§ 11. малые тела солнечной системы

Слайды и текст этой презентации

уступают по массе и размерам планетам, имеют неправильную форму, и не имеют атмосферы, хотя при этом и у них могут быть спутники.

Термин астероид  был введён Уильямом Гершелем на основании того, что эти объекты при наблюдении в телескоп выглядели как точки звёзд — в отличие от планет, которые при наблюдении в телескоп выглядят дисками. Точное определение термина «астероид» до сих пор не является установившимся. До 2006 года астероиды также называли малыми планетами.

Главный параметр, по которому проводится классификация, — размер тела. Астероидами считаются тела с диаметром более 30 м, тела меньшего размера называют метеороидами.

Слайд 3 В настоящий момент в Солнечной системе обнаружены сотни тысяч астероидов.

По состоянию на 11 января 2013 в базах данных насчитывалось 97 853 768 объектов, у 600 853 точно определены орбиты и им присвоен официальный номер. 17 620 из них на этот момент имели официально утверждённые наименования. Предполагается, что в Солнечной системе может находиться от 1,1 до 1,9 миллиона объектов, имеющих размеры более 1 км. Большинство известных на данный момент астероидов сосредоточено в пределах пояса астероидов, расположенного между орбитами Марса и Юпитера.

с помощью нитяного микрометра предприняли Уильям Гершель в 1802 и Иоганн Шрётер в 1805 годах. После них в XIX веке аналогичным способом проводились измерения наиболее ярких астероидов другими астрономами. Основным недостатком данного метода были значительные расхождения результатов.

Современные способы определения размеров астероидов включают в себя методы:

Поляриметрии

Радиолокационный

Спекл-интерферометрии

спектра солнечного света, отражаемого их поверхностью.

Классификация

Астероиды объединяют в группы и семейства на основе характеристик их орбит. Обычно группа получает название по имени первого астероида, который был обнаружен на данной орбите. Группы — относительно свободные образования, тогда как семейства — более плотные, образованные в прошлом при разрушении крупных астероидов от столкновений с другими объектами.

Слайд 7 Спектральные классыВ 1975 году Кларк Р. Чапмен, Дэвид Моррисон и Бен Целлнер

разработали систему классификации астероидов, опирающуюся на показатели цветности, альбедо и характеристики спектра отражённого солнечного света. Изначально эта классификация определяла только три типа астероидов:

Класс С — углеродные, 75 % известных астероидов.

Класс S — силикатные, 17 % известных астероидов.

Класс M — металлические, большинство остальных.

Этот список был позже расширен и число типов продолжает расти по мере того, как детально изучается все больше астероидов.

(около 4,6 миллиарда лет назад). Ранее рождение Юпитера остановило процесс формирования других планет в промежутке между ним и Марсом, поэтому небольшие объекты, попадающие в эту область, сталкиваются, что приводит к их фрагментации с последующим возникновением астероидов.

Средняя температура поверхности типичного астероида — -73°С. За несколько миллиардов лет астероиды почти не изменились, что дает возможность лучше узнать историю ранней Солнечной системы.

Изучение астероидов

Изучение астероидов началось после открытия в 1781 году Уильямом Гершелем планеты Уран. Его среднее гелиоцентрическое расстояние оказалось соответствующим правилу Тициуса — Боде.

В конце XVIII века Франц Ксавер организовал группу из 24 астрономов. С 1789 года эта группа занималась поисками планеты, которая, согласно правилу Тициуса-Боде, должна была находиться на расстоянии около 2,8 астрономических единиц от Солнца — между орбитами Марса и Юпитера. Задача состояла в описании координат всех звёзд в области зодиакальных созвездий на определённый момент. В последующие ночи координаты проверялись, и выделялись объекты, которые смещались на большее расстояние. Предполагаемое смещение искомой планеты должно было составлять около 30 угловых секунд в час, что должно было быть легко замечено.

По иронии судьбы первый астероид, Церера, был обнаружен итальянцем Джузеппе Пьяцци, не участвовавшим в этом проекте, случайно, в 1801 году, в первую же ночь столетия. Три других — (2) Паллада, (3) Юнона и (4) Веста были обнаружены в последующие несколько лет — последний, Веста, в 1807 году. Ещё через 8 лет бесплодных поисков большинство астрономов решило, что там больше ничего нет, и прекратило исследования.

Однако Карл Людвиг Хенке проявил настойчивость, и в 1830 году возобновил поиск новых астероидов. Пятнадцать лет спустя он обнаружил Астрею, первый новый астероид за 38 лет. Он также обнаружил Гебу менее чем через два года. После этого другие астрономы подключились к поискам, и далее обнаруживалось не менее одного нового астероида в год (за исключением 1945 года).

В 1891 году Макс Вольф впервые использовал для поиска астероидов метод астрофотографии, при котором на фотографиях с длинным периодом экспонирования астероиды оставляли короткие светлые линии. Этот метод значительно ускорил обнаружение новых астероидов по сравнению с ранее использовавшимися методами визуального наблюдения: Макс Вольф в одиночку обнаружил 248 астероидов, начиная с (323) Брюсия, тогда как до него было обнаружено немногим более 300. , век спустя, 385 тысяч астероидов имеют официальный номер, а 18 тысяч из них — ещё и имя.

В 2010 году две независимые группы астрономов из США, Испании и Бразилии заявили, что одновременно обнаружили водяной лёд на поверхности одного из самых крупных астероидов главного пояса — Фемиды. Это открытие позволяет понять происхождение воды на Земле. В начале своего существования Земля была слишком горяча, чтобы удержать достаточное количество воды. Это вещество должно было прибыть позднее. Предполагалось, что воду на Землю могли занести кометы, но изотопный состав земной воды и воды в кометах не совпадает. Поэтому можно предположить, что вода на Землю была занесена при её столкновении с астероидами. Исследователи также обнаружили на Фемиде сложные углеводороды, в том числе молекулы — предшественники жизни. Японский инфракрасный спутник Akari, проведший спектроскопические исследования 66 астероидов, подтвердил, что 17 из 22 астероидов класса С действительно содержат следы воды в разных пропорциях в виде гидратированных минералов, а на некоторых находятся водяной лёд и аммиак. Следы воды нашли и на единичных силикатных астероидах класса S, которые считались полностью безводными. Вода на астероидах класса S, скорее всего, имеет экзогенное происхождение. Вероятно, она была получена ими при столкновениях с гидратированными астероидами. Также выяснилось, что под воздействием солнечного ветра, столкновений с другими небесными телами или остаточного выделения тепла астероиды постепенно теряют воду.

8 сентября 2016 года запущена американская межпланетная станция OSIRIS-REx, предназначенная для доставки образцов грунта с астероида (101955) Бенну (достижение астероида и забор грунта запланировано на 2019 год, а возвращение на Землю — на 2023).

Литература.

1. Дагаев
    М. М., Чаругин
    В. М. Астрофизика.
    — М.:

Если Вам нужна помощь с академической работой (курсовая, контрольная, диплом, реферат и т.д.),
    обратитесь к нашим специалистам. Более 90000 специалистов готовы Вам помочь.
    Бесплатные корректировки и доработки. Бесплатная оценка стоимости работы.

Поможем написать работу на аналогичную тему

Реферат

От 850 руб.

Контольная работа

От 850 руб.

Курсовая

От 1500 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному
    проекту

Узнать стоимость

Нужна помощь в написании работы?
    Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus.
    Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Узнать цену

Страницы:

Классификация астероидов

На данный момент в Солнечной системе насчитали порядка 670 тысяч астероидов (хотя полагают, что их больше раза в 2-3). Большая часть из них имеет свой номер (поскольку орбиты, по которым они движутся, определены), ну а малая часть даже удостоилась получить своё название. Большинство из всех известных этих объектов расположены в главном поясе астероидов (между орбитами планет Марс и Юпитер).

Интересно, что в астероидном поясе вращается и карликовая планета — Церера (по размерам и массе вдвое превышает самые крупные астероиды). Раньше она также относилась к астероидам, но не так давно изменила свой статус (в 2006г). Теперь самым крупным астероидом в поясе является Паллада, его диаметр составляет 532 километра. А вот самым тяжёлым является Веста (2,59·1020кг).

Астероиды могут быть как одиночными объектами, так и разделёнными на группы и семейства. Такое деление происходит после наблюдения и анализа их орбит. Те объекты, что движутся по одной орбите, относят к одной группе. А вот деление на семейства происходит более тщательно. Как правило, это осколки астероидов, столкнувшихся в прошлом.

Спектральные классы астероидов

А вот эта система классификации опирается не на орбиты астероидов, а на их показатели — цвет, альбедо (характеристика способности отражения от поверхности) и иные. Исходя из их характеристик, астероидам присваивают классы. Благодаря такому подходу удалось выяснить, что около 75% астероидов — углеродные (класс С), 17% — силикатные (класс S), ну и большая часть из оставшихся — металлические (класс M). Правда, это совсем не значит, что состоят они только из этих элементов — присутствуют и другие.

Существует также множество других классов, могущих рассказать сведущим людям о данном астероиде практически всё. Так, например, к классу А относят объекты с высоким альбедо (0,17-0,35), а к классу D — с низким.К слову, такая классификация довольно сложна и не всегда предельно точно отражает информацию. Не редкостью является то, что после повторных наблюдений открываются новые факты, в результате чего астероидам присваиваются другие классы.

Более понятным является деление по размерам.Так, астероидов, перешагнувших рубеж в 500 км (в диаметре), всего 3, и они довольно сильно выделяются из всех. Ещё несколько объектов обладают диаметром в 300-400 км. Ну а больше всего, понятно, мелких астероидов. Ведь многие из астероидов сталкиваются, в результате чего от каждого из них откалываются куски или они вовсе разрушаются на множество мелких. Поэтому большинство астероидов имеют размеры около 100 метров.

3. Изучение астероидов

Изучение астероидов началось после открытия в 1781 Уильямом Гершелем планеты Уран. Его среднее гелиоцентрическое расстояние оказалось соответствующим правилу Тициуса-Боде.

В конце XVIII века Франц Ксавер (Franz Xaver von Zach) организовал группу, включавшую 24 астрономов. С 1789 эта группа занималась поисками планеты, которая, согласно правилу Тициуса-Боде, должна была находиться на расстоянии около 2,8 астрономических единиц от Солнца — между орбитами Марса и Юпитера. Задача состояла в описании координат всех звёзд в области зодиакальных созвездий на определённый момент. В последующие ночи координаты проверялись, и выделялись объекты, которые смещались на большее расстояние. Предполагаемое смещение искомой планеты должно было составлять около 30 угловых секунд в час, что должно было быть легко замечено.

По иронии судьбы первый астероид, 1 Церера, был обнаружен итальянцем Пиацци, не участвовавшим в этом проекте, случайно, в 1801, в первую же ночь столетия. Три других — 2 Паллада, 3 Юнона и 4 Веста были обнаружены в последующие несколько лет — последний, Веста, в 1807. Ещё через 8 лет бесплодных поисков большинство астрономов решило, что там больше ничего нет, и прекратило исследования.

Однако, Карл Людвиг Хенке проявил настойчивость, и в 1830 возобновил поиск новых астероидов. Пятнадцать лет спустя он обнаружил Астрею, первый новый астероид за 38 лет. Он также обнаружил Гебу менее чем через два года. После этого другие астрономы подключились к поискам, и далее обнаруживалось не менее одного нового астероида в год (за исключением 1945).

В 1891 Макс Вольф впервые использовал для поиска астероидов метод астрофотографии, при котором на фотографиях с длинным периодом экспонирования астероиды оставляли короткие светлые линии. Этот метод значительно ускорил обнаружение новых астероидов по сравнению с ранее использовавшимися методами визуального наблюдения: Макс Вольф в одиночку обнаружил 248 астероидов, начиная с (323) Брюсия, тогда как до него было обнаружено немногим более 300. Сейчас, век спустя, только несколько тысяч астероидов идентифицировано, пронумеровано и проименовано. Известно об их гораздо большем количестве, однако учёные не очень беспокоятся об их изучении, называя астероиды «космическим сбродом» («vermin of the skies»).

Презентация на тему: » Астероид небольшое планетоподобное небесное тело Солнечной системы, движущееся по орбите вокруг Солнца. Астероиды, известные также как малые планеты,» — Транскрипт:

2

Астероид небольшое планетоподобное небесное тело Солнечной системы, движущееся по орбите вокруг Солнца. Астероиды, известные также как малые планеты, значительно уступают по размерам планетам.

3

Термин астероид (от др.-греч. στεροειδής «подобный звезде», из στήρ «звезда» и ε ̓ δος «вид, наружность, качество») был введён Уильямом Гершелем на основании того, что эти объекты при наблюдении в телескоп выглядели как точки звёзд в отличие от планет, которые при наблюдении в телескоп выглядят дисками. Точное определение термина «астероид» до сих пор не является установившимся.

4

На настоящий момент в Солнечной системе обнаружены десятки тысяч астероидов. Большинство известных на данный момент астероидов сосредоточено в пределах пояса астероидов, расположенного между орбитами Марса и Юпитера. Самым крупным астероидом в Солнечной системе считается Церера, имеющая размеры приблизительно 975×909 км.

5

Два других крупнейших астероида Паллада и Веста имеют диаметр ~500 км. Паллада Веста

6

Сначала астероидам давали имена героев римской и греческой мифологии, позднее открыватели получили право называть его как угодно, например своим именем. Вначале астероидам давались преимущественно женские имена, мужские имена получали только астероиды, имеющие необычные орбиты (например, Икар, приближающийся к Солнцу ближе Меркурия).

7

Чем больше и тяжелее астероид, тем большую опасность он представляет, однако и обнаружить его в этом случае гораздо легче. Наиболее опасным на данный момент считается астероид Апофис, диаметром около 300 метров, при столкновении с которым, в случае точного попадания, может быть уничтожен большой город, однако никакой угрозы человечеству в целом такое столкновение не несет.

8

Метеорит твёрдое тело космического происхождения, упавшее на поверхность Земли.Большинство найденных метеоритов имеют вес от нескольких граммов до нескольких килограммов. Крупнейший из найденных метеоритов Гоба(вес 60 тонн).

9

На месте падения крупного метеорита может образоваться кратер. Один из самых известных кратеров в мире Аризонский. Предполагается, что наибольший метеоритный кратер на Земле Кратер Земли Уилкса (диаметр около 500 км). Аризонский кратер

10

Процесс падения метеоритов на Землю. Метеорное тело входит в атмосферу Земли на скорости около км/сек. Начинается его разогрев и свечение. За счет абляции (обгорания и сдувания набегающим потоком частиц вещества метеорного тела) масса тела, долетевшего до земли, может быть меньше его массы на входе в атмосферу. Следы сгорания метеорного тела в атмосфере можно найти на протяжении почти всей траектории его падения.Если метеорное тело не сгорело в атмосфере, то по мере торможения оно теряет горизонтальную составляющую скорости. Это приводит к изменению траектории падения. По мере торможения свечение метеорного тела падает, оно остывает. Кроме того, может произойти разрушение метеорного тела на фрагменты, что приводит к выпадению Метеоритного дождя.

11

Интересные факты. Единственный задокументированный случай попадания метеорита в человека произошел 30 ноября 1954 в штате Алабама. Метеорит весом около 4 кг пробил крышу дома и рикошетом ударил Анну Элизабет Ходжес по руке и бедру. Женщина получила ушибы.

Наименование

Первые открытые астероиды
Солнечной системы были названы по классической традиции в честь персонажей
древнеримской и древнегреческой мифологии. Но в конце 19 века астрономическое
сообщество столкнулось с проблемой. Объектов  было известно уже более четырех сотен и стало
все сложнее выискивать неиспользованные ранее имена богов и богинь. Тогда было
разрешено давать новым открытым небесным телам женские имена, при этом
наименование получали только те из них, чья орбита была достаточно точно
вычислена. Первым исключением стал астероид Эрос, названный в честь бога любви.
В дальнейшем, им также нередко давали мужские имена (Аполлон, Адонис, Посейдон,
Купидон, Джеймс Бонд и т.д.), имена литературных персонажей,  а также называли в честь городов и домашних животных
первооткрывателей (Петрина, Сеппина и Мистер Спок).

Кроме буквенного наименования астероидам с середины 19 века стали присваиваться числовые обозначения, соответствующие хронологии обнаружения. Но из-за большого числа выявленных малых тел снова возникла путаница с номерами. В 1924 году была принята новая система числовых обозначений: год открытия, латинская буква (кроме I), обозначающая полумесяц открытия (А – первая половина января, В- вторая половина января и так далее) и еще одна латинская буква, обозначающая очередность обнаружения в этом полумесяце. К примеру, Ивонна 1934 EA была обнаружен первым в первой половине марта 1934 года. Если за один полумесяц было установлено более 25 малых тел, к ним добавлялись числовые индексы. Таким образом, после 1950 AZ следует объект, именующийся 1950 АА1.

Сообщение на тему Астероиды

Астероиды на самом деле являются второстепенными планетами, которые не могут быть классифицированы ни как планеты, ни как кометы. Они, как правило, находятся на прямой орбите вокруг Солнца, также известной как внутренняя Солнечная система. Более крупные формы астероидов также известны как планетоиды. Они отличаются от малых планет во внешней Солнечной системе своими поверхностями, очень похожими на кометы. Они известны как пояс астероидов.

Считается, что это в основном остатки околозвездного газа вокруг новообразованной звезды и осколочного диска. Их останки вместе известны как planetesimals. Астероиды присутствуют в кольцах Юпитера или в поясе астероидов, образованном между орбитой Марса и орбитой Юпитера. Другие астероиды, найдены в Солнечной системе около Земли, обозначаются термином как «астероид близкий к Земле».

Размеры астероидов варьируются от 1000 км до 10 метров. 3 крупнейших астероида имеют почти сферическую форму, как миниатюрные планеты, но с разными поверхностями. Большинство из них небольшие с неправильными формами. В зависимости от химического компонента — содержания углерода, состава металла и количества силиката — астероиды подразделяются на 3 основные группы:

1) с – Тип-это наиболее распространенный тип астероидов, состоящий на 75% из известной популяции астероидов, также доминирующий во внешней части пояса астероидов. Все углеродистые астероиды подпадают под эту категорию. Астероиды типа «с» чрезвычайно темны по своей природе, их коэффициент отражения колеблется от 0,03 до 0,10.

2) S-Тип-умеренно-яркие астероиды (отражение-0.10-0.22) с компонентом, включающим в основном силикаты железа и магния. Они в основном находятся во внутреннем поясе астероидов.

3) м-Тип– астероиды с никелем и железом в чистом виде классифицируются по М-типу. Иногда они также встречаются с наличием камней. Их яркость колеблется от 0,1 до 0,2. Все астероиды видны в бинокль, кроме одного. Это единственный астероид, который можно увидеть даже без бинокля из-за относительно отражающей поверхности. Лишь в редких случаях проходящий мимо астероид становится видимым невооруженным глазом.

Популярные темы сообщений

• Искусство Древнего Египта

Египет имеет богатую историю и культуру. Прежде всего Египет ассоциируется с фараонами и древними пирамидами, которые поражают своим величием. Правление фараонов очень повлияло на развитие искусства в Древнем Египте.

• Средневековое искусство

Искусство средневековья, особенно в странах Западной Европы (впрочем, как и всей Европы в целом) характеризуется своей тесной связью с религией, аскетизмом, а также близостью к народному творчеству. Следует также сказать,

• История компьютера

Компьютеры считаются самым великим изобретением, и сегодня, наверное, нет ни одного человека, который бы не пользовался компьютером. Сначала создавались компьютеры больших размеров, им было крайне неудобно и трудно пользоваться, а все,

• Планета Сатурн

Шестой планетой Солнечной системы принято считать Сатурн. Сияние этого небесного объекта смогли заметить древние жители, жившие на территории теперешнего Ирака. Немного позже ее разглядели и греки, давшие этой планете название Кронос,

• Васко Да Гама

Португальский исследователь и мореплаватель Васко да Гама вошел в историю в эпоху Великих географических открытий, обнаружив прямой морской путь из Европы в Индию. Васко да Гама был выходцем из благородной семьи,

Понятие малых небесных тел, их размеры и классификация

Малые небесные тела Солнечной системы — это те космические образования, которые не являются ни планетами, ни планетами-карликами, ни их спутниками. В эту категорию входят метеорные тела, большинство астероидов и комет, тел пояса Койлера.

В настоящее время нет чёткого определения границ размеров малых тел. Самые крохотные в диаметре составляют сотни микрон, самые внушительные — сотни километров.

Однако существуют характерные отличия, благодаря которым малые небесные тела классифицируют на отдельные подвиды:

1. Астероиды представляют собой твёрдые тела с каменистой структурой, которые, по планетному принципу, двигаются по собственным орбитам-эллипсам. За более скромные габариты их часто называют маленькими планетами. Условно их параметры варьируются от нескольких десятков метров до тысяч километров.
  2. Кометы относятся к самым многочисленным, протяженным и просто удивительным жителям Космоса, наверное, потому что часто они доступны человеческому глазу. При сближении с Солнцем, комета обретает своеобразный шлейф, который может растягиваться на миллионы километров. Затем он уменьшается и «хвостатая» гостья удаляется.

Метеорные тела относятся к самым малым. Максимальный размер, которого они могут достигать – крупный булыжник, поэтому заметить их можно только при входе в атмосферу на большой скорости. Именно их чаще всего люди и принимают за падающие звезды.

Метеоры отличаются в зависимости от своего местоположения. Если объект несется в космическом пространстве, оставляя кратковременную вспышку от сгорания, которая проходит буквально за несколько мгновений, то это метеорное тело, при попадании в атмосферу Земли – метеор.

Болиды – это более крупные метеоры, влетевшие в пространство земной атмосферы сияющими шарами с огненным и искрящимся хвостом. В большинстве случаев они меняют форму и имеет способность изгибаться, а затем они разрываются на части ветром. Если тело крупное и очень яркое, после исчезновения может быть слышен раскатистый грохот.
Большое метеорное тело может не до конца сгореть в атмосферном пути и тогда оно падает на поверхность Земли в виде метеорита.

Современные исследования

Автоматическая межпланетная станция Dawn вблизи астероида Веста и карликовой планеты Цереры (компьютерная графика). Изображение: Wikimedia Commons

С началом космической эры стало возможно исследования астероидов с помощью космических аппаратов. Сначала астероиды сфотографировал зонд «Галилео, который снял астероиды Ида и Гаспра в 1993 г. С тех пор каждый аппарат, летящий в дальний космос, обязательно по пути пролетает и мимо какого-нибудь объекта в главном поясе и фотографирует его.

Первый космический зонд, созданный специально для исследования астероида – это NEAR Shoemaker. Его запустили в 1996 г., а в феврале 2000 г. он вышел на орбиту астероида Эрос. Удалось детально исследовать его химический состав, а также построить трехмерную модель небесного тела. В 2001 г. зонд осуществил посадку на Эрос и в течение двух недель исследовал его грунт на глубине до 10 см.

В 2003 г. был запущен японский зонд «Хаябуса», который исследовал астероид Итокава. Аппарат смог собрать образцы грунта с Итокавы и отправить их на Землю.

Следующий аппарат, исследовавший главный пояс – это станция DAWN. В 2011-2012 г. она исследовала астероид Веста, а с 2015 по 2018 г. – Цереру. В результате удалось получить почти 69 тысяч фотографий этих объектов и множество других данных.

Спектральная классификация

Характеристика небесных тел малых размеров, наблюдаемых с Земли, для удобства изучения была объединена в своеобразную систему. Классификация различных по величине астероидов основана на спектральном анализе. Метод был введен в астрономию в 1975 году, но с тех пор претерпел множество изменений, связанных с совершенствованием аппаратуры и способа ведения расчетов. В настоящее время существуют следующие классы астероидов:

• А – в своем видимом сегменте тела обладают красноватым оттенком и высокой отражающей способностью.
  • B – их относят к темным углеродным малым небесным телам, которые могут поглощать волны больше 0,5 мКм, при высокой степени альбедо голубого цвета.
  • C – более 3\4 от всех астероидов ученые относят к данному типу углеродных образований, которые имеют темно-серый оттенок и сравнительно большую массу.
  • D – отличаются рассеянными красными спектральными характеристиками с низким порогом альбедо, который составляет около 0,05 единиц.
  • E – относятся к редкому виду малых небесных тел с энстатитовой поверхностью.
  • F – по составу близки к углеродистым астероидом, но совершенно лишены специфических «водных» следов.
  • G – активно поглощают солнечные лучи, обладая низкой отражательной способностью.
  • M – представляют собой почти полностью металлические соединения.
  • P — отличаются рассеянным красноватым поглощающим спектром.
  • S – относятся к достаточно обширной группе силикатных астероидов.
  • Q – по характерным линиям спектра показывают наличие в поверхности пироксена и оливина.
  • R – имеют красный спектр ультрафиолетового поглощения с расплывчатыми контурами.
  • T – показывают красный поглощающий спектр с волной около 0,85 мКм, с низкой отражающей способностью.
  • V – группа астероидов с высоким процентом пироксена и ярким свечением поверхности, благодаря содержанию железа и силикатов.
  • J – предположительно происходят из большого астероидного семейства Весты.

В современной науке определение состава астероида только на основании спектрального анализа не пользуется популярностью, из-за неудовлетворительной точности.

Семейства астероидов Главного пояса

Метеоритная опасность………………………………….…14

Астероид

АСТЕРОИД— небольшое планетоподобное
небесное тело Солнечной системы, движущееся по орбите вокруг Солнца. Астероиды,
известные также как малые планеты, значительно уступают по размерам
планетам.

Определение и классификация

В 2006 году Международный астрономический союз (МАС) утвердил новую схему классификации планет и более мелких объектов. Она включает три класса объектов: «малые тела», «большие планеты» и новую категорию «карликовых планет» промежуточного размера.

Традиционно малые тела, вращающиеся вокруг Солнца, классифицировались только как кометы и астероиды. После открытия астероидов размером менее десяти метров было пересмотрено предыдущее определение метеорита для объектов размером от 10 мкм до 1 метра, чтобы сохранить различие между астероидами и метеоритами. Сегодня по международной классификации небесные тела, называемые «малыми планетами» — это:

• метеоры;
  • метеориты;
  • кометы;
  • астероиды.

Кроме того, они включают объекты рассеянного диска, такие как межпланетная пыль. По сообщению Международного астрономического союза, зарегистрировано более сорока тысяч объектов, входящих в список небольших тел, но при этом они составляют лишь незначительную часть от общей массы.

Таблица массы тел в солнечной системе:

• Солнце: 99,85%.
  • Планеты: 0,135%.
  • Кометы: 0,01%.
  • Спутники: 0,00005%.
  • Астероиды: 0,0000002%.
  • Метеороиды: 0,0000001%.
  • Межпланетная среда: 0,0000001%.

Когда объект проходит через атмосферу, трение нагревает его, создавая светящийся след горячих ионизированных газов (плазмы) и образуя метеор. Если объект переживает своё прохождение через атмосферу и его последующее воздействие на землю, он называется метеорит.

Более 99 процентов метеоритов являются фрагментами более крупных тел. Известно, что небольшая группа имеет лунное происхождение, а вторая группа, как считается, пришла с Марса. Есть также основания полагать, что некоторые из них представляют собой фрагменты каменистых комет.

Кометы — это нетронутые остатки формирования планет и солнца, которые состоят из минералов, камня и в основном льда. Они движутся вокруг Солнца по эллиптическим орбитам. Кометы могут прорасти хвостами газа и пыли, простирающимися на многие десятки миллионов километров, при подходе к солнцу.

Считается, что кометы с короткими периодами прибывают из пояса Койпера на окраине орбиты Нептуна и далее. А кометы с более длительными периодами, как полагают, исходят из облака Оорта, огромной сферической оболочки, которая окружает солнечную систему на большом расстоянии.

Астероиды — это скалистые остатки от образования планет. Они не сферические и имеют разные составы и истории. Большинство, хотя и не все, находятся в области между Марсом и Юпитером, где множество других маленьких каменистых миров вращаются вокруг Солнца.

Некоторые астероиды принадлежат к группам, произошедшим от более крупных родительских тел, разбитых в прошлых столкновениях между собой. Астероиды, пересекающие орбиту Земли, называются потенциально опасными (PHA).

По историческим причинам спутники планет не считаются малыми телами. Тем не менее многие из них имеют размер астероидов или меньше.

Самыми крупными из известных малых объектов в общепринятом смысле являются несколько ледяных тел пояса Койпера, найденных на орбите Солнца за пределами орбиты Нептуна. Пояс Койпера — это область, простирающаяся от орбиты Нептуна до дальних и отдалённых уголков Солнечной системы, и, возможно, в ней хранятся наилучшие доступные данные об исходных межзвёздных материалах, которые сформировали солнечную туманность. Этот регион за Нептуном также является наиболее вероятным местом рождения коротко-периодных комет.

Состав, параметры и формы астероидов

Малые небесные тела состоят из различных химических элементов. Среди них встречаются очень редкие экземпляры, обладающие специфическими свойствами. Чаще всего астрономы наблюдают астероиды 3-х главных видов. Среди них – тела класса С, состоящие из черного углерода с красноватым оттенком, количество которых доходит до 75% от всего известного количества. Слабый отражающий эффект затрудняет их обнаружение в просторах космоса, и по гипотезам их процент может быть гораздо больше, особенно в астероидных поясах: главном поясе и поясе Койпера. Далее — металлические крепыши, относящиеся к классу M, имеют высокое содержание железа и никеля. В крупных скоплениях малых небесных тел они обычно держатся в центральной части. Затем, твердые силикатные образования класса S, на поверхности которых не обнаружено углерода, зато есть фрагменты металлов.

Сравнение размеров Земли и крупнейших астероидов

Большее количество астероидов обладает средними размерами, которые колеблются в пределах между сотнями метров и несколькими километрами. Самыми крупными телами данного вида являются астероиды с диаметром более 500 км. Для определения габаритов малых небесных тел астрономы используют такие методы, как тепловая радиометрия, радиолокация, поляриметрия и спектральная интерферометрия.

Небольшая сила притяжения не позволяет астероидам принять достаточно правильную шарообразную форму. Изгибы поверхности хорошо видны по неравномерности блеска, который уменьшается по мере увеличения фазового угла. Лишь самым крупным из астероидов вращение придает более или менее округлую форму, которую они могут сохранять без серьезных столкновений с другими твердыми образованиями.

Слайд 18заключение За все время своего существования Земля испытала на себе удары

тысяч и тысяч комет и астероидов, многие из которых оставили на ее поверхности глубокие шрамы — ударные кратеры, метки в честь таких встреч. Ударные кратеры — астроблемы или «звездные раны» известны давно, хотя споры о том, какого они происхождения, шли очень долго. Интерес к поиску ударных кратеров вновь возник в 60-х годах XX века, и в течение десятилетия было открыто около 50 таких кратеров. Конец спорам и сомнениям был положен после полетов на Луну космических кораблей серии «Аполлон». Были изучены образцы лунного грунта и определена интенсивность кратерообразования на Луне. Образование ударных кратеров на Земле и Луне имеет много общего, поскольку на протяжении всей своей геологической истории оба тела подвергались воздействию одного и того же потока астероидов и комет. Качество и сохранность лунных кратеров выше, чем земных, что понятно — атмосфера, растительность и сами люди не способствуют сохранению геологического прошлого. На Луне кратеры сохраняются в среднем в 100 раз дольше, чем на Земле. На сегодняшний день открыто более 160 ударных кратеров, причем каждый год к ним прибавляется несколько вновь открытых.