Процесс изготовления
- Секрет.
Хохлома имеет золотую отделку, но на самом деле ее делают не из драгоценного металла. Деревянную посуду покрывают серебристым оловом, а уже после обжига посуда выглядит так, словно покрыта золотом. Секрет в том, что посуду покрывают специальным лаком, сделанным из льна.
- Экспорт.
Посуду, расписанную в стиле хохломы, активно отправляли в другие страны по реке Волги. Изделия шли на экспорт в Индию, Среднюю Азию и Персию.
- Париж.
В конце девятнадцатого века хохломская роспись стала популярной в Париже.
- Ложка.
Самой известным и популярным изделием на протяжении длительного времени была хохломская ложка. Умелые мастера могли изготовить ее всего за пятнадцать минут.
- Развитие.
Хохломская роспись развивалась очень бурно, что привело к появлению скупщиков
Быстрое развитие сказалось на качестве изготовленной продукции: появилось желание покупать дешевый товар, а на качество особо не обращали внимание. Чтобы избежать спада качества изделий, была создана специальная школа, в которой мастеров обучали обрабатывать и расписывать дерево. Создание такой школы позволило сохранить качество изделий и увеличить количество продукции
Создание такой школы позволило сохранить качество изделий и увеличить количество продукции.
Интересные факты
В жизни Антонио Страдивари произошло множество интересных событий, среди которых выделяются следующие:
- Познакомился Страдивари с Николо Амати когда Антонио, будучи простым столяром, работал в одной из непримечательных мастерских, он был совсем юн. Николо принимает решение взять мальчика к себе в подмастерья, не до конца осознавая, с каким талантом столкнула его судьба.
- Согласно одной из легенд, чтобы создать идеальный инструмент, Амати использовал внутренние органы ягнят. Каждое утро он отправлял Страдивари в мясную лавку с тайной запиской, в обмен на которую Антонио получал внутренности животных, их возраст начинался строго с 3 месяцев. Лишь спустя длительное время Страдивари осознал, что это и есть секретный ингредиент, благодаря которому звучание скрипок становилось мощным, чистым и невероятно красочным. Но сам Антонио никогда не прибегал к таким мерам, и когда у него спросили, в чем же секрет его волшебных скрипок, он сообщал, что использует собственноручно изготовленное покрытие из крыльев и лапок насекомых, которых он находит на полу своей мастерской. Страдивари не спешил расставаться со своими тайнами, он хотел быть единственным в своем роде.
- У Антонио был великолепный слух, который позволял ему улавливать даже едва слышную фальшь. Поэтому если он замечал какое-то несовершенство в инструменте, то вновь принимался за работу и старался довести ее до конца.
- Мастер был трудолюбивым, и именно это качество позднее распространило о нем славу далеко за пределы родной Кремоны.
- Одним из первых нововведений Страдивари был удлиненный корпус инструмента, который позволял ему звучать сильнее, насыщеннее и пронзительнее. Такое новшество Антонио стал использовать, когда постепенно отошел от влияния Николо.
- В сфере создания музыкальных инструментов Страдивари заслуженно получил звание новатора и революционера, потому что он преобразил не только внешний вид скрипок, но и начал создавать виолончели по совершенно новым законам. Антонио сделал этот инструмент легче, уменьшил габариты и улучшил частоту звучания.
- Из-за того, что скрипки Страдивари представляли собой огромную материальную ценность, на них часто покушались воры. В 1936 году скрипка «Гибсон» была украдена прямо из гримерки музыканта Бронислава Губермана, практически сразу после того, как он выступил на сцене. Любопытно, что грабитель так и не продал инструмент, а старательно хранил его более 50 лет, до тех пор, пока не осознал, что вскоре умрет от смертельного заболевания. Тогда вор завещал своей жене хранить скрипку, но и так и не рассказал, в чем заключалась ее истинная ценность. Только спустя 4 года женщина поняла, какой уникальной вещицей обладает, и решает вернуть пропажу за символическое вознаграждение. За инструмент она получила 263 тысячи долларов, а в настоящее время обладателем «Гибсона» является эксцентричный музыкант Джошуа Беллу.
И напоследок будет любопытно узнать, что старый еврейский анекдот про портных переделан из старого итальянского анекдота про скрипачей:
В небольшом итальянском городке Кремона на центральной улице жило несколько великих скрипичных мастеров. Первым боевые действия начала семья Амати, повесившая большую вывеску над своей мастерской «Лучшие скрипки в Италии». В ответ на это семья Гварнери тоже украсила свой магазин – «Лучшие скрипки в мире» Мастерская Антонио Страдивари, который раньше служил бесплатным учеником у Николо Амати, находилась в самом конце улицы и Страдивари повесил на ней скромную вывеску «Лучшие скрипки на этой улице».
Гитара
Одним из самых известных музыкальных инструментов является гитара. Нет ни одного взрослого человека, кто бы не знал про неё и не мечтал в пору своей юности сыграть на ней. Красивый звук гитары приводит меня в трепет и не может оставить равнодушным.
Даже во времена Пушкина гитара была атрибутом романтического человека, наделённого романтическими чувствами. Об этом поэт даже стихотворение написал. Вот его отрывок.
С гитарой и шпагой
Я здесь под окном.
Звучит чарующе, в голове сразу возникают образы прекрасной дамы, смотрящей с высокого балкона на своего кавалера. Может быть, поэтому гитара так мне нравится. В современном мире без неё сложно представить выступление большинства групп или поход у костра. Гитара словно несёт с собой праздник для каждого человека.
Где впервые появился этот музыкальный инструмент сказать сложно. Точно известно в Древней Греции он уже существовал, потом появился с Испании, а затем распространился по всей Европе, попав и в Россию от итальянских композиторов в семнадцатом веке.
Сейчас существуют различные варианты гитар, что конечно является большим плюсом для распространения этого музыкального инструмента по всему миру. Это акустическая и электрическая гитара, синтезаторная гитара и много других. К примеру Пол Маккартни играл на бас — гитаре, а Джимми Хэндрикс и Курт Кобейн использовали электрогитару. И каждая из них имела уникальную форму, узнаваемую фанатами артистов. Так родилась особая мода и борьба за звук в мире гитар.
Для улучшения звука инструмента используются разные пород деревьев. Для акустических гитар подходит кедр, он делает звук мягких и воздушным, а электрическую могут изготовить из ясеня или ольхи. Это кажется удивительным, что зная особенности материала (древесины) её вес и плотность, можно предположить какой в итоге буде по звучанию звук: резкий, порывистый, или нежный, воздушный.
И этос ёще одна причина, чем меня привлекают гитары. Можно стать волшебником, можно создать что-то особенное, непохожее не на что виденное ранее заменив, лишь один материал на другой. Мне самой хотелось бы сыграть на гитаре изготовленной из экзотического материала кокоболо. Он имеет красноватый оттенок с черными прожилками полосок. Думаю одно удовольствие держать её в руках. И кто знает, может быть однажды моя мечта исполнится.
Последующее изготовление инструментов
До 1684 года влияние Николо Амати в шедеврах Страдивари чувствовалось довольно сильно, поскольку Антонио старался следовать тем заповедям настоящего виртуоза, о которых тот ему рассказывал. Но как только Николо умирает, Страдивари начинает пробовать что-то новое, экспериментировать, создавать музыкальные инструменты так, как ему кажется правильным. Мастер постоянно находился в поисках идеального сочетания между неповторимым и изящным внешним видом и чистым звучанием.
В 1698 году на голову Страдивари сваливается трагическое событие – умирает его дорогая Франческа. Однако Антонио недолго был одинок, и спустя год он вновь связывает себя узами брака. На этот раз его избранницей становится Антониа-Мария Замбелли (Antonio-Maria Zambelli). В браке рождается пятеро детей, однако ни один из них не следует по пути отца. Дети не смогли унаследовать талант мастера.
Первые двадцать лет последующего столетия считаются самыми удачными, «золотыми» в жизни Антонио Страдивари. Именно в этот период гений создает лучшие инструменты, знаменитые неповторимым звучанием и безупречным дизайном.
В начале 30-х годов XVIII века мастер продолжает работать, но делает это менее интенсивно, так как стали сказываться возраст и проблемы со здоровьем. В этом время Страдивари начинает замечать, что его рука не так тверда, как раньше, поэтому ювелирную работу над своими творениями он провести уже не мог. Тем не менее, даже находясь одной ногой в могиле, Страдивари не забрасывает изготовление инструментов. Он принимает решение сделать меньше, но качественнее. Над каждой скрипкой Антонио старается до тех пор, пока звучание полностью его не устроит.
За всю жизнь у Страдивари было только три ученика – это два его сына и Карло Бергонци (Carlo Bergonzi), скрипичных дел мастер и представитель кремонской школы. Но ни один из последователей Антонио не смог достигнуть такого же уровня мастерства, никто не обладал необходимым талантом, чтобы превзойти гения.
Маркировка
Страдивари помечал созданные инструменты своеобразной надписью на латинском языке: «Antonius Stradivarius Cremonensis Faciebat Anno».
На специальных этикетках мастер в 1736 году ставил отметку «d’anni 92», а в следующем году – «d’anni 93». Этим он подписывал свой возраст.
Какие бывают скрипки
Несмотря на общепринятые стандарты, существует несколько видов инструмента, которые отличаются по размерам, акустическим свойствам, методу изготовления. Дополнительные части скрипки могут быть признаком того, что устройство имеет определенные свойства. Например, для сольных выступлений могут использоваться экземпляры, оснащенные звукоснимателями. На такой электроскрипке любила играть Ванесса Мэй.
По методу изготовления
Это могут быть три категории, которые принято называть по способу производства:
- мастеровые – редкие экземпляры, которые изготавливаются под определенного скрипача, передается из поколения в поколение;
- заводские – обычно инструменты для обучения в музыкальной школе, особой ценности не имеют;
- фабричные – раритетные устройства, обычно имеют гравировку фабрики-производителя.
Родственные инструменты, слева направо: скрипка, альт, виолончель, контрабас.
По размеру
С момента начала обучения игре и в процессе профессиональной деятельности скрипач может поменять не один инструмент. Это зависит от того, что человек растет, меняется длина руки, кисти. Взрослые музыканты обычно играют на скрипке 4/4 «четыре четверти». Вес и размеры скрипок для взрослых – 300-400 г, 60 см.
Могут существовать и другие виды по размеру. Самые маленькие – это «шестнадцатая», «восьмушка» и «четвертинка». На них учатся музицировать дети в возрасте трех лет. В средних и старших классах используются 1/2 («половинка») и 3/4 (трехчетвертная).
Популярные темы сообщений
- Коралловые полипы Коралловые полипы – класс кишечнополостных беспозвоночных морских животных, ведущих прикрепленный образ жизни. В их жизни нет стадии превращения в медузу. На сегодняшний день, ученым известно больше 6 тысяч видов.
- Атлантический океан Атлантический океан – значимый мировой водный объект, уступающий своей площадью и глубиной только Тихому океану. Его воды буквально отделяют Западное полушарие от Восточного, а именно материки: Америки от Евразии и Африки.
- История Воронежа Впервые название Воронож встречается в летописях при описании событий 1177 года. Потерпев поражение, рязанский князь Ярополк бежал в местечко с таким названием. Но общепризнанным годом основания Воронежа считается 1571 год.
О детском настроении
О детском настроении несколько слов отдельно. Сегодняшнее, сиюминутное настроение играет для ребёнка немалую роль (в значительно большей степени, чем у взрослого), как при слушании музыки, так и при занятиях на музыкальном инструменте. Вчера, в солнечный удачный день всё ему было в радость. А сегодня что-то не ладится, и музыка его только раздражает. Ну что ж! В отношении детей, особенно маленьких, далеко не всегда уместны точный распорядок и неукоснительная дициплина. Напротив, здесь, на наш взгляд, необходима гибкость и способность к компромиссам.
Знаем семью, в которой для пятерых детей распорядок дня был расписан до мелочей. И родители поставили перед собой задачу точно придерживаться составленного графика. Любые отклонения от него жёстко присекались. Результат оказался плачевный. Как только дети подрастали и выходили из-под контроля родителей, они, что называется, «пускались во все тяжкие»: уходили из семьи, рано вступали в сексуальные отношения, даже принимали наркотики. Побеждало стремление вырваться из-под системы подавления детских желаний, которые далеко не всегда совпадают с желаниями взрослых. Так бывает, когда вода, долго сдерживаемая запрудой, прорывается на свободу, затапливая всё кругом.
Не стоит насильно заставлять детей делать то, к чему сегодня у них не лежит душа.
Музыкальный вкус детей, как правило, зависит от вкуса родителей
Какую музыку давать слушать в дошкольном возрасте? Правильно ответить на этот вопрос важно, так как музыкальный вкус малышей только формируется и они не способны отличить хорошую музыку от плохой, неинтересной. Считаем, что вкус детей должен быть воспитан на классике, приучен к хорошей музыке. К музыке для детей вполне подходит определение, которое дал С
Маршак для детской литературы: «Она должна быть написана как для взрослых, только намного лучше». Как в классической музыке, так и в «лёгкой» (разделение это достаточно условно) у детей есть свои предпочтения. Не берёмся объяснить почему, но замечно, что Моцарта, например, маленькие слушают особенно охотно. Кто знает, почему? Не исключено, что композитор, в детстве имевший славу вундеркинда, сохранил в своей музыке то яркое, детское, подзабытое нами, взрослыми, восприятие мира. И потому особенно понятен маленьким слушателям…
К музыке для детей вполне подходит определение, которое дал С. Маршак для детской литературы: «Она должна быть написана как для взрослых, только намного лучше». Как в классической музыке, так и в «лёгкой» (разделение это достаточно условно) у детей есть свои предпочтения. Не берёмся объяснить почему, но замечно, что Моцарта, например, маленькие слушают особенно охотно. Кто знает, почему? Не исключено, что композитор, в детстве имевший славу вундеркинда, сохранил в своей музыке то яркое, детское, подзабытое нами, взрослыми, восприятие мира. И потому особенно понятен маленьким слушателям…
Знаем семью, в которой девочка с удовольствием слушала музыку Шопена. В другой семье папа увлекался современной музыкой, и любимым композитором его шестилетней дочки был Хиндемит. Сын одного из авторов в четыре года любил слушать «Лунную сонату» Бетховена. «Дети, — писал И. П. Павлов, — тонко перенимают не только привычки и манеры взрослых, но и их эмоции».
Деревянные духовые инструменты.
Большая семья различных инструментов, не обязательно сделанных из дерева. Звук порождается вибрацией воздуха, проходящего по инструменту. Нажатие клавиш укорачивает/удлиняет воздушный столб и меняется высота звука. Каждый инструмент обычно имеет свою сольную линию, хотя исполнять её могут и несколько музыкантов.
Основные инструменты семейства деревянных духовых инструментов.
Флейта — современные флейты очень редко бывают из дерева, чаще из металла (в т.ч. драгоценных металлов), иногда из пластика и стекла. Флейту держат горизонтально. Флейта — один из самых высоких по звучанию инструментов в оркестре. Самый виртуозный и технически подвижный инструмент в семействе духовых, благодаря этим её достоинствам ей часто поручается оркестровое соло.
Вольфганг Амадей Моцарт Концерт для флейты № 1
Гобой -мелодичный инструмент с диапазоном ниже, чем у флейты. По форме немного конический, гобой обладает певучим, однако несколько гнусавым тембром, а в верхнем регистре даже резким. Он в основном используется как оркестровый сольный инструмент. Поскольку во время игры гобоисты должны перекашивать своё лицо, их иногда воспринимают как ненормальных людей.
Винченцо Беллини Концерт для гобоя с оркестром
Кларнет — бывает нескольких размеров, в зависимости от требуемой высоты звучания. Кларнет использует только один язычок (трость), а не двойной как у флейты или фагота. Кларнет обладает широким диапазоном, тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.Проверьте себя: Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Карл Мария фон Вебер Концерт для кларнета № 1
https://youtube.com/watch?v=rxPqxOi7H00
Фагот — самый низкий по звучанию из деревянных духовых инструментов, используется как для басовой линии, так в качестве альтернативного инструмента мелодии. В оркестре обычно три-четыре фагота. Играть на фаготе в силу его размеров тяжелее, чем на остальных инструментах этого семейства.
Вольфганг Амадей Моцарт Концерт для фагота
Ицхак Перлман
Во второй половине XX века трудно отыскать имена скрипачей, которые могли бы сравниться с Ицхаком Перлманом.
Инструмент заинтересовал его в 4 года, когда он по местному израильскому радио услышал концерт классической музыки. Когда ему исполнилось 10, на радио крутили уже его выступления.
Всемирная известность пришла к нему в 1958 году, после визита на шоу Эда Салливана, которое было одним из самых популярных на американском телевидении.
В 1963 году, когда Перлману было всего 18 лет, он впервые выступил в «Карнеги Холл», на сцену которого удается попасть не каждому взрослому музыканту.
Помимо игры на скрипке он также является дирижером и педагогом, воспитавшим не один десяток талантливых исполнителей.
Его коллекция наград внушает уважение: чего стоят только 5 статуэток «Грэмми» и Президентская медаль Свободы.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Проект педагога дополнительного образования Лизневой Е.А. МБОУ ДОД ДШИ
№12 г.о. Самара 2014 год.
Интересные факты о скрипке
Слайд 2
Скрипка
Слайд 3Откуда появилась
скрипкаНевозможно точно установить, кто
изобрёл скрипку, но доподлинно известно, что самые лучшие экземпляры этого удивительного по красоте звучания инструмента были изготовлены в XVII и XVIII веках. В Италии существовали целые знаменитые семьи создателей скрипок. Секреты изготовления скрипок тщательно оберегались и передавались по наследству.
Слайд 4Самой известной семьёй мастеров – создателей скрипки была семья Амати из
итальянского города Кремона. Долгое время считалось, что скрипки с такой удивительной и редкой мелодичностью и нежностью не способен создать больше никто.
Слайд 5Но у Николо Амати был талантливый ученик Антонио Страдивари его без
преувеличения называли мастером мастеров. Он создал скрипку несколько большую по размеру и более плоскую, чем те, что существовали до него. Но самое главное, что ему удалось приблизить звук инструмента к тембру человеческого голоса.
Слайд 6Известно, что Страдивари создал более 1000 инструментов. Многие из них назывались
по имени музыкантов, которые играли на них. До наших времён сохранилось всего лишь 540 скрипок Страдивари, каждая из которых очень высоко ценится и считается выдающимся произведением искусства.
Слайд 11Существует легенда, что Леонардо да Винчи распорядился, чтобы всё время, пока
в его студии позирует Джоконда, там звучала музыка в исполнении струнных. Её улыбка была отражением звучавшей музыки.
Слайд 13 Самая дорогая скрипкаСкрипка, сделанная известным итальянским
мастером Джузеппе Гварнери, была продана в июле 2010 на аукционе в Чикаго за $18 миллионов и является самым дорогим музыкальным инструментом в мире. Скрипка была сделана в 1741 году в XIX веке и принадлежала знаменитому скрипачу Анри Вьетану.
Слайд 14 Самые маленькие скрипкиВ 1973 году Эрик
Слайд 17Перед тем, как расписать скрипку, художнице нужно снять струны и подготовить
поверхность к нанесению рисунка. Удивительные, причудливые, яркие творения Джулии Борден неповторимы и притягивают взгляды зрителей.
Слайд 19Среди произведений Моцарта есть необычный дуэт для двух скрипок. Музыканты должны
встать друг к другу лицом и положить страницу с нотами между собой. Каждая скрипка играет свою партию, но обе партии записаны на одной и той же странице. Скрипачи начинают читать ноты с разных концов листа, затем встречаются в середине и снова удаляются друг от друга, а в целом получается красивая мелодия.
Слайд 20Эйнштейн любил играть на скрипке и однажды принял участие в благотворительном
концерте в Германии. Восхищённый его игрой местный журналист узнал имя «артиста» и на следующий день опубликовал в газете заметку о выступлении великого музыканта, несравненного виртуоза-скрипача, Альберта Эйнштейна. Тот сохранил эту заметку себе и с гордостью показывал её знакомым, говоря, что он на самом деле знаменитый скрипач, а не учёный.
Слайд 21Один из лучших скрипачей американец Джошуа Белл 12 января 2007 года
согласился принять участие в эксперименте — утром на протяжении 45 минут он играл в вестибюле станции метро под видом обычного уличного музыканта. Из тысячи прошедших мимо людей только семеро заинтересовались музыкой.
Слайд 22 МузыкаН.Паганини (исп. Леонид Коган) Соната № 1 для скрипки и
гитары ля мажор, соч. 2 № 1: Менуэт. AdagioВ презентации использованы материалы Википедии,сайтовen.wikipedia.orgmissjacobsonsmusic.blogspot.ruru.wikipedia.orgwww.washingtonpost.comwww.terra-2.ruwww.rate1.comwww.kulturologia.ruhttp://samoe-samaya.ruhttp://sitefaktov.ru
4 Гобой
Максимальное звуковое давление: 116 дБ
Инструменты, считающиеся прямыми предшественниками современного гобоя, известны с античности и сохранились в первозданном виде в разных культурах. Народные инструменты, такие как бомбарда, волынка, жалейка, дудук, гайта, хитирики, зурна вместе с инструментами Нового времени (мюзетт, собственно гобой, гобой д’амур, английский рожок, баритоновый гобой, барочный гобой) составляют обширное семейство этого инструмента.
Гобой используется в качестве сольного инструмента в камерной музыке и симфоническом оркестре.
Основу репертуара для гобоя составляют произведения эпохи барокко (сочинения Баха и его современников) и классицизма (Моцарт). Реже исполняются сочинения композиторов-романтиков (Шумана) и современных композиторов.
История происхождения скрипки
Возникновению «королевы музыки» предшествовало появление различных струнных щипковых. Изобрести инструмент по разным данным могли Гаспаро да Сало и Андреа Амати. Древнейшие подобия скрипки были у разных народов. Ученые считают, что ее предшественниками могли стать ребаб, фидель, кротта. Но главный предок – виола, которая была очень распространенным аристократическим инструментом в средневековой Европе.
XVI век ознаменовался разделением двух основных струнных смычковых. В аристократических семьях играли на виолончели, а на улицах звучала скрипка. Эти два представителя одного семейства имели главное различие в звучании. Первый издавал низкий, тихий звук, подходил для раздумий, второй – визжащий, резки, под который простолюдины любили танцевать. Русское название происходит от слова «скрыпати», которое может относиться к старо-славянской группе.
Разница между виолончелью и скрипкой еще и в разных размерах. Первый массивный устанавливали на полу, а второй можно было везде носить с собой и играть, удерживая в руках. Конкуренция между двумя инструментами привела к победе «королевы музыки». Кто первый ее изобретатель установить трудно. Но история скрипки помнит имена таких знаменитых мастеров, как Николо Амати, Антонио Страдивари, Джузеппе Гварнери. Также известно, что родная страна инструмента – Италия. Точный год, когда могли придумать первую скрипку, не определен.
В большинстве стран Европы инструмент обрел огромную популярность в 18 веке. Он стал звучать в оркестрах, его использовали в своих произведениях Никола Маттейс, Джузеппе Торелли, Джузеппе Тартини. На родине величайших мастеров появились различные виды скрипок.
Разновидности и функции
Существует несколько видов скрипок — народная и классическая. Первый также делится на подвиды в зависимости от музыкальный традиций и предпочтений. Оба варианта практически не отличаются, это родственные музыкальные инструменты. Разница между классической и народной скрипкой заключается только в сфере использования. Если первая подходит для исполнения академической музыки, то вторую покупают скрипачи-самоучки.
В разные эпохи у инструмента были свои функции. Барокко стало периодом расцвета классической скрипки. Она стала ведущим инструментом в ансамблях благодаря особому звучанию, похожему на человеческий голос.
В оркестрах музыкантов делят на две группы — первая (исполняет мелодическую линию) и вторая скрипка (аккомпанемент или имитация). Первый музыкант, которого еще называют концертмейстером, может исполнять мелодию сольно. Но такая честь предоставляется только известным музыкантам.
Часто встречаются выступления струнного квартета. В его состав входят две скрипки, виолончель и альт. При этом сольная партия может быть у любого из этих инструментов. Игра на скрипке входит во многие конкурсные программы.
Техника игры на скрипке, приёмы
Струны прижимаются четырьмя пальцами левой руки к грифу (большой палец исключён). По струнам водят смычком, находящимся в правой руке играющего.
От прижима пальцем к грифу струна укорачивается, тем самым повышая высоту звучания струны. Струны, не прижатые пальцем, называются открытыми и обозначаются нулём.
Партия скрипки пишется в скрипичном ключе.
Диапазон скрипки — от соль малой октавы до до четвёртой октавы. Более высокие звуки трудны.
От полуприжима струны в определенных местах получаются флажолеты. Некоторые флажолетные звуки по своей высоте идут дальше обозначенного выше диапазона скрипки.
Прикладывание пальцев левой руки называется аппликатурой. Указательный палец руки называется первым, средний — вторым, безымянный — третьим, мизинец — четвёртым. Позицией называется аппликатура четырёх соседних пальцев, отстоящих один от другого на тон или полутон. На каждой струне можно иметь семь и более позиций. Чем выше позиция, тем она труднее. На каждой струне, исключая квинты, идут преимущественно только до пятой позиции включительно; но на квинте или первой струне, а иногда и на второй, пользуются более высокими позициями — от шестой до двенадцатой.
Способы ведения смычка имеют большое влияние на характер, силу, тембр звука, да и вообще на фразировку.
На скрипке в норме можно брать одновременно на соседних струнах две ноты (двойные струны), в исключительных случаях — три (требуется сильное давление смычка), а не одновременно, но очень быстро — три (тройные струны) и четыре. Такие сочетания, преимущественно гармонические, легче исполнять при пустых струнах и труднее без них и используются как правило в сольных произведениях.
Весьма распространен оркестровый прием тремоло — быстрое чередование двух звуков или повторение одного и того же звука, создающее эффект дрожания, трепета, мерцания.
Прием коль леньо (col legno), означающий удар древком смычка по струне, вызывает стучащий, мертвенный звук, который так же с большим успехом применяется композиторами в симфонической музыке.
Кроме игры смычком, пользуются задеванием струн одним из пальцев правой руки — пиццикато (pizzicato).
Для ослабления или приглушения звука пользуются сурдиной — металлической, резиновой, каучуковой, костяной или деревянной пластинкой с выемками в нижней части для струн, которая приставляется к верхней части подставки или кобылки.
На скрипке легче играть в тех тональностях, которые допускают наибольшее применение пустых струн. Самые удобные пассажи — те, которые составлены из гамм или их частей, а так же из арпеджио натуральных тональностей.
Скрипачом трудно стать в зрелом возрасте (но возможно!), так как для этих музыкантов очень важна чувствительность пальцев и мышечная память. Чувствительность пальцев взрослого человека на много меньше, чем у молодого, а мышечная память требует большего времени для становления. Учиться играть на скрипке лучше всего с пяти-шести-cеми лет, возможно даже с более раннего возраста.
Конструкция
Для создания скрипки требуется собрать воедино более 70 деталей из разных пород дерева.
Традиционные породы деревьев для скрипки:
- Ель резонансная для верхней деки
- Клён для завитка, нижней деки и шейки
- Красное дерево, ольха, липа, хвойные для обручиков
- Чёрное дерево для грифа
- Хвойные для клоцев
- Самшит, чёрное или розовое деревья для подбородника, пуговицы, колок.
На классической скрипке крепятся четыре струны. Иногда ставится пятая альтовая струна. Для струн используют жилы, шёлк или металл.
Кто из мастеров изготовил скрипку, можно определить по отдельным деталям. Неповторимой же деталью – «росписью мастера», считается завиток.
Большое значение мастера придавали лаку для покрытия инструмента. От его качества зависит долголетие скрипки и сохранность её голоса. Состав лака хранился мастером в строжайшем секрете. Иногда ученики так и не узнавали точного состава лака.
Полноразмерная скрипка имеет общую длину 60 см, длина корпуса – 35 см, вес от 300 до 400 гр. Для детей выпускают инструменты от 32 до 43 см.
Для игры на скрипке используют смычок – деревянную трость с натянутым вдоль конским волосом, натертого канифолью для лучшего звука. Длина смычка 75 см, вес – 60 грамм.
Сегодня музыканты используют как классические инструменты так и электроскрипки. Но как бы скрипка не выглядела, ее звук продолжает поражать слушателей красотой и силой.