Жан-Жак Руссо — кратко
Жан-Жак Руссо в памяти потомков.
Несколько лет назад жители Женевы с большой торжественностью отпраздновали трехсотлетие со дня рождения великого философа Жана-Жака Руссо. Несмотря на то, что при жизни женевцы его недолюбливали, сейчас, как бы стремясь оправдаться перед ним, они устраивают в дни его памяти множество мероприятий. Вокруг имени великого мастера всегда шли и продолжают идти до сих пор непрерывные дебаты. Пока он был жив, его преследовали власти Швейцарии и Франции, а рукописи осуждались церковью и сжигались. Но были и последователи – те, кто успел сказать ему множество признательных слов и выразить свое восхищение, те, кто вместе с Руссо боролись за свободу мысли. Среди его почитателей были Байрон, Ромен Роллан, Чернышевский и многие другие.
От неизвестности к признанию.
Жан-Жак Руссо родился в Женеве в семье протестанта. С самого детства он знал о том, что такое гонения и непризнание. Он рос без матери – она умерла при родах, но был окружен теплом и заботой своих близких. Он был очень привязан к отцу, который привил будущему гению любовь к книгам. Первые лишения начались после вынужденного бегства из Женевы отца. Мальчика отдали в пансион. Вскоре отправили на обучение к граверу. Но такая жизнь очень тяготила юношу. Часто он сбегал из мастерской и часами блуждал за городом, оставаясь там на всю ночь под открытым небом. В шестнадцать лет Жан-Жак Руссо покинул Женеву. За пределами города начиналась новая самостоятельная, хотя и очень нелегкая жизнь. Первое место, куда попал Руссо – дом госпожи де Варане. Молодая женщина по поручению католической церкви готовила протестанцев перейти в католицизм. Проблема вероисповедания не волновала Руссо в те годы и он, спустя несколько месяцев, стал католиком. В доме госпожи де Варан он увлекся музыкой и часто проводил целые ночи, занимаясь переписыванием произведений знаменитых композиторов.
Там же он занимается изучением творчества французских писателей. Его увлекает Вольтер. Позже, уже живя в Париже, Руссо сближается с Гольбахом и Дидро.
Известность Жану-Жаку Руссо принесли его политические трактаты. Он выражал интересы французских крестьян, обличал пороки как феодалов, так и новой буржуазии, тем самым опередив многих просветителей того времени. В его работе «Рассуждение о науках и искусствах» прямо говорится о том, что современная буржуазная цивилизация уничтожает человека. Он призывает к единению с природой и прославляет естественность.
На пути к свободе.
В трактате «Об основах и причинах неравенства среди людей» философ заявил о том, что основанием неравенства является частная собственность. Эту же тему он продолжает в «Общественном договоре», утверждая, что каждый человек рождается свободным, а главным хозяином государства может быть только народ. В продолжение темы равенства появится роман «Юлия, или Новая Элоиза». В этом любовно-психологическом романе снова основной мыслью становится равенство людей. Чувства не должны подчиняться сословиям. Роман принес автору огромную популярность, издавался более сорока раз. Но взгляды Руссо не могли быть незамеченными государственными чиновниками. Парижский парламент счел необходимым признать некоторые произведения мастера неприличными и вольнодумными. Их было необходимо сжечь, а самого автора отправить в тюрьму. Но влиятельные покровители Руссо помогли ему бежать в Швейцарию. Родная страна также не хотела признавать его вольнодумные произведения. Позже он перебрался в Англию по приглашению шотландского философа Дэвида Юма. Но и там он не находит покой. Из-за постоянных гонений и скитаний здоровье Руссо сильно пошатнулось. Он стал недоверчивым и подозрительным. Относительно спокойная жизнь настала у него после возвращения в Париж в 1770
году. Спустя8 лет, в загородной резиденции своего друга он скончался. Его последним произведением стала художественная биография с символичным названием «Исповедь». Вся его жизнь была заложена в формуле «Чувствовать раньше, чем мыслить». Нужно отложить разум и полагаться на инстинкты. Страдание и сострадание – то, что отличает нас от животных и главная наша ценность – природа. Он выступал против любого насилия, хотя в итоге стал одним из тех, кто привел Францию к великой революции.
Слайд 4Жан Жак Руссо в ПарижеВ 1742 Жан Жак Руссо переселился в
столицу Франции. Здесь он намеревался добиться успеха благодаря предлагаемой им реформе нотной записи, заключавшейся в отмене транспонировки и ключей. Руссо выступил с докладом на заседании королевской Академии наук, а затем апеллировал к публике, издав «Диссертацию о современной музыке» (1743). К этому времени относится и его встреча с Дени Дидро, в котором он сразу распознал светлый, чуждый мелочности ум, склонный к серьезным и независимым философским раздумьям.В 1743 Руссо получил назначение на должность секретаря французского посла в Венеции графа де Монтегю, однако, не ужившись с ним, вскоре вернулся в Париж (1744). В 1745 он познакомился с Терезой Левассер, простой и многострадальной женщиной, ставшей спутницей его жизни. Считая, что он не в состоянии воспитывать своих детей (их было пятеро), Руссо отдавал их в воспитательный дом.
Биография и портрет Гаршина В.М.
Гаршин
Всеволод Михайлович
( 1855 – 1888 )
Краткая биография Гаршин В.М.
Гаршин Всеволод Михайлович — выдающийся русский прозаик.Родился 2 февраля 1855 г. в имении Приятная ДолинаЕкатеринославской губернии (ныне Донецкая область, Украина) в дворянской офицерской семье.Пятилетним ребенком Гаршин пережил семейную драму, сказавшуюся на его здоровье и в значительной степени повлиявшую на мироощущение и характер. Его мать влюбилась в воспитателя старших детей П.В. Завадского, организатора тайного политического общества, и бросила семью. Отец пожаловался в полицию, Завадского арестовали и сослали в Петрозаводск. Мать переехала в Петербург, чтобы навещать ссыльного. Ребенок стал предметом острого раздора между родителями. До 1864 г. он жил с отцом, затем мать забрала его в Петербург и отдала в гимназию. В 1874 году Гаршин поступил в Горный институт. Но литература и искусство интересовали его больше, чем наука. Он начинает печатать, пишет очерки и искусствоведческие статьи. В 1877 году Россия объявила войну Турции; Гаршин в первый же день записывается добровольцем в действующую армию. В одном из первых своих сражений он увлек полк в атаку и был ранен в ногу. Рана оказалась неопасной, но в дальнейших военных действиях Гаршин участия уже не принимал. Произведенный в офицеры, он вскоре вышел в отставку, недолго пробыл вольнослушателем филологического факультета Петербургского университета, а затем всецело отдался литературной деятельности. Гаршин быстро приобрел известность, особенной популярностью пользовались рассказы, в которых отразились его военные впечатления, — «Четыре дня», «Трус», «Из воспоминаний рядового Иванова». В начале 80-х гг. обострился психический недуг писателя (это была наследственная болезнь, и проявлялась она, когда Гаршин был еще подростком); обострение во многом было вызвано казнью революционера Млодецкого, за которого Гаршин пытался вступиться перед властями. Около двух лет он провел в харьковской психиатрической лечебнице. В 1883 писатель женится на Н.М.Золотиловой, слушательнице женских медицинских курсов. В эти годы, которые Гаршин считал самыми счастливыми в своей жизни, создан лучший его рассказ — «Красный цветок». В 1887 г. выходит последнее произведение — детская сказка «Лягушка — путешественница». Но очень скоро наступает очередная тяжелая депрессия. 24 марта 1888 г. во время одного из припадков Всеволод Михайлович Гаршин кончает с собой — он бросается в лестничныйпролет. Похоронен писатель в Петербурге .
Педагогика
В сфере интересов просветителя Жан-Жака Руссо находился природный человек, на которого не влияют общественные условия.
Философ считал, что на развитие ребенка влияет воспитание.
Эту идею Руссо использовал при разработке педагогической концепции.
Основные педагогические идеи Жан-Жак представил в произведении «Эмиль, или О воспитании».
Этот трактат, по признанию автора, -лучший и важный.
Через художественные образы Руссо попытался донести мысли относительно педагогики.
Памятник Жану-Жаку Руссо
Образовательно-воспитательная система не устраивала философа.
Идеям Жан-Жака противоречил тот факт, что в основе этих традиций находится церковность, а не демократия, широко распространяемая в те годы на территории Европы.
Руссо настаивал на необходимости развития природных талантов у ребенка.
Естественное развитие индивида – главная задача образования.
По мнению Жан-Жака, взгляды на воспитание детей должны коренным образом измениться.
Это связано с тем, что человек с момента рождения и до смерти постоянно открывает новые качества в себе и окружающем мире.
Исходя из этого, нужно строить воспитательные программы.
Добрый христианин и добропорядочный человек – это не то, что нужно человеку.
Руссо искренне верил, что существуют угнетенные и угнетатели, а не отечество или граждане.
Книга Жана-Жака Руссо
Педагогические идеи Жан-Жака Руссо заключались в советах родителям о необходимости развивать в маленьком человеке стремление к труду, уважение к себе, чувство свободы и независимости.
Ни в коем случае нельзя потакать или уступать требованиям, даже капризам малышей.
В то же время нужно отказаться от подчинения ребенка.
Но больше всего переживал философ за перекладывание ответственности за воспитание на подростка.
Немаловажную роль в воспитании человека играет труд, который привьет дитю чувство долга и ответственности за собственные поступки.
Естественно, что это в дальнейшем поможет малышу зарабатывать на пропитание.
Под трудовым образованием Руссо подразумевал умственное, нравственное и физическое совершенствование человека.
Развитие потребностей и интересов ребенка должно быть первостепенным для родителей.
Мыслитель Жан-Жак Руссо
По мнению Жан-Жака Руссо, на каждом этапе взросления необходимо взращивать в чаде что-то определенное.
До двух лет – физическое развитие.
От 2 до 12 – чувственное, от 12 до 15 – умственное, от 15 до 18 лет – нравственное.
Перед отцом и матерью стоит главная задача – быть терпеливыми и настойчивыми, но ни в коем случае нельзя «ломать» ребенка, прививая ему ложные ценности современного общества.
Физические упражнения и закаливания разовьют в малыше стойкость, выдержку и укрепят здоровье.
В период взросления подростку для познания мира нужно учиться использовать органы чувств, а не книги.
Литература хороша, но она вкладывает в неокрепшие умы чье-то видение мира.
Таким образом, чадо не разовьет собственный рассудок, а станет воспринимать слова других на веру.
Основные идеи умственного воспитания заключались в общении: родители и воспитатели создают атмосферу, когда ребенку хочется задавать вопросы и получать ответы.
Важными для развития предметами Руссо считал географию, биологию, химию и физику.
Взросление в 15 лет – это постоянные эмоции, вспышки чувств, которые накрывают подростков с головой.
Важно в этот период не переусердствовать с нравоучениями, а постараться привить ребенку нравственные ценности. Общество достаточно аморально, поэтому перекладывать эту обязанность на посторонних людей не нужно
Общество достаточно аморально, поэтому перекладывать эту обязанность на посторонних людей не нужно.
На этом этапе важно развитие доброты чувств, суждений и воли. Проще сделать это будет вдалеке от больших городов с их соблазнами
Проще сделать это будет вдалеке от больших городов с их соблазнами.
Книга Жана-Жака Руссо
Как только юноше или девушке исполнится 20 лет, необходимо переходить к знакомству с общественными обязанностями.
Интересно, что этот этап представительницам женского пола разрешалось пропустить.
Гражданские обязанности – исключительно мужское проявление.
В работах Жан-Жака Руссо прослеживается идеал личности, который противоречил обществу XVIII века.
Труды Руссо совершили переворот в педагогическом мире, но власти посчитали это опасным, угрожающим устоям общественного мировоззрения.
Трактат «Эмиль, или О воспитании» сожгли, а в отношении Жан-Жака выпустили указ об аресте.
Но Руссо успел скрыться в Швейцарии.
Мысли философа, несмотря на неприемлемость французским правительством, оказали влияние на педагогику того времени.
[править] Работа на дядь и тёть
Карикатура на Руссо Одна лавочница, пленившись смазливой мордахой Жан-Жака, взяла его к себе в лавку, но её вернувшийся муж в скором времени указал юноше путь в известном направлении. Тот устроился лакеем в дом одной графини. Влюбившись в молодую горничную Марианну, Исаакович спионерил ради неё дорогую розовую ленту. Пропажу сразу же нашли у Руссо. Тот заявил, что ленту ему подарила Марианна, в итоге обоих изгнали ссаными тряпками.
Через некоторое время Жан-Жак снова предстал пред очами госпожи де Варан. «Если Бог мне вторично посылает этого милого мальчика, то я больше не покину его», — сказала она и оставила милого мальчика у себя. Новоявленная «мамаша» решила сделать из своего подопечного священника и уговорила его пойти в семинарию. Весьма скоро преподаватели убедили её, что у Руссо нет способностей к обучению. Последний же уболтал «мамочку», чтобы та дала ему возможность заниматься музыкой. Некоторое время он брал уроки музыки, затем выступил с концертом в Лозанне. Естественно, перфоманс юного говнаря с треском провалился.
Госпожа де Варан вскоре уехала в Париж. Исаакович два года бомжевал по Швейцарии, затем снова вернулся к «мамочке». Вакантное место молодого любовника оказалось занято, но Руссо это не смутило, в итоге организовали шведскую семью на троих. Так они жили ещё два года. В итоге Жан-Жак разосрался с конкурентом и свалил в Лион, устроившись домашним учителем в одну семью. За воровство вина и домогательства к хозяйке его вскоре… Ну ты понел.
Чтобы разжиться бабосами, Руссо придумал хитрый план: разработать систему записи нот цифрами, отправиться в Париж и представить её Французской академии, произвести переворот в музыке, прославиться … PROFIT! Но план потерпел былинный отказ — цифровую систему не приняли. Жан-Жаку пришлось пойти в секретари к французскому посланнику в Венеции графу Монтегю. Оказавшись в Венеции, Руссо вообразил себя дипломатом, стал вмешиваться в политику и, по его же словам, спас Неаполитанское королевство. Тем не менее, ссаные тряпки вскоре снова нашли своего героя: Монтегю выгнал его, не заплатив ни гроша.
По возвращении в Париж Руссо подал в суд на Монтегю и ВНЕЗАПНО выиграл, отсудив свои полимеры. Снова быстренько их просрав, он женился на тупой пизде Терезе Левассер, служанке отеля, в котором жил. Он настрогал ей аж пятерых спиногрызов и всех понапихал в сиротские приюты, оправдываясь тем, что у него нет денег на их содержание. На все упрёки в безнравственном отношении к детям Руссо с похерфэйсом отвечал, что поступает нравственно, так как, если бы дети остались с ним, они бы выросли такими же распиздяями как батя. А в приютах государство обеспечит их правильным воспитанием и отправит в деревни, где они станут добропорядочными крестьянами.
Ты понимаешь, что ты поехавший уже, всё?[править]
Хули ты меховую шапку одел, ты чё, мудак что ль совсем, блядь?!
После Англии Руссо скитался от одного вельможи к другому и всех подозревал в желании поднасрать ему. Главою ZOGовора против себя он считал герцога Шуазеля, по его мнению, приказавшего завоевать остров Корсику только для того, чтобы корсиканцы не пригласили к себе Руссо в качестве законодателя. Встревоженный тем, что в печати появился памфлет, описывавший его прошлое, Руссо объявил, что сам готов каяться, рассказав о себе всю подноготную. Так появился его очередной высер «Исповедь», где он попытался описать свои самые постыдные поступки, но потом не удержался и стал поливать говном своих недругов, настоящих и вымышленных.
С каждым годом его здоровье ухудшалось. Последние несколько месяцев он провёл в парке поместья Эрменонвиль на острове посреди озера, где и принял истинную веру на руках жены. ЧСХ, спустя 33 дня после смерти Вольтера! Остров стал местом паломничества. Толпы поклонников стекались к могиле своего кумира, который, по их мнению, всю жизнь боролся за свободу народов и пал жертвою жестокой тирании.
В годы Французской революции тело Руссо перевезли в Париж и похоронили в Пантеоне. Двадцать лет спустя два фанатика похитили его останки и бросили в яму с известью. RIP…
Годы спустя макаронный психиатр Ломброзо в своём монументальном высере «Гениальность и помешательство», исследовав биографию и труды Руссо, официально назовёт его ёбнутым — впрочем, всем будет уже похуй как на дохлого феласава, так и на фрика-дохтура.
Мыслитель и философ
Самым важным для Руссо стал 1749 год, когда он неожиданно для себя получил премию Дижонской академии за высказанную им идею о губительном воздействии просвещения и культуры. В том же году Руссо принял участие в совместной работе знаменитого кружка «Энциклопедия». Им было написано в общей сложности 390 статей, в основном музыковедческих.
Все просвещенное общество обратило внимание на «самородок». Для Руссо наступил период самой насыщенной, плодотворной деятельности и непрекращающегося торжества
В качестве подтверждения своих основных идей философ отказался от доходного места и стал зарабатывать на жизнь переписыванием нот. Он намеренно начал вести себя как дикарь: одевался в старую, плохо сшитую одежду, грубо общался с окружающими, совершал оскорбительные выходки. Однако подобное поведение еще больше привлекало к нему пресыщенную аристократию.
Жан-Жаком Руссо были написаны трактаты «Рассуждение о науках и искусствах», «Рассуждения о начале и основании неравенства между людьми», «Об общественном договоре», оперетта «Деревенский колдун», роман «Эмиль». Его произведения неизменно вызывали большой резонанс в обществе не только во Франции, но и в Швейцарии. Спасаясь от ареста, он обратился за помощью к прусскому королю, и тот укрыл беглеца в княжестве Невшательском.
[править] Характер Руссо
Его характер был полным противоположностей. Его широкая нравственность уже не связывала его с правилами. Гибкий и умный, он тонул в мечтах и не мог ужиться с действительностью. Его дела были верным отражением его характера.
Он был самоучкой, без методической подготовки. Он нигде не был кратким; не был философом в техническом смысле слова. Но он имел парадоксальные взгляды, искренний энтузиазм. Его философия была ориентирована не на условия и результаты науки, но больше на собственное понимание и мечты. Париж был той моделью, по которому он описывал цивилизацию, а крестьянская молодость стала источником описания естественного состояния.
Юность
Спокойное и беспроблемное детство сменилось бурной юностью с многочисленными негативными событиями в жизни Руссо. Сначала семья узнает о том, что друг его отца арестован за пособничество в организации вооруженного нападения на местную администрацию, в результате чего отец Жан-Жака – Исаак ─ обращается в бега в соседний кантон. Понимая, что сын не сможет отправиться за ним и терпеть все лишения и невзгоды, юношу оставляют на попечение дяди по материнской линии, который терпеть не может парня.
Позднее Жан-Жак узнает о том, что отец больше никогда не возвратится в родной город, так как, скрываясь в кантоне, встретил молодую девушку и женился на ней, создав новую семью и напрочь забыв о старой.
Потрясенный предательством, Жан-Жак не находит иного выхода, кроме как идти в пансион Ламберсье, куда отец планировал его отдать через пару месяцев. Но там он понимает, что обучился благодаря отцу намного большему, поэтому уходит из учебного заведения и попадает на обучение к нотариусу. А поскольку на тот момент Руссо всё так же продолжает увлекаться литературой (которую, к слову, он стремится читать всегда и везде), у него быстро возникают проблемы с учителем, из-за чего парень часто сбегает с работы и уходит за пределы города, возвращаясь либо глубокой ночью, либо спустя пару дней.
На пути к свободе
В трактате «Об основах и причинах неравенства среди людей» философ заявил о том, что основанием неравенства является частная собственность. Эту же тему он продолжает в «Общественном договоре», утверждая, что каждый человек рождается свободным, а главным хозяином государства может быть только народ. В продолжение темы равенства появится роман «Юлия, или Новая Элоиза». В этом любовно-психологическом романе снова основной мыслью становится равенство людей. Чувства не должны подчиняться сословиям. Роман принес автору огромную популярность, издавался более сорока раз. Но взгляды Руссо не могли быть незамеченными государственными чиновниками. Парижский парламент счел необходимым признать некоторые произведения мастера неприличными и вольнодумными. Их было необходимо сжечь, а самого автора отправить в тюрьму. Но влиятельные покровители Руссо помогли ему бежать в Швейцарию. Родная страна также не хотела признавать его вольнодумные произведения. Позже он перебрался в Англию по приглашению шотландского философа Дэвида Юма. Но и там он не находит покой. Из-за постоянных гонений и скитаний здоровье Руссо сильно пошатнулось. Он стал недоверчивым и подозрительным.
Относительно спокойная жизнь настала у него после возвращения в Париж в 1770 году. Спустя 8 лет, в загородной резиденции своего друга он скончался. Его последним произведением стала художественная биография с символичным названием «Исповедь». Вся его жизнь была заложена в формуле «Чувствовать раньше, чем мыслить». Нужно отложить разум и полагаться на инстинкты. Страдание и сострадание – то, что отличает нас от животных и главная наша ценность – природа. Он выступал против любого насилия, хотя в итоге стал одним из тех, кто привел Францию к великой революции.
Факты биографии и труды
Родился Руссо в простой семье женевского часовщика. С юных лет он вынужден был добывать себе средства к существованию различными занятиями, скитаясь по Франции и Швейцарии. Был переписчиком бумаг, музыкантом, домашним секретарем, слугой в барских домах. Оказавшись на положении приемыша в богатой аристократической усадьбе, Руссо впервые получил возможность заняться самообразованием и путем упорного труда достиг обширных и разносторонних познаний. Он становится писателем, но его жизнь по-прежнему проходит в постоянных волнениях и скитаниях.
В 1749 году Дижонская академия объявила конкурс на тему: «Способствовал ли прогресс в науках и искусствах улучшению нравов?» Приняв участие в конкурсе, Руссо создал талантливое произведение, возбудившее глубокий общественный интерес. Он доказывал, что в далекие времена, когда люди не знали цивилизации, они были более нравственными и счастливыми. Тогда господствовало равенство, и различия между людьми определялись естественными причинами: способностями и трудом. Теперь же люди искусственно разделены на основе своего происхождения и богатства. В человеческих отношениях взяли верх недоверие, обман и вражда.
Вскоре Руссо написал еще два острых политических трактата по злободневным общественным вопросам. Они подняли его имя до вершин мировой славы.
В работе «О происхождении неравенства между людьми» он впервые отчетливо вскрыл отрицательную роль частной собственности в развитии человечества. Корень всех зол современного общества лежит, по Руссо, в неравенстве, а оно возникло с появлением частной собственности. Историческое развитие усиливает неравенство между людьми, и народные массы всё больше впадают в нищету, а богачи паразиты и тунеядцы не видят предела своему обогащению.
Руссо горячо призывал к борьбе с отжившими порядками во имя счастья и свободы простых людей. Но как устранить существующее противоречие между естественными потребностями человека и общественными условиями их удовлетворения? Каким же должно быть будущее свободное общество? На эти вопросы Руссо дал яркий ответ в работе «Общественный договор». Это произведение оказало огромное влияние на взгляды выдающихся деятелей французской буржуазной революции 1789 года.
В «Общественном договоре» развивается идея народовластия. В новом государстве, созданном революционной энергией народа, все правительственные учреждения будут подчинены народному собранию, а воля каждого гражданина — государственным законам, выражающим интересы всех. Народная власть, по Руссо, создается путем общей договоренности, откуда и название книги. Что касается частной собственности, то, хотя она явилась причиной общественного неравенства, Руссо не отменяет ее. Он лишь требует ограничить ее размеры, считая, что каждый может быть собственником того, что приобрел личным трудом.
Добродетель – основа всего
Мораль, играющая значительную роль в трудах Руссо, в реальности не соответствовала жизни философа. Первейшими основами добродетели, полагал Руссо, являются эмоции и сочувствие, заложенные в человеке.
Добродетель и вера должны подчиняться природе, и только тогда общество станет совершенным. Будет достигнута гармония внутреннего мира человека и его нравственной, эмоциональной и рациональной составляющими с интересами социума. Потому индивид должен преодолеть собственное моральное отделение, не уподобляясь окружающим и политикам. Но суждения были взяты романтиками и искателями единства за основу в защите наилучшего общественного строя и общественных прав, но не применялись в массы.
[править] Семья
Дом, где родился Руссо Будущий тролль и просветитель родился в суровой протестантской Женеве. Мамаша Руссо, комсомолка, спортсменка, красавица и кокетка, была дочкой пастора и прославилась романтическими похождениями, её братца судили за прелюбодеяние, а сестёр — за картёжничество. При рождении второго сына, слабого и болезненного Жан-Жака, она и перешла из протестантизма в истинную веру.
Папаша Руссо Исаак также был личностью интересной и неординарной. Среди его ближайшей родни значилось несколько поехавших, сам он то бродяжничал, то отбывал в местах не столь отдалённых. Будучи человеком беспокойным, беспорядочным, беспечным и вспыльчивым, никогда не мог усидеть за работой больше половины дня. Обожал читать романы. После обеда он занимался воспитанием юного Жан-Жака, которое и заключалось в чтении оных, иногда всю ночь напролёт. Наконец, выебав сынуле мозг всеми романами, которые только можно было найти в Женеве, батя перешёл к Плутарху.
Позже Исаак принял участие в каком-то вооружённом налёте и съебал из Женевы в соседний кантон, повторно женившись. Сына он оставил шурину, который толкнул было Жан-Жака в пансион для мальчиков, но спустя два года после скандала с директором забрал его и пристроил учеником к гравёру.
Был у Руссо ещё старший братец Франсуа, вьюнош нрава буйного — однажды он сбежал из дома да так и пропал без вести.
Вот такая вот образцово-показательная семья была у будущего просветителя. Но ведь это не главное, не так ли?