Фалес милетский

Фалес Милетский интересные факты геометрия. Краткая биография

Исторических данных о жизни Фалеса практически не сохранилось. Имеется лишь ряд разрозненных и, порой, противоречивых упоминаний в трудах более поздних античных авторов. Единственная точная дата, которую можно отнести к жизни греческого философа, это дата затмения, которое он предсказал — 585 г. до н. э. Все остальное, в том числе и даты рождения и смерти, весьма приблизительно. Известно, что Фалес происходил из знатного рода, имел хорошее образование. Жил в Милете*. По некоторым источникам являлся финикийцем либо имел финикийские корни. Будучи торговцем, много путешествовал. Живя в Фивах в Египте, Мемфисе, много общался со жрецами, обучаясь их премудростям. Принято считать, что в Египте им были почерпнуты геометрические знания, с которыми он затем познакомил соотечественников. По возвращении на родину создал философскую Милетскую школу, самыми известными последователями которой называются Анаксимен и Анаксимандр.

В античности ему были приписаны сочинения в прозе: «О началах», «О солнцестоянии», «О равноденствии», «Морская астрология». Сами эти названия говорят о Фалесе как об ученом и философе, искавшем физическое начало мироздания. К сожалению, от этих трудов дошли до нас только их названия.

* Милет — древнегреческий город в Карии на западном побережье Малой Азии, находившийся к югу от устья реки Меандр.

Вот некоторые факты из жизни Фалеса:

Фалес принимал живое участие в политике, советуя ионийским полисам объединиться против внешних врагов: вначале против Лидии, а затем — Персии. Но советам милетского философа не вняли.

Во время борьбе Лидии с Персией Фалес понимал, что Персия для греков опасные лидийцев и поэтому содействовал последним. Будучи военным инженером на службе у царя Лидии Крёза, Фалес, чтобы облегчить переправу войска, пустил реку Галис по новому руслу. Неподалеку от г. Мител он спроектировал плотину и водоотводный канал и сам руководил их постройкой. Это сооружение значительно понизило уровень воды в Галисе и сделало возможной переправу войск. Этот эпизод имел место во время войны Крёза (царя Лидии) с персами.

Сохранились сведения, что Фалес дружил с Фрасибулом, милетским тираном, имел какое-то отношение к храму Аполлона Дидимского.

Показательные истории, связанные с именем Фалеса:

Однажды гружённый солью мул, переходя вброд речку, внезапно поскользнулся. Содержимое тюков растворилось, а животное, поднявшись налегке, сообразило в чём дело, и с тех пор при переправе мул намеренно окунал мешки в воду, наклоняясь в обе стороны. Прослышав об этом, Фалес велел наполнить мешки вместо соли шерстью и губками. Гружённый ими мул попытался проделать старый трюк, но добился обратного результата: поклажа стала значительно тяжелее

Говорят, что впредь он переходил реку так осторожно, что ни разу не замочил груз даже нечаянно

Когда Фалеса, по причине его бедности, укоряли в бесполезности философии, он, сделав по наблюдению звезд вывод о грядущем урожае маслин, ещё зимой нанял все маслодавильни в Милете и на Хиосе. Нанял он их за бесценок (потому что никто не давал больше), а когда оказалось что маслин уродилось очень много, спрос на маслодавильни тутже возрос и Фалес начал сдавать их по высоким ценам. Собрав таким образом много денег, он показал, что философы при желании легко могут разбогатеть, но это не то, о чём они заботятся. Аристотель, из записей которого до нас и дошел этот факт, подчеркивает: урожай Фалес предсказал «по наблюдению звезд», то есть благодаря знаниям.

Вода – основа всего

Многие современные философы полагают, что Вода в философии Фалеса – это переосмысление Океана Гомера. Но в его основном сочинении «О началах» Фалес поднимается на философское осмысление воды, как начала всего сущего, иначе его невозможно было бы считать философом. Понимая воду как основу, он полагает, что на ее глади плавает Земля, и заявляет, что вода пребывает во всех вещах, только в разной концентрации.

С другой стороны, Фалес Милетский утверждает, что это не простая вода, а «разумная», или даже божественная. Философ говорит, что в мире огромное количество богов. Но они не выше людей и живут как обычные души. В качестве примера Фалес приводил магнит, который притягивает все железное, а следовательно, имеет божественную душу. Все небесные тела питаются испарениями воды из земли и также имеют души. Вышесказанное можно подтвердить словами Диогена Лаэртского: «Началом мира Фалес полагал воду, а все пространство считал полным разнообразных божеств».

Философию Фалеса Милетского можно охарактеризовать как гносеологический монизм и наивный материализм. Основное положение такого способа философствования – все знания следует сводить к одной первопричине (основе). Такой своеобразный девиз древнегреческого философа.

Наивный материализм Фалеса Милетского положил основы всей философии. Мифическим представлениям о мире философ противопоставил возможность, хотя и наивно, но рационально объяснить окружающий мир и его природу. На место Зевса, Фалес поставил Логос, который стал основой для дальнейшего античного миросозерцания. Такие идеи в дальнейшем развивала Милетская школа. Фалес лишь дал толчок для такого способа философствования.

Божественность в целом

Фалесу приписывают концепцию «Panta Plere Theon», Что означает» все исполнено божественного «в гораздо более широком смысле, чем нынешний (одного бога).

Эту концепцию можно объяснить следующим образом: поскольку божественное существует — понимаемое как нечто понятное, вечное и необходимое, — тогда можно говорить о целом.

Для Фалеса то, что является принципом, уже самим фактом того, что он первый, делает его божественным. Затем он утверждает, что все божественно или что «все полно богов», но не в понимании многих физических сущностей, а как принцип, который приветствует всю природу и является частью ее жизненной динамики.

Политическая деятельность молодого ученого

Важной стороной жизни Фалеса Милетского являлась его общественно-политическая деятельность. Обладая незаурядным ораторским талантом, он выступал перед соотечественниками с призывами объединить усилия для совместной борьбы с лидийскими, а затем персидскими завоевателями, вторгшимися тогда в их Грецию и всеми силами пытавшимися установить свое господство

Проявив политическую дальновидность, он стремился создать из разрозненных военных подразделений, формировавшихся во всех городах страны, совместное войско, подчиняющееся руководству единого оборонительного союза. Такими действиями молодой человек подвергал свою жизнь серьезной опасности, поскольку во все века оккупанты имели обыкновение жестоко расправляться с непокорными.

Любознательный негоциант

Точная дата рождения Фалеса Милетского (название родного города стало частью его имени) неизвестна. Но среди ученых принято считать, что произошло это событие в период между 640 и 624 годом до нашей эры. Из тех скупых и порой противоречивых сведений, которые легли в основу биографии Фалеса Милетского, следует, что на свет он появился в богатой семье финикийского происхождения и благодаря этому получил весьма приличное по тем временам образование.

Достигнув надлежащего возраста, он занялся торговлей. В связи с этим он много путешествовал, побывал в крупнейших городах Древнего Египта. Это обстоятельство дало ему возможность значительно пополнить свои знания. Известно, например, что под руководством жрецов, являвшихся в ту пору представителями наиболее образованной части общества, юноша получил сведения, впоследствии положенные им в основу новой по тем временам науки — геометрии. Там же на берегах Нила пытливый купец постигал причины наводнений, искал способы предотвращения их пагубных последствий.

Открытия Фалеса Милетского

Много путешествуя, Фалес написал книгу о навигации. Учёный пытался понять, отчего бывают наводнения, их природу. Для навигационных вычислений учёный опирался на созвездие Малой Медведицы. Хотя, наверняка, его рукописи были утеряны. И даже если его труды не дошли до наших дней, то всё равно считается, что Малая Медведица – это его открытие. Наукой астрономия стала благодаря его исследованиям. Он научил людей использовать звезды, как путеводную нить, в путешествиях и странствиях по миру. Самый первый в мире дальномер он установил в одной из гаваней в Милете, с помощью которого мог определять на каком расстоянии от берега находится судно. Своими открытиями он натолкнул людей на мысль о создании глобуса.

Когда шла война Мидии с Лидией, произошло затмение Солнца. Это случилось в 585 году до Рождества Христова, а когда оно должно произойти, предугадал учёный Фалес. В те годы это никто не мог сделать, так как затмения на Земле происходят в разных местах. Он определил, что Луна светится от Солнца, отражая его лучи, и что во время солнечного затмения она проходит между Землёй и Солнцем.

Фалес высчитал длину солнечного года, что составило 365 дней. Так появился календарь, в нем было 12 месяцев. Каждый месяц содержал по 30 дней и ещё 5 дней, которые чередовались через месяц. Также Фалес Милетский занимался инженерией. Он был учителем Анаксимандра. В основанной им школе он был самым первым естествоиспытателем. Фалес произвёл переворот в людском мировоззрении.

Фалес служил в армии Креза, там он занимался военной инженерией. Он сконструировал плотину и канал, который отводил воду, руководил работами, контролировал строительство. Это гениальное сооружение помогло снизить уровень воды в реке, поэтому войска благополучно переправились на другой берег.

Факты биографии

Имя Фалеса уже в V веке до н. э. стало нарицательным для мудреца. «Отцом философии» и её «родоначальником» (греч. άρχηγέτης) Фалеса называли уже в древности. О Фалесе упоминает Платон в своем Государстве (Rep. 600а)

Фалес был знатного финикийского рода и получил на родине хорошее образование. Собственно милетское происхождение Фалеса ставится под сомнение; сообщают, что его род имел финикийские корни, и что в Милете он был пришельцем (на это указывает напр. Геродот, являющийся наиболее древним источником сведений о жизни и деятельности Фалеса).

Сообщается, что Фалес был торговцем и много путешествовал. Некоторое время жил в Египте, в Фивах и Мемфисе, где учился у жрецов, изучал причины наводнений, продемонстрировал способ измерения высоты пирамид. Считается, что именно он «привёз» геометрию из Египта и познакомил с ней греков. Его деятельность привлекла последователей и учеников, которые образовали милетскую (ионийскую) школу, и из которых сегодня наиболее известны Анаксимандр и Анаксимен.

Предание рисует Фалеса не только собственно философом и учёным, но также «тонким дипломатом и мудрым политиком»; Фалес пытался сплотить города Ионии в оборонительный союз против державы Ахеменидов. Сообщается, что Фалес был близким другом милетского тирана Фрасибула; был связан с храмом Аполлона Дидимского, покровителя морской колонизации.

Некоторые источники утверждают, что Фалес жил в одиночестве и сторонился государственных дел; другие — что был женат, имел сына Кибиста; третьи — что, оставаясь холостяком, усыновил сына сестры.

Относительно времени жизни Фалеса существует несколько версий. Наиболее последовательно традиция утверждает, что он родился в период с 35-й по 39-ю олимпиаду, а умер в 58-ю в возрасте 78 или 76 лет, то есть приблизительно с 624 по 548 до н. э.. Некоторые источники сообщают, что Фалес был известен уже в 7-ю олимпиаду (752—749 до н. э.); но в целом время жизни Фалеса сводится на период с 640—624 по 548—545 до н. э., таким образом, умереть Фалес мог в возрасте от 76 до 95 лет. Сообщается, что умер Фалес, наблюдая за гимнастическими состязаниями, от жары и, скорее всего, давки. Считается, что есть одна точная дата, связанная с его жизнью, — 585 до н. э., когда в Милете было солнечное затмение, которое он предсказал (по современным вычислениям, затмение произошло 28 мая 585 до н. э., во время войны между Лидией и Мидией).

Сведения о жизни Фалеса скудны и противоречивы, зачастую носят анекдотичный характер.

Упомянутое выше предсказание солнечного затмения 585 до н. э. — по-видимому, единственный бесспорный факт из научной деятельности Фалеса Милетского; во всяком случае, сообщается, что именно после этого события Фалес стал известен и знаменит.

Будучи военным инженером на службе у царя Лидии Крёза, Фалес, чтобы облегчить переправу войска, пустил реку Галис по новому руслу. Неподалеку от г. Мител он спроектировал плотину и водоотводный канал и сам руководил их постройкой. Это сооружение значительно понизило уровень воды в Галисе и сделало возможной переправу войск.

Свои деловые качества Фалес доказал, захватив монополию на торговлю оливковым маслом; однако в биографии Фалеса этот факт имеет эпизодический и, скорее всего, «дидактический» характер.

Фалес был сторонником некоего объединения ионийских полисов (наподобие конфедерации, с центром на о. Хиос), как противодействия угрозе со стороны Лидии, а позже и державы Ахеменидов. Причём Фалес, в оценке внешних опасностей, видимо считал угрозу со стороны Персии большим злом, чем от Лидии; упомянутый эпизод со строительством плотины имел место во время войны Крёза (царя Лидии) с персами. В то же время Фалес выступил против заключения союза милетян с Крёзом, чем спас город после победы Кира (царя Персии).

Наука

Оглавление

Считается, что ученый родился в греческом городе Милет, которое находится в Малой Азии. Родители были богатыми, дали сыну хорошее образование. Предки философа были финикийцами, о чем рассказывает Геродот.

Был успешным торговцем, ему удалось монополизировать торговлю оливковым маслом в своем городе. В силу своей профессии много путешествовал.

Занимался политикой, пытался добиться независимости городов Ионии (западного побережья Анатолийского полуострова) от персидского государства Ахеменидов.

Фалес считается родоначальником философии и математики. Ученый доказал теоремы о равности вертикальных углов, о равенстве треугольников по одной стороне и двум прилегающим к ней углам, о том, что углы при основании равнобедренного треугольника равны, о том, что диаметр делит круг на две равные части, а также о том, что вписанный угол, который опирается на диаметр, является прямым.

Однажды в Египте он смог измерить точную высоту пирамиды, померив длину тени от своего посоха, длину тени от пирамиды и с помощью пропорции вывел высоту пирамиды.

Философ объяснял землетрясения, тем, что земля плывет по воде и раскачивается на волнах. Сегодня мы знаем, что земные плиты плывут по расплавленной твердой породе и землетрясения случаются тогда, когда эти плиты сталкиваются. Вулканы, вызывающие землетрясения, также действуют в основном на стыке этих плит.

Философ натирал янтарь шерстяными нитками и таким образом образовывалось статическое электричество, с которым исследователь проводил простые опыты – к кусочку янтаря притягивалась древесная стружка. Янтарь на греческом языке называется «электрон», от этого слова произошло современное слово «электричество».

Исследователь был инженером, есть данные, что, пребывая на службе у лидийского царя Креза, помог переправиться войску через реку. Для переправы по специальным каналам была отведена вода и солдаты прошли по сухому дну реки.

О философе рассказывают анекдот. На одном месторождении соли работал осел, который должен был переносить тяжелые мешки с солью через реку. Много месяцев осел носил соль, преодолевая речное течение, пока не поскользнулся и не упал. Соль в воде быстро растворилась, поклажа стала легкой и осел понял, как ему упростить свою работу. После этого груженное солью животное каждый раз, когда переходило реку, садилось в воду и ждало, пока соль растворится. С этой проблемой помог справиться Фалес Милетский. Он сказал, что осла нужно нагрузить легкими тюками из шерсти и морских губок. Когда осел по привычке намочил поклажу, она стала не легче а тяжелее, так как шерсть и морские губки впитали воду. После этого животное дисциплинированно носило соль через ручей, не пробуя растворить соль в воде.

Руины города Милет

Обстоятельства жизни Фалеса, оставшиеся тайной

Среди прочих сторон жизни ученого, не получивших своего освещения, остался без ответа вопрос о том, была ли у него семья. На основании весьма разрозненных и противоречащих друг другу материалов, появились три гипотезы относительно личной жизни Фалеса Милетского. Кратко их суть сводится к следующему.

По одной версии он ни на ком не женился и покинул мир, не оставив потомства, тогда, как по другой – жена у него все-таки была и родила ему сына, названного Кибистом. Сторонники же третьей гипотезы, отрицая женитьбу, утверждают, что Кибист был сыном родной сестры Фалеса, то есть, племянником. Кто из них прав, теперь едва ли удастся установить, поскольку документальных свидетельств крайне мало.

Столь же противоречивы сведения, касающиеся даты и обстоятельств его кончины. Принято считать, что бренный мир философ покинул в промежутке между 548 и 545 г. до н. э., и причиной тому стала остановка сердца, вызванная жарой и давкой на трибуне, с которой он наблюдал за состязаниями атлетов во время одной из олимпиад. Что поделать, мудрецы являются такими же смертными творениями богов, как обычные люди.

Литература[ | ]

  • Асмус В. Ф. Античная философия. — М.: Высшая школа, 1998. — С. 10—13.
  • Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов; пер. М. Л. Гаспаров; ред. тома А. Ф. Лосев — М.: Мысль, 1986. — С. 61—68.
  • Колчинский И.Г., Корсунь А.А., Родригес М.Г. Астрономы: Биографический справочник. — 2-е изд., перераб. и доп. — Киев: Наукова думка, 1986. — 512 с.
  • Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. — М.: Ладомир, 1994. — С. 312—317.
  • Лебедев А. В. Фалес и Ксенофан (Древнейшая фиксация космологии Фалеса) // Античная философия в интерпретации буржуазных философов. — М., 1981.
  • Лебедев А. В. Демиург у Фалеса? (К реконструкции космогонии Фалеса Милетского) // Текст: семантика и культура / ответственный редактор Т. В. Цивьян. — М.: Наука, 1983. — С. 51—66.
  • Махлак К. А. Лекция I. Фалес Милетский // Махлак К. А. История античной философии. Введение в христианскую мысль. — СПб.: Издательство Института философии и богословия, 2009. — 312 с. — ISBN 978-5-902461-07-4.
  • Панченко Д. В. Фалес: рождение философии и науки // Некоторые проблемы истории античной науки : Сборник научных трудов / Отв. ред. А. И. Зайцев, Б. И. Козлов. — Л.: Главная астрономическая обсерватория, 1989. — С. 16—36.
  • Панченко Д. В. Фалес, солнечные затмения и возникновение науки в Ионии в начале VI в. до н. э // Hyperboreus. — 1996. — Т. 2, № 1. — С. 47—124. Архивировано 18 февраля 2020 года.
  • Петрова Г. И. Были ли досократики натурфилософами («Вода» Фалеса как «трансцендентальная» проблема) // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. — 2008. — № 1. — С. 29—33.
  • Радлов Э. Л., Бобынин В. В. Фалес Милетский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Спиркин А. Г. Философия: Учебник. — 2-е изд. — М.: Гардарики, 2006. — 736 с.
  • Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики, изд. А. В. Лебедев. — М.: Наука, 1989. — с. 110—115.
  • Чайковский Ю. В. Фалесова наука в историческом контексте // Вопросы философии. — 1997. — № 8. — С. 151—165.
  • Чайковский Ю. В. Что же умел Фалес как астроном? // Древняя астрономия: Небо и человек. Труды конференции.. — М.: ГАИШ, 1998. — С. 259—265.
  • Чайковский Ю. В. Два Фалеса — поэт и математик. // Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова. Годичная научная конференция, 2007. — М.: ИДЭЛ, 2008. — С. 314—315.
  • Щетников А. И. Измерение астрономических расстояний в Древней Греции // Схолэ. — 2010. — Т. 4. — С. 325—340.
  • Dicks D. R. Thales. Classical Quarterly, NS, V. 9, 1959. — p. 294—309.
  • White S. A. Milesian Measures: Time, Space, and Matter // In: P. Curd and D. Graham (Eds.), Oxford Handbook to Presocratic Philosophy. — Oxford: Oxford University Press, 2008. — P. 89—133.
  • Alexander Herda. Burying A Sage: The Heroon Of Thales In The Agora Of Miletos : With remarks on some other excavated Heroa and on cults and graves of the mythical founders of the city // Le Mort dans la ville : Pratiques, contextes et impacts des inhumations intra-muros en Anatolie, du début de l’Age du Bronze à l’époque romaine / Olivier Henry. — İstanbul: Institut français d’études anatoliennes, 2018-07-31. — С. 67—122. — ISBN 978-2-36245-055-6.

Затмение Фалеса:

  • Ван дер Варден Б. Л. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии. — М.:Наука, 1991. — С. 135—137.
  • Чайковский Ю. В. Лекции о доплатоновом знании. — М., КМК, 2012. — с. 84—87.
  • Couprie D. L. How Thales was able to ‘predict’ a solar eclipse without the Help of alleged Mesopotamian wisdom.Early Science and Medicine , V. 9, 2004, p. 321—337.
  • Hartner W. (1969), Eclipse Periods and Thales’Prediction of a Solar Eclipse Historic Truth and Modern Myth. Centaurus, 14: 60—71. doi:10.1111/j.1600-0498.1969.tb00136.x.
  • Mosshammer A. A. Thales’ eclipse.Transactions of the American Philological Association , V. 111, 1974, p. 145.
  • Panchenko D. Thales’s prediction of a solar eclipse.Journal for the History of Astronomy , V. 25, 1994, p. 275.
  • Querejeta M. On the Eclipse of Thales, Cycles and Probabilities, Culture And Cosmos, Vol. 15, no. 1, Spring/Summer 2011, p. 5—16.
  • Stephenson F. R., Fatoohi L. J. Thales’ prediction of a solar eclipse.Journal for the History of Astronomy , V. 28, 1997, p. 279.

Краткая биография

Фалес

— древнегреческий философ, открывавший список семи мудрецов. Его считают отцом античной философии, созданная им милетская (ионийская) школа стала точкой отсчета для истории европейской науки. Еще в V веке до н. э. имя Фалеса было тождественно слову «мудрец», причем его мудрость трактовали и как абстрагированную созерцательность, и как практическую сметку. Именно с Фалеса, как считал Аристотель, началась история метафизики, а Евдем открывал его достижениями историю геометрии и астрономии.

Биографии Фалеса как таковой не существует — есть единичные сведения, зачастую противоречащие друг другу и носящие характер преданий. Историки могут назвать лишь единственную точную дату, имеющую отношение к его жизни: в 585 г. до н. э. произошло солнечное затмение, предсказанное философом. Что касается времени жизни, то за основу принята точка зрения, согласно которой он родился в 640-624 гг. до н. э., а промежуток, в который он мог умереть, — 548-545 гг. до н. э.

Известно, что Фалес был продолжателем знатного рода, обладателем хорошего образования, полученного у себя на родине. Впрочем, происхождение философа из Милета довольно сомнительно. Есть сведения, что он жил там не как коренной житель, а имел финикийские корни. Легенда гласит, что мудрец, будучи торговцем, предпринял за свою жизнь большое количество путешествий. Живя в Фивах в Египте, Мемфисе, он тесно общался со жрецами, обучаясь их премудростям. Принято считать, что в Египте им были почерпаны геометрические знания, с которыми он затем познакомил соотечественников.

По возвращении на родину у него появились собственные ученики, и для них он создал прославившуюся школу, названную Милетской. Самыми известными учениками считаются Анаксимен и Анаксимандр. Легенды описывают Фалеса личностью разносторонней. Так, он был не только философом, но и служил у Креза, царя Лидии, военным инженером. Им были созданы водоотводный канал, плотина, благодаря которым река Галес потекла в другом направлении. Сохранились сведения, что Фалесу принадлежала монополия на продажу оливкового масла. Проявил он себя и как дипломат, выступавший сторонником сплочения ионийских полисов перед лицом опасности со стороны сначала Лидии, затем Персии. С другой стороны, он был против того, чтобы жители Милета стали союзниками Креза, и это спасло город.

Сохранились сведения, что Фалес дружил с Фрасибулом, милетским тираном, имел какое-то отношение к храму Аполлона Дидимского. Впрочем, есть источники, которые говорят, что Фалес, любивший уединение, не стремился участвовать в государственных делах. О личной жизни сведения так же противоречивы: вместе с утверждениями о том, что мудрец был женат и имел сына, встречается информация, что он так и не обзавелся семьей, а усыновил племянника.

Ни одно из сочинений не дошло до нашего времени. Считается, что их было два — «О равноденствиях» и «О солнцеворотах», содержание которых нам известно лишь благодаря пересказу авторов, живших позднее. Есть информация, что после него осталось 200 стихотворений. Не исключено, что в письменном виде труды Фалеса вообще не существуют, и лишь из других источников складывается представление о его учении.

Как бы там ни было, именно Фалесу принадлежит заслуга формулировки двух главных проблем натурфилософии – начала и всеобщего. Философ считал, что все существующие в мире вещи и явления имеют единую основу – воду, без деления на живое и неживое, физическое и психическое и др. Как человек науки, Фалес установил продолжительность года, определил время равноденствий и солнцестояний, объяснил, что Солнце движется по отношению к звездам. Как утверждает Прокл, именно Фалесу принадлежит заслуга первооткрывателя в доказывании геометрических теорем.

Отец античной философии скончался, будучи зрителем на соревнованиях гимнастов: сказалась жара и, вероятней всего, возникшая давка.

Наука

Астрономия

Считается, что Фалес «открыл» для греков созвездие Малой Медведицы как путеводный инструмент; ранее этим созвездием пользовались финикийцы.

Считается, что Фалес первым открыл наклон эклиптики к экватору и провёл на небесной сфере пять кругов: арктический круг, летний тропик, небесный экватор , зимний тропик, антарктический круг. Он научился вычислять время солнцестояний и равноденствий , установил неравность промежутков между ними.

Фалес первым указал, что Луна светит отражённым светом; что затмения Солнца происходят тогда, когда его закрывает Луна. Фалес первым определил угловой размер Луны и Солнца; он нашёл, что размер Солнца составляет 1/720 часть от его кругового пути, а размер Луны — такую же часть от лунного пути. Можно утверждать, что Фалес создал «математический метод» в изучении движения небесных тел.

Считается, что Фалес первым сформулировал и доказал несколько геометрических теорем, а именно:

  • вертикальные углы равны;
  • имеет место равенство треугольников по одной стороне и двум прилегающим к ней углам;
  • углы при основании равнобедренного треугольника равны;
  • диаметр делит круг пополам;
  • вписанный угол, опирающийся на диаметр, является прямым.

Фалес научился определять расстояние от берега до корабля, для чего использовал подобие треугольников. В основе этого способа лежит теорема, названная впоследствии теоремой Фалеса: если параллельные прямые, пересекающие стороны угла, отсекают равные отрезки на одной его стороне, то они отсекают равные отрезки и на другой его стороне.

Легенда рассказывает о том, что Фалес, будучи в Египте, поразил фараона Амасиса тем, что сумел точно установить высоту пирамиды, дождавшись момента, когда длина тени палки становится равной её высоте, и тогда измерил длину тени пирамиды.

Устройство космоса

Фалес полагал, что все рождается из воды; все возникает из воды и в неё превращается. Начало элементов, сущих вещей — вода; начало и конец Вселенной — вода. Всё образуется из воды путем её затвердевания/замерзания, а также испарения; при сгущении вода становится землей, при испарении становится воздухом. Причина образования/движения — дух (πνευμα

), «гнездящийся» в воде.

По замечанию Гераклита-Аллегориста: «Влажное вещество, с легкостью преображаясь (собств. „перелепливаясь“) во всевозможные , принимает пестрое многообразие форм. Испаряющаяся часть его обращается в воздух, а тончайший воздух возгорается в виде эфира . Выпадая в осадок и превращаясь в ил, вода обращается в землю. Поэтому из четверицы элементов Фалес объявил воду наипричиннейшим элементом» .

Физика

Фалесу приписываются следующие положения:

То есть Фалес утверждает, что Земля как суша, как собственно тело, физически держится на некоей «опоре», которая имеет свойства воды (неабстрактные, то есть конкретно текучесть, неустойчивость и т. п.).

Положение 3) является почти буквальным указанием на физическую природу звезд, Солнца и Луны — они состоят из материи
, (не из собственно такого же материала,
как это денотативно понимает Аристотель); при этом температура весьма высока.

Положением 4) Фалес утверждает, что Земля является центром, вокруг которого происходит обращение небесных явлений и т.о. именно Фалес является основоположником геоцентрической системы мира .

Философ Фалес Милетский

Древнегреческий мудрец Фалес родился в Милете. Это является самой распространённой версией его рождения. Но другие источники говорят, что его родители были финикийцами. Отца Фалеса звали Экзамес, а мать – Клеобулина. Но большинство же склоняется к версии, что он был из состоятельной семьи аристократов. Родители смогли дать ему хорошее образование. Фалес побывал в разных странах: в Египте, Мемфисе, Фивах, обучался у египетских священнослужителей.

Фалес был одним из первых греческих философов. Он создал школу в городе Милете, откуда и взяла начало вся европейская наука. Он имел большой авторитет в древнем мире. О нём писал Плутарх, считая его бесполезным в политике, хотя многие его современники были не согласны с ним и считали Фалеса очень мудрым политиком. Он хорошо владел ораторским искусством. Фалес был спасителем города, убедив сограждан не вступать в союз с Крезом. По его же настоянию отдельные области Ионии объединились в федерацию со столицей в Теосе. Он был государственным человеком и пользовался большим уважением граждан. Аристотель опирался в своих трудах на высказывания Фалеса, который в свою очередь говорил, что основой всего является вода, всё возникает из неё и, когда умирает, становится снова ею. В то время это было революцией мысли.

Философ Фалес считал, что Земля – это диск, который плавает по огромному океану, не имеющему ни берега, ни края, как деревянный брусок. Землетрясения же на Земле происходят, потому что Земля, плавая по воде, качается. По его мнению, у магнита есть душа, поэтому может притягивать металл. Фалес считал, что божественная сила – это движение. Он был первым из мудрецов, кто старался объяснить явления природы не мистикой, а естественными явлениями, а боги – это просто люди. Это было очень прогрессивно в то время.

Этот античный мечтатель, идя по дороге домой, мог упасть в канаву, засмотревшись на небо. Фалес предсказал большой урожай оливок, закупил оборудование для выжимания масла из них и заработал на этом большие деньги. Об этом писал в своих трудах Аристотель. Античная философия – это детище греческого мудреца Фалеса. Личная жизнь философа осталась окутана тайной. Был ли он женат или не был – неизвестно. По некоторым данным у него был сын, которого звали Кибист, а по версии других источников – это был племянник, сын сестры. Но была ли у него сестра – это тоже остаётся загадкой. Предполагается, что Фалес умер во время Олимпиады, возможно его задавила толпа зрителей или это был тепловой удар. История об этом умалчивает.

Думал

Фалес Милетский считается одним из семи мудрецов древней Греции, группы с 7-го и начала 6-го веков до нашей эры. К. состоит из философов, государственных деятелей и законодателей, прославившихся в последующие века своей мудростью.

В процветающем греческом портовом городе Милете, его родном городе, было распространено убеждение, что события природы и человека планируются и контролируются богами Олимпа, великой семьей богов и богинь.

Кроме того, эти всемогущие сверхъестественные существа управляли судьбой человека, и хотя граждане могли умолять их и приносить жертвы, боги были сверхчеловеческими и часто мстительными.

Тем не менее, казалось, что мир следует определенному порядку, и все работало согласно воле этих божеств. Затем Фалес начинает размышлять о природе вещей в мире, их работе и причинах, и подвергать сомнению истинную силу этих богов управлять вселенной.

Однако эти вопросы и размышления созданы не из мистицизма или эксцентричности, а из разума человека, который ищет практических ответов.

Итак, согласно широкому понятию термина философия, это: любовь, изучение или поиск мудрости, или знание вещей и их причин, теоретических или практических.

По этой причине многие исторически считают Фалеса Милетского у истоков этой дисциплины.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Росспектр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: