Строение дыхательной системы человека (окружающий мир 3 класс)

Слайд 10Ход работы:1. Определить количество дыхательных движений в состоянии

покоя, для этого в течении 30 с просчитайте их число .Определите время задержки дыхания на вдохе в положении сидя. Испытуемый в течении 2-3 мин в положении сидя спокойно дышит, а затем по команде после обычного выдоха делает глубокий вдох и задерживает дыхание сколько может, зажав при этом нос. Экспериментатор, пользуясь часами, определяет время от момента задержки дыхания до момента его возобновления. Результат фиксируется.Проделайте 20 приседаний за 30 с и вновь определите время задержки дыхания на вдохе.Отдохните ровно 2 мин и повторите п. 1.Определить количество дыхательных движений в состоянии покоя, для этого в течении 30 с просчитайте число вдохов и выдохов.

Трахея

Продолжаем рассматривать, какие органы относятся к дыхательной системе.

Изучим, что представляет собой трахея. Этот орган имеет вид трубки длиной 11-13 сантиметров и состоит из 16-20 хрящей. Позади него тянется пищеварительный тракт. Полукольцевые хрящи дыхательной системы защищают и трахею, и пищевод.

Внутренняя поверхность трахеи выстлана мерцательным эпителием — клетками с ресничками, необходимыми для создания тока слизи из органов дыхательной системы. Так достигается удаление мелких частичек пищи, пыли и бактерий, попавших внутрь. Инородные частицы могут раздражать рецепторы, расположенные на всей поверхности дыхательных путей, вызывая врожденный рефлекс — кашель.

Трахея обеспечивает нагрев и увлажнение воздуха для защиты органов дыхания дыхательной системы от переохлаждения. Это особенно актуально в холодное время года. При различных заболеваниях слизистая оболочка органов дыхания воспаляется. В результате вырабатывается большое количество слизи, а у человека появляется кашель. Чем дольше длится воспаление, тем опаснее для больного. Именно поэтому своевременное лечение так необходимо.

Далее учитель может попросить своих учеников: «Перечислите органы дыхательной системы, составляющие нижние дыхательные пути».

Типы дыхания

Человек может дышать посредством напряжения разных участков туловища. В зависимости от этого различают два типа дыхания:

  1. Грудное. Этот тип характерен для женщин, так как их организм предназначен для вынашивания ребенка. Это препятствует свободному дыханию животом. При грудном дыхании расширение легких возникает за счет расширения и поднятия грудной клетки. Эти движения вызываются сокращением межреберных мышц.
  2. Брюшное. Этот тип больше свойственен детям и мужчинам. При этом наблюдается сокращение мышц диафрагмы и выпячивание брюшной полости. Диафрагма при вдохе выпрямляется, что увеличивает давление на внутренние органы живота. Мышцы пресса расслабляются, давая животу выдвинуться вперед. Диафрагма становится куполообразной, сжимая легкие и снижая давление на брюшную полость. Одновременно с этим пресс напрягается, втягивая живот.

Также существует смешанный тип дыхания, при котором можно наблюдать и расширение грудной клетки, и выпячивание живота. Очень часто это можно наблюдать у спортсменов.

Популярные темы сообщений

  • Балалайка инструмент

    Одним из известных музыкальных инструментов, который является символом широкой талантливой души русского человека, является балалайка. Для представителей России этот предмет не представляет ничего необычного. Однако иностранцы с недопониманием

  • Животные и их детеныши

    Лошадь стала домашним животным порядка 7000 лет назад. Раннее, существовал предок лошади — тарпан. На сегодняшний день, все тарпаны вымерли, и ученые пытаются вернуть этот вид в природу с помощью лошади.

  • Шляпочные грибы

    В современном мире известно почти 100 000 разновидностей грибов. Грибы могут быть одноклеточными, но основную массу составляют многоклеточные. Отдельную группу среди многоклеточных грибов составляют шляпочные грибы. Название свое шляпочные

  • Загадки Египетских пирамид

    Пирамиды Древнего Египта – величественные сооружения, ставшие символом не только Египта, но и целой эпохи. Секрет их постройки до сих пор ставит в тупик историков и архитекторов. Сейчас, когда человечество придумало мощную технику,

  • Шалфей

    Родиной шалфея является территория Средиземноморского побережья. Это красивая цветущая трава является частью семейства яснотковых. Шалфей является эфиромасличным травянистым растением. Произрастает на солнечных склонах и лугах,

Чем дышат рыбы?

Дыхание рыб. Рыбы дышат кислородом, растворенным в воде. Органы дыхания у рыб — жабры, состоящие из множества лепестков, с кровеносными сосудами. Количество жаберных лепестков у каждого вида рыб разное. Так, например, у окуня она в 30 раз больше чем у других. Наблюдая за поведением рыбы в воде, можно заметить, что рыба то открывает, то закрывает рот, тоже самое происходит и с жабрами, если жабры открываются – рот у рыбы закрывается, и наоборот. Таким образом, рыба, заглатывая воду, закрывает рот, вода проходит в жаберную полость и через жаберную щель вытекает наружу. Именно кровеносные сосуды жаберных лепестков и служат рыбе для обогащения крови кислородом. Оглавление

— Чем дышат рыбы ↓ — Когда усиливается клев рыбы? ↓

Сравнительная анатомия

У простейших и кишечнополостных дифференцированные органы дыхания отсутствуют, и дыхательный газообмен происходит по всей поверхности тела (диффузное дыхание). Усложнение обменных процессов и повышение их интенсивности у многоклеточных организмов приводит к возникновению органов дыхания различной сложности. В зависимости от образа жизни животных, обитания в водной или воздушной среде у них развиваются специализированные органы внешнего дыхания: для водной среды — жабры, для воздушной — трахея и легкие.

У низших хордовых и позвоночных животных жабры возникают в тесной связи с передней частью кишечного тракта, так наз. головной кишкой, и через жаберные щели сообщаются с окружающей средой. У рыб имеется от 5 до 14 пар жаберных щелей. Многочисленные жаберные лепестки, являющиеся выростами слизистой оболочки, имеют большую поверхность соприкосновения с водной средой, располагаясь по краям жаберной щели на жаберных перегородках. Весь жаберный аппарат имеет общую жаберную полость, защищенную жаберной крышкой. К жабрам подходят парные жаберные артерии (ветви брюшной аорты), несущие венозную кровь. Они разветвляются в жаберных лепестках на обильную сеть капилляров, через стенки которых происходит газообмен крови и из слияния которых образуются выносящие жаберные артерии, вливающиеся в спинную аорту.

У наземных позвоночных животных и человека зачатки жаберных щелей и дуг имеются лишь в зародышевом состоянии, затем они частично редуцируются, а составляющие их ткани идут на построение других органов, являясь в случае дисэмбриогенеза (см. Эмбриональное развитие) основой различной патологии (бранхиогенная киста и др.). У амфибий органы воздушного дыхания несовершенны и дополняются жабрами для водного дыхания. Важная роль в осуществлении дыхательной функции у амфибий принадлежит коже, снабжаемой венозной кровью от легочной артерии, а также слизистой оболочке ротовой полости, имеющей обширную складчатость. Дальнейшее усложнение органов Д. с. происходит у рептилий, у которых гортань, трахея, главные и иногда вторичные бронхи имеют хрящевой скелет. Из рептилий наиболее развитые легкие имеют крокодилы и черепахи. У птиц структура внутрилегочных воздушных путей усложняется: расширенный главный бронх продолжается в вентральные и спинные бронхи второго порядка, они продолжают ветвиться на бронхи третьего порядка — парабронхи, которые, соединяясь анастомозами друг с другом, образуют сеть воздухоносных путей, а разветвляясь формируют значительное количество бронхиол с ячеистыми стенками. У млекопитающих происходит дальнейшее усложнение строения легких и воздухопроводящих путей, по к-рым воздух достигает места газообмена — легочных пузырьков (ацинусов). Газообмен через кожу и жел.-киш. тракт у них несуществен, составляя лишь 1 — 2% общего объема газообмена.

Механизм дыхательных движений

Газообмен в легких происходит в результате ритмичных дыхательных движений – вдоха и выдоха, непрерывно следующих один за другим. У взрослого человека происходит 16 — 18 дыхательных движений в минуту. Легкие не содержат мышечной ткани, и дыхательные движения совершаются с помощью межреберных, грудных мышц и диафрагмы.

При вдохе происходит увеличение объема грудной полости за счет поднятия ребер (сокращение наружных межреберных мышц) и опускания диафрагмы. В плевральной полости возникает отрицательное давление, поэтому одновременно с увеличением объема грудной клетки расширяются и легкие. Давление в них становится ниже атмосферного, и воздух по дыхательным путям устремляется в легкие.

Глубокий вдох происходит за счет дополнительного сокрашения мышц шеи, плечевого пояса и грудных мышц.

При выдохе объем грудной клетки и легких уменьшается вследствие расслабления наружных межреберных мышц, опускания ребер и подъема купола диафрагмы. Давление в альвеолах возрастает, и воздух выходит по дыхательным путям из легких.

Глубокий выдох происходит за счет сокращения внутренних межреберных, грудных мышц и мышц живота.

Для акта дыхания очень важно состояние легочной ткани, которая обладает эластичностью, т.е. легочная ткань оказывает определенное противодействие растяжению

При растяжении легочная ткань стремится вернуться в исходное состояние. Поэтому в противоположность давлению, которое оказывает воздух на стенки легких, растягивая их, легкие развивают противодействующую силу, которая тем больше, чем больше растяжение легкого.

Максимальное количество воздуха, которое можно выдохнуть после глубокого вдоха, называется жизненной емкостью легких. Она равна 3500 — 4800 мл. у мужчин и 3000 — 3500 мл у женщин. У физически тренированных лиц она достигает 6000 — 7000 мл.

Читайте: Птицы как один из классов животных #30

Дыхательная релаксация (по методу М.А. Лазарева)

Михаил Львович Лазарев
окончил Магнитогорское музыкальное училище им. Михаил Лазарев окончил
Магнитогорскую музыкальную академию имени М.И. Глинки по классу хорового
дирижирования и 2-й Московский медицинский институт. Н.И. Пирогов. В настоящее
время М.Л. Лазарев является действительным членом Академии педагогических и
общественных наук, доктором медицинских наук, профессором Международной
академии наук и искусств, заведующим лабораторией санитарного просвещения детей
Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии
Росздрава.

М.Л. Лазарев — основоположник
идеи дородового (пренатального) образования в России. В 1984 году открыл первую
школу пренатального образования при клинике медицины и физической культуры № 4
г. Москвы. Автор методики музыкального развития плода «Сонатал» (от
латинского sonus — звук, натал — рождение, музыка рождения), рекомендованной
Минздравсоцразвития России. Этот метод используется в России и за рубежом с
1983 года.

М.Л. Лазарев написал более
1000 детских песен в созданном им жанре «Музыка детства и
материнства».

Программа
«Здравствуйте» М.Л. Лазарева разработана на основе современных
научных подходов к обучению детей дошкольного возраста в рамках существующих
образовательных стандартов. Практическое преподавание программы
«Здравствуйте» основано на принципах концепции «Здоровье
здоровых». Целью программы «Здравствуйте» является поддержка
педагогов и родителей в организации оздоровительной работы с детьми дошкольного
возраста, направленной на развитие навыков ведения здорового образа жизни.
Программа и методические рекомендации разработаны на основе современных
подходов к обучению детей дошкольного возраста.

Материал программы включает в
себя не только оздоровительные, но и познавательные элементы, способствующие
формированию личности ребенка. Важную роль в программе играет музыка, которая
впервые в педагогической литературе по санитарному просвещению не является
дополнительным материалом, а составляет неотъемлемую основу всего курса.

Метод расслабления дыхания:
«Ложись на спину… Закрой глаза… Представь, что ты вдыхаешь запах
цветка… Нежный аромат цветка… Попробуй вдохнуть его не только носом, но и
всем телом… Кожа на ногах, животе, руках, голове… Вдох, выдох… Тело
превращается в губку… При вдыхании он всасывает воздух через все поры кожи,
при выдохе воздух просачивается наружу. Вдохни, выдохни… Ты хорошо
отдохнул… Тело заряжено энергией… Считаю до пяти… Когда я досчитаю до
пяти, открой глаза. Открой глаза. Свежесть в теле… Счастье… «Хороший
юмор».

Список литературы

  1. Афангасьев П.А. Школа йоги… Восточные методы психофизического самосовершенствования. — Минск: Полимия, 1994 . — 155 s: Ил. (Для здоровья и долголетия).
  2. Ермолаев О.Я., Сергиенко В.П. Основы трехфазного дыхания. — М.: Знания, 1994 — Новое в жизни, науке и технике. Серия «Физическая культура и спорт»; № 1).
  3. Онучин М.А. Сделай глубокий вдох! Дыхательная гимнастика / Н.А. Онучин. -Закон. -Сова, 2002. -155 с.
  4. Пар Y. ABC дыхание / Пер. с ним. И.Н. Громыко. — Минск: Полимия, 1984; -47с: Ил.
  5. Ахмаева И.В. Контроль и самоконтроль в физической культуре. Методические рекомендации / И.В. Ахмаева, И.Л. Лукашкова, Т.Е. Старовойтова. — Могилев: Московский государственный университет им. А.А. Кулешова, 2004. — 32 с.
  6. Старовойтова Т.Е. Дыхательные упражнения для студентов специальной медицинской группы // Методические рекомендации. — Могилевский педагогический институт. Могилев А.А. Кулешов: Моги-Левский педагогический институт, 1992 г. — 14с.
  7. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе: подготовка студентов вузов. — М.: Гуманит. Опубликовано Центром «ВЛАДОС», 2004. -448 с.

Функции дыхательной системы человека

Дыхание человека можно разделить на три этапа: внешнее дыхание, транспортировку кислорода к тканям и органам с током крови и удаление вредных веществ из них, усвоение клетками кислорода и питательных веществ.

Внешнее дыхание человека осуществляется за счет дыхательных движений, а именно вдоха и выдоха. Вдох представляет собой активный процесс, осуществляемы за счет инспираторных дыхательных мышц, основной мышцей при этом является диафрагма. Также во время вдоха работают косые межреберные мышцы и внутренние хрящевые мышцы.

При вдохе за счет расширения грудной клетки объем легких увеличивается пассивно, давление снижается по отношению к атмосферному, что дает возможность воздуху проникать в них. Воздух первоначально попадает в носовую полость, затем поступает в гортань. Эпителий носовой полости задерживает пылевые частицы, инородные тела.

Гортань человека находится в передней области шеи и соединяется с подъязычной костью и переходить в трахею. Справа и слева находятся две доли щитовидной железы. Гортань не только участвует в акте дыхания, но и является органом голосообразования.

Трахея является трубкой, которая состоит из хрящевых полуколец и на уровне 5-го грудного позвонка распадается на два бронха. Каждый главный бронх распадается на побочные бронхи и образует так называемое «бронхиальное дерево». Заканчиваются побочные бронхи альвеолой или бронхиальными пузырьками, в которых происходит газообмен. Альвеол в организме может быть очень много, до нескольких миллионов с большой суммарной площадью.

Количество альвеол в организме человека достигает 700 млн, а их суммарная площадь составляет 160 м2.

Газообмен на уровне легких идет непрерывно и реализуется методом простой диффузии, происходящий за счет разницы парциального давления газов.

Регуляция дыхания происходит на нескольких уровнях. Спинальный дыхательный центр расположен на уровне спинного мозга, он посылает импульсы к диафрагме и межреберным мышцам.

Центральный механизм дыхания генерирует дыхательный ритм, который находится в продолговатом мозге и обладает свойством автоматизма. Такой отдел дыхательного центра регулирует дыхание в состоянии покоя.

Следует также отметить тот факт, что отклонение от нормального дыхательного ритма сопровождается изменениями со стороны всех органов и систем органов. Изменение частоты дыхания влечет за собой изменение частоты сердечных сокращений и дестабилизирует артериальное давление.

Таким образом, дыхательная система обеспечивает организм необходимым количеством кислорода и участвует в газообмене, а также выведении токсичных соединений из организма. Поступая по воздухоносным путям, воздух согревается, частично очищается, транспортируется в легкие. В них происходят основные процессы газообмена между тканью альвеолы и капиллярами. В крови содержатся эритроциты, которые включают гемоглобин или сложный белок, способный присоединить молекулы кислорода и соединения углекислоты. Кровь захватывает кислород с помощью гемоглобина и эритроциты разносят кислород к органам и тканям.

Кислород из легких высвобождается постепенно, а его место занимает углекислый газ. а такого газа возможно отравление. При его высокой концентрации организм может отравиться.

Что такое дыхательная гимнастика?

Дыхательная гимнастика — это комплекс упражнений, направленных на развитие и укрепление дыхательной системы организма. Назначается в терапевтических и профилактических целях. Гимнастика широко применяется в составе комплексной терапии при лечении заболеваний, а также для общего оздоровления у детей дошкольного и школьного возрастов.

Упражнения на дыхание способствуют профилактике простудных заболеваний и бронхитов, восстановлению после воспаления легких и укреплению иммунитета ребенка. Развитие дыхательной системы повышает выносливость организма во время физической активности и улучшает работу мозга.

При регулярном проведении занятий объем легких увеличивается и укрепляется дыхательная мускулатура. У людей, страдающих от бронхиальной астмы, снижается частота приступов.

Жизненная емкость легких

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) включает 3 компонента: дыхательный объем; резервный объем вдоха; резервный объем выдоха.

При обычном дыхании человек вдыхает и выдыхает около 500 мл воздуха, что составляет дыхательный объем. После спокойного вдоха человек может еще вдохнуть примерно 1500 мл воздуха (резервный объем вдоха). После спокойного выдоха человек может еще выдохнуть около 1500 мл воздуха (резервный объем выдоха). ЖЕЛ определяют с помощью прибора спирометра.

После максимального выдоха в легких (альвеолах) остается около 1200 мл воздуха (остаточный объем). Уменьшение объема альвеол при выдохе не приводит к их спадению (слипанию) благодаря сурфактантам – поверхностно активным веществам (смесь белков и фосфолипидов), смачивающим альвеолы изнутри, поэтому легкие полностью не спадаются и находятся в расправленном состоянии.

Читайте: Пресмыкающиеся как один из классов животных #29

Рекомендации по проведению

Основные рекомендации по проведению для всех возрастных групп:

  • Занятия по дыхательной гимнастике бодрят организм, поэтому проводить их перед сном не желательно.
  • Выполнять упражнения на голодный желудок может быть опасно — возможны головокружения. При этом сразу после еды проводить гимнастику также не стоит, чтобы избежать проблем с пищеварением. Оптимальное время — через час после приема пищи.
  • Проведение гимнастики обязательно происходит на свежем воздухе. Если нет возможности выйти на улицу, необходимо хорошо проветрить помещение.
  • В комнате, где проводятся занятия, не должно быть пыли, которую вдохнут дети.
  • Желательно, чтобы одежда была свободной и не сдавливала грудную клетку и живот.
  • Для детей возраста два-три года подойдет комплекс из одного-трех занятий, протяженностью не более 10-ти минут. В силу возрастных особенностей они не смогут заниматься дольше и могут отвлечься вскоре после начала выполнения.
  • Чтобы привлечь к выполнению дошкольников, следует проводить гимнастику в форме игры. Также можно предлагать детям понюхать цветы или угадать, какой запах появился в воздухе.
  • Тело во время занятий должно быть расслабленным, мышцы шеи, рук и груди не напряжены.
  • При вдохе и выдохе щеки не должны надуваться (исключением являются игровые упражнения для младшего возраста). За этим можно проследить, приложив к ним руки.

Нос – орган дыхания

Нос человека одновременно нагревает воздух, очищает его от примесей и большинства микробов, увлажняет его. Полость носа – это не просто канал для воздуха, а настоящий лабиринт со множеством ответвлений, закоулков и узких проходов. Такое извилистое строение носа придает струе воздуха вихревое движение. Благодаря этому вдыхаемый воздух успевает нагреться до 37 градусов (через стенки носа проходят многочисленные кровеносные сосуды, протекающая по ним горячая кровь быстро согревает холодный воздух, поэтому даже морозным днем воздух в легкие поступает уже согретым) (рис. 6).

Рис. 6. Вдыхаемый воздух согревается (

В носовой полости есть волоски, которые работают как воздушный фильтр (рис. 7).

Рис. 7. Волоски носовой полости задерживают инородные тела (Источник)

Они задерживают пыль, пыльцу растений и другие вредные вещества, ну а если инородным веществам удалось миновать этот заслон, их встретит второй сторожевой пост – слизистая оболочка. Верхние дыхательные пути покрыты гелеобразной липкой жидкостью – слизью, которая ответственна за постоянное увлажнение воздуха и защиту легких от попадания в них инородных тел (рис. 8). Слизистая оболочка имеет надежного помощника – реснички.

Рис. 8. Слизистая оболочка задерживает инородные вещества (Источник) Рис. 9. Реснички толкают загрязненную слизь к глотке (Источник) Рис. 10. Инородное тело уничтожается соляной кислотой желудка (Источник)

Они все время изгибаются (15 раз в секунду), словно трава под ветром. Как только на них попадает инородное тело, они начинают толкать слизь с налипшей на нее грязью к глотке (рис. 9), срабатывает глотательный рефлекс, и инородное тело попадает в желудок, где уничтожается соляной кислотой, которую вырабатывает желудок (рис. 10). Или же инородное тело может вывестись наружу в процессе кашля или чихания, тогда происходит резкий выброс воздуха вместе с инородным телом (рис. 11).

Рис. 11. Чихание ()

Струя воздуха во время чихания или кашля может достигать огромной скорости – от 100 км/ч до 160 км/ч.

Глотка и гортань

Какие органы дыхательной системы существуют у человека?

Один из них — глотка. Это небольшая трубка, соединяющая нос, рот, гортань и пищевод. Она делится на три области: носоглотку, ротоглотку и гортанную.

В области глотки располагаются миндалины. Это лимфатические образования, защищающие человека от инфекций. Они являются преградой на пути проникших в организм микробов. Поэтому заболевания легких (например, пневмония) являются редким явлением. Чаще человека сопровождают обычные насморк и кашель.

Миндалины расположены на небе, рядом с глоточным отверстием слуховых труб, на задней поверхности носоглотки, в задней части языка. Они образуют глоточное кольцо. Воспаление миндалин в обиходе называют ангиной. При возникновении хронического тонзиллита (медицинское название заболевания) в некоторых случаях удаляют миндалины. Такие действия могут помочь в лечении недуга, но после операции уже ничто не уберегает органы дыхательной системы от микробов.

Глотка является мышечным органом, способствующим глотанию. Она перекрывает носовую полость во время продвижения пищи. Именно в глотке происходит перекрещивание дыхательных путей с желудочно-кишечным трактом.

Гортань состоит из подъязычной кости и девяти хрящей:

  • трех непарных — перстневидного, щитовидного и надгортанного;
  • трех парных — черпаловидного, рожковидного и клиновидного.

Роль непарных хрящей:

  • щитовидный у мужчин образует кадык;
  • надгортанный — это основной хрящ для закрытия дыхательных путей от попадания пищи;
  • перстневидный составляет основу гортани и участвует в образовании двух суставов, необходимых для звукообразования.

Голосовые складки соединяются с черпаловидным и щитовидным хрящами. Также они связаны с мышцей, обеспечивающей их сужение и расширение. Голосовые складки могут в разной степени быть вовлеченными в колебания при звукообразовании (от полной вибрации до небольших колебательных движений).

Над гортанью расположена щитовидная железа.

Значение дыхательной системы

Возможность людей разговаривать в значительной степени основывается на правильной работе дыхания.

Эта система также играет роль при проведении терморегуляции организма. В зависимости от конкретной ситуации это даёт возможность до нужной степени повышать или понижать температуру тела.

С дыханием кроме углекислого газа выводятся также и некоторые другие отходы жизнедеятельности человеческого организма.

Таким образом человеку даётся возможность различать различные запахи, вдыхая воздух через нос.

Благодаря этой системе организма, осуществляется газообмен человека с окружающей средой, снабжение органов и тканей кислородом и выведение отработанного углекислого газа из человеческого тела.

Органы дыхания

К ним относят дыхательные пути (носовая и ротовая полости, носоглотка, ротоглотка, гортань, трахея, бронхи) и лёгкие. В процессе дыхания воздух вначале поступает в носовую либо ротовую полость. Полость носа застлана слизистой оболочкой, состоящей из мерцательного эпителия. Его реснички перемещают пыль в ротовую полость, где она удаляется. Слизь, выделенная бокаловидными клетками мерцательного эпителия, увлажняет и обеззараживает воздух. Слизистая оболочка пронизана кровеносными сосудами.

Воздух, проходящий через носовую полость, согревается кровью. Здесь же он очищается и увлажняется. Из носовой полости воздух через носоглотку и ротоглотку переходит в гортань. Гортань – хрящевое образование, соединённое связками и мышцами, расположено в верхней части шеи. В гортани присутствуют голосовые связки с голосовой щелью. При разговоре человека струя воздуха колеблет голосовые связки, и появляется звук. В формировании голоса и речи играют роль ротовая и носовая полости, язык, губы и челюсти. Гортань принимает участие в передвижении воздуха и образовании голоса. Далее из гортани воздух попадает в трахею.

Трахея представляет собой трубку длиной 10–15 см. Состоит из хрящевых полуколец. Такое строение трахеи позволяет ей не спадать при вдохе и не задерживать воздух при движениях шеи. Задняя стенка трахеи мягкая, поэтому она не образует препятствий при прохождении пищи по пищеводу. Нижняя часть трахеи подразделяется на два главных бронха.

Бронхи входят в лёгкие и там ветвятся, так образуется бронхиальное дерево. Крупные бронхи разделяются на более мелкие и оканчиваются лёгочными пузырями – альвеолами.

Органы дыхательной системы человека

Вдох и выдох осуществляется за счет работы мышц. Увеличение объема грудной клетки осуществляется при помощи диафрагмы — мышечной «перегородки» — орган дыхания  между грудной частью тела и брюшной полостью.

Система дыхания человека состоит из органов:

Воздухоносные пути: носовая полость → носоглотка → гортань → трахея, бронхи; легкие.

Основными органами дыхательной системы человека считаются бронхи и легкие, но но у носовой полости тоже очень существенные функции:

— фильтрация вдыхаемого воздуха — волоски в носовой полости задерживают частички пыли;

 — защита от микробов — с этим справляется слизистая оболочка носа;

 — согревания воздуха — в носовой полости много сосудов и капилляров.

Эта часть дыхательной системы человека подготавливает воздух для поступления его в основную часть — бронхи и легкие.

Гортань — разделяет воздухоносные и пищеварительные пути, непосредственно участвует в образовании звука ( голоса).

Это широкая трубка, состоящая из хрящей, со стороны глотки гортань прикрыта подвижным ( закрывает дыхательный пути при проглатывании пищи) надгортанником, который закрывает дыхательный путь.

Основные органы дыхания — бронхи и легкие.

Бронхи

Трахея — хрящевое образование, состоящее из 15-20 полуколец, задняя стенка которой ( та, которая ближе к пищеводу) образована мягкой соединительной и гладкой мышечной тканью.

Далее трахея ветвится на два бронха — они тоже образованы хрящевыми кольцами, а их многочисленные разветвления — бронхиолы ( все это похоже на ветки дерева).

В состав бронхов входит помимо хрящевой ткани — благодаря ей они держат форму (бронхи часто называют «скелетом» легких), мышечная ткань и слизистая оболочка.

Основная функция бронхов в дыхательной системе человека — проведение вдыхаемого воздуха от трахеи к альвеолам — бронхи входят в легкие.

Дополнительно, бронхи очищают этот воздух. Когда человек кашляет — удаляются крупные частицы — примеси в воздухе.

Легкие человека

Тоже состоят из двух частей — левого и правого.

Основная функция легких в дыхательной системе человека — газообмен между кровью и внешней средой.

Специальная оболочка —плевра — покрывает легкие, защищая их.

Плевральная полость заполнена жидкостью, уменьшая трение при вдохе — выдохе. В полости давление воздуха выше атмосферного. Такое «отрицательное» давление поддерживает форму легкого, не дает ему спасться и поддерживает вентиляцию.

Воздух поступает в бронхи, которые «вплетены» в легкие через бронхиолы, которые переходят в альвеолы и альвеолярные пузырьки.

Функция этих пузырьков — увеличение площади поверхности для поглощения большего количества кислорода. Их количество — около 700 млн (!!!)

Альвеолы оплетены кровеносными капиллярами, итого получается значительная площадь поверхности, которая осуществляет газообмен.

И последний орган дыхания человека —

кожа

Этот орган имеет площадь приблизительно 2 м2. Огромное количество пор на коже и подходящая к ней сеть кровеносных сосудов помогают осуществлять функцию дыхания.

Т.о., дыхательная система человека включает в себя несколько органов, основная функция которых  — получение кислорода и выделение газообразных продуктов метаболизма.

Гигиена дыхания

Гигиена дыхания – комплекс условий, направленных на нормальное функционирование дыхательной системы.

Этому способствуют: вентиляция рабочей зоны на производстве, влажная уборка помещений, прогулки на свежем воздухе, занятия физическими упражнениями на свежем воздухе, дыхательная гимнастика, использование марлевых повязок или респираторов при работах, связанных с повышенным загрязнением воздуха.

В случае нарушения гигиенических правил развиваются заболевания: бронхит, пневмония, туберкулез и др. Основной путь передачи этих заболеваний – воздушно-капельный (при чихании, кашле, разговоре с больным человеком); иногда возбудители заболеваний попадают с пылью.

Отрицательное действие на дыхательную систему оказывает курение. Никотин вызывает хронические воспалительные процессы в легких и бронхах, что затрудняет дыхание и газообмен. Табачный дым содержит канцерогенные вещества (бензопирен), способствующие возникновению рака легких. У курящих людей часто развивается туберкулез легких.

Отрицательное действие на дыхательную систему оказывает отравление угарным и бытовым (пропан-бутановой смесью) газами у пострадавших появляется головная боль, рвота, судорги, потеря сознания. При прекращении дыхания через 4 — 5 мин происходит гибель клеток головного мозга.

В случае потери сознания и остановки дыхания необходимо применить искусственное дыхание. При искусственном дыхании частота поступления воздуха в рот или нос пострадавшего должна составлять 16 — 18 раз в минуту. В выдыхаемом воздухе содержится 16% кислорода (достаточно для обеспечения газообмена) и 4% диоксида углерода (гуморальная стимуляция дыхательного центра).

Источники информации
1. Биология для абитуриентов. Авторы: Давыдов В.В. , Бутвиловский В.Э. , Рачковская И. В. , Заяц Р.Г.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Росспектр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: