Найдено научных статей по теме — 15
О формах бытования жанра тойук
Обоюкова В. В.
В статье рассматривается вопрос о генетической связи одного из жанров устного народного творчества якутов тойук с аналогичными жанрами туюг, туйуг тюркоязычных народов Средней Азии и Южной Сибири.
Ночные сцены в бытовом жанре Герарда ван Хонтхорста
Ван Ицзя
В статье рассматриваются ночные сцены в бытовом жанре Герарда ван Хонтхорста. Искусственное освещение позволяет получить своеобразный драматический эффект в его работах.
Бытовой жанр в делфтской живописи первой половины XVII В.
Дмитриева А.А.
The article looks at the Delft genre picture of the 1620-1640 s. Some stylistic tendencies of Delft painting are considered and works of this school studied. The author deals with the problem of symbolism in works by A.
Бытовой жанр в делфтской живописи первой половины XVII века
Дмитриева Анна Алексеевна
Статья посвящена проблеме развития бытового жанра в делфтской живописи первой половины XVII века.
Поэтика бытового жанра в отечественной музыке начала ХХ века
Демченко Александр Иванович, Немкова Ольга Вячеславовна
В статье исследовано одно из направлений жанровых преобразований в отечественной музыке начала XX века, связанное с взаимодействием концертного и бытового жанров.
Народные поминальные молитвы: жанровая поэтика и специфика бытования
Королёва Светлана Юрьевна, Четина Елена Михайловна, Роготнев Илья Юрьевич
В статье рассматривается малоисследованная жанровая разновидность народных поминальных молитв, записанных авторами в северных районах Коми-Пермяцкого округа.
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ЖАНР ИСПАНСКОЙ КОНТЕМПОРАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ ХIX–XX ВЕКОВ
Сонина Ирина Маратовна
Статья посвящена исследованию важной и малоизученной темы, связанной с выявлением и анализом специфики и эволюции бытового жанра в испанской живописи XIX – первой половины XX столетия.
Жанровые особенности башкирской семейно-бытовой драмы (1970–1990 гг. )
Шайхисламов Ф. З.
Статья посвящена исследованию жанровых особенностей башкирской семейно-бытовой драмы 70–90-х годов ХХ века.
Живописец Б. П. Виллевальде (1818–1903) и его полотна военно-бытового жанра
Боровская Елена Анатольевна
В статье рассматривается творчество живописца Б. П. Виллевальде, анализируются его картины, посвященные событиям войны с Наполеоном и походам русской армии по Европе в 1813–1814 гг. Б. П.
Бытовой жанр второй половины xviii века: русско-французские художественные связи
Громов Федор Юрьевич
Показано влияние французской жанровой живописи на формирование бытового жанра в отечественной живописи второй половины XVIII в. Раскрыты принципы распространения художественных воздействий Шардена, Греза, Вьена и др.
Домашние сцены в интерьерном бытовом жанре Питера де Хоха (делфтский период творчества)
Дмитриева Анна Алексеевна
Статья посвящена интерьерному бытовому жанру в творчестве голландского художника XVII в. Питера де Хоха. Проводится стилистический анализ картин, рассматривается взаимосвязь искусства делфтской школы с эмблематикой и литературой.
Повествования о Горном Батюшке в сборниках А. Мисюрева: вопросы жанра и формы бытования
Феоктистова И. К.
Впервые с точки зрения жанра и формы бытования детально проанализированы рассказы о мифологическом персонаже рабочего фольклора Западной Сибири Горном Батюшке, собранные и опубликованные Александром Мисюревым.
Что представляет собой искусство
Это творческая деятельность, которая позволяет человеку реализовывать свой внутренний мир. Творить можно с помощью звуков, танцев, рисунков, слов, цветов, различных природных материалов и так далее. Искусство – это одна из множества форм сознания разумных существ. Возникает оно благодаря творчеству конкретных индивидов, которые затрагивают темы, интересные не только автору, но и другим людям. Многие спрашивают: «Нужно ли искусство человеку?» Ответ определенно положительный, ведь это способ познания мира. Наука тоже является одним из видов приобретения знаний из окружающей действительности. Искусством может быть:
- Ремесло. Любой вид деятельности человека считается творческим процессом. Мастерство в какой-то области: швейное дело, вышивка бисером, создание мебели и так далее считается искусством. Ведь человек старается передать свое видение мира в действительность.
- Культурная деятельность. Люди всегда стремились к чему-то прекрасному. Создавая что-то хорошее, человек подчеркивает свою любовь и миролюбивость.
- Любые выразительные формы. С развитием общества и эстетического познания, искусством можно называть абсолютно любую деятельность, которая с помощью особых средств выражает какой-то смысл.
Этот термин достаточно широк. Если его трактовать в масштабе всего человеческого общества, то это особое средство для познания или отражений окружающего мира, духовности и сознания индивида. Практически нет человека, который не смог бы дать ему объяснение. Прислушайтесь к своему внутреннему миру и определите, чем является для вас искусство. Ведь ценно оно как для конкретного автора, так и для всех людей в целом. За время существования человечества уже было создано очень много художественных произведений, которыми можно любоваться и которые смогут вас вдохновить на собственные творческие идеи.
Бытовой жанр в искусстве
Минеральные ресурсы – это образующиеся в недрах земли полезные ископаемые. В настоящее время известно около 2 тысяч минералов, которые состоят из органических и неорганических соединений. Многие из минеральных ресурсов
Каждый день человек находится в контакте с близкими и незнакомыми людьми. Но у всех существуют одни и те же способы передачи информации друг другу. Основной способ – речевой – иногда вымещается взаимодействием людей с помощью неязыковых средств.
Воздух, является неотъемлемой частью для существования всего живого. Без него, все погибнет. В состав его входит углекислый газ, кислород и азот. Но часто влияют множество факторов на загрязнения кислорода. Эти процессы, возможно, разделить на два вида,
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Бытовой жанр в искусстве разных народов
Бытовой жанр — это особый способ выражения поэзии повседневной жизни человека, народного быта, мировоззрения определенной эпохи, своеобразная история различных народов. Сегодня мы можем узнать… каковы были быт и нравы определенного народа в конкретную эпоху. Рассмотрим данный вопрос на примере изображений бытовых сцен из жизни народов Востока
Пир X в. до н.э. Хранится в Историческом музее, Шанхай, Китай Фреска
Расцвет бытового жанра в Японии наступил в период с XVI по XVIIIв. Японские художники изображали жизнь народа чаще всего графически. Наиболее известные творцы того времени…
Кано Танхю (1602 — 1674) — Монах Ханьшань со свистком Специалисты уже давно обратили внимание на то, что искусство живописи в странах Дальнего Востока генетически связано с искусством каллиграфии. Кацукаба Сюнсю (1726 — 1792) — Девушка под вишней Шелк, тушь, минеральные краски
81×29,5 Государственный музей искусства народов Востока
Кацукаба Сюнсю (1726 — 1792) — Девушка под вишней Шелк, тушь, минеральные краски. 81×29,5 Государственный музей искусства народов Востока
Японские гейши-юдзе кисти художницы Haruyo Morita
Бытовая живопись Кореи Мастера стремились к наиболее точной передаче настроений людей. Одним из представителей корейской бытовой живописи XVIII – XIX столетий считается …
Хо Рён (1809–1892). Пион. Бумага, тушь Шкаф чан. Нач. XX в. Дерево, лак, перламутр, медно-никелевый сплав, бумага, роспись
Аи Сан Мук. Мои односельчане из Южной Кореи. Бумага, цветная тушь. 1958 г —
Ли Пхаль Чхан. Богатый урожай. 1958 г
Заключение Бытовой жанр является одним из главных в живописи. Он соединяет в себе и пейзаж, показывая нам обстановку и атмосферу жизни какого-либо народа, и портрет, изображая человека, и даже натюрморт, сообщая нам об интерьере того или иного места.
