Литературные герои
Главные действующие персонажи этого стилистического направления в большинстве своём романтики. Каждый отдельный индивидуум – не просто фигура на «шахматной доске», а Личность с большой буквы. Герой противодействует обществу и мрачной, грубой реальности. «Лишний» для социума человек – классический образ романтизма. Иногда авторы изображали жителя не городского и одинокого, а свободного и самодостаточного. Например, дикаря, который не знает благ цивилизаций, но доволен этим. Таким героям была присуща наивность, простота, беззлобность. Третий образ романтизма – яростный, противостоящий, несломленный бунтарь. Иногда может быть антигероем.В романтизме, как и в драматизме, концовка главных героев, как правило, печальна. Человек одинокий остаётся одиночкой, дикарь — умирает, а антигерой становится винтиком в системе.
Основные черты
Романтизм различают по степени утверждения духовных и моральных ценностей человека. Если в произведении прослеживается борьба с прагматизмом и материализмом, воспевается человеческая натура и раскрыты характеры персонажей – можно быть уверенным, что это романтизм.Можно структурировать все признаки романтизма в следующий список:1. Культ личности. Основным классическим сюжетом романтизма можно считать конфликт одного человека и социума. Индивидуум отличается от общества, выделяется и, как следствие, не ладит с людьми. Другой пример – романтическая двойственность бытия. Мир, который видит персонаж и общество – один, однако взгляды совершенно разные. Зачастую герой сильно страдает, когда ему приходится возвращаться в реальность. В романтизме важны высокие чувства, страсть, душевные терзания, идеалы.2. Высокие и низменные чувства. Противопоставление любви, злобы и честолюбия.3. Природа часто используется как выражение общей атмосферы, эмоций и чувств персонажей, иногда в отрицательном смысле. К примеру, чтобы сравнить непогоду с неприятностями, с которыми борется человек. Это может быть море, горы или ярко выраженная стихия.4. Реальный и идеальный мир постоянно сопоставляются. Реальность — скучна, а воображаемый мир ярок и недостигаем.Примечание. Романтизм может быть связан с мифами, экзотикой, фольклором.
Что такое романтизм, где и когда появился
Романтизм – это художественное направление в искусстве и литературе, которое появилось в конце 18 века и достигло апогея в первой трети 19 столетия.
Напомню, что литературным направлением мы называем совокупность идейно-художественных принципов, характерных для произведений многих авторов какой-либо эпохи.
Зарождаться романтизм начал на Западе (во Франции, Англии, Германии) после Великой французской революции 1789—1799 годов. Свобода, равенство и братство для многих стали не просто словами лозунга, а идеалами, к которым стремились. После эти идеалы перешли в искусство и литературу. Так появился романтизм (от фр. romantisme) – направление в литературе и искусстве, поставившее во главу угла духовно-нравственную жизнь человека, свободу и творчество.
Романтизм – художественное направление конца VIII – первой половины XIX веков, которое провозгласило наивысшей ценностью духовно-творческую жизнь личности, свободу и независимость.
Как художественное явление романтизм возник в 1790-е годы в Германии, затем быстро распространился по Западной Европе и постепенно дошел до России.
В русской литературе романтизм появился в начале 19 века. Его предпосылками называют Отечественную войну 1812 года и выступление декабристов в 1825 году.
Романтизму в русской литературе предшествовал предромантизм. Его основное отличие от романтизма заключалось в характере героя. Романтический герой – бунтарь и противоречивая личность. Герой предромантизма – страдалец, являющей, однако, личностью цельной, гармоничной.
Ф. Гойа «Расстрел повстанцев 3 мая 1808 года в Мадриде «
Русские писатели-романтики
Некоторые произведения русских поэтов, которые были выпущены в последнем десятилетии XVIII века, относят к раннему романтизму. Писатели отказались от сложившихся в обществе установок и использовали новые черты и элементы в своих произведениях. Главным отличием русского романтизма было то, что он развивался параллельно с классицизмом, причём эти направления противоречили друг другу не так резко, как это было в других странах. Романтики создали много баллад и романтических драм, которые способствовали появлению драматургического стиля в литературе.
В русском романтизме писатели утвердили новую сущность и значение поэзии, которая стала самостоятельной областью искусства. В произведениях выражались высшие стремления и идеалы личности. Поэзия уже не казалась простым и забавляющим развлечением. Этот вид искусства начали воспринимать серьёзно, когда русские поэты начали писать об одиночестве и страданиях главных героев.
Основоположником романтизма в России стал В. А. Жуковский. В этом направлении также писали К. Н. Батюшков, Н. М. Языков, Е. А. Баратынский. Нотки романтизма характерны для ранней поэзии А. С. Пушкина и трудов Н. В. Гоголя. Вершиной этого направления в России считались работы М. Ю. Лермонтова, которого называли «русский Байрон». Философские лирические произведения Ф. И. Тютчева завершили романтическую эпоху в русской литературе.
Романтизм захватил практически все виды искусства, включая архитектуру. Интерес писателей к природе, историческому прошлому своей страны и традициям помог разнообразить мировую литературу новыми жанрами и интересными произведениями. Работы писателей-романтиков заставили общество признать чувства и мысли отдельного человека высшей ценностью жизни.
В середине XIX века романтизм уступил место реализму. Однако до конца этого столетия многие литераторы продолжали писать в жанрах этого направления. К началу XX века сформировался неоромантизм. Это течение в искусстве стало реакцией на реализм и натуралистические тенденции. Неоромантизм продолжил традиции романтической эпохи, отрицая обыденность и обращаясь к иррациональному, но уже на новых, глубоко личных основаниях.
Что такое романтизм, где и когда появился
Романтизм – это художественное направление в искусстве и литературе, которое появилось в конце 18 века и достигло апогея в первой трети 19 столетия.
Напомню, что литературным направлением мы называем совокупность идейно-художественных принципов, характерных для произведений многих авторов какой-либо эпохи.
Зарождаться романтизм начал на Западе (во Франции, Англии, Германии) после Великой французской революции 1789-1799 годов. Свобода, равенство и братство для многих стали не просто словами лозунга, а идеалами, к которым стремились. После эти идеалы перешли в искусство и литературу. Так появился романтизм (от фр. romantisme) – направление в литературе и искусстве, поставившее во главу угла духовно-нравственную жизнь человека, свободу и творчество.
Романтизм – художественное направление конца VIII – первой половины XIX веков, которое провозгласило наивысшей ценностью духовно-творческую жизнь личности, свободу и независимость.
Как художественное явление романтизм возник в 1790-е годы в Германии, затем быстро распространился по Западной Европе и постепенно дошел до России.
В русской литературе романтизм появился в начале 19 века. Его предпосылками называют Отечественную войну 1812 года и выступление декабристов в 1825 году.
Романтизму в русской литературе предшествовал предромантизм. Его основное отличие от романтизма заключалось в характере героя. Романтический герой – бунтарь и противоречивая личность. Герой предромантизма – страдалец, являющей, однако, личностью цельной, гармоничной.
В России представителем предромантизма был поэт Алексей Федорович Мерзляков – автор стихотворений, напоминающих народные песни («Среди долины ровныя», «Соловушко», «Ожидание»).
Основателем романтизма в русской литературе считается поэт Василий Андреевич Жуковский. Его баллады («Светлана», «Лесной царь») и элегии («Море», «Сельское кладбище») изучаются в школе.
Реакция протеста против нормативности
Как уже говорилось ранее, представители романтизма писали свои произведения для несогласия с эстетикой классицизма, которой было подвержено искусство в тот период.
Все дело в том, что всю предыдущую эпоху (с культурологической точки зрения) в мире наблюдалась отчетливая тенденция к нормализации, сведению к образцу. В отношении жанровой системы действовали чрезвычайно строгие каноны, а содержание произведений определялось исключительно проблемой выбора между сердцем и долгом. Такого рода рамки в существенной мере ограничивали как творческий потенциал, так и проблематику. К тому же общество этого периода сделало существенный скачок вперед, что потребовало глобальных перемен в эстетической системе и сформировало отличительные черты романтизма.
Человечество внезапно осознало свою хрупкость, беззащитность перед универсумом и мгновенно отреагировало на это открытие совершенно новым, революционным творчеством. Основная черта романтизма и состоит в этом самом протесте укладу, нормативности и полнейшему подавлению личности писателя, поэта, художника или композитора.
Определение и значение термина
Сам термин вырос из созвучия трех слов на разных языках: romantisme (с фр.), romance (с исп.), romantic (с англ.). Он определяется, как идейно-художественное движение Европы начала 18 – первой половины 19 века. В истории культуры романтизм отличался своим невероятно сложным и внутренне противоречивым наполнением, сочетающим в себе одновременно пессимистическое умонастроение и рвение к идеальному миропорядку. Медленно, но верно проникая в искусство и культуру европейских стран, новое направление привносило иные краски и оттенки в художественный мир, удивляя всех смелыми идеями и обнажённой натурой психологизма – новаторством романтизма.
Сменив эпоху Просвещения, Романтизм сыграл огромную роль не только в развитии европейских стран, но и в мировоззрении человека в целом. В этот период оформились такие понятия как туризм, альпинизм и пикник. Они призывали к единению людей с природой, и многие читатели и зрители даже сменили образ жизни в погоне за новыми тенденциями. Красота пейзажей, нарисованных художниками этой волны, вдохновила даже элиту царапать дорогие корсажи о негостеприимные кустарники лесов.
Поклонники новой моды, идущие против идеи прогрессивной цивилизации, старались показать особенного человека в особый момент и поставить на высшую ступень образ благородного дикаря, неиспорченного цивилизацией. Он, разумеется, один и противостоит обществу на фоне исторических декораций, экзотических долин или других интересных локаций. Словом, особенным должно было быть все, зритель хотел разнообразия.
Методы борьбы с проблемой
Экологи и правительства прорабатывают меры, как бороться с загрязнением воздуха. Некоторые идеи уже реализуются на практике, однако комплексных преобразований нет.
- Снижение промышленных выбросов. Предполагается установка продвинутых фильтров на трубы предприятий, чтобы избежать попадания в атмосферу наиболее вредных веществ.
- Современные методы утилизации и переработки отходов. Вместо сжигания или захоронения отходов предполагается использование грануляторов, дробилок, сушилок и т.д. Большим шагом к решению проблемы станет массовая переработка вторсырья.
- Использование альтернативных источников энергии. Солнечные, волновые и ветровые электростанции пока не могут удовлетворить потребность человечества в электричестве, однако их количество постепенно увеличивается.
- Посадка зелёных насаждений. Растения выделяют кислород и впитывают вредные вещества из атмосферы. Посадка деревьев и кустов позволяет противодействовать влиянию выбросов.
- Организация эко ферм. Основанные на экологически чистом труде фермерские хозяйства, не применяющие пестициды, снижают наносимый планете вред.
- Прочие варианты решения проблемы. Ученые разрабатывают инновационные способы очистки среды:
- очищающие воздух билборды;
- бетон, поглощающий смог;
- распыление химикатов, убирающих смог.
Основоположники жанра
Самыми первыми представителями романтизма считаются Вильгельм Ваккенродер и Август Шлегель. Наиболее многочисленными представителями жанра романтизма были немцы. Они тяготели к мифологии и необычным сказкам, что отчётливо выражалось в творчестве. В качестве примера можно привести работы Генриха Гейне, который, однако, в дальнейшем отошёл от романтизма и раскритиковал данное направление. Германия была охвачена романтизмом. Даже художники начали изображать на полотнах первые картины в романтическом жанре. В большинстве своём акцент делался на проблемы буржуазии и простых людей. Это был своеобразный народный бунт, возможность высказаться. Ярчайшими представителями Англии считались Джордж Байрон, Уильям Блейк, Джон Китс, Перси Шелли. В США можно выделить Генри Логфелло, Вашингтона Ирвинга и Джеймса Купера. Италия прославилась такими фамилиями как Леопарди и Фосколо. Красинский и Словацкий – представители жанра родом из Польши. Нетипичным представителем данного литературного направления был Стендаль. Он старался реалистично описывать характеры своих персонажей, без особой возвышенности. По мнению автора, рассказ должен быть понятен и доступен любому читателю. Стендаль был против преувеличенной эмоциональности, привносящей в искусство элемент субъективизма.
Общая характеристика
Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленной революцией, обозначенной появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией.
История возникновения
Как уже было сказано ранее, период Романтизма начался в конце 18 века по причине сильных потрясений в европейском обществе. Время становления новой философии пришлось на эпоху промышленных революций и переворотов. Истоки философии берут начало в Германии, где круг писателей и философов йенской школы впервые сформулировал основные положения Романтизма. Родоначальниками принято считать Ф.Шлегеля и Ф.Шеллинга, ведь именно в их трудах были систематизированы основные черты мировоззрения.
В ходе своего развития течение романтизма претерпевало неизбежные изменения. Если в германской философии направление отличалось стремлением к сказочным и мифологическим мотивам, то в Англии она была пересмотрена, основной интерес стали представлять социальные проблемы. Новое мировоззрение распространилось и на другие европейские страны: Франция, Италия, Польша, Россия и т.д.
Родоначальником русского романтизма принято считать В.А. Жуковского, в поэзии которого проявились романтическая драма и отрицание классических устоев. Кроме того, русский вариант мировой тенденции утверждал абсолютно иное понимание сути и назначения творчества и тесно переплетался с фольклорными мотивами национальной культуры. Течения романтизма принято «извлекать» из национального колорита: немецкий, английский, французский и т.д. Каждая ветвь отличается чем-то своим, поэтому одно другому рознь. К примеру, ранний Пушкин – тоже романтик, но он же высмеивает многие каноны жанра: «Руслан и Людмила», «Пиковая дама» и т.д. Но ни смешинки не найдется в репертуаре француза де Мюссе («Исповедь сына века»).
Характеристики романтизма
Романтическая литература отмечена шестью основными характеристиками: воспевание природы, сосредоточенность на личности и духовности, воспевание изоляции и меланхолии, интерес к простому мужчине, идеализация женщин, персонификация и жалкое заблуждение.
Праздник природы
Писатели-романтики видели в природе учителя и источник безграничной красоты. Одно из самых известных произведений романтизма – « To Autumn (1820):
Китс олицетворяет сезон и следует за его развитием от начального прибытия после лета, через сезон сбора урожая и, наконец, до конца осени, когда зима занимает свое место..
Сосредоточьтесь на личности и духовности
Писатели-романтики обращались внутрь себя, ценив индивидуальный опыт превыше всего. Это, в свою очередь, привело к усилению чувства духовности в романтических произведениях и добавлению оккультных и сверхъестественных элементов.
Работа Эдгара Аллана По является примером этого аспекта Движение; например, Ворон рассказывает историю мужчины, скорбящего о своей мертвой любви (идеализированная женщина в романтической традиции), когда, казалось бы, разумный Ворон прибывает и мучает его, что можно интерпретировать буквально или рассматривается как проявление его психической нестабильности.
Праздник изоляции и меланхолии
Ральф Уолдо Эмерсон был очень влиятельным писателем в Романтизм; его сборники очерков исследовали многие темы литературного движения и систематизировали их
Его эссе 1841 года Самостоятельность – это основополагающая работа романтического письма, в которой он убеждает, что важно смотреть внутрь и определять свой собственный путь и полагаться только на свои собственные ресурсы
Меланхолия, связанная с упором на изоляцию, является ключевой чертой многих произведений романтизма, обычно рассматриваемой как реакция на неизбежный провал – писатели хотели выразить чистую красоту, которую они воспринимали, и неспособность сделать это должным образом привела к отчаянию, подобному тому, что описал Перси Биши Шелли в Плач :
Интерес к обычному человеку
Уильям Вордсворт был одним из первых поэтов, принявших эту концепцию написания, которое мог бы прочитать, получить удовольствие и понять любой. Он избегал чрезмерно стилизованного языка и ссылок на классические произведения в пользу эмоциональных образов, переданных простым, элегантным языком, как в его самом известном стихотворении Я странствовал одиноко как облако :
Идеализация женщин
В таких произведениях, как Ворон По, женщины всегда представлялись как идеализированные любовные интересы, чистые и красивые, но обычно без чего-либо еще. предлагать. По иронии судьбы, самые известные романы того периода были написаны женщинами (например, Джейн Остин, Шарлотта Бронте и Мэри Шелли), но из-за такого отношения к ним сначала приходилось публиковать под мужскими псевдонимами. Многие романтические произведения пропитаны представлением о женщинах как о совершенных невинных существах, которых следует обожать, оплакивать и уважать, но никогда не трогать и на них нельзя полагаться..
Персонификация и патетическая заблуждение
Зацикленность романтической литературы на природе характеризуется интенсивным использованием как персонификации, так и жалкого заблуждения. Мэри Шелли использовала эти техники с большим эффектом в Франкенштейне:
Романтизм продолжается влиять на литературу сегодня; Романы Стефани Майерс Сумерки – явные потомки этого движения, вобравшие в себя большинство характеристик классического романтизма, несмотря на то, что были опубликованы через полтора века после окончания активной жизни движения.
Как проявил себя романтизм
В искусстве романтизм проявился во всех сферах, кроме архитектуры.
В музыке
Композиторы романтизма по-новому смотрели на музыку
В мелодиях звучал мотив одиночества, большое внимание уделялось конфликту и двоемирию, с помощью личного тона авторы для самовыражения добавляли в произведения автобиографичность, использовались новые приемы: например, расширение тембровой палитры звука
Как и в литературе, здесь появился интерес к фольклору, а в операх добавились фантастические образы. Основными жанрами в музыкальном романтизме стали ранее непопулярные песня и миниатюра, перешедшие из классицизма опера и увертюра, а также поэмные жанры: фантазия, баллада и другие. Самые известные представители этого направления: Чайковский, Шуберт и Лист. Примеры произведений: Берлиоз «Фантастическая история», Моцарт «Волшебная флейта» и другие.
В живописи
Эстетика романтизма имеет свой неповторимый характер. Самый популярный жанр в картинах романтизма — пейзаж. Например, у одного из самых известных представителей русского романтизма Ивана Константиновича Айвазовского это бурная морская стихия («Море с кораблем»). Один из первых художников-романтиков, Каспар Давид Фридрих, ввел в живопись пейзаж от третьего лица, показав человека со спины на фоне таинственной природы и создав ощущение, что мы смотрим глазами этого персонажа (примеры произведений: «Двое, созерцающие луну», «Скалистые берега острова Рюгин»). Превосходство природы над человеком и его одиночество особенно чувствуется в картине «Монах на берегу моря».
Изобразительное искусство в эпоху романтизма становилось экспериментальным. Уильям Тёрнер предпочитал создавать полотна размашистыми мазками, с почти незаметными деталями («Метель. Пароход у входа в гавань»). В свою очередь, предвестник реализма Теодор Жерико также писал картины, мало похожие на изображения реальной жизни. Например, на картине «Плот Медузы» умирающие от голода люди выглядят, как атлетически сложенные герои. Если говорить о натюрмортах, то все предметы на картинах постановочно расставлены и вычищены (Чарльз Томас Бейл «Натюрморт с виноградом»).
В литературе
Если в эпоху Просвещения за редким исключением отсутствовали лирические и лироэпические жанры, то в романтизме они играют главную роль. Произведения отличаются образностью, оригинальностью сюжета. Либо это приукрашенная реальность, либо это вовсе фантастические ситуации. Герой романтизма обладает исключительными качествами, оказывающими влияние на его судьбу. Книги, написанные два века назад, до сих пор пользуются спросом не только среди школьников и студентов, но и среди всех интересующихся читателей. Примеры произведений и представители направления представлены ниже.
За рубежом
Среди поэтов начала XIX века можно назвать Генриха Гейне (сборник «Книга песен»), Уильяма Вордсворта («Лирические баллады»), Перси Биши Шелли, Джона Китса, а также Джорджа Ноэла Гордона Байрона — автора поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда». Большую популярность получили исторические романы Вальтера Скотта (например, «Айвенго», «Квентин Дорвард»), романы Джейн Остин («Гордость и предубеждение»), поэмы и рассказы Эдгара Аллана По («Ворон», «Падение дома Ашеров»), рассказы Вашингтона Ирвинга («Легенда о Сонной Лощине») и сказки одного из первых представителей романтизма Эрнеста Теодора Амадея Гофмана («Щелкунчик и Мышиный король», «Крошка Цахес»).
Также известны произведения Сэмюэла Тейлора Колрижда («Сказания старого морехода») и Альфреда де Мюссе («Исповедь сына века»). Примечательно, с какой лёгкостью читатель попадает из реального мира в вымышленный и обратно, вследствие чего они оба сливаются в одно целое. Отчасти это достигается простым языком многих произведений и непринужденным повествованием о столь необычных вещах.
В России
Родоначальником русского романтизма считается Василий Андреевич Жуковский (элегия «Море», баллада «Светлана»)
Со школьной программы всем знакома поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри», где особое внимание уделяется мотиву одиночества. Поэта не зря называли русским Байроном
Философская лирика Федора Ивановича Тютчева, ранние стихотворения и поэмы Александра Сергеевича Пушкина, поэзия Константина Николаевича Батюшкова и Николая Михайловича Языкова, — всё это оказало большое влияние на развитие отечественного романтизма.
Раннее творчество Николая Васильевича Гоголя также представлено в этом направлении (например, мистические повести из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»). Интересно, что романтизм в России развивался параллельно с классицизмом и иногда эти два направления не слишком резко противоречили друг другу.
Европа: примеры произведений
Наиболее приметными европейскими произведениями в духе романтизма считаются следующие литературные сочинения:
— трактат «Гений христианства», повести «Атала» и «Рене» Шатобриана;
— романы «Дельфина», «Коринна, или Италия» Жермены де Сталь;
— роман «Адольф» Бенжамена Констана;
— роман «Исповедь сына века» Мюссе;
— роман «Сен-Мар» Виньи;
— манифест «Предисловие» к произведению «Кромвель», роман «Собор Парижской богоматери» Гюго;
— драма «Генрих III и его двор», серия романов о мушкетерах, «Граф Монте-Кристо» и «Королева Марго» Дюма;
— романы «Индиана», «Странствующий подмастерье», «Орас», «Консуэло» Жорж Санд;
— манифест «Расин и Шекспир» Стендаля;
— поэмы «Старый моряк» и «Кристабэль» Колриджа;
— «Восточные поэмы» и «Манфред» Байрона;
— собрание сочинений Бальзака;
— роман «Айвенго» Вальтера Скотта;
— сказка «Гиацинт и Роза», роман «Генрих фон Офтердинген» Новалиса;
— сборники новелл, сказки и романы Гофмана.
Как проявил себя романтизм
В искусстве романтизм проявился во всех сферах, кроме архитектуры.
