Структура комплекса
В результате строительных работ, длившихся в общей сложности 13 столетий, комплекс получил не только грандиозные масштабы, но и довольно сложную планировку с десятками построек и тысячами статуй.
Древнеегипетский храм в Карнаке – это ансамбль, состоящий из трёх частей, посвящённых разным божествам фиванской триады:
- верховному богу Амону-Ра;
- его супруге, царице Мут;
- их сыну Хонсу, богу Луны.
Святилище Амона-Ра
Самая масштабная часть ансамбля в Карнаке – это храм бога Амона, территория которого имеет форму четырёхугольника со сторонами 530, 515, 530 и 610 метров.
В храм ведёт Священный путь – так называется аллея с бараноголовыми сфинксами (бараны считаются одним из воплощений Амона). На этом месте есть достопримечательность, о которой известно далеко не всем гидам: она не броская, но очень важная в археологическом отношении. Речь идёт о набережной, защищавшей сооружения от затопления при разливе Нила. На её стенах делали пометки о высоте разлива – сейчас эти данные активно используются учёными для лучшего понимания истории Египта.
Аллея с бараноголовыми сфинксами приводит к первым, самым массивным воротам (пилону) храма, имеющим форму усечённой пирамиды высотой 44 и шириной 113 метров. Это едва ли не самое молодое сооружение ансамбля, строительство которого было начало в 340 г. до н.э.. За пилоном расположена просторная прямоугольная площадь размером 85 х 100 метров.
Если от входа повернуть направо – будет храм Рамзеса III, считающегося одним из величайших фараонов Древнего Египта. Деяния Рамзеса III описаны на стенах постройки, а внутри стоят изображающие его статуи.
Колонный зал
Немного влево от входа в храм Рамзеса III располагаются ещё одни ворота – Бубаститские. Именно за ними помещается один из знаковых объектов храма Амона-Ра в Карнаке – поражающий воображение величественный Колонный зал, создание которого начиналось при фараоне Хоремхебе, а декорирование и покрытие надписями состоялось уже при Сети I и Рамзесе II. Изначально Колонный зал имел крышу, сейчас же остались лишь колонны, поражающие своей грандиозностью. Всего их 134, и они выстроены в 16 рядов: центральные поднимаются в высоту на 24 метра и имеют в обхвате 10 метров, остальные немного поменьше.
Ботанический сад и другие достопримечательности
Пилоны, которые располагаются за Колонным залом и ведут вглубь святилища бога Амона, показывают, как расширялась территория. Полуразрушенные стены сформировали величественный лабиринт с многочисленными сфинксами, статуями фараонов и обелисками. В той части Карнакского храма в Египте, которая посвящается богу Амону, располагается ещё много интересного:
- Красная капелла – на её стенах изображены сцены жертвоприношений и религиозных празднеств египтян;
- маленький дворик Аменхотепа III, приютившийся между третьими и четвертыми воротами, с одиноко стоящим обелиском;
- «священная барка» Рамзеса II;
- за четвёртым пилоном – 30-метровый гранитный обелиск, посвящённый царице Хатшепсут.
За третьими и четвёртыми воротами храма Амона в Карнаке расположены Солнечные залы, самый красивый из них – Ботанический сад. Такое название зал получил за выгравированные рисунки растений и зверей, в изобилии покрывающие его стены. Среди изображений встречаются представители флоры и фауны долины Нила, а также экзотические представители животного мира из завоёванных Тутмосом III земель.
Неподалёку от северной ограды стоит скромный храм бога Птаха, сооружённый при Тутмосе III. Внутри здания есть красивая гранитная скульптура, изображающая богиню Сохмет.
Выбирайте жилье и узнавайте Цены с помощью этой формы
Статуя скарабея у Священного водоёма
Немного южнее центральной части храма бога Амона когда-то был Священный водоём (120 х 77 м). Рядом с ним стояла постройка, в которой содержали гусей – в Египте они считаются священными птицами бога Амона. Сейчас озеро пересохло, гусей больше не держат, и постройки тоже нет.
Зато есть огромная гранитная статуя жука скарабея, установленная Аменхотепом III. В Египте скарабея называют священным насекомым, он символизирует воскресение и бессмертие, поскольку, по мнению египтян, может самовозрождаться наподобие Амона и других богов.
Где находится Карнакский храм. Как добраться
Крам в Карнаке был построен на территории древних Фив. Сейчас это место называю Карнак. Карнак является северной частью города Луксор. Добраться до храма в Карнаке можно на такси по Луксору. Пешком можно прогуляться вдоль Нила до аллеи сфинксов и по ней дойти до храма. В зависимости от того, в какой части Луксора вы остановились расстояние составит до 5 километров. У нас есть отдельная статья о том как добраться до Луксора из Хургады.
Если вы планируете сразу лететь в Луксор, то скорее всего вам придётся лететь с пересадкой в Каире. Приобрести билеты по лучшей цене можно на сайте авиасейлс. Заказать трансфер из аэропорта до гостиницы или сразу до Карнакского храма можно этом, вас встретят в аэропорту и увезут до порога.
Святилища царицы Мут и бога Хонсу
Часть культового комплекса, посвящённая царице Мут, располагается юго-западнее храма Амона-Ра и соединена с ним анфиладой различных двориков и пилонов. От самых крайних, южных ворот храмового комплекса бога Амона к святилищу Мут идёт 350-метровая аллея с 66-ю бараноголовыми сфинксами.
Площадь святилища царицы Мут почти в 4 раза меньше площади ансамбля, посвящённого богу Амону-Ра. Центральное сооружение здесь – это храм богини Мут, возведённый при Сети I. С трёх сторон эта постройка окружена естественным водоёмом, существующим с древних времён.
Рядом с центральной постройкой находится «родильный дом» Рамсеса III и храм бога Камутеф.
С юго-западной стороны культового ансамбля в Карнаке стоит храм Хонсу, посвящённый богу Луны Хонсу – так звали сына богов Амона и Мут. Это сооружение внутри довольно тёмное и имеет грубоватую отделку.
Экскурсии из Хургады: стоимость, программа, продолжительность
Экскурсии в Луксор с посещением Карнакского храма организовывают практически из любого курорта Египта. В экскурсионную программу может быть включено посещение разных достопримечательностей: Луксорский и Карнакский храмы в «городе живых», храмы принцессы Хатшепсут и Амона-Ра с загадочными колоссами Мемнона в «городе мёртвых» египетских правителей, Банановый остров, алебастровая фабрика, фабрика масел.
С учётом того, какая запланирована экскурсионная программа, продолжительность тура может быть различной (на Карнакский и Луксорский храмы гиды обычно выделяют по 2-3 часа). На дорогу из Хургады времени тоже уходит немало (порядка 3,5-4 часа с одной остановкой на завтрак возле кафе), поэтому выезд обычно организовывают примерно в 5:30.
Где лучше покупать экскурсию (а от этого зависит и её стоимость) каждый должен решить для себя сам. Есть несколько вариантов, и для каждого из них туристы отмечают определённые преимущества и недостатки:
- Можно поехать со своим туроператором, представители которого всегда есть в отеле. Хотя экскурсоводы не всегда работают идеально, но многие видят такое преимущество как безопасность: гарантированно привезут обратно в отель и гарантированно действует туристическая страховка. Экскурсии по этому направлению достаточно дорогие – в зависимости от насыщенности программы и туроператора 70-100 $ для взрослого человека. В стоимость входит трансфер на автобусе, входные билеты, услуги гида, обед.
- Можно купить экскурсию в храм в Карнаке в Египте в одной из местных турфирм. Например, в центре Хургады, на улице Мамша, есть много турфирм и офисов по продаже экскурсий с лицензиями, как и у туроператоров. Там предлагают такие же хорошо организованные поездки, но раза в полтора дешевле, чем у крупных операторов. В стоимость экскурсии входит переезд, билеты к достопримечательностям, услуги гида, обед. Главное, чтобы не возникало языкового барьера с экскурсоводом, а русский в таких фирмах знают почти все.Улица Мамша в Хургаде
- В Хургаде живёт много русскоязычных частных экскурсоводов, которые готовы сопровождать группы туристов, но могут организовать и индивидуальные интереснейшие туры. Причём делают они это раза в 2 дешевле, чем крупные туроператоры. Такого гида можно найти в Интернете и обговорить с ним всё в онлайн-переписке, они также предлагают свои услуги «на улице» – на пляжах и возле отелей. Но многие туристы считают такой вариант поездки в Карнакский храм далеко не столь безопасным, как с туроператором.
Тайны Карнакского храма в Луксоре:
Архитектура
Наиболее значительным зданием всего комплекса является храм Амона-Ра с его 10 пилонами, крупнейший из которых имеет длину 113 метров, ширину 15 метров и высоту ок. 45 метров. Общая площадь храма составляет ок. 30 гектаров (четырёхугольник со сторонами в 530, 515, 530 и 610 метров). Помимо пилонов величественный вид представляет колонный зал, начатый при фараоне Хоремхебе и законченный в годы правления фараонов Сети I и Рамсеса II. Храмовые помещения состоят из трёх, окружённых стенами, частей: посвящённой Амону (Ипет-сут), посвящённой богу Монту (площадью в 2,34 га) и посвящённой богине Мут (площадью в 9,2 га).
Простой народ допускался только во двор храма, а в гипостильный зал попадали лишь избранные – высокие должностные лица, военачальники, писцы.
Кроме этих трёх, здесь был построен фараоном Эхнатоном, на шестой год правления, Гем-па-Атон — храм Атона.
В части, посвящённой Амону, находятся:
- большой храм Амона-Ра;
- храм бога Хонсу (размер 80х30 метров. Строительство начато при Рамсесе III, продолжено при Рамсесе IV, Рамсесе XI, закончено при Херихоре);
- «священная барка» Рамсеса II;
- храм Ипет (построен во времена царствования Птолемея VIII);
- небольшой храм бога Птаха;
- храм Аменхотепа II.
Здесь также находятся так называемая Белая капелла (старейшее сохранившееся здание комплекса, возведённое при Сенусерте I); Красная капелла (построенное при царице Хатшепсут здание, с настенными изображениями её коронации, сценами жертвоприношений и фиванскими религиозными празднествами); Алебастровая капелла (построенная при фараоне Тутмосе IV); храм Рамсеса III. Южнее центрального храмового здания лежит священное озеро размером 120х77 м. Уровень озера поддерживался исключительно за счёт грунтовых вод. Рядом с ним находилось небольшое помещение, где жили гуси — священные птицы Амона. Вода из озера использовалась жрецами для священного омовения статуй богов.
Часть, посвящённая богине Мут, лежит приблизительно в 350 метрах южнее центрального храма Амона-Ра, с которым связана малой аллеей бараноголовых 66 сфинксов, и имеет размеры 250×350 м. Здесь находится окружённый с трёх сторон Священным озером храм Мут, а также храм и «родильный дом» Рамсеса III. Входной портал в храм богини Мут был создан при фараоне Сети I. Рядом находился также храм Камутеф. В 1840 году эти храмы были в значительной степени разрушены с тем, чтобы использовать их как строительные материалы при возведении фабрики.
В античную эпоху Карнакский храм связали с Луксорской аллеей, по обеим сторонам которой были установлены сфинксы. В Карнаке эта дорога оканчивается у десятого храмового пилона. Эта 2-километровая большая Аллея сфинксов в настоящее время реставрируется и в значительной мере уже восстановлена.
Центральная колоннада храма |
Статуя Рамсеса II с его дочерью Мерит-Амон |
Храм Мута
Сразу к югу от шлюза находится Храм Мута, также построенный Amenophis III. Перед входом стоят столбы с фигурами бога Бес. В самом дверном проеме есть длинные надписи периода Птолемеев (гимны богине Мут) и надпись Рамсеса III, который восстановил храм.
Дверь ведет в большой суд, пересекаемый процессуальным путем, окруженным колоннами, что привело к собственно храму. В суде — многочисленные сидячие фигуры богини Сехмет, посвященной Аменофисом III; на некоторых его имя было заменено именем его Шешонка I. Слева, лежащего на земле, находятся две гигантские фигуры Аменофиса III (узурпированные Рамсесом II), которые раньше стояли перед входом в храм. За этим стоит Второй суд, с колоннадами по сторонам. Фрагменты Хатхорских столиц столбов и статуй Сехмета лежат вокруг. Справа от входа находится большая статуя Сехмета, слева — черная гранитная статуя Аменофиса III. На противоположной стороне двора находятся зал с колоннами папирусных кластеров, Святилище и другие комнаты, все в разрушенном состоянии.
Как строился центральный храм Амону-Ра
Выстраивая огромный храмовый комплекс в Карнаке, египтяне строили его не для людей, а для богов, главным из которых был Амон-Ра. Считалось, что в этом месте боги могут отдохнуть, если прибудут на землю. Сооружение, которое строили для главного бога, должно было быть невероятно большим. Оно было накрыто такой же гигантской крышей. На колонны были положены мощные каменные балки, которые должны были выдержать сотни каменных блоков, каждый из которых весил тонны. Огромный зал всегда был погружён в полумрак.
Карнакский храм. Храм Амона-Ра. Источник rutraveller.ru
Крыша центрального храма не сохранилась до наших времён. Скорее всего, её разрушило мощное землетрясение в начале нашей эры. Но во времена Фив она была грандиозной. Для строительства балок и крыши египтяне использовали очень крепкий песчаник, который добывали в нескольких километрах от Фив и сплавляли по реке на лодках. Эта информация содержалась в надписях, найденных археологами на одной из каменных плит.
Но как поднять каменные блоки на высоту 20 метров? Сначала египтяне выстраивали колонны. Затем они заполняли пространство между колоннами землёй. Вокруг стройплощадки возводили пологие надстройки из кирпичей, и по ним поднимали балки. Иероглифы наносили на колонны уже после того, как убирали из храма землю.
Аллея сфинксов
Аллея сфинксов. | Фото: Ahmad Rafiuddin / Flickr.
Аллея сфинксов входит в число самых интересных достопримечательностей Луксора. Она находится в Городе живых на восточном берегу Нила и представляет собой широкую дорогу протяженностью около 2,7 км, по обеим сторонам которой стоят скульптуры сфинксов на высоких постаментах.
По предположениям историков, аллея была создана в Древнем Египте в период правления 13-й династии фараонов. Она объединяла два больших храма – Карнакский и Луксорский – в огромный архитектурный ансамбль.
Зачем посещать:
Многочисленные скульптуры сфинксов, украшающие аллею, высечены из розового гранита. У сфинксов львиное тело и голова барана, поскольку бараны считались священными животными бога Амона. Примерно половину скульптур удалось обнаружить при раскопках, а остальные – либо утеряны, либо хранятся в музеях.
Когда-то Аллея сфинксов была местом церемониальных шествий, поэтому ее называли «Священный путь». Во время ежегодного древнеегипетского праздника Опет по этой дороге шла процессия со статуями священной триады – Амона-Ра, Мут и Хонсу – из Карнакского храма в Луксорский.
Адрес: Аллея Сфинксов, Mabad Al Karnak, Карнак, Luxor, Луксор, Египет.
Мировое наследие
Большинство сооружений, которые входят в большой храмовый комплекс, разрушены. Но и те, которые уцелели до наших дней, представляют огромный исторический интерес. Вот почему в развитие туристической индустрии и на восстановление древних сооружений вливаются огромные средства: для привлечения туристов со всего мира. Для реставрационных работ используются найденные каменные блоки других сооружений, которые со временем были превращены в руины.
Стоит особо отметить заслуги современных архитекторов и реставраторов, которые долго и плодотворно трудились, чтобы сохранить памятники Карнака и Луксора в целостном виде. Для них выделяют средства не только египетские власти, но и организации других стран, которые заняты защитой памятников мирового значения. Всемирная организация ЮНЕСКО внесла Храмы Луксора и Карнака в список Всемирного наследия.
Ценности, которые были найдены в Луксорском и Карнакском Храмах, частично были вывезены за пределы страны с целью дальнейшего изучения и сохранения. Несколько предметов, представляющих огромную ценность с археологической и исторической точек зрения, были вывезены во Францию и находятся в Лувре.
На протяжении веков правящие фараоны, включая гиксосскую династию, стремились оставить свой след в истории и увековечить свое имя в стенах Храма. Это была грандиозная постройка, которая и сегодня завораживает работой древних мастеров, умело отображавших исторические фрагменты: смену правителей, особенности эпохи правления того или иного фараона. С помощью работ скульпторов и архитекторов тех далеких времен, у нас есть возможность проследить историю Египетской цивилизации.
Рамессеум
Заупокойные царские храмы и вырубленные в скалах гробницы фараонов на западном берегу Нила отличались особой монументальностью. Но даже среди них выделялся своими размерами храм Рамсеса II – Рамессеум, построенный зодчим Пенра в 1-й пол. XIII в. до н. э.
О Рамсесе II египтологам сегодня известно, наверное, столько же, сколько обо всех остальных египетских фараонах вместе взятых. Этот правитель Египта, вошедший в историографию под именем Великий, царствовал 55 лет и положил много сил для популяризации собственной персоны. Рамсес II был огромного роста и атлетического сложения. Он имел 42 жены и наложницы и 187 детей: 120 сыновей и 67 дочерей, три из которых стали его женами. Двенадцать своих сыновей фараон пережил. В период царствования Рамсеса II по всей стране воздвигались его статуи. Более того, чтобы удовлетворить свое тщеславие, фараон приказал каменотесам сбивать имена со статуй предшественников и заменять их своим.
Громадный ансамбль Рамессеума, размеры которого весьма характерны для эпохи Рамсеса II, включал в себя заупокойный храм и дворец, предназначавшийся для пребывания фараона во время церемонии «хеб-седа» — ритуального обряда, призванного «возродить» престарелого фараона и придать ему новые силы.
Первоначально «хеб-сед» был праздником, посвященным тридцатилетнему пребыванию фараона на троне, но затем сроки проведения обряда изменились. Во время этих церемоний фараон представал перед своими подданными, появляясь в так называемом окне явлений, выходившим в центральный колонный зал дворца.
Заупокойный храм Рамессеума был посвящен богу Амону и обожествленному отцу Рамсеса II — фараону Сети I. Расположенные на разных уровнях многочисленные колонные залы и внутренние дворы храма соединялись лестницами. Для придания всему ансамблю цельного облика зодчий Пенра обнес передний двор храма-дворца величественной двойной колоннадой. Преддверие храма охраняли высеченные из камня колоссальные статуи с эмблемами царского достоинства в руках.
В храме-дворце стояло огромное количество статуй фараона в облике бога Осириса. Стены украшали рельефы, рассказывающие о военных победах Рамсеса II и Сети I и представляющие собой своеобразные летописи их походов — передвижения войск, лагерные стоянки, взятие крепостей, сражения, бегство разгромленного противника, возвращение фараонов в Египет с богатой добычей.
Среди этих композиций выделялись рельеф с изображением битвы при Кадеше (ок. 1312 г. до н.э.), в которой Рамсес II, как были убеждены египтяне, одержал победу над хеттами (хетты, впрочем, считали иначе), а также изображение праздника в честь бога Мина, связанного со сбором урожая.
Развалины Рамессеума сохранились до наших дней. Здесь до сих пор высятся десятки колоссальных колонн, отмечавших фасад храма-дворца, а посреди храмового двора лежит разбитая гигантская статуя Рамсеса II, достигавшая высоты 19 м и весившая свыше 100 тонн. Это, вероятно, была величайшая на земле монолитная, т.е. высеченная из цельного куска камня, скульптура.
Сооружение в эпоху XVIII династии в южной части Фив новых святилищ – Луксора на восточном берегу Нила и заупокойного храма Аменхотепа III напротив, на западном берегу, как бы «уравновесило» соответствовавшие им храмы северной части Фив – Карнака на востоке и храма Хатшепсут на западе, а соединившие все храмы с Нилом аллеи сфинксов еще более способствовали созданию единого архитектурного комплекса, ныне включенного в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Другие объекты культурного и исторического наследия древнего Египта — некрополи Мемфиса и памятники Нубии.
После разрушения Фив ассирийцами в 663 г. н. э. столица Египта была перенесена в Нижний Египет, в дельту Нила. Величественный город лежал в развалинах и заносился песком до 1930-х гг., когда археологи начали расчистку его руин. Но даже эти руины, дошедшие до наших дней, производят неизгладимое впечатление и многое могут рассказать о мастерстве и искусстве древних египтян.
Обелиски Хатшепсут
Обелиск Хатшепсут в своей «тюрьме»
Среди фараонов, особенно активно украшавших Карнакский храм, следует назвать Хатшепсут. Единственная женщина-фараон в истории Египта, властная и амбициозная, она стремилась доказать и современникам, и истории, что ничуть не уступает мужчинам.
Хатшепсут продолжила большую строительную программу своего отца, Тутмоса I, и его зодчего Инени. По приказу женщины-фараона начальники всех работ Хапусенеб и Сененмут воздвигли из красного песчаника помещение для священной ладьи Амона, а неподалеку — два невероятных по высоте и пышности обелиска.
Высота этих обелисков из красного асуанского гранита достигала 30 м — десять этажей современного здания! На сегодня уцелел только один из них, обломки второго, рухнувшего, видны вокруг. Сохранившийся же — величайший обелиск мира. Так что недаром писали: «Хатшепсут божественна в памятниках»…
Впрочем, современный путешественник все-таки лишен возможности увидеть обелиски во всей красе. Ведь гранит при фараонах был покрыт золотом и электрумом, так что эти памятники вздымались в небо сверкающими иглами.
Единственная в Египте женщина-фараон
Хатшепсут, дочь Тутмоса I и царицы Яхмес, взошла на трон после смерти своего мужа (сына Тутмоса I от наложницы). Ее муж и брат, Тутмос II, оставил после себя сына от наложницы — будущего Тутмоса III. Хатшепсут он приходился пасынком и племянником, причем достаточно низкородным, поскольку его мать и бабка — простые наложницы. Пока Тутмос был юн, Хатшепсут, апеллируя к своему более царскому происхождению, взошла на трон — не как царица при фараоне, а как полновластный фараон. И правила, надо сказать, весьма успешно. Это единственный случай в истории Египта.
Ненавидя мачеху, Тутмос III после смерти Хатшепсут постарался уничтожить все следы ее правления. Лицо женщины-фараона сбивалось с барельефов, картуши с ее именем стирались. А вот с обелисками фараон решил расправиться довольно странно: не разбить их, а замуровать в высокие стены. Получалось, что стены должны были быть свыше 30 м, но каменщики подняли их только до 20 м. Затем, по какой-то причине, сооружение «тюрьмы» для обелисков прервалось. И они оказались в своеобразной ограде…
Фивы стовратные: эпоха расцвета
Древние греки называли египетскую столицу стовратными Фивами, жители Египта — Уаст, то есть властвующий город, а жители самих Фив нередко говорили просто: Ниут — город. Как будто на Земле есть только один город, и всем ясно какой…
Действительно, Фивы, ставшие столицей Египта в эпоху Нового царства, были одним из величайших городов того времени. Великая столица страны Кемет представляла собой собрание роскошных дворцов и пышных садов, искусственных озер и золоченых обелисковых игл. Лазурит и серебро, ливанский кедр и черное дерево, лучшие вина и дорогая кожа, слоновая кость и благовония, сильные рабы и прекрасные рабыни — все товары стекались в Фивы с разных концов земли.
Карнакский храмовый комплекс переносит путешественников в эпоху торжества Фив, в период Нового царства. Этот промежуток — наивысший подъем не только столицы, но и всего Древнего Египта. Яркая эпоха Нового царства ознаменовалась удивительным расцветом искусств и наук, страна богатела, постройки росли вверх и вширь. Войны были победоносны, фараоны — велики. Скульптура, изобразительное искусство, ювелирное мастерство достигли невероятного изящества. Так, современный человек поражается тысячам изысканных вещей из гробницы юного фараона Тутанхамона, но ведь наверняка великие цари-победители оставили после себя в десятки раз более роскошные погребения!
Великие имена Рамзеса II, Тутмоса III, Хатшепсут, борьба Эхнатона с фиванским жречеством, а затем восстановление роли жрецов — все это принадлежит периоду Нового царства. Пройдитесь по Карнаку — и вы увидите страницы истории этой великой эпохи.
Карнак — символ могущества жрецов бога Амона. Пожалуй, за всю историю Древнего Египта никогда еще жречество не достигало такого влияния. У египтян были сотни богов: одни — общие для государства, другим поклонялись в отдельных городах. С превращением Фив в столицу фиванский бог Амон-Ра стал главным для всей страны Кемет.
Амон стал главным богом египтян в эпоху Нового царства
На протяжении веков различные группировки жрецов, представлявших тех или иных богов, старались одержать верх в борьбе за влияние на очередного фараона. И вот фиванскому жречеству удалось на многие столетия закрепить за собой влияние на трон и благодаря своему исключительному положению воздвигнуть целый храмовый город, который мы сейчас называем Карнакским комплексом.
В Фивы стекались доходы от многочисленных провинций, а каждая война приносила храму Амона богатейшие трофеи: драгоценности, скот, рабов. Каждый фараон, включая царей эллинистической династии Птолемеев, считал своей обязанностью добавить храмовому городу еще несколько строений или хотя бы барельефов. Многие фараоны стремились не только угодить богам и жречеству, не просто увековечить свое имя в веках, но и перещеголять предшественников, воздвигая все более роскошные здания.
В наши дни Карнакский храм, расчищенный от песка, вновь предстает во всем своем величии. Сотни статуй, обелисков, пилонов, десятки храмов с тысячами колонн поражают каждого, посетившего эти 40 га плотной монументальной застройки.
Вечерами в Карнаке устраивается невероятное по красоте звукосветовое шоу, возрождающее былую мощь, грандиозность и красоту стовратных Фив.
«Дворец, который не был дворцом»
Это о Карнаке. Гибель древнеегипетской цивилизации на много веков скрыла величественный храмовый комплекс от взора человечества. Фивы были засыпаны песком. Но постройки были столь грандиозны, что даже сквозь заносы проглядывали впечатляющие руины. Арабы, заселившие эти земли, назвали местность Карнак — дворец. Они полагали, что эти обширные развалины когда-то являлись дворцом, хотя на самом деле это были руины Ипет Сут — храма бога Амона.