Литературные направления 20 века
Главное направление литературы Серебряного века – это символизм. В диалоге и борьбе с ним возникают акмеизм и футуризм. Также в этот период отдельным направлением можно выделить имажинизм, но оно возникло уже в 1918 году. Поэтому литераторы спорят относительно того, был ли имажинизм частью Серебряного века или возник уже после того, как этот период закончился (его хронлогические рамки все же весьма условны).
Символизм
Хронологические рамки: 1890-ые гг. – 1910 г.
В конце XIX века в обществе набирали популярность прогрессивные идеи, критикующие устоявшийся уклад жизни россиян. Население все больше было недовольно действующим социальным делением и монархией в принципе, а потому в стране нарастали волнения. Творческой реакцией на это неспокойное время и моральный кризис стал символизм в литературе.
Изначально символизм возник во Франции, но русские авторы несколько его переосмыслили. Основные характеристики русского символизма:
-
размышления на тему глобальных философских вопросов;
-
материальный мир рисуется как маска, через которое прослеживается что-то потустороннее;
-
нет логического раскрытия темы, вместо него – символика чувственных форм;
-
общение к «тайным смыслам» через вещественный мир.
Среди поэтов 20 века, творивших в этом направления, выделяются «старшие» (прежде всего они обращались к эстетическому восприятию) и «младшие» (обращались к философско-религиозному восприятию) символисты. К «старшему» направлению относятся Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонт, к «младшему» — А. А. Блок, В. И. Иванов, А. Белый.
Футуризм
Хронологические рамки: 1909 г. – 1920-ые гг.
С 1909 г. в России начали появляться «поэты будущего». Им не нравилась предыдущая литературная эпоха. Ранее использованные художественные приемы они считали устаревшими и не подходящими для нового времени, в котором появились значимые достижения технического прогресса.
Основные характеристики литературного футуризма:
-
разрушение культурных стереотипов;
-
в нагромождении слов поэт выражает свои мимолетные и неуловимые ощущения;
-
отказ от синтаксиса и строфики;
-
появление новых слов;
-
схожесть с телеграфным текстом (ощущение, что стихотворение было надиктовано очень быстро – в этом выражалось стремление автора рассказать о своих сиюминутных и стремительно изменяющихся чувствах).
Также футуризм призывал к мировой революции. Обращения, с которым авторы высказывали свои позиции, нередко шокировали читателей.
Самые известные поэты-футуристы Серебряного века – это В. В. Маяковский, В. Хлебников, И. Северянин.
Акмеизм
Хронлогические рамки: 1910 г. – 1940 г.
Акмеизм является практически полной противоположностью символизма. Поэты, которые работали в этом направлении, предпочитали ясный взгляд на мир, а туманные образы и символы были им чужды. Тем не менее, они не отрицали, что окружающая действительность может быть грубой» и не всегда приятной, но они все равно старались найти в ней что-то прекрасное.
Основные характеристики акмеизма:
-
отказ от мистики, призыв взглянуть на реальный мир;
-
принятие окружающей действительности такой, какая она есть;
-
поэтизация мира;
изображения человека настоящими эмоциями и чувствами, которые он испытывает.
Самыми яркими представителями акмеизма являются следующие русские поэты Серебряного века: А. А. Ахматова, Н. С. Гумилёв, О. Э. Мандельштам. Они также называли себя «адамистами», отсылая к библейской фигуре Адама – первого человека, давшего наименование всему, из чего состоял окружающий его мир.
Имажинизм
Хронологические рамки: 1918 г. – 1924 г.
Представители этого литературного направления считали, что главное – это создать в своем творчестве определенный образ, который будет необычным для читателям, шокирует его и даст ему возможность сформировать ясное представление о тех или иных вещах.
Основные характеристики имажинизма:
-
попытка разработать уникальную классификацию образов;
-
метафора – основа творчества;
-
эпатажные и анархические мотивы;
-
скандальные выходки авторов для привлечения внимания к своему творчеству.
Известные последователи имажинизма: Н. Д. Вольпин, С. А. Есенин, Г. Л. Владычина, А. Б. Мариенгоф.
Основные черты и особенности
Особенности серебряного века можно изложить в трех пунктах:
- Отличающей чертой нового века становится космологизм — привнесение нового в общую картину мира и осмысление его. Такой космический вектор пролагает путь к поиску свежих решений в русской поэзии.
- Новая философия основывается на критицизме, что подразумевает переосмысление опыта прошлых лет. Русская интеллигенция озадачивается вопросом, которые волновали веками, и пытается найти пути решения в новой культуре. Теперь главным выступает вера, а разум отходит на второй план.
- Превозносится поиск вечных ценностей — мудрость, красота, добро.
- Демократизация культуры открыла дорогу в творчество многим людям, которые раньше не могли выражать себя по бесправию рождения. Например, Сергей Есенин был родом из крестьян, но стал знаменитым поэтом. Такое было бы невозможно во времена А.С. Пушкина. Кстати, творчество Есенина в русле серебряного века рассмотрено в эссе.
- В литературу и другие сферы творчества потоком хлынули темы и проблемы, которые раньше не застраивались или не проникали к широкой массе читателей. Табу были сняты: в поэзии мы видим просторечия, неологизмы, жаргонизмы, мат, в живописи — игнорирование базовых навыков рисования, в театре — отсутствие интриги и действия как такового.
Константин Бальмонт
«Грусть». Текст читает актер Вадим Маратов, 1981 год.
«Я в этот мир пришел». Текст читает актер Вадим Маратов, 1981 год.
«В глухие дни». Текст читает актер Александр Кутепов, 1981 год.
«Я откроюсь тебе». Текст читает актер Иннокентий Смоктуновский, 1981 год.
«Вершины». Текст читает актер Вадим Маратов, 1981 год.
«Маленький султан». Текст читает актер Александр Кутепов, 1981 год.
«Я — изысканность». Текст читает актер Вадим Маратов, 1981 год.
«Безглагольность». Текст читает актер Александр Кутепов, 1981 год.
«Тише, тише». Текст читает актер Вадим Маратов, 1981 год.
«Старый дом». Текст читает актер Александр Кутепов, 1981 год.
«Боже мой, о, Боже мой, за что мои страданья». Текст читает актер Иннокентий Смоктуновский, 1981 год.
«Кто визжит, скулит и плачет». Текст читает актер Иннокентий Смоктуновский, 1981 год.
«Осень». Текст читает актер Александр Кутепов, 1981 год.
«Жизнь действительно проста, но мы пытаемся ее усложнить… Пять вещей составляют совершенную добродетель: серьезность, щедрость души, искренность, усердие и доброта»
Elina / Pexels.com
Конфуций считал: если праведный человек хочет реализовать свой потенциал и жить здоровой, гармоничной жизнью, он должен развивать чувство собственного достоинства и самодисциплину.
И для этого необходимо ежедневно практиковать определенные добродетели: скромность, доброту, честность, щедрость и сосредоточенность. При этом он предлагает оценить то, что у нас уже есть, и посмотреть, какое место наши личные трудности занимают в обширной вселенной.
1Gai.Ru / Shutterstock.com
Его слова напоминают нам, что удовлетворение зависит от знания того, как извлекать удовольствие от простоты, и что путь к получению желанного – это умение отдавать.
Как применить: Будьте щедрыми и добрыми, оставаясь при этом скромными и заземленными. Будьте щедры на свою искренность, но оставайтесь сосредоточенными. Будьте щедры на поступки, но помните о своем собственном невежестве и обо всем, чему вам еще предстоит научиться.
Эта цитата объединяет все вышеперечисленные уроки в одну основную идею: если ваши мысли сложны, то вы усложните всю свою жизнь. Но если в вашей голове – хорошие, простые мысли, вы, наконец, увидите жизнь такой, какой она должна быть:
Обложка: 1Gai.Ru / Shutterstock.com
Источник статьи: 7 Mindful Quotes by Confucius That Will Change The Way You Think
Отличительные признаки и достижения Серебряного века
Так чем же замечательно и интересно это время?
Этот век в России был отмечен ярким многообразием во всех направлениях культурной жизни общества.
Русская философия
Философия Серебряного века
Впервые русская философия стала вехой в развитии не только русской, но и мировой интеллектуальной мысли. Работы В. Соловьева П.Флоренского, Н.Бердяева, В.Розанова, Л.Шестова и многих других — достоянием современной им интеллигенции и вошли в сокровищницу мировой философии.
Русский театр
Театр Серебряного века
Серебряный век русской культуры нашел отражение и в развитии театрального искусства. Прежде всего — это система К. Станиславского и Немировича- Данченко, Художественный театр, но и Александринский и Камерный театры, театр В.Комиссаржевской.
Живопись
Живопись и скульптура Серебряного века
Новые направления характерны и для живописи и скульптуры (Мир искусства, «Союз русских художников», «Голубая роза» и др., работы П.Трубецкого, А.Голубкиной).
Мировую известность получают оперные певцы (Ф.Шаляпин, Л.Собинов, А. Нежданова), танцовщики (А.Павлова, Т. Карсавина, В.Нежинский, М.Фокин).
Русская музыка
Музыка Серебряного века
В музыкальной сфере — это новаторские работы А.Скрябина, С.Рахманинова, И. Стравинского, А.Глазунова.
И, конечно же, литература России. В Серебряном веке здесь формируются различные литературные направления.
а) Символизм
С одной стороны, русский символизм был продолжением европейской традиции, с другой стороны, как и многое в нашей культуре, это направление стало специфическим мировым явлением.
Черты символизма
Основные черты этого литературного течения:
- двоемирие (мир реальный и мир потусторонний),
- особая роль символа как того, что не выразить конкретным образом,
- особое значение звукописи,
- мистические и религиозные мотивы и др.
Общеизвестны имена В.Брюсова, Д.Мережковского, А.Блока, А.Белого и др.
б) Русский акмеизм
(от греч. «акме» — вершина, острие, цветение) – отторжение и продолжение русского символизма.
Черты акмеизма
Основные черты акмеизма:
- философия действия,
- приятие мира,
- переживание предметности и вещности этого мира, отрицание мистики,
- живописность образа,
- мужественность восприятия мира и жизни,
- вес конкретного значения слова и др.
Первым среди равных был, несомненно, Н.Гумилев. А также С.Городецкий, М.Зенкевич, А.Ахматова, О. Мандельштам.
в) Русский футуризм
В какой-то степени был продолжением европейского футуризма. При своем зарождении футуризм в России не имел единого центра (он был представлен четырьмя враждебными группировками Москвы и Петербурга) Особенности этого направления:
- обращенность к будущему,
- ощущение грядущих перемен,
- отрицание классического наследия,
- урбанизм,
- поиски новых слов, словоизменений, нового языка и др.
В.Хлебников, Д.Бурлюк, В.Маяковский, И. Северянин и др.
Наша презентация:
Специфика русского реализма этого века заключается в том, что творчество русских художников этого периода сочетало в себе не только черты реализма, но и:
- романтизма (М.Горький),
- натурализма (П.Боборыкин),
- символизма (Л.Андреева)
Славный был век!!! Серебряный век великой русской культуры!
Направление русской поэзии Серебряного века
Указанный исторический период на стыке столетий воспринимался не иначе как глубокий кризис, ощущение перелома запускало в сознании людей процесс умирания прежних идей и устоев и рождение новых. Отношение к такому «перезапуску» сознания было неоднозначным – абсолютно каждый ощущал в себе одновременно и «волю к жизни», и «волю к смерти». Именно поэтому поэзия Серебряного века наполнена трагизмом, ощущением неизбежной смерти, специфическими мотивами увядания и разрушения. Но гибель здесь мыслится не как конец, а как начало новой, лучшей жизни, надежды на которую лелеяли поэты этого периода.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
- родины,
- творчества,
- природы,
- любви.
Немаловажное значение поэты Серебряного века придавали формам, не боясь экспериментировать с рифмами и словом, в котором их интересовали самые тонкие оттенки значения и поэтические возможности, оказывающиеся практически безграничными в умелых «руках» мастеров. Поэзия Серебряного века на фоне литературного наследия предыдущих эпох выделяется не только особыми мотивами, порождёнными сложным мировоззрением авторов, но и наличием множества направлений, основными среди которых можно назвать следующие:
Поэзия Серебряного века на фоне литературного наследия предыдущих эпох выделяется не только особыми мотивами, порождёнными сложным мировоззрением авторов, но и наличием множества направлений, основными среди которых можно назвать следующие:
- Символизм;
- Акмеизм;
- Футуризм
Символизм. В основе символизма лежит так называемая «эстетика намёка», согласно которой поэт отходит от чёткого изображения материального мира и пишет только об ассоциациях, вызванных у него теми или иными предметами. Поэты-символисты были убеждены, что именно символ выступает средством познания окружающей действительности, что одним лишь разумом невозможно постичь все то прекрасное, что несёт в собе искусство, на изображение тонкостей которого они были ориентированы. Поэтому основной темой произведений символистов является религия, а лирические герои представлены образами пророков и мучеников. Также они считали, что искусство далеко от «грязи» мира политики и общественного быта, поэтому не касались этих тем в своём творчестве.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Серебряный век русской поэзии 410 ₽ Реферат Серебряный век русской поэзии 270 ₽ Контрольная работа Серебряный век русской поэзии 230 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
К представителям символизма относятся такие поэты, как В. Брюсов, Д. Мережковский, К. Бальмонт, З. Гиппиус.
Акмеизм — течение, пришедшее на смену символизму. Хотелось бы отметить, что некоторые современные филологи предпочитают не выделять указанное течение в отдельное направление, считая его лишь ветвью символизма. Однако изначально акмеизм появился как «ответ» молодых поэтов разочаровавшему их символизму и отличался от него тем, что:
- тема религии в поэзии акмеизма перестала быть столь навязчивой, фокус внимания сместился с мистики на описание земного, менее возвышенного, не столь сакрального, но более близкого и понятного;
- в произведениях акмеистов нет непостижимой тайны, как это было у символистов. Некая загадка все же остаётся, но к ней, поразмыслив, вполне реально подобрать ответ.
Поэты, творившие в направлении акмеизма, являются выходцами из знаменитого «Цеха поэтов», возглавляемого Н. Гумилевым и С. Городецким. Среди них: А. Ахматова, О. Мандельштам, Г. Иванов, Н. Оцуп, Нарбут.
Футуризм — течение стало по-настоящему авангардным, первым в своём роде в русской литературе. Основная идея программы футуризма — разрушение существовавших в литературе стереотипов и прежних ценностей. Помимо этого футуристы ставили перед собой задачу эпатировать публику как смыслом, вкладываемым в произведения, так и самой формой, нередко пытаясь не самым эстетичным способом видоизменять слова. Поэты-футуристы утверждали, что воспевают искусство будущего, а параллельно с этим нередко возвеличивали и собственное «я». Основателями направления в России принято считать членов петербургской группы «Гилея», которые представляли собой наиболее влиятельное, но далеко не единственное объединение поэтов-футуристов, наряду с «Ego», «Мезонином поэзии» и другими.
Наиболее яркими представителями направления стали: И. Северянин, В. Маяковский, В. Хлебников, Е. Гуро, Н. Бурлюк.
«Куда бы вы ни пошли, всегда следуйте туда всем сердцем»
Сулиман / Pexels.com
В обществе, которое продолжает преследовать материальные достижения, а не духовное превосходство, это та самая цитата, которую мы должны всецело принять к сведению.
Своими словами Конфуций еще раз напоминает нам, что к чему бы мы ни тяготели – даже к этому глубоко укоренившемуся призванию, которому нам якобы нужно следовать, – мы должны идти по этому пути с наполненными сердцами. Мы не должны принижать себя и покоряться неуверенности. Вместо этого мы должны подняться «с коленей» и уверенно продолжать путь с верой в себя.
1Gai.Ru / Shutterstock.com
Конфуций также предлагает признать, что наше счастье, самооценка и чувство удовлетворения – это не неуловимые вещи, которые мы должны преследовать. Они не привязаны к месту назначения в будущем; мы несем их во всей полноте в процессе нашего пути. Мы будто раскапываем их и достаем изнутри со словами: «А вот и вы».
Как применить: Позвольте себе притягиваться к тому, к чему призывает вас сердце. Идите по этому пути, не теряя веры. И по мере того, как вы будете это делать, не забывайте нести в себе всю полноту своего счастья и самооценки. Создайте свои собственные ценности и помните, что вам некуда «ехать» – вы уже там.
В этом и есть секрет радостной и мирной жизни – ценить то, что у вас уже есть, работая над тем, что вы хотите, и понимая, что счастье – это не конечная точка, а сам путь.
Сочинение ОГЭ 9.3 Драгоценные книги. Как книги влияют на человека? По тексту М. Горького
Пример сочинения ОГЭ 9.3 (15.3) по тексту М. Горького «Я стал усердно искать книги, находил их и почти в каждый вечер читал»
. Как вы понимаете значение выраженияДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ ? Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Как книги влияют на человека ?»
Исходный текст
Всем нам известно выражение «драгоценные книги», но что же это значит? На мой взгляд, драгоценные книги – это особенные книги, которые позволяют человеку лучше понять себя, других людей и окружающий мир. Драгоценные книги – это, другими словами, лучшие из существующих. Они способны влиять на человека, на его поведение, помогают человеку испытать настоящие эмоции.
В подтверждение своих слов приведу пример из текста М. Горького, в котором главный герой читает вслух поэму М.Ю. Лермонтова «Демон». Наиболее ярко влияние книги на человека можно увидеть в предложении 10, в котором герой описывает свои переживания: «поэма волновала меня мучительно и сладко», «у меня срывался голос», «слезы наворачивались на глаза». Но не только самого чтеца затронули строки поэмы, всех слушателей словно магнитом притянуло к нему. Они слушали произведение затаив дыхание, а потом все стояли «обнявшись, хмурясь и улыбаясь».
Этот пример показывает нам, что драгоценные книги способны невероятным образом влиять на человека: они объединяют людей, заставляют их испытывать сильные эмоции, учат сочувствовать ближним и любить их.
Другим примером, подтверждающим мою позицию, может служить рассказ М. Гелприна «Свеча горела», в котором мир практически утратил книгу, а вместе с ней – духовность. Самое страшное, что духовность утратили и дети. Это смог осознать робот-гувернер Максим. Когда учитель Андрей Петрович познакомил Максима с миром драгоценных книг, он сам стал «учителем» для воспитанников, передал им знания, и дети получили шанс на яркую жизнь, наполненную любовью к человеку и искусству. Когда робота утилизировали за это, дети пришли к Андрею Петровичу, чтобы продолжить обучение. Несколько строк «Мело, мело по всей земле во все пределы! Свеча горела на столе, свеча горела» не смогли оставить детей равнодушными. Представьте, какой эффект на душу человека может произвести прочитанная драгоценная книга.
Как писать сочинение ОГЭ
Примеры сочинений / Примеры сочинений ОГЭ
12
- adminn
Символизм
Первым направлением, рождённым в Серебряном веке, стал символизм. Он и был тем самым порождением кризиса, охватившего Российскую империю. Однако на его формирование большое влияние оказал и ещё один кризис — кризис европейской культуры. Ведущие умы конца XIX века пересматривали в своих произведениях все существующие моральные ценности, критиковали направление общественного развития и сильно увлекались философией идеализма.
Определение 2
Символизм — направление в искусстве, для которого была характерна тяга к экспериментам, стремление к новаторству и использование символики.
Русские символисты, ужасаясь при виде крушения народничества в своей стране, отказалась от тенденции поэтов пушкинского круга поднимать в своих произведениях остросоциальные вопросы. Символисты обратились к проблемам философским. На первых порах русский символизм подражал символизму французскому, однако очень скоро приобрёл свои уникальные черты.
Русский символизм отличало отсутствие какой-либо единой поэтической школы. Даже во французском символизме не найти такого огромного разнообразия стилей и концепций, каким отличался символизм в России.
Все последующие направления так или иначе находились под влиянием символизма. Кто-то напрямую унаследовал его постулаты, а кто-то, критикуя и отрицая символизм, в любом случае начинал своё развитие с обращения к нему.
У истоков русского символизма стояли так называемые «старшие символисты»: Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Александр Добролюбов, Константин Бальмонт. Их последователями, «младшими символистами», стали Александр Блок, Андрей Белый и другие.
Вариант 2
«Серебряный век» – это очередной переворот не только в литературе, но и других областей культуры. Период его начала – это конец 19 столетия и начало 20 века. Одно из главных направлений – это новое представление литературы не как зеркало действительности, а как искусство.
Именно в этот период рождаются лучшие из лучших. Появляются такие талантливые люди как Блок, Цветаева, Ахматова, Маяковский, Есенин, Брюсов. Грядущие перемены в жизни России сильно влияют на поэзию. Сила и мощь, предаваемая в стихах великих творцов поэзии, передается и простому читателю. В них они призывают народ совершенствоваться, задуматься о духовности и нравственности. Одно из лучших произведений того времени «Возмездие» было написано Блоком. В нем он искренне и с сильным душевным порывом раскрыл посыл укрепить себя и силу духа изнутри, так как грядущие перемены полностью меняли устоявшуюся систему культуры и литературы.
Благодаря началу «Серебряного века» русская литература раскрывает такие направления в поэзии как футуризм, акмеизм и символизм. Основное направление в поэзии и других культурах в тот период – это символизм. Главные составляющие символизма – это философичность и глубина. К поэтам-символистам можно отнести Тютчева, Фета, Блока и Бальмонта. Каждый текст их произведений пропитан образом-символом, они содержат громкие и многозначные слова и чаще других используют различные аллегории, метафоры или сравнения.
Для поэтов-символистов поэзия – это не только стихи, она являлась для них самым прекрасным и ценнейшим из искусств. Они постоянно восхваляли поэзию, говорили о ней, как о чем-то идеальном и прекрасном. Любое, написанное произведение содержало в себе частичку женственности, вечности и совершенства мира.
К поэтам-акмеистам относились Ахматова, Гумилев, Мандельштам и т.д. Их главный призыв в поэзии – материальность и предметность. Чаще всего, чтобы с точностью предать все эмоции и переживания они использовали образы библейских или мифологических героев. Главная тема произведений – это внутренняя, земная красота, чувства, эмоции и глубина человеческих переживаний.
Любимое современниками направление в русской литературе в период «Серебряного века» — это футуризм. Главное, что хотели выразить поэты в своих стихах – это тонкость человеческой души, протест в отношении буржуазии. Поэты-футуристы – Северянин, Маяковский, Крученых были против устаревших рифм и системы фраз прошлых лет.
Клычков, Есенин и Клюев так же предпочли собственное направление в русской литературе – новокрестьянская поэзия. Они воспевали матушку-природу, предавали красоту жизни в русской деревне, а так же часто затрагивали фольклорные образы.
Ослепительное и необычайно прекрасное время, которое изменило представление большинства людей о русской литературе – Это «Серебряный век». Большое влияние на поэзию в этот период оказали война, революция и просто противостояние человека власти, нежелание мириться с действительностью.
Популярные темы сообщений
- Декабристы Отечественная война 1812 года, стала переломной точкой в истории Российской Империи, в некотором смысле. В результате изгнания Наполеона из России, были совершенны заграничные походы русскими войсками. Многие солдаты, офицеры,
- Животные живого уголка Я очень люблю посещать живой уголок, там у нас много разных забавных животных. Нравится после школы бежать туда и наблюдать за ними, ухаживать, кормить и играть.
- Красная панда Красная панда, известна также как малая панда или кошачий медведь, похожа на кошку. Хотя и является хищником, предпочитает растительную пищу мясу.
Живопись
На рубеже XIX-XX веков в русской живописи произошли большие изменения. Жанровые сцены отступают на задний план. Пейзаж потерял свою фотографическую и линейную перспективу, стал более демократичным, основанным на сочетании и игре цветовых пятен. В портретах часто сочетались орнаментальная условность фона и скульптурная ясность лица. На рубеже веков границы между жанрами в исторических сюжетах были размыты, что привело к появлению исторического жанра.
Среди художников этого жанра были А.П. Рябушкин, А.В. Васнецов, М.В. Нестеров. Импрессионизм как тенденция представлен в работах таких художников, как И. И. Левитан («Березовая роща», «Марш»), К. А. Коровин — самый яркий представитель русского импрессионизма («Париж»). Центральная фигура искусства рубежа веков В. А. Серова («Девушка с персиками», «Девушка, озаренная солнцем»). Представителями живописной символики были М. Врубель и В. Борисов-Мусатов. М.А.Врубель был универсальным мастером.
Успешно работал над монументальными росписями, картинами, декорациями, рисунками для витражей. Центральный образ в творчестве Врубеля — демон («Демон сидит», «Демонический субъект»). В. Борисов-Мусатов создал в своих картинах прекрасный и возвышенный мир. Его творчество — одно из самых ярких и масштабных явлений. На рубеже веков существует арт-клуб «Мир искусства».
Художники этого направления: К.А.Сомов, Н.А.Бенуа, Е.Э.Лансере, М.В.Нестеров, Н.К.Рерих, С.П.Дягилев и др. «Мировые художники» беспокоились о наступлении индустриальной эпохи, как о распространении огромных городов, застроенных безликими заводскими зданиями. Они беспокоились о том, что искусство будет вытеснено и станет собственностью небольшого круга «элиты».
С работой «Мироискусников» связано возрождение книжной графики, художественных книг. Не ограничиваясь иллюстрациями, художники ввели в книгу заставные листы, замысловатые виньетки и окончания стиля «модерн». Возникло понимание того, что дизайн книги должен быть тесно связан с ее содержанием
График начал обращать внимание на такие детали, как формат книги, цвет бумаги, шрифты и отделка
В 1907 г. в Москве было образовано еще одно художественное объединение «Голубая роза», в состав которого вошли художники-символисты, последователи Борисова-Мусатова (П. В. Кузнецов, М. Сарьян). «Голуборозовцы» испытали влияние стилистики модерна, отсюда характерные особенности их картин — плоскодекоративная стилизация форм, поиск изощренных цветовых решений.
Художники объединения «Бубновый валет» (Р.Р.Фальк, И.И.Машков и др.), обратившись к эстетике постимпрессионизма, фовизма и кубизма, а также к приёмам русского Любока и народной игрушки, решили проблемы выявления материальности природы, строительной формы краски. Основополагающим принципом их творчества было утверждение объекта в отличие от пространства. На первый план вышло изображение неживой природы — натюрморта.
В 1910-е годы появилось примитивистское направление в живописи, связанное с освоением стиля детских рисунков, знаков, лубрикантов и народных игрушек. Представители этого направления — М.Ф.Ларионов, Н.С.Гончарова, М.З.Шагал, П.Н.Филонов. К этому периоду относятся первые эксперименты русских художников в абстрактном искусстве, одним из первых манифестов которого стала книга Ларионова «Лучизм» (1913), а настоящими теоретиками и практиками — В.В.Кандинский и К.С.Малевич.
Таким образом, необычайное разнообразие и противоречивость художественных устремлений, многочисленные группировки со своими программами отражают напряженную общественно-политическую и сложную духовную атмосферу того времени.
В целом достижения русской культуры «Серебряного века» получили мировое признание. Многие российские ученые были почетными членами европейских академий и научных учреждений. Отечественная наука была обогащена рядом достижений. Имена российских путешественников остались на географической карте мира.
Развивалось творчество художников, создавались их объединения. Поиск новых решений и форм в архитектуре и скульптуре. Музыкальное искусство обогащается. Игровой дом пережил период расцвета. В национальной литературе появились новые художественные формы.
Русская культура начала ХХ века отличалась высоким уровнем развития и многими достижениями, которые внесли свой вклад в сокровищницу мировой культуры. В нем ярко выражен критический характер времени, его чаяния, трудности, признаки прогресса, а также кризис.
Философия религии достигла особых высот, что дало название всему периоду философского Ренессанса, с которым мы познакомимся в следующей главе моей курсовой работы.