Культура и быт чувашского народа
В давние времена, чуваши жили в меленьких деревнях и поселениях. Чаще всего они воздвигались в речных долинах, рядом с озерами. Дома в деревушках выстраивались в ряд или кучевым способом. Традиционной избой была постройка пурт, которая ставилась в центре двора. Также встречались избы под названием лась. В чувашских поселениях они играли роль летней кухни.
Национальным костюмом были одежды типичные для многих поволжских народов. Женщины носили туникообразные рубахи, которые украшались вышивкой и различными подвесками. И женщины и мужчины поверх рубахи надевали шупар, кафтанообразную накидку. Женщины покрывали головы платками, а девушки носили шлемообразный головной убор — тухъю. Верхней одеждой служил холщевый кафтан — шупар. В осенний период чуваши одевались в более теплый сахман — поддевку из сукна. А зимой все носили приталенные овчинные шубы — кёрёки.
Формирование чувашей как народа
Происхождение чувашей вызывает немало вопросов, ведь, как уже отметила, их язык является единственным живым из всей булгарской группы. Этот факт подтверждается в работах историка А.А.Чеченова:
Становление чувашского этноса объясняется несколькими основными теориями, что бытуют в научном мире. Одна из самых популярных принадлежит исследователям А.Б.Булатову и В.Д.Димитриеву. Согласно ей, предками современных чувашей были булгаро-сувары.
Это же в некоторой степени подтверждает поздняя чувашская легенда о двух братьях Болгаре и Суваре, которые увидели на реке лодку с красавицей Хунтеслу. Им было велено выбрать что-то одно, и в итоге Болгар взял лодку, а Сувар сделал своей женой прекрасную царевну, став основателем народа.
Впрочем, существуют и “самостоятельные” теории, называющие предками чувашей либо булгар, либо сувар. Причиной таких предположений являются общие черты в культуре и языках, многие особенности ведения быта, что были приняты у этих народов.
История Чувашии в России
За счёт местности, на которой располагались их земли, чувашам довелось пережить немало бедствий. Поскольку Чувашия некогда находилась между Московским княжеством и Казанским ханством, её жители часто оказывались на линии огня при столкновениях русских и казанских войск. При Иване Грозном происходит масштабное завоевание Казани, а вместе с нею и Чувашии. С той поры чувашские земли стали частью Российского государства.
После отмены крепостного права в России происходят заметные перемены и в чувашском обществе. Наблюдается заметное социальное расслоение, выделяется торгово-промышленная буржуазия, хотя в сравнении с центральными регионами Российской империи подобные процессы происходили крайне медленно. Революционные настроения затронули и Чувашию, но в этих краях они были выражены менее, чем в крупных городах России.
Чуваши
Долгое время одной из проблем чувашского народа оставалось образование. Не так давно, в 2010 году было проведено исследование, результаты которого оказались неутешительными. Оно выявило, что уровень образования чувашей значительно ниже, чем в среднем по РФ.
Далеко не все представители этого народа имели возможность получить высшее или среднее профессиональное образование. Сегодня решение этого вопроса является одним из приоритетов властей.
Несмотря на многие трудности и проблемы, с которыми чувашам пришлось столкнуться за свою долгую историю, этот народ сохранил свою самобытность. Языков, подобных чувашскому, сегодня не найти в мире, и это — ещё одна заслуга чувашей. Эти люди не только искренне любят свою малую родину, но и всячески стараются сберечь старинные обычаи и традиции предков, что даёт силы для нового этапа национального возрождения.
Редактор: Дарья Нессель
Внешность
На внешность чувашей повлияла длительная история миграции пранарода и значительное смешение с представителями булгарских и азиатских племен. У современных чувашей встречаются такие типы внешности, как:
- монголоидно-европеоидный тип с преобладанием европейских черт — 63,5%
- европеоидные типы (с русыми волосами и светлыми глазами, а также с более темной кожей и волосами, коричневыми глазами) — 21,1%
- чистый монголоидный тип — 10,3%
- сублапоноидный тип или волго-камская раса с мягко выраженными признаками монголоидов — 5,1%
С точки зрения генетики также нельзя выделить чистую «чувашскую гаплогруппу»: все представители нации имеют смешанную расовую принадлежность. По максимальному соответствию среди чувашей выделяются следующие гаплогруппы:
- североевропейская — 24%
- славянская R1a1 — 18%
- угро-финская N — 18%
- западноевропейская R1b — 12%
- доставшаяся от хазар еврейская J — 6%
Кроме того, обнаружены генетические связи чувашей с соседними народностями. Так, марийцы, которые в Средневековье проживали в одном регионе с болгаро-суварами и назывались горными черемисами, имеют с чувашами общую мутацию гена хромосомы LIPH, вызывающую ранее облысение. Среди типичных особенностей внешности стоит отметить:
- средний рост у мужчин и невысокий у женщин;
- жесткие волосы, которые от природы редко имеют завиток;
- более темный оттенок кожи и цвет глаз у представителей европеоидного типа;
- короткий, чуть вдавленный нос;
- наличие эпикантуса (характерная складка в уголке глаз) у представителей смешанного и монголоидного типов;
- форма глаз миндалевидная, чуть раскосая;
- широкое лицо;
- выступающие скулы.
Этнографы прошлого и современности отмечали мягкие черты лица, добродушное и открытое его выражение, связанное с особенностями характера. У чувашей яркая и подвижная мимика, легкие движения, хорошая координация. Кроме того, представители нации во всех свидетельствах упоминались как опрятные, чистые, хорошо сложенные и аккуратные люди, создававшие приятное впечатление своей внешностью и поведением.
Одежда
В повседневной жизни чувашские мужчины одевались просто: просторная рубаха и штаны из домотканого сукна, которое делали из конопли и льна. Дополняла образ простая шляпа с узкими полями и обувь, изготавливаемая из лыка или кожи. По внешнему виду обуви различали места обитания народности: западные чуваши носили лапти с портянками черного цвета, восточные отдавали предпочтение белому колеру. Интересно, что мужчины носили онучи только зимой, а женщины дополняли ими свой образ круглый год. В отличие от мужчин, которые национальные костюмы с орнаментом надевали лишь на свадебные и религиозные церемонии, женщины предпочитали выглядеть привлекательно ежедневно. Их традиционная одежда включала в себя длинную, похожую по крою на тунику, рубашку из белого покупного или домотканого сукна и передника. У западных вирьял он дополнялся нагрудником, традиционными вышивками и аппликациями. Восточные анатри нагрудник не использовали, а фартук шили из клетчатой ткани. Иногда встречался и альтернативный вариант, так называемый «фартук скромности». Он располагался на поясе сзади и доходил до середины бедра. Обязательный элемент костюма — головной убор, вариаций которого у чувашских женщин было множество. В повседневной жизни использовали платки светлых расцветок, холщовые сурпаны или повязки, подобные арабской чалме. Традиционный головной убор, который стал одним из символов народа, — шапочка тухъя, напоминающая по форме шлем и обильно украшенная монетами, бисером и бусинами.
В почете у чувашских женщин и другие яркие аксессуары. Среди них расшитые бисером ленты, которые пропускались через плечо и под рукой, шейные, поясные, нагрудные и даже наспинные украшения. Характерная особенность орнаментов — строгая геометрия форм и зеркальность, обилие ромбов, восьмерок и звезд.
Проведение торжества
Жених и невеста приезжали в дом жениха ближе к вечеру. По старинному обычаю новобрачный вносил свою суженую в дом на руках и ставил ее на расстеленный перед порогом войлок.
Эта чувашская свадебная традиция навеяна религиозными обрядами защиты родового дома от злых духов. Невеста вместе с близкими родственницами новобрачного и приглашенными гостями со стороны новобрачной располагались на ночлег в доме молодого супруга.Утром молодую пару ожидает главное событие – венчание в церкви.
После проведения о бракосочетания проводились другие интересные обряды. Например:
- Возвращаясь из церкви в новый дом невесты, по традиции разбивается куриное яйцо, из которого мама молодого мужа готовит жидкую яичницу, символизирующую счастливую семейную жизнь молодой пары, и молодоженов отправляли в дальнюю комнату и оставляли наедине. Через два часа одна из матерей молодой пары устраивала им «побудку».
- Когда невеста после церкви стала молодой супругой, ей предстояло еще одно испытание – необходимо было самостоятельно приготовить первое блюдо. Молодую жену отправляли с ведром набрать воду. Вместе с ней отправлялась по воду и сестра мужа. Девушка набирала полное ведро воды, но «коварная» родственница каждый раз мешала ей, и молодой жене приходилось вновь и вновь набирать воду для приготовления пищи. Лишь с четвертого раза невестка могла принести ведро воды в дом.
Таким свадебным обрядом молодой жене наглядно демонстрируется ее место в новой семье и степень подчинения новым родственникам и мужу. Это только часть старинных обрядов на чувашской свадьбе.
Традиции.
Традиционный характер имеет у чувашей обычай
устройства помочей (ни-ме) при строительстве домов, хозяйственных построек,
уборке урожая.
В формировании и регулировании морально-этических норм
чувашей всегда большую роль играло общественное мнение селения (ял мен капать —
«что скажут односельчане»). Резко осуждалось нескромное поведение,
сквернословие, а тем более редко встречавшееся среди чувашей до начала XX в.
пьянство. За воровство устраивали самосуд.
Из поколения в поколение чуваши учили друг друга:
«Чаваш ятне ан сёрт» (не срами имени чуваша).
Если Вам нужна помощь с академической работой (курсовая, контрольная, диплом, реферат и т.д.),
обратитесь к нашим специалистам. Более 90000 специалистов готовы Вам помочь.
Бесплатные корректировки и доработки. Бесплатная оценка стоимости работы.
Подробнее
Поможем написать работу на аналогичную тему
Реферат
Любая тема
От 850 руб.
Контольная работа
Любая тема
От 850 руб.
Курсовая
Любая тема
От 1500 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному
проекту
Узнать стоимость
Нужна помощь в написании работы?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus.
Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Узнать цену
Другие гипотезы происхождения
Не менее логичной мне кажется и автохтонная теория, которой придерживаются именитые учёные: П.Н.Третьяков, В.Г.Егоров, А.П.Ковалеский. В своей книге “Этногенез чувашей по данным языка” В.Г.Егоров отмечает следующее:
Мой интерес вызвали и последние современные генные исследования, которые показали преобладание в чувашах гаплогруппы I, в несколько меньшем проценте — гаплогруппы К и N. Что же это значит? Представленные преобладающие гаплогруппы указывают на территориальную принадлежность предков чувашей — Ближний Восток, Сибирь и даже ряд стран Средиземноморья.
Подобное странное сочетание указывает на объективность автохтонной гипотезы происхождения. Более того, у русских или татар признаков смешения наций гораздо больше, чем у чувашей, а значит, некий аутентичный элемент народа сохранился до наших дней.
Крестьянки за лощением холста / Источник Кунсткамера
Этнографические группы чувашского народа.
Чува́ши (чуваш. чăвашсем) — тюркский народ, основное население Чувашской Республики. основное население Чувашии. Живут также в Марий Эл, Татарстане, Башкортостане, Казахстане и на Украине. Говорят на чувашском языке тюркской группы алтайской семьи.
Первоначально у чувашской народности сложились две этнографические группы: вирьял (верховые, называемые также тури) — в западной половине Чувашского края и анатри (низовые) — в восточной половине, с отличиями в языке, одежде и обрядовой культуре. При этом этническое самосознание народа было единым.
После вхождения в состав Русского государства чуваши северо-восточной и центральной части края (в основном анатри) в XVI—XVII вв. стали переселяться на «дикое поле». В последующем, в XVIII— XIX вв. чуваши мигрируют также в Самарский край, Башкирию и Оренбуржье. В результате сложилась новая этнографическая группа, к которой в настоящее время относятся почти все чуваши, проживающие в юго-восточных районах Чувашской Республики и в других регионах Среднего Поволжья и Приуралья. Их язык и культура испытали заметное влияние татар. Исследователи эту группу называют анатри, а их потомков, оставшихся на прежней территории — в центральной, северной и северо-восточной Чувашии, — анат енчи (средненизовые).
По культуре анат енчи ближе к анатри, а по языку — к вирьялам. Как полагают, анатри и анат енчи в большей мере сохранили этнические черты своих болгарских предков, а в культуре вирьялов заметно проявились финно-угорские (главным образом марийские) элементы.
Уже в домонгольский период сложились два основных этнотерриториальных массива болгаро-чувашей, но тогда они выделялись, по-видимому, не по течению Волги, а по расселению на ее левом и правом берегах, т.е. на «горных» (тури) и на «степных» (хирти), или «камских». В ходе академической экспедиции XVIII в. П.С.Паллас выделил именно две группы чувашей: верховую по Волге и хирти (степную, или камскую).
Издревле северо-восточные районы Чувашского края были своеобразным перекрестком миграционных движений болгаро-чувашских племен. Это — территория проживания современных анат енчи, которых первоначально и было принято называть анатри. Именно у последних как в языке, так и этнокультуре болгарские компоненты имели и имеют наиболее выраженное проявление.
Формирования анатри современных было связано с процессом освоения «дикого поля». Переселялись сюда и на новые земли вплоть до Приуралья в основном выходцы из Прицивилья и Прианишья, а также Присвияжья, т. е. с мест, где сейчас проживают анат енчи. Постоянные контакты с казанскими татарами и мишарами, ослабление связей с материнскими селами, жизнь в иной среде и в иных условиях, привели к изменениям е их культуре и быте. В результате южные чуваши обособились, сложилась отдельная этнографическая группа, получившая название анатри.
За пределами современных границ Чувашии проживают в основной массе анатри. Однако в Закамье (Татарстан Ульяновской, Самарской, Оренбургской Пензенской, Саратовской областях, Башкирии расселилось достаточно сложное и смешанное чувашское население Например, село Саперкино Исаклинского района Самарской области возникло, середине XVIII в., основали его чуваши-язычники — выходцы из селения Мокшины Свияжского уезда во главе с Сапером (Сапёр) Томкеевым. В последующем в Саперкино переселились чуваши-мигранты не только из Свияжского, но и Чебоксарского, Ядринского, Симбирского. Козьмодемьянского уездов.
Этнографические группы чувашей различаются главным образом диалектными особенностями повседневного языка.
Языковые особенности этнографических выражаются в существовании двух легко взаимопонимаемых диалектов – низового и верхнего. Для первого характерно уканье (например, укса- деньги; урпа – ячмень), для второго – оканье (окса, орпа).
Таким образом, отличие от ряда соседних народов (например, мари и мордва, для которых характерны более чем значительные различия), у чувашей диалекты сложились сравнительно поздно. Диалекты не успели выделиться в отдельные языки до появления общего литературного языка. Все это свидетельствует о том, что волжско-камские болгары ко времени появления на Средней Волге монголо-татарских орд – на рубеже XII-XIII вв. – в основном уже сложились в болгарскую народность, и она пережила этноконсолидарные процессы. Тогда же на базе консолидации отдельных племенных диалектов окончательно сложились все основные характерные черты единого болгарского языка, ставшего впоследствии основой чувашского.
20
Появление людей в Чувашии
Первые поселения людей на территории Чувашии появились около 8 тысячелетий тому назад. Это были первобытные племена, которых нельзя причислять ни к одному народу, ныне существующему на чувашских землях.
Становление чувашей начинается с началом нашей эры, когда суварские и булгарские завоеватели начали продвигаться к западным территориям к Семиречью и казахским степям. В этот же период наблюдается тесное взаимодействие кочевых племён со скифами, саками, аланами и прочими ираноязычными народностями, которые значительно обогатили культуру предков чувашей.
Поразительно, но одно только название чувашей открывает взаимоотношения с булгарами и особенности их характера. Как предполагает большинство исследователей, слово это восходит к булгарскому “явас”, что переводится как “тихий, дружелюбный”.
Оно являлось прямой противоположностью “сармас” (слышится в названии сарматов), что значило “воинственный”. По всей видимости, булгарское завоевание на чувашских территориях проходило мягко и спокойно, поскольку местные жители не оказывали сопротивления.
Чуваши верховые. Казанская губерния, Цивильский уезд. Начало 20 века.
Свадебные наряды
Семья начинается со свадьбы, которые играют весело, с размахом. Жители из разных регионов России приезжают, чтобы увидеть это действо. По национальному обычаю жених в торжественный день должен быть в расшитой рубашке и кафтане, подпоясанном синим кушаком. Иногда кушак зеленого цвета.
На голове – меховая шапка с монетой, обут молодой человек в сапоги. Национальный костюм на все времена года. Снять шапку и кафтан жениху запрещено – нужно ходить в них до окончания свадьбы.
Торжественный наряд невесты состоял из рубашки, передника, вышитого халата. Голову украшала шапочка, вручную расшитая бисером и серебряными монетами. На плече – специальная накидка, украшенная серебряными монетами, на руках и шее – множественные украшения.
Украшений настолько много, что весили они зачастую больше 2-3 кг. А весь наряд затягивал на 15 кг и больше. Монеты пришивались не просто так – при движении они издавали мелодичный звон, оповещая о приближении новобрачной.
Пища
В связи с тем, что животноводство в крае было развито в малой степени, в пищу в основном употребляли растения. Основными блюдами чувашей были каши, (полбяная или чечевичная), картофель (в более поздние века), супы из овощей и зелени. Традиционный испеченный хлеб называли хура сакар, его выпекали на основе ржаной муки. Это считалось женской обязанностью. Распространены были также сладости: ватрушки с творогом, сладкие лепешки, ягодные пироги.
Еще одно традиционное блюдо – хулла. Так назывался пирог в форме круга, в качестве начинки использовали рыбу или мясо. Чуваши занимались приготовлением разных видов колбас на зиму: с кровью, с начинкой из круп. Шартан – так назывался сорт колбасы, сделанный из овечьего желудка. В основном мясо употребляли только по праздникам. Что касается напитков, чуваши варили особенное пиво. Из полученного меда делали брагу. А позднее стали употреблять квас или чай, которые были позаимствованы от русских. Чуваши с низовья чаще пили кумыс.
Для жертвоприношений использовали птицу, которую разводили дома, а также конину. На некоторые особые праздники закалывали петуха: например, когда на свет появлялся новый член семьи. Из куриных яиц уже тогда делали яичницу, омлеты. Эти блюда употребляются в пищу по сей день, и не только чувашами.
Праздники
Как и у других народов России, в Чувашии существовали собственные праздники. Среди них Акатуй, отмечаемый в конце весны – начале лета. Он посвящен земледелию, началу подготовительных работ к посеву. Продолжительность празднования – неделя, в это время совершаются особые обряды. Родные ходят в гости друг к другу, угощаются сыром и многообразием других блюд, из напитков предварительно варят пиво. Все вместе поют песню о посеве – своеобразный гимн, затем долго молятся богу Тура, просят его о хорошем урожае, здоровье членов семьи и прибыли. На праздник распространены гадания. Дети бросали в поле яйцо и следили, разбилось оно или осталось целым.
Другой праздник у чувашей был связан с почитанием солнца. Отдельно существовали дни поминовения умерших. Также распространены были земледельческие обряды, когда люди вызывали дождь или, наоборот, желали, чтобы он прекратился. Большие пиры с играми и увеселениями проводились на свадьбу.
Чувашский язык
Язык остался от булгар, но значительно отличается от других тюркских языков. Его используют до сих пор на территории республики и в близлежащих областях.
В чувашском языке встречается несколько диалектов. Проживающие в верховьях Суры тури, по мнению исследователей, «окают». Этнический подвид анатари больший упор делал на букву «у». Однако четкие отличительные признаки на данный момент отсутствуют. Современный язык в Чувашии, скорее, близок к используемому этносом тури. В нем есть падежи, но отсутствует категория одушевленности, так же как и род существительных.
До X века алфавит использовался рунический. После реформ был заменен арабскими символами. А с XVIII века – кириллицей. Сегодня язык продолжает «жить» в интернете, появился даже отдельный раздел Википедии, переведенный на язык чувашей.
Жилища
Селились чуваши вблизи рек в небольших поселениях, именуемых ялами. Планировка расселения зависела от конкретного места жительства. На южной стороне дома выстраивались вдоль линии. А в центре и на севере использовался гнездовой тип планировки. Каждая семья селилась на определенном участке деревни. Родственники жили рядом, в соседних домах. Уже в XIX веке стали появляться деревянные постройки по типу русских сельских домов. Чуваши украшали их узорами, резьбой, иногда – росписью. Как летняя кухня, использовалось специальное строение (лась), выполненное из сруба, без крыши и окон. Внутри находился открытый очаг, на котором занимались приготовлением пищи. Вблизи домов часто строились бани, назывались они мунчами.
Иные особенности быта
До того момента, как главенствующей религией в Чувашии стало христианство, на территории существовало многоженство. Исчез также обычай левирата: вдову больше не обязывали вступать в брак с родственниками погибшего мужа. Количество членов семьи существенно сократилось: теперь в нее включались только супруги и их дети. Жены занимались всеми хозяйственными делами, подсчетом и сортировкой продуктов. На их плечи также возлагалась обязанность ткачества.
По существовавшему обычаю сыновей женили рано. Дочерей же, наоборот, старались выдать замуж попозже, потому нередко в браке жены были старше мужей. Наследником дома и имущества назначался младший в семье сын. Но у девушек также имелось право на получение наследства.
В поселениях могли быть смешанного вида общины: например, русско-чувашские или татарско-чувашские. По внешности чуваши не отличались разительно от представителей других народностей, потому сосуществовали все довольно мирно.
Духовная культура чувашского народа
Обряды, праздники, традиции
Чтобы хоть немного понять и почувствовать, как жили, за что переживали и чему радовались предки чувашей, попробуем проследить их жизненный путь, начиная с рождения, воспитания, взросления и до самого ухода в мир иной.
Но сначала необходимо узнать, как в представлениях древних чувашей выглядел тот мир, в который предстояло прийти новому человеку.
Все современные люди знают, как устроен наш мир. Мы живем на планете Земля, которая вместе с другими планетами вращается вокруг Солнца. Наша Солнечная система входит в галактику с множеством других галактик… Но в древности люди по-другому представляли устройство мира. Эти представления сохранились в народном фольклоре в виде мифов.
По некоторым чувашским мифам, наша вселенная вечна, она всегда существовала, и будет существовать. По другим мифам, вселенная имеет создателей — одно или несколько божеств. Например, как и у многих древних народов, таким создателем считалась великая богиня-мать. Другими творцами мира могли выступать пара богов-супругов или два божества, одно из которых доброе, а другое злое.
В некоторых мифах первоначальный мир представлялся в виде хаоса, то есть в виде абсолютного беспорядка, смеси всего, что только есть на свете — воды и огня, тьмы и света, верха и низа, времени и пространства… Затем божества приводили мир в порядок — сначала создавали огонь и воду, землю и воздух-небо, потом — светила, звезды, растения, животных, людей, разные вещи, обычаи и т.д.
Во многих мифах рассказывается о том, что сначала в этом мире ничего не было, кроме воды в виде бескрайнего океана. Затем из него выделилась земля. Для этого бог бросил в воду закваску и из нее получилась земля (как из жидкого молока получается густая простокваша). По другим мифам, утка или другое существо достало из под воды кусочек ила, и из этого куска образовалась вся земная твердь. Следующим этапом созидания мира было отделение неба от земли. По древним представлениям чувашей, небо было очень низкое, и его рукой можно было достать с крыши дома. Но люди запачкали небо, и оно, обидевшись, поднялось наверх. По другим мифам, небо подняли на своих плечах великаны Улăпы. Ученые считают, что мифы о «низком небе» появляются у людей, когда-то живших в горах.
По древнейшим представлениям чувашей, вселенная квадратна и имеет 4 или 8 углов (два квадрата, наложенных друг на друга), и состоит из трех миров (слоев):
1. Çÿлти тĕнче — Верхний мир. Состоит из трех или семи слоев, на которых обитают верховные боги и добрые духи, а также небесные светила — солнце, луна, звезды.
2. Çут тĕнче — Светлый мир. В этом мире живут люди и животные. В центре размещается мировая гора — ама ту. На ней растет мировое дерево — ама йывăç. Крона этого дерева достигает верхнего мира, корни уходят в нижний мир. Своими ветвями, упирающимися во все углы мира, оно поддерживает небесный свод.
3. Аялти тĕнче — Нижний мир. Он состоял из трех или семи слоев и представлялся как остаток хаоса, где в нижних слоях обитали злые духи, чудовища.
Позднее с верхним миром стали связывать понятие рая (çăтмах, ăçтăмах), а с нижним миром — понятие ада (тамăк). Все эти представления хорошо отражаются в чувашских народных песнях-наговорах, например:
«…О, восьмиугольная Вселенная,
В восьмиугольной Вселенной восемьдесят восемь морей,
Посреди восьмидесяти восьми морей золотой остров.
На золотом острове — золотая гора,
На золотой горе — золотая ограда,
В золотой ограде дуб-дерево,
У этого дуба семь корней.
Семь корней доходят до преисподней.
У этого дуба золотой ствол.
Золотой ствол уперся в седьмое небо.
Укрепление брака
Три дня после бракосочетания и торжественного банкета новоиспеченная жена не должна убирать в доме – грязную работу в эти дни выполняет родня. Молодая супруга благодарит ее подарками. Семь презентов после бракосочетания невестка должна преподнести свекрови.
В первый год породнившиеся семьи часто бывают в гостях друг у друга. Делается этого с единственной целью – наладить контакт, укрепить родство.
Через неделю после бракосочетания молодожены приезжают с визитом к тестю. Через три недели – повторный визит к нему, а через 6 месяцев в гости едут уже 12 человек: молодые супруги, родственники мужа.
Продолжительность последнего визита – 3 дня. С угощениями, разговорами, песнями, плясками. Молодая семья получала остаток приданого в этот приезд – домашний скот.
Родство – одна из лучших и свято почитаемых традиций у чувашей. Возможно, поэтому семьи у представителей народа крепкие, разводы происходят гораздо реже, чем у других национальностей, проживающих в РФ, а взаимопонимание и связь поколений – не пустой звук.
Свадебный обряд.
У чувашей были распространены три формы заключения
брака: 1) с полным свадебным обрядом и сватовством (туйла, туйпа кайни), 2)
свадьба «уходом» (хёр тухса кайни) и 3) похищение невесты, часто с ее согласия
(хёр варлани).
Жениха в дом невесты сопровождал большой свадебный
поезд. Тем временем невеста прощалась с родней. Ее одевали в девичью одежду,
накрывали покрывалом. Невеста начинала плач с причитаниями (хёр йёрри). Поезд
жениха встречали у ворот с хлебом-солью и пивом.
После продолжительного и весьма образного поэтического
монолога старшего из дружек (ман кёру) гостей приглашали пройти во двор за
накрытые столы. Начиналось угощение, звучали приветствия, пляски и песни
гостей. На другой день поезд жениха отъезжал. Невесту усаживали верхом на
лошадь, или она ехала стоя в кибитке. Жених три раза ударял ее нагайкой, чтобы «отогнать»
от невесты духов рода жены (тюркская кочевническая традиция). Веселье в доме
жениха продолжалось с участием родственников невесты. Первую брачную ночь
молодые проводили в клети или в другом нежилом помещении. По обычаю, молодая
разувала мужа. Утром молодую одевали в женский наряд с женским головным убором
«хуш-пу». Первым делом она ходила на поклон и приносила жертву роднику, потом
начинала работать по дому, готовить пищу.
Первого ребенка молодая жена рожала у своих родителей.
Пуповину резали: у мальчиков — на топорище, у девочек — на ручке серпа, чтобы
дети были трудолюбивыми.
В чувашской семье главенствовал мужчина, но и женщина
имела авторитет. Разводы случались крайне редко. Бытовал обычай минората —
младший сын всегда оставался с родителями, наследовал отцу.