В музыке
Композиторы романтизма по-новому смотрели на музыку
В мелодиях звучал мотив одиночества, большое внимание уделялось конфликту и двоемирию, с помощью личного тона авторы для самовыражения добавляли в произведения автобиографичность, использовались новые приемы: например, расширение тембровой палитры звука
Как и в литературе, здесь появился интерес к фольклору, а в операх добавились фантастические образы. Основными жанрами в музыкальном романтизме стали ранее непопулярные песня и миниатюра, перешедшие из классицизма опера и увертюра, а также поэмные жанры: фантазия, баллада и другие. Самые известные представители этого направления: Чайковский, Шуберт и Лист. Примеры произведений: Берлиоз «Фантастическая история», Моцарт «Волшебная флейта» и другие.
В живописи
Эстетика романтизма имеет свой неповторимый характер. Самый популярный жанр в картинах романтизма — пейзаж. Например, у одного из самых известных представителей русского романтизма Ивана Константиновича Айвазовского это бурная морская стихия («Море с кораблем»). Один из первых художников-романтиков, Каспар Давид Фридрих, ввел в живопись пейзаж от третьего лица, показав человека со спины на фоне таинственной природы и создав ощущение, что мы смотрим глазами этого персонажа (примеры произведений: «Двое, созерцающие луну», «Скалистые берега острова Рюгин»). Превосходство природы над человеком и его одиночество особенно чувствуется в картине «Монах на берегу моря».
Изобразительное искусство в эпоху романтизма становилось экспериментальным. Уильям Тёрнер предпочитал создавать полотна размашистыми мазками, с почти незаметными деталями («Метель. Пароход у входа в гавань»). В свою очередь, предвестник реализма Теодор Жерико также писал картины, мало похожие на изображения реальной жизни. Например, на картине «Плот Медузы» умирающие от голода люди выглядят, как атлетически сложенные герои. Если говорить о натюрмортах, то все предметы на картинах постановочно расставлены и вычищены (Чарльз Томас Бейл «Натюрморт с виноградом»).
В литературе
Если в эпоху Просвещения за редким исключением отсутствовали лирические и лироэпические жанры, то в романтизме они играют главную роль. Произведения отличаются образностью, оригинальностью сюжета. Либо это приукрашенная реальность, либо это вовсе фантастические ситуации. Герой романтизма обладает исключительными качествами, оказывающими влияние на его судьбу. Книги, написанные два века назад, до сих пор пользуются спросом не только среди школьников и студентов, но и среди всех интересующихся читателей. Примеры произведений и представители направления представлены ниже.
За рубежом
Среди поэтов начала XIX века можно назвать Генриха Гейне (сборник «Книга песен»), Уильяма Вордсворта («Лирические баллады»), Перси Биши Шелли, Джона Китса, а также Джорджа Ноэла Гордона Байрона — автора поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда». Большую популярность получили исторические романы Вальтера Скотта (например, «Айвенго», «Квентин Дорвард»), романы Джейн Остин («Гордость и предубеждение»), поэмы и рассказы Эдгара Аллана По («Ворон», «Падение дома Ашеров»), рассказы Вашингтона Ирвинга («Легенда о Сонной Лощине») и сказки одного из первых представителей романтизма Эрнеста Теодора Амадея Гофмана («Щелкунчик и Мышиный король», «Крошка Цахес»).
Также известны произведения Сэмюэла Тейлора Колрижда («Сказания старого морехода») и Альфреда де Мюссе («Исповедь сына века»). Примечательно, с какой лёгкостью читатель попадает из реального мира в вымышленный и обратно, вследствие чего они оба сливаются в одно целое. Отчасти это достигается простым языком многих произведений и непринужденным повествованием о столь необычных вещах.
В России
Родоначальником русского романтизма считается Василий Андреевич Жуковский (элегия «Море», баллада «Светлана»)
Со школьной программы всем знакома поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри», где особое внимание уделяется мотиву одиночества. Поэта не зря называли русским Байроном
Философская лирика Федора Ивановича Тютчева, ранние стихотворения и поэмы Александра Сергеевича Пушкина, поэзия Константина Николаевича Батюшкова и Николая Михайловича Языкова, — всё это оказало большое влияние на развитие отечественного романтизма.
Раннее творчество Николая Васильевича Гоголя также представлено в этом направлении (например, мистические повести из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»). Интересно, что романтизм в России развивался параллельно с классицизмом и иногда эти два направления не слишком резко противоречили друг другу.
Определение и значение термина
Романтизм – это идейное и художественное направление в европейской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века, для которого была характера идеализация и возвышение человеческих чувств, эмоций, переживаний. Характерной чертой романтизма стало противопоставление личности и социума, изображение идеальных героев — дерзких, бесстрашных, идейных, с сильными, противоречивыми характерами, способных на яркие поступки.
Поначалу термин «романтизм» употреблялся в значении «необычный», «мистический», и лишь со временем его стали воспринимать в значении «новый», «иной».
Романтизм как литературное направление
Литература — это постоянно меняющееся, беспрерывно развивающееся явление. Говоря о переменах, произошедших в русской литературе в разные века, невозможно обойти стороной тему сменяющих друг друга литературных направлений.
Определение 1
Литературное направление — совокупность идейно-эстетических принципов, характерных для произведений многих авторов одной эпохи.
Литературных направлений существует огромное множество. Это и классицизм, и реализм, и сентиментализм. Отдельной главой в истории развития литературных направлений является романтизм.
Определение 2
Романтизм (фр. romantisme) — литературное направление, наивысшими ценностями считавшее духовно-творческую жизнь личности и её независимость и свободу.
Романтизм впервые появился во Франции в эпоху Великой Французской революции (1789 — 1799 гг.) и мировой промышленной революции. Это направление господствовало в европейской и русской литературе в конце XVIII — первой половине XIX веков.
Романтизму предшествовали классицизм и эпоха Просвещения. Многие ценности этих идеологий романтизм отрицал. Например, если классицизм отдавал предпочтение разуму (рацио), то романтизм ориентировался на чувства (эмоцио)
Классицизм говорил о цивилизации, романтизм — о природе; для классицистов было важно общество и государство, для романистов — свобода, чувства и стремления отдельной личности
Философская основа
Как и любое явление в мировой культуре, романтизм опирался на определенные взгляды в философии. В Германии, откуда направление распространилось по всему земному шару, в качестве такого фундамента выступили работы Готлиба Фихте и Иммануила Канта. Во главе основных учений этого периода стояла проблема творческих возможностей разума. Несмотря на то что вышеназванные труды легли в основу эстетики, с ними постоянно велась полемика, благодаря которой романтическое искусство открывало перед собой все больше возможностей.
Занимавшие прежде ведущие места концепции Бенедикта Спинозы, Джона Локка и Рене Декарта практически сразу отошли на второй план и подверглись жесткой критике. Всепоглощающий рационализм и обожествление человека как существа разумного стали для развивающегося направления неприемлемыми и уступили место воспеванию человека чувствующего.
Столь удачное немецкое направление заметил Кольридж, благодаря которому стиль романтизм проник в Англию и дальше во Францию.
Предпосылки появления романтизма
Во-первых, в основе французского переворота лежали идеи Просвещения, был выдвинут лозунг Свобода, равенство и братство!. Человек стал цениться как личность, а не только как член общества и слуга государства, люди поверили, что они сами могут управлять своей судьбой. Во-вторых, многие люди, бывшие апологетами классицизма, поняли, что реальный ход истории иногда бывает неподвластен разуму — главной ценности классицизма, слишком много там возникало непредвиденных поворотов. Также, в соответствии с новым лозунгом, люди стали понимать, что привычное для них устройство мира на самом деле может быть враждебным для конкретного человека, может мешать его личной свободе.