Стили речи в русском языке

Художественный стиль

Его называют отражением литературного языка. Русские писатели и поэты придумывают для него формы и образы, которые затем используют обычные люди. Художественная функциональная стилистика — это система применения возможностей и достижений языка.
Отличие проявляется в эстетической функции. Художественная речь воспитывает чувство прекрасного. Это присутствует и в других стилях, но в данном случае, выразительность играет главную, определяющую роль.
Лексика свободно включает в себя и научный термин, и деловую фразу, если того требует повествование. Главное заключается в том, что слова в художественном стиле описывают понятия, переводя их в образы. Создаются яркие изобразительные и выразительные языковые средства. Перечислим их:

  • эпитет;
  • метафора (сравнение в скрытой форме);
  • аллегория (идея или понятие в конкретизированном образе);
  • олицетворение (когда человеческие свойства переносятся на неживые объекты);
  • антитеза (противопоставление);
  • градация (слова располагают с усиливающимся значением);
  • перифраза.

Как определить стиль речи

Каждому стилю присущи свои особенности. Отличает их и область применения. Научный стиль — энциклопедические статьи, публицистический — в газетах, официально-деловой — стиль официальных документов/мероприятий.

Особенности научного, публицистического и официально-делового стилей

Особенности этих стилей в том, что они представлены в формате монолога. В речи/языке этих стилей есть термины, цифры и факты, слова употреблены в своём прямом значении, а язык «сух», неэмоционален.

Официально-деловой стиль:

  • имеет множество стандартов (шаблонов) написания и разговора
  • используются клише (шаблонные фразы: настоящим информирую вас о том…, стороны договорились о нижеследующем), пассивные конструкции (документ будет подписан, платёж был проведён)
  • часто используются шаблоны. Например, школьные дипломы имеют чётко определённую структуру и содержание, менять которые нельзя

Публицистический стиль характерен:

  • компактным изложением
  • все конструкции должны быть понятными для читателей/слушателей, язык простой
  • присутствуют и фразы-клише («по словам нашего корреспондента»)
  • этот стиль убирает автора и его личную оценку
  • задача — донести информацию о событиях

Особенности художественного стиля

Это стиль художественной литературы.

Учёные спорят о том, является ли художественный стиль одним из функциональных стилей. Дело в том, что он очень разнообразен.

Художественная литература может включать в себя особенности разных стилей. Он представляет собой монолог, как, например, научный стиль. В нём также может быть использован разговорный язык (жаргон, диалект и т.д.).

В то же время он имеет эстетическую функцию (произведения создаются для красоты). Такому стилю присуща художественная выразительность.

Принято говорить о стилях художественной литературы. И в этом контексте стили сближаются с жанрами.

Основные характеристики художественного стиля:

  • многостильность
  • присутствие автора (образа рассказчика)
  • используются средства выразительности

Читайте подробнее про Жанры литературы.

Особенности разговорного стиля

Его область применения — это быт, повседневная жизнь. Основная цель — общение.

Разговорный стиль также может присутствовать в двух формах — устной и письменной. Его можно найти и в художественной литературе, например при диалогах героев.

Основные характеристики:

  • незаготовленная речь
  • отсутствие официальности при общении
  • активно используются мимика, меняется темп речи, ударение, произношение.
  • присутствуют фразеологизмы, вводные слова, восклицательные и вопросительные предложения, лексические повторы и др.
  • встречаются жаргон и диалекты

Читайте больше про Метафору, Анафору, Эпитет и Лексические повторы.

Узнайте также про Фразеологизмы.

Пример текста-повествования:

“Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…”

Примерный текст – изобразительное повествование- отвечает на следующие вопросы:

  1. что случилось? – в городе пошел дождь;
  1. где и с кем произошло? – городские жители дождались дождя;
  1. когда случилось? – летом пошел дождь.

Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Важны единство времени и места проявления признаков.

Напоминание:

Научный стиль речи: примеры из книг

Несмотря на всю строгость в отборе и использовании речевых единиц, научный стиль неоднороден. Строгий и выдержанный тон характерен для научных работ (диссертаций, докладов, монографий и учебников), а вот для научно-популярных текстов допустимо использование художественных описаний.

Фото: multiurok.ru

Сравните два примера:

Ольга Умеренкова «Украшения эпохи бронзы Западной Сибири» — диссертация на соискание кандидатской степени, 2011 год:

Научный стиль — это стиль учебников и научных статей, которые изучают в школах, университетах, колледжах. Им пользуются научные сотрудники, исследователи. Важнейший индикатор научного стиля — это терминология, а также строгость и четкость изложения.

Текст — шаблон — доказательство разговорного стиля

Текст — доказательство

разговорного стиля

Текст

Что это за птицы?

  1. Сынишка мой пришёл домой и говорит:
  2. – Что за птиц таких я видел, — просто не пойму! 3. Идёшь – все птицы от тебя удирают, разлетаются. 4. А эти и не думают. 5. Плавают у самого берега. 6. Я подхожу – они не только не улетают, даже отплыть подальше не хотят.

7. Кувыркаются головой под воду, как маленькие уточки. 8. Ни минуты не посидят спокойно: кружат жуками по воде. 9. А то в чехарду начнут играть: прыгают друг через друга, перепархивают и опять на воду садятся.

Доказательство

Данный текст относится к разговорному стилю. Его главная функция – общение и воздействие на участника этого общения. Задача этого стиля- непосредственность в разговоре, эмоционально воздействовать на общающихся. Сфера употребления – бытовая. неподготовленная, у участников отсутствуют официальные отношения. Текст представляет собой монолог одного из беседующих.

Слово в разговорном стиле – это и носитель информации, и средство эмоциональной окраски, и средство достижения ответной реакции говорящих. По тексту видно, что между участниками общения отсутствуют официальные отношения, отсюда и подлинно разговорная речь.

Найдём основные признаки этой речи.

Во – первых, одно из условий этого текста – непосредственность общения. Говорящий прямо и непосредственно обращается к собеседнику, т. к. его рассказ явно направлен к определеноому слушателю: «Сынишка мой пришёл домой и говорит: – Что за птиц таких я видел…

» Посредников нет, участников – два, но текст всё же не диалог, а монолог.

Во – вторых, для разговорного стиля характерно использование личных местоимений: четыре – я

— 2 раза,они , оттебя . Эти местоимения – основная форма разговорной речи: она предполагает говорящего – Я и слушающего – ТЫ.

В – третьих, в разговорной речи нет причастий и деепричастий, т. к. они характерны прежде всего для книжной речи. В разговоре они звучат непривчно, странно. Поэтому этих частей речи в тексте нет.

В – четвёртых, очень своеобразный и синтаксис разговорной речи. В нём обилие простых предложений. Их 9, более половины из них простые: «Сынишка мой пришёл домой и говорит

», «А эти и не думают », «Плавают у самого берега », «Кувыркаются головой под воду, как маленькие уточки », «Ни минуты не посидят спокойно », или входят в состав сложного предложения – «Идёшь », «просто не пойму ». Можно сказать, что для разговорной речи характерен неполный стиль произношения.

В – пятых, в тексте есть и устойчивые построения. Они здесь образуются путём соединения знаменательных слов с помощью служебных частей речи: «Что за птиц таких я видел

», «А эти и не думают », «А то в чехарду начнут играть ». Эти соединения придают значение длительности действия.

Итак, по всем признакам данный текст относится к разговорному стилю.

Синтаксические особенности

Синтаксис отличается своей разнообразностью в сравнении с другими жанрами речи. Это обусловлено тем, что обычно бытовой разговор не подготовлен и не вычитан, как это происходит в других стилях, например, в научном или художественном.

Стилевые средства:

1. Сложные предложения не используются вообще, а простые чаще всего неполные и очень короткие:

— Чаю?


— Мне без сахара. С лимоном.

2. Широко используется необычная инверсия в предложениях. На первое место ставится слово, на которое участник диалога хочет сделать акцент:

— С двойкой, что делать то?

3. Используются предложения, которые состоят из одного слова, чтобы направить разговор в интересующее собеседника русло или отметить свое нахождение в диалоге: да, нет, почему, возможно, понятно, ясно и т. п.;

4.  Вводные слова в разговорном стиле широко применяются. Некоторых из них, которыми рассказчик пользуется довольно часто, назвали словами-паразитами. По окраске этих вводных слов можно определить, насколько комфортно себя чувствует человек в присутствии других, как свободно общается на языке: короче, ну, на этом, значит, типа и т. п.;

5. Распространение лексических повторов усиливает характеристику (еле-еле, далеко-далеко), а также может выдерживать время (так-так-так);

6. При пересказе или обсуждении события могут использоваться вставные конструкции для уточнения и пояснения главного предложения:

Попросил помощи у Санька (учились с ним вместе). Он мне машину несколько раз из сугроба вытаскивал и сейчас помог.

Особенности языковых средств разговорного стиля речи

Разговорный стиль кардинально отличается от книжных стилей выбором языковых средств. Важную роль в его звуковом оформлении играет фонетическая сторона речи: интонация, паузы, ритм и темп речи, логическое ударение, индивидуальное произношение звуков и слов.

В разговорной речи отметим быстрый темп речи, меньшую тщательность артикуляции звуков, результатом чего является неотчетливое произношение и искажение (редукция) звуков. Некоторые слова произносятся с другим ударением, отличающимся от акцентологической нормы литературного языка:

  • зво́нит, зво́нишь вместо звони́т, звони́шь;
  • кухо́нный вместо ку́хонный;
  • ба́ловать вместо балова́ть;
  • по́няла вместо поняла́ и т.д.

В непринужденном общении говорящие не стремятся подбирать слова и обороты речи. Для разговорного стиля характерен непреднамеренный выбор лексических средств языка.

Такой подход обусловил специфику лексики разговорного стиля:

  • сочетание нейтральной и разговорной лексики;
  • употребление просторечных слов и выражений (стырить, нафиг, влипнуть);
  • конкретные слова преобладают над абстрактными существительными;
  • использование слов с суффиксами субъективной оценки с уменьшительно-ласкательным значением или преувеличения, неодобрения (старушка, худющий, холодище, старикан, вечерком);
  • употребление метафор («винегрет», «каша» вместо «путаница», «кисель» о бесхарактерном, вялом человеке);
  • усечение слов (препод, безнал, маг, напряг);
  • замена словосочетаний одним словом (электричка, маршрутка, сгущёнка).

На морфологическом уровне разговорного стиля отметим

  • наличие особых звательных форм (Лен, Петь, Саш, Людк);
  • использование существительных с окончанием -у (из дому, в отпуску) и -а (договора́, бухгалтера́, плинтуса́);
  • употребление существительных в форме родительного падежа множественного числа с нулевым окончанием (пять грамм,  ящик мандарин, апельсин, помидор);
  • использование приставочных форм сравнительной степени наречий с суффиксами -е, -ей (получше, посмелей, побыстрей);
  • преобладание глаголов, личных местоимений, междометий, частицы в качестве сказуемых (пойду скажу, сидит пишет, же, ну, вот);
  • отсутствие причастий, деепричастий, кратких форм прилагательных.

В построении фраз и предложений разговорного стиля чётко прослеживается стремление к экономии языковых средств. Это проявляется следующими особенностями:

  • неполные предложения;
  • преобладание простых предложений над сложными;
  • употребление отглагольных междометий вместо глаголов в качестве сказуемых (Кошка шмыг из кухни. Мальчишка шасть в огород!)
  • безличные предложения;
  • вопросительные и побудительные предложения.

В качестве иллюстрации приведем пример широкого использования в разговорном стиле речи неполных предложений:

Итак, разговорный стиль обладает ярким своеобразием языковых черт, иногда выходящих за рамки нормированного литературного языка. Этот стиль служит убедительным доказательством того, что в нем могут быть отступления от нормы литературного языка из-за употребления слов и оборотов речи со сниженной, грубой, просторечной окраской. Но разговорная речь образованных людей является частью литературного языка, книжные стили которого связаны строгими нормами.

Особенности построения и применения

Этот стиль речи служит для повседневного общения в неформальной обстановке, когда автор обсуждает с кем-то бытовые вопросы, делится впечатлениями, переживаниями, чувствами.

Его используют в семейных, дружеских и неофициальных отношениях. Но в основном разговорной речью пользуются в быту, поэтому второе название такого стиля — бытовой.

Основные черты

Коммуникация между людьми началась очень давно. Разговор стал одной из первых форм коммуникативного взаимодействия. В течение многих лет складывались особенности разговорного стиля, он приобретал типичные черты и признаки:

  1. Экспрессивность. Собеседники могут менять тембр голоса, тон, громкость по своему желанию и усмотрению.
  2. Ситуативность. В этом случае речь привязана к ситуации и напрямую зависит от нее. Конкретная обстановка, место и время влияют на говорящего человека, задавая тему, скорость и долготу общения.
  3. Спонтанность. Собеседники не готовятся к разговору заранее и высказывают свои мнения, идеи и мысли по ходу беседы. Их речь случайна, они больше обдумывают содержание, чем красивую подачу. Из-за этого в речи допустимы неточности, небрежность, двусмысленность и недосказанность в фонетическом, лексическом и синтаксическом плане.
  4. Непринужденность. Говорящий не связан какими-то обязательствами, поэтому его высказывания добровольны, ими не управляют какие-либо нормы. Человек может высказаться или промолчать. Он волен сменить тему или не отвечать на неугодный вопрос, поэтому общение и носит неофициальный характер.
  5. Использование невербальных средств. Мимика и жесты служат постоянными спутниками разговорного стиля. Они добавляют экспрессии, позволяют точнее и ярче выразить чувства, лучше передают ощущения.

Где используется

Может показаться, что в разговорном стиле нет жанров и его использование не ограничено ничем, однако это не так. Даже в неформальной речи существует жанровое разнообразие, а сама речь подразделяется на устную и письменную:

  1. Беседа. Это наиболее известный и популярный жанр устной речи. К беседам прибегают в дружеской среде, в кругу семьи или во время знакомства. Это простой вид общения в спокойной обстановке часто без конкретной цели.
  2. Рассказ. Представляет собой непрерывное повествование, монолог, привязанный к конкретному событию или предмету. В рассказе сообщают о важных деталях произошедшего, интересных моментах, дают оценку, описывают впечатления.
  3. Спор. Этот устный жанр служит для отстаивания и защиты своей точки зрения в непринужденной обстановке.
  4. Письмо. Это жанр письменной речи, в котором люди делятся своими эмоциями, объясняют что-то или устанавливают контакт в произвольной форме. При этом обычно соблюдают правило приветствия и прощания в тексте.
  5. Записка. Жанр отличается краткостью и также относится к письменной форме общения. Он короче письма и служит для передачи одного информационного посыла. Обычно так люди приглашают друг друга куда-либо, предупреждают о чем-то.
  6. Дневник. В этом случае происходит диалог автора с самим собой, который принимает написанный вид. Дневниковые записи отличаются откровенностью. Некоторые записывают туда и какое-либо творчество: стихи, заметки, сочинения.

ЧИТАТЬ Эффективные упражнения для развития и совершенствования дикции

Официально-деловой стиль

Используется в официально-деловой среде для общения граждан с учреждениями и учреждений между собой, цель данного стиля — сообщение официально-деловой информации. Жанрами официально-делового стиля являются закон, указ, доверенность, заявление, акт, протокол и др.

Особенность официально-делового стиля — точность, достоверность информации, ее объективность, исключающая двоякость толкования, а потому в нем неуместны изобразительно-выразительные средства, слова с экспрессивной окраской.

В данном стиле употребляются нейтральные слова, а также слова в прямом значении, абстрактная лексика (выполнение, соблюдение), стандартизированные обороты (согласно приказу…, мы, ниже подписавшиеся…), сложные предложения с составными союзами, термины, слова долженствования (должен, обязан, полагается, следует).

Предложения в официально-деловом стиле всегда повествовательные, распространенные, как правило, осложненные причастными и деепричастными оборотами или однородными членами предложения.

Часто тексты официально-делового стиля делятся на части, обозначаемые цифрами (статьи законов), или имеют строго ограниченное и регламентированное положение на странице (шапка заявлений и других документов).

Признаки разговорного стиля речи

Разговорная речь основана на спонтанности и упрощениях высказываний. К основным признакам можно отнести следующие:

  • Употребление сокращенных, укороченных слов. К примеру, заработная плата – зарплата, декретный отпуск – декрет, трёхэтажный дом — трехэтажка.
  • Удаление некоторых слов, если смысл предложения понятен без них, сокращение сложных предложений. К примеру, Я хочу есть – хочу есть, 
  • Применение упрощенной формы слова. К примеру, сегодня – седня, сейчас – щас, улыбаться – лыбиться. 
  • Вставление частиц, вводных слов, междометий, обращений.
  • Использование внелексических средств (ударение, темп, интонация).
  • Употребление этикетных клише, которые выработались в процессе повторения похожих ситуаций. К примеру, «Вам помочь? Здравствуйте». Слова в этом случае стоят в том порядке, в котором их удобнее произнести человеку.
  • Использование в речи слов со специфической выразительностью или экспрессивностью. К примеру, все достало (надоело), ишачить (много работать), свалить (тихо уйти).

Пример разговорной речи:

За месяц до отъезда из Москвы у нас не стало денег — это папа готовился к рыбной ловле … И вот началась ловля.

С помощью разговорной речи общаются между собой в обществе. А красота и связность уже зависит от образования человека и его грамотности. Поэтому, речь может быть как приближена к книжной, так и содержать нецензурные выражения. Она не используется при составлении научной литературы, официальных документов.

Сочинение на тему Культура речи

Культура речи, как и любая другая культура, очень важна… Это то, что не является обязательным, но делает жизнь лучше.

Есть культура ношения одежды, то есть она должна быть чистой и соответствовать ситуации. То же самое с речью! Она должна быть чистой – без паразитов, то есть пустых слов, без матерных – грубых слов. Мысль хорошо бы выражать кратко, чтоб она запоминалась, чтобы до других смысл её доходил легко и быстро. Тут нужно учитывать ситуацию, своих собеседников. Нужно знать разные стили речи – официальный, например. У каждого стиля свои слова особенные, свои конструкции.

В речи много всяких тонкостей. Даже в разговорной, простой речи мы часто не знаем, как, например, правильно поставить ударение. Язык меняется, речь вместе с ним… Поэтому всегда нужно стараться быть в курсе этих перемен. Вот почему полезно смотреть в интернетовских словарях, как что произносится. А то по неправильному ударению люди могут подумать, что ты некультурный. Иногда человек приятен внешне, но как рот откроет – такие слова, что «режет уши». Всё впечатление можно так испортить!

Думаю, что культура речи невозможна без слов вежливости. Информацию мы и без них передаём, а вот отношение передадим ими. Не лишним будет добавить «пожалуйста», не забыть сказать «спасибо». Но тут главное соблюдать во всём гармонию, а то, если «утопить» собеседника в вежливости, то он подумает, что над ним издеваются.

Конечно, не ко всем одинаковые требования… Если ты дворник, то ты можешь говорить, как можешь. Но если, например, ты педагог, то речь твою речь все оценивают, она должна быть образцовой! Как раньше дикторы на телевидении… Нужно стараться, строить свои фразы красиво. Культура речи, судя по тренингам, вполне нарабатывается. Нет такого, что она или дана, или нет.

Думаю, что я бы тоже могла избавиться от пары слов-паразитов. Нужно быть внимательней, спокойней, ещё обязательно больше читать

Слушать тоже важно правильную речь, интонации. В каждом регионе они свои, но у нас есть литературный образец, которому стараемся следовать

И ещё интересно, что ошибки других сразу замечаем, а свои можем не слышать. Но когда твой голос запишут, а ты послушаешь свою неподготовленную речь… Вот тогда-то находишь много недостатков. То есть того, что можно исправить! Так у меня было.

Доклад №2

Жизнь в обществе предполагает постоянное взаимодействие человека с окружающими его людьми. Контакт происходит независимо от того, где находится – на работе или дома. Однако существует определенная грань между тем, какой стиль речи используется в том или ином случае, какие задействованы языковые средства и термины в официальной сфере или иной непринужденной обстановке.

Среди известных стилей речи разговорный стиль имеет ряд своеобразных отличительных признаков, которые делают его легко узнаваемым.

Используя разговорную речь в процессе собеседования, человек нередко без предупреждения меняет поведение в плане повышенной выразительности своих мыслей, чувств. Это сказывается внешне на мимике, увеличении количества движений, на изменении голоса. Также по желанию говорящего может меняться интонация в зависимости от текста.

Употребление неязыковых средств (мимики, жестов) в речи, как правило, помогают во время беседы более полно раскрыть мысли, способствуют более точному донесению информации до собеседника. Неожиданное изменение в ходе беседы интонационного рисунка порой приводит к выделению голосом определенного смыслового отрывка в зависимости от желания, цели говорящего. Некоторые фразы становятся ударными, получая большее выражение. Подобная характеристика данного стиля незаменима в любой неофициальной обстановке: дома, во время отдыха, в кругу друзей, там, где преобладает непринужденная атмосфера.

Более детальный подход к рассмотрению признаков данного стиля может осуществляться благодаря отдельным разделам, существующим в русском языке. Например, в области словообразования возможны усечения слов (слышишь — слышь), повтор слов (еле-еле), замена словосочетаний одним словом (сгущенное молоко — сгущенка). Разговорный стиль имеет огромные возможности, связанные с оперированием общеупотребительных слов настолько, чтобы любому было понятно, о чем идет речь.

Зависимость от ситуации, в которой оказался собеседник – еще один признак стиля речи, который под влиянием поворота мысли, внешних факторов приводит к самопроизвольному изменению направления беседы, непроизвольного вмешательства общеупотребительных слов.  

Таким образом, разговорный стиль имеет место в общении людей ежедневно. При этом обмен информацией может происходить как в устной речи, так и среди письменных источников. Подобная форма неформального общения доступна всем и позволяет легко решить наболевшие вопросы.

6 класс, кратко

Различные языковые стили

Научный стиль — один из стилей книг, используемых в научных работах, учебниках и учебных пособиях, устных презентациях на научные темы.

Задача научного стиля — предоставить научную информацию, объяснить ее, представив систему научной аргументации. Используется в официальной среде, характеризуется логикой, объективностью, семантической точностью.

В научном стиле можно выделить следующие варианты:

  1. актуальный научный стиль (присущий научным трудам — монографии, диссертации, статьи в научных журналах, книгах, энциклопедиях, научных докладах)
  2. научно-популярный стиль (присущий текстам, предназначенным для популяризации научных знаний, т.е. научно-популярная литература, статьи в неспециализированных журналах, газетах, выступления на радио и телевидении, публичные лекции для массовой аудитории)
  3. научно-педагогический стиль (используется в учебниках, учебных пособиях, справочниках для студентов).

Научный стиль характеризуется использованием следующих языковых инструментов:

на словарном уровне:

  • Насыщенность понятиями этой науки;
  • Использование слов с абстрактным значением: закон, число, предел, свойство; словесные существительные со значением действия: обработка, посадка, использование;
  • Использование слов в прямых значениях, отсутствие образности (метафоры, метонимы, хекинг, восклицательные знаки);

на морфологическом уровне:

  • редкое использование личных местоимений «я» и «ты», а также глаголов в форме 1 и 2 единственного числа.
  • специальные методы авторизации: «мы» автора, неопределенно-различные (вы имеете в виду, что …) и обезличенные конструкции (известно, что …; кажется, что это необходимо …).
  • использование причащений и обособленных частей и поворотов с ними;

на синтаксическом уровне:

  • использование сложных предложений с соединениями, указывающими на связь;
  • неприменение восклицательных знаков, незначительное использование вопросительных знаков;
  • частые цитаты, ссылки;
  • использовать формулы, диаграммы, схемы в качестве составных частей текста.

Основные
виды речи — аргументация, описание.

Основные
жанры: учебник, статья, доклад, диссертация, научная монография,
энциклопедическая статья, патентная заявка, реферат, рецензия.

В
качестве примера можно привести выдержку из лингвистического труда,
выполненного в научном стиле собственной научной направленности — монографию по
лингвистике:

«Правило 3 (необязательная окраска презумпций). Если компонент с потенциальной гипотезой Р является синтаксическим актом свежего предиката, то существует две возможности: а) Р — это гипотеза в соответствующем мире, которая может быть преобразована в гипотезу в реальном мире (или, по крайней мере, в суждение, которое верно в реальном мире) с соответствующим изменением содержания — модальным «окрашиванием» (термин «окрашивание» — по Schiebe 1979); b) Р остается гипотезой в реальном мире. Разница между терминами a) и b) не имеет регулярного семантического выражения.

В данном разделе отражены следующие характеристики научного стиля:

  • лингвистические термины: конъюнктурные, синтаксические, актерские, предикатные, модальные, семантические;
  • Символ P (допущение) как текстовый компонент;
  • Слова с абстрактным смысловым компонентом, возможность, суждение, изменение, понимание, выражение;
  • Отсутствие слов в переносном смысле: Слово «раскраска» используется как термин, заключенный в кавычки и имеющий соответствующую ссылку;
  • Слова, указывающие на объективные критерии оценки ситуации: потенциальная, актуальная, истинная, регулярная;
  • Отсутствие апелляций, хекинга, модальных частиц, вопросительных и восклицательных знаков и других визуальных средств;
  • сложный набор с условным подчиненным союзом, если… …которые затем указывают на причинно-следственную связь;
  • Чтобы сделать текст более понятным, разделив его на а) и б).
  • ссылка на другое произведение научной литературы, полное описание которого включено в библиографию: Schiebe 1979.

Стили и типы речи

Стили и типы речи в русском языке изучаются разделом «Стилистика». Сходство данных терминов заключается в зависимости от функции высказывания. Стиль речи – это разновидность языка, характеризующаяся совокупностью определенных средств, использующихся в определенной сфере общения.

В языкознании выделяют книжные и разговорный виды стилей речи. Книжные в свою очередь делятся на научный, официально-деловой, публицистический и художественный стили. Все 5 стилей имеют свои особенности, которые поможет отразить таблица:

Стиль речи Особенности Назначение и функция Сфера употребления
Научный Логичность, системность, объективность, стремление к обобщению научного опыта. Передача научной информации, знаний, относящихся к определенной области. Реализация функции сообщения. Наука, техника, производство, учебная деятельность.
Официально-деловой Точность, шаблонность, объективность, отсутствие эмоционально окрашенных слов. Обслуживание официально-деловых отношений. Реализация функции сообщения. Сфера официально-деловых отношений: документы, официальные бумаги, язык деловых совещаний и выступлений.
Публицистический Эмоциональность, простота, ясность, оценочность. Информирование и воздействие. Реализация функций сообщения и воздействия. Сфера общественно-экономических, социально-культурных и других общественных отношений.
Художественный Эмоциональность, образность, использование изобразительно-выразительных средств. Создание произведений, оказывающих эстетическое воздействие.
Реализация воздействующей функции.
Художественная литература.
Разговорный Спонтанность, непринужденность, эмоциональность, оценочность, диалогичность, использование невербальных средств общения. Повседневное общение. Реализация функции общения. Неофициальные отношения между людьми.

Некоторые лингвисты не признают существование художественного стиля речи, так как он может включать в себя лексику различных пластов.

В современном языкознании выделяется 3 функционально-смысловых типа речи: повествование (сообщение о развивающихся событиях), описание (перечисление признаков) и рассуждение (умозаключение).

Чтобы точно определить тип речи, можно использовать прием «фотографирования»: если можно сделать несколько фотографий – повествование, одну фотографию – описание, невозможно сделать фото – рассуждение.

Функциональные стили речи имеют сходные положения с функционально-смысловыми типами речи. Использование того или иного стиля речи зависит от функции высказывания. От этого во многом зависит и выбор типа речи.

Функциональные стили в зависимости от функции делятся на разговорный и книжные, включающие в себя научный, официально-деловой, публицистический и художественный. В зависимости от предмета высказывания и его функции выделяются 3 типа речи: повествование, описание, рассуждение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Росспектр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: