Ложки

Введение

Музыкальный инструмент — это, как правило, объект, с которым музыканты извлекают любой звук, в том числе немузыкальные, неорганизованные звуки.

Музыкальные инструменты, используемые сегодня, можно разделить на несколько групп: щипковые струны, смычковые струны, духовые, тростниковые, деревянные духовые и ударные. Клавиатурные инструменты можно классифицировать как отдельную группу, хотя они часто имеют различные методы получения звука. Общепринятой научной классификацией музыкальных инструментов является система Хорнбостел-Сакс.

Физической основой музыкального инструмента, издающего музыкальные звуки (за исключением цифровых электрических устройств), является резонатор. Это может быть струна, столб воздуха в заданном объеме, резонансная цепь или любой другой объект, способный накапливать входную энергию в виде вибраций. Резонансная частота резонатора определяет фундаментальный (первый обертон) производимого тона.

Инструмент может издавать одновременно столько же звуков, сколько и резонаторы, установленные в нем. Звук начинается в тот момент, когда в резонатор вводится энергия. Часто резонансные частоты резонаторов некоторых инструментов можно менять плавно или дискретно во время игры. Демпфирование может быть использовано для того, чтобы заставить звук остановиться.

Для музыкальных инструментов, которые издают не музыкальные звуки, такие как барабаны, наличие резонатора не является критическим.

Как научиться играть на гуслях?

В первую очередь следует выбрать гусли — у каждого вида гуслей свои особенности звучания и настройки

Новичкам рекомендуется обратить свое внимание на тот инструмент, у которого минимальное количество струн, а также на небольшие по размеру гусли.. На них можно играть медиатором или пальцами. Безусловное преимущество для новичка — необязательно знать ноты

Простые песни и импровизационные композиции достаточно легко создать на любых гуслях за счет мелодичности звучания струн. Все базовые правила игры ученики, в среднем, усваивают за 2–4 занятия. А за 2 недели тренировок вполне можно научиться стройно исполнять некоторые простые мелодии

Безусловное преимущество для новичка — необязательно знать ноты. Простые песни и импровизационные композиции достаточно легко создать на любых гуслях за счет мелодичности звучания струн. Все базовые правила игры ученики, в среднем, усваивают за 2–4 занятия. А за 2 недели тренировок вполне можно научиться стройно исполнять некоторые простые мелодии.

На них можно играть медиатором или пальцами. Безусловное преимущество для новичка — необязательно знать ноты. Простые песни и импровизационные композиции достаточно легко создать на любых гуслях за счет мелодичности звучания струн. Все базовые правила игры ученики, в среднем, усваивают за 2–4 занятия. А за 2 недели тренировок вполне можно научиться стройно исполнять некоторые простые мелодии.

Способы игры на гуслях

  • бряцание — поочередные удары вверх-вниз о струны пальцами или медиатором;
  • арпеджио — последовательное извлечение звуков, от низких к высоким, а затем — обратно;
  • глиссандо — стремительное скольжение по струнам;
  • тремоло — быстрое ритмичное чередование легких ударов по струнам;
  • пиццикато — извлечение аккордов щипками пальцами;
  • игра аккордов — умелые удары медиатора вниз по струнам.

Основные виды медных инструментов

Часто родители не могут определиться с выбором: какой инструмент духовой подойдёт именно их ребёнку? Чтобы не ошибиться, необходимо владеть всей информацией, касающейся их. Так как сейчас большое распространение получили медные инструменты, мы расскажем именно о них.

Существует несколько видов медных инструментов:

  1. Вентильные. Такой духовой инструмент в своей конструкции имеет три или четыре вентиля, которыми управляет сам музыкант. Также у него есть дополнительная крона, которая не только увеличивает длину инструмента, но понижает его строй. К этому семейству медных инструментов относят трубы, тубы, саксгорны и валторны.
  2. Кулисные. Такие инструменты имеют выдвижную духовую трубку – кулису. Она дает возможность контролировать длину воздуха, который поступает в канал. Движения музыканта способствуют тому, что звук повышается или понижается. Классический пример кулисного инструмента – тромбон.
  3. Натуральные. Из такого инструмента можно извлечь только те звуки, которые относятся к натуральному звукоряду. Это горн, валторн, фанфара, альпийский рог, сигнальный рожок.
  4. Клапанные. Эти инструменты отличаются тем, что имеют отверстия на своем корпусе. Во время игры музыкант закрывает или открывает их. Клапанные инструменты широко использовались в XVIII веке, однако от них постепенно отказались. Связанно это в первую очередь с неудобством их эксплуатации. К этому виду относится серпент, корнет и клапанная труба.

Какие виды гуслей существуют? Какие гусли лучше выбрать?

Гусли состоят из корпуса, струнодержателя и колки. Корпус включает верхнюю и нижнюю деки, соединенные между собой рамой. Верхнюю деку производят чаще всего из резонансной ели. В ней располагается резонаторное отверстие, металлическая пластина со штифтами, подставка и порожек. Нижнюю деку изготавливают из клена, березы, ореха или рябины. Внутри к декам приклеиваются деревянные бруски — это необходимо для равномерных звуковых колебаний. Современные инструменты чаще делаются из сосны или кедра.

Существуют такие виды гуслей:

Яворчатые. Самые первые гусли были изготовлены из ствола явора (белого клена). Такие гусли еще называют крыловидными или звончатыми. Для них актуален диатонический звукоряд. Особенность — тонкий открылок, не более 11 мм. Этот вид гуслей имеет от 5 до 17 струн, но чаще всего — от 6 до 9. Количество струн зависит от настройки инструмента и необходимого диапазона звучания. Издревле белый клен считался на Руси особенным деревом. Существовало поверье, будто кленами становятся люди, которые были «закляты». Чаще всего в клены «превращали» непослушных детей. Затем музыканты изготавливали из явора гусли, и с помощью музыки «заклятые» рассказывали свои истории. С прагматичной точки зрения клен — один из наиболее крепких видов древесины, отлично подходящий для изготовления столярных элементов, в том числе, инструментов.

Шлемовидные. Изначально считалось, что такие гусли, которые еще называют псалтырными, древнерусского происхождения. В современности историки пришли к выводу, что свое происхождение шлемовидные гусли берут в западной Европе. Такой инструмент имеет от 10 до 26 струн.

Лирообразные. Они имеют игровое окно. Были в ходу в Древней Руси и Польше в XI—XIII вв. Если на лирообразных гуслях играют на ходу, то инструмент упирается в брюшной пресс — именно такая техника исполнения распространена у современных гусляров.

Стационарные. Такие гусли также называют клавирообразными, прямоугольными и столообразными. Традиционные гусли — всегда щипковый инструмент, а вот стационарные могли быть и щипковыми и клавишными. На клавирообразных гуслях играли преимущественно представители русского духовенства. Такие гусли имели фортепианный строй, а расположение струн соответствовало белым и черным клавишам (всего 55–66 струн). Инструмент был распространен среди состоятельных граждан, поэтому в народе стационарные гусли нередко называли «поповскими». Появились они много позже, чем традиционные щипковые образцы.

Приобрести любые виды гуслей — для начинающий и профессионалов — можно на сайте мастерской Для всех зарегистрированных пользователей есть возможность пройти бесплатные курсы. Чтобы начать обучение, достаточно зарегистрироваться на сайте и в личном кабинете перейти в раздел Обучение. Играть на гуслях просто и это может каждый, даже если вы не имеете никакого отношения к музыке!

Перечень инструментов

Восточнославянские

Русские

Балалайка, било, варган, пастушья барабанка (барабан пастуший), жалейка, бубен, бубенец, волынка, гармонь, гудок, гусачок, гусли, домра, дудка, семиструнная гитара, дрова, жалейка, колотушка, колокол язычный, колюка, коробочка, кугиклы, ложки, мандолина, накры (керамические литавры), пастушеская труба, пыжатка, рожок, рубель, свирель, свистулька, трещотка.

Белорусские

Дуда (волынка), гусли, дудка, жалейка, скрипка, виолончель-басетля, цимбалы, баян, гармоника, лира (лера), бубен, небольшой барабан, варган.

Украинские

Бандура, домра, торбан, жалейка, кобза, дрымба (варган), трембита, цимбалы.

Западнославянские

Польские

Скрипка, трембита, генсль, фуяра, цимбалы, свирель, бубен, колокольчики, мазанк, лигава, лигавка, басун, волынка (дуда), деревянные «клекотки» (трещотки), большой и малый бубны.

Словацкие

Контрабас, скрипка, фуяра, цимбалы.

Чешские

Контрабас, скрипка, цимбалы.

Южнославянские

Болгарские

Гайда (волынка), гадулка, гусле, дутар, домбра, кавал, тамбура и тапан.

Сербские

Брач (домра), гусле, фрула (дудук), гайда (волынка), тамбура, зурла (зурна), кларнет, аккордеон, свирель, тапан.

Хорватские

Гусле, тамбура, трембита.

Словенские

Фрула (дудук), рог, губная гармоника, трембита, скрипка, кларнет, смычковый инструмент типа контрабаса.

Список литературы

  1. Володихин Д. М. Музыка наших дней — М.: «Аванта+», 2003 г.
  2. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М.: Просвещение,1986 г.
  3. Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1- 7 классов / сост. В.В. Фадин. – Волгоград: Учитель, 2006г.
  4. Первая энциклопедия музыки. Автор Эмма Дейнс – М., издательство «Махаон», 1995г.
  5. Величкина О. Музыкальный инструмент и человеческое тело (на материале русского фольклора) // Тело в русской культуре. — М.: НЛО, 2006,

Похожие рефераты:

  • Реферат на тему: Гжель
  • Реферат на тему: 23 Февраля
  • Реферат на тему: Растения — хищники
  • Реферат на тему: Христофор Колумб
  • Реферат на тему: Русский язык
  • Реферат на тему: Золотое сечение
  • Реферат на тему: Дезинфекция
  • Реферат на тему: Сканеры
  • Реферат на тему: Язык и речь
  • Реферат на тему: Сердечно — сосудистая система
  • Реферат на тему: Питание и здоровье человека
  • Реферат на тему: Жаргонизмы

Для создания настроения

В любом коллективе русских народных инструментов сегодня непременно есть ложечники. Первые упоминания о «музыкальном» качестве ложки относятся к XVIII столетию, но, думается, что играть на ложках начали ещё в языческие времена.

Вместе с бубнами и трещотками ложки были обязательным атрибутом скоморохов, и для звучности к ложкам они привязывали, как пишет Владимир Даль, «гремушки».

Использовались ложки и как палочки при игре на пастушьей барабанке – примитивном ударном инструменте, распространённом в Костромской, Ивановской и других областях России.

Мастерили барабанку пастухи в походных условиях из высушенной еловой доски, прикрепляя к ней с двух сторон на бичевках деревянные ложки.

Известно, что один ложечник может управляться с двумя, максимум четырьмя ложками, и когда этого недостаточно, из набора ложек и двух брусков делают веер. Ложки закрепляют на деревяшках, чтобы улучшить качество звука и упростить исполнение мелодии. К слову, самые звонкие ложки делают из клёна.

Возникновение гуслей на Руси

Такое необычное и мелодичное название струнный щипковый инструмент получил от слова «гусла» (с древнерусского переводится как «струна»). Еще в древности так называли тетиву лука. Когда тетиву отпускали, она издавала характерный звук, похожий воспроизводят и сами гусли.

Точный год возникновения историки не называют, однако первое предполагаемое свидетельство о существовании музыкального инструмента датируется 591 годом. Сохранились рассказы греческого историка Симокатта, который утверждал, что гонцы-славяне имели при себе кифары. Кифара – еще один древний музыкальный инструмент, разновидность лиры. Были распространены в Древней Греции.

Первое упоминание точного названия «гусли» – 11 век (согласно первой археологической находке).

Гусли – как неотъемлемая часть русской культуры

Гусли занимают почетное место во многих сказаниях, повестях и преданиях. Так на гуслях виртуозно играл богатырь Добрыня Никитич, добрый молодец Садко, богатый гость Соловей Будимирович, Боян из поэмы «Слова о полку Игореве». Даже сложился определенный образ гусляра – обаятельный певец, сказитель. Свои легенды и былины он сопровождал приятной музыкой, что извлекалась из гуслей. Так появилось еще одно обозначение для музыкантов – «сказители».

Гусли не раз изображались и различными художниками. Так в 1899 году Васнецов написал картину «Гусляры», на ней сразу три человека играют на гуслях. Умудренный опытом седой старец, мужчина в лаптях и два молодых человека в лаптях. В картинах ключевую роль часто играл именно музыкальный инструмент, на нем делался акцент. А иногда он становился ключевым звеном в композиции.

Есть интересный момент и в Библии – Царь Давид исполнял стихотворения под аккомпанемент гуслей. Своей игрой и пением ему даже удалось изгнать злого духа.

Интересные факты

  • Гусли часто сравнивают с лебедями. Эти птицы, когда улетают, всегда держат ровный строй. В таком же строгом порядке расположены и струны на гуслях.
  • В современном мире человек, музыкант с гуслями называют «гуслист». Но если упоминание в контексте былин и легенд, то используют старинный термин «гусляр».
  • Иван Грозный считал этот инструмент красивым и звучным, поэтому собрал личный ансамбль гусляров при дворе.
  • Гусли не всегда являлись предметом народной любви, были времена, когда их запрещали. С 12 до 16 века Священники порицали игру на гуслях, считая инструмент порочным. А всем сказителям предрекали вечные муки.

Гусли – не просто старинный инструмент, это огромная и многогранная часть истории

Они занимали важное место в жизни славян, былины и рассказы с участием гуслей передавались из века в век, из семьи в семью

Сейчас гусли снова входят в моду. Музыкальные ансамбли с гуслями – это самобытно, аутентично и свежо. Душевная музыка со старинным звучанием и новое прочтение от талантливых артистов наших дней – своеобразный мостик. К нашим истокам, к нашим предкам, к нашей культуре.

Гудок

Старинный струнный инструмент, который наши предки использовали вместе с иными изделиями: бубнами, гуслями. Корпус гудка выдолблен из древесины, имеют овальную или грушевидную форму. Гриф относительно короткий, с прямой или изогнутой головкой. На нем закрепляют три струны.

Плоская дека изделия оснащена резонаторным отверстием. Длина гудка составляет не более одного метра. Максимальные параметры инструмента – от тридцати до восьмидесяти сантиметров. Смычок имеет форму дуги и по внешнему виду напоминает лук.

Исполнитель в процессе игры затрагивает сразу все струны. Но чтобы получить основную мелодию требуется только первая струнка. Остальные считаются бурдонными и звучат в единой тональности.

Отличительная черта инструмента – безостановочное гудение нижних струн. Музыкант, исполняя мелодию, старается удерживать гудок на коленях, в вертикальном положении.

Рожок

Духовые народные инструменты, к которым относится данное изделие, являются неотъемлемой частью культурного наследия Руси. Чаще всего для изготовления рожка берут древесину клёна, берёзы или можжевельника. Обычно инструмент имеет специфическое название, в зависимости от местности, где был создан и получил популярность.

Первые упоминания об изделие встречаются в бумагах семнадцатого века, но в реальности он гораздо раньше вошел в обиход. Рожок часто использовали чабаны, сторожи и воины

Ведь его звук приковывает внимание и выполнял роль своеобразного сигнала о нападении недругов

Также инструмент применяли для создания песенных и танцевальных ритмов. Репертуар рожечников достаточно широк. Изделие отличается простотой устройства. Коническая трубка из древесины, оборудованная пятью дырочками сверху и одним отверстием внизу.

На противоположных сторонах инструмента находился раструб и мундштук, предназначенный для извлечения мелодии. Рожок характеризуется резким и громким звуком, обладающим скрытой мягкостью.

Гусли

Народные инструменты сложно представить без этого струнного изделия. Впервые об использовании щипковых гуслей упоминают в летописях, датированных пятым веком. Их точный предок доподлинно неизвестен, но бытует мнение, что инструмент произошел от древнегреческой кифары. Издревле их использовали в качестве аккомпанемента для голоса солиста.

Старинное изделие, дошедшее до наших дней практически в неизменном виде, бывает шлемовидным или крыловидным. Последние создают в форме треугольника. Минимальное количество струн – пять штук, максимальное – четырнадцать. Техника исполнения на крыловидных гуслях такова, что человек правой рукой задевает одновременно все струны. При этом левой нейтрализует лишние звуки.

При игре на шлемовидных гуслях исполнитель использует сразу две руки. Освоить этот инструмент крайне сложно. Однако все современные оркестры имеют в своем составе гусляров, ведь они придают произведению неповторимый колорит.

В древности широкое распространение получили клавирообразные гусли. Часто на них исполняли мелодии представители духовенства. В основе инструмента лежал ящик прямоугольной формы, оборудованный крышкой.

На одной стороне вырезали несколько овальных отверстий и крепили к ней две щепки из древесины. Первая щепка выполняла роль приструнника. Во вторую вворачивали колки из металла, на них наматывали струны. Инструмент характеризовался фортепианным строем. Чтобы исполнять мелодию на подобных гуслях, требовалось предварительно выучить ноты.

Основные приемы игры на инструменте – щипок и бряцание. В наши дни появились и клавишные гусли. На них установлен уникальный механизм, при нажатии на клавиши открываются струны, и исполнитель может выбрать необходимый аккорд. Это существенно упрощает процесс игры.

Чтобы заглянуть в будущее

Этнографические записки сохранили множество описаний использования ложки для гаданий и обрядов. Так, в Курской губернии, чтобы пройти через те же муки, что и жена с ребёнком, отец должен был съесть красной ложкой круто посоленную кашу, а затем закинуть ложку на полати и долго прыгать по избе, приговаривая, «чтобы так рождённый вспрыгивал».

В Вятской губернии один из свадебных обрядов предполагал связывание ложек невесты и жениха для крепости семейных уз.

Предсказывали по ложке и судьбу. После рождественского обеда оставляли ложки на краю миски: если наутро чья-то ложка упадет, то считалось, что её хозяин заболеет или умрёт. Можно было вынести ложку в сени, наполнив водой: если наутро лёд будет с ямочкой, жди смерти, если с возвышением – долгие лета.

Какие инструменты появились позже?

Современные музыкальные инструменты мы можем грубо поделить на три типа: ударные инструменты (звук рождается от удара), струнные инструменты (звук появляется за счёт колебания струны) и духовые инструменты (звук рождается за счёт потока воздуха).

Ударные инструменты

Учёные логично предположили, что самыми древними музыкальными инструментами стали именно ударные. Человеку достаточно хлопнуть в ладоши, чтобы начать воспроизводить ритм. Это достаточно просто и интуитивно понятно.

Одним из самых древних ударных инструментов, которые нашли археологи, выполнен в виде маленьких цилиндров. Нашли его в Месопотамии. Возраст его около 6 000 лет до н.э. А в пещерах Южной Америки обнаружили рисунки, на которых изображены люди, ударяющие руками по предметам, очень похожие на барабаны.

Для изготовления барабанов использовали самые разные материалы. У индейских племён активно использовали дерево и тыкву. Майя натягивали на дерево кожу обезьяны, а инки — кожу антилопы.

В 2020 году учёные обрадовались новой находке в Тайланде. В одной из деревень провинции Мукдахан нашли бронзовый барабан, предполагаемый возраст которого около 2 500 лет.

Духовые инструменты

Материалами для самых древних духовых инструментов служили кусок сухого тростника, кость или рог животного, морская раковина или скорлупа крупного ореха.

Как и ударные инструменты, духовые исторически находились почти во всех уголках света. Около 5 000 лет назад в Древнем Египте появились первые трубы и флейты. В античном мире использовали авлос, игра на котором применялась в трагедии, в культе Диониса и Кибелы, в жертвенных возлияниях, во время траурных церемоний, в военной музыке.

В Индии до сих пор играют на поперечной флейте-бансури. А диджериду австралийских аборигенов совсем не изменился с древних времён.

Струнные инструменты

Прототипом струнных инструментов является охотничий лук. Сильно натянутая тетива при колебании издаёт медленно угасающий звук. А самым древним инструментом принято считать древнегреческую кифару.

Струнные инструменты разделились по способу извлечения звука: на гитаре играли пальцами, на мандолине использовали пластинку плектр, на цимбалах играют специальными палочками, а на скрипке — смычком.

Георгий Родионов, сооснователь и Педагог по ударной установке школы музыки MuzTime

Больше интересных статей здесь: Музыка.

Источник статьи: Первые музыкальные инструменты.

  • Предыдущее: Обзор электрогитары Jackson JS11 Dinky: выглядит круто, стоит дешево, звучит как надо
  • Следующее: Выпускники французской «Фабрики звезд»

КСИЛОФОН

Динь-динь, тон-тон, Ксило-ксило-ксило-фон. Ксилофон на шкаф забрался, Он фламинго испугался. – Ты, фламинго, погоди! Клювом сильно не стучи, Лучше палочку возьми. И услышишь нежный звон. Просто чудо – ксилофон. «Ксилофон» в переводе с греческого означает поющее дерево. Первый ксилофон появился, возможно, тогда, когда первобытный человек ударил палкой по сухому дереву и услышал необычный звук. В настоящее время подобные простейшие ксилофоны находят в Африке, Азии и Южной Америке. В Европу его завезли странствующие музыканты.Ксилофон состоит из большого количества деревянных брусочков, издающих при ударе звуки разной высоты. Бруски изготавливают из клена, ольхи, ореха, иногда из палисандра. Располагают их на плетеном жгуте из соломы, рогожи или резины. Конструкция обычно устанавливается на столе, иногда под брусочками закрепляют резонаторы – полые металлические цилиндры. Звук ксилофона отрывистый, суховатый и щелкающий. Извлекается он с помощью «козьих ножек» – деревянных палочек с утолщениями на концах, похожих на ложки.Иногда вместо деревянных брусочков используют металлические. Это металлофон или вибрафон. У него все пластинки расположены на одном уровне, в то время как на ксилофоне бруски, соответствующие черным клавишам фортепиано, слегка приподняты. Вибрафон – сложная конструкция. Размещается он на специальном трехрамном столике-стенде, перемещаемом на четырех колесиках. Появился в США в начале XX в. Благодаря своему характерному тембру и большим виртуозным возможностям вибрафон широко используется в музыке.

СКРИПКА

Принято считать, что первый струнно-смычковый инструмент изобрел индийский (по другой версии – цейлонский) царь Равана, живший примерно пять тысяч лет назад. Вероятно, поэтому дальний предок скрипки назывался раванастрон. Он состоял из пустого цилиндра, сделанного из тутового дерева, одна сторона которого была обтянута кожей широкочешуйчатого водного удава. Струны делались из кишок газели, а смычок, изогнутый дугой, – из бамбукового дерева. Раванастрон сохранился и до настоящего времени у странствующих буддийских монахов.На профессиональной сцене скрипка появилась в конце XV в., а ее «изобретателем» был итальянец из Болоньи Гаспар Дуифопруггар. Самая древняя скрипка, изготовленная им в 1510 г. для короля Франца I, хранится в Нидергейском собрании в Аахене (Голландия). Своим теперешним видом и, конечно, звучанием скрипка обязана скрипичных дел мастерам итальянцам Амати, Страдивари и Гварнери. Высоко ценятся также скрипки мастера Маджини. Их скрипки, сделанные из хорошо высушенных и покрытых лаком пластинок клена и ели, запели красивее самых прекрасных голосов. На инструментах, изготовленных этими мастерами, и поныне играют лучшие скрипачи мира. Страдивари сконструировал до сих пор непревзойденную скрипку, имеющую богатейший тембр и исключительную «дальнобойность» – способность наполнять звуком огромные залы. Она имела внутри корпуса изломы и неровности, благодаря чему звук обогащался за счет появления большого количества высоких обертонов.Скрипка – самый высокий по тембру инструмент смычкового семейства. Она состоит из двух основных частей – корпуса и грифа, между которыми натянуты четыре стальные струны. Главное достоинство скрипки – певучесть тембра. На ней можно исполнять как лирические мелодии, так и ослепительные быстрые пассажи. Скрипка – самый распространенный солирующий инструмент в оркестре.

  • В начало
  • Назад
  • 3
  • Вперед
  • В конец

Домра

Прародительница балалайки, отличающаяся от нее конфигурацией деки. Широкое распространение инструмент получил в шестнадцатом веке. В наши дни домру активно используют калмыки и киргизы.

Классическая модель изделия оснащена тремя струнами, на которых играют с помощью медиатора. В звучании между балалайкой и домрой практически нет разницы. А вот по внешнему виду они слегка отличаются. Первая имеет треугольный корпус, а прародительница оснащена овальной декой.

Музыкантов, играющих на инструменте, называют домрачеями. Трехструнное изделие встречается в нескольких формах: пикколо (самая миниатюрная), малая, альтовая и басовая. Корпус домры и гриф создают из древесины. Обычно это клён или палисандр.

Гриф состоит из двух элементов: головки и шейки. В некоторых моделях создается цельным, в виде одной детали. Колки-валики, использующиеся для настройки звучания домры, прокручивают вручную. Их создают из металла, ранее брали твердую древесину.

Для изготовления струн применяют стальную проволоку, отличающуюся по толщине. История инструмента практически трагическая. Он был надолго забыт и воссоздан лишь в наше время. Сейчас домра является перспективным изделием, с огромным музыкальным потенциалом.

Интересные факты

На первый взгляд шуточный инструмент на самом деле известен и используется далеко за пределами России, а многие люди прославились благодаря виртуозной игре на черпаках. С ложками связаны некоторые интересные факты:

  1. В советские годы за неподражаемую игру артист хора имени Пятницкого В. Морозов получил звание Заслуженного артиста РСФСР.
  2. Британский музыкант-ложечник прославил группу UB40 виртуозной игрой, послушать которую собирались огромные залы и стадионы людей.
  3. В американских народных театрах, где показывали сценки из жизни чернокожих простолюдинов, исполнялась музыка на ложках.
  4. Музыкант группы Caravan Джефф Ричардсон играет на ложках, подключенных к электро-усилителю.
  5. В 1648 году по царскому указу по всей Москве были собраны скоморошьи деревянные ложки и сожжены на берегу Москва-реки.
  6. На старинных лубочных картинках сохранились изображения потомственных ложечников Парамошки и Савоськи.

Во второй половине прошлого века в стране активно проводились фестивали, в которых участвовали музыканты-ложкари. Сегодня это искусство стало менее популярным, но в народных ансамблях еще можно услышать, как звучат русские деревянные ложки.

Гусли и лебединый строй

Нередко гусли сравнивают с лебедями. В природе птицы летают упорядоченным строем. Также расположены и струны на гуслях — в строгом порядке звукоряда. В народе звончатые гусли обычно выполнялись именно в форме треугольника — именно так выглядит и птичий клин.

Мифологическая птица-лебедь, которую называют Острафиль (Острахвиль), выступает «старшей» в строе лебедей, ведущей за собой всю стаю

В ряде гуслей наиболее важное значение отдается нижней струне, в народе именуемой «басок». Она — точка отсчета и именно по настройке «баска» задается звуковой тон всех остальных струн.. Однако Острафиль — символ не самой крайней струны или начала настройки инструмента

Она — наиболее низкий звук диапазона. Как лебедь-мать мифологически могла привести к бурям и штормам, так грамотная настройка гуслей от самого низкого звука может создать всплеск музыки и неподражаемое звучание.

Однако Острафиль — символ не самой крайней струны или начала настройки инструмента. Она — наиболее низкий звук диапазона. Как лебедь-мать мифологически могла привести к бурям и штормам, так грамотная настройка гуслей от самого низкого звука может создать всплеск музыки и неподражаемое звучание.

Интересные факты и традиции

Со столовыми ложками связаны много интересных фактов:

  • Бурлаки носили ложку на головном уборе. Они закрепляли ее на кокарде. Когда бурлакам давали обед, они доставали ложку и использовали ее по назначению. После трапезы стряхивали, потом убирали на место.
  • Во время существования турецкого султаната был создан герб с изображением ложки по центру. Таким образом, султан давал янычарам понять, что они воюют за вознаграждение.
  • В Кембридже существовал обычай на протяжении многих лет, когда студенту, получившему самый низкий балл по математике, дарили деревянную ложку.
  • Сальвадор Дали использовал этот столовый прибор, когда засыпал. Он держал его в руках на весу, а, когда засыпал, ложка падала, Дали вскакивал и зарисовывал то, что ему приснилось.
  • На территории Шотландии долгое время существовала примета, связанная со столовым прибором. Мать смотрела, какой рукой ребенок впервые возьмет ложку. Если он делал это левой рукой, то мать начинала плакать, так как примета гласила, что счастья ребенку не видать.
  • Французы придумали прибор с дыркой по центру, таким способом они предлагали жителям страны худеть.
  • Известно, что на протяжении XVIII века для аристократов изготавливали приборы из алюминия. Тогда алюминий ценили выше, чем драгоценные металлы.

Сообщение
появились сначала на
.

Из истории происхождения названий музыкальных инструментов и музыкальной терминологии в русском языке

И.Эшматова

ИЗ ИСТОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ НАЗВАНИЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ И МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Ключевые слова: музыкальная культура, древнейшие образцы музыкальных инструментов, история их происхождения, памятники музыкальной культуры.

В хранилищах мировой научно-исторической литературы очень мало сохранены древнейшие письменные памятники, повествующие о происхождении и истории музыкальной культуры народа и содержащие конкретные сведения об эволюции и динамике народных инструментов музыкальной культуры.

Важнейшими источниками, из которых можно черпать более полные сведения о народных музыкальных инструментах и особенно их бытовании в далекие от нас времена, являются письменные памятники — летописи, административно-духовные документы; памятники изобразительного искусства — миниатюры, фрески, иконы; устное народное творчество — былины, песни, сказки, пословицы и т.п. Первые два вида источников — письменные и иконографические — могут подтвердить, какие инструменты и в какое время существовали и таким образом позволяют уточнить относительную датировку их происхождения . Памятники устного народного творчества позволяют выяснить степень популярности инструмента и в известной мере определить территорию его

; УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ )- 91 —

распространения. В ряду письменных памятников XVI-XVII столетий особое место занимают различного рода документы (грамоты, послания), в которых имеются сведения о разных инструментах, их бытовании, музыкально-исполнительской практике. К древним летописным памятникам и житийной литературе присоединяются такие важные источники, как Стоглав, Домострой, Дворцовые разряды, азбуковники и т.д.

О времени появления названий инструментов не существует однозначных данных, так как указанные в источниках даты иногда не являются точными.

Развитие музыкальной культуры русского народа привело к появлению новых терминов в словарном составе русского языка, поскольку многие слова народной культуры с течением времени уходили постепенно в пассивный запас слов.

Исчезли из употребления наименования — шарманка, пыжатка, било, сопель, волынка, гусли и др. В словарном составе русского языка функционируют различные исконно русские и заимствованные из различных языков слова.

Изучая историю происхождения музыкальных инструментов, важно проследить и процесс становления самих терминов. Г.Шухардт в связи с этим утверждал, что вещь нельзя отрывать от слова

«Прогресс может быть достигнут лишь при том условии, что исследование вещей и исследование слов будут идти совместно…; они должны проникать друг в друга, переплетаться и приводить к результатам» (1,51).

Эту версию выдвигает А.Агажанов в книге «Русские народные музыкальные инструменты». В книге И.И.Срезневского «Материалы для словаря древнерусского языка» приводятся примеры со словом «ГОСЛЬ = ГЖСЛЬ (гусли), которое употребляется большею частью во множественном числе — госли: — Се бе сказа гусли и прегудница песни.

Книга Бытш — IV или Прш меть проочскую гоусль. Жто

Дам. (Mumie св.Дама на XV век)». Это доказывает длительную историю становления этого инструмента (1X-X1V вв.) (2,610).

Сведения письменных памятников утверждают, что название инструмента «волынка» появилось лишь спустя некоторое время. В XVI веке появилось название инструмента «козица», а «волынка» появляется в годы царствования Ивана IV Грозного. Широкое распространение данный термин в России получил в XVIII веке.

В конце средних веков уд был занесен маврами в Испанию и Сицилию, откуда в XIV веке под названием «лютня» был распространен в странах Запада, а позднее Восточной Европы.

В России этот инструмент и его название известны с XVIII века.

Термин «цевница» вызывает до сих пор много споров. Одни говорят, что «цевница» и «кувички» являются одним и тем же музыкальным инструментом, носившим в разное время различные наименования. К.Вертков указывает, что «в течение длительного времени пользовались хождением два самостоятельных однозначных термина: устный народный — «кувиклы» или «кувички» и книжный —

Рубель

Ударный инструмент, относящийся к одним из самых древних изделий. Наши предки создавали их из подручных материалов: дерево, кожа, кости, металл. Им приписывали волшебную силу и порой использовали для связи с духами. Ударные инструменты, характеризующиеся отсутствием звукового ряда, имеют большие выразительные возможности. Поэтому находят широкое применение в народной музыке.

Рубель или пральник – это предмет домашнего обихода. В старинные времена девушки применяли его для разглаживания белья после стирки. Вещи вручную отжимали, наматывали на скалку и раскатывали ребраком. В итоге даже плохо выстиранное бельё приобретало белоснежный оттенок. Отсюда и появилась в народе пословица: «Не мытьём, так катаньем».

Рубель представляет собой пластину из древесины твердых пород, оснащенный на конце ручкой. С одной стороны пральник был идеально гладким, с другой имел ребристую поверхность. В разных регионах изделие отличалось по форме или декоративным элементам.

Например, во Владимирской губернии, рубели украшали геометрической резьбой и были необычайно длинными. На речке Мезень их делали широкими, слегка расширяющимися к низу. В Ярославской области, помимо геометрической резьбы, пральник порой декорировали объемными фигурами. Иногда ручка рубеля была полой, внутрь нее помещали горошины или иные мелкие элементы. При раскатывании они издавали дополнительный шум.

Для создания пральников используют исключительно твердую древесину лиственных пород: рябина, дуб, клён и т.д. Порой местные умельцы брали для работы отходы от деревянных досок, вручную либо на станке их обрабатывали. Торцы изделия опиливают, острые грани закругляют с помощью напильника. Затем на нижней поверхности проводят нарезку валиков.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Росспектр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: