Морской конек интересные факты. 10 фактов о морских коньках

Пасхальные игры

Встреча Светлого Христова Воскресения включала не только торжественное богослужение в храме, но и народные гулянья. После многодневного поста и отказа от развлечений празднование проходило широко — с хороводами, играми, песнями. Пасху на Руси отмечали от 3 до 7 дней, а в некоторых регионах — и до Троицы (празднуется через 50 дней после Пасхи).

Любимым развлечением на Пасху было катание яиц, или «каталочки». В каждом регионе образовались свои правила игры. Например, в Псковской области игрок скатывал крашеное яйцо по наклонной деревянной дощечке или некрутой горке и пытался сбить им другие яйца, стоящие внизу. Если участник добивался цели, то брал сбитое яйцо себе и продолжал игру. Если промахивался, в игру вступал следующий, а неудачно скатившееся яйцо оставалось.

Часто использовали деревянные искусно расписанные яйца, иногда специально для этого развлечения изготавливали целые наборы таких яиц. В «каталочки» до сих пор играют в некоторых регионах.

Также на Пасху ставили карусели и большие качели, в Псковской области их называли «зыбки». Считалось, что от качания на них зависит будущий урожай. Именно поэтому качались чаще всего с Пасхи до Троицы, как раз во время активного роста пшеницы. Также существовало поверье, что качели помогают быстрее найти мужа или жену. В русских селах Удмуртской Республики это убеждение сохранилось в пасхальных песнях и частушках, которые пели во время качания:

Среди популярных была забава, известная под названием «в орла», «в орлянку». В нее чаще всего в играли на деньги. Самый простой способ игры: один из участников подбрасывал монету, а когда она падала на землю, вто­рой должен был не глядя отгадать, какой стороной она упала кверху. Аверс (орел) всегда означал выигрыш, реверс (решка) — проигрыш. Поэтому игра и получила свое название — «в орла». В некоторых селах она сохранилась и до сегодняшнего дня, например в селе Кадышево Ульяновской области.

Трагедия царя и шута

Естественно, Балакирев не 24 часа в сутки носил личину шута. Большую часть времени он выполнял всевозможные поручения и нес службу при дворце.

Здесь уместно сказать об одной особенности Петра. Он придавал большое значение контролю за исполнительностью в государственных делах.

Зная характер многих своих сподвижников, медлительность, себялюбие, а также лень, и вместе с тем поразительное умение оправдываться и на все находить объективные причины, Петр над многими сановниками ставил простого и преданного офицера в небольшом чине, но с большими полномочиями контроля за выполнением своих распоряжений.

Не избежал такого «контролирующего» даже фельдмаршал Б.П. Шереметев. Конечно, это многих коробило, но ослушаться царя никто не смел.

«Контролирующие» имели право докладывать лично Петру, минуя все инстанции, при малейших признаках уклонения от его распоряжений. Балакирев также стал своеобразным «контролирующим» над временщиками и вельможами при дворце, включая и охрану. Н.И. Панин, хорошо знавший Балакирева уже в преклонные годы, писал:

«Его шутки никогда никого не язвили, но еще больше рекомендовали» (характеризовали. – Л.В.).

Однако «язвить» Балакирев перестал после того как побывал на дыбе с вывернутыми руками…

Шел 1724 год. Балакирев уже пятый год как был в Петербурге и нес службу во дворце. Влияние и авторитет России среди европейских государств усилиями Петра и самих россиян стали огромны.

На фоне исторических событий жизнь Балакирева, пожалуй, была довольно сытой и безбедной.

Как человек расторопный, остроумный и находчивый, он быстро выдвинулся. Ему стала покровительствовать императрица Екатерина I, сделавшая его ездовым или гонцом, ибо, по давней традиции, шуты развозили царскую почту, записки Петра и Екатерины различным лицам.

Сохранилось немало писем Петра к Екатерине, написанных при пламени свечи. Они полны нежности и внимания к ней и детям. Вот типичный тон писем того времени:

Последний раз Петр назвал ее «Катеринушкой» 31 октября 1824 года, после чего узнал, что она ему изменяет. Узнал, как и положено мужу, самым последним. И к этому горькому событию оказался причастным шут Иван Балакирев.

Интересные факты

Можно включить в краткий рассказ о еноте несколько интересных фактов, связанных с этим зверьком. Активные животные считаются первоклассными ворами. И крадут они яркие или блестящие предметы — стеклянные и металлические игрушки, украшения, мелкую посуду. Нужно постоянно следить за питомцем, иначе он заберет все, что ему понравится, и унесет к себе в жилище. Отобрать предмет у енота очень сложно — хищник будет за него драться.

Зоологи проводили интересные испытания над возможностями животных. Оказалось, что зверьки могут вскрывать разные замки. Для этого они используют подручные предметы и даже собственные пальцы с когтями. Лучше следить за тем, чтобы в пределах досягаемости питомца не было мелких вещей, а также плотно закрывать все двери и окна.

Еноты помогают детям-аутистам. Общение с этими животными благотворно сказывается на таком ребенке. Зверек поможет малышу раскрепоститься, избавиться от некоторых комплексов и научиться общаться с окружающими.

Еноты — удивительные животные, наделенные высоким интеллектом и ошеломляющими физическими возможностями. Такое животное станет хорошим другом и компаньоном, хотя с ним придется повозиться. А в дикой природе за зверьком просто интересно наблюдать, ведь он не боится людей и часто попадает в смешные ситуации.

3.

Скоморох в простоте не споет, не спляшет: все с шутками да прибаутками. Искусство веселое, озорное — так еще с языческих времен пошло. Под аккомпанемент дудок, жалеек, домр, волынок плясались фривольные танцы, пелись «срамные» песни, тут же игрались комические, сатирические пьески («глумы») часто кощунственного содержания. Героями их становились священники, купцы, воеводы. Артисты представляли в масках и специальном «скоморошьем платье». Показывались и представления с куклами.
Адам Олеарий — немецкий путешественник, посещавший Россию в 1630-х годах, — отмечал: «Срамные дела уличные скрипачи воспевают всенародно на улицах, другие же комедианты показывают их в своих кукольных представлениях за деньги простонародной молодежи и даже детям, а вожаки медведей имеют при себе таких комедиантов, которые, между прочим, тотчас же могут представить какую-нибудь шутку или шалость, как… голландцы с помощью кукол. Для этого они обвязывают вокруг тела простыню, поднимают свободную ее сторону вверх и устраивают над головой нечто вроде сцены, с которой они и ходят по улицам и показывают на ней из кукол разные представления».

Доклад №2

Почва — это верхний слой земли, в которых обитаю живые организмы. Она образуется в результате деления и преобразования растений и животный, то есть в результате сотрудничества органической и неорганической природы. Главным ее отличием является плодородие — это способность давать растением все необходимое для развития и роста (тепло, вода, питание, воздух). Тем самым обеспечивает все человечество и живые организмы — продуктами питания. Без которых мы не прожили бы. Делает огромный вклад в сельскохозяйственную деятельность и лесоводстве. Обеспечивает строительными материалами. Почва и человечество связаны неразрывно друг с другом. Человек должен приложить все усилие для сохранения и охраны почвы. Имеется несколько факторов загрязнения:

  • бытовой мусор
  • промышленные предприятия
  • сельское хозяйство
  • транспорт

Бытовой мусор — остатки пищевых продуктов, обломки и остатки строй материалов, а также после бытовой деятельности человека к ним относиться (изделия из стекла, пластик, резина, бумажная и картонная продукция и многое другое).

Промышленные предприятия — оставляют после себя отходы в виде жидких и твердых химических веществ. А также отходы машиностроительной промышленности (свинец, цинк, оксид азота) и многое другие вредные химически соединения. Которые попадают на почву.

Сельское хозяйство — Пестициды, нитраты, животные стоки. Пестицидами обрабатываю сельскохозяйственные растения от вредителей гребков и плесени. Нитраты — используются в качестве удобрений. Животные стоки-является отходы жизнедеятельности животных.

Транспортом — автомобили выделяют выхлопные газы, которые попадают в атмосферу, а затем осаживают на почву в виде паров или осадков. (И отравляют почву отработанными газами и топливными испарениями).

Многие из людей используют землю и ее неисчерпаемые ресурсы, не думая о том, что разрушаю ее. Мы должны серьезно задуматься о защите почв. Для защиты от пестицидов рекомендовано использовать только экологически чистые компоненты для обработки растений. Что поможет повысить природную способность к самоочищению.

Утилизация отходов — миллионы тон мусора должны сортироваться и использоваться как вторичное сырье или же, как источник тепло — энергии.

Рекультивация земель — большую часть суши занимают горы и пустыни — нужно расширять сельскохозяйственные угодий (улучшать малоплодородные земли).

Также вред окружающей среде и почвам наносит добыча полезных ископаемых открытых (карьеры) и закрытых (шахты). На местах карьеров образуются глубоки впадины, которые со временем заполняются водой.

Почва — обеспечивает промышленность сырьем, а человечество продуктами питания. С годами эксплуатации она не потеряла свое свойства плодородия, а, наоборот, при правильном уходе улучшает их. Давайте беречь ее.

3, 4 окружающий мир

Как скоморох определял и бытие, и сознание

В 988 году деревянных идолов должен был заменить медовый цвет православных икон: Русь принимала христианство. Всех загоняли в реки и крестили, но нырявшие в воду ошалелые люди не понимали, чего от них хотят: кто-то убегал от новой веры в лес и безмерные степи. Новоявленные священники объявляли дьявольщиной любое проявление старой веры. Гонению подвергались не только обряды, но и раскатистый языческий смех:

Колебания людей между христианством и язычеством сопровождались напряженностью. Смерть по-прежнему исправно стучалась в дома — но неясно было, как проводить похоронные обряды, которое запретило молодое государство: православная религия отпевала усопшего молитвами, языческая — смехом. Но однажды ночью на старорусском кладбище под гудение гуслей всё-таки затанцевали на могилах. Осовелый сторож из-за кромешного страха запомнил лишь то, что «смех там был звериным». Исследователь русского скоморошества Морозов считает, что примерно так формировались бродячие ватаги носителей ритуального смеха, потребность в котором не ослабла с запретами новой официальной религии. Он считает, что именно потребность в проводах умершего смехом — корень скоморошества.

Откуда взялись скоморохи на Руси

Скоморох, он же игрец, плясец, глумец и скомрах – в традиционной восточнославянской культуре так называли бродячих универсальных артистов, каждый из которых был и актер, разбирающийся в музыке и играющий на музыкальных инструментах, и танцор, выступавший на различных мероприятиях, вроде народных гуляний и свадеб. 

Долгое время представители этой профессии составляли целый социальный класс.

И если значение этого слова незамысловато, то этимология его до сих пор ставит в тупик историков. Несмотря на то, что на эту тему был написан не один научный доклад, к единому мнению ученые не пришли. Проследить четкую историю происхождения слова «скоморох» не удалось и по сей день.

Увидеть бродячих артистов можно было практически на любом крупном сборище людей, независимо от его направленности – играли они и на ярмарке, и на похоронах.

История искусства скоморохов берет своё начало во времена древней Руси, примерно в XI веке нашей эры. Основной их функцией являлась реализация древних как мир потребностей человека – в хлебе и зрелищах. 

Именно ответственность за зрелища и брали на себя скоморохи. Они занимались тем, что затевали песни и пляски на площадях и ярмарках, завлекая в своё представление всё больше народа. Особенностью работы скомороха являлся непосредственный контакт с аудиторией.

Объединяясь в ватаги, эдакий бродячий цирк — скоморохи устраивали грандиозные представления, в которые вовлекались сотни и даже тысячи людей. Создавая атмосферу праздника и веселья, они разряжали социальную напряженность, отвлекали народ от рутинных проблем и тешили развеселыми нарядами и дрессированными животными детей.

Однако, была и обратная сторона медали. Во время таких представлений, в сговоре с самими артистами нередко работали всевозможные воры и разбойники, в ходе гуляний «подрезавшие» кошельки и опустошавшие прилавки зазевавшихся торговцев.

Лето

Народные праздники на Руси в жаркую пору связаны конечно же с водой и водоемами: Ивана Купала, Ильин день. Но нельзя забывать, что это время года дарит и богатый урожай. Христианская традиция связала напоминание о спасении Божьем с благодарными приношениями и освящением их в храме.

Иван Купала

Народные праздники в России значительно отличаются о старославянских обычаев, но некоторые из них все же почитаются и по сей день. День Ивана Купала назван так в честь Иоанна Крестителя, а сама традиция зародилась из-за желания окунуться в целительные воды. Считалось, что в этот день любой живой водоем омывал не только телесную грязь, но и нечистые мысли. Неотъемлемой частью торжества считались также прыжки через костер, хороводы и гадания.

Ильин день

2 августа вспоминают пророка Илию. Его библейская история называет одним из величайших людей, которых использовал Бог. После его молитвы над землей не было дождя, и после нее же он пошел спустя 3,5 года. Славянам святой представлялся, как повелитель стихии, а по вдохновению от событий, описанных в Библии, был создан народный сказ о герое Илье Муромце.

Праздник был связан с мифологическими верованиями и глубоким почтением святого. Наши предки отказывались от полевых работ на неделю, чтобы как следует попировать и принять гостей — чуть ли не всю соседнюю деревню.

Яблочный Спас

На этот праздник 19 августа в храм относили яблоки, мёд, хлеб нового урожая для освящения. Хозяйки варили компот из ароматного фрукта, запекали пироги и булочки. После этого дня народ знал, что лето сдает свои права во временное пользование осени и зиме.

Медовый Спас

Праздновался 14 августа — в храм относили святить боченки и банки со свежесобранным медом. В этот день начинался пост, согласно которому разрешалось употреблять в пищу только овощи. В селах также освящали водоемы, в которых потом купали скот. Таким образом хозяева стремились оградить животных от недугов и болезней в суровую зимнюю пору. После усиленных полевых работ такая практика действительно была полезна домашнему скоту.

Третий Спас

29 августа наступает Хлебный или Ореховый Спас. В этот день мучные изделия, приготовленные из зерен нового урожая, относили святить в храм. Каждый ломтик такого хлеба считался целебным, поэтому в первую очередь им кормили малышей. В это время начинается посев озимых.

День Петра и Февронии

Покровители семьи и брака в православии отмечают свой день 8 июля. Источники праздника берут начало к древнерусским летописям. Выходцы из Мурома — князь и его жена были канонизированы церковью и стали знаковыми личностями для простого народа. Являются символом любви и супружеской верности. По славянским обрядам в этот период нечистые силы отступают и люд может свободно перемещаться возле рек, озер и в лесу.

Откуда пошла традиция красить яйца

Традиция дарить друг другу крашеные яйца в день Воскресения Христова распространилась благодаря Марии Магдалине. Мария была первой, кому явился Христос после своего Воскресения и сказал: «не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему» (Ин.20:17). Мария Магдалина принесла Апостолам радостную весть, о том, что видела Господа. Это была первая проповедь о Воскресении.

Когда Апостолы разошлись из Иерусалима проповедовать во все концы мира, то вместе с ними ушла и Мария Магдалина. Еще до апостола Павла женщина отправилась в Рим, центр тогдашней  цивилизации. Отважная ученица Христа явилась даже к императору Тиберию и рассказала о жизни, чудесах и учении Христа, о том, как Он был оклеветан иудеями и распят по приговору Понтия Пилата.

Император усомнился в рассказе о Чуде. Тогда Мария Магдалина взяла белое яйцо, которое принесла во дворец в качестве подарка, и со словами “Христос Воскрес!” передала его Тиберию. На глазах у римского правителя яйцо из белого превратилось в ярко-красное.

В библиотеке монастыря святой Анастасии Узорешительницы, расположенного в северной части Греции, недалеко от города Салоник, сохранился рукописный греческий устав X века. В нем помещена молитва, читаемая в день Пасхи на освящение яиц и сыра. Игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии:

Репертуар и костюмы скоморохов

Репертуар бродячих актеров включал фокусы, танцы, небольшие пьески (игрища), песенки, глум (социальную сатиру). Представления они давали обычно в масках под аккомпанемент бубнов, волынок, гудков, жалеек, домр. Инструменты бродячих музыкантов выдавали веселые зажигательные мелодии, заманивающие людей пуститься в задорный пляс. Однако при желании скоморохи могли исполнить и грустную балладу, заставляющую плакать недавно веселящуюся толпу.

Произведения скоморохов иногда носили фривольный характер, что, впрочем, не смущало публику. Такая вольность носила характер ритуальности, пришедшей из языческих обрядов. Почти всегда участие в представлениях принимал выдрессированный медведь — любимец зрителей. Рядом с лесным хищником находился развеселый артист в костюме козы, которая била в ложки, танцевала, вовлекая всех в пляску.

Согласно некоторым сведениям, занимались скоморохи и ворожбой. Даже после крещения русский народ долгое время сохранял языческие традиции, доверяя ворожеям, поэтому скоморохи могли свободно творить различные ритуалы. Существует легенда о Замри-горе, расположенной в Московской области. Сюда в свое время собирались скоморохи изо всех уголков страны и творили языческие обряды.

На многие километры окрестностей разносились обрывки ритуальных песен, музыка, исчезавшие с рассветом. Скоморошьи наряды были необычайно красочными. Актеры носили яркие цветные рубахи и штаны, на голову обычно надевали смешные колпаки с бубенчиками. Выступая на площадях и улицах, скоморохи общались с публикой напрямую, вовлекая ее в представление.

Танцы и хороводы

С окончанием Великого поста снимался и запрет на танцы. Неотъемлемой частью пасхального гулянья были хороводы, которые водили под особые песни. В деревне Стропицы Курской области водили танки́ — особые хороводы двух видов: круговые и продольные. Круговые были похожи на театральное представление. Танцоры пели сюжетные песни и играли в них разные роли. Продольные танки́ действовали по принципу ручейка. Эти танцы исполняли только один раз в году, на Красную горку.


File written by Adobe Photoshop? 5.0

В Брянской области хороводы назывались карагодами. В первые два дня празднования Пасхи они были особенными: в них участвовали мужчины, которые перевоплощались в старцев. Для этого они надевали старую одежду, разлохмачивали волосы, мазали грязью лица. «Старцы» становились внутрь карагода и танцевали, а девушки и женщины «ходили под песню» вокруг них. Сегодня карагоды можно увидеть на сельских и школьных праздниках — хороводная традиция передается новому поколению.

Во время пасхальных гуляний в селах Белгородской области исполняли танец с пересеком. Его основу составлял все тот же хоровод, но его дополнял пересек — пляска, в которой несколько людей выбивали каблуками два или три разных ритма, как бы пересекая друг друга. В настоящее время этот танец исполняют фольклорные коллективы на сельских праздниках и гуляньях.

Святки (Святочная неделя)

Праздничные дни у древних славян, а затем перешедшие и в церковное празднование, дни святок, начинаются от первой звезды в канун Рождества и до праздника Крещения, освящения воды («от звезды и до воды»). Первая неделя Святок получила название Святочной недели, связана со славянской мифологией, связанной с поворотом зимы на лето, солнца становится больше, тьмы меньше. В эту неделю вечерами, называемыми святыми вечерами, святость зачастую нарушалась мифологическими обрядами гаданием, что не приветствовалось церковью, а днём, наряженные в одежды с флагами и музыкальными инструментами кудесники, ходили по улицам, заходили в дома и потешали народ.

Подробнее >>

Популярные темы сообщений

  • Третьяковская галерея Нет наверно не одного человека, которому бы не нравились очень красивые вещи сделанные руками мастеров. Даже люди, которые жили в далекие времена, до наших дней не были исключениям. Им также очень нравились различные изделия ручной работы.
  • Город Армавир Армавир — это город, расположенный в Краснодарском крае, на левом берегу реки Кубань. Этот населенный пункт имеет долгую историю. Впервые он упоминается в 1839 году. В это время черкесские армяне основали
  • Цветок Ландыш Посещение леса порой бывает незабываемым благодаря различным явлениям, с которыми человек может там столкнуться. Среди них весьма необычным является представитель мира цветов – ландыш, который является долгожданным первоцветом

Образование почвы

Верхний слой почвы отличается рыхлостью, имеет четыре основные составляющие:

  • органические – живые организмы (грибы, бактерии, беспозвоночные животные, водоросли);
  • твердые – химические элементы, которые отвечают за плодородие почвы;
  • газообразные – кислород, азот, органические соединения;
  • жидкие – с их помощью растения питаются влагой и веществами, растворенными в ней.

Такой состав формировался на протяжении довольно длительного периода времени. На образование почвы влияло взаимодействие следующие факторы:

  • климата;
  • рельефа;
  • материнской породы;
  • микроорганизмов, животных, растений.

Почва определяет растительный покров, но и сама от него напрямую зависит. Образование почвы считается очень сложным процессом. Исходя из того, на какой горной породе формировалась почва, она бывает песчаной или глинистой. На основные свойства почвы влияет материнская порода, из которой она была образована.

Немаловажную роль в образовании играют микроорганизмы, населяющие ее. Они влияют на химический состав, физические свойства, способствуют накоплению органических веществ. Биологические элементы, перегнивая под воздействие микроорганизмов, образуют перегной. Без него, глина или песок, не могут считаться почвой.

Гонения на скоморохов и угасание традиции скоморошества

Но, как и в нынешние времена, так и во времена Древней Руси, официальная власть и общепринятая церковь не слишком приветствовала ватаги смутьян, гнущих линию поклонения языческим богам и устраивавшим народные гуляния, временами выливавшиеся в локальные крестьянские восстания.

Учитывая тот факт, что с 988 года, когда светлый князь Владимир Красно Солнышко, впоследствии получивший прозвище «Великий», окрестил Русь, начался активный, жестокий и кровавый процесс христианизации общества, с вытекающим из него уничтожением языческих идолов, идолопоклонников и общин, не желавших смириться с навязываемой политикой.

Масла в огонь ненависти правящих элит к скоморохам подливал и тот факт, что там, где прогулялась «ватага», нередко случались драки, воровство, грабежи, поджоги и многие другие беды. 

Более того, учитывая не слишком рьяное желание вчерашних язычников становиться христианами, колкие высказывания и острая сатира нередко поднимала недовольный положением дел народ против княжеской дружины и христианских священников.

Однако, без структурированной системы внутренней государственной безопасности, в условиях отсутствия средств моментальной связи, бороться со скоморохами – равносильно поиску иголки в стоге сена. 

Поэтому, несмотря на постоянные гонения, традиция скоморошества продолжала существовать вплоть до XVII века, когда в 1648 и в 1657 гг. по инициативе архиепископа Никона были подписаны царские приказы, запрещавшие скоморошескую деятельность.

Священнослужители вместе с дружинниками провели огромный комплекс мероприятий, среди которых особо выделилась борьба с любыми музыкальными инструментами и запрет «кабачных» музыкантов. Временами доходило до поиска и уничтожения даже личного инструментария граждан, что в конце концов возымело успех. 

Постепенно перестали существовать ватаги, а сами скоморохи начали активно менять профессию. Кто становился дрессировщиком при дворе вельмож, кто создавал странствующие кукольные театры, а кто – по старой памяти шел в ярмарочные веселители и балаганщики. 

В итоге – традиция и культура скоморошества так или иначе повлияла на культурные черты многих славянских народов.

МУЗЫКА

Сюжеты и образы фресок

В симфонии «Фрески Софии Киевской» композитор В. Кикта создаёт яркие запоминающиеся образы: «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого» (№ 4), «Борьба ряженых» (№6), «Музыкант» (№7), «Скоморохи» (№9).

В «Групповом портрете дочерей Ярослава Мудрого» два пласта звучания. Первый — нисходящие мелодические попевки скрипок, тремоло которых создаёт трепетное, зыбкое, изящное звучание. Второй — повторяющиеся пятизвучные нисходящие интонации арфы, которые звучат неопределённо, неясно, словно мерцающие свечи. Так композитор рисует образы загадочных и утончённых девушек — дочерей князя, изображённых неизвестными мастерами-живописцами на фресках собора, будущих королев Франции, Норвегии и Венгрии.

В «Борьбе ряженых» жёсткие короткие ритмы ксилофона в разных регистрах перемежаются с напряжённым журчанием арфы. Быстрый темп музыки, её безостановочное движение усиливает яркий, радостно-тревожный характер части.

  • Сравни две части симфонии. Какими приёмами развития композитор достигает контраста образов?

  • В музыке какой из частей подчёркивается мерная поступь, безостановочное движение? В какой форме написаны эти музыкальные фрески?

Фреска «Музыкант» — одна из самых драматичных частей симфонии. Музыка рисует образ одинокого музыкан-та-скрииача. Композитор использует тембр солирующего альта, который подражает звучанию древнего струнного инструмента — гудка, предка современной скрипки. Фон для главной темы этой части составляют монотонный долгий звук (ключ для настройки арфы скользит по струнам) и отзвуки арфы.

В «Скоморохах» композитор рисует «беспечное племя весёлых бродяг». Эта часть построена на коротких плясовых повторяющихся интонациях с шутовством, насмешкой, безостановочным движением, бряцанием струнных инструментов, перезвоном бубенцов, подражанием балалаечным и свирельным наигрышам.

  • Сравни две части симфонии — «Музыкант» и «Скоморохи». Как варьирование главных тем этих частей даёт возможность композитору создать контрастные образы?

  • Как знакомая тебе песенная тема симфонии звучит в «Скоморохах» на фоне колокольного звона?

  • Какой из образов симфонии произвёл на тебя особое впечатление? Почему?

  • В чём современность музыкальных образов, созданных В. Киктой в этом сочинении? Свои размышления запиши в творческую тетрадь.

  • Как ты понимаешь смысл высказывания П. Чайковского применительно к данному сочинению: «Если ты в самом себе не находишь мотивов для радостей, смотри на других людей. Ступай в народ. Смотри, как он умеет веселиться…»?

живописность музыки     контраст образов     варьирование

Как церковь не приняла скоморохов и при чем тут половцы

Роль церкви в жизни древнерусского человека выросла после больших военных поражений. В 1068 году войско русских князей Святослава, Изяслава и Всеволода разбили половцы. Картина Виктора Васнецова «После побоища с половцами», где степь удобряют своими телами убитые ратники, написана с фрагмента «Слово о полку Игореве». Сюжет картины в историческом времени разворачивается позже, чем первое поражение русских князей, но отражает доминирующий страх того времени, выросший из-за разбитости русского войска кочевыми племенами. Поражение 1068 года разожгло всеобщее ощущение древнерусского апокалипсиса. Церковные служители открыли богословские книги в поисках ответов. Тем временем в церквях было пусто, как в осеннем поле. Никто не шел на поклон к иконостасу. Все кутили с шутами. Священники молились и грустили, что не слышат шепот исповедей. Монах Феодосий Печерский в проповедном тексте «Поучение о казнях Божиих» писал:

Феодосий одним из первых употребил слово «скоморох». До него бродячих комиков называли «гусцы», «плясцы» или «игрецы». Нестор включил поучение Феодосия в свою каноничную летопись «Повесть временных лет», закрепив это название. Исследователи поучения Феодосия отмечают, что монах пытается изменить прежний уклад жизни. Поражение князей, разбойничьи набеги на деревни вызвали кризис общественных смыслов, а значит — это был хороший момент для вселения сомнения в языческих идеях в народное сознание. Живым воплощением язычества и объектом поругания для церковников стали скоморохи с их гуслями и гоготом.

Как появились скоморохи на Руси и почему их решили уничтожить

В современном представлении скоморохи — этакие цирковые артисты, развлекающие публику. Но на самом деле их вклад в культуру был очень велик.

Скоморохи на Руси были по сути своей глашатаями правды. Они не боялись показать в своих сценках неприглядные дела бояр и даже правителей России.

Фактрум предлагает поближе познакомиться с культурой скоморохов и узнать, почему их не любили сильные мира сего.

«Скоморохи в деревне». Ф. Рисс

Доподлинно неизвестно, но, скорее всего, бродячие актёры стали приходить на территорию Руси из Византии или же из более западных стран. И само слово «скоморох» происходит от византийского слова «скоммарх» — мастер шутки. Покровителем скоморохов был Троян — славянский бог, помогающий комедиантам.

Первое упоминание о скоморошестве датируется серединой XI века, о бродячих шутах упоминается даже в «Повести временных лет». А в XVI веке одиночные артисты стали объединяться в группы, так называемые «ватаги».

Они были достаточно многочисленны, в некоторые входило до ста человек. Позднее скоморохи перестали активно путешествовать и стали организовывать маленькие скоморошечьи деревни.

Оттуда они несколько раз в месяц выезжали в соседние поселения.

Чем занимались бродячие шуты

Безусловно, скоморохи были талантливыми комедиантами. Они ходили по городам и сёлам и веселили людей, показывая им забавные сценки. В основном, артисты выступали на площадях и ярмарках, но приглашали их и в боярские терема. Был у шутов и богатый реквизит: различные костюмы и маски из бересты или кожи.

Меняя маски, один и тот же скоморох мог исполнять разные роли. Были скоморохи и хорошими певцами. Все свои произведения они сочиняли сами, и у каждой ватаги они были свои. Скоморошья музыка была весёлой и задорной, от неё ноги сами пускались в пляс. Но исполняли они и грустные баллады.

Многие произведения скоморохов люди разбирали на цитаты, дошедшие и до наших дней.

«В костюме скомороха». А. Васнецов

Чаще всего вместе с бродячими артистами путешествовал и дрессированный медведь, обученный показывать различные трюки. А некоторые ватаги предпочитали водить с собой быка или козу.

Нередко скоморохи устраивали кукольные представления по мотивам сказок.

Но вместе с этим бродячие шуты были хорошими знатоками различных примет и астрологии, поэтому могли дать полезный совет, например, насчёт начала жатвы.

Большинство произведений скоморохов были сатиричными. Нередко скоморохи подвергались гонениями за то, что высмеивали бояр, представителей духовенства и простой народ.

И если крестьяне и городские жители искренне смеялись над сценками, то сильные мира сего негодовали и хотели скоморохов истребить.

Особенно рьяно этим мечтала заняться русская церковь, ведь во многих обрядах и представлениях они видели языческие мотивы.

Как и почему уничтожили скоморохов

Многие представители церкви ненавидели скоморохов и считали, что они являются представителями культа Трояна.

Из-за этого и из-за выставления церкви в неприглядном виде в XV веке начались активные действия против скоморохов. Их арестовывали, били розгами и батогами, бросали в тюрьмы, а инструменты сжигали на кострах.

Благодаря стараниям архиепископа Никона в 1648 году царь Алексей Михайлович подписал указ, запрещающий скоморошество на Руси.

Позднее оставшиеся не у дел скоморохи стали заниматься другими, более угодными церкви и государству делами. Своё актерское поприще они не оставили, а стали выступать в балаганах и на ярмарках. Они всё так же показывали представления с фокусами, куклами и дрессированными животными, но делали это уже в ином ключе, оставив в стороне насмешки.

Можно ли гулять с енотом зимой?

Вы сами знаете, как реагенты портят обувь, представьте, что твориться с незащищенными лапками! Для чувствительных лап – это серьезный химический ожог, а некоторые еще успевают и облизать лапы или нанюхаться этой химической отравы и тогда получается хим.ожог уже внутренних органов. Отсюда вывод: Выбирайте безопасные места для прогулок, потому что реагентами обрабатывается только проезжая часть и самые крупные тротуары. Ограничьте зимние гуляния с енотиком и переносите его на ручках в безопасные места, будьте более бдительны. Во избежание лечения термических или химических ожогов, несите своего любимца на руках от квартиры до вашего места выгула с чистым, нетронутым снегом.

Внешний вид

Енот — это животное с массой тела не более 12 кг и длиной до 70 см. Он покрыт густой серо-бурой шерстью, а на пышном хвосте есть черные полосы. Плотная шкура защищает зверька от укусов насекомых, а на солнце его мех искрится.

Голова у енотов широкая, на ней расположены небольшие уши. Вокруг глаз темная шерсть, а ото лба к кончику острого носа проходит черная полоска. Благодаря вибриссам на животе, груди и голове, животное хорошо ориентируется в темноте.

Бо́льшую часть информации оно получает путем осязания.

У енота короткие лапы, но зато у них цепкие и подвижные пальцы. Следы, оставленные зверьком, напоминают человечьи. Подошвы лапок кожистые, а когти не выдвигаются. Походка животного осторожная, во время движений енот практически не издает никаких звуков. Только в расслабленном состоянии и во время еды он становится на задние лапы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Росспектр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: