Жизнь и творчество софокла

Опишите здание театра и представление комедии

На рисунке мы видим древнегреческий театр. На зрительских местах, устроенных восходящими ступенями вокруг места театрального действия, собрались тысячи афинян. На полукруглой площадке — орхестре — проходит показ комедии «Птицы». На ней мы видим актеров, наряженных в костюмы птиц. За орхестрой расположена скене, постройка

Какую сцену из комедии Аристофана «Птицы» изобразил худож­ник?

Художник на рисунке изобразил сцену из комедии Аристофана «Птицы». В этой сцене появляется вестница богов — богиня Ирида, а птицы не пускают ее в город и прогоняют ее. Актер, изображающий Ириду, спускается на канатах, а другие актеры в костюмах птиц изображают птичью стаю.

Упоминание трагиков в комедии Аристофана «Лягушки»

При характеристике древнегреческих авторов нельзя не упомянуть еще одного выдающего автора, но в области комедии (трагики — это Эсхил, Еврипид, Софокл). Аристофан прославил трех сочинителей в своей комедии «Лягушки». Эсхил (если говорить о времени Аристофана) умер достаточно давно, а Софокл и Еврипид скончались практически одновременно, спустя половину века после Эсхила. Сразу же пошли споры о том, кто из троих все же был лучше. В ответ на это Аристофан поставил комедию «Лягушки».

Произведение названо именно так, потому как хор представлен лягушками, обитающими в реке Ахероне (через нее Харон перевозит мертвецов в царство Аида). Покровителем театра в Афинах являлся Дионис. Именно он и озаботился судьбой театра, задумал спуститься в загробный мир и вывести обратно Еврипида, чтобы тот продолжал ставить трагедии.

По ходу действия оказывается, что в загробном мире тоже есть соревнования поэтов. Свои стихи читают Эсхил и Еврипид. В итоге Дионис решает вернуть к жизни Эсхила. Заканчивается комедия партией хора, в которой прославляется Эсхил и Афины.

Биография Софокла (кратко)

В трагедиях Софокла главным является не внешний ход событий, а внутренние терзания героев. Общий смысл сюжета Софокл обычно объясняет сразу. Внешняя развязка фабулы у него почти всегда легко предугадывается. Запутанных осложнений и неожиданностей Софокл тщательно избегает. Его основная черта – склонность изображать людей, со всеми присущими им слабостями, колебаниями, ошибками, порой и преступлениями. Персонажи Софокла – не общие отвлечённые воплощения тех или иных пороков, добродетелей или идей. Каждый из них обладает яркой индивидуальностью. Софокл почти лишает легендарных героев их мифической сверхчеловечности. Как Сократ свел философию с неба на землю, так афинские трагики (даже раньше Сократа) низвели полубогов с их пьедесталов, а богов устранили от непосредственного вмешательства в людские судьбы, оставив за ними лишь роль верховных нравственных арбитров.

Катастрофы, постигающие героев Софокла, подготовлены свойствами их характеров и обстоятельствами, но они всегда являются расплатой за вину самого героя, как в «Аяксе», или его предков, как в «Царе Эдипе» и «Антигоне». Эдип должен нести кару за вину своего преступного отца, но сам он не заслуживает тяжкой доли. Преступления совершены им в неведении – и Эдип получает от богов полное прощение и даже славу праведника. Семейные злодеяния обрекают на злую судьбу и дочь Эдипа, Антигону. Но она тоже исполнена чистых побуждений и, подвергшись казни, оставляет по себе благоговейную память. Софокл в глубоко человеческом смысле трактует древние легенды народной фантазии. Но при всём этом его характеры не теряют своей идеальности и не понижаются, как у Еврипида, до уровня обыденной жизни.

По Софоклу, человек подвластен судьбе, которая часто подвергает его тяжким испытаниям и страданиям. Но боги милосердны к тем, кто даже в невзгодах не покидает личного достоинства, не перестаёт держаться высоких моральных идеалов. Софокл склонен придавать личной человеческой воле большую свободу, нежели Эсхил. Неспособная изменить внешние обстоятельства, эта воля определяет меру стойкости, проявляемой человеком в бедствиях, его способность преодолевать низменные порывы. Она не зависит от богов – те лишь дают моральную оценку выбора, сделанного человеком, и в соответствии с этим определяют кары и награды.

Мраморный рельеф, предположительно изображающий Софокла

Согласно со склонностью афинян к диалектике трагедии Софокла развиваются в словесном состязании двух оппонентов. Оно помогает зрителю лучше осознать их правоту или неправоту. Но, в отличие от Еврипида , у Софокла словесные дискуссии не являются центром драм. Сцены, исполненные глубокого пафоса и в то же время лишённые еврипидовской напыщенности и риторики, есть во всех дошедших до нас трагедиях Софокла. Это – великолепные плачи Деяниры, Антигоны, Аякса перед смертью, Филоктета, Эдипа (понявшего, что он и есть тот нечестивец, который накликал на Фивы гнев богов).

Соединением в главных действующих лицах высокого героизма и глубокого страдания от бедствий, порождённых непоправимым роком, Софокл достигает высочайшего эффекта. Герои Софокла переживают тяжелые душевные муки, однако положительные персонажи даже в них сохраняют полное сознание своей правоты.

7. Литература

7.1. Тексты и переводы

  • Сочинения изданы в «Loeb classical library»: дошедшие пьесы в т. 1-2 (№ 20, 21), фрагменты под № 483.
    • Vol. I Эдип-царь. Эдип в Колоне. Антигона.
    • Vol. II Аякс. Электра. Трахинянки. Филоктет.
  • В серии «Collection Budé» изданы 7 трагедий в 3 томах (см.).

Русские переводы (здесь только собрания, об отдельных трагедиях см. статьи о них)

  • Трагедии Софокла. / Пер. И. Мартынова. — СПб., 1823—1825. — ??? с.
    • Ч. 1. Эдип царь. Эдип в Колоне. — 1823. — 244 с.
    • Ч. 2. Антигона. Трахинянки. — 1823. — 194 с.
    • Ч. 3. Аякс неистовый. Филоктет. — 1825. — 201 с.
    • Ч. 4. Электра. — 1825. — 200 с.
  • Софокл. Драмы. / Пер. и вступ. очерк. Ф.Ф. Зелинского. — Т. 1-3. — М.: Сабашниковы, 1914—1915. — ??? с.
    • Т. 1. Аянт-Биченосец. Филоктет. Электра. 1914. 423 с.
    • Т. 2. Царь Эдип. Эдип в Колоне. Антигона. 1915. 435 с.
    • Т. 3. Трахинянки. Следопыты. Отрывки. — 1914. — 439 с.
  • Софокл

    Ч. 1. Эдип-царь. Эдип в Колоне. Антигона. — 1936. — 231 с. Тираж 5300 экз.

    . Трагедии. / Пер. В.О. Нилендера и С.В. Шервинского. — М.-Л.: Academia, 19??. — ??? с.(издана только ч. 1)

  • Софокл. Трагедии. / Пер. С.В. Шервинского, ред. и примеч. Ф.А. Петровского. — М.: Гослитиздат, 1954. — 472 стр. Тираж 10000 экз.

    • переизд.: Софокл. Трагедии / Пер. с древнегреч. С. Шервинского; Коммент. Н. Подземской. — М.: Искусство, 1979. — 456 с. Тираж 50 000 экз. (Серия «Античная драматургия»).
    • переизд.: Софокл. Трагедии. — М.: Худож. лит., 1988. — 493 с. Тираж 100000 экз. (Серия «Библиотека античной литературы»).
  • Софокл. Антигона. / Пер. А. Парина, послесл. В. Ярхо. — М.: Искусство, 1986. — 119 с. Тираж 25000 экз.
  • Софокл. Драмы. / Пер. Ф.Ф. Зелинского под ред. М.Г. Гаспарова и В.Н. Ярхо. (В приложении: Фрагменты . / Пер. Ф.Ф. Зелинского, О.В. Смыки и В.Н. Ярхо. Античные свидетельства о жизни и творчестве Софокла . / Пер. В.Н. Чемберджи). / Ст. и прим. М.Л. Гаспарова и В.Н. Ярхо. Отв. ред. М.Л. Гаспаров. — М.: Наука, 1990. — 605 с. Тираж 50000 экз. (Серия «Литературные памятники»).

7.2. Исследования

  • Мищенко Ф. Г. Отношение трагедий Софокла к современной поэту действительной жизни в Афинах. Ч.1. Киев, 1874. 186 стр.
  • Шульц Г. Ф. К вопросу об основной идее трагедии Софокла «Царь Эдип». Харьков, 1887. 100 стр.
  • Шульц Г. Ф. Критические заметки к тексту трагедии Софокла «Царь Эдип». Харьков, 1891. 118 стр.
  • Ярхо В. Н. Трагедия Софокла «Антигона»: Уч. пособие. М.: Высш. шк., 1986. 109 стр. 12000 экз.
  • Суриков И. Е. Эволюция религиозного сознания афинян во вт. пол. V в. до н. э.: Софокл, Еврипид и Аристофан в их отношении к традиционной религии. М.: Изд-во ИВИ РАН, 2002. 304 стр. ISBN 5-94067-072-5
  • Markantonatos, Andreas Tragic narrative: A narratological study of Sophocles’ Oedipus at Colonus. Berlin; New York: De Gruyter, 2002 — XIV, 296 с.;24 см. — (Untersuchungen zur antiken Literatur und Geschichte Bd. 63). — Указ.. — Библиогр.: с. 227—289. — ISBN 3-11-017401-4

Софокл — кратко

Софокл – древнегреческий драматург и автор трагедий. За всю свою жизнь написал более 120

пьес, но до нас дошло в полном объеме всего 7. Софоклу принадлежит много крылатых фраз и афоризмов, которые актуальны и по сей день. Однажды он кратко сказал: «Слушай и молчи». И его слушали. Более50 лет он был лучшим поэтом в Афинах. Участвовал в популярных тогда поэтических соревнованиях, из30 состязаний одержал победу в 24, а в остальных занял второе место.

Юный музыкант

Софокл принадлежал к знатному роду, точная дата его рождения не известна, примерно 496 г. до н.э. Детство он провел в Колоне, недалеко от Афин. Его отец Софилл занимался изготовлением военного обмундирования

Особое внимание он уделял воспитанию и обучению сына. Больше всего юному Софоклу нравилось искусство, он занимался музыкой и в480 г

до н.э. даже возглавил хор.

Личная жизнь

По некоторым историческим документам Софоклу приписывают любовные связи с мужчинами. Однако в эту информацию трудно поверить, ведь у него была законная жена Никострата, которая родила ему сына Иофонта. Также у драматурга был и внебрачный сын Аристон от женщины легкого поведения Феориды Сикионской.

Театральные новшества

Софокл внес существенные изменения в театральные постановки. Его нововведения стали использовать и другие известные драматурги той эпохи. Так например был добавлен третий актер, для того чтобы уменьшить роль хора. Затем исключен автор пьесы из числа выступающих. Скорее всего, это было сделано из-за слабого голоса Софокла. И сам хор уменьшился с 15 человек до 12. Эти изменения привнесли новые краски в греческие постановки, и Афинский театр получил огромную популярность.

Истинный патриот

Софокл быстро завоевал сердца зрителей, а о его таланте заговорили и за пределами Афин. Многие иностранные правители приглашали его выступить для них, но каждый раз он отказывался. Как говорил сам драматург, он хочет радовать своих соотечественников и выступать только в Афинах. Зрители любили Софокла, благодаря их голосам на литературных состязаниях он одерживал победы. В 469 г. до н.э. драматург представил на фестивале тетралогию (до наших дней не сохранилась), с которой одержал свою первую блистательную победу и превзошел Эсхила.

Сохранившиеся произведения

По данным древнегреческого филолога Аристофана Византийского Софокл написал 123 произведения. Но до наших дней сохранилось всего7 из них: «Трахинянки», «Аякс», «Антигона», «Царь Эдип», «Электра», «Филоктет», «Эдип в Колоне», «Следопыты». Самой известной пьесой является «Царь Эдип», написанная примерно в 429-426 годы до н.э. Сам Аристотель назвал ее идеалом трагического произведения. Эта пьеса входит в фиванский цикл и открывает его. Хронологически ее продолжает пьеса «Эдип в Колоне» (406 год до н. э.). Поставлена она была уже после смерти автора. «Антигона» (442-441 год до н. э) стала заключительной трагедией в этом цикле. Как критики, так и зрители высоко оценили пьесы Софокла. Его герои живые и эмоциональные, каждый со своим характером. У них есть как слабые стороны, так и сильные. Софокл был верующим человеком, но в своих произведениях все же право выбора оставляет за героями. Они отдаются собственным желаниям и действуют, поддавшись чувствам.

Социально-политическая деятельность

Софокл занимался не только литературой, но и активно принимал участие в общественно-политической жизни Афин. Примерно в 443-442 годах до н. э. Софокл был членом коллегии казначеев Афинского союза. А позже в440 году до н. э. его назначили стратегом Самосской войны. Так же он помогал Афинам восстановиться после неудачной Пелопоннесской войны.

Тайна смерти

Софокл прожил очень длинную жизнь и скончался в 406 году до н. э. До сих пор нет единого мнения, о том, как это произошло. Существует три разные версии. Некоторые историки говорят о несчастном случае. Якобы драматург поперхнулся виноградом. Другие называют причиной смерти сердечный приступ, из-за сильного эмоционального напряжения после очередной победы на литературном состязании. Третья версия наименее вероятна, но и у нее есть сторонники. Так во время чтения «Антигоны» перед зрителями, автор не рассчитал запас воздуха и на слишком длинной фразе задохнулся. Похоронили Софокла возле дороги, ведущей из Афин в город Декелея.

Расцвет демократии в Древних Афинах

Начало этого периода связывают с победой греков над персами и правлением Перикла. Государственное устройство Древних Афин при Перикле характеризовалось обновленной системой управления. Это был V век до нашей эры. В управлении участвовал весь демос Афин без разницы, отличался он знатностью по происхождению, считался богатым или бедным.

Главным органом управления выступало Народное собрание, в которое могли входить все афинские граждане мужского пола по достижении ими 20 лет. Собираясь 3-4 раза в месяц, собрание не только распоряжалось казной, решало вопросы войны и мира, управления государством, но и выбирало десять стратегов на один год правления, главным из которых был первый. Перикл долгое время удерживал эту должность в своих руках за счет всеобщего уважения.

В управлении афинским государством участвовал и совещательный орган — Совет пятисот. Но даже если он был против внесенного предложения, его все равно ставили на голосование в Народном собрании.

Благодаря деятельности Перикла в Афинах были введены оплачиваемые чиновничьи должности. Это было необходимо для того, чтобы не только богачи принимали участие в управлении государством, но и бедные земледельцы.

Кроме того, за период правления Перикла город активно развивался и расцветал, а культура Древних Афин достигла невероятно высокого уровня. Его власть длилась пятнадцать лет.

Афинская демократия: основы

Начнем с того, что определим суть самого понятия: в дословном переводе слово «демократия» означает «власть народа» (демос — народ).

Зарождение в Афинах новой формы управления произошло в VI в. до н. э. и связано с управлением архонта Солона.

После восстания демоса между ним и знатью было заключено перемирие и проведены совместные выборы Ареопага. Главным архонтом в нем сообща и был избран Солон — уроженец Афин, занимавшийся почетным делом — морской торговлей, происходивший из знатного рода, но не имевший особых богатств, рано познавший труд, честный, справедливый и мудрый. Он устанавливает в Афинах новые законы и прежде всего отменяет долговое рабство. Это было важным событием в истории Древних Афин. По законам Солона в архонты теперь могли избираться даже незнатные граждане, но обязательно богатые. Кроме того, для решения самых важных дел стали созывать Народное собрание, в состав которого входили все свободные мужчины Афин.

Был также учрежден выборный суд и отменены многие законы Драконта. Судьи выбирались среди всех граждан Афин вне сословия и достатка не моложе 30 лет. Главным условием было отсутствие дурных поступков. На суде, кроме обвиняемого и обвинителя стали выслушивать и свидетелей. Решение о виновности или невиновности принимали путем тайного голосования белыми и черными камешками.

Все долговые рабы были отпущены на волю и отвечали перед теми, кому задолжали, только своим имуществом.

Управление Афинами в додемократический период

До VII в. до н. э. в городе к управлению была допущена только знать. Власть в своих руках держал Ареопаг, заседавший на холме бога Марса и состоявший из девяти выборных архонтов. Они не только управляли Афинами, но и вершили суд, в основном несправедливый, придерживаясь интересов знати. Но самой одиозной фигурой из архонтов за время существования такой формы правления был Драконт, издававший абсурдные и жестокие законы.

Простым жителям Древних Афин жилось плохо. Они имели маленькие, самые неплодородные участки земли, где почти ничего не удавалось вырастить. Потому, чтобы заплатить налоги, они вынуждены были брать в долг под проценты у знатных и богатых. А поскольку отдать так называемые выплаты не могли, то постепенно отдавали в рабство тому, кому были должны, своих детей, жен, и даже самих себя. Такое пленение называли долговым, а на участки заемщикам устанавливали обозначающие камни для свидетельства.

Против долгового рабства среди демоса и ремесленников постепенно росло возмущение, которое в конечном итоге привело к восстанию.

Экранизации произведений, театральные постановки

Царь Эдип (Oedipus Rex; Италия, 1909), реж. Д. Ди ЛигороЦарь Эдип (Oedipus Rex; Великобритания, 1911), реж. Т. ФренкелАнтигона (Antigone; Швеция, 1960), реж. Х. ДалинАнтигона (Antigoni; Antigone; Греция, 1966), реж. Д. Кацуридес, Г. ДзавелласЦарь Эдип (Edipo re; Италия, 1967), реж. П. Паоло ПазолиниЦарь Эдип (Oedipus the King; Великобритания, 1967), реж. Ф. СэвиллАнтигона (Antigone; США, 1974), реж. Д. ФридманАнтигона (Antigone; Франция, 1974), реж. С. ЛоренциАнтигона (Antigone; Великобритания, 1984), реж. Д. ТейлорЦарь Эдип (Oedipus the King; Великобритания, 1984), реж. Д. ТейлорЭдип в Колоне (Oedipus at Colonus; Великобритания, 1984), реж. Д. ТейлорАнтигона (Antigone; Германия — Франция, 1992), реж. Д. Юйе, Ж.-М. ШтраубЦарь Эдип (Oedipus Rex; Япония, 1992), реж. Д. ТейморЦарь Эдип (Edipo alcalde; Oedipus Mayor; Колумбия – Испания – Мексика, 1996), реж. Х.Али Триана

др.-греч. Σοφοκλῆς

знаменитый афинский драматург, трагик

497/6 — 406 до н. э.

Опишите рисунок «Шествие на Акрополь»

Современный рисунок «Шествие на Акрополь» довольно точно изображает вид на Акрополь с последней площадки у лестницы, ведущей на вершину. На рисунке мы видим праздничное шествие. Колонна людей поднимается по лестнице на холм. Нам открывается величественный вид на Пропилеи, парадный проход на вершину Акрополя, образованный портиками и колоннами. Над Пропилеями возвышается главный храм Акрополя Парфенон, посвященный Афине-деве (парфенос), богине мудрости и справедливой войны, покровительнице Аттики. Рядом с Парфеноном возле храма Эрехтейон (посвящён Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею, расположен на месте мифического спора между Афиной и Посейдоном за обладание Аттикой) стоит бронзовая статуя Афины-Промахос (воительница).

1. Как выглядит стоящий справа на уступе скалы небольшой храм? Кому он посвящён?

Справа, на скальном уступе, мы видим небольшой храм, посвященный богине победы Нике-бескрылой. Постройка представляет собой здание с двумя ионическими портиками по четыре колонны. На непрерывном фризе под крышей изображались эпизоды греко-персидских войн и боги — Афина, Посейдон и Зевс. Храм выполнен из мрамора.

2. Что рассказывали моряки о бронзовой статуе Афины, украшавшей вершину Акрополя?

Статуя Афины на Акрополе изображала богиню в образе воительницы в шлеме, со щитом и копьём, причём шлем и остриё копья были покрыты золотом или сделаны из чистого золота. Именно поэтому моряки, подплывая к Афинам, издали видели золото, блестевшее на солнце. Возможно, статуя служила «маяком».

3. Как выглядел храм Афины Парфенон?

Парфенон представлял собой типовой древнегреческий храм. Он стоял на трёх мраморных ступенях. Со стороны главного фасада были прорублены более частые ступени, предназначенные для людей. Верхняя площадка ступеней, так называемый стилобат, имела 69,5 м в длину и 30,9 м в ширину. Храм со всех сторон окружён колоннадой, имеющей по 8 колонн на фасадах и по 17 по бокам. Высота колонн равна 10,4 м. На каждой колонне выточено по двадцать вертикальных желобов. Два фронтона (треугольное пространство между двумя скатами крыши и карнизом) были украшены скульптурными композициями, показывающими рождение Афины из головы Зевса и мифический спор Афины и Посейдона. Под фронтонами расположен опоясывающий весь храм непрерывный фриз с рельефами, изображающими шествие во время Панафиней (праздника всех афинян, посвященного Афине). Сверху храм был покрыт черепичной кровлей.

Внешний вид крота

Крот — это небольшое млекопитающее, входящее в отряд землеройкообразных и семейство кротовых. Величина тела этого животного может достигать 20 см. Позади тела имеется укороченный хвостик.

Крот снабжён четырьмя конечностями. Передние лапы его сильно отличаются от задних конечностей, они более мощные и выглядят, как развёрнутые в стороны лопатки.

Лапы имеют 5 пальцев, заканчивающиеся острыми когтями. На конце фаланги когтей раздвоены. Именно ими крот роет свои подземные ходы. Из-за таких причудливых передних лап животное выглядит необычно, что можно рассмотреть на фото.

Ключицы крота выполнены по типу гребня, они достаточно хорошо развиты. Задние лапки вытянутые и имеют сходство с лапами крыс. Хвост крота не бывает длинным, его величина может варьировать от 2 до 8 см.

Головная часть тела зверька среднего размера, имеет коническую форму. Нос немного вытянут, а ушные раковины вообще не видны. Впадины для глаз имеют очень маленький размер, а сами глаза лишены хрусталика. Веки очень подвижные. У отдельных видов глаза застилает тонкая кожица. Зрение развито настолько слабо, что его можно назвать слепым. Зато у кротов отличное обоняние, слух и осязание.

Шёрстка крота обычно бывает чёрной и равномерно окрашенной. Однако встречаются виды с коричневым или тёмно-серым окрасом шёрстки. Ворсинки шерсти отрастают в строго перпендикулярном направлении от кожи. Это позволяет животному быстро перемещаться под землёй обычным способом и задом наперёд. Линька происходит в тёплое время, трижды в течение одного года.

Сюжет трагедии «Эдип в Колоне»

Трагедия является продолжением истории про царя Эдипа. «Эдип в Колоне» был поставлен в 401 году до нашей эры, когда Софокла уже не было в живых. Он написал трагедию, когда ему исполнилось 90 лет, и до премьеры в театре не дожил.

Эдип ослепил себя, когда узнал, что царь Лая, которого он убил, был его отцом, а жена на самом деле его мать. Эдип вместе с дочками уходит бродить по Греции. Он отправляется в пригород Афин — Колон.

Эдип делает привал в роще Эриний, где требует встречи с правителем Тесеем, потому что горожане не хотят пускать Эдипа в город. Они боятся, что он накличет на Афины беды и боги проклянут город.

На сцене возникает Исмена, дочь Эдипа. Она говорит ему, что один из его сыновей, Этеокл, сверг другого сына, Полиника, с трона Фив. Она просит отца поддержать Полиника, потому что от исхода противостояния братьев зависит, где будет захоронен Эдип. Когда Исмена уходит, ее сменяет Тесей. Он поддерживает царя Эдипа, обещает любую помощь и награждает слепого Эдипа гражданством Афин.

Эдип отправляется в храм Посейдона, чтобы встретиться с сыном Полиником. Сын просит у отца помощи, чтобы взять Фивы. Эдип отказывает сыну и предсказывают, что оба его сына падут от ран, которые нанесут друг другу. Антигона, дочь Эдипа, умоляет Полиника не атаковать Фивы, но брат ее не слушает.

Раздаются звуки грома. Эдип предчувствует свою смерть и в сопровождении Тесея уходит от детей. Эдип просит Тесея сохранить место его погребения в тайне. Этот секрет должен быть передан наследникам Тесея.

В конце постановки дочери Эдипа слезно просят указать, где похоронен царь. Тесей молчит и не хочет открывать им правды. Он переправляет дочерей Эдипа в Фивы.

Греко-персидские войны

Греко-персидские войны стали не только испытанием для всех греков, но и событием, с которого началось возвышение Афин. В 507 году до н. э. афинское посольство побывало у персидского сатрапа Артаферна. При заключении союза афинские послы, вероятно не до конца поняв смысл этого жеста, предоставили формулы «земли и воды». Она означала признание персидской власти над Афинами. Соответственно, давала и повод для войны — подчинение взбунтовавшегося полиса.

В 490−480-е годы до н. э. в Афинах действовало несколько влиятельных политиков. У каждого из них были свои предпочтения во внешней политике и способах борьбы с угрозой нашествия. В 490 году до н. э. самым влиятельным был Мильтиад, который видел защиту в развитии пехотного войска. Под его руководством афиняне выиграли битву при Марафоне. Через год он возглавил морскую экспедицию против Пароса, потерпел поражение, был осужден, приговорен к штрафу и вскоре умер.

После его ухода на первый план вышел Фемистокл. Его главной идеей было развитие военного флота. Вскоре после Марафонской битвы афиняне нашли в Лаврионских рудниках новую серебряную жилу. Фемистокл убедил сограждан не разделить серебро между жителями полиса (как это делалось обычно), а пустить его на строительство флота. В итоге, к нашествию Ксеркса афиняне смогли подготовить около 200 кораблей.

Афиняне понимали, что не смогут уберечь город от захвата. Поэтому население было эвакуировано на остров Саламин и в дружественный полис Трезен. Боеспособные мужчины должны были пополнить экипажи военного флота.

Перед началом войны был создан Эллинский союз для отражения нашествия. Главенство в нем получила Спарта, а ее полководцы — верховное командование. Собравшийся у мыса Артемисий в 480 году до н. э. флот состоял из 271 корабля, и 127 из них были афинскими. Командующий афинской эскадрой Фемистокл был вторым человеком в командовании объединенным флотом.

Битва при Саламине. (Wikimedia Commons)

Командующий флотом Эврибиад хотел отступить, но Фемистокл убедил его принять бой. Морская битва при Артемисии закончилась ничьей. Из-за прорыва на суше объединенный флот отступил к Саламину. Персы взяли опустевшие Афины.

Флот у Саламина насчитывал уже 380 кораблей, 180 из которых были афинскими. Эврибиад снова хотел отступить, чтобы защищать Пелопоннес. Фемистокл, как пишет его биограф, пошел на то, что через доверенного раба посоветовал Ксерксу блокировать выход из залива. Греческий флот был вынужден пойти в бой и победил.

Афиняне вернулись в город. Оставшийся в Греции полководец Мардоний пытался заключить с Афинами сепаратный мир. Они отказались, и персы повторно взяли Афины, а население вновь было эвакуировано.

В 479 году до н. э. через год после Саламина греки одержали две победы над персами. В Беотии была выиграна битва при Платеях, где в рядах общегреческого ополчения сражались 8 тысяч афинян под командованием стратега Аристида. Одновременно у берегов Малой Азии при Микале была одержана еще одна победа, где сражались и афиняне под началом стратега Ксантиппа.

После победы население вернулось в опустошенный город. Афиняне начали строить новые стены. Спартанцы выступили против сооружения афинянами настолько мощных укреплений. Фемистокл прибыл в Спарту и тянул время переговорами, пока сограждане спешно достраивали стены. Так была заложена основа могущества Афин — военный флот и Длинные стены.

После изгнания захватчиков объединенный флот освободил полисы островов и Малой Азии. Вскоре после этого Спарта вышла из Эллинского союза, и Афины возглавили борьбу с Персией уже на ее территории.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Росспектр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: