Государственные и политические деятели
Рюрик – князь варяжских племён, о котором слагались легенды. В 862 году он был приглашён править в Новгород, с братьями, Трувором и Синеусом, ставшими правителями и Белоозере и Изборске. Когда братья умерли, Рюрик единолично возглавил Северную Русь.
Александр Невский – легендарный полководец, Великий князь земли Новгородской. Непревзойдённый военачальник, сумел разгромить войска тевтонских и шведских рыцарей. Благодаря действиям князя, Россия начала существовать как государство, основывающееся на своих культурных и исторических традициях.
Пётр I – первый в истории император Российского государства, внедривший много реформ. Построил флотилию, основал город Петербург. Расширил территорию страны, путём введения в неё Прибалтийских земель. Был новатором и пытался приблизить Россию к европейским стандартам своего времени.
Владимир Ильич Ленин – теоретически обосновал и развил социалистическую и коммунистическую модели общества. Написал множество трудов об устроении государства нового типа. Известен, как вождь пролетариата. Основатель первого социалистического государства в мире – СССР.
«Недаром помнит вся Россия…»
Вытеснив казаков со своих позиций, французская армия возобновила атаку на батарею Раевского. 150 орудий вели перекрестный огонь по батарее — буквально каждый метр земли был вспахан снарядами, но артиллеристы Раевского не сдавались. В атаку на «могилу французской кавалерии», как прозвали батарею французы, был брошен кавалерийский корпус генерала Коленкура, в то же время с фланга на ней наступал корпус вице-короля Италии Богарне. На батарее завязался кровопролитный бой, в ходе которого погиб Коленкур, а русский генерал Лихачев был взят в плен.
Смерть генерала Коленкура. (wikipedia.org)
Батарея Раевского пала, однако, оценив расположение русской армии и понесенные потери, Наполеон пришел к выводу, что русские все равно прочно держатся на своих позициях. Император отверг предложение ввести в бой легендарную императорскую гвардию — битва у села Бородино стала затихать, поскольку французы постепенно прекращали наступление.
Филин
Ночью злой хищник филин охотится, днем прячется. Говорят, будто днем он плохо видит и оттого прячется. А по-моему, если бы он и хорошо видел, все равно ему бы днем нельзя было никуда показаться – до того своими ночными разбоями нажил он себе много врагов.
Однажды я шел опушкой леса. Моя небольшая охотничья собачка, породою своей спаниэль, а по прозвищу Сват, что-то причуяла в большой куче хвороста. Долго с лаем бегал Сват вокруг кучи, не решаясь подлезть под нее.
– Брось! – приказал я. – Это еж.
Так у меня собачка приучена: скажу «еж», и Сват бросает.
Но в этот раз Сват не послушался и с ожесточением бросился на кучу и ухитрился подлезть под нее.
«Наверно, еж», подумал я.
И вдруг с другой стороны кучи, под которую подлез Сват, из-под нее выбегает на свет филин, ушастый и огромных размеров и с огромными кошачьими глазами.
Филин на свету – это огромное событие в птичьем мире. Бывало в детстве приходилось попадать в темную комнату – чего-чего там не покажется в темных углах, и больше всего я боялся черта. Конечно, это глупости, и никакого черта нет для человека. Но у птиц, по-моему, черт есть – это их ночной разбойник филин. И когда филин выскочил из-под кучи, то это было для птиц все равно, как если бы у нас на свету черт показался.
Единственная ворона была, пролетала, когда филин, согнувшись, в ужасе перебегал из-под кучи под ближайшую елку. Ворона увидела разбойника, села на вершину этой елки и крикнула совсем особенным голосом:
– Кра!
До чего это удивительно у ворон! Сколько слов нужно человеку, а у них одно только «кра» и на все случаи, и в каждом случае это словечко всего только в три буквы благодаря разным оттенкам звука означает разное. В этом случае воронье «кра» означало, как если бы мы в ужасе крикнули:
– Че-р-р-р-рт!
Страшное слово прежде всего услыхали ближайшие вороны, и, услыхав, повторили. И более отдаленные, услыхав, тоже повторили, и так в один миг: несметная стая, целая туча ворон с криком: «Черт!» прилетела и облепила высокую елку с верхнего сучка и до нижнего.
Услыхав переполох в вороньем мире, тоже со всех сторон прилетели галки черные с белыми глазами, сойки бурые с голубыми крыльями, ярко-желтые, почти золотые иволги. Места всем не хватило на елке, много соседних деревьев покрылось птицами, и все новые и новые прибывали: синички, гаечки, московки, трясогузки, пеночки, зарянки и разные покрапивнички.
В это время Сват, не понимая, что филин давно уже выскочил из-под кучи и прошмыгнул под елку, все там орал и копался под кучей. Вороны и все другие птицы глядели на кучу, все они ждали Свата, чтобы он выскочил и выгнал филина из-под елки. Но Сват все возился, и нетерпеливые вороны кричали ему слово:
– Кра!
В этом случае это означало просто.
– Дурак!
И, наконец, когда Сват причуял свежий след и вылетел из-под кучи и, быстро разобравшись в следах, направился к елке, все вороны в один общий голос опять крикнули по-нашему:
– Кра!
А по-ихнему это значило:
– Правильно!
И когда филин выбежал из-под елки и стал на крыло, опять вороны крикнули:
– Кра!
И это теперь значило:
– Брать!
Все вороны поднялись с дерева, вслед за воронами все галки, сойки, иволги, дрозды, вертишейки, трясогузки, щеглы, синички, гаечки, московочки, и все эти птицы помчались темной тучей за филином и все орали одно только:
– Брать, брать, брать!
Я забыл сказать, что когда филин становился на крыло, Сват успел-таки вцепиться зубами в хвост, но филин рванулся, и Сват остался с филиновыми перьями и пухом в зубах. Озлобленный неудачей, он помчался полем за филином и первое время бежал, не отставая от птиц.
– Правильно, правильно! – кричали ему некоторые вороны.
И так вся туча птиц скоро скрылась на горизонте, и Сват тоже исчез за перелеском.
Чем все кончилось, не знаю. Сват вернулся ко мне только через час с филиновым пухом во рту. И ничего не могу сказать: тот ли это пух у него остался, который взял он, когда филин на крыло становился, или же птицы доконали филина и Сват помогал им в расправе со злодеем.
Что не видал, то не видал, а врать не хочу.
Находки на территории России
Мамонт является вымершим видом животных. Он один из самых близких родственников слона. До сих пор ученые спорят о том, когда вымерли мамонты. На раскопках стоянок древнего человека, которые относятся к каменному веку, были найдены рисунки этих животных. В Воронежской области археологи обнаружили кости мамонтов. Из них древний человек сооружал свое жилище. Есть предположение о том, что они использовались также в качестве топлива.
И в Сибири, и на Аляске исследователи находили трупы мамонтов, которые сохранились благодаря многолетней мерзлоте. В книге Олега Куваева под названием «Территория» можно даже прочесть историю о том, как один из археологов связал себе свитер из шерсти древнего животного. Ученые находят остатки костей мамонта в самых неожиданных местах. Зубы и кости нередко обнаруживают в Подмосковье и даже на самой территории столицы.
n1.doc
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
кКурсовомупроектуподисциплине«Историякостюмаимоды»ТемаРусскийнародныйкостюм – источниктворчествадизайнеровXX—XXIвекаГруппа:Исполнитель:Руководитель:
Проект рассмотрен и допущен к защите
Екатеринбург
Введение …………………………………………………………………………………………… | 2 | |
1. | Общие характерные особенности русского народного костюма ….. | 5 |
2. | Эстетический идеал красоты и особенности костюма ……………………. | 9 |
3. | История бытования русского народного костюма ………………………….. | 26 |
4. | Классификация русского народного костюма …………………………………. | 32 |
4.1. Рубаха …………………………………………………………………………………………. | 36 | |
4.2. Штаны …………………………………………………………………………………………. | 38 | |
4.3. Верхняя одежда …………………………………………………………………………. | 39 | |
4.4. Пояса …………………………………………………………………………………………… | 40 | |
4.5. Головные уборы …………………………………………………………………………. | 41 | |
4.6. Обувь ………………………………………………………………………………………….. | 43 | |
5. | Стилевые признаки народного костюма …………………………………………. | 45 |
5.1. Ткани …………………………………………………………………………………………… | 50 | |
5.2. Орнамент…………………………………………………………………………………….. | 51 | |
5.3. Вышивка ……………………………………………………………………………………… | 55 | |
5.4. Цвет в костюме …………………………………………………………………………… | 56 | |
6. | Сарафан …………………………………………………………………………………………….. | 59 |
6.1. Русские сарафаны ………………………………………………………………………. | 60 | |
7. | Конструкции русского народного женского костюма …………………….. | 70 |
8. | Россия- источник вдохновения ………………………………………………………… | 75 |
8.1. Мода на «русское» …………………………………………………………………….. | 76 | |
8.2. Николай Терюхин ………………………………………………………………………. | 86 | |
Заключение ………………………………………………………………………………………. | 92 | |
Список литературы …………………………………………………………………………… | 94 | |
Приложение №1 ……………………………………………………………………………….. | 95 | |
Приложение №2 ……………………………………………………………………………….. | 102 |
Введение«Из глубины веков»
- Общие характерные особенности русского народного костюма
- Эстетический идеал красоты и особенности костюма
ВXIII — XVвв.
- статичный, прямой, расширенный книзу силуэт изделия и рукавов;
- преобладание симметричных композиций с ритмом округлых линий в деталях, отделке, дополнениях; даже при наличии асимметрии в форме костюма или способе ношения (корзно, косоворотка, ферязь) композиция его уравновешена, устойчива;
- использование декоративных узорных тканей с эффектом золота и серебра, крупным сложным орнаментом; отделка вышивкой, мехом, тканью другого цвета; создание динамической формы за счет контрастных цветов;
- большое значение головного убора в решении композиции костюма.
НижняякрестьянскаяодеждаВерхняяодеждакрестьян.Царицынаодежда.РусскийкостюмXVIIIв.УказыободеждеКрестьянскийкостюмПояснаяодежда.
- Историябытованиярусскогонародногокостюма.
- Классификациярусскогонародногокостюма.
-
-
1
-
Как зарегистрироваться и пройти Культурный марафон на Яндекс.Учебнике?
- Педагог. Заполните данные в форме регистрации. После регистрации будут доступны ссылки для прохождения тестов, которые можно передавать ученикам.
- Родитель. Заполните данные в форме регистрации. После регистрации можно добавить детей в личном кабинете.
- Ученик. Можно зарегистрироваться по специальной ссылке от педагога. Зарегистрировать вас также может ответственный взрослый в своём личном кабинете. Для этого надо ответить на несколько вопросов и войти в аккаунт Яндекс, далее выбрать сложность теста, чтобы приступить к заданиям.
Тест разделяется на три возрастные категории по сложности:
- 7-9 лет
- 10-13 лет
- 14+ лет
Кроме Культурного марафона программа включает несколько проектов-спутников по теме марафона (будут доступны позже, после того, как вы пройдёте интерактивный тест Культурного марафона — 2022).
- Мастер-класс с разработчиком. Создайте свой уникальный аватар в Роблокс
- Особый повод. Соберите датасет нарядной одежды
- Уроки моды. История, культура и технологии
- Конкурс «Винтажный look». Придумайте новые образы на основе семейных фотографий
В 2022 году у участников Культурного марафона есть шанс выиграть ценные призы:
- Яндекс Станция Лайт. Яркая и компактная умная колонка, которая управляется голосом и сенсорными кнопками
- Подписка Плюс Мульти. Доступ к фильмам и сериалам на Кинопоиске, музыке и подкастам на Яндекс Музыке
- Виртуальная вечеринка в Роблокс. Уникальное мероприятие в виртуальном офисе Яндекса
Результаты розыгрыша будут объявлены до 20 декабря 2022 года.
Общее понятие
В разных регионах история человечества развивалась по-разному. Где-то было больше влияние христианства, а где-то буддизма. В одной области доминировала одна империя, а в другой было множество крошечных государств. Все это отражалось на материальной и духовной культуре региона: от языка до архитектурных приемов и стилей, от праздников до памятников своим героям.
Сегодня историки и географы выделяют 12 основных культурных зон нашей планеты. Можно попробовать выделить основные характеристики каждой из них, перечислить основные религии региона и расположить их в таблицу по континентам.
Основные факторы, определившие различия отдельных районов:
- Религия.
- Письменность и язык.
- Природно-географические условия и основной способ жизни (кочевой или оседлый).
- Соседство с другими народами.
- Наличие собственной политической организации или колониальный статус.
История русского костюма
Русский костюм – очень сложное, многогранное явление. В нем выразилось стремление русского человека к красоте, к улучшению своего быта. Это объект материальной культуры. При его создании использовались самые разные прикладные искусства и ремесла, получившие развитие на Руси:
- ткацкое ремесло;
- искусство вышивки;
- вязальное ремесло, искусство изготовления кружев;
- ювелирное искусство (многие элементы костюмов украшались, например, резными пуговицами из серебра и золота, кокошники – драгоценными камнями и т. д.).
Вот сколько связей у национального русского костюма! И это лишь основные. Не упомянуты искусство шитья, рисования (для пошива костюмов знати использовались эскизы) и многое другое.
Традиционно русский костюм имел несколько отличительных черт:
- вся одежда делилась на распашную (то есть застегивающуюся на пуговицы или специальные крючки) и накидную (она надевалась, как нынешние футболки, через голову);
- для народного русского костюма характерно большое количество верхней одежды – различных накидок, епанчи, шуб и т. д.;
- есть известная теория: «Москва – третий Рим»; неудивительно из-за этого, что многие предметы одежды, отдельные элементы, украшения, методики изготовления костюмов были родом из Византийской Империи и, конечно, из близкой к Руси Польши – Речи Посполитой.
Формирование русского национального костюма закончилось примерно в 17 веке. После этого начались изменения, связанные с реформами императора Петра I. Как известно, этот государь очень стремился «прорубить окно в Европу», и в связи с этим произвел реформирование не только традиционного жизненного уклада, но и даже посягнул на «святая святых» — на национальный русский костюм. Так, с приходом Петра к власти традиционную русскую одежду могли носить лишь некоторые сословия, преимущественно низкого положения:
- крестьяне;
- монашество;
- духовенство.
Интересно! До петровской реформы существовал даже указ «О защите национальной самобытности» от 1675 года. Согласно ему, например, московские дворяне не имели права носить одежду заграничного образца. Не имели права на это и их слуги, и стольники, и многие другие.
С приходом Петра I начались серьезные изменения. Появилась мода, которой до этого не существовало: была лишь парадная, нарядная, передающаяся по наследству, одежда, а была повседневная. Ее фасоны не менялись десятилетиями, или менялись настолько незначительно, что этого не было даже заметно.
С реформированием друг друга стали сменять следующие национальные европейские костюмы:
- венгерский;
- французский;
- немецкий – он дольше всех продержался в истории русской моды и смог почти полностью вытеснить национальный костюм.
Между прочим, за въезд в города в русской одежде (как и с бородой) полагался налог – до 2 рублей, если въезжающий был конным.
До начала 20 века русский национальный костюм стал по большей части одеждой крестьян. Сегодня национальный костюм используется чаще на тематических мероприятиях и не носится «в быту». Это негативная тенденция, ведь в странах Азии, например, в Японии, почти все невесты до сих пор выходят замуж в традиционном белом кимоно, юката – летний вариант простого хлопкового кимоно – носят и в быту, например, вместо банного халата на горячих источниках, в гостиницах, на отдыхе. В юката можно выйти в город, и это будет выглядеть совершенно естественно. В России, к сожалению, такая национальная самобытность сохранилась в гораздо меньшей степени.
Праздничные
Сценические костюмы бывают двух видов: наиболее схожие с настоящими национальными нарядами (для хора), в которых соблюдаются правила пошива и стилизованные, у которых присутствуют многие традиционные элементы, но допускаются необходимые отклонения. К примеру, наряды для хоровода, русского народного танца или других танцевальных направлений должны, в первую очередь, быть максимально удобными, поэтому юбки могут быть укороченными, чрезмерно пышными, а рукава не только длинными, но и ¾, «фонарики»
К тому же, сценические костюмы, если только это не театральная постановка, богато украшены и максимально яркие, привлекающие внимание
Особо нарядно и роскошно выглядят свадебные национальные костюмы. Для богатых и знатных они шились из тяжёлых дорогих тканей, а народ мог позволить себе более простые, такие как лён. Белый цвет считался символом святости, поэтому свадебные платья выполняли в других расцветках – серебряном, кремовом или разноцветном, нарядном. Обязательным считалось наличие вышивки символов флоры – ягод, листьев, цветов. Кроме того, в понятие свадебного наряда входило сразу четыре комплекта одежды – на предсвадебное гуляние, венчания, церемонии и празднования.
Фольклорные костюмы максимально приближены к исходникам. Умельцы воссоздают костюмы с характерными чертами того или иного региона, губернии. Карнавальные костюмы могут быть схожи с фольклорными или, наоборот, быть во многом упрощены. Однако праздничные наряды несомненно яркие и максимально декорированные.
Связь рельефа и полезных ископаемых РФ
Территория России крайне сложна и многообразна за счет большой протяженности с запада на восток и с юга на север. Огромные территории объединяют разную местность, богатую полным спектром ПИ:
- равнины в европейской и центральной области;
- горы на юге, востоке и северо-востоке, а также уникальный Уральский хребет, пересекающий страну;
- северный уклон с водами, впадающими в моря Северного Ледовитого океана.
За счет уникального географического положения, многообразия форм рельефа и природных зон, на территории страны сформировалась практически все известные полезные ископаемые.
История создания
Древнерусским костюмом считается национальная одежда населения Руси домонгольского нашествия и Московской Руси, до прихода Петра I к власти. На формирование особых черт нарядов повлияло сразу несколько факторов: тесные отношения с Византией и Западной Европой, суровые климатические условия, деятельность подавляющего числа населения (скотоводство, землепашество).
Одежду шили в основном из льна, хлопка, шерсти и сама по себе она имела простой покрой и длинный, закрытый фасон. Зато те, кто мог себе это позволить, всячески украшали скромный наряд нескромными декоративными элементами: жемчужинами бусами, шелковой вышивкой, вышивкой золотой или серебряной нитью, меховой отделкой. Национальный костюм отличался и яркой расцветкой (багряный, червлёный, лазоревый, зелёный оттенки).
Костюм эпохи Московской Руси с XV по XVII века сохранил характерные особенности, но претерпел некоторые изменения в сторону более замысловатого покроя. На различия нарядов населения повлияло классовое разделение: чем богаче и знатнее был человек, тем многослойнее был его наряд, причём носили его как в помещении, так и на улице, независимо от времени года. Появились распашные и приталенные одежды, своё влияние оказала восточная и польская культура. Кроме льна использовались суконные, шелковые, бархатные материалы. Осталась традиция шить яркую одежду и богато украшать её.
На рубеже XVII – XVIII веков Петр I издал указы, запрещающие всем, кроме крестьян и священников, одеваться в национальные костюмы, что сыграло отрицательную роль в их развитии. Указы были изданы с целью наладить политические отношения с европейскими союзниками, перенять их культуру. Народу насильно привили вкус, заменив шикарные, но длиннополые и неудобные многослойные одежды более комфортными и облегчёнными общеевропейскими с короткими кафтанами, декольтированными платьями.
Русский национальный костюм остался в пользовании народа и купечества, однако всё-таки перенял некоторые модные веяния, например, подпоясанный под грудью сарафан. Во второй половине XVIII века Екатерина II сделала попытку вернуть некоторую национальную самобытность вошедшим в моду европейским костюмам, особенно в том, что касалось используемых материалов и пышности отделки.
XIX век вернул спрос на национальный костюм, в чём свою роль сыграл возрастающий из-за Отечественной войны патриотизм. Сарафаны и кокошники вернулись в обиход знатных барышень. Шились они из парчи, кисеи, батисты. Появляющаяся одежда, например, «женский мундир», может внешне и не напоминала национальный костюм, но всё-таки имела определённое символическое разделение на «рубаху» и «сарафан». В XX веке из-за отрезанности от европейских поставщиков произошло своеобразное возвращение национальных нарядов, а во второй половине, в 70-ых, оно являлось не больше, чем модной тенденцией.
Несмотря на то, что можно выделить определённый традиционный комплект одежды, из-за большой территории страны национальный костюм принимал характерные черты в тех или иных регионах. Северорусский комплект является сарафанным, а чуть более древний южнорусский – понёвным. В центральной России костюм был больше схож с северным, однако встречались черты южных регионов.
Сарафаны были распашные и глухие, имели трапециевидный фасон, шились из одного или нескольких полотен. Более простыми сарафанами являются изделия на лямках, прямого покроя. Праздничные шились из шёлка и парчи, а для ежедневных дел и жизни – сукна и ситца. Иногда поверх сарафана надевали душегрею.
У каждой губернии были свои предпочтения и особенности в декорировании, цветах, элементах и даже названиях. В Воронежской губернии понёвы украшали вышивкой оранжевого цвета, в Архангельской, Тверской и Вологодской были распространены геометрические символы, а то что в Ярославской губернии называли «ферязь», в Смоленской было «сороклин».
В современном мире своя особенная мода, но в народе наблюдается интерес к истокам, национальной одежде. Традиционные наряды можно увидеть в музеях и иногда на выставках, их используют для театральных и танцевальных постановок, на праздниках. Многие дизайнеры и модельеры используют характерные черты русского народного костюма в своих коллекциях, а некоторые из них, как и исследователи, углубляются в подробное изучение, например, Сергей Глебушкин и Фёдор Пармон.
Социальная память
Под социальной памятью следует понимать основу общественного познания. Опыт и знания, накопленные человечеством, передаются из поколения в поколение. Развитие современного человека возможно только с опорой на знания предков.
Культурное наследие и социальная память – понятия, которые всегда сопутствуют друг другу. Объекты наследия являются основным средством передачи знаний, мыслей и мировоззрения будущим поколениям. Это неопровержимые доказательства существования тех или иных людей, событий и идей. Кроме того, они гарантируют достоверность социальной памяти, не давая ей искажаться.
Социальная память – это своеобразная библиотека, где хранятся все полезные знания, которые могут быть использованы и усовершенствованы обществом в будущем. В отличие от памяти одного человека, социальная память не имеет окончания и принадлежит каждому представителю общества. В конечном итоге наследие и определяет основные элементы социальной памяти. Те ценности, которые не входят в культурное наследие, рано или поздно теряют смысл, забываются и исключаются из социальной памяти.
Популярные темы сообщений
-
Англия в раннее средневековье
О средневековой Англии бытует легенда, что 15 столетий назад ею правил храбрый король Артур и его приспешники – рыцари Круглого Стола. Мерлин, волшебник и наставник короля, предложил его отцу, Уотеру, создать это объединение с таким условием:
-
Традиции удмуртского народа
Удмурты это еще один народ населяющий территорию России, у которого имеется богатая история и культура. Удмуртский народ смог образоваться после того, как распалась прапермская этническая общность. Для своего поселения удмурты выбрали замечательные
-
Русский народный костюм
Народный костюм – визитная карточка нашего государства. Если правильно расшифровать этот код, можно понять культурный, исторический, географический и экономический аспекты жизни предков, а особо любознательные сумеют постичь загадку русской души.
Жизнь людей
Питались первые люди в основном рыбой. Ловили её при помощи установленных на реке ловушек. Если хотели поймать крупную добычу, на рыбалку шли вместе с острогой. Благодаря рисункам становится возможным понять, как именно происходил весь процесс рыбалки и охоты. В пещерах Северной Европы были обнаружены рисунки, сделанные 10 тысяч лет назад. На стенах изображены люди, плывущие по реке на лодке за северным оленем. Каркас делали из дерева и обтягивали шкурой животного.
Неандертальцы активно занимались резьбой по дереву, скульптурой и наскальной живописью. До наших дней дошли фигурки людей, сделанные из бивней слона, камня и костей. Несмотря на развитие в других сферах, основным материалом для изготовления орудий труда оставался камень.
Несмотря на это, научные работники добились больших достижений в изучении жизни и быта древнейших людей. Чтобы кратко и понятно донести известную информацию до учащихся школ, можно подготовить доклад, проект или сообщение по истории в 5 классе на тему «Первобытные люди и их первые орудия труда».
Сарафаны
Когда наши современники изображают русский народный костюм, женский сарафан встречается чаще всего. Крестьянки стали носить этот наряд с 14-го в., его окончательное утверждение в гардеробе произошло лишь в 17-м столетии. Внешний вид одежды зависел от области проживания, отличались ткани, расцветки и крой. Самый популярный вариант – широкое тканевое полотнище, собранное изящными складочками, бретельки, узкий корсаж. Надевался сарафан на обнаженное тело или поверх сорочки.
Существовали праздничные и повседневные варианты. Первые надевались на свадебные пиршества, в них проводили церковные праздники, посещали народные гуляния. Приданое невесты обязательно должно было включать не менее десяти сарафанов, выполненных в различных цветах. Качество ткани зависело от принадлежности к определенному сословию. Шелк и бархат – вариант для богатых. Такой наряд, щедро декорированный кружевами, тесьмой и вышивкой, говорил о высоком социальном статусе своей обладательницы.
Русский народный костюм – женский сарафан – был интересен и своим весом. Праздничные версии были невероятно тяжелыми, да и повседневные варианты не сильно от них отставали. Самый распространенный бытовой наряд назывался «саян», он имел вид сатинового изделия, собранного по бокам и спинке. Цветовые решения зависели от возраста. Пожилые дамы предпочитали черные и синие модели, юным девушкам больше по нраву были бордовые и красные тона.
Сарафан крестьянки рассказывал о ней буквально все. Есть ли у нее муж и дети, в каком настроении она находится (существовали даже специальные наряды «для кручины»).
Исторические места и музеи
Краеведческий музей
Музей был создан в 1904 году в женской гимназии как наглядное пособие для детей по истории и природе региона. Во время бомбежек в 1943 году здание вместе со всеми коллекциями было уничтожено. Повторно музей открылся в 1949 году, а предметы для экспозиций собирали все горожане.
Сейчас здесь находится собрание палеонтологических находок — кости мастодонта, саблезубого тигра, носорога и слона, обитавших в этих районах 250 тысяч лет назад. Также есть останки морских животных. Некоторые находки возрастом около миллиона лет.
После начавшихся в 1969 году археологических раскопок на территории края, фонды музея пополнили собрание золотых украшений, посуды, оружия, принадлежавших скифам и древним людям.
Также в музей были переданы каменные фигуры 5-1 века до нашей эры.
Отдельную экспозицию занимает коллекция оружия 18-20 веков, в том числе пушки, первые автоматы, холодное оружие. Некоторые предметы — именные.
Музей также хранит предметы быта разных народностей, проживавших в Армавире — черкесов, русских, армян и адыгейцев.
Сейчас собирается коллекция икон Кубанских писем, в фондах музея уже есть «Троица», «Господь Вседержитель» и «Покров».
Один из стендов посвящен развитию книгопечатания в России: рукописные издания, церковные книги 16-19 веков, выпуски газет и журналов в дореволюционный период.
Дом С. А. Дангулова
Музей расположен в доме, где проживал писатель и общественный деятель Савва Артемьевич Дангулов. Здесь находятся его рукописи и печатные произведения, архивные документы и фотографии, а также личные вещи.
Также в экспозиции находится подаренная городу Дангуловым коллекция картин и скульптур «Художник и его муза».
В доме проводятся тематические вечера и творческие объединения.
Армавирский театр Драмы и Комедии
Театр был основан в 1908 году, и именно благодаря ему Армавир получил статус города. Первое здание, как и второе, сгорело, а новое городская труппа получила в 1968 году.
Здесь в разное время выступали писатели Максим Горький, Владимир Маяковский и Михаил Исаковский, а также Валерий Брюсов и Евгений Гельцер.
Репертуар театра составляют классические и современные пьесы, часть спектаклей рассчитана на маленьких детей.
В Европе
Украинская национальная одежда зародилась в Киевской Руси, уже тогда отчетливо проявлялись его основные элементы. Мужской костюм состоял из льняной или хлопковой белой рубахи, отделанной по вороту цветным геометрическим узором; красных или синих шерстяных шароваров, а также широкого атласного пояса — кушака; зимой надевали шубу из овечьей шерсти. На ногах носили красные сапоги на невысоком каблуке. Женское платье традиционно белое, с ярким воротничком и манжетам, а также по низу ручной вышивкой. Замужние дамы обязаны были носить на голове косынку, жупан — жилет, а также три вида нарядов:
- Дерга — рабочая одежда, собранная в пышные складки сзади;
- Запаска – платье на шнурках, состоящее из двух половин — спереди нарядной, сзади простой;
- Плахта — праздничная, из парчи или шелковой ткани, позднее появилась шерстяная в клетку.
Украинки надевали удлиненную цветастую юбку – поневу, а сверху передник, с яркой отделкой. Изюминкой традиционного костюма молодой украинки был пышный цветочный венок с длинными разноцветными лентами сзади.