Жажда скорости: все, что ты хотел знать о картинге

История[править | править код]

Файл:Ingels Kart.jpg Карт Инглса — первый карт, показанный широкой публике

В 30-е годы в США среди мальчишек было популярно катание с горок на безмоторных тележках.

Считается, что картинг придумали военные лётчики в США после Второй мировой войны. Они строили из подручных материалов маленькие машинки и устраивали на них гонки по лётному полю. Но это хобби было распространено лишь в узких кругах, пока за дело не взялся Арт Инглс (en:Art Ingels), бывший пилот, механик отделения фирмы «Куртис крафт компани» в Глендейле, которая выпускала гоночные автомобили. Он в августе г. на автогонках в Помоне представил публике несложный карт. Машину назвали cart (тележка).

В г. Билл Роулс, Даффи Ливингстон и Рой Десброу (англ. Bill Rowles, Duffy Livingstone, Roy Desbrow) создают компанию Go-Kart Company, производящую карты. Дела компании шли настолько успешно, что удалось купить участок в 5 акров, на котором был построен первый картодром. Одновременно Инглс основывает компанию Ingels-Borelli.

В г. английский бизнесмен Микки Флин заказывает у Go-Kart пять картов. Уже в году в Великобритании насчитывается свыше 100 фирм, занимающихся производством картов и комплектующих. С февраля г. в Великобритании начинает издаваться журнал «Karting».

В мае г. Международная федерация автоспорта официально признала картинг видом автоспорта. В г. была создана Международная комиссия по картингу при Международной федерации автоспорта (CIK FIA). В г. в Риме проводился первый чемпионат мира по картингу с двигателями объёмом 100 см³ (картинг стал вторым видам автоспорта, по которому проводится чемпионат мира, после «Формулы-1»).

В вы можете увидеть типичные карты тех лет. Они отличались очень простой конструкцией, малой мощностью двигателей и полным отсутствием каких бы то ни было мер безопасности. Цена такого карта варьировалась от 100 до 200 долларов США.

Именно благодаря простоте и дешевизне картинг в первые годы его существования приобрёл бешеную популярность. Но к году бум на картинг закончился. Количество фирм-производителей упало. Карты стали мощнее и совершеннее, но и дороже. На смену простейшим рамам из водопроводных труб пришли конструкции с тщательно просчитанной упругостью. Повышение скоростей потребовало повышения безопасности. Как и в любом другом техническом виде спорта, в картинге остались профессионалы.

В 2007 году CIK предприняла попытку возвратить картингу дух 60-х годов, сведя любителей и профессионалов. Была опубликована спецификация на единый картинговый двигатель серии KF, который (с разными электронными блоками, карбюраторами и т.д.) применяется во всех классах картов без коробки передач. Об успехе или неудаче этого начинания можно будет говорить лишь через несколько лет. См. пресс-релиз.

Карт, ввиду его небольшой массы, часто применялся для побития рекордов скорости на машинах с малым объёмом двигателя, а также для экспериментов с необычными силовыми установками. Известно несколько попыток установить на карт реактивный двигатель, наибольшая зафиксированная скорость — 407 км/ч . Немецкий физик и энергетик Лайнг построил карт с паровым двигателем для демонстрации того, насколько компактной и надёжной может быть такая силовая установка. В г. в СССР были проведены показательные соревнования среди электрических картов. С 2007 года CIK намеревается проводить гонки на электрических картах на регулярной основе.

См. также , , , , .

Картинг. Торможение

Как известно, торможение машины становится возможным благодаря силе трения между шиной и поверхностью дороги. Сила трения выражается произведением веса карта, приходящегося на тормозящие колеса, на коэффициент трения резины о поверхность трассы для картинга.
Если поверхность под всеми колесами имеет одинаковый вид, состояние и протектор шин одинаков, то и коэффициент трения равный у всех колес карта

Но если мы изменим нагрузку на колеса (колесо), то мы изменим и силу трения.
Известно, что длина тормозного пути увеличивается пропорционально квадрату скорости.
И зависимость очень важно помнить! При увеличении скорости начала торможения в два раза, тормозной путь возрастет в четыре раза! При увеличении в три раза, мы получим тормозной путь в девять раз больший!
Распространённое заблуждение: минимальный тормозной путь достигается при полной неподвижности колес. Но при скольжении на заблокированный колесах коэффициент уменьшается на 15 %

То есть эффективное торможение возможно лишь на грани скольжения колес. Более того, подобный прием позволит избежать нам бокового заноса, в следствии разной заторможенности колес.
Реализация на практике этого способа, требует большего опыта в картинге. Очень трудно определить границу между качение и скольжение, особенно на мокрой, скользкой или неоднородной поверхности трассы для картинга. Некоторые спортсмены используют прерывистое нажатие на педаль тормоза с большой частотой, колеса карта затормаживаются лишь на короткий промежуток и карт не теряет управления.

Строительство трассы

Одна из самых сложных и затратных частей этого бизнес — строительство трассы. Процесс выглядит приблизительно следующим образом:

  • Создание проекта трассы для картинга;
  • Поиск подрядчиков;
  • Закупка материалов;
  • Строительные работы.

Идеальный вариант, если вы заасфальтируете большую площадь и с помощью переносных ограждений сможете переодически изменять свою трассу. Клиенты любят разнообразие и в будущем больших затрат при изменении конфигурации трассы не будет.

Виды

Существует два вида трасс: открытые и закрытые. Оба имеют свои плюсы и минусы, о которых мы поговорим далее.

Открытая

Открытые трассы обычно размещаются где-то за городом под открытым небом. Они могут быть на реальной гоночной трассе, в парке аттракционов или рядом с ним.

Плюсы:

Минусы:

  • На количество клиентов влияют погодные условия;
  • Кроме учеников зимой вообще не будет клиентов;
  • Трассу придется постоянно очищать.

Минусов у данного вида очень много, из-за сезонности он долго окупается, поэтому такие трассы строят те, кто уже по какому-то стечению обстоятельств имеет в пользовании выгодное место рядом с развлекательным парком или на гоночной трассе.

Закрытая

Закрытые трассы строятся по проекту картодрома. Грубо говоря, находят большое помещение, покрывают пол специальным материалом и возводят трассу с поворотами. Такой картинг может работать круглогодично и стабильно приносить прибыль, поэтому именно этот вариант предприниматели выбирают чаще всего.

Плюсы:

Минусы:

  • Обычно такие картинги стараются размещать в центре города, найти большое подходящее помещение очень сложно;
  • Высокая стоимость аренды помещения.

Проект и требования

В первую очередь вам нужен проект трассы, который отвечает определенным требованиям:

Требование
Открытая
Закрытая
Минимальная длинна
1000 м.
600 м.
Максимальная длина для картов без коробки передач
1700 м.
Максимальная длина для картов с коробкой передач
2500 м.
Минимальная ширина
8 м.
6 м.
Максимальная ширина
13 м.
10 м.
Продольные уклоны
максимум 5 %
Поперечные уклоны
максимум 10 %
Обратные уклоны
Запрещены
Длина прямых для картов без коробки передач
максимум 170 м.
Длина прямых для картов с коробкой передач
Без ограничений
На трассе должны быть хотя бы одна прямая
Минимальная длина 150 м.
Ширина туннеля
10 м.
8 м.
Высота туннеля
2,5 м.
Ширина мостов
9,5 м.
7,5 м.
Расстояние между соседними дорожками трассы
2,5 м.

Помимо перечисленных размеров трассы для картинга не менее важными требованием является следующее: разделение встречных поток запрещено производить только с помощью шин. Для этого нужно дополнительно использовать бетонные блоки.
Покрытие трассы для картинга может быть выполнено из асфальта, бетона, резины, древесины. Ключевым моментом при выборе покрытия является коэффициент трения резиновых шин, он должен быть не менее 0,3. Чаще всего выбирают резиновое покрытие, так как оно является лучшим в соотношении цены и качества.

Площадь помещения для картодрома должна составлять примерно 10.000 кв.м. Это довольно внушительный размер и на нем мы должны разместить саму трассу, гараж, раздевалку, трибуны, зону приема клиентов и туалет.

Не забывайте, что самое интересное в гонках — победа. Чтобы определить победителя вы должны оборудовать карты и трассу специальными датчиками и выводить время гонщиков на табло.

Строительство

После того как проект будет готов, можно нанимать подрядчиков и начинать строительство картодрома. Смета будет следующей:

Наименование
Сумма
Покрытие трассы
700.000 руб.
Вентиляция
300.000 руб.
Ограждения трассы
100.000 руб.
Освещение
200.000 руб.
Спортивное табло
150.000 руб.
Подрядчики
500.000 руб.
Прочие расходы
100.000 руб.
Итого:
2.050.000 руб.

Спортивные классы в картинге

Ежегодно, Российская автомобильная федерация (РАФ) выпускает свод основных документов, связанных с автоспортом, которые описывают различные правила. Среди этих правил – определение технических и возрастных требований для различных гоночных картинговых классов.

На какие гоночные классы делятся пилоты? Давайте разберемся.

Ниже перечислены основные гоночные классы

Дети и Юниоры

Микро

Класс для гонщиков от 6 до 9 лет. Гоночная категория для самых маленьких пилотов. На карт класса “Микро” установлен одноцилиндровый двигатель воздушного охлаждения PARILLA 60 SWIFT/RUS . Двигатель итальянского производства. Один из наименее строгих классов по техническим требованиям. Соревнования проводятся как Серия РАФ.

Мини (8-12 лет)

Класс для гоншиков от 8 до 12 лет. Двигатель: серийный одноцилиндровый двигатель воздушного охлаждения PARILLA 60 SWIFT/RU. Производство – IAME s.p.a. (Италия). Объем цилиндра 60 см 3 . В классе установлено много технических предписаний. Например, применение оригинальной центробежной муфты. Соревнования проводятся как Первенство России.

Супер Мини (10-14 лет)

Достаточно развитый юниорский гоночный класс. На карты установлен серийный одноцилиндровый двигатель PARILLA 60 SWIFT/RUS, без коробки передач, с центробежной муфтой и электрическим стартером. Производство – IAME s.p.a. (Италия). Технический регламент делает этот класс более быстрым среди тех где используется двигатель Parilla 60. Соревнования проводятся как Первенство России.

KF3 (13-16 лет)

Профессиональный гоночный класс. Гонки в этом классе имеют статус Первенства России. Класс считается юниорским. Карты этого класса (как в прочем KF2/KZ2) сложны в обслуживании. Обладают омологированным двигателем 125см 3 .

Ротакс Макс-Юниор(13-16 лет)

Международный класс, однако, в последние годы утративший звание самого многочисленного среди юниоров. Считается полупрофессиональным и отличается чуть более легкими денежными затратами по отношению к KF3.

Взрослые

KF2 (c 15)

Профессиональный гоночный класс. Гонки национального масштаба проходят под статусом Чемпионата России. На картах установлен омологированный двигатель 125 см 3 .

KZ2 (c 16 по приглашению)

Вершина спортивного картинга в России. Далеко не всем разрешают садиться за руль – чтобы участвовать, необходимы неплохие результаты в других спортивных классах. Самый быстрый и самый сложный картинговый класс РФ оснащен коробкой передач. Гонки национального уровня проходят под статусом чемпионата России.

Ротакс Макс (с 15 лет)

Международный гоночный класс. На карты установлен мотор от юниорского ротакса и присутствует клапан при открытии которого мощность мотора увеличивается. Популярный и доступный в России класс.

Итальянский монокласс Easykart

Существует весьма популярный и достаточно дешевый на общем фоне картинг класс Easykart. Делится на 4(5) групп: Easykart-50, Easykart-60, Easykart-100, Easykart-125, Easykart-125 Shifter. Последний из них пользуется малой популярностью, хотя и оборудован коробкой передач. Остальные отличаются мощностью мотора и возрастом пилотов.

Easykart-50 – гонщики чей возраст на момент соревнований 6-8 лет. Мотор 50см 3 .

Easykart-60 – гонщики от 8-13 лет. Мотор 60см 3 .

Easykart-100 – гонщики от 12-18 лет. Мотор 100см 3 .

Easykart-125 – гонщики от 16 лет. Мотор 125см 3 .

Национальные классы

Эти классы не пользуются популярностью. Большинство спортсменов по финансовым и спортивным соображениям выбирает зарубежную технику. В основном гонки, с участием нижеперечисленных групп, проходят на региональных соревнованиях.

Пионер (8-12 лет)

Ныне практически исчерпавший себя класс. Последний раз активно фигурировал еще в 2002 году. Тем не менее, РАФ, возможно с целью возрождения национальных классов, заявляет такой класс по сегодняшний день. Карт обладал одноцилиндровым двигателем воздушного охлаждения до 62 см 3 . Примечательно наличие коробки передач (от двух до пяти передач).

Кадет (10-15 лет)

Практически те же условия что и в классе Пионер. Те же двигатели. Отличия в довесе: сумма веса пилота и карта должна быть минимум 110 кг. В пионере было 100. Другое отличие в возрасте участников.

Национальный-Юниор(13-18 лет)

В отличие от предыдущих двух, в этом классе увеличена ширина базы рамы до 1040 мм. Класс рассматривается как юниорский, а соответственно пилоты пользуются более мощными моторами. Объём двигателя 125см 3 . Также присутствует коробка передач.

Национальный

Гоночный класс для взрослых пилотов. Аналогичные условия, что и в классе Национальный-Юниор. Отличия в возрасте пилотов, плюс некоторые технические отличия.

Техника пилотирования

Цели гонки на картах:

  • поддерживать максимально возможную скорость аппарата и максимально высокие обороты двигателя;
  • свести к минимуму торможения;
  • занимать выгодную позицию на трассе для осуществления поворотов с минимальными потерями времени и скорости.

Разгон

Здесь проблемы нет. Жми на газ, и в зависимости от типа гонки и модели карта, аппарат резво разгонится до 100 км/ч за несколько секунд. Несмотря на то, что мощность картов начального уровня не превышает 10 л.с., а спортивного – 40 л.с., небольшая масса делает их проворнее, чем большинство легковых автомобилей с существенным превосходством по лошадиным силам.

Торможение

Тормозная система представлена механическими или гидравлическими тормозами на задние или на все колеса.

Карт тормозит резко. Чем дольше торможение, тем больше времени требуется на последующий разгон. По этой причине педаль тормоза используется редко: для остановки и при осуществлении маневра (вхождении в поворот). При этом техника езды предполагает, что до последнего выдерживается газ, и далее выжимается тормоз с той продолжительностью, с которой это необходимо  для осуществления виража.

Повороты

Технически поворот состоит из 3 этапов:

  • вхождение в поворот;
  • апекс;
  • выход из поворота.

Принципиально важно начать вхождение в поворот в нужном месте и иметь на тот момент нужную скорость. Правильный расчет этих двух параметров и составляет основное мастерство гонщика

Здесь может помочь только практика. В теории это выглядит следующим образом:

  • гонщик следует по внешней стороне трассы;
  • в самый последний момент притормаживает и делает РЕЗКИЙ ВХОД в дугу так, чтобы, в повороте оказаться на внутренней стороне трассы (апекс);
  • ПЛАВНЫЙ ВЫХОД из дуги на внешнюю сторону трассы.

Важные правила:

  1. Тормоз выжимается слегка, чтобы обороты двигателя не упали существенно.
  2. Входя в поворот, руль не выворачивают, а лишь слегка подруливают.
  3. Точку апекса на внутренней стороне трассы стараются отодвинуть как можно дальше так, чтобы дуга выхода из поворота была более прямой.
  4. Достигнув апекса, плавно выдавливают газ.

Несмотря на то, что повороты бывают разными, описанная техника с небольшими корректировками работает на любом из них.

Естественно, что на трассе идеальный поворот мешают выполнять другие гонщики и поэтому не всегда можно войти в поворот в нужном месте. В реальной жизни исходят из имеющихся обстоятельств. Но нужно помнить, что правильный поворот – всегда плавный с минимальной перегрузкой для гонщика.

Траектория

Для того чтобы безошибочно ездить, следует руководствоваться 2 правилами:

  • Любой маневр нужно совершать, держа в уме трассу целиком. Входя в поворот, пилот должен представлять, как он из него выйдет и поедет дальше с минимальной потерей времени и скорости.
  • При совершении маневров траектория должна быть наиболее «выпрямленной».

Практикуясь, вы поймете, что никакого «расчета» траектории нет, а любой гонщик проходит повороты на автомате, абсолютно не думая о траектории.

Карты

Не стоит забывать, что для картинга нужны сами карты. На них расходы чуть меньше, чем на строительство, но всё равно остаются довольно внушительными.

Стоимость одного взрослого карта 150.000 рублей, детский будет стоить примерно 100.000 руб. Нам понадобится примерно 7 взрослых картов и 5 детских. В сумме расходы составят 1.550.000 рублей.

Мы крайне не рекомендуем пытаться сэкономить на картах, покупать дешевые китайские или б/у. Иначе вы можете нарваться на то, что вам постоянно придется их ремонтировать и расширять штат механиков, что уменьшит нашу прибыль.

Ремонт картов

Плохие новости для тех, кто думает, что карты будут ездить вечно и приносить вам прибыль. Это далеко не так. Они будут постоянно ломаться, поэтому вам обязательно нужно купить набор для сборки и разборки карта за 30.000 рублей, а также нанять механика.

Зарплата механика будет примерно 27.000 рублей, а на запчасти вы будете ежемесячно выделять от 5.000 до 15.000 рублей. В среднем на ремонт картов придется ежемесячно тратить 37.000 рублей.

Международные классы

Многие производители картов и комплектующих к ним проводят свои чемпионаты. Этапы соревнований проходят в разных странах, при этом возможность поучаствовать есть не только у профессиональных гонщиков но и любителей. Sodi World Series, к примеру, объединяет более 170 картинговых трасс по всему миру. Большую популярность имеет серия Rotax MAX Сhallenge.

KF3

Участвуют карты с объемом двигателя 125 см3 без ручной коробки передач. Минимальный вес с пилотом 145 кг. Возраст пилотов — 12-15 лет.

KF2

Двигатель объемом в 125 см3 с АКПП. Минимальная снаряженная масса 158 кг. Возраст пилота от 15 лет.

KZ2/KZ1-картинг

Карты оборудованы 2-тактным ДВС с водяным охлаждением. Объем двигателя до 125 см3 и 6 скоростей переключения передач. Минимальный снаряженный вес — 175 кг. Возраст пилотов от 15 лет. KZ1, кроме возможности изменять передаточное число КПП и шин типа — Софт, полностью аналогичен классу KZ2.

Rotax-Max junior

Главное требование — использование мотора фирмы «Rotaх» мощностью 15 kW, снаряженная масса — 145 кг.

Easykart

Допускаются двигателями с объемом в 50, 60, 100 и 125 см3.

Подобные классы создаются национальными федерациями автоспорта под эгидой которых соревнования и проводятся.

Чемпионат и кубок России по картингу

«Картинг-чемпионат РФ» проводят в России в национальных любительских и профессиональных классах. Классы Пионер, Кадет и Национальный-юниор официально поддерживаются РАФ.

Пионер

Используются одноцилиндровые двигатели оснащенные воздушным охлаждением. Коробка передач с 2-5 скоростями. Возраст участников — 8-12 лет.

Кадет

То же, что и Пионер за исключением установки двигателя объемом в 50 см3. Возраст пилота ограничен 10-15 годами.

Национальный-Юниор

КПП имеет 4-6 скоростей. Двигатель — 125 см3. Возраст участника — 13-18 лет.

Заводские классы

Участвуют карты с одноцилиндровыми двигателями серийного производства с воздушным охлаждением: IAME EasyKart 50-125 см3 и Rotax-max.

Любительские классы

Классы соревнований на прокатных картах и взрослые классы с маломощными картами

Детские классы

В соревнованиях могут участвовать дети начиная с 6 лет, но обучаться езде разрешено в любом возрасте.

Разделяются на:

  • Мини
  • Микро
  • Супер-мини
  • Пионер
  • Кадет
  • Мини-Ракет
  • Ракет
  • EasyKart-50, 60

История

Началось всё в далёких 30-х годах, американские подростки очень любили рассекать с возвышенностей на обыкновенных тележках.

Далее, после второй Мировой войны американские лётчики устанавливали газонокосилки на тележки для транспортировки авиабомб. Таким образом они развлекались в перерывах между перелётами.

Один из бывших лётчиков Арт Инглс в 1956 году, построил первый карт. Благо он работал в компании, занимающейся производством гоночных автомобилей, и имел все условия для этого.

Время шло, спустя год образовалась первая компания, которая занималась созданием картав, попутно были разработаны и приняты правила проведения гоночных мероприятий. Уже спустя год маленькие авто начали появляться в Европе.

Затем, 62-й год – образование международного совета картинга, 64-й год – был осуществлён первый в мире чемпионат.

Причиной спада популярности и пропажи интереса является общедоступность. Так как карты не имеют дорогостоящего навесного оборудования, их рамы и двигателя были просты и достаточно бюджетные.

Однако со временем, машинки улучшались, становились более мощными, манёвренными, безопасными, отчего их цена знатно увеличивалась. В результате данную нишу по большей мере заняли профессиональные спортсмены, которые обладали повышенными умениями управления.

Благодаря постоянной модернизации оборудования, карт сегодняшнего дня может достигнуть скорости в 260 км/ч, а установленный максимальный рекорд скорости в 407 км/ч был осуществлён при помощи реактивного двигателя.

Прокатный картинг[править | править код]

Трасса прокатного картинга

Пожалуй, единственный способ для «простого смертного» почувствовать себя автогонщиком, находясь при этом в полной безопасности — это прокатный картинг. Типичный прокатный карт имеет четырёхтактный двигатель мощностью до 9 л.с. и автоматическое (центробежное) сцепление. Благодаря такой конструкции, чтобы карт ехал, достаточно нажать на газ; если остановиться, двигатель не глохнет. Невысокая скорость прокатного карта не приводит к серьёзным авариям, но позволяет ощутить всю динамику автогонок. Тормоза у прокатного карта только на заднюю ось, поэтому тормозить на поворотах требуется особо аккуратно.

Наиболее распространённый двигатель в прокатных картах — Honda GX270 (9 л.с.). Также встречаются менее мощные Honda GX160 и GX200.

При наступлении дождя резина карта не меняется на дождевую, продолжают ездить на сликах. Поэтому на мокрой трассе управление картом затруднено. Впрочем, встречаются люди, которые специально приходят на картинг в дождь.

Ограничение по возрасту простейшее: дети допускаются, как только начинают доставать до педалей. На некоторых картодромах предлагают менее мощные карты для детей.

На многих картинг-площадках периодически проводятся любительские соревнования.

Техника безопасности на прокатном картингеправить | править код

  1. Запрещено садиться в карт без шлема.
  2. Запрещено ездить в состоянии алкогольного опьянения и под действием лекарств, влияющих на реакцию. Не допускаются люди, которым противопоказаны тряска, удары и перегрузки (беременные, люди с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и т. д.).
  3. Длинные волосы обязательно должны быть спрятаны под шлемом или одеждой. Все элементы одежды, которые могут помешать управлению, следует снять. Выньте из карманов твёрдые и острые предметы.
  4. При посадке/высадке можно становиться ногами только на раму и полик. Нельзя на рулевые тяги, сиденье, обтекатели, бамперы и т.д.
  5. Не нажимайте на педаль газа и тормоза одновременно — это перегружает двигатель и сцепление.
  6. Не трогайте двигатель — это чревато ожогами.
  7. Запрещено ездить в направлении, противоположном движению.
  8. Запрещена контактная борьба. Нельзя каким бы то ни было образом мешать более быстрому карту. Нельзя умышленно создавать опасные ситуации на трассе. Нельзя управлять одной рукой. Левая нога всё время должна находиться на педали тормоза.
  9. Если вы попали в аварию и карт невозможно вернуть на трассу своим ходом, не покидайте карт и не нажимайте на газ. Также не пытайтесь вытащить карт, отталкиваясь ногами от земли (относительно безопасный манёвр — оттолкнуться ногой от ограды). Вместо этого поднимите руку и ждите помощи механиков.
  10. Беспрекословно выполняйте сигналы механиков.
  11. Когда будет дан финиш заезда, заблаговременно сбавьте скорость и на малом газу заведите карт на место стоянки. Не паркуйте карт на высокой скорости с экстремальным торможением. Вылезайте из карта только тогда, когда механик заглушит мотор.
  12. Травмы на прокатном картинге случаются крайне редко. Тем не менее, если после тяжёлого столкновения вы чувствуете, что с вами «не всё в порядке», не вылезайте из карта самостоятельно, попросите кого-нибудь подать руку.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Росспектр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: