала мама. Она научила сына искренне любить музыку, открыла ему волшебный мир искусства. Впоследствии они вдвоем напевали песни Шуберта и исполняли на фортепиано в четыре руки произведения великих композиторов.
По возвращению в родной Ленинград Борис продолжил обучение в школе. Однажды на уроке музыки, после прослушивания пьесы Шумана «Дед Мороз», учительница попросила детей написать сочинение на тему зимнего персонажа. Однако Борис, неправильно поняв слова преподавателя, написал не литературное, а музыкальное сочинение. Едва научившись нотной грамоте, мальчик кое-как записал ноты и показал рукопись. После проигрывания учительницей первой композиции юного таланта, Борис пришел в восторг от того, как звучит его сочинение. Это был первый композиторский опыт будущего музыканта.
В дальнейшем Борис Иванович получил высококлассное образование. Он окончил семилетнюю музыкальную школу при консерваторском училище, а затем училище при Ленинградской государственной консерватории имени Римского-Корсакова. Продолжил обучение в консерватории по классу композиции и фортепиано, а затем в аспирантуре у профессора, пианиста и композитора Дмитрия Шостаковича.
Борис Тищенко работал в разных жанрах и направлениях. Он писал музыку к фильмам, серьезные произведения крупной формы. Одной из значительных композиций считается музыка к балету «Ярославна», пронизанная русским фольклором и восточными мотивами.
Популярные темы сообщений
- Электронная почта Электронная почта представляет собой информацию, хранящуюся на компьютере, которая передается между двумя пользователями посредством телекоммуникаций. Проще говоря, электронная почта – это сообщение, которое может содержать текст, файлы,
- Малая медведица-созвездие Ночное ясное небо прекрасно своим звездным разнообразием. Еще с давних времен люди, любуясь небосклоном, присваивали определенным группам звезд разные названия, искали в их очертаниях сходство с предметами или животными.
- Достопримечательности Китая Территория Китая занимает достаточную часть суши. Именно здесь зародилась богатая культура и уникальные природные достопримечательности. Мы знаем о Китае не только благодаря возникшему конфуцианству, изобретению пороха,
Балет «Ярославна»
Особенности современного балета
Композитор Тищенко и его балет «Ярославна»
Разбор музыкальных картин:
вступление к балету, стон русской земли, первая битва с половцами плач Ярославны, молитва.
Просмотр содержимого документа
«Я Р О С Л А В Н А»
Презентация к уроку в 7 классе.
Выполнила: Гринева Л.В. учитель музыки
Особенности современного балета
Музыкально- драматическое произведение, действие в котором передается средствами танца, пантомимике, пения, ритмопластические танцы, акробатика.
Оригинальные декорации, светозвуковые эффекты, костюмы.
Борис Иванович Тищенко 23.3.1939 – 10.12. 2010
Название балета не случайно. Образ Ярославны- это символ Родины-матери,святой веры, само отверженности, верности.
В своем творчестве он по-новому освещал образы древнерусской истории и русского фольклора.
В отличие от трактовки сюжета в опере А. Бородина “Князь Игорь”, композитором XX в. подчеркнут трагизм поражения Игорева войска.
Имя Ярославны стало синони мом женской верности и решительности. Его прославили в веках летописцы Древней Руси. Поэтому не удивительно, что к этому образу неоднократно обращаются поэты, художники , композиторы.
Балет – «Ярославна», как и опера Александра Порфирьевича Бородина, написан по мотивам литературного памятника России XII века «Слово о полку Игореве».
Интересно, что по замыслу автора в самые важные моменты в действие включается хор.
Как в древнегреческой трагедии он комментирует, участвует в действии, подражает звукам природы. Оркестр в балете дополнен хоровой партией, построенной на русских фольклорных интонациях.
Вступление к балету открывает одинокий голос
Тема вступления создает образ страдания, скорби, народного горя. Она повторяется в балете несколько раз. Эта же музыка характеризует и его главную героиню – Ярославну.
Одинокий и поначалу слабый голос, похожий на пастушью свирель, приветствующую утро, рождается из тишины. В симфоническом оркестре этот голос поручено вести флейте-пикколо.
Флейта поёт тихо, очень медленно, сосредоточенно. Она словно прислушивается, не раздадутся ли иные звуки. Это придает её пению известное сходство со звучанием человеческого голоса: инструментальный напев как бы очеловечен.
Интонации чрезвычайно выразительны. Есть в них и печаль, и надежда, и долгое ожидание, и терпеливый поиск пути. Уже в самом начале слышится дуновение ветра или шорох колеблющегося ковыля, а затем – пение птиц.
Протяжное пение малой флейты содействует возникновению атмосферы глубокой старины.
Стон русской земли
Это эпическое повествование, за которым встает образ древнего летописца, именно хор комментирует происходящее на сцене, именно хор подчёркивает эмоциональное состояние героев.
В партитуру балета введены хоры – низкий мужской и высокий женский, которые поют подлинный текст «Слова о полку Игореве ». Хоровые эпизоды то комментируют происходящее, то служат одной из красок оркестра.
Интонационная природа хора «Стон Русской земли» основана на речитации. Оркестровая ткань также поддерживает хоральный молитвенный характер хора.
Первая битва с половцами
Оркестровые эпизоды «Вежи» (шатры) половецкие и «Стрелы» носят ярко изобразительный характер. Именно они создают характерный и выразительный колорит грозных предзнаменований и смутной опасности.
Это эмоциональное состояние усиливается заунывным (многократным повторением) мотивом скрипок – бесконечным тягучим фоном, на котором возникают отдельные «всплески», отзвуки, передающие как бы ночные шорохи.
В сцене сочетаются и интонации похоронных плачей, и попевки свадебных причетов, и звуковые обороты знаменного распева и русских лирических песен.
Заунывность музыки «Плача» словно бесконечно длит то эмоциональное состояние, в котором пребывает главная героиня балета.
В музыке «Плача Ярославны» выражено мировосприятие и мироощущение русского народа: плач поётся, и поётся не для смерти, а для жизни. В финале балета оплакивание умерших переосмысливается и смыкается со славлением. Плач как прославление вполне соответствует поэтике самого «Слова о полку Игореве».
Сдержанный мотив с повторением одних и тех же слов («Господи Боже, помилуй мя!») звучит скорбно, имеет трагическую окраску. Но, несмотря на мрачный и суровый колорит, молитвенное звучание хора подводит слушателей к пониманию основной идеи произведения
– стремление русского народа к единению, к борьбе за веру, к победе над врагами.