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Развитие жанровой живописи в XVIII веке
Она почти не пользовалась спросом у покупателей и не пользовалась покровительством Академии художеств. Среди русских художников были специалисты по портрету, по исторической живописи, были декораторы, а к концу века появились пейзажисты, но не было ни одного мастера, который полностью посвятил бы себя бытовому жанру. В шорт — лист русских художников XVIII века, работавших в области бытового жанра, входит, помимо Фирсова, портретист М. Шибанов с картинами «Крестьянский обед» и «Празднование брачного договора» и историческим живописцем И. Ерменевым, автором удивительной акварельной серии, посвященной изображению русских крестьян. Фирсов со своим» Молодым живописцем » занимает хронологически первое место в этом списке. До нас почти не дошло сведений о судьбе и дальнейшей работе художника. Имя этого мастера появилось в истории русского искусства и заняло в ней почетное место, по сути, лишь недавно. Известно также, что в 1771 году Фирсов выполнил ряд икон и декоративных росписей, не дошедших до нас. «Молодой живописец» остается одиноким в творчестве замечательного русского мастера. По-видимому, Фирсов был наиболее одарен именно в той области искусства, которая так мало могла найти применения в русской действительности второй половины XVIII в.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
лекция к уроку мхк в 9 классе Исторический жанр в русской живописи 2 пол.19в.
лекция к уроку мхк в 9 классе Исторический жанр в русской живописи 2 пол. 19в.
Исторический жанр в живописи. Урок — выставка творческих работ.
Материал данного урока может быть использована для обобщающего урока по жанру исторической живописи, а так же для проверки теоретических знаний учащихся.
Презентация к уроку МХК «Бытовой и портретный жанры в русской живописи второй половины ХIХвека»
презентация к уроку МХК.
урок МХК, Лекция Бытовой и портретный жанры в русской живописи 2 половины 19 века
Творчество выдающегося художника исторического жанра В.И.Сурикова
Материал презентации создан для проведения уроков изобразительного искусства.
Методическая разработка урока в рамках конкурса «Мой лучший школьный урок»Включает конспект урока для 7 класса по теме «Жанры изобразительного искусства. Исторический жанр», презентацию, игру с задани.
Тематическая картина. Жанры
ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ – исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения. В современной живописи существуют следующие.
Жанры изобразительного искусства НАТЮРМОРТ — жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в определенную группу; картина с изображением предметов обихода, цветов, плодов, битой дичи, выловленной рыбы. ПЕЙЗАЖ — изображение какой-либо местности, картин природы: рек, гор, полей, лесов, сельского или городского ландшафта; по предмету изображения выделяют архитектурно-городской, индустриальный пейзаж, ведуту, марину (изображает море), исторический, фантастический (футурологический), лирический, эпический пейзаж. ПОРТРЕТ — жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей; разновидности — автопортрет, групповой портрет, парадный, камерный, костюмированный портрет, миниатюра портретная, парсуна. АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ — связанный с изображением животных в живописи, скульптуре и графике; сочетает естественно-научные и художественные начала. БЫТОВОЙ — связанный с изображением повседневной частной и общественной жизни человека. ИСТОРИЧЕСКИЙ — один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям прошлого и современности, социально значимым явлениям в истории народов. БАТАЛЬНЫЙ — посвященный изображению войны и военной жизни. В произведениях батального жанра главное место занимают сцены сражений и военных походов
Бытовой жанр — это раздел живописи, в котором художник изображает на картинах сцены из повседневной жизни обычных людей — своих современников. Основой для сюжета произведений служат всевозможные обыденные события: трудовые будни и минуты отдыха, веселые забавы, торжественные праздники и трагические моменты. Картины бытового жанра служат прекрасным инструментом для изучения нравов, обычаев и особенностей взаимоотношений людей разных исторических эпох.
Определение
Живопись – это вид искусства, позволяющий запечатлеть красоту окружающего мира на холсте или другой поверхности с помощью красок. Она обладает выразительными средствами, которые передают эмоциональную окраску картин.
К главным методам художественного выражения относятся:
- рисунок;
- линия;
- цвет;
- композиция.
Результатом живописи является рисунок, полученный на поверхности. В зависимости от техники, предметы живописи подразделяют на картины, фрески, наскальную роспись (рисунки пещер Ляско, Альтамира, Шове), цифровое изображение, миниатюру.
Специалисты выделяют станковое, монументальное и декоративное творчество.
- Станковая. Получила название от слова станок или мольберт, на который устанавливался холст или крепился лист бумаги.
- Монументальная. Монументальная живопись применялась для росписи потолков и стен зданий.
- Декоративная. Предназначена для украшения. Ее характеризуют яркие цвета, продуманные формы и композиции.
Почему мы не принимаем копии художественных произведений
Предположим, вы внимательно разглядываете «Автопортрет» Рембрандта, который висит в Национальной галерее искусств в Вашингтоне. А позже вам говорят, что эта картина была выполнена машиной. Вы сразу почувствуете, что картина что-то утратила. Или представим другую ситуацию. Недавно в тропических лесах Амазонки были найдены тысячи картин, примерный возраст которых составляет 12 500 лет. На них изображены танцующие люди, лошади и гигантские ленивцы. Если бы картины оказались подделкой, мы бы не испытывали тех острых ощущений, которые возникают, когда мы представляем доисторических людей, делавших эти рисунки.
Для меня как психолога с опытом работы в области искусства страсть к нему поднимает два фундаментальных вопроса. Во-первых, почему нас так тянет к произведениям искусства? Ведь дело, на самом деле, не только в красоте. И, во-вторых, как на нас влияет занятие искусством?
У меня есть несколько предположений. Нас привлекают произведения искусства, потому что они напрямую связывают нас с воображением художника. Мы автоматически вкладываем в произведение искусства тайный смысл. Когда мы смотрим на Рембрандта, нам кажется, что мы читаем его послание. Мазки кистью подсказывают, как двигалась его рука, когда он рисовал, по ним можно узнать, в каком ментальном состоянии находился художник, когда создавал этот образ. Аналогичная реакция возникает у нас, когда мы смотрим на наскальные рисунки и пытаемся представить, что эти доисторические художники думали и чувствовали при создании этих изображений.
Галерея просмотрела или скрыла тот факт, что картины не имели никаких доказательств того, что они были собственностью анонимного коллекционера. Хотя некоторые искусствоведы заявляли, что работы выглядят аутентичными, другие с ними не соглашались. Тем не менее картины были проданы на аукционе за 70 миллионов долларов, и большая часть мира элитного искусства оказалась обманута. Мало-помалу правда вышла наружу, закончившись признанием женщины в суде: она сообщила, что картины были подделками, сделанными Пей-Шен Цянем, художником из Китая.
Обманутые коллекционеры были возмущены. Но если они приобрели картины и сочли их захватывающими, то какая разница? Конечно, дело в стоимости работ. А также в том, что красивая картина перестает быть привлекательной, когда мы знаем, что это подделка, и тем самым придаем ей оттенок фальсификации и аморальности. Однако есть еще одна причина нашей неприязни к подделкам.
Люди верят в то, что в момент их создания художники наполняют свои работы собственной сущностью — даже если речь идет о копиях оригинала. Психолог писал об этой иррациональной вере: наше предпочтение объектов с определенной историей объясняется магическим мышлением эссенциализма. Вера в то, что определенные предметы обладают какой-то силой в связи с их сентиментальной ценностью, объясняет наше предпочтение оригиналов их идеальным копиям. Если вы потеряете обручальное кольцо, вы не будете удовлетворены его точной заменой. Если ребенку взамен потертого плюшевого мишки дадут нового, его не утешит такой подарок.
Однако на Востоке к оригиналам относятся иначе. Например, в Китае и Японии допустимо создавать точные копии, и они ценятся так же, как и оригинал. Тем более что старая работа может со временем разрушиться, а ее дубликат покажет первоначальный вид во всей красе.
Религиозный жанр
Будучи законодательницей мод в живописи, Петербургская академия поощряла написание полотен на библейские сюжеты и мифологические темы. Поэтому в творчестве многих живописцев есть свое видение этого жанра. У Верещагина, Боровиковского, Васнецова, Айвазовского, Брюллова, Семирадского есть немало образцов работ на эту тему.
Но именно в творчестве Н.Н. Ге красной линией проходит религиозная тема:
Он понимал свой дар как назидание людям на их пути к Богу, к идеалам добра и нравственности.
Эти же цели ставил перед собой художник А. Иванов, когда в молодости начинал писать свое масштабное религиозное полотно Явление Христа народу», ставшее впоследствии величайшим шедевром.
Эпоха возрождения и современный мир
Человечество вернулось к гуманизму и материальным ценностям. Это и повлияло на развитие искусства. Фигуры людей потеряли идеализированные формы. В эти эпохи художники старались показать Вселенную и различные идеи того времени. Трактовок того «что такое искусство» было уже очень много. Творческие люди воспринимали его как способ передать человеческую индивидуальность. Уже к XIX веку сформировалось очень много стилей, таких как символизм или фовизм. Однако уже в XX веке случилось много научных открытий и развивающихся технологий. В этот период творческие личности искали новые способы для отображения своего внутреннего мира и отражения современной красоты.
Во второй половине двадцатого века в искусство влилось направление модернизм. Люди старались найти истину и следовали жестким нормам. В этот период появилось очень много критиков живописи, которые предполагали, что ей наступил конец.
История развития бытового жанра
Бытовой жанр в изобразительном искусстве зародился еще в Древнем Египте. На росписях стен гробниц и дворцов часто встречаются обычные сцены из жизни крестьян. Но эти картинки занимают второстепенное положение на фоне монументальных религиозных изображений.
Бытовой жанр в античном мире также играл незначительную роль в изобразительном искусстве. Древние римляне и греки предпочитали создавать произведения на героическую, религиозную и мифологическую тематики.
В странах Востока рисунки на темы быта чаще всего носили поучительный или юмористический характер. До наших дней дошли немногочисленные произведения мастеров из Китая, Японии, Кореи и Индии. А мусульманские мастера искусства вынуждены были считаться с запретом изображения фигур человека и животных.
Только в эпоху Возрождения в Европе бытовой жанр начал постепенно набирать популярность. Мастера Ренессанса стали добавлять в свои картины на религиозную тематику ранее недопустимые изображения из повседневной жизни. Появились первые миниатюры, гравюры и светские росписи, посвященные народному быту.
В XVII веке наступил Золотой век голландской живописи. В этот период многие художники обращаются в своем творчестве к быту соотечественников. Появляется огромное количество картин на всевозможные повседневные сюжеты:
- с пиршествами и застольями в кабаках;
- из жизни провинциальных воинов;
- о выполнении рутинной городской домашней работы.
К новой тематике обращаются даже признанные мэтры того времени: Веласкес (Diego Velázquez) и Рубенс (Pieter Paul Rubens). Огромное влияние на становление жанра оказали Франс Халс (Frans Hals), Виллем Корнелис Дейстер, Ян Стэн (Jan Steen).
Но к концу XVII века голландское искусство становится все более ориентированным на вкусы правящего класса. Художники отдают предпочтение написанию картин из жизни дворян и зажиточных мещан.
В XVIII веке Франция становится ведущей державой в мировой живописи. Местные аристократы начинают собирать первые крупные коллекции. Художникам этой поры было свойственно рисовать сцены в идеализированной и сентиментальной манере.
Большим спросом пользуются работы Антуана Ватто (Antoine Watteau), Франсуа Буше (François Boucher), Жан-Батиста Грёза (Jean-Baptiste Greuze). В Англии растет популярность Томаса Гейнсборо, в Испании пишет картины со сценками быта Франциско Гойя (Francisco Goya).
В XIX веке происходит дальнейшее развитие жанра. На смену пышному рококо приходит совершенно другое искусство. Живописцы начинают рисовать отверженных людей, нищих, калек, представителей самых низов общества. Герои на картинах страдают, переживают сильную боль, становятся приговором обществу.
К тематике благоволят представители разных направлений живописи столетия:
В это время творят Теодор Руссо (Théodore Rousseau), Эдгар Дега, Алексей Венецианов, Поль Гоген (Paul Gauguin), Илья Репин, Уинслоу Хомер.
Не утратил своего значения в искусстве жанр в XX и в наступившем XXI веке. Художники рисовали и продолжают запечатлевать на холсте сцены из жизни современников, чтобы сохранить для потомков яркую и противоречивую картину новейшей эпохи. Мастера кисти в своих произведениях поднимают острые социальные проблемы общества, помогают людям обрести уверенность в будущем.
Бытовой жанр в живописи XVII века
Как самостоятельный вид искусства начал свое оформление в XVII веке. Итальянские художники-караваджисты ставили во главу угла реалистическую живопись
Бытовой жанр в изобразительном искусстве развивается семимильными шагами, так как мастерам было важно воспроизвести натуру, человека, предметы вокруг него. Любимой темой становится одиночество человека, а как изобразить его на портрете, не прибегая к окружающим объектам? Сочетание человека и предметов вокруг него становится главным, а контрасты света и тени подчеркивают мысли художников
Голландский бытовой жанр обретает свои отличительные черты. Прежде всего, художники рассказывают об обыденной жизни крестьян и ремесленников, но при этом поэтизируют правду, и преподносят их работу как нечто уютное, замечательное и светлое. Голландцы идеализируют простой труд крестьянина – достаточно посмотреть работы П. де Хоха, Я. Вермеера, А. ван Остаде.
Я. Вермеер. Служанка с кувшином молока (Молочница)
Одной из любимых тем становится идея веселой, разгульной жизни, сборищ с выпивкой и играми, музыкальными представлениями. Здесь нет откровенных пьяниц, просто такова жизнь – без веселья и довольной улыбки прожить на этом свете достаточно тяжело.
Питер де Хох. Пустой бокал.
Среди караваджистов яркую роль в развитии жанра сыграли П. Рубенс, Д. Веласкес. Причем первый отходит от голландского изображения идеальной жизни простого человека и рассказывает в своих работах о тяжелых переживаниях, разочарованиях и противоречиях жизни. Будучи послом и дипломатом, посещая различные страны и увлекаясь искусством, Рубенс умел четко передать всю правду о жизни простого населения.
Рубенс с помощниками. Скотный двор зимой.
Появляются сценки о правде, морали, сатирические высмеивания – в картинах Ж. Греза, Жан-Батиста Шардена.
Некоторые художники того времени изображают только мир аристократии – здесь бледные дамы и внимательные кавалеры пишут, читают, музицируют, занимаются простой жизнью, которую пока еще художники не научились высмеивать. Сюжет бытового жанра в творчестве Г. Терборха – жизнь дам в красивых платьях, ухаживающих за ними кавалеров. Аристократический, изысканный мир, вроде и богатый, но достаточно простой.
Герард Терборх. Бокал лимонада.
Художники того времени обратили внимание на сцены быта не просто так. Это было время расцвета и всех других видов живописи
Портрет, пейзаж, бытовой жанр стали главными темами благодаря тому, что уменьшились заказы на религиозную католическую тематику. При этом мастерам было необходимо как-то продолжать свое творчество. Их не пугали ни монотонные и угрюмые цвета без контрастов, ни отсутствие красивой архитектуры. Простые изображения крестьян, сельчан, моряков, их бедных жилищ и обычной жизни становятся воплощением эпохи.
Европейское Средневековье и эпоха Ренессанса
В европейских странах бытовой жанр был очень популярен, представлен миниатюрами и полотнами, написанными известными мастерами. Ренессанс стал периодом триумфа направления. Лидером в развитии изобразительного искусства являлась Италия, где работал Джотто. Не отставали художники стран Северной Европы — Питер Брейгель Старший, Ян ван Эйк, Боутс.
Во Франции и Италии в 15 столетии популяризировалась тематика народного трудового быта в миниатюре и настенных росписях. В Италии бытовой жанр долгое время не отделялся от религиозного – размежевание произошло в 16 веке. Наиболее ярко это демонстрируют работы Джорджоне, Карраччи.
Особая роль в развитии направления принадлежит Голландии. Причины популярности направления:
- Распространение протестантизма, что повлекло отказ от картин на религиозную тематику;
- Слабые позиции католической церкви;
- Разрыв связи с Ватиканом;
- Падение популярности религиозной живописи, в результате отсутствия заказчиков, перемен в политическом и культурном развитии страны.
Не смотря на то, что в Голландии не было величественной архитектуры или старинных руин, как в Италии, Франции или Испании, живописцы нашли себя в жанровых картинах. Художники специализировались на изображении:
- Сцен в рыбацких деревушках, кабаках и ресторанах;
- Сцен на фоне морского или зимнего пейзажа;
- Аккуратных улочек и горожан.
Работы выполнялись в разных стилях профессиональными и полупрофессиональными художниками. До нашего времени дошло несколько картин признанных мастеров живописи: «Скотный двор зимой» Рубенса, «Старая женщина, готовящая яичницу» Веласкеса. Даже работы Веласкеса и Рубенса не смогли изменить пренебрежительного отношения к тематическим сюжетам во многих странах Западной Европы
Постепенно внимание художников перемещается с крестьянских сцен на тематику дворянского быта, полотна становятся аристократичными
Это интересно: 627,В какие европейские страны для граждан России не нужна виза?
Доклад №2
Бытовой жанр отображает настоящую, повседневную для времен художника жизнь. В основе сюжетов этого жанра лежит сложившийся в определенное время повседневный жизненный уклад: работа и отдых, праздничные и будние дни, обычаи и традиции, повседневные отношения людей.
Зачатки этого жанра видны еще с времён Древнего мира, когда первобытные люди изображали сцены из своей жизни, охоты, различных ритуалов.
Бытовой жанр изначально возник в средневековом Китае, Японии, Индии, а так же Персии. Во времена Ренессанса черты бытового жанра начинают проявляться и в Европейском искусстве, в основном в аллегорических сюжетах и притчах религиозной тематики, связанных с реальной жизненной ситуацией.
Роль бытового жанра возрастает в 16 веке в Нидерландах ,когда свои шедевры создают П. Брейгель Старший, П. Артсен, И. Бейкелар. Подъем бытового жанра наблюдается в 17-ом веке, и связан с именами Я. Йорданса и П. П. Рубенса, Я. Вермера, Г. Терборха, А. ван Остаде. Художники изображали сцены городского и сельского быта, народных гуляний и праздников.
Во время Просвещения в бытовом жанре преобладают нравоучительные сюжеты, в эпоху романтизма в нем появляются экзотические мотивы , привнесенные Э. Делакруа и О. Верне
Художники Франции обращаются к тяжелой жизни жителей провинции, представители импрессионизма концентрируют внимание на трудовых буднях горожан. Во второй половине 19 века живописцы изображаю труд и отдых заводских рабочих, эта тема находит место в работах Ф
Брэнгвина, В. Ван Гога, Х. фон Маре, Дж. Сегантини, Ф. Ходлера. Жизнь крупных городов становится ключевой для художников 20 века.
В России бытовой жанр начинает проявляться только в 18 веке, в это время И. И. Фирсовым, И. И. Бельским создаются произведения в данном жанре, некоторые живописцы посвящают целые циклы теме жизни крестьянства. Уже спустя век бытовой жанр играет ведущую роль во всем искусстве в целом. Г. Перовым, И. Е. Репиным, В. Е. Маковским развивается критический реализм , Ф. А. Бронников, К. Е. Маковский развивают так называемый «салонный жанр». Жизнь российской провинции 20 века изображена Б. М. Кустодиевым и М. В. Нестеровым.
Советские художники изображают деревенский (А. А. Пластов), городской (Ю.И. Пименов), семейный (П. П. Кончаловский) быт. Молодёжно-спортивная тема раскрыта в творчестве А. А. Дейнеки. Трагедия Великой Отечественной войны, оптимистичные надежды послевоенного времени отразились в работах Т. Г. Гапоненко и Н. И. Дормидонтоа, А. И. Лактионова и В. Н. Яковлева.
Особенности бытового жанра в России
В России бытовой жанр живописи получил свое развитие довольно поздно, только к концу XIX века. Бытовой жанр пришел на смену классического и романтического направления. Тогда художники пытались изучить частную и общественную жизнь человека, такой, какая она есть.
Но как считают искусствоведы, бытовой жанр начал зарождаться в России еще в XVIII веке, именно тогда художники впервые начали обращать внимание на сюжеты из жизни простого народа. В процессе развития и становления бытового жанра в России он получил возможность раскрытия достоверности во взаимоотношениях и поведении людей в быту и глубокое развитие внутреннего смысла и общественно-исторического содержания явлений повседневной жизни
В процессе развития и становления бытового жанра в России он получил возможность раскрытия достоверности во взаимоотношениях и поведении людей в быту и глубокое развитие внутреннего смысла и общественно-исторического содержания явлений повседневной жизни.
Широкое распространение и развитие бытового жанра пришлось на переломный период в истории России. Ни один художник не смог остаться в стороне видя все трудности русского народа в такой непростой период.
Живопись конца XIX века представляет попытку через картины и изображенные на них сюжеты понять то, что происходило в жизни. Русские художники имели цель рассказать не только о бытовой жизни народа, но и показать отношение народа к самому себе, его стремления.