Сельскохозяйственная привязка к посевному календарю
Шавуот — торжество, отмечаемое по лунно-солнечному календарь. Этот календарь был известен людям ещё до нашей эры, им пользовались, когда начинался сельскохозяйственный сезон.
Еврейский народ специализировался на земледелии, поэтому свои религиозные праздники привязывал к началу или окончанию пахотных работ. Многие торжества связаны с днями, благоприятными для посадки тех или иных сортов плодовых культур. (см. предсказания и пророчества на 2019 год)
Праздник Шавуот — это число, когда уже можно собрать первый урожай — он приносится в жертву Богу, с ним ходят в храм.
Солнечно-лунный календарь предсказывал евреям, в какие дни надо заниматься посадкой пшеницы, а в какие нужно воздержаться от земледельческих работ. Если человек не соблюдал трактовку календаря, то часто из-за невзгод, вызванных заморозками или жарой, его урожай погибал.
Лунно-солнечный календарь зависел от фаз луны. От положения лунного диска зачастую зависело, как будут вести себя питательные вещества и вода внутри культурных растений, а именно, произойдет их приток или отток.
Праздники в Израиле в мае
Самым новым еврейским праздником является День Иерусалима, который был провозглашен после окончания Шестидневной войны, во время который был освобожден Израилем Старый город Иерусалима.
Евреям в ходе битвы за Старый город впервые за 2 тысячи лет удалось установить конроль над священными местами –Стена плача и Храмовая гора. Этот праздник является символом исторической связи Иерусалима с еврейским народом.
Во время празднования Дня Иерусалима проходят церемония в «Арсенальной горке» (место сражения солдат и арабского легиона Иордании) и церемония на горе Герцля в память о павших воинах в Шестидневной войне.
По центральным улицам столицы Израиля проходит марш с флагами в сопроыождении веселого оркестра, танцев и плясок.
Праздник дарования Торы – Шавуот (15 -16 мая)
Шавуот является праздником дарования Торы – нравственный закон свободного еврейского народа. Этот праздник в Израиле считается выходным днем и отмечается 6 числа еврейского месяца сиван.
Слово «шавуот» на еврите обозначает «недели»: их всего 7 и отсчет начинается со второго дня Песаха (Пасхи). В этот день согласно приданию Моисей на горе Синай получил скрижали Завета с 10 заповедями, содержащие основы всей человеческой морали.
Также праздник дарования Торы отмечает не только определенную историческую дату, но и наступление нового сезона года, то есть окончание очередного сельскохозяйственного цикла.
В настоящее время в праздник Шавуот в синагогах выносится свиток Торы и читается рассказ о ее даровании, текст 10 заповедей и фрагмент о Законах празднования Шавуот в Храме. Праздничная трапеза обязательно включает мучную и молочную пищу.
Какого числа Шавуот в 2023 году
Шавуот – единственный праздник, точная дата которого не указана в Торе. Согласно еврейскому календарю праздник Шавуот отмечается в шестой день месяца сивана, на пятидесятый день (через семь недель) от исхода первого дня Песаха. Отсюда – одно из названий праздника, укоренившееся в русском языке – Пятидесятница.
Шавуот в 2023 году — с вечера четверга 25 мая до вечера субботы, 27 мая
У праздника Шавуот есть много других названий:
- Шавуот — «Праздник седмиц»,
- Хаг Матан Тора — «Праздник Дарования Торы»,
- Праздник Бикурим: «Праздник «первых приношений»,
- Праздник первых плодов,
- Праздник жатвы.
Тора
Не было и не будет еврея, навсегда отвернувшегося от Б-га. Нет неверующих среди евреев, и нет плохих евреев, как подтверждалось тысячекратно в горькие часы испытаний. Остановимся на минуту, спрячем свой скепсис и дадим волю еврейскому сердцу, где вечен родник горячей веры и преданности. Возьмем в руки Тору, и наша жизнь обретет ясный смысл. С Торой в уме и сердце мы уверенно пойдем по неведомой нам дороге, зная – есть на кого положиться, у кого – в минуту сомнений искать совета.
Трагичен разрыв со своим народом и печальна участь таких людей. Утратив извечный маяк, они беспомощно барахтаются в окружающем их бездуховном мире. И благополучие, к которому они стремятся, – иллюзорно.
Не нужно становиться кем-то другим, не нужно ломать себя, а нужно просто вспомнить о своей собственной еврейской душе, которая тоскует и ждет момента освобождения. Забитая, спрятанная в застенки материальных интересов и стремлений, комплексов и воспитанного десятилетиями советской власти чувства стыда и стеснения своего еврейства, эта душа умоляет своего обладателя: «Еврей, будь евреем на самом деле, иди к своему народу, к Б-гу и Его святой Торе. Только так ты будешь самим собой, только так ты обретешь настоящий духовный покой и уверенность в своем будущем и будущем своих детей!» И в преддверии праздника Шавуот ее голос становится еще слышнее.
9Сооружение скинии
После этого начал Моисей сооружать посреди стана скинию, как показал ему Господь на горе. Это было делом всего народа Израильского. Поставили скинию в первый день первого месяца, т. е. ровно через год после выхода из Египта. Скиния состояла из трех частей: Святая Святых, Святилища и двора. Святая Святых являлась самой главной частью храма. В ней находился Ковчег Завета, который представлял собой ящик из дерева ситтим, обложенный внутри и снаружи коваными золотыми листами. Ковчег считался самой большой и главной святыней храма. Моисей, по повелению Божию, положил в Ковчег скрижали, а перед Ковчегом поставил сосуд с манной. Когда Скиния была закончена, Моисей ее освятил, помазав все ее священные предметы елеем. Тогда же для совершения богослужений при Скинии были избраны Аарон и его сыновья из колена Левия. Если до дарования закона у евреев любой глава семьи мог выполнять священнические обязанности, т. е. приносить жертвы Богу, то теперь священниками могли быть только потомки Аарона. Во главе священников стоял первосвященник. Первым первосвященником был Аарон, которого помазал Моисей. Для помощи в службе священникам при скинии были поставлены остальные представители колена Левия (не потомки Аарона) — левиты. Когда скиния была сооружена, тогда покрыло ее облако, «и слава Господня наполнила скинию» (Исх. 40.34). Облако над скинией было символом присутствия Господа среди Израиля.
Толкование
Десять заповедей также известны как Декалог. В зависимости от того или иного библейского перевода формулировки могут отличаться в деталях, но суть одинакова:
Предписывается почитание единого Бога. Также налицо прямой запрет поклоняться Творцу и иным божествам одновременно — что в тех условиях было весьма актуально.
Здесь налицо логическое продолжение первой заповеди — и недопустимость чужеродным культов в материальном выражении. Идолопоклонство категорически запрещается. В наши дни это воплотилось в пословицу, которая порицает чрезмерное увлечение чем-либо и превращение в предмет поклонения.
Трактовка данного запрета различается. Иудаизм понимает его буквально — имя Бога табуировано, вместо него используются разные эпитеты. На иврите также очень часто применяется термин «Ашем» (буквально «Имя»). Другое понимание заповеди — человек не должен беспокоить Творца без лишней надобности и стремиться переносить на него ответственность за свои действия.
В еврейском календаре суббота, или шаббат, является седьмым днем недели. Считается, что Бог сотворил мир за шесть дней, а на седьмой лишь созерцал свое творение. Так и верующему предписывается отдыхать в этот день и посвящать его молитве.
Традиционное для всех культур уважение и забота о родителях будет вознаграждено долголетием — так гласит этот закон.
Библейская притча о Каине и Авеле повествует, как впервые в мир людей вошла смерть, — и это было братоубийство, совершенное по неведению. Здесь утверждается ценность жизни ближнего.
Осуждается супружеская измена. Муж и жена должны хранить друг другу верность, а ее нарушение в ветхозаветное время сурово наказывается — вплоть до смертной казни. Однако ограниченная полигамия допускалась – согласно библейским текстам, у многих еврейских патриархов были наложницы.
После ухода из египетского рабства евреи кочевали по пустыне в условиях скудости и ограниченности ресурсов. Воровство в этих условиях справедливо признавалось тяжким грехом.
Ветхий Завет особо отмечает важность исполнения клятв и верности данному слову. До появления первых царей Израиля длительное время роль правителей исполняли судьи
Поэтому в данных условиях честность свидетеля была крайне важна как элемент правосудия и общественных отношений в целом.
Заповедь иногда трактуется как общее осмысление запрета на воровство и прелюбодеяние. Но обычно ее понимают проще — не завидуй ближнему и тому, что он имеет.
6Рефидим. Битва с амаликитянами
Из пустыни Син Моисей повел народ вглубь Синайского полуострова к горе Синай. Последней остановкой перед Синаем было местечко Рефидим. И снова у евреев не было воды для питья, и опять начался ропот. И взмолился Моисей к Богу: «что мне делать с народом сим? еще немного, и побьют меня камнями» (Исх. 17.4). И тогда повелел ему Господь взять свой жезл и ударить им в скалу. Моисей сделал так, как сказал ему Бог, из скалы пошла вода, и народ утолил свою жажду. В том же Рефидиме израильтянам предстояло помериться оружием с воинственными племенами пустыни — амаликитянами, решившими преградить дорогу израильтянам и поживиться добычей. Моисей поручил командование своими войсками храброму и талантливому воину Иисусу Навину, который быстро повел свои отряды против врага. Битва продолжалась с утра до вечера с переменным успехом. Моисей в сопровождении Аарона и Ора взошел на гору и усердно молил Господа о победе израильского войска. Когда Моисей подымал руки и горячо молился, брали верх израильтяне, а когда он от усталости опускал руки, победа переходила к амаликитянам. Тогда Аарон и Ор стали помогать Моисею, поддерживая его руки, и к захождению солнца Иисус Навин победил амаликитян. На том месте, где проходила битва, Моисей воздвиг благодарственный жертвенник.
Дарование Торы
Шавуот — это день, когда еврейскому народу была дарована Тора (собрание религиозных законов). Это знаменательный день для религии иудаизма. Чтобы понять его значение, надо окунуться в историю происхождения праздника.
Произошло это событие в 2448 году, если переводить на григорианское летоисчисление, более привычное для светского мира, то мы говорим о дате 1312 года до нашей эры.
6 или 7 числа Сивана — месяца в иудейском календаре, многострадальный еврейский народ удостоился чести получить Торы и заповеди от Всевышнего. Данное торжество напрямую связано с горой Синай, где евреям были переданы религиозные догмы.
Углубляясь подробнее в историю, мы узнаем, что предшествовало этому событию. На протяжении 210 лет этот иудейский народ находился под гнетом Фараонов — самых жестоких тиранов в Древнем Востоке. Дарование Торы иудеи получили через 49 дней, после того как совершили Исход из Египта.
Иное именование праздника — Синайское откровение, оно знаменательно, ибо люди поняли, что Всевышний не оставил их. Духовный подъем в этот день дал им силы для новых испытаний, выпавших на долю иудейского народа.
5 традиций Шавуота
Пролить свет
Женщины зажигают свечи в оба вечера праздника, чтобы приветствовать благословение и мудрость.
Чтение десяти заповедей
Все идут в синагогу, чтобы послушать чтение Десяти Заповедей в первый день Шавуота.
Ночной дозор
Принято не спать всю ночь, внимательно и со смыслом читая Тору.
Употребление молочных продуктов
Молоко считается «очищающим», поэтому пункты меню на Шавуот включают сырные блинчики, запеканки, пироги с заварным кремом и многое другое.
Украшение домов и синагог
Цветы и сладкие благовония используются, чтобы привнести в дома и другие помещения более яркое «весеннее» ощущение.
Историческое значение
Древний Израиль, а точнее древнее еврейское царство появилось в XI веке до нашей эры. Основателем Израиля был царь Саулом. Это достаточно мирное государственное образование просуществовало достаточно долгое время, до распада на две части.
В еврейском царстве были развиты все сферы жизни, от духовной до экономической. Причем, они часто переплетались, о чем свидетельствуют еврейские торжества. Одним из таких был Шовуот, посвященный изначально сельскохозяйственной деятельности.
Экономика Древнего Израиля была одной из самых крепких на Востоке. Об этом свидетельствовали документы экспорта и импорта товаров.
Экспортировалось все, что росло на грядках у древних фермеров. Свой успех народ объяснял тем, что задабривает Всевышнего, принося ему хорошие подаяния.
Главным обрядом был дар первой пшеницы Богу. Затем евреи дарили подарки в виде плодов, собранных с первым урожаем.
Это имело большое значение для Древнего Израиля, ибо люди верили в божественное вмешательство в их сельскохозяйственные дела. В современности израильтяне тоже чтят праздник как день великой жатвы, надеясь, что год будет плодоносным.
Что приготовить на Шавуот: какие блюда едят в праздник
Шавуот знаменует окончание одного сельскохозяйственного цикла и начала нового – сезона жатвы пшеницы. Кулинарная составляющая праздника весьма разнообразна и, как всегда, обильна.
Тора — священная книга, которая питает изучающего её, как молоко и мёд, поэтому в этот день в еврейских семьях в первую очередь едят молочную пищу.
В Шавуот обязательно устраивается хотя бы одна молочная трапеза, в память о том дне, когда евреи получили Тору. Вместе с Торой они связали себя законом шхиты (специальными правилами забоя скота). Евреи не успели подготовиться к этим ограничениям, поэтому праздничная трапеза в честь Торы была молочной.
Кроме молочно-творожных блюд в праздник Шавуот обязательно подают молоко с медом. Эта традиция восходит к словам из Песни Песней, красивейшей и нежнейшей части Библии, где описывается связь Творца и еврейского народа: «Сотовый мед каплет из уст твоих; мед и молоко под языком твоим…»
Таким образом, на праздник Шавуот готовят блюда, в состав которых входят:
- молоко,
- сметана,
- творог,
- йогурт,
- брынза,
- сыр,
- сливочное масло.
Это могут быть самые разнообразные салаты, закуски, сырные нарезки, блюда из пасты, горячие блюда, десерты, торты и многое другое. Единственный существующий запрет для праздничного стола Шавуот — смешение мяса и молока. Мясные блюда на Шавуот подают только после окончания молочной трапезы.
Хаг Шавуот самеах! С праздником дарования Торы!
Религиозное значение. Что значит, Дарование Торы?
Законы — Торы, изначально предлагались и множеству других народов. Но они не захотели принять заповеди, и вскоре Бог обратился к брошенному народу скитальцу — Евреям.
В Библии подробно описано это событие. После освобождения от Египетского гнета, еврейский народ пришел к горе Синай, ныне именуемой Хорев. Из-за долгого странствия по пустыне, люди сильно устали. Необходимо было отдохнуть, местом они выбрали подножье этой возвышенности. Тогда и произошло чудо, в честь которого устроено это торжество.
Спустя много лет, когда Моше вырос, ему выпала участь вести свой народ через пустыню.
На следующий день после прихода людей под Хорев, Бог призвал Моше подняться на гору. Там он поручил пророку подготовить свой народ для принятия заповедей и запретил кому-либо кроме него восходить на Синай.
Моше и его люди не ослушались наказов Всевышнего. На третий день после наказов, Бог даровал Моше 10 заповедей.
История появления скрижалей
Еще до прихода на Землю Спасителя, многие люди не знали истинного Бога и поклонялись идолам. Существовали и богоизбранные пророки, которые должны были подготовить народ к пришествию самого Бога.
Одним из первых пророков и праотцов был Моисей. Господь велел ему вывести из египетского рабства избранный Израильский народ. Лишь после сорока лет скитаний, Моисею и его людям удалось покинуть пустыню. Богом избранному народу надлежало вести жизнь праведную, нежели ее вели остальные варварские народы. Для этого Бог передал Моисею Скрижали Завета на горе Синай в пятидесятый день после исхода из Египта.
Пророк Моисей, получающий от Господа Скрижали Завета
Но народ забыл о земле обетованной и о Боге, установив при этом себе идола — золотого тельца. Моисей счел людей недостойными этих заповедей, и разбил скрижали.
Позже, он просил Бога простить неверие народа, на что Всевышний согласился и велел Моисею вытесать новые скрижали. Именно на этих скрижалях и были размещены заповеди. Скрижали были положены в Ковчег Завета. Ковчег — это специальный сосуд, который израильтяне бережно хранили в знак союза между Богом и их народом.
Сам Господь показал Моисею, какой формы должен быть ковчег. Предполагается, что он был утерян после разрушения Иерусалимского храма царем Навуходоносором в 586 году.
Для сведения! На сегодня местонахождение ковчега и скрижалей так и не было определенно.
Обычай передачи Торы
Одна из главнейших традиций этого праздника — передача Торы новому поколению.
Стоит подробнее рассказать об этом обычае, ибо он несет для евреев ключевое значение.В Шавуот еврейские дети начинают изучение Торы. Первым делом ребенка ведут в синагогу, как завещал Моше.
Преподаватель Торы читает её юному поколению. Один избранный ребенок обязан повторять буквы, произнесенные учителем. Затем, доска с данными буквами омывается медом, и дети слизывают его. Помимо медового хлеба, матерям детворы положено варить в школу яйца, на скорлупе которой написаны буквы из Торы.
Интересный обычай, связанный с школой, где учитель сажает ребенка на свою руку, определяет ему место в классе и пересаживает на назначенное постоянное место.
Когда первый урок заканчивается, преподаватель со сворой учеников идет к реке или озеру. Этот обычай связан с сравнением воды с Торой, учитель пересказывает детям отрывок из книги Притч. Все учение строится на изучении заповедей, религиозных иудейских догм
Традиционно, их передает старое поколение новому, чтобы они не забывали о своем значении и важности своей религии. Чтили национальные традиции Израиля
Интересные факты
Вот некоторые из них:
- Число заповедей равно количеству пальцев на двух руках. Есть мнение, что это совпадение не случайно.
- Термин «заповедь» в еврейском и греческом оригинале также значит «слово» или «речение».
- Согласно преданию, в Ковчеге Завета вместе со вторым экземпляром надписей хранились и разбитые части первого.
- Другая легенда называет драгоценный камень гранат, взятый на Храмовой горе, в качестве материала для изготовления артефакта.
- В произведения искусства заповеди часто записаны буквами современного иврита. Однако древнееврейский язык того времени использовал финикийский алфавит. Поэтому текст на табличках в реальности выглядел бы совсем иначе (см. картинку ниже).
Библейское сказание
Святыня впервые упоминается в книге Исход — второй части Пятикнижия Моисея, или Торы, согласно традиции иудаизма.
История появления
Тора, или Пятикнижие Моисея, повествует, что заповеди были переданы пророку свыше на горе Синай. Тем самым был заключен завет, или договор, между единым Богом и евреями.
Однако окружающие народы продолжали оставаться язычниками, поклоняться идолам и сохранять многобожие. Похожая культура и родственные семитские наречия упрощали проникновение чужих культов в еврейскую среду – данное явление хорошо описано в Ветхом Завете. Как и то, что Моисей в гневе разбил не только золотого тельца, но и каменные плиты с заповедями.
Однако Бог даровал их повторно — и теперь они бережно сохранялись в Ковчеге Завета. Этот специальный саркофаг был переносным и сопровождал евреев-кочевников во время странствий и военных походов, а после хранился в Святая Святых Первого храма, построенном царем Соломоном в Иерусалиме.
Суть и содержание надписей
Согласно Писанию, на камне были высечены 10 заповедей — краткое изложение божественного закона и правил жизни, которым должен следовать избранный народ. Однако всего заповедей 613 — они перечислены в Торе.
Цель и значение реликвии
Таблицы с заповедями, высеченные божественным знамением в камне, стали свидетельством союза, заключенного Богом с людьми. Эти предписания обрели силу закона для евреев, ставших с этого момента избранным Богом народом. Ковчег Завета выполнял роль святыни и бережно охранялся.
После завоевания Ханаана и перехода к оседлой жизни реликвия нашла место в храме Соломона. Она стала свидетельством веры в единого Бога в условиях продолжавшейся экспансии языческих культов и фактического двоеверия, когда позиции иудаизма на Земле Обетованной были еще недостаточно крепки.
4Переход через море
Тем временем, узнав, что евреи уходят из Египта, разъяренный фараон во главе шестисот военных колесниц кинулся в погоню за беглецами. Испугавшись евреи, стали роптать на Моисея: «Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: оставь нас, пусть мы работаем Египтянам? Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне» (Исх. 14.12). Но Моисей сказал народу: «не бойтесь, стойте — и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне, ибо Египтян, которых видите вы ныне, более не увидите во веки; Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны» (Исх. 14.13—14).
И вот облачный столп, который привел израильтян к морю, встал между конницей фараона и евреями, так что египтяне никак не могли приблизиться к беглецам. Евреи же остановились у самого берега, дальше им путь преграждали воды Чермного моря. Но по повелению Божию «простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды» (Исх. 14.21). Как только море расступилось, израильтяне поспешили перейти на другой берег. Они были уже на противоположном берегу, когда египетское войско во главе с фараоном ринулось вслед за беглецами в море. В тот момент, когда египтяне находились среди моря, Моисей еще раз простер свою руку на море, и по его знаку воды обрушились на преследователей. Так чудесным образом израильский народ навсегда покинул страну рабства.
Жертвоприношения праздника
Во времена существования Храма, приносились соответствующие жертвоприношения:
Отсчитайте себе от первого дня после праздника, от того дня, в который приносите сноп потрясания, семь полных недель, до первого дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней, принесите новое хлебное приношение Господу: от жилищ ваших приносите два хлеба возношения, <…> вместе с хлебами представьте семь агнцев без порока, однолетних, и из крупного скота одного тельца и двух овнов; да будет это во всесожжение Господу, и хлебное приношение и возлияние к ним, в жертву, в приятное благоухание Господу. Приготовьте также из коз одного козла в жертву за грех и двух однолетних агнцев в жертву мирную. Священник должен принести это, потрясая пред Господом, вместе с потрясаемыми хлебами первого плода и с двумя агнцами <…> и созывайте в сей день, священное собрание да будет у вас, никакой работы не работайте: это постановление вечное во всех жилищах ваших в роды ваши(Лев.) |
Некоторые установления касаются правил для общины в Шавуот: в этот день следует совершать такие же жертвоприношения, как и в другие праздники, кроме того, специально оговаривается специфическая для Шавуот обязанность приносить в Храм два хлеба, испеченных из пшеницы первого урожая. Мудрецы Устного Закона распространили правило о приношении в Храм первых плодов Земли обетованной на семь видов растений (см. Трумот у-маасрот). Плоды урожая злаковых приносили в Храм как общественное пожертвование, а плоды деревьев были индивидуальным пожертвованием. Во время церемонии приношения плодов урожая в Шавуот читали главу из Пятикнижия, стихи из которой используются также в литургии пасхального седера (см. также Хаггада пасхальная).
В дни паломнических праздников толпы переполняли Храм; чтобы все паломники смогли принести жертвоприношения, праздничные церемонии продолжались в течение еще шести дней после Шавуот.
5Ниспослание манны небесной
Отпраздновав свой чудесный переход, израильский народ под руководством Моисея двинулся к горе Синай (Хорив), чтобы там принести Богу благодарственную жертву, как об этом заповедал Господь Моисею. Но в дороге не было воды, и израильтяне страдали от жажды. Наконец они пришли к местечку Мерра, где воды было достаточно, но она оказалась горькой. Народ вновь возроптал. И тогда Моисей по повелению Божию бросил в источник дерево, и вода сделалась пригодной для питья. Ровно через шесть недель после исхода из Египта израильтяне остановились в пустыне Син, между Елимом и Синаем. Запасы хлеба истощились, и евреи, как и прежде, стали роптать. Моисей успокоил их, сказав, что Господь не оставит их и накормит досыта раньше, чем они того ожидают. И вот вечером прилетели бесчисленные стаи перепелов и в одно мгновение покрыли землю стана. Птиц было так много, что их можно было ловить руками.
А наутро все пространство вокруг стана было покрыто чем-то круповидным и белым, как иней. Израильтяне удивились и спрашивали друг друга: что это такое? И Моисей сказал им: «это хлеб, который Господь дал вам в пищу» (Исх. 16.15). «И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна» (Исх. 16.31), т. к. слово «манна» переводится с еврейского как «что это?». Отведав манны, израильтяне убедились, что по вкусу она напоминает хлеб с медом, и стали ее собирать. Но оказалось, что манну нужно собирать лишь рано поутру, т. к. позже, когда солнце начинало припекать, манна таяла. Кроме того, ее можно было собирать лишь столько, сколько необходимо для пропитания на один день. Если же оставляли собранную манну на следующий день, то она портилась. Лишь в день перед субботой манну можно было собирать в таком количестве, чтобы хватило и на этот день, и на субботу, и тогда манна не портилась. В течение сорока лет скитаний евреев в пустыне манна являлась им основной пищей.
Что нельзя делать в Шавуот?
Шавуот является важным для евреев праздником, потому его запреты четко и строго соблюдаются. Так, например, в этот день под запретом находится любая работа. Считается, что в Шавуот иудеи должны отдыхать и праздновать день дарования Торы, но никак не работать.
Также в этот день запрещено зажигать огонь через любые предметы, даже через зажигалку и спичку. Считается, что огонь необходимо использовать и зажечь до начала праздника. Также на нем в течение всего празднования готовят пищу, ведь электричеством в этот день пользоваться нельзя. Его также включают заранее, однако, доступно это не на всех домашних устройствах во избежание поломки и пожара.
Нельзя в этот день пользоваться и транспортом — как правило, иудеи в этот день ходят пешком, не засматриваясь даже на гироскутеры и велосипеды.
Также нельзя в этот день пользоваться деньгами, а это значит, что не получится осуществлять какие-либо покупки. Именно поэтому продукты к праздник заранее закупаются, а некоторые блюда заранее готовятся.
В этот праздник иудеи также мало едят пищи, которая не содержит в себе какой-либо молочный продукт. Как правило, именно на молоко, сметане, твороге, йогуртах, сырах и сливочном масле готовится большинство блюд Шавуота. В первую очередь нужно съесть именно молочные блюда, а уже потом приступать к какой-то иной пище.
Как отмечают Шавуот
Шавуот 2023 в Израиле 26 мая — выходной день. Шавуот имеет статус «праздника из Торы» – Йом-Тов; в этот день запрещено все то, что, с точки зрения законов субботы, считается работой (кроме варки еды и перенесения огня).
В канун Шавуота принято совершать очистительное погружение в микву (ритуальный бассейн), поскольку каждый еврей должен очиститься перед паломническим праздником. Существует обычай погружаться в микву еще раз утром в праздник в память об очищении, совершенном Израилем в «дни отделения», предшествовавшие получению Торы в состоянии абсолютной чистоты.
Дома и синагоги в Шавуот украшают листьями или травами, а свитки Торы — розами.
Как и все праздники, Шавуот начинается вечером. В доме зажигают свечи. В синагоге читают праздничную вечернюю молитву Маарив. После торжественного богослужения в синагоге в каждом доме Израиля накрывают праздничный стол.
Согласно традициям в первую ночь праздника Шавуот принято не спать, а изучать Тору. Этот обычай носит название Тикун — в дословном переводе «исправление мира». Всю ночь праздника Шавуот читают отрывки из Письменной Торы, Устной Торы, книги Зогар, а также изучают заповеди.
В синагоге сразу же после утренней молитвы читают Десять заповедей, которые слушают стоя, заново переживая тот благоговейный трепет, который первый раз евреи испытали у горы Синай. Это традиция подтверждать Завет еврейского народа с Богом. В этот момент важен сам факт присутствия и участия в происходящем, а не понимание священного языка и смысла заповедей. Поэтому все евреи — мужчины, женщины и дети (включая младенцев) должны быть в эти минуты в синагоге и, как три тысячи лет тому назад, слышать слова Десяти Заповедей, вне зависимости от того, понимают они священный язык или нет.
Некоторые законы и обычаи праздника
Веселитесь и радуйтесь в день нашего праздника. Ибо гласит молитва: «И дал Ты нам, Б-г, Всесильный наш, по любви, установленные дни для веселья, праздники и времена для радости, и день праздника этого — Шавуот — время дарования Торы нашей, священное собрание в память Исхода из Египта».
Вручение Торы произошло ровно семь недель спустя после исхода из Египта, поэтому день этот называется Шавуот — «Праздник Недель». Однако Шавуот на древнееврейском означает не только «Недели», но и «Клятвы». Второе значение этого слова напоминает нам о торжественной клятве, которой обменялись Б-г и народ Израиля, их обещание оставаться верными друг другу. Дав согласие «Исполнять и слушать», евреи взяли поручителями своих детей: «Мы обещаем изучать Тору и наших детей обучить Торе, с тем чтобы и они в свою очередь обучали Торе своих детей, а те — своих детей, и так — вечно!»
Тора была дана в субботу, и это не случайно. Шаббат — день отдыха, и дарование Торы в иной день недели освободило бы субботу от изучения Торы. Вручая ее в субботний день, Б-г подчеркнул, что не только можно, а должно посвятить Шаббат служению Ему.
Три дня перед Шавуот — это три подготовительных дня, когда евреи готовятся к празднику. А в день и ночь Шавуот каждый еврей, независимо от возраста, обязан уделить время изучению Торы.
В первый вечер Шавуот, после торжественной молитвы в синагоге, устраивают дома праздничный стол. А затем возвращаются в синагогу для чтения «Тиккун-Шавуот» — сборника специально подобранных отрывков из Письменной и Устной Торы.
В дни Шавуот запрещена любая работа и не положено зажигать огонь, но разрешается готовить еду. Как же быть? Обычно оставляют горящую горелку на все дни праздника: от живого огня зажигать дозволяется, а он необходим не только для кухни, но и для зажигания праздничных свечей.
В этот день запрещается брать в руки деньги — монеты и банкноты, а также пользоваться любыми видами транспорта.
На Шавуот едят молочное, например, вареники, пирожки или блины с сыром. Этот обычай берет начало со дня Вручения Торы. Вернувшись в лагерь от горы Синай, сыны Израилевы не могли воспользоваться своей кухонной утварью из-за данных им законов кошерности. В тот день им пришлось довольствоваться молочной пищей. С тех пор, отдавая дань прошлому, на Шавуот перед обедом едят что-либо молочное и лишь затем в отдельной посуде подают праздничные мясные блюда. Следует помнить и соблюдать законы, разделяющие мясной и молочный стол.
В субботу запрещено зажигать огонь и готовить пищу, а в праздники можно готовить пищу, но только для употребления в самый день праздника, запасов же на другие дни праздника готовить нельзя. Однако на субботу, совпадающую со вторым днем праздника, можно заготовить пищу, но лишь с тем условием, чтобы приготовление ее было начато не в первый день праздника, а накануне его.