Альтернативный взгляд на мраук-у и араканское царство в мьянме

Пагода Шведагон янгон. Пагода Шведагон

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Колокол в Пагоде

Па́года Шведагон ( бирм. ရွှေတိဂုံစေတီတော် ) — 98-метровая позолоченная ступа в Янгоне , Мьянма . Название происходит от «Shwe» ( бирм. золото ) и «Dagon» — древнего названия Янгона . Самая почитаемая в Бирме пагода по преданию содержит реликвии четырёх Будд : посох Какусандхи , водяной фильтр Конагаманы , часть туники Кассапы и восемь волос Гаутамы .

Пагода не раз становилась объектом притязаний иноземных захватчиков. Так, 1608 году войска португальского авантюриста Филипе де Бриту-э-Никоте разграбили её и выкрали трёхсоттонный колокол Дхаммазеди , инкрустированный драгоценностями. Колокол затонул на глубине десяти метров в илистом дне реки Янгон и с тех пор считается утраченным. В 1825 году уже британцы пытались вывезти из Бирмы другой колокол, размещавшийся в Шведагоне — Сингумин, весящий 23 тонны. Однако лодка, на которой его пытались доставить в Калькутту , не выдержала веса колокола, и тот тоже затонул. В результате, англичане пообещали оставить Сингумин бирманцам, если те смогут поднять колокол со дна. Местные жители, просунув под колокол бамбуковые бревна, добились того, что он всплыл самостоятельно.

История

Ананда – буддистское святилище и одно из одиннадцати самых крупных зданий городка Паган в Мьянме. Его также причисляют к списку крупнейших монастырей Юго-Восточной Азии.

Святыня была построена в 1091 году по приказу правителя Кьянзитта, который был наследником бывшего короля Анируды. Имя новоиспеченного короля иногда произносили также как Хит Хланг Шинг. Он пользовался большим уважением у подданных и считался справедливым монархом.

Примерно в то же время в Багане было возведено еще три храма, но лишь Ананда уцелел. Сейчас это самый посещаемый во всем городе комплекс. Местные даже теперь поговаривают, что тот, кто не его, тот не видел Багана.

Храм на английский манер иногда называется Ananda Temple или Ananda Pahto. В течение всей истории он бережно охранялся, так как всегда был очень почитаемым. Даже природные стихии, как, например, землетрясение в 75-м году прошлого столетия, не смогли полностью разрушить святыню: практически сразу буддийская община начала восстановительные работы.

В архитектурном решении храмового комплекса прослеживаются отпечатки древнеиндийской культуры и цивилизации мон, распространенной в древности на бирманских территориях. В 1991 году, когда святыне исполнялось 900 лет, вновь проводился ремонт – стены были покрыты побелкой, а башенки – новым слоем позолоты.

Ананда находится в двухстах метрах восточнее главной стены старого города Баган. Храм иногда называют каменным музеем за то, что вокруг пагоды петляют внутренние коридоры, где установлено больше полутора тысяч ниш – они, кстати, сделаны для того, чтобы по пространству не распространялось эхо. Ниши декорированы барельефами с буддийскими мотивами, а также во внутреннем убранстве храма можно увидеть плиточные картины из жизни Будды Шакьямуни, выполненные глазурью.

Основная версия насчет названия монастыря гласит, что он назван в память об ученике Шакьямуни, к которому тот питал особую любовь. Однако есть как минимум три альтернативные версии по поводу того, откуда появилось такое любопытное название:

  • Восемь монахов-строителей создали святыню по подобию гималайского пещерного храма Нанда-Му, что впоследствии преобразовалось в «Ананда».
  • Название переводится с санскрита как «прекрасный».
  • В палийском языке есть выражение «Ананда Панна», что буквально переводится как «нескончаемая мудрость Учителя», а название, возможно, – сокращение от этой фразы.

С историей строительства также связана мрачноватая легенда. Она гласит, что король Кьянзитта был настолько доволен работой восьми мастеров, что приказал их убить, чтобы они больше нигде не смогли воссоздать такую же красоту, и баганский храм остался единственным в своем роде.

Буддизм на территории древней Бирмы

Буддизм — вера в то, что цель человека — духовное просветление, т.е. отказ от земных желаний и забвение собственного Я, представляет собой учение Сиддхартхи Гаутамы, северо-индийского принца, проповедовавшего в VI в. до н.э. К 200 до н.э. благодаря императору Ашоке эта доктрина распространилась по всей Индии и проникла в Шри-Ланку. В следующие 200 лет она нашла множество последователей на территории Афганистана, Центральной Азии, Мьянмы, Камбоджи и Китая. К 600 н.э. новая религия достигла Японии.

Тем временем в самой Индии буддизм столкнулся с противодействием более древнего индуизма и ислама, появившегося на юге нынешнего Пакистана вместе с арабской конницей в начале VIII в. К XII в. буддизм уступил им свои позиции в Индостане, но продолжает господствовать в Юго-Восточной Азии, Японии, Непале, Шри-Ланке, Тибете, Монголии и др., не только оставшись одной из мировых религий, но и обусловив культурную близость всех стран этого региона.

Огромный храм Годопалин, возведенный в центре Пагана в XII–XIII вв., до сих пор привлекает на религиозные церемонии и празднества тысячи паломников со всей Мьянмы. Многие из них решили остаться на севере. Видимо, такой же выбор сделали депортированные буддийские монахи – вероятно, их привлекли королевская поддержка исповедуемой веры и возможность обратить в нее массы бирманцев, все еще поклонявшихся «натам».

Шин Арахан, ставший советником Аиораты, путешествовал по разраставшейся державе – проповедовал, обращал в буддизм, закладывал новые храмы, монастыри, школы. Король пребывал большей частью в Пагане, руководя строительством пагод и островерхих купольных святилищ, называемых ступами. Растущий престиж города приводил в него все новых монахов, ученых и ремесленников из Индии, Гаиланда и даже Шри-Ланки. Вверх по Иравади за ними шли купеческие суда, и развитие торговли приумножало богатства страны.

К 1073–1074 Паган стал настолько авторитетным религиозным центром, что шри-ланкийский король Виджая Баху, решив оживить буддизм в своих владениях, обратился за помощью к Анорате. Тот прислал монахов в обмен на копию священнейшей реликвии – зуба, якобы принадлежавшего самому Будде.

После смерти Анораты в 1077 строительство в Пагане продолжили его сын Солу (1077–1084) и следующий король Чанзитта (1084–1112). Последний возвел то, что считается главным чудом Пагана – гигантский храм Ананда, отделанный серебром и золотом, украшенный статуями и глазурованными терракотовыми медальонами, иллюстрирующими буддийские притчи.

Буддизм стал необыкновенно популярен в Паганской империи – тысячи бирманцев начали возводить его святилища на свои средства. В религиозном и строительном рвении женщины не уступали мужчинам. Племенные обычаи и буддийская доктрина обеспечивали определенное равноправие полов. Ступы и храмы росли, как грибы, по всей стране.

Однако, несмотря на победу буддизма, языческие обычаи сохранялись, но крайней мере при дворе. Сам Анората молился не только в ступе с «зубом Будды», но и у алтарей, выстроенных в честь «натов». Начиная работы над Анаидой, Чанзитта заживо похоронил ребенка, обеспечивая храму духа-хранителя, – отнюдь не буддийский обычай. В 1090 он освятил этот шедевр зодчества, торжественно умертвив его архитектора, чтобы тот не мог повторить или превзойти свое творение в других странах.

Как добраться до Багана

Авиабилеты в Баган

Проще всего перемещаться по Мьянме на самолетах. Перелеты занимают 30-70 минут, и их полно. Раньше нужно было бронировать авиабилеты через местные турагентства, но теперь купить билет можно запросто онлайн.

Ближайший аэропорт называется Nyaung-U (код ИАТА: NYU). Сюда летают самолеты из Янгона, Мандалая и других городов Бирмы.

Как найти дешевые авиабилеты

Чтобы найти дешевые авиабилеты, я обычно сравниваю цены с помощью нескольких агрегаторов. У них всех один и тот же принцип — они ищут билеты по базам сотен авиакомпаний, но их базы могут отличаться, поэтому и цена будет лучше то в одном, то в другом — проверяйте все сразу.

  • KIWI — нереально гибкий поиск, и есть гарантия стыковки, даже если вы летите лоукостами и первый рейс задержался!
  • AVIASALES — лучшие цены на билеты из России и Казахстана, удобный календарь низких цен.
  • TICKETS — здесь бывают хорошие цены на билеты из Украины.

Кстати, KIWI дарят купоны 20 евро на авиабилеты новым пользователям, но их можно получить только по емейлу. Кому нужно — могу выслать приглашение.

Получить 20€ на kiwi.com ➜

Календарь низких цен на авиабилеты:

Из аэропорта до города можно добраться на такси. Если не хотите связываться с аэропортовскими таксистами, закажите индивидуальный трансфер на KiwiTaxi или IntuiTravel.

Водитель будет встречать в аэропорту с табличкой в любое время и отвезет четко по адресу: не нужно будет ждать общественный транспорт или объясняться на незнакомом языке с местным таксистом. Цена окончательная, не нужно ни с кем торговаться, никаких скрытых комиссий за ночной тариф, пробки или багаж. По запросу в машине будет детское автокресло нужного размера. А еще там есть автомобили класса люкс и микроавтобусы для большой компании.

В Баган на автобусе или поезде

На автобусе или поезде дешевле, чем перелет, но время в пути от других интересных городов в Бирме будет от 6 до 10 часов, и по отзывам других туристов, эти автобусы и поезда некомфортные. Цены 10-20 долларов в зависимости от места отправления и класса обслуживания.

На микроавтобусах выходит быстрее, чем на больших автобусах.

Поезда еще и могут сильно опаздывать — не планируйте с ними никакие важные стыковки.

В поезда и автобусы не помешает взять какой-то плед и теплую одежду: по ночам холодно.

Расписания и цены на билеты смотрите на 12go.asia. Там же есть отзывы туристов и рейтинги перевозчиков.

Купить билеты ➜

Автовокзал и ЖД вокзал расположены немного на отшибе, но некоторые перевозчики включают в цену билета трансфер в отель.

Паром Мандалай — Баган

Корабль IWT ferry ходит в Баган из Мандалая. Нам про него рассказывали другие туристы: ехать долго и скучно (9 часов днем), видов по дороге никаких нет, стоит 50$. А перелет длится всего 25 минут и стоит 64$.

КРЕПОСТЬ, СТАВШАЯ СТОЛИЦЕЙ

«Это случилось в Пагане» — типичное начало многих мьянмских сказок. Но очень долгое время этот древний город, он же храмовый буддийский комплекс, был покрыт завесой тайн и запретов.

Паган (Баган) не столь известен в мире, как, например, храмовые комплексы — Ангкор-Ват в Камбодже или — Борободур на индонезийском острове Ява, но по своей художественной ценности находится в одном ряду с ними. В 850 г. князь по имени Пьинбу (этническое происхождение его неизвестно) основал на месте небольшой крепости Паган столицу своего домена. Удачное расположение — на пересечении торговых путей — закономерно дало импульс развитию города. К XI в. под его властью находилась вся территория современной Мьянмы. Когда в 1057 г. король Анаратха (1044-1077 гг.) присоединил к своим владениям соседнее государство монов, Паганское королевство стало одним из крупнейших и влиятельнейших в Юго-Восточной Азии.

Анаратха конфисковал священные буддийские Палийские рукописи, хранившиеся в столице монов — городе Татоне, переселил в Паган будцийских монахов, художников и ремесленников. Буддийское учение Тхеравада стало государственной религией. Затем Анаратха попросил помощи в Шри-Ланке, также придерживающейся Тхеравады, и оттуда тоже прибыли монахи. Анаратха был также большим ценителем всего прекрасного и разумного. Постепенно Паган превратился не только в религиозный центр, но и в один из крупнейших центров торговли, культуры, науки и искусства, в городе были университет и несколько библиотек. Развивались фольклорный театр, этнические музыкальные жанры, живопись, в том числе фресковая, замечательные образцы которой можно увидеть в храмах Пагана. Велись исторические хроники Мьянмы.

При короле Чанзитхе (1084-1113 гг.) Паган переживает расцвет: идет грандиозное храмовое строительство. Каждый новый король считал своим долгом добавить несколько храмов и пагод к уже имеющимся. Приближенные царя, да и просто богатые люди, старались не отставать, каждый хотел построить хотя бы одну ступу, пусть небольшую. Но внутренние распри ослабили страну, с XIII в. начинается период упадка королевства, оно стремительно теряет свои территории и приходит в упадок под ударами пришедших с севера монголов. В 1369 г. паганский король упоминается в исторических хрониках последний раз. Жители столицы постепенно покидают ее.

Давно заросли улицы города, разрушились деревянные строения, но буддийские храмы и ступы сохранились. В течение многих лет Мьянма была закрытой страной по внутриполитическим причинам, и Паган соответственно тоже — terra incognita. Сейчас ситуация меняется, туристов из-за рубежа и паломников здесь становится все больше. К Пагану нет железной дороги, лишь один небольшой аэропорт расположен вблизи него, так что трудности с посещением города есть и у жителей Мьянмы, но тем не менее это сейчас одно из самых почитаемых мест в стране. По некоторым данным (правда, у многих историков они вызывают сомнения), первым европейцем, увидевшем Паган, был Марко Поло (1254-1324 гг.), в его записях есть описания города, войны с монголами, но, возможно, это изложение чужих рассказов.

Затем город выпадает из поля зрения до него добрался англичанин Сайме, увидевший уже разрушающийся Паган и зарисовавший его. Английские офицеры и миссионеры начинают посещать город, но не задерживаются здесь. Мьянма (а тогда она называлась Бирма) была самой дальней окраиной Британской империи. В 1885 г. Бирма официально стала английской колонией под названием Британская Бирма. Для Пагана наступила эпоха авантюристов и алчных грабителей, пытавшихся вывезти всё, вплоть до целых фрагментов фресок, а в первую очередь, конечно, золото.

Ученые — археологи, историки, искусствоведы — пришли в Паган только в начале XX в., но настоящее изучение Пагана началось только после обретения Бирмой независимости от Великобритании, и это произошло в 1948 г.

Камбоджийский храм Та-Пром – история

Возведение храма, построенного в баронском стиле, считающегося традиционным для кхмеров, было завершено в 1186 году. Строительство Та-Прома велось по приказу короля Кхмерской империи Джаявармана VII, который тем самым стремился увековечить память своей матери. В период расцвета храмовый комплекс занимал площадь 730 квадратных километров, на которой были установлены 260 статуй индуистских богов, покрытых позолотой, и построены 39 башен, а также возведены сотни каменных построек, предназначенных для проживания слуг. По периметру комплекс был окружен стеной, которая до наших дней не сохранилась.

Обслуживали храм, в подчинении которого находились около 3 тысяч близлежащих деревень, 12 тысяч человек, среди которых были монахи, танцовщицы и прислужницы. В ходе археологических раскопок на территории Та-Прома было обнаружено множество артефактов, в частности бриллианты, жемчуг, золотая посуда, зонтики, инкрустированные драгоценными камнями, шелковые покрывали и прочие ценности.

Однако за сотни лет джунгли, наступающие на храм, изменили его архитектуру до неузнаваемости, поэтому путешественникам достаточно сложно представить, каким Та-Пром был несколько веков назад. В середине минувшего столетия учеными и археологами было принято решение о необходимости восстановления исторического памятника. В 1992 году храмовый комплекс был взят под защиту ЮНЕСКО как памятник всемирного наследия. Тогда же был дан старт проведению реставрационных работ. Следует отметить, что масштабная реконструкция Та-Прома стартовала лишь в 2009 году. Первым делом реставраторы спилили многовековые деревья, благодаря чему было остановлено дальнейшее разрушение храма. По оценкам специалистов, для того, чтобы восстановить первоначальный облик храма потребуется как минимум 10 лет непрерывной работы.

Храм Антонина и Фаустины

Храм Антонина и Фаустины

Храм Антонина и Фаустины – один из немногих хорошо сохранившихся дохристианских храмов Форума. По указу императора Антонина Пия, бывшего по своей сути глубоко религиозным человеком, на Римском Форуме примерно в середине II века был воздвигнут храм в честь его покойной супруги Фаустины. Когда скончался император, на церемонии прощания в небо был выпущен орел, что символизировало обожествление Антонина. На фризе портика можно увидеть латинскую надпись:

DIVO ANTONINO ET DIVAE FAUSTINAE EX S(enatus) C(onsulto),
которая в переводе с латыни звучит как: «Божественному Антонину и божественной Фаустине по решению Сената».

Храм Антонина и Фаустины — реконструкция

Археологические исследования

Первые археологические исследования Анапы, позволяющие найти руины Горгиппии, начались в 1837 году. Территория раскопок постепенно росла, вызывая все больший интерес историков.

С 1960 года исследования велись на регулярной основе, и за 15 лет ученые смогли определить границы древнего города в пределах 40 га. При этом почти наверняка территория Горгиппии была больше. Однако, чтобы установить точные границы и полностью изучить город, пришлось бы разрушить современные постройки в центре Анапы.

Во время раскопок были обнаружены:

  • некрополь со склепами и могилами;
  • фрагменты скульптур;
  • гончарные сосуды и амфоры;
  • элементы колонн, блоки антаблемента;
  • монеты IV-III веков до н. э.;
  • мраморная плита с именами юношей, победивших в соревнованиях по бегу;
  • цистерны виноделен;
  • железные наковальни и остатки гончарных печей;
  • рыболовные принадлежности и многое другое.

Эти находки позволили ученым понять, как были устроены быт и хозяйственная деятельность жителей Горгиппии, какими ремеслами они занимались.

Посещение комплекса Ангкор – полезные советы

Туристам, которые хотят осмотреть Та-Пром, рекомендуется воспользоваться услугами местного гида, который поможет путешественникам пробраться по узким тропинкам в джунглях и покажет наиболее интересные места. Тем туристам, которые планируют самостоятельную экскурсию по руинам Та-Прома, в обязательном порядке следует обзавестись подробным путеводителем, который поможет им не заблудиться в джунглях. Стоимость билета на вход в храмовый комплекс Ангкор составляет:

  • на 1 день – 37 долларов;
  • на 3 дня – 62 доллара;
  • на 7 дней – 72 доллара.

Для посещения храмового комплекса, нахождение на территории которого разрешено с 5:00 и до заката солнца, туристы обязаны оформить индивидуальный пропуск с фотографией в кассах у главного входа. Здесь довольно большие очереди и разные окошки для покупки билетов на 1, 3 и 7 дней. Также есть любопытная деталь – если купить билет после 4 часов вечера, на территории можно провести 1,5 дня, то есть, текущий вечер и весь завтрашний день.

Баган Мьянма. Паган (Баган) — город тысячи храмов

Адрес: Мьянма, регион Магуэй Основные достопримечательности: Пагода Швезигон, храм Ананда, храм Табьиннью, храм Дхаммаянджи Координаты: 21°09’52.3″N 94°51’49.6″E

На сухом плато вдоль западного берега реки Иравади перед взором путешественника, словно мираж, предстают тысячи пагод, ступ и монастырей. Это древний Паган (он же Баган), некогда процветающий город Бирмы ().

Вид храмов Пагана с высоты птичьего полёта

Основанный в 841 году, Паган был небольшой укреплённой крепостью, но уже к 1000 году выявилось его стратегическое значение на торговом пути вдоль Иравади . В 1044 году царь Аноратха впервые в истории Бирмы объединил разрозненные княжества в централизованное государство, и в Пагане взошёл на трон, объявив его столицей. В то время господствующей религией бирманцев был индуизм, но однажды король Мануха из Татона (королевства монов) направил к бирманскому царю монаха Шин Арахана, исповедующего тхеравадинский буддизм («учение старейшин»). Поражённый спокойствием духа и достойным благородством Шин Арахана, Аноратха уверовал в Будду и потребовал от короля Манухи передать ему священные реликвии.

Царь монов ответил отказом, и тогда Аноратха вместе со своими славными воинами разгромил Татон, увёл монахов в Паган и конфисковал все реликвии, в том числе 32 полных собрания священных буддийских текстов Трипитаки. К концу царствования Аноратхи Паган превратился в одно из крупнейших государств Юго-Восточной. Со всей страны царь собрал лучших мастеров и затеял колоссальное храмовое строительство. Особого размаха строительные работы достигли в правление Чанзиты (1084 — 1112). Бирманцы утверждают, что в Пагане существовало 30 тысяч пагод, но их разрушили землетрясения, войны и климат. 250 лет город оставался столицей объединенного королевства, но в 1287 году пал под натиском войск хана Хубилая — внука Чингисхана.

Паган — ремесленный центр

Иногда Паган называют мёртвым городом. Сегодня здесь находится лишь небольшая деревня. Но Паган не мёртв, он пропитан мощной духовной энергетикой, излучаемой фресками на стенах храмов и бесчисленными скульптурами Будд. Кроме того, в Пагане процветает лаковый промысел. На зеркально-чёрном фоне лаковых миниатюр оживают золотые пагоды. Все изделия плетут из бамбука и покрывают несколькими слоями лака. В бамбуковую посуду можно смело наливать горячую воду. В городе сосредоточено около четырёх тысяч храмов. Пожалуй, лучше всего взглянуть на великолепие Пагана с высоты птичьего полёта, совершив путешествие на воздушном шаре .

Вид на пагоду Швезигон

Пагода Швезигон

Ступа Швезигон по праву считается памятником мирового зодчества. Подобно священной горе Меру, она сверкает в лучах жаркого солнца. Это единственная пагода Пагана, сохранившая позолоченное убранство.

Главной реликвией храма является копия зуба Будды, хранящегося в одном из храмов Канди на Шри-Ланке. По легенде, место для строительства Швезигона указал белый слон, на спину которого царь Аноратха возложил копию цейлонской реликвии.

Храм Ананда

Храм Ананда

Храм Ананда, названный именем ученика Будды Ананды, построен по приказу короля Чанзиты в 1091 году. Его стены покрыты фресками, иллюстрирующими жизнеописание Гаутамы. В направлении четырёх частей света расставлены четыре статуи Будды. Окружающие храм террасы декорированы скульптурными композициями из священных джатак — сказаниях о прошлых жизнях Будды.

Храм Табьиннью

Храм Табьиннью

Название храма переводится как «вездесущий» и означает одну из ипостасей Будды. Самый высокий из храмов Пагана, 66-метровый Табьиннью величественно возвышается около юго-восточного угла старой городской стены. С его террас, обрамлённых колоннами, открываются изумительные виды на древний город. Вход в храм охраняют статуи стражей.

Храм Дамаянджи

Храм Дамаянджи

Двухуровневый храм Дамаянджи, выстроенный в форме пирамиды, производит устойчивое впечатление сооружения из другой цивилизации: то ли вавилоняне построили, то ли древние индейцы из Месоамерики. Строительство храма приписывают царю Нарату, который жаждая власти, убил своего отца и задушил родного брата. По легенде, Нарату наказал за исполнение индуистских ритуалов свою жену — дочь короля.

Один из храмов в Пагане

В отместку разгневанный отец послал 8 воинов, которые прибыли в Паган под видом священников и убили Нарату прямо в храме Дамаянджи.

Что посетить

Самый важный и поразительный буддийский храм в Мьянме — это пагода Шведагон. Комплекс «охраняется» гигантскими статуями, которые играют роль, аналогичную китайским собакам-львам. Внутри находятся восемь святынь, посвященных каждому дню недели, и посетители обычно молятся в храме возле статуи Будды и отдают дань цветами. Имейте в виду, что для посетителей существует дресс-код.

Лучший способ наблюдать за восходом солнца и летающими воздушными шарами — это взобраться на один из многочисленных храмов. К сожалению, те храмы, на которые можно взобраться, часто заполнены людьми в это время, но все же можно найти и более спокойное место. Это действительно лучший способ познакомиться с Паганом!

Также в бывшей столице Янгона находятся десятки уличных рынков, где можно найти большое разнообразие свежих продуктов, рыбы, одежды, поделок и вкусной уличной еды.

Экскурсии на лодке по озеру Инле приведут к некоторым действительно удивительным местам вокруг озера, включая древний город пагод Шве Индейн. Туристы приезжают на Инле ознакомиться со специфическим бытом местных жителей (они сооружают рукотворные плавучие островки и устраивают на них огороды), побывать в монастыре, где живут кошки, и приобрести сувениры.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Росспектр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: