Первый выход леонова в открытый космос: история освоения

Полеты космического корабля «Восток»

Полет Юрия Гагарина стал первым в целой веренице успехов советской пилотируемой космонавтики.

Уже 6 августа 1961 г. в космос отправился Г.С. Титов, который провел на орбите 25 часов, выполнив 17 витков вокруг Земли. Спустя почти год после возвращения на Землю космонавта № 2 СССР осуществил первый групповой полет. 11 августа 1962 г. в космос отправился «Восток-3» с А.Г. Николаевым на борту, а на следующий день — «Восток-4» с П.Р. Поповичем. Корабли находились на орбите одновременно на расстоянии всего 5 км друг от друга и вернулись на Землю через 71 час после старта Поповича.

В ходе полета космонавты провели очень важный эксперимент — они отстегнулись от кресел и около часа свободно парили в кабине. Следующим на орбиту в июне 1963 года отправился В.Ф. Быковский, который находился в космосе 120 часов. Экспедиция «Восток-5» до сих пор является рекордом для одиночного космического полета. Через день после старта Быковского на орбиту вышел «Восток-6» с В.В. Терешковой на борту. Она стала первой женщиной-космонавтом, проведя в космосе 3-е суток. Первоначально второй групповой полет планировался как полностью женский, но С. Королев настоял на участии мужчины, поскольку реакции женщины на полет изучены не были.

После 1963 г. проект «Восток» был окончательно передан военным для использования корабля как спутника-шпиона. Королев полностью переключился на создание «Союзов» и лунную программу, а созданные затем на основе «Востока» космические аппараты «Бион» и «Фотон» летают в космос до сих пор.

Первые животные в космосе.

Цыган и Дезик

Первые в мире живые существа (причем не одно, а сразу два) которые полетели в космос, были собаки. Две беспородные псины — Цыган и Дезик.  Ракета с собаками поднялась на высоту 101 км. Целью ученых было исследование возможности полета и наблюдение за поведением высокоорганизованных животных в условиях ракетного полета. Их полет прошел успешно 22 июля 1951 года. После этого было совершено много полетов в космос с другим собаками на борту.

Лайка

В 1957 году Лайка стала первой собакой-космонавтом, выведенной на орбиту Земли. На тот момент Лайке было около двух лет, это была беспородная собака. Возвращение Лайки на Землю конструкцией космического аппарата не предусматривалось. Собака погибла во время полёта через 5—7 часов после старта от перегрева, хотя предполагалось, что она проживёт на космической орбите около недели. Полетевшие вслед за ней Лисичка и Чайка погибли при аварии в момент запуска, а вот следующие собачки — Белка и Стрелка, — были первыми живыми существами, благополучно вернувшимися с орбиты. В 1960 году советские собаки-космонавты Белка и Стрелка совершили космический полет, продолжавшийся более 25 часов. За этот полет корабль с ними совершил 17 полных витков вокруг Земли и успешно вернулись домой.

обезьянка Сэм

В 1959 году США отправили в орбитальный полет первую обезьянку — Сэм. Американцы запускали в космос и других обезьян. Кроме американцев, обезьян в космос отправляли Советский Союз, Франция, Аргентина. А иранская обезьяна-космонавт Афтаб благополучно вернулась из полета совсем недавно — 28 января 2013 г.

Кроме этих животных, в космосе побывали космонавты-кошки. Их для отработки космических полетов использовали только во Франции. Первая кошка-космонавт была Фелиссета, которая 18 октября 1963 года благополучно слетала в суборбитальный полет на высоту 200 км и живой, и здоровой вернулась на Землю.

А вот первыми животными, достигшими другого космического тела, были две среднеазиатские черепахи. В сентябре 1968 года они облетели Луну в весьма разношерстной компании. Вместе с ними на борту советского космического аппарата были — мухи-дрозофилы, жуки-хрущаки, растение традесканция с бутонами, семена пшеницы, сосны, ячменя, водоросль хлорелла и различные микроорганизмы.

Экипаж космического корабля «Восход-2»

На кого возложить эту ответственную миссию решили не сразу. Были проведены множественные тесты на психологическую совместимость. Ведь экипаж должен действовать как единый механизм.
Беляев — выдержан и хладнокровен и мог быстро принимать решение в нестандартных ситуациях. Леонов, полная его противоположность, горяч и стремителен, но очень смел и отважен. Эти два таких разных человека составили отличный тандем для осуществления эксперимента.
В течение 3-х месяцев космонавты знакомились с устройством нового корабля. Тренировки выхода в космос осуществлялись на борту самолета Ту-104, в котором был установлен макет космического корабля «Восход-2» в натуральную величину. Ежедневно советские космонавты бегали кроссы или совершали пробежки на лыжах, усиленно занимались тяжелой атлетикой и гимнастикой.

Космонавты Павел Беляев и Алексей Леонов

Из воспоминаний Алексея Леонова о подготовке к выходу в открытый космос: «На Земле мы проводили испытания в барокамере при вакууме, соответствующем высоте 60 км… В реальности, когда я вышел в открытый космос, получилось немного по-другому. Давление в скафандре — около 600 мм, а снаружи — 10 — 9; такие условия на Земле смоделировать было невозможно…»

Выход в открытый космос

В тот момент, когда Алексей Леонов 18 марта 1965 года выкарабкался наружу своего космического корабля и увидел себя на высоте в 500 километров над поверхностью нашей планеты, он совсем не почувствовал движения. Хотя на самом деле он несся вокруг Земли со скоростью, которая во много раз превышала скорость реактивного самолета. Перед Алексеем открылась невиданная ранее никем панорама нашей планеты — наподобие гигантского холста, который был насыщен контрастирующими текстурами и красками, живыми и яркими. Алексей Леонов навсегда останется первым человеком, который смог увидеть Землю во всем ее великолепии.

У советского космонавта в тот момент просто перехватило дух:

В открытом космосе Алексей Леонов начал проводить предусмотренные программой наблюдения и эксперименты. Он совершил пять отходов и подходов от шлюзовой камеры, причем самый первый отход был сделан на минимальное расстояние — один метр — для ориентации в новых условиях, а остальные на полную длину фала. Все это время в скафандре поддерживалась «комнатная» температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60°С и охлаждалась в тени до -100°С. Павел БЕЛЯЕВ с помощью телекамеры и телеметрии следил за работой второго пилота в космосе и был готов, если это потребуется, оказать необходимую ему помощь.

В тот момент, когда Алексей Леонов увидел Енисей и Иртыш, ему поступила команда от командира корабля Беляева возвращаться назад. Но сделать это у Леонова не получалось очень долго. Дело оказалось в том, что его скафандр в вакууме сильно раздулся. Настолько, что космонавт просто не мог втиснуться в люк шлюзовой камеры, а советоваться по поводу этой ситуации с Землей было некогда. Леонов делал попытку за попыткой, но все они заканчивались безрезультатно, а запаса кислорода в скафандре хватало всего на 20 минут, которые неумолимо таяли (космонавт провел в космосе 12 минут). В конце-концов Алексей Леонов решил просто сбросить давление в скафандре и вопреки выданным инструкциям, предписывающим заходить в шлюз ногами, решил «вплыть» в него лицом вперед. К счастью, это у него получилось. И хотя Леонов пробыл в открытом космосе всего 12 минут, за это время он успел взмокнуть так, как будто на него вылили целый ушат воды — настолько велика была физическая нагрузка.

Документальный фильм телестудии Роскосмоса «Алексей Леонов. Прыжок в космос»

Фильм приурочен к 80-летию первого космонавта, который вышел в открытый космос.

Интересные факты о первом выходе человека в открытый космос

• Критическая ситуация при выходе с орбиты. Экипаж «Восхода-2» мог стать первым экипажем, погибшим при возвращении с орбиты. Перед посадкой отказала автоматическая система ориентации. Беляев вручную сориентировал корабль и включил тормозной двигатель. В результате «Восход» совершил посадку в тайге  (в 180 км севернее города Перми). В сообщении ТАСС это называлось «посадкой в „запасном районе“», который на самом деле являлся глухой пермской тайгой. После посадки огромный купол парашюта, застрявший на двух высоких елях, развевался на ветру. Вскоре над ними уже кружил «Ил-14». С самолёта сразу же установили радиосвязь и сообщили космонавтам, что их обнаружили и скоро пришлют помощь. Космонавты ночевали в лесу. Вертолеты только и могли, что летать над ними и докладывать, что “один рубит дрова, другой подкладывает их в костер”. С вертолетов космонавтам сбрасывали теплые вещи и продукты, но вытащить Беляева и Леонова из тайги не удавалось. Из воспоминаний Леонова: «Когда мы приземлились, нас нашли не сразу… Мы сидели в скафандрах двое суток, у нас не было другой одежды. На третьи сутки нас оттуда вытащили. Из-за пота у меня в скафандре было по колено влаги, примерно 6 литров. Так в ногах и булькало. Потом, уже ночью, я говорю Паше: «Ну все, я замерз». Мы сняли скафандры, разделись догола, выжали белье, надели его вновь. Затем спороли экранно-вакуумную теплоизоляцию. Всю жесткую часть выбросили, а остальное надели на себя. Это девять слоев алюминизированной фольги, покрытой сверху дедероном. Сверху обмотались парашютными стропами, как две сосиски. И так остались там на ночь. А в 12 дня прилетел вертолет, который сел в 9 км. Другой вертолет в корзинке спустил прямо к нам Юру Лыгина. Потом к нам пришли на лыжах Слава Волков (Владислав Волков, будущий космонавт ЦКБЭМ) и другие. Они привезли нам теплую одежду, налили коньяка, а мы им свой спирт отдали — и жизнь стала веселее. Костер развели, котел поставили. Мы помылись. Часа за два срубили нам маленькую избушку, где мы и переночевали нормально. Там даже постель была»
  • За день до старта случилась большая неприятность. Из-за халатности солдата охраны вывешенный из корабля для проверки герметичности надувной шлюз неожиданно упал и порвался. Запасного не было, а потому было принято решение воспользоваться тем самым, на котором долгое время тренировались космонавты. Этот инцидент мог бы оказаться роковым, но, к счастью, все обошлось, многократно использованный шлюз выдержал, и первый выход человека в открытый космос успешно состоялся.

Опасности выхода в открытый космос

Выходы в открытый космос опасны по множеству различных причин. Первая — возможность столкновения с космическим мусором. Орбитальная скорость на высоте 300 км над Землей (типичная высота полёта пилотируемых космических кораблей) — около 7,7 км/с. Это в 10 раз превышает скорость полёта пули, так что кинетическая энергия маленькой частицы краски или песчинки эквивалентна той же самой энергии пули, обладающей в 100 раз большей массой. С каждым космическим полётом появляется всё больше и больше орбитального мусора, из-за чего эта проблема продолжает оставаться наиболее опасной.
Потенциальную опасность несёт возможность потери или недопустимого удаления от космического корабля, грозящая гибелью из-за израсходования запаса дыхательной смеси. Опасны также возможные повреждения или проколы скафандров, разгерметизация которых грозит аноксией и быстрой смертью, если космонавты не успеют вовремя вернуться в корабль.

20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (FAI) отметила рекорд пребывания человека в открытом космическом пространстве вне корабля — 12 минут и 9 секунд. Алексей Леонов получил высшую награду FAI — золотую медаль «Космос» за первый выход в открытое космическое пространство в истории человечества. Командир экипажа Павел Беляев также получил медаль и диплом.

Леонов стал пятнадцатым человеком в космосе, и первым человеком, совершившим следующий принципиальный шаг после Гагарина. Остаться один на один с бездной, самым враждебным пространством для человека, посмотреть на звезды лишь через тонкое стекло шлема, услышать стук своего сердца в абсолютной тишине и вернуться назад — это настоящий подвиг. Подвиг, за которым стояли тысячи ученых, инженеров, рабочих и миллионы простых людей, но совершил его один человек — Алексей Леонов.

• 5 интересных фактов из жизни Юрия Гагарина

Берущие за душу короткие стихотворения

***

Я хотел рассказать, но вот только молчу, Я хотел написать, но в душе лишь кричу И нелепые строки сгорают опять Заставляя в пустых коридорах кричать.

***

В чём смысл жизни — риторический вопрос, Который каждый мыслящий с собою нёс. А смысл в том — чтоб смысл обрести. Себя, спасая — мир спасти.

***

Всё сбудется, всё непременно сбудется. Ты только веры в счастье не теряй. Печаль уйдёт, а горе позабудется. Не падай духом и не унывай.

***

Душа… Заплата на заплате… Не сосчитать уже прорех. Совсем не дешево мы платим За каждый промах свой и грех

Стежки неровные по кромке… Рука уставшая дрожит… Шепчу сама себе негромко: «Куда деваться?…Надо жить!…»

***

Пройдись рукою по моей щеке Прижмись, возьми мою ладошку, Оставь, случайно на моей руке След поцелуев нежную дорожку.

И я замру от маленького счастья, Дыша теплом, идущим от тебя. Уйдут, как едкий дым, мои ненастья В родных объятьях затеряюсь я!

Эли Оболонская

***

Сейчас бы юности коснуться, И в детство снова убежать, Чтоб беззаботно встрепенуться, О чём-то вкусном помечтать.

***

Всю жизнь я собираюсь жить. Вся жизнь проходит в ожиданье, И лишь в короткие свиданья, Когда немыслимо решить,

Что значит быть или не быть, Меж гордым мигом узнаванья И горьким мигом расставанья — Живу, а не готовлюсь жить.

Достижения Отечественной космонавтики

Развитие отечественной космонавтики запомнилось огромным количеством достижений. Отметим главные из них.

Создание первой ракеты в мире

1957 год запомнился возникновением межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Известно, что её разработка велась под управлением учёного Сергея Королева. В этом же году ракета совершила свой успешный полет с космодрома Байконур, расположенного в Казахстане. Данное изобретение имело отделяющуюся головную часть, которая была способна доставить термоядерный заряд абсолютно в любую точку, где находился противник. Это открытие ознаменовало большой прорыв в развитии отечественной космонавтики.

Королев в ГУЛАГ

Сейчас это кажется явлением, относящимся к гонке вооружений. Но ведь именно возникновение таких смертоносных технологий установило в мире хрупкий баланс сил и амбиций. От Третьей Мировой нас отделяет, к сожалению, только страх.

«Спутник-1»

4 октября 1957 года  — важная дата в истории советской космонавтики. Именно в этот день был запущен первый искусственный спутник Земли «Спутник-1».  Разработкой данного спутника занимались советский учёный Сергей Королев, а также и другие исследователи (Тихонравов, Келдыш и другие). Известно, что спутник обошёл Землю 1440 раз. Свой полет он завершил 4 января 1958 года.

Ежегодно 4 октября отмечается праздник — День космических войск России.

Сегодня Спутники играют важнейшую роль не только в военных делах. Благодаря ним у нас есть связь, телевидение, Интернет и другие блага.

Запуск второго спутника «Спутник — 2»

3 ноября 1957 года снова на орбиту Земли запустили космический аппарат. Впервые в космос отправилось живое существо. Спутник вывел на орбиту собаку по кличке Лайка. Запуск аппарата был приурочен к сорокалетней годовщине Октябрьской революции.

собака Лайка

Однако полет собаки Лайки не оказался длительным. Дело в том, что неотделяемый контейнер, где сидела Лайка, занимал значительную площадь. В результате, очень быстро произошёл его перегрев. К сожалению, Лайка не смогла выжить, погибнув уже на первых оборотах вокруг Земли.

«Луна-1»

4 января 1959 года станция «Луна-1» оказалась на гелиоцентрической орбите. Автоматическая станция, пройдя расстояние в шесть тысяч километров от поверхности Луны, вышла на орбиту. Именно эта станция впервые стала известна как искусственный спутник Солнца.

Станции позволяют специалистам изучать космос и оберегать планету от опасностей, грозящих извне.

Первый полет на луну

Конечно же, самым большим достижением отечественной космонавтики является первый полёт человека в космическое пространство. Ежегодно 12 апреля в стране празднуется День космонавтики. Ведь именно в этот день в 1961 году Юрий Гагарин стал первым человеком, который своими глазами увидел, что собой представляет космос.

Гагарин и Королев

Космический корабль «Восток» с первым космонавтом отправился с космодрома «Байконур». Всё время полёта занимало 108 минут. Полёт прошёл успешно, и Юрий Гагарин приземлился в Саратовской области. На орбите советский космонавт проводил различные эксперименты. Гагарин употреблял пищу, пил воду, писал карандашом. Когда космонавт положил карандаш, то заметил, что он постепенно начал подниматься вверх. За большой подвиг Юрий Алексеевич был удостоен Звезды Героя Советского Союза.

Женщина-космонавт

Спустя два года после полёта Юрия Гагарина состоялся полёт первой женщины-космонавта. Ею стала Валентина Терешкова, которая 16 июня 1963 года на корабле «Восток-6» отправилась покорять космическое пространство. Полет Терешковой длился практически на протяжении трех суток.

Валентина Терешкова

Подвиг Терешковой имел большое значение для утверждения равноправия полов. Ведь стало ясно, что представительницы слабого пола могут проявить себя в науке наравне с мужчинами.

Выход человека в космос

Ещё одним большим достижением российской космонавтики является выход человека в открытый космос. 18 марта 1965 года советский космонавт Алексей Леонов впервые вышел в открытый космос из корабля «Восход-2». Специально для Леонова был разработан специальный скафандр, название которого — «Беркут». Этот скафандр был мягкого типа. Его особенность заключалась в том, что он был покрыт герметичной оболочкой, состоящей из нескольких слоев. Оболочка обеспечивала поддержание внутреннего избыточного давления, необходимого для полноценной жизнедеятельности космонавта. Полет Леонова был далеко не простым. В космосе ему пришлось пережить немало трудностей, однако он вернулся настоящим победителем.

Алексей Леонов

Таким образом, мы рассмотрели основные достижения российской космонавтики, которые закрепили международный авторитет страны, показав её мощь и непобедимость.

Освоение космоса

Экипаж космического корабля «Восход-1»: Константин Феоктистов, Владимир Комаров, Борис Егоров

Запуск первого искусственного спутника земли, состоявшийся 4 октября 1957 года, открыл перед человечеством совершенно новую — космическую эру. Достижения Сергея Павловича Королева, а также других советских инженеров и конструкторов, позволили вскоре осуществить давнюю мечту Константина Эдуардовича Циолковского — одного из авторов теории межпланетных сообщений. В космическое пространство отправился первый «гражданин земли».

Полет Юрия Гагарина был важным, однако не единственным прорывом в это время. С момента запуска корабля «Восток-1» вызовы стали появляться один за одним. Уже в следующем — 1962 году, состоялся первый групповой полет космических кораблей. За пределами земли одновременно оказались сразу два советских космонавта — Андриян Николаев и Павел Попович.

Два года спустя была решена новая задача — землю покинул первый многоместный корабль «Восход-1». Экипаж был разделен по профессиональному признаку: летчик Владимир Комаров, инженер Константин Феоктистов, врач Борис Егоров.

Со временем стало понятно, что отдельных запусков кораблей оказывалось отнюдь недостаточно

Космос было важно осваивать: проводить исследования и эксперименты на земной орбите, давать оценку условиям за пределами планеты. Дабы осуществить намеченный замысел, следовало привлечь к работе в новом пространстве специалистов из разных областей

Впрочем, для выполнения этой задачи предстояло также решить еще одну задачу

Почему было важно выйти в открытый космос? Ответ на вопрос давал сам Сергей Павлович Королев:

Шаг 6. Медкомиссия и тренировки

В то время никто точно не знал, с чем столкнется космонавт Леонов – даже находящийся внутри космического корабля, не говоря уже об открытом космосе. Поэтому кандидатов отбирали предельно – по словам самого Алексея Леонова, даже слишком – строго. Множество одаренных и талантливых летчиков «отсеялись» из-за требований, которые впоследствии были отменены. Когда Алексей Архипович принял на себя руководство Центром, медкомиссия и отбор были значительно упрощены. Есть мнение, что практически ни один из покорителей космоса не соответствует всем критериям, действовавшим в те времена.

Подготовка и тренировки будущих космонавтов были изнурительными, подчас даже жестокими. Многие космонавты тех лет отмечают, что некоторые доктора ставили своей целью не подготовить человека к космосу, а провести какие-то собственные эксперименты, используя летчиков как выносливых и здоровых «подопытных». Тренировки на центрифуге с перегрузками до 14g были привычными для летчиков. Самому Леонову однажды пришлось провести 13 суток в сурдобарокамере, обклеенному датчиками из цинка (последние на десятые сутки стали отваливаться… вместе с кожей) – раны на теле будущего космонавта заживали долгих 8 недель. Но Алексею Архиповичу еще повезло – далеко не все «ученики» школы летчиков-испытателей возвращались с тренировок живыми.

Личная жизнь

Во время службы в кременчугском авиаполке Алексей Леонов познакомился с девушкой по имени Светлана, которая понравилась ему с первого взгляда. Примечательно, что именно в день знакомства Алексею исполнилось 25 лет. Спустя всего три дня Светлана Доценко получила предложение руки и сердца и ответила бравому офицеру согласием. В то время загсы расписывали желающих пожениться прямо в день обращения. Через три дня после первой встречи с девушкой Алексей Леонов стал женатым человеком. А еще спустя сутки ему пришлось отправиться в Германию, к новому месту службы.

Леонов поздравляет супругу с рождением дочери / Александр Моклецов / РИА Новости

Молодая жена смогла приехать туда позднее, лишь после получения соответствующего разрешения. Возвратившись в СССР, Леонов был зачислен в отряд космонавтов и поселился с семьей в Звездном городке. Алексей и Светлана прожили в любви и согласии целых шестьдесят лет. Леонов признавался, что чувствовал себя уютно только если супруга находилась рядом. Тогда он спокойно занимался работой, с удовольствием писал свои картины. Иногда Алексей Архипович проводил у мольберта целые дни. Космонавт рассказывал, что поссорились они с супругой всего раз в жизни, да и то по пустяковой причине.

Дети космонавта Алексея Леонова, Виктория и Оксана, появились на свет в 1961-м и 1967-м годах. Своих дочерей Алексей Архипович обожал. Ему нравилось, когда в доме бывало шумно от детских игр. Правда, Леонов признавался, что несколько расходился с женой во взглядах на воспитание.

Гости любили собираться в гостеприимном и хлебосольном доме Леоновых. Светлана Павловна Леонова работала редактором издательского отдела Центра подготовки космонавтов, но на первом месте у неё всегда стояла забота о благополучии любимого мужа и детей.

Леонов с супругой Светланой и дочерью Викторией / Александр Моклецов / РИА Новости

В 1996 году семью постигло огромное горе: старшая дочь Алексея Леонова, Виктория, скоропостижно скончалась от вирусного гепатита. Молодой женщине было всего 35 лет…

Младшая дочь космонавта, Оксана Алексеевна Леонова, получила специальность переводчика. Оксана родила Леонову двоих внуков – Карину и Дэниэла-Сергея. Кстати, имя Карина Алексей Архипович дал внучке не просто так. Точно так же зовут дочь американского космонавта Тома Стаффорда – коллеги Леонова по работе на «Аполлоне».

В долгой жизни Алексея Архиповича происходило еще много интересных событий, связанных с космосом. Через десять лет после первого космического путешествия Леонов побывал на орбите повторно, участвуя в работе по стыковке с американским кораблем «Аполлон».

Экипажи совместного экспериментального пилотируемого полёта советского космического корабля «Союз-19» и американского космического корабля «Аполлон». Осуществлён 15 июля 1975 года.

К концу жизни Алексей Архипович сильно болел: его мучил сахарный диабет. В феврале 2019-го космонавту сделали операцию на ногах, но прожил он после неё всего восемь месяцев. Герой-космонавт ушел из жизни 11.10. 2019.

Советские космонавты

Кто говорит, что космическое пространство только черного цвета, тот не слишком много знает о мире за пределами известных планет. Современные жители могут и не вспомнить, с чего начиналась история космического освоения. Фантасты всего мира придумывают возможности перемещения во времени (с точки зрения современной физики порталы возможны).

Однако, без воспоминаний о первооткрывателях мы вряд ли пересечем пределы доступного (видимого) космоса. Не выйдем в иные галактики и космонавтику ждет гибель.

Космическая нация, такой «титул» наша страна получила после успешного полета Гагарина. Подобное было не просто национальным достижением или гордостью, а заявкой на глобальное господство. Русские спустили на землю из черных глубин космоса не только славу.

Нации всего мира признали наличие нового «космического» тактического преимущества для любой проводимой военной операции, которые в современных реалиях можно было бы назвать «космическими войнами».

Первым космический воин

Им стал Гагарин Юрий, рожденный в Кашинской деревне в начале двадцатого века. Его учеба была прервана во время отечественной войны. Через шесть лет после окончания попыток немцев завоевать Союз, будущий летчик поступил в техникум Саратова, где и заинтересовался воздушными полетами. Еще через пять лет Юра поступает в летное училище.

К своему первому полету в темное пространство Юрий сумел налетать свыше двух сотен часов. В апреле шестьдесят первого года (ХХ века) он провел за пределами нашей планеты чуть больше сотни минут (108) на корабле «Восток-1». Приземление прошло успешно.

Необходимость заявить о себе общественности заставила американцев вкладывать большие деньги в борьбу с «красной страной». Победа могла бы принести духовный подъем проигравшей стране.

«Советы» не искали одобрения по поводу финансирования космических программ, но решили освещать исключительно успешные миссии. Советские граждане решили, что программа СССР не способна провалиться. Они ошибались.

В таблице ниже в хронологическом порядке указаны космонавты СССР, названия их космических кораблей, дата полета и другие данные.

Космический воин по имени Константин

Феоктистов Константин Петрович этот научный сотрудник провел в космосе сутки. Увы, второго полета он так и не дождался «по состоянию здоровья». Это «состояние» осталось с ним после неудачного «расстрела» в немецком плену.

После военных действий избрал «мирный» путь и в шестьдесят седьмом получил докторскую степень.

Отбор и подготовка космонавтов

За более чем 50 лет пилотируемых полетов в космос на орбите побывало всего около 500 человек. Все эти люди прошли через сито самого строгого отбора и сложнейшей программы подготовки.

На заре космической эры требования к отбору космонавтов в СССР и астронавтов в США были очень жесткие. Шанс полететь в космос получали только прекрасно подготовленные военные летчики с железным здоровьем и стальными нервами. Кроме того, конструкция первых космических кораблей предъявляла к кандидатам очень жесткие требования по весу и росту. В Советском Союзе для полетов в космос отбирали молодых людей, недавно закончивших летные училища, в США предпочитали набирать более зрелых пилотов с университетскими степенями и боевым опытом. Постепенно космические корабли становились все совершеннее, а требования к будущим космонавтам смягчались, в космос полетели гражданские специалисты и даже туристы. Однако и по сей день отбор и подготовка космонавтов являются очень сложной и долгой процедурой, пройти через которую способны единицы.

Космонавт Б. Волынов в состоянии невесомости на борту самолета в ходе подготовки к космическому полету

Как же попасть в это число избранных?

С 2012 г. в России проводится открытый конкурс по набору в отряд космонавтов, принять участие в котором может каждый желающий. Претенденты должны быть моложе 33 лет, иметь высшее образование, желательно инженерное, опыт работы по специальности не менее 5 лет, обладать превосходным здоровьем и хорошей физической формой. Рост будущего космонавта должен быть в пределах 150-190 см, вес — 50-90 кг, а максимальная длина ступни — 29,5 см.

Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина находится в подмосковном Звездном городке. Здесь будущих космонавтов, прошедших очень жесткий отбор и медкомиссию, готовят по сложной четырехступенчатой программе. Первый этап — общекосмическая подготовка кандидатов, в ходе которого они получают глубокие знания основ космонавтики — теории полета и практики управления космическим кораблем. После этого начинается этап подготовки в составе групп. Теперь будущие космонавты учатся работать в экипажах на определенных типах космических аппаратов. Затем наступает время подготовки к полету в составе конкретного экипажа на конкретном корабле. Кандидаты учатся на тренажерах и стендах отрабатывать все возможные ситуации, с которыми они могут столкнуться в космосе.

Эмблема Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина в Звездном городке

Имитация невесомости

Невесомость — это состояние, в котором пребывает космонавт во время полета на орбите или в межпланетном пространстве. Поскольку на Земле все мы ощущаем свой вес и наш организм приспособился к определенной силе тяжести, ее отсутствие не только влияет на различные физиологические процессы, но и меняет механику самых привычных действий и движений человека. Чтобы подготовить космонавта к подобному, ученые научились имитировать состояние невесомости на Земле. Кратковременно это состояние создают в самолете во время полета по баллистической траектории — машина быстро пикирует, потом поднимается вверх по параболе, а затем вновь уходит в пике. В ходе небольших периодов невесомости, длительностью всего несколько десятков секунд, космонавты отрабатывают самые простые действия. Сегодня в качестве такой летающей лаборатории в России используется специально переоборудованный самолет ИЛ-76. Длительно ощущение невесомости у космонавтов имитируют в специальных огромных бассейнах, куда помещены макеты космических аппаратов. В состоянии нулевой плавучести на глубине 8 м космонавты в скафандрах отрабатывают свои действия, готовясь к выходам в открытый космос. Однако, у гидроневесомости есть два недостатка: у космонавта не возникает нарушений вестибулярного аппарата и, следовательно, ощущения невесомости, кроме того, вода при движении в ней создает сопротивление, которого нет в безвоздушном пространстве открытого космоса.

Работа космонавта в бассейне в условиях гидроневесомости на внешней поверхности макета орбитального комплекса в Звездном городке