Исследование планет солнечной системы

Слайд 10Вывал деревьев в районе тунгусского события. По материалам экспедиции Л. Кулика,

1927

Место падения Тунгусского метеорита

Падение в 1908 г. Тунгусского метеорита имело катастрофические последствия.Взрыв было слышно на расстоянии более 1000 километров. В посёлках и стойбищах в радиусе почти 300 километров ударной волной выбило стёкла.Подземный толчок, спровоцированный метеоритом, был зафиксирован сейсмографическими станциями даже в Германии. Взрыв с корнем вырвал вековые деревья на площади в 2,2 тыс. кв. км.Световое и тепловое излучение, которым он сопровождался, привело к возникновению лесного пожара. В тот день на огромной территории нашей планеты ночь так и не наступила.В течение пяти дней на планете бушевали самые настоящие магнитные бури.

Внешняя область Солнечной системы

В эту часть Солнечной системы входят газовые планеты-гиганты, Кометы, кентавры, транснептуновые тела и другие небесные тела. Также в него входят три пояса:  Койпера, Рассеянного диска и облака Оорта.

Планеты гиганты

Планеты гиганты Спутники
Юпитер 79
Сатурн 82
Уран 27
Нептун 14

К этим планетам, как уже говорилось, относятся Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Первые две в большей части состоят из гелия и водорода, но в то же время как последние имеют в составе большое количество льда.

Кометы

Комета — маленькое атмосферное тело в Солнечной системе, что состоит в, большей части, изо льда.

Эти небесные тела довольно небольшие в размере, до десяти километров, в среднем. Также они не слишком долго «живут», 200 лет короткопериодические, до 1000 лет долгопериодические. Первые чаще всего находятся в поясе Койпера, вторые в облаке Оорта.

Уничтожаются кометы из-за того что подлетают слишком близко к Солнцу. Это явление можно увидеть в небе без помощи телескопа, в виде комы (длинное облако из газа и пыли).

Кентавры

Они напоминают кометы своим видом и формой, но также есть и отличия, а именно они гораздо больше. Также у них гораздо больше льда в составе. Из-за этого их «кому» намного лучше видно, но она такая же, по виду, как у комет, поэтому раньше кентавры считались кометами.

Транснептуновые объекты

Регион транснептуновых объектов — космическое пространство, что до сих пор является тайной для человечества. Оно совсем не исследовано, но есть гипотезы о большом количестве малых тел за Нептуном.

Пояс Койпера

Подобие основного пояса астероидов, только состоит в основном изо льда. Створен пояс ещё во время образование Солнечной системы.

Большинство объектов Койпера около полусотни километров. Самые огромные атмосферные тела могут быть названы карликовыми планетами.

Но даже если собрать все объекты в поясе Койпера, это будет равно одной сотой массы планеты Земля.

Карликовые планеты.  В солнечной системе карликовые планеты редкость, но они удивительно красивы и необычные.

Карликовые планеты в Солнечной системе

• Плутон. Карликовая планета, которую в 1930 году приняли за полноценную планету. У Плутона есть спутник Харон, есть ещё четыре, но этот самый большой. Поэтому, сейчас решается вопрос с переклафицированием его в карликовую планету.
  • Эрида. Самая отдалённая от Солнца карликовая планета. Также она вторая после Плутона за размером, но при этом массивнее.Но изначально у Эриды было другое название, а именно «Зена». Также раньше считалось, что она больше Плутона в диаметре, в расчётах у неё диаметр, где то 2400 км. Но позже доказали, что Плутон всё же крупнее.Плутон должен быть девятой, а Эрида десятой планетой, но в 2006 году утвердили нормы для планет и они под них не подходили. В 2010 после открытия Зены ситуацию с Плутоном пересмотрели и оба объекта признали карликовыми планетами.
  • Макемаке. Изначально планета не имела названия, обнаружена она была в 2005 году но уже в 2008 году она получила название и звание «карликовая планета»
  • Хаумеа. Карликовая планета, которая особенна за своей формой и наклоном. Она немного вытянута и сильно отклонена на 28 градусов в бок. Она быстро вращается, полное вращение вокруг своей оси длится 4 часа.

Рассеянный диск

Регион сильно отдаленный от центра Солнечной системы. Частично пересекается с поясом Койпера, но в отличие от него, в диске очень мало атмосферных объектов. Также есть гипотеза, что именно в рассеянном диске образуются короткопериодические кометы.

Объекты в диске не стабильны и часто «путешествуют» по другим регионам. Чаще всего встретить объекты рассеянного диска можно в поясе Койпера, но также встречались и в облаке Оорта. Из-за того что кентавры из пояса попадают иногда в диск и наоборот, учёные начали использовать термин «рассеянные объекты пояса Койпера» для неопределённых тел между этими регионами.

Общая характеристика

Солнце – это огромный разогретый шар из газа, чей диаметр оценивается в 1,392 млн км. Это в 109 раз больше диаметра нашей планеты. На звезду приходится 99,87% всей массы Солнечной системы.

С Земли кажется, что светило имеет желтый цвет, однако это иллюзия, связанная с влиянием атмосферы нашей планеты на солнечный свет. На самом деле Солнце излучает почти белый свет.

Солнце – это одна из сотен миллиардов звезд галактики Млечный путь. Ближайшая к Солнцу звезда – это Проксима Центавра, находящаяся от неё на расстоянии 4,24 световых лет. Для сравнения – расстояние от Земли до Солнца, принимаемое за астрономическую единицу (а.е.), солнечный свет проходит всего за 8,32 минут.

Влияние Солнца на окружающие небесные тела огромно. Солнечный ветер (частицы вещества, излучаемого звездой), доминируют в межпланетном пространстве на расстоянии до 100-150 а.е. от светила. Считается, что гравитация нашей звезды определяет орбиты тел, находящихся даже на расстоянии светового года от неё (в облаке Оорта).

Само Солнце также вращается вокруг своей оси. Так как оно состоит из газов, то разные его слои вращаются с разной угловой скоростью. Если в районе экватора период обращения составляет 25 дней, то на полюсах он увеличивается до 34 дней. Более того, последние исследования показывают, что внутренние области совершают оборот значительно быстрее, чем внешняя оболочка.

Внутреннее строение Солнца

Внутренняя структура нашей звезды включает следующие слои:

В центре светила располагается ядро. Именно в этой области идут термоядерные реакции. Радиус ядра оценивается в 150 тыс. км. Температура здесь не опускается ниже 13,5 млн градусов, а давление доходит до 200 млрд атм. Из-за этого вещество здесь находится в крайне плотном состоянии. Его плотность составляет 150 г/куб. см. Это в 7,5 раз выше плотности золота. Именно такие условия необходимы для протекания термоядерных реакций. Надо понимать, что именно в ядре вырабатывается энергия, которую и излучает Солнце. Все остальные области звезды лишь обогреваются ядром, но сами ее не вырабатывают.

Зона конвективного переноса

Выше располагается зона конвективного переноса толщиной 200 тыс. км. Здесь плотность уже невысока, и вещество активно перемешивается – нагретые газы поднимаются наверх, отдают тепло, остывают и снова погружаются вниз. Скорость газовых потоков может достигать 6 км/с. Именно это движение порождает магнитное поле Солнца. Температура на поверхности падает до 6000° С, а плотность на три порядка ниже плотности земной атмосферы.

Атмосфера

Атмосфера Солнца состоит из следующих слоев:

Фотосфера

Нижний слой атмосферы называют фотосферой. Именно она излучает тот свет, который согревает планеты Солнечной системы. Толщина фотосферы колеблется от 100 до 400 км. На внешней границе фотосферы температура падает до 4700° С.

Хромосфера

Над фотосферой располагается хромосфера – слой толщиной около 2000 км. Её яркость очень мала, поэтому с Земли её можно наблюдать довольно сложно. Удобнее всего это делать во время солнечных затмений. Она имеет специфический красный оттенок. В хромосфере можно наблюдать спикулы – столбы плазмы, выбрасываемые из нижних слоев хромосферы. Время существования одной спикулы не превышает 10 минут, а длина доходит до 20 тыс. км. Одновременно в хромосфере находится около миллиона спикул. Интересно, что с увеличением высоты температура хромосферы не падает, а растет, и на верхней границе может доходить до 20 000° С.

Корона

Верхний слой атмосферы называется короной. Ее верхняя граница до сих пор четко не определена. Вещество в ней крайне разрежено, однако температура в ней может достигать нескольких миллионов градусов. На сегодня ученым не удалось полностью объяснить, за счет каких механизмов солнечная корона разогревается до такой температуры. В короне можно наблюдать протуберанцы – выбросы солнечного вещества, чья высота над поверхностью звезды может достигать 1,7 млн км.

Телескопы на орбите

Плотная земная атмосфера и магнитное поле Земли, защищая нас от воздействия открытого космоса, мешают ученым исследовать не только наше Солнце, но и глубины вселенной. Космическая эра позволила астрономам выйти из-под этого «колпака» и получить уникальные данные.

Развитие ракетной техники позволило ученым создавать и выводить на орбиту космические телескопы, которым не нужно пробиваться через земную атмосферу. Самым известным таким аппаратом является телескоп «Хаббл», отправленный в космос в 1990 г. Из-за отсутствия атмосферы его разрешающая способность в 10 раз выше, чем у аналогичного телескопа на поверхности Земли. Доступ к этому телескопу может получить любой принявший участие в конкурсе заявок, который проводится раз в год. За 26 лет работы на орбите «Хаббл» совершил множество удивительных открытий, в том числе обнаружил несколько планет за пределами нашей Солнечной системы и перевернул многие представления астрономов о вселенной. Он будет работать до 2018 г., когда на орбите его сменит намного более совершенный телескоп «Джеймс Уэбб».

Космическая рентгеновская обсерватория «Чандра»

Природа небесных тел вселенной такова, что множество процессов протекают скрыты ми от нас в буквальном смысле этого слова, т.е. в других спектрах, за пределами видимого человеческим глазом. Поэтому наряду с аппаратами, наблюдающими небо в видимом и близком к нему спектрах, оптическими телескопами, каким и является «Хаббл» (также он ведет наблюдения в инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах), ученые создали телескопы, работающие в других диапазонах частот: гамма, рентгеновское, микроволновое и радиоизлучение.

Выведя подобные аппараты в космос, ученые смогли совершить настоящий переворот в науке. Так, микроволновой телескоп «WMAP» позволил построить карту реликтового, т.е. микроволнового фонового излучения вселенной, показывающую, как она выглядела спустя несколько сотен тысяч лет после Большого взрыва. Рентгеновский телескоп «Чандра» смог зафиксировать излучение, идущее от черных дыр.

Эволюция Солнечной системы

До сих пор традиционно рассматривалась как перманентный процесс, в ходе которого газопылевое облако, сформировавшееся возле новорожденного Солнца, постепенно охлаждаясь, позволило образоваться первоначально совсем небольшим частицам твердого вещества, слипшегося в конечном счете в крупные астероиды и планеты, которые теперь входят в состав солнечной системы. Однако теперь появились свидетельства существования по крайней мере двух различных этапов развития планетных систем. Подобный вывод сделали геолог Юрий Амелин, работающий ныне в Университете Торонто (University of Toronto, Канада), и его соавтор (по соответствующей публикации в журнале Nature) Александр Крот из Гавайского университета (University of Hawaii, США) после изучения минеральной структуры так называемых хондр (chondrules) метеоритов Gujba и Hammadah al Hamra (находка сделана в Северной Африке, Ливийской Сахаре) и определения их изотопического возраста. Среди трех основных классов выпадающих на Землю метеоритов — каменных, железокаменных и железных — каменные метеориты, безусловно, являются самыми многочисленными (свыше 93%). В свою очередь эти три класса метеоритов по своему минеральному составу и структуре (текстуре) подразделяются на ряд групп и типов. Наиболее многочисленными среди каменных метеоритов входящих в солнечную систему считаются хондриты (chondrite) светло-серой или темной окраски, которые и содержат эти самые хондры — мелкие силикатные шарики. Размеры хондр различны — от микроскопических до сантиметровых. В межхондровом веществе нередко находят разбитые хондры и их обломки. Такая характерная структура присуща только метеоритам, она не встречается больше нигде в земных условиях и поэтому позволяет успешно выявлять внеземное происхождение найденных обломков. Согласно одному из самых популярных предположений, хондры образовались 4, 56 миллиарда лет назад в районе Главного астероидного пояса между орбитами Марса и Юпитера, нашей солнечной системы. Совсем недавно возможность образования структур типа хондр удалось продемонстрировать на установке ESRF (European Synchrotron Radiation Facility) в ходе быстрого нагрева и последующего охлаждения образцов в экспериментах с пучками жесткого излучения. Таким образом, родилась еще одна оригинальная гипотеза, авторы которой предположили, что сходный с экспериментальным поток жесткого излучения, порожденного близким гамма-всплеском (на расстояниях до 300 световых лет от Солнца), мог бы в принципе оказаться тем самым фактором, что определил весь ход формирования нашей планетной системы. А теперь выясняется, что новоизученные в ходе вышеописанного исследования хондры мало того, что никак не могли сформироваться под воздействием ударных волн, так еще и появились намного позже других известных образцов. Амелин высказал предположение, что эти «шарики» были сформированы в условиях гигантского раскаленного выброса испаряющейся материи в тот момент, когда произошло столкновение между двумя планетарными «эмбрионами» размером с нашу Луну или даже Марс. Следовательно, это можно считать свидетельством формирования «исконных планетных кирпичиков» — хондр — в то время, когда уже существовали какие-никакие, но протопланеты. «Это возвращает нас в ситуацию, когда уже вполне выстроенные схемы вновь обращаются в хаос, — признается ученый. — Но я уверен, что накопление новых данных позволит вернуть состояние этого былого порядка».

Где находится Солнечная система?

Точно так же, как Земля являются частью Солнечной системы, сама наша Солнечная система является частью Галактики, огромного скопления звезд, пыли и межзвездного газа. Наша галактика называется Млечный Путь; мы можем наблюдать ее темной безлунной ночью в виде туманной дорожки, пересекающей небо.

На темном безлунном небе Млечный Путь выглядит как туманная дорожка, пересекающая небо. Фото: ESO/P. Horálek

Эта дорожка состоит из миллионов звезд, слишком далеких, чтобы быть видимыми по отдельности. Кроме того, Галактике принадлежат вообще все звезды, которые мы можем видеть на небе невооруженным глазом или в телескоп.

Солнечная система движется вокруг центра Млечного Пути подобно тому, как планеты движутся вокруг Солнца. Но если Земле для облета Солнца нужен ровно год, то Солнечной системе для совершения одного оборота вокруг центра Млечного Пути требуется 250 миллионов лет! Этот огромный промежуток времени астрономы называют галактическим годом.

Со стороны наша галактика имеет красивую спиралевидную фигуру. Каждая спираль называется рукавом. Солнечная система находится на краю одной из таких спиралей, которая называется рукав Ориона. (По созвездию Ориона, где находится наиболее яркая и плотная часть этого рукава.)

Исследования Луны

Казалось бы, естественный спутник Земли уже давно изучен. На нем даже побывали американские астронавты. Однако, даже у ближайшей земной соседки остается еще много тайн, разгадка которых поможет дополнить современное представление о Солнечной системе.

18 июня 2009 года был
запущен LCROSS
(Lunar CRater Observation and Sensing Satellite) – космический аппарат,
созданный НАСА для изучения кратеров Луны. 9 октября того же года в районе
южного лунного полюса зонд LCROSS сбросил разгонный блок «Центавр». С
поверхности земного спутника поднялось облако пыли высотой в 1,6 километра,
куда упал сам аппарат. По пути он собирал и анализировал частицы лунной пыли.

Данные полученные станцией, были очень интересны. Доля воды в подповерхностном слое лунного грунта оказалось равной 8%. Кроме того, в больших количествах  были найдены ртуть и серебро. По мнению ученых, вода и металлы были занесены на Луну кометами и метеоритами. Ранее эти вещества находились в грунте спутника лишь в следовых количествах. LCROSS же помог исследователям изучить прошлое Луны и ее взаимодействие с другими космическими телами.

Еще одним значимым
событием в исследовании Луны стал спуск планетохода на ее «темную» сторону. В
рамках Лунной программы Китая к спутнику Земли была запущена станция  «Чанъэ́-4», на борту которой находился
луноход. Его прилунение состоялось в начале 2019 года. Миссией аппарата
является исследование кратеров и поверхности незримой стороны Луны.

Марсоходы НАСА

Марсианская научная лаборатория

Установленная на марсоходе химическая лаборатория SAM состоит из трех инструментов. Квадрупольный массанализатор исследует образцы газов как в атмосфере, так и выделяемых при нагревании проб грунта. Газовый хроматограф определяет точный химический состав обнаруженной газовой смеси. Настраиваемый лазерный спектрометр определяет наличие метана.

Главной задачей этого набора инструментов было обнаружение на Марсе органики, и SAM справился со своей задачей на Красной планете был обнаружен газ метан, который может быть продуктом биологической активности -и-следовательно, признаком наличия жизни.

Внешняя Солнечная система

Здесь располагаются газовые гиганты – масштабные планеты с лунными семьями и кольцами. Несмотря на размеры, только Юпитер и Сатурн можно увидеть без использования телескопов.

Внешние планеты в нашей системе: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Пропорции размеров соблюдены

Самая большая планета Солнечной системы — Юпитер со стремительной вращательной скоростью (10 часов) и орбитальным путем в 12 лет. Плотный атмосферный слой заполнен водородом и гелием. Ядро может достигать земного размера. Есть множество спутников, слабые кольца и Большое Красное Пятно – мощный шторм, который не может успокоиться уже 4-й век.

Сатурн – планета, которую узнают по шикарной кольцевой системе (7 штук). В системе расположены спутники, а водородная и гелиевая атмосфера стремительно вращается (10.7 часов). На обход вокруг звезды тратит 29 лет.

В 1781 году Уильям Гершель нашел Уран. День на гиганте длится 17 часов, а на орбитальный путь уходит 84 года. Вмещает огромное количество воды, метана, аммиака, гелия и водорода. Все это концентрируется вокруг каменного ядра. Есть лунная семья и кольца. В 1986 году к нему летал Вояджер-2.

Нептун – отдаленная планета с водой, метаном, аммонием, водородом и гелием. Есть 6 колец и десятки спутников. Вояджер-2 также пролетел мимо в 1989 году.

Планеты-карлики

К планетам-карликам относятся те небесные тела, которые обращаются вокруг Солнца и имеют достаточную массу для поддержания собственной сферической формы. Такие планеты не являются спутниками иных планет, но и не могут в отличие от планет расчистить свою орбиту от прочих космических объектов.

К карликовым планетам относятся такие объекты как Плутон, исключенный из списка планет, Макемаке, Церера, Хаумеа и Эрида.

Замечание 2

Отметим, что по поводу Плутона все еще ведутся споры, считать его планетой или планетой-карликом.

Рисунок 3. Планеты-карлики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Обнаружение Солнечной системы

Фактические нужно посмотреть в небо, и вы увидите нашу систему. Но немногие народы и культуры понимали, где именно мы существуем и какое место занимаем в пространстве. Долгое время мы думали, что наша планета статична, расположена в центре, а остальные объекты выполняют обороты вокруг нее.

Но все же еще в древние времена появлялись сторонники гелиоцентризма, чьи идеи вдохновят Николая Коперника на создание истинной модели, где в центре располагалось Солнце.

Галилей часто использовал свой телескоп, чтобы показать людям небесные объекты

В 17-м веке Галилей, Кеплер и Ньютон сумели доказать, что планета Земля вращается вокруг звезды Солнце. Обнаружение гравитации помогло понять, что и другие планеты следуют по единым законам физики.

Революционный момент настал с появлением первого телескопа от Галилео Галилея. В 1610-м году он заметил Юпитер и его спутники. За этим последуют обнаружения остальных планет.

В 19-м веке провели три важных наблюдения, которые помогли вычислить истинную природу системы и ее позицию в пространстве. В 1839 году Фридрих Бессель удачно определил кажущийся сдвиг в звездной позиции. Это показало, что между Солнцем и звездами лежит огромная дистанция.

В 1859 году Г. Кирхгоф и Р. Бунсен использовали телескоп для проведения спектрального анализа Солнца. Оказалось, что оно состоит из тех же элементов, что и Земля. Эффект параллакса просматривается на нижнем рисунке.

Параллакс помогает наблюдать за объектом на противоположных концах земной орбиты, чтобы вычислить точную удаленность

В итоге, Анджело Секки сумел сопоставить спектральную подпись Солнца со спектрами других звезд. Выяснилось, что они практически сходятся. Персиваль Лоуэлл внимательно изучал отдаленные уголки и орбитальные пути планет. Он догадался, что есть еще нераскрытый объект – Планета Х. В 1930-м году в его обсерватории Клайд Томбо замечает Плутон.

В 1992 году ученые расширяют границы системы, обнаружив транс-нептунианский объект – 1992 QB1. С этого момента начинается заинтересованность поясом Койпера. Далее следуют нахождения Эриды и прочих объектов от команды Майкла Брауна. Все это приведет к собранию МАС и смещению Плутона со статуса планеты. Ниже вы сможете детально изучить состав Солнечной системы, рассмотрев все солнечные планеты по порядку, главную звезду Солнце, пояс астероидов между Марсом и Юпитером, пояс Койпера и Облако Оорта. В Солнечной системе также скрывается самая большая планета (Юпитер) и самая маленькая (Меркурий).

Случаи сближения астероидов с землей в ХХI веке

В нашем столетии к Земле уже приближалось несколько опасных астероидов:

• Апофис;
  • 2007 TU24;
  • 2005 YU55.

Первая малая планета из этого списка была обнаружена в 2004 г. и долгое время считалась одной из опаснейших для нас — вероятность столкновения высока, случиться это должно в 2036 г. Диаметр этого космического тела — около 300 м, весит оно 27 млн т. При контакте его с поверхностью мощность высвобождения энергии составит 1700 Мт. Это в 100 раз больше, чем энергия взрыва упоминавшейся выше бомбы в Японии.

Астероид по имени Апофис может вызвать крупное землетрясение. Credit:krimchel.ru

Апофис может вызвать землетрясение высокой силы. Его магнитуда даже в 10 км от точки падения будет равна по шкале Рихтера 6,5 балла. В момент столкновения ударная волна приведет к образованию ветра, дующего со скоростью как минимум 790 м/с, разрушающего даже укрепленные сооружения.

Астероид 2007 TU24 ученые впервые увидели в телескоп в октябре 2007 г., а уже через 3 месяца он пролетел в 550 тыс. км. Это яркое небесное тело, чьи габариты можно сопоставить, например, с главным зданием МГУ на Воробьевых горах. Его считают угрожающим нам, потому что он пересекается с орбитой Земли каждые 3 года, но столкновения не будет как минимум до 2170 г.

Астероид 2007 TU24 — опасен для земли. Credit: mashable.com

Объект 2005 YU55 имеет диаметр 400 м и весит около 55 млн т. Он движется по эллиптической орбите с нестабильной траекторией, исследователи считают его поведение крайне непредсказуемым. В конце 2011 г. астероид приближался к Земле на расстояние ближе, чем от нас до Луны. Второе имя 2005 YU55 — Невидимка: он полностью черный, потому практически не виден в космосе и представляет для нас большую опасность.

Также мимо нас в текущем столетии пролетали:

Дата Астероид Диаметр, м Минимальное расстояние до Земли, тыс. км
июнь 2002 г. 2002 MN 120 120
июль 2006 г. 2004 XP14 410-920 430
март 2009 г. 2009 DD45 20-40 70
январь 2010 г. 2010 AL30 15 130

В январе 2012 г. к нашей планете на расстояние чуть менее 27 млн км приблизился астероид Эрос, который:

• имеет средний диаметр около 17 км и неправильную форму, напоминающую орех;
  • является первым и пока единственным космическим телом, вырвавшимся из Главного пояса;
  • считается одной из самых крупных и хорошо видимых «внутренних» малых солнечных планет;
  • движется в пространстве со средней скоростью 24 км/с;
  • имеет период обращения вокруг Солнца более полутора земных лет.

Если бы он врезался в Землю, последствия были бы крайне катастрофическими — хуже, чем при падении астероида Чиксулуб, который упал около 65 млн лет назад и стал причиной множественных цунами, лесных пожаров, землетрясений, выброса в атмосферу большого количества угарного газа и сажи. Но вероятность того, что Эрос столкнется с нами в ближайшее время, мала.

После этого астероида в опасной близости от Земли появлялись:

Дата Астероид Диаметр, м Минимальное расстояние до Земли, тыс.км
февраль 2013 г. 2012 DA14 45 около 28
март 2014 г. 2014 DX110 30 350
сентябрь 2014 г. 2014 RC 20 40
октябрь 2015 г. 2000 FL10 нет данных 25 000

Исследование солнечной системы

История профессионального
изучения состава Солнечной системы началась в 1610 году, когда Галилео Галилей
открыл свой телескоп с четырьмя крупнейшими спутниками Юпитера. Это открытие
стало одним из доказательств правильности гелиоцентрической системы. В 1655
году Кристиан Гюйгенс открыл Титан, крупнейший спутник Сатурна. К концу XVII
века Кассини обнаружил еще 4 спутника Сатурна.

XVIII. XVIII век
ознаменовался важным событием в астрономии — впервые с помощью телескопа была
открыта ранее неизвестная планета Уран. Вскоре были обнаружены Дж. Гершель,
первооткрыватель новой планеты, 2 спутника Урана и 2 спутника Сатурна.

XIX век начался с нового
астрономического открытия — первого звездообразного объекта — астероида Цереры,
который в 2006 году был возведен в ранг карликовой планеты. А в 1846 году была
открыта восьмая планета — Нептун. Нептун был обнаружен «на кончике
пера», т.е. сначала предсказан теоретически, а затем найден в телескопе,
самостоятельно в Англии и Франции.

В 1930 году Клайд Томбо (США)
открыл девятую планету Солнечной системы — Плутон. Но в 2006 году Плутон
потерял свой планетарный статус и «стал» карликовой планетой.

Во второй половине XX века
было открыто множество больших и очень малых спутников Юпитера, Сатурна, Урана,
Нептуна и Плутона. Наиболее значительную роль в этой серии научных открытий
сыграла миссия «Вояджеров» — американской AMS.

На рубеже XX-XXI веков был открыт
ряд малых тел Солнечной системы, в том числе карликовые планеты, Плутино, а
также спутники некоторых из них и спутники планет-гигантов.