Чем отличаются гелиоцентрическая и геоцентрическая модели мира, почему система коперника произвела научную революцию и ответы на многие другие вопросы

Содержание

История науки полна деятелей, которые осмеливались идти против того, что считалось неприкасаемым, даже в те времена, когда попытки внести новые идеи считались наказуемым деянием. Одним из таких персонажей, несомненно, является Коперник..

Николас Коперник был польским священнослужителем и астрономом XV и XVI веков, который навсегда произвел революцию в наших представлениях о Космосе и заложил основы так называемой научной революции, продолженной столетием позже Галилео Галилеем, а затем Исааком Ньютоном, среди прочего.

В то время, когда Церковь полностью доминировала в мире, Коперник как священник осмелился выдвинуть теорию, которая шла против всего, во что верили, и нападала на столпы религии. Коперник сказал, что Земля не была центром Вселенной, а скорее вращалась вокруг Солнца.

Это и другие невероятные открытия того времени сделали Коперника не только отцом астрономии, но и движущей силой перемен, которые позволили бы нам понять наше место во Вселенной. Коперник заставил науку победить теологию. Y в сегодняшней статье мы отдадим должное его фигуре.

Вклад Коперника в политическую жизнь Польши

Коперником была создана инновационная для того времени система водоснабжения. Она была построена в городе Фромборке. Вода поступала в дома из специальной гидравлической машины.

Коперником был разработан проект, в соответствии с которым в Польше была введена новая монетная система.

В 1519 году во время эпидемии холеры Коперник направил силы на ее ликвидацию. Сделать это ему помогло медицинское образование.

Во времена польско-тевтонской войны он организовал оборону епископов от тевтонов. После прекращения конфликта участвовал в мирных переговорах, по завершении которых было образовано новое государство – герцогство Пруссия.

Взрослая жизнь

В последующие несколько лет Коперник преподавал в Кракове, занимаясь астрономическими наблюдениями в замке епископа Гейльсберга. При этом он был врачом и доверенным лицом своего дяди. Его состояние ухудшилось в 1506 году, а в 1512 дядя Лукаш скончался. Николай переселился в маленький городок Фромборк, где он числился каноником. Он работал в церкви, но продолжал вести наблюдения. Работал исключительно один, ни с кем не консультировался. Также в то время еще не было оптической техники. Наблюдения он проводил с северо-западной башни, где им была обустроена обсерватория, на которой делались его открытия. Биография Николая Коперника теперь полностью посвящена его исследовательской деятельности.

Начало духовной карьеры и астрономические изыскания

В 1506 году Коперник возвратился на родину и стал личным помощником и секретарем дяди – епископа. Кроме этого, он начал преподавать в Краковском университете, читал курс по медицине и астрономии (астрономические наблюдения он продолжил, когда вернулся домой).

В 1512 (после смерти дяди) он уехал в Фромбок, где числился каноником, начал заниматься приходом, а астрономия стала чем-то, вроде хобби. Именно в это время он приступил к созданию гелиоцентрической системы мира, что стало делом всей его жизни.

Над глобальным астрономическим трудом он работал более 40 лет, слухи о нем и его изысканиях быстро распространились

Существует мнение, что на него обратил внимание сам Римский Папа Лев X. Но Коперника не прельщала слава (так обычно говорится в его биографии, написанной для детей)

Он много работал врачом, даже принял участие в ликвидации последствий эпидемии чумы в 1519 году, улучшал быт жителей Фромбока (построил специальную машину, которая перегоняла воду во все дома города), и оказался причастным к польско – тевтонскому конфликту, который привел к появлению герцогства Пруссии.

Гелиоцентризм: система мира по Копернику

После того, как Коперник вернулся на родину, проживал ли он в епископском дворце или же преподавал в Краковском университете, он уже не оставлял своих астрономических наблюдений. Перебравшись после смерти дяди в город Фромборк на берегу Вислы, Николай поселился в башне над крепостной стеной и провёл здесь 30 лет, наблюдая за небосводом.

Нет, он вовсе не был кабинетным учёным, укрывавшимся в застенках Фромборка от действительности. Он занимал серьёзные должности в церковной иерархии и даже однажды стал во главе обороны Ольштынского замка. Времена были не из простых: шла Реформация, происходила секуляризация немецкого ордена, приходилось защищать польские земли от неприятеля.

На протяжении 30 лет Коперник усердно формировал и развивал своё представление о гелиоцентрическом устройстве мира. Он не вступал в дискуссии. Он собирал доказательства своей правоты. Впоследствии учёный писал, что перечитал все философские книги, которые только мог найти, чтобы убедиться, что, возможно, существуют другие теории относительно устройства мира, нежели те, что преподавали в школах. Он неожиданно для себя увидел, что и Цицерон, и Плутарх, и последователи Пифагора говорили о том, что Земля не является неподвижной, что она вращается вокруг огня.

Таким образом, идя от философской теории, Коперник доказал, что центр Вселенной, то есть центр творения, — это вовсе не Земля (настоящая ересь с точки зрения католической церкви), а Солнце.

Популярные темы сообщений

• Творчество Валентина Распутина

Один из самых известных русских и советских писателей Валентин Григорьевич Распутин родился в Сибири, с которой связана большая часть его жизни и творчества. Родился в Иркутской области в 1937 году,

• Кук Джеймс

Великий английский мореплаватель Джеймс Кук был рождён в семье бедного батрака в 1728 году. С юных лет он много трудился, усердно учился в школе и мечтал о морях и путешествиях.

• Потребители и разрушители экосистемы

Любая природная система является совокупностью живых и неживых организмов, способов их взаимодействия в пределах среды обитания. Для функционирования каждой системы нужно поддерживать беспрерывный круговорот веществ.

• Дикие животные

Нашу замечательную планету населяют самые удивительные и уникальные животные. Многие из них приносят пользу человеку, другие наоборот оказываются очень дикими и опасными. Многие звери прошли долгий путь эволюции. Кто-то полностью исчез,

• Море Лаптевых

Море Лаптевых располагается в северной части России в сибирском регионе и прилегает к Северному Ледовитому Океану. В водах моря находится множество островов, при этом море Лаптевых является единственным морем России,

Гелиоцентризм в западном воображении

Жан-Франсуа Стоффель, проанализировав некоторые известные отрывки из « De Revolutionibus» ( 1543 г. ), попытался изучить ту часть, которая относится к солнечному культу в стремлении Коперника расположить звезду дня как на «королевском троне» посередине. .из семьи звезд, которые его окружают. Он стремился изучить влияние современной космологии на традиционную гелиолатрию. Он думает о двух разных оценках:

• во-первых, гелиоцентризм за счет централизации Солнца предоставил бы этой звезде космологическое положение в соответствии с ее бесспорным физическим, астрономическим и символическим значением; тогда современная наука внесла бы свой вклад в укрепление поклонения солнцу, разместив это светило только в центре космоса;
  • во втором, напротив, приводя к разочарованию в мире, гелиоцентризм положил бы конец многим солнечным аналогиям, которые раньше были уместны; современная наука тогда была бы скорее местом разрушения древней гелиолатрии.

Наука

После выпуска из университета братья Коперники отправились в Италию, где стали студентами Болонского университета. Кроме традиционных дисциплин, Николай смог продолжить заниматься астрономией под предводительством знаменитого астронома Доменико Новары.

Одновременно с этим, в Польше Коперника заочно избрали каноникам епархии. Это произошло благодаря стараниям его дяди, который тогда уже был епископом.

В 1497 г. Николай вместе с Новарой провел крупное астрономическое наблюдение. В результате исследований он пришел к выводу о равном расстоянии до Луны в квадратуре как при новолунии, так и полнолунии. Эти факты впервые заставили астронома пересмотреть теорию Птолемея, где Солнце наряду с другими планетами вращалось вокруг Земли.

Спустя 3 года Коперник решает бросить учебу в вузе, в котором в основном изучались правоведение, древние языки и богословие. Парень отправляется в Рим, где согласно некоторым источникам недолго занимается преподаванием.

Позже братья Коперники поступили в Падуанский университет, в котором глубоко исследовали медицину. В 1503 г. Николай окончил вуз и получил степень доктора канонического права. Последующие 3 года он занимался медициной в Падуе.

Затем мужчина вернулся домой в Польшу. Здесь он в течение около 6 лет занимался астрономией, тщательно изучая движение и расположение небесных объектов. Параллельно с этим, он преподавал в Кракове, был доктором и секретарем у родного дяди.

В 1512 г. умирает дядя Лукаш, после чего Николай Коперник связывает свою жизнь с духовными обязанностями. Пользуясь большим авторитетом, он служил капитульным попечителем и управлял целой епархией, когда себя плохо чувствовал епископ Фербер.

При этом Коперник никогда не оставлял астрономию. Интересен факт, что одну из башен крепости Фромборк, он оборудовал под обсерваторию.

Ученому повезло, что его труды были окончены только в последние годы жизни, а книги опубликованы уже после кончины. Таким образом ему удалось избежать преследований со стороны церкви за нетрадиционные идеи и пропаганду гелиоцентрической системы.

Стоит отметить, что кроме астрономии Коперник добился больших высот и в других областях. По его проекту в Польше была разработана новая монетная система и сконструирована гидравлическая машина, снабжавшая водой жилые постройки.

Личная жизнь

Николай впервые испытал чувство любви в возрасте 48 лет. Он влюбился в девушку Анну, которая была дочерью одного из его друзей.

Поскольку католическим священникам не разрешалось вступать в брак и вообще иметь отношения с женщинами, ученый поселил возлюбленную у себя дома, представив ее как свою дальнюю родственницу и экономку.

Со временем Анна была вынуждена покинуть дом Коперника, а позже и вовсе выехать за пределы города. Это было связано с тем, что новый епископ заявил Николаю, что такое поведение не приветствуется церковью. Астроном никогда не был женат и не оставил после себя потомства.

Другие ученые, которые поддержали теорию и ее идеи

Галилео Галилей

После публикации работы Коперника его теория еще долго не принималась. Многие считали, что это противоречит Библии и религиозным интерпретациям.

Изобретение телескопа и его значительное улучшение со стороны Галилея Галилея подтвердили часть того, что было раскрыто Коперником. Его наблюдения подтвердили то, что было написано польским ученым, но это также не помогло властям принять это..

Галилей должен был предстать перед церковным судом и был вынужден отказаться от своих расследований.

Джордано Бруно

Он был еще одним из ученых, поддержавших теорию Коперника. Кроме того, благодаря своим исследованиям, он сделал еще один шаг в том, что утверждал польский астроном.

Во второй половине шестнадцатого века он пришел к выводу, что вселенная была намного больше, чем сказал Коперник. С другой стороны, он подтвердил, что помимо земной существует неисчислимое количество солнечных систем..

Йоханнес Кеплер

Кеплер был одним из важнейших последователей гелиоцентризма. Его работа была о планетарном движении, пытаясь найти некоторые законы, которые могли бы объяснить это. Он пошел от защиты пифагорейских законов гармонического движения к тому, чтобы оставить их в стороне, потому что он не соответствовал тому, что он наблюдал в небе.

Таким образом, изучая, как двигался Марс, он должен был признать, что его движения невозможно объяснить с помощью модели гармонии сфер..

Однако религиозность Кеплера помешала ему отказаться от этой теории. Для него логичным было то, что Бог заставил планеты описать простые геометрические фигуры; в этом случае идеальные многогранники.

Оставив многогранники, он продолжал пробовать различные круговые комбинации, которые также адаптировались к его религиозным убеждениям. Столкнувшись со своей неудачей, он попробовал это с овалами. Наконец он выбрал эллипсы, опубликовав свои три закона, которые описывают движение планет.

Исаак Ньютон

Уже в конце семнадцатого века Исаак Ньютон открыл закон гравитации. Это было фундаментальным для объяснения форм орбит. Благодаря этому гелиоцентризм приобрел силу против других представлений о космосе..

Приложения

• Аристотель
  • Птолемей
  • Коперник
  • Джордано Бруно
  • Галилео
  • История астрономии
  • Коперниканская революция
  • Представление мира
  • Мир

Астрономы из древней Греции

Работает Альмагест  · Планетарные гипотезы  · Величины и расстояния до Солнца и Луны
Инструменты Астролябия Planispheric  · Антикифера  · Армилла, Армиллярная сфера  · Квадрант  · Гномон, древний циферблат
Теории Анти-Земля  · Цикл Метонов  · круговорот  · геоцентризма  · гелиоцентризм

Революционное открытие Коперника

Изучение
вопросов мироздания в Средние века было неразрывно связано с расцветом влияния церкви
на научный и светский мир. Геоцентрическая система вкупе с теорией Аристотеля о
гомоцентрических сферах были признаны единственно правильным представлением об
устройстве Солнечной системы.

Но астрономия, как наука, продолжала активно развиваться. И в эпоху Возрождения возникло революционная идея о том, что Земля – это рядовая планета, вращающаяся вокруг центрального небесного тела.  На самом деле, зачатки гелиоцентризма возникли еще в древности. Такую идею выдвигали древнегреческий астроном и философ Аристарх и его вавилонский «коллега» Селевк. Оба античных исследователя не получили признания и их теория была отвергнута. Подвижность Земли и ее схожесть с другими планетами  пытались доказать Николай Кузанский и Леонардо да Винчи, но их идеи также не были признаны.

Окончательно представления о гелиоцентрической модели удалось сформировать Николаю Копернику. Польский астроном и математик опубликовал свою революционную идею в 1543 году в  книге «De revolutionibus orbium coelestium». Кроме того, ему удалось вычислить расстояние известных планет до центральной звезды и установить периоды их обращения.

Суть гелиоцентрической системы Коперника заключалась в следующем:

Коперник

В шестнадцатом столетии у польского ученого по имени Николай Коперник начали появляться другие идеи. Хотя у него не было телескопа, благодаря визуальным наблюдениям и расчетам он пришел к выводу о том, что Земля не является центром Вселенной, а является лишь центром орбиты Луны, и что Земля ежедневно поворачивается вокруг своей оси, а ежегодно вращается вокруг Солнца. В 1514 году он распространил среди своих друзей краткий трактат, в котором были описаны эти идеи. Его теория ставила под сомнение учение Церкви о том, что Земля является центром всех изменений и распада, и что вокруг нее вращается неизменная Вселенная.

Чтобы избежать противоречий, Коперник отложил публикацию полного математического описания своей гелиоцентрической системы (в которой центром является Солнце). Лишь в 1540м году он разрешил одному из своих друзей издать в Германии свой великий труд «О вращении небесных сфер». Он получил свой экземпляр книги 24 мая 1543 года, и затем в тот же день умер.

Галилей, наблюдая с помощью телескопа за пятнами на Солнце и за движением планет относительно Солнца, смог провести повторяемые эксперименты, чтобы подтвердить теорию Коперника. На сегодняшний день не существует таких экспериментов, которые провели бы эволюционисты, чтобы наблюдать или подтвердить теорию эволюции.

Оценка теории Коперника современниками

Его ближайшими сторонниками первых трёх десятилетий после опубликования книги «О вращениях небесных сфер» был немецкий астроном Георг Иоахим Ретик, одно время сотрудничавший с Коперником, считавший себя его учеником, а также астроном и геодезист Гемма Фризий. Сторонником Коперника был и его друг, епископ Тидеман Гизе.

Книга «Об обращении небесных сфер» Коперник

Но большинство современников из теории Коперника «вырвали» только математический аппарат для астрономических вычислений и практически полное игнорирование его новой, гелиоцентрической космологии. Это произошло, возможно, потому, что предисловие для его книги писал лютеранский богослов, и в предисловии было сказано, что движение Земли является остроумным вычислительным приёмом, но понимать Коперника буквально не следует.

Многие в XVI веке так и считали, что это мнение самого Коперника. И только в 70-е — 90-е годы XVI в. астрономы стали проявлять интерес к новой системе мира. У Коперника появились как сторонники (в том числе философ Джордано Бруно; богослов Диего де Цунига, который использует представление о движении Земли для интерпретации некоторых слов Библии), так и оппоненты (астрономы Тихо Браге и Христофор Клавий, философ Фрэнсис Бэкон).

Противники системы Коперника утверждали, что если бы Земля вращалась вокруг своей оси, то:

1. Земля испытывала бы колоссальные центробежные силы, которые неминуемо разорвали бы её на части.
  2. Все находящиеся на её поверхности лёгкие предметы разлетелись бы во все стороны Космоса.
  3. Любой брошенный предмет отклонялся бы в сторону запада, а облака плыли бы, вместе с Солнцем, с востока на запад.
  4. Небесные тела движутся, потому что они состоят из невесомой тонкой материи, но какая сила может заставить двигаться огромную тяжёлую Землю?

Отношение церкви

Католическая церковь вначале не придала большого значения учению, предложенному Коперником. Но, когда выяснилось, что оно подрывает основы религии, его сторонники начали подвергаться преследованию.

За распространение учения Коперника в 1600 году был сожжен на костре Джордано Бруно, итальянский мыслитель.

Сожжение Джордано Бруно

Научный спор между сторонниками Птолемея и Коперника превратился в борьбу между реакционными и прогрессивными силами. В конце концов победили последние.

Примечания и ссылки

1. Солнце центрирует 99,854% общей массы Солнечной системы.
  2. ↑ и (ru) Уильям Харрис Шталь, Марсиан Капелла и семь свободных искусств: том I. Квадривиум Марсиана Капеллы. Латинские традиции в математических науках, Нью-Йорк, Columbia University Press ,1971 г., стр.  175 .
  3. Р. Гуле, Словарь древних философов, CNRS, т. I, стр.   356-357.
  4. (in) С.М. Разауллах Ансари, «  Арьябхата I, его жизнь и его вклад  », Бюллетень Астрономического общества Индии, вып.  5,1977 г., стр.  10-19 , стр.  12.
  5. ↑ и
  6. Согласно Рождеству Свердлова —
    ( (еп) Рождество Свердлов, »  Обзор: Потерянный памятник индийской астрономии: Das heliozentrische System в дере griechischen, persischen унд indischen Астрономия Б.Л. Ван дер Варден  «, Isis, . Т  64, п уплотнительных  2Июнь 1973 г., стр.  239-243 , стр.  240-241.
    — его аргументы неубедительны и соответствуют плохому пониманию индийского описания планетной системы.
  7. Для Ким Плофкер —
    ( (ru) Ким Плофкер, Математика в Индии, Princeton University Press ,2009 г., стр.  111.
    Речь идет о чрезмерной интерпретации текста Арьябхаты: дать некоторые движения в связи с движением солнца не означает, что кто-то думает о гелиоцентризме.
  8. (in) К. Рамасубраманиан, доктор медицины и М.С. Шрирам Шринивас, «  Модификация ранней индийской планетарной теории астрономами Кералы (около 1500 г. н.э.) и подразумеваемая гелиоцентрическая картина движения планет  », Current Science, Vol.  66, п о  10,1994 г., стр.  784-790 , Резюме.
  9. Описание этих таблиц см. В ES Kennedy, «The Sasanian Astronomical Handbook Zīj-I Shāh the Astrological Doctrine of» Transit «(Mamarr)», Journal of the American Oriental Society, Vol. 78, No. 4 (октябрь — декабрь 1958 г.), стр. 246-262.
  10. Regis Morelon, «Восточно — арабский астрономия ( VIII — го  -  XI — го  века)», в истории арабской науки: астрономии, теоретической и прикладной, Vol.  1, порог,1997 г., стр.  69.
  11. Джордж Салиба, «Планетарные теории», в истории арабских наук: астрономия, теоретические и прикладные, т.  1, порог,1997 г., стр.  101.
  12. , стр.  138.
  13. Жак Херс, Средневековье, обман. , Париж, Перрен ,1992 г., 292  с. ( ISBN  2-262-00860-4 ), стр.  82

Научные достижения

Коперника считают автором идеи о гелиоцентрической системе мира. К такому мнению он пришел в ходе длительных наблюдений из своей скромной обсерватории. Полностью осознав открытые им явления, он начинает писать книгу, где описывает свою новую модель. У него было много друзей-единомышленников, с которыми он охотно делился полученной информацией.

Крупный научный труд с названием «Об обращении небесных тел» был выпущен им к 1530 году. Там он предположил, что наша планета делает 1 оборот вокруг своей оси, а за год – полный оборот вокруг Солнца. В то время это казалось чем-то из ряда вон выходящим. Тогда господствовало мнение, что Солнце, звезды и планеты вращаются вокруг неподвижной Земли, которая является центром Вселенной.

Коперник, очевидно, осознавал риски, которые связаны с попранием прежних религиозных догм

Однако он делал это очень осторожно. К тому же церковники пока не определились с тем, противоречит ли новая модель мира библейским канонам, или нет

Коперник довольно быстро стал известным в Европе. Ему повезло больше, чем более поздним ученым: Джордано Бруно и Галилео Галилею. По своей природе он был перфекционистом и предпочитал неоднократно все перепроверить, прежде чем публиковать. Над своей главной книгой он трудился целых 40 лет. Он создавал астрономические таблицы, вносил изменения, уточнял и корректировал. Эта книга была издана в 1543 году, однако к этому моменту он уже находился в коме. Впоследствии отдельные части его теории доработал и исправил Иоганн Кеплер.

С 1531 года Николай работал исключительно над своей гелиоцентрической системой, занимался безвозмездной медицинской практикой. С этого времени его здоровье стало ухудшаться, поэтому ему помогали ученики, друзья, единомышленники.

Также он одним из первых предположил наличие всемирного тяготения.

В 1509 году Коперник опубликовал собственный перевод 18-ти писем Феофилакта Симокатты – византийского историка 7 века. Перевод был произведен с греческого на латинский язык. Эти письма имеют буколический, любовный, нравоучительный характер. По мнению самого Коперника, они отличаются нравственной чистотой.

Гелиоцентрическая модель Солнечной системы и модель Птолемея (геоцентрическая)

Первой возникла геоцентрическая модель мира, где в центре находилась наша планета Земля, вокруг которой вращались остальные небесные тела. Ее активно развивали Птолемей и Аристотель. Она основывалась на визуальных наблюдениях. Древним людям казалось, что Солнце и остальные планеты мелькают на нашем небе, а значит движутся относительно нас.

В 3-м веке до н.э. ученые согласились, что Земля представляет собою сферу, а значит и все остальные выполнены в таких же формах и вращаются по кругу. Птолемей также поставил нашу Землю не просто в центре системы, а всей Вселенной.

Ретроградное движение Марса в 2009-2010-х гг

Пришлось исправлять недочеты в наблюдениях. Поэтому считали, что все солнечные планеты движутся по двум сферам – отклонения и эпициклы. Первое – круг от Земли, с которым высчитывали длину времени года. А второй – колесо внутри колеса, чтобы объяснить ретроградность.

Но это все равно не спасало положения, так как планеты порой вели себя совсем непредсказуемо. Тогда Птолемей создал экватор – геометрический инструмент возле центра планетарной орбиты, который заставлял ее перемещаться с равномерной угловой скоростью.

«Альмагест» в латинском переводе

Эта модель была общепринятой, но слишком сложной и мудреной. Но в течение 1500 лет ее использовали для создания астрономических карт. В 16-м веке ее сменили на гелиоцентрическую модель Коперника.

Война и защита Ольштына

В 1512 году скончался дядя Коперника, и тот переехал в городок Фромборк, где его назначили каноником много лет назад. Там, в одной из башен крепости он соорудил себе обсерваторию и продолжил научные исследования.

Уже несколько лет он носил в голове свою теорию об астрономической системе, он часто обсуждал её со своими друзьями-учёными. Уже с десяток лет как был готов черновик его рукописи о вращении небесных тел, но публиковать её он не спешил. Просто распространял её среди знакомых астрономов.

Но не только исследованиями жил Коперник. В 1516 году он взял на себя обязанности управляющего Ольштынским и Пененжненским округами. Но даже когда через три года время его полномочий истекло, он всё равно не смог полностью вернуться к науке — шла война с крестоносцами, и ему было необходимо позаботиться о территории, которую ему вверили — Вармии. Поэтому Коперник взялся за командование и организацию защиты крепости. Таким образом, учёный сумел спасти Ольштын от вражеской навалы. За проявленное мужество его в 1521 году назначили комиссаром Вармии, а ещё через два года — генеральным администратором местности — это высшая должность, на которую кто-либо мог претендовать. В том же году, после избрания нового епископа, ему поручили должность канцлера Вармии, и после этого Копернику дали немного передохнуть и снова заняться научной работой.

Николай Коперник и его открытие

История создания гелиоцентрической системы началась в 1543 году. Именно тогда польский исследователь Николай Коперник издал свой научный труд. Он получил название «О вращении небесных сфер». Тут астроном излагал теорию о гелиоцентризме. В качестве подтверждения он использовал целый ряд расчетов, которые базировались на теоретической механике того времени.

При этом первые наброски идей Коперника появились еще в 1512 году. Они были опубликованы в так называемом «Commentarioius». Это издание ходило по рукам в виде рукописи, но принесло автору большую популярностью. Только в 1539 году Коперник разрешил своему товарищу Георгу-Иоахиму Ретику издать небольшое сообщение о полученных им научных результатах. При этом собственная публикация Коперника была напечатана за несколько дней до его смерти. Это произошло 24 мая 1543 года.

В соответствии с теорией астронома, движение Солнца по небу связаны с вращением Земли вокруг своей оси. Это же объясняет смену дня и ночи. Таким же образом с помощью движения планеты вокруг Солнца удается обосновать перемещение светила по небу на протяжении всего года.

Копернику удалось дать обоснование таким феноменам:

1. Важным аспектом считается предварение равноденствий. Много веков исследователи занимались поиском причин, которые провоцируют появление такого эффекта. Он заключается в том, что ежегодно равноденствие весной наступает несколько раньше. В своих работах Николай Коперник сумел описать этот эффект как результат периодического смещения земной оси.
  2. Вследствие движения Земли, которая по очереди то приближается, то удаляется от каждой планеты системы, происходит своего рода попятное движение. Это означает, что через определенный интервал времени планеты начинают передвигаться в противоположном направлении от движения Солнца.
  3. Коперник считал и доказывал, что сфера звезд находится на очень значительном расстоянии относительно дистанций между планетами. Именно поэтому ученые не могут наблюдать годичных параллаксов. Догадку о движении планеты вокруг своей оси исследователь подтверждал так: если Земля все же не двигается, то небосвод должен вращаться из-за того, что крутится непосредственно звездная сфера. Если говорить о высчитанном интервале, темпы вращения будут весьма высоки.

Помимо этого, с помощью гелиоцентрической системы удалось объяснить смену габаритов и блеска планет, входящих в Солнечную систему. Также она смогла дать более достоверное определение габаритов планет и интервалов между ними. Самому Копернику удалось приблизительно оценить размеры Луны и Солнца. К тому же ученый очень точно установил время, за которое Меркурий целиком преодолевает собственную орбиту вокруг Солнца. Оно составило 88 дней.

Хотя ученый совершил в сфере астрономии настоящую революцию, его теория обладала целым рядом минусов. Прежде всего, основной точкой системы, которую описывал исследователь, был центральная часть орбиты Земли, а не Солнце. К тому же все планеты системы перемещались по своим орбитам не слишком равномерно, а Земля сохраняла свою орбитальную скорость. Также вполне вероятно, что Коперник не отметал идею о том, что небесные сферы совершают обороты, а только переместил центральную часть этого процесса.

Как общество восприняло заявление ученого

Когда Коперник создал свою теорию, его идеи были восприняты крайне неоднозначно. Несмотря на целый ряд последователей и сторонников, у ученого появилось много оппонентов. Они приводили немало аргументов для опровержения теории Коперника.

Они считали, что, если бы Земля могла вращаться вокруг собственной оси, то гигантская центробежная сила ее бы разрушила. К тому же с поверхности планеты должны были слетать легкие предметы. Причем они бы перемещались в направлении, противоположном вращению.

Многие ученые того времени были уверены, что все небесные тела невесомы. Потому они способны перемещаться, не прилагая для этого значительных усилий. Если рассматривать Землю, возникает вопрос наличия огромной силы, которая бы сумела запускать вращение столь массивной планеты.

Одним из противников геоцентрической теории был датский исследователь Тихо Браге. Он создал свою теорию устройства мира, которую назвал гео-гелиоцентрической. По его предположениям, звезды, Солнце и Луна перемещаются вокруг Земли. При этом остальные космические объекты движутся вокруг солнца.

Последние годы жизни и смерть

В 1531 году уже немолодой Коперник удалился ото всех дел, чтобы посвятить себя только науке. Его самочувствие ухудшалось с каждым годом. Тем не менее он ещё находил в себе силы, чтобы бесплатно заниматься медицинской практикой.

В 1542 году Коперника разбил паралич — правую сторону тела отняло. Он умер в 70-летнем возрасте от инсульта. Некоторые его современники утверждали, что он успел увидеть изданным свой наибольший труд — о гелиоцентрической системе, хотя биографы говорят, что это невозможно, так как многие недели до смерти учёный пробыл в коме.

В 2005 году были найдены неизвестные останки, которые после анализа ДНК с двумя волосками Коперника оказались его черепом и костьми. В 2010 их перезахоронили в кафедральном соборе города Фромборк.

Расположение планет.

Одним из основных вкладов Коперника было создание новой концепции расположения планет. И это то, что в то время, помимо веры в то, что они вращались вокруг Солнца, что Коперник отрицал своей знаменитой теорией, считалось, что все планеты вращаются с одинаковой скоростью.

Коперник понял, что чем больше радиус орбиты планеты, тем медленнее она вращается вокруг Солнца. И именно Меркурий вращается намного быстрее, чем, например, Сатурн. Стоит отметить, что в то время еще не были открыты ни Уран, ни Нептун.

Сегодня известно, что это связано с тем, что чем больше расстояние от Солнца, тем меньше гравитационное притяжение, которому подвержена планета, что приводит к меньшей скорости вращения. Следовательно, Меркурию требуется 58 дней, чтобы обойти Солнце и Нептун, самое дальнее из них — 165 лет.

Чтобы узнать больше: «8 планет Солнечной системы (и их характеристики)»

Семья и детство

Николай Коперник родился в купеческой семье. Его отец был уроженцем Кракова, хотя его национальность неизвестна. Мать была этнической немкой. Николай был четвёртым ребёнком в семье, кроме него у родителей были ещё один сын и две дочери.

Начальное образование Николай получил в школе, которая располагалась неподалёку от дома в Торуни.

Когда ему было девять, от чумы умер отец, и поэтому воспитанием всех детей занялись мать и её брат. Он перевёз семью сестры в Краков. Там Николай и его старший брат поступили в университет, Николай начал изучать искусство, хотя ему одинаково интересны были и математика, и астрономия, и медицина.

Интересные факты

• Только в XIX веке Копернику были поставлены памятники в Варшаве, Кракове, Торуне и Регенсбурге, позднее также в Ольштыне, Гданьске и Вроцлаве. На центральной площади польского Торуня стоит памятник Копернику, на котором есть надпись: «Остановивший Солнце — сдвинувший Землю».
  • В честь Коперника названы Химический элемент No 112 — «коперниций», малая планета (1322) Коперник (Coppernicus), кратеры на Луне и на Марсе.
  • В 1973 году во всемирном масштабе отмечалось 500-летие Коперника, 47 стран выпустили около 200 марок и почтовых блоков (даже Ватикан выпустил четыре марки). Ещё один юбилей наступил в 1993 году (450-летие со дня смерти) 15 стран отметили его выпуском около 50 марок и почтовых блоков.
  • Существует версия, не подтверждённая документально, что папа Лев X пригласил Коперника принять участие в подготовке календарной реформы (1514, реализована только в 1582 году), но он вежливо отказался.