Королев сергей павлович (1907-1966) — краткая биография и жизнь конструктора космических кораблей

Научная деятельность и изобретения

Дипломированный специалист Королёв начал свою трудовую деятельность на авиационном заводе имени Менжинского, с 1931 года перешёл в Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского.

Осенью 1931 года Королёв вместе с учёным и изобретателем Цандером Ф. А. создали ГИРД (группа занималась изучением реактивного движения). Уже в 1933 году Сергей Павлович руководил первым запуском баллистических ракет на жидком и гибридном топливе.

В конце 1933 года перешёл работать в РНИИ, занимал должности главного инженера, заместителя начальника института, а также руководил отделом крылатых ракет.

Летом 1938 года учёного арестовали, первичное обвинение было – член «троцкистской организации». Ему назначили десять лет заключения и выслали на Колыму. Потом вынесли новый приговор «за вредительство в области военной техники». Но в 1944 году судимость сняли, а реабилитировали полностью только в 1957 году.

После войны в Подмосковье создали НИИ Министерства вооружения. При нём было секретное конструкторское бюро, которое возглавил Королёв.

Уже в 1948 году была испытана баллистическая ракета Р-1, которую в 1950 году приняли на вооружение. Далее он взялся за разработку различных модификаций Р-1, закончил работать над одноступенчатой баллистической ракетой средней дальности Р-5 и над её модификацией с ядерным боевым зарядом Р-5М. Следующей разработкой стала одноступенчатая жидкостная ракета Р-11 и её морской вариант Р-11 ФМ.

В 1956 году Королёв был руководителем создания двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Ещё до испытания Р-7 Сергей Павлович предложил правительству идею – запустить с помощью ракеты искусственный спутник Земли.

Руководство страны инициативу одобрило, и 4 октября 1957 года на околоземную орбиту запустили искусственный спутник – первый в истории человечества. Последовал грандиозный успех, СССР в одночасье завоевал высокий авторитет на международной арене. Как сказал потом сам Королёв: «В маленьком спутнике воплотилась дерзновенная мечта человечества».

Впоследствии под руководством Королёва были созданы и запущены на орбиту:

  • геофизический «Спутник-3»;
  • парные спутники «Электрон», с помощью которых исследовались радиационные пояса планеты Земля;
  • три лунные автоматические станции: «Луна-1» пролетела поблизости, «Луна-2» доставила на Луну вымпел СССР, «Луна-3» сделала снимок той стороны Луны, которая не видна с Земли.

А 12 апреля 1961 года мировая общественность вновь была поражена изобретениями Королёва: он спроектировал первый в истории пилотируемый корабль «Восток-1», на котором осуществил полёт советский космонавт Юрий Гагарин. Так человечество начало осваивать космическое пространство. Менее чем через полгода на корабле «Восток-2» был осуществлён второй полёт Германом Титовым, он находился в космосе почти целые сутки.

В августе 1962 года под руководством Королёва был осуществлён запуск совместно двух кораблей – «Восток-3» и «Восток-4». Ещё через год, летом 1963 года, при совместном запуске «Востока-5» и «Востока-6» в космическое пространство отправилась первая женщина Валентина Терешкова.

В 1964 году Королёв разработал более сложный корабль «Восход», где на борту уже могло находиться три человека – бортинженер, командир и врач. Весной 1965 года впервые с «Восхода-2» человек осуществил выход в открытое космическое пространство. Космонавт Алексей Леонов через шлюзовую камеру покинул корабль и находился за его бортом 20 минут.

Сергей Павлович занялся разработкой более совершенного корабля «Союз», где космонавты могли бы находиться долгое время и вести научные разработки. Но до запуска «Союза» он не дожил. Также не успел он осуществить ещё один свой замысел – запуск человека на Луну. Великий конструктор и учёный умер 14 января 1966 года, у него была саркома прямой кишки. Урну с прахом Королёва захоронили в Кремлёвской стене.

Биографические данные

Люди, совершающие величайшие открытия, имеющие глобальное значение, принадлежат всей мировой культуре, но они выросли на родной земле, воспринимая ее дух и наследие предков.

Раннее детство

Сергей Павлович появился на свет 30 декабря 1906 года, в небольшом украинском городе Житомире Волынской губернии. Отец будущего конструктора, Павел Королев, работал учителем филологии в местной школе. Мать, Мария Москаленко, происходила из семьи нежинского купца. Когда маленькому Сергею было всего 3 года, она оставила семью, а ребенка отправила на воспитание к своим родителям в Нежин.

Первое фото Сергея Королева, Сергей с няней, молодой Королев

Семья и учеба

Дед Сергея Королева добился многого своим трудом, так как с раннего детства осиротел и был взят в дом состоятельного родственника в услужение. Подростком Николаю Яковлевичу приходилось много работать, но однажды ему повезло в лотерее. Вскоре он открыл свои бакалейные и гастрономические магазины в Нежине, став купцом второй гильдии. Состояние позволяло дать детям хорошее образование, а в доме им прививались хорошие манеры и вежливость. В такой среде проходило самое раннее детство Сергея Павловича.

Сергей Королев в молодости

Когда пришло время поступать в гимназию, мальчика отправили в Одессу, в новую семью матери. Мария Николаевна также работала педагогом истории и филологии, а ее муж, Григорий Баланин, кроме гуманитарного образования, обладал инженерными знаниями. Гимназия закрылась после событий 1917 года, поэтому дальнейшее обучение будущий конструктор получал дома, а затем в строительном училище. Подросток отличался активностью и посещал многие технические кружки.

Пытливость привела его в Одесский гидрологический отряд, где он впервые увидел летчиков. В 17 лет Королев стал автором проекта опытного безмоторного планера К-5, который был рекомендован к производству инженерной комиссией. Увлечение в 1924 году привело его на отделение авиационной техники Киевского политехнического института. Общий инженерный курс Сергей Павлович освоил за 2 года вместо 4-х, и занялся спортивным планеризмом.

Дальнейшее образование Королев продолжил в МВТУ им. Баумана, где получил известность способного авиаконструктора. Дипломной работой конструктора стала проектная разработка самолета СК-4, в которой молодой инженер предлагал интересные новаторские идеи.

Присвоенные воинские звания

Во время работы в Реактивном научно-исследовательском институте ВиМД СССР, Сергей Королев получил первое военной звание лейтенанта. Когда его назначили на руководящую должность заместителя начальника по научным разработкам, то звание повысили до старшего лейтенанта. В форме артиллерийского капитана конструктора наблюдали английские инженеры. Это произошло после войны, в Германии, когда группа иностранных специалистов демонстрировала запуск «Фау-2». В 1946 году военное звание Королева повысилось до полковника Советской Армии.

Интересные факты

  1. По пути в Москву в 1939 году Королев должен был сесть в Магадане на пароход «Индигирка». Этот рейс числился последним, после чего закрывалась навигация. Сергей Павлович задержался в дороге и опоздал на посадку, но это спасло жизнь ученого — пароход попал в шторм в Японском море и затонул.
  2. Конструктор оставался человеком, ратующим за строгую дисциплину. В 1963 году в космос отправилась первая женщина Валентина Терешкова. По окончании полета, который продлился трое суток, Терешкова успешно приземлилась, однако после нарушила должностные обязанности: съела продукты, которыми ее угостили местные жители, а также раздала тюбики с «космической» едой. После этого, уже в Москве, Королев устроил Валентине строгий выговор и заявил, что при его жизни больше ни одна женщина не полетит в космос.
  3. В апреле 2020-го сборная России по футболу разместила в аккаунте в «Твиттере» пост, в котором представила символическую национальную команду. На фото к посту Юрий Гагарин предстал в роли вратаря, а Королев — главного тренера.

Названы в честь С. П. Королёва

Памятник Академику Королёву вЧебоксарах

  • улица Королёва в Александрове.
  • Проспект Королёва в Королёве.
  • Улица Королёва в Димитровград (Россия).
  • Бульвар Королёва в Тольятти.
  • Микрорайон Королёва в городе Старый Оскол.
  • Площадь Королёва в Житомире.
  • Проспект Академика Королёва в Киеве.
  • Проспект Академика Королёва в Омске.
  • Улица Королёва в Вилейке.
  • Проспект Королёва в городе Байконур.
  • Проспект Королёва в городе Ростов-на-Дону.
  • Проспект Королёва в Санкт-Петербурге.
  • Улица Академика Королёва в Астрахани.
  • Улица Академика Королёва в Волгодонске.
  • Улица Академика Королёва в Днепропетровске.
  • Улица Королёва в Белгороде.
  • Улица Королёва в Ельце.
  • Улица Королёва в Житомире.
  • Улица Королёва в Махачкале.
  • Улица Королёва в Хабаровске.
  • Улица Королёва в Жуковском.
  • Улица Академика Королёва в Казани.
  • Улица Королёва в Зеленодольске.
  • Улица Академика Королёва в Калуге.
  • Улица Академика Королёва в Кропивницком.
  • Улица Академика Королёва в Коростене.
  • Улица Академика Королёва в Красноярске.
  • Улица Королёва в Луганске.
  • Улица Академика Королёва в Москве.
  • Улица Королёва в Могилеве.
  • Улица Академика Королёва в Новосибирске.
  • Улица Академика Королёва в Одессе.
  • Улица Академика Королёва в Перми.
  • Улица Королёва в Твери.
  • Улица Академика Королёва в Тернополе.
  • Улица Академика Королёва в Томске.
  • Улица Королёва в Улан-Удэ.
  • Улица Академика Королёва в Уфе.
  • Улица Академика Королёва в Чебоксарах.
  • Улица Академика Королёва в Челябинске.
  • Улица Академика Королёва в Черкассах.
  • Улица Королёва в Обнинске.
  • Улица Академика Королёва в Ужгороде.
  • Улица Академика Королёва в Волжском.
  • Улица Королёва в Славянске.
  • Улица Королёва в Асбесте.
  • Улица Королёва в Хабаровске
  • Улица Академика Королёва в Петропавловске-Камчатском
  • Улица Королёва в Слониме.
  • Улица Королёва в Березовском.
  • Улица Королёва в Чернигове.
  • Улица Королёва

Учреждения

  • Ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия» им. С. П. Королёва.
  • Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С. П. Королёва (СГАУ). В 2011 году возле СГАУ установили бюст Сергею Королёву.
  • Житомирский военный институт имени С. П. Королёва.
  • Научно-исследовательское судно «Академик Сергей Королёв».
  • Дом Культуры имени С. П. Королёва в Киеве.
  • Школа имени академика С. П. Королева г. Тольятти (2016)

Награды и знаки

  • Золотая медаль имени С. П. Королёва, присуждаемая РАН
  • Медаль имени С.П. Королёва, присуждаемая Федерацией космонавтики России.
  • Знак Королёва — ведомственная награда Федерального космического агентства.
В филателии

Дата рождения Королёва на почтовых марках разная — иногда по старому стилю, иногда по новому.

В нумизматике

Памятная серебряная монета Банка России, посвящённая Королёву
(номинал 2 руб., 2007 г.)

Королёв Сергей Павлович (1906-1966)

Русским ученый, вклад которого в развитие Космоса трудно переоценить. Сергей Павлович, благодаря своей научной деятельности, известен не только в России, но и за рубежом.

Крупнейшая фигура XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения. Королёв является создателем советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой. Является ключевой фигурой в освоении человеком космоса. Благодаря его идеям был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта Юрия Гагарина.

Под руководством Королёва созданы первые космические комплексы, многие баллистические и геофизические ракеты, запущены первые в мире межконтинентальная баллистическая ракета (Р-7), ракета-носитель «Восток» и ее модификации, первый искусственный спутник Земли (ИСЗ);
осуществлены полеты космических кораблей (КК) «Восток» и «Восход», на которых впервые в истории совершены космический полет человека (Ю.А. Гагарин) и выход человека в космическое пространство (А.А. Леонов);
созданы первые космические аппараты (КА) серий «Луна», «Венера», «Марс», «Зонд», ИСЗ серий «Электрон», «Молния-1» (спутники связи) и некоторые ИСЗ серии «Космос».
Под руководством Королёва получила начало разработка КА для пилотируемого полета на Марс.

В 1955 С. П. Королёв вышел в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли (ИСЗ). Правительство поддержало эту инициативу. В августе 1956 ОКБ-1 вышло из состава НИИ-88 и стало самостоятельной организацией, главным конструктором и директором которой назначен С. П. Королёв.
Для реализации пилотируемых полётов и запусков автоматических космических станций С. П. Королёв разработал на базе боевой ракеты семейство совершенных трёхступенчатых и четырёхступенчатых носителей.
04 августа 1957 был запущен на околоземную орбиту первый в истории спутник. Его полёт имел ошеломляющий успех и создал Советскому Союзу высокий международный авторитет.«Он был мал, этот самый первый искусственный спутник нашей старой планеты, но его звонкие позывные разнеслись по всем материкам и среди всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества» — сказал позже С. П. Королёв.

Сергей Павлович создал первый в мировой истории, пилотируемый космический корабль. Название корабля – «Восток». На этом корабле человек впервые полетел в космос. И этим человеком был Юрий Гагарин. Под руководством Королева космическая программа продолжала развиваться, вслед за Гагариным, в космос летят Титов, Николаев, Попович, Быковский, Терешкова, Леонов.

Детство и юность

Сергей Королёв с мамой и няней

Сергей Королев родится в интеллигентной семье учителя словесности и купеческой дочери в городе Житомире. В 1910 году семья переехала в Киев, однако на новом месте жизнь не складывалась. Частые ссоры матери Марии Николаевны и отца Павла Яковлевича привели к полному разладу, после чего маленький Сергей был отдан на воспитание родителям матери Москаленко в Нежин.

Сергей рос любознательным и активным ребенком. Особое влияние на его мировоззрение и оказало событие, произошедшее в 1911 году. В город прибыл летчик Сергей Уточкин, который совершил подъем в воздух на собранном при всех горожанах самолете. Разобранную машину доставили в город на поезде, а после на главной площади произвели ее сбор. Бабушка и дедушка повели маленького Сережу посмотреть это чудо. Королев неоднократно вспоминал тот день, будучи известным человеком.

С началом Мировой войны семья Москаленко изменилась: они были вынуждены уехать в Киев. Там же началось образование будущего конструктора. В 1915 году его отдали в гимназию, где он проучился до 1917 года. После Сергея забрала мать в Одессу, где Королев продолжил жить и обучаться.

В тот период большое влияние на воспитание Сережи оказал его отчим Григорий Баланин, который был не только учителем, но и инженером. Он всячески разделял интересы мальчика и передавал ему свой опыт.

От энтузиастов-одиночек до НИИ и КБ

Первые теоретические выводы по физике полета ракеты сделал еще в конце XIX века Циолковский, однако эти работы практически не привлекли к себе внимания научного мира. Мало того — над ученым посмеивались и не воспринимали всерьез, а после прихода советской власти в стране и так хватало забот, поэтому первые отечественные ракеты начали строиться только в 1920-х годах. Хотя справедливости ради нужно отметить, что эпизодически проводились работы над реактивными снарядами для военных целей, однако конструкторы ставили при этом совершенно другие задачи.

Макет самолета «Высокий путь» конструкции С. П. Королева, 1932 год

К 1930-м годам ученые зашли в тупик: твердое топливо для ракет было малоэффективным, стало понятно, что на порохе создать ракету, способную подняться на значительную высоту, невозможно.

А о полетах в космос на порохе можно и не мечтать

Когда никакие ухищрения успеха не принесли, тогда-то и обратили внимание на предложение Циолковского использовать жидкое горючее (ученый сам не строил ракет, но практически все его предложения и теории нашли применение в ракетостроении)

Еще в 1921 году в Москве под руководством изобретателя Николая Тихомирова была образована лаборатория, которая в 1928-м стала называться Газодинамической (ГДЛ). Там как раз и велись работы по созданию реактивных двигателей на жидком топливе. Но активно этим стали заниматься только через год, когда была организована отдельная группа под руководством тогда еще малоизвестного конструктора Валентина Глушко, который сейчас признан одной из ключевых фигур советского ракетостроения.

В 1931-м произошло важнейшее событие в истории отечественного ракетостроения: в августе была создана легендарная Группа изучения реактивного движения (ГИРД). В ее состав вошли молодые изобретатели и ученые, фамилия каждого из которых сейчас известна, — Сергей Королев, Фридрих Цандер, Михаил Тихонравов и многие другие.

Макет кабинета ученого

Интересно, что ГИРД в то время была организацией, созданной на общественных началах, пользовалась минимальной поддержкой со стороны государства, а все работы проводились, что называется, на голом энтузиазме. И это не преувеличение: ни один сотрудник ГИРД (нужно отметить, что группы создавались в Москве, Ленинграде и других городах, Королев работал в МосГИРД) не получал зарплату — случай сейчас беспрецедентный, но в те годы это было нормальным явлением.

В 1933 году произошло слияние ГИРД и ГДЛ — так образовался Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), существующий и поныне (правда, сейчас он носит название Исследовательский центр им. М. В. Келдыша). В РНИИ попали все те ученые и конструкторы, которые работали в ГИРД и ГДЛ.

Перед запуском ракеты ГИРД-Х
на Нахабинском полигоне. С. П. Королев
стоит слева

Современному человеку трудно представить, какие по сложности технические проблемы решали пионеры ракетной техники, работавшие в ГДЛ, ГИРД, а позже и в РНИИ. Мы привыкли к реактивным самолетам, которые ежедневно пролетают над нашими домами, без восторга воспринимаем информацию об очередном удачном запуске ракеты-носителя со спутниками или людьми. И реактивный двигатель в целом кажется нам простым и надежным. Но 80 лет назад ситуация была иной — конструкторы не просто создавали первые реактивные двигатели, а чувствовали себя как на поле боя, с трудом и самоотверженностью отвоевывая каждый ньютон тяги, каждый сантиметр скорости истечения продуктов горения, каждую секунду нормальной работы двигателя.

Аналогия с полем битвы будет еще более полной, если учесть, что в ГДЛ, ГИРД и РНИИ во время испытаний взрывались десятки двигателей и ракет, и иногда они приводили к разрушениям и, что самое страшное, к человеческим жертвам.

Ракета ГИРД-Х в полете

Но даже это никого не останавливало, потому что каждый верил, что еще при их жизни ракеты полетят в космос, к Луне и другим планетам. В то время Сергей Павлович Королев стал, образно выражаясь, одним из главных стержней в ГИРД и РНИИ, на котором держались весь рабочий энтузиазм и вера в лучшее будущее, которое ждет ракету.

В этом же году в ГИРД смогли решить проблему с жидкостным реактивным двигателем — и осенью был совершен успешный запуск экспериментальной ракеты ГИРД-Х, работавшей полностью на жидком топливе (спирт и кислород), положившей начало целому классу аппаратов. Эта победа была началом нового пути, ведь создание более совершенных ракетных двигателей на долгие годы стало задачей № 1 во всем ракетостроении. Данная проблема остра и в наше время, но решение ее в 1930-х годах по-настоящему открыло дорогу к военному и мирному применению ракеты.

История

Сергей Павлович родился в Житомире, в учительской семье. Тягу к авиационной технике проявлял еще в школьные годы, увлекался планеризмом. Учился в строительной школе, Киевском политехническом институте по профилю авиационной техники, Московском высшем техническом училище. Уже во время учебы он получил известность как молодой способный авиаконструктор за спроектированные им летательные аппараты «Коктебель», «Красная Звезда» и легкий самолет СК-4. В 30-е годы под влиянием трудов К.Циолковского и Ф.Цандера он буквально заразился идеей межпланетных полетов. Свои первые проекты он создавал в подвале.

Осуществлять перевозку прадедов «Востоков» и «Союзов» к месту дислокации приходилось в трамвае. Уже тогда было ясно, что Королев – гениальный изобретатель. Однако в 1938 г. по доносу, что его гениальные изобретения якобы отвлекают средства из бюджета, он был арестован и предан суду за антисоциалистическую деятельность как диверсант-вредитель и враг Рабоче-крестьянской Красной Армии. Суд длился долго: целую минуту. Ученый был признан виновным и сослан на 10 лет в Магадан в лагеря строго режима. В 1939 г. НКВД в целях укрепления обороноспособности страны переправило его в Омск для работы в конструкторском бюро, «шарашке», которой руководил заключенный Туполев. В 1944 г. Королев был досрочно освобожден.

Первой задачей, поставленной перед ним правительством, было создание аналога немецким ракетам «Фау». В 1945 г. он отправился в Германию собирать о них информацию. В 1947 г. вышло постановление о разработке новых баллистических ракет с большей, чем у «Фау», дальностью полета: до 3000 км. Для пилотируемых полетов и запусков автоматических космических станций он разработал на базе боевой ракеты семейство трех- и четырехступенчатых носителей. В 1959 г. Королев создал три автоматических космических аппарата для полетов на Луну. Первый и второй – для доставки туда вымпела СССР, третий – для фотографирования обратной стороны Луны. В дальнейшем Королев разработал более совершенный лунный аппарат для мягкой посадки, фотографирования и передачи на Землю лунной панорамы (объект Е-6).

После запуска первого спутника в 1957 г. и, главное, после полета Гагарина в 1961 г., получившего ошеломляющий международный резонанс, Нобелевский Комитет дважды обращался к Хрущеву с просьбой назвать имя главного конструктора этих свершений, чтобы выдвинуть его на соискание Нобелевской премии. Однако Хрущев оба раза ответил примерно одинаково: «Наш главный конструктор – весь советский народ, наша стартовая площадка – социализм». Сергей Павлович по-прежнему оставался «невыездным» и гениальным.

В 1965 г. Королев запустил корабль «Восход-2» с экипажем из двух человек. Во время полета космонавт Леонов совершил первый в мире выход в открытый космос в скафандре через шлюзовую камеру. Продолжая развивать программу пилотируемых околоземных полетов, Королев стал реализовывать свои идеи о пилотируемой долговременной орбитальной станции (ДОС). Важную роль в создании ДОС должен был сыграть космический корабль «Союз», в состав которого входил бытовой отсек, где космонавты могли долгое время находиться без скафандров и проводить научные исследования. В ходе полета предусматривались также автоматическая стыковка на орбите двух кораблей и переход космонавтов из одного корабля в другой через открытый космос в скафандрах. Одна из модификаций «Союза» должна была принять участие в запланированном Королевым полете советских космонавтов на Луну. К сожалению, до воплощения этих идей он не дожил.

Нрава он был грозного, но не жестокого. Его разносы стали притчей во языцех: за нерадение мог «приложить мордой об стол», за срыв сроков работ – послать коллегу с Байконура «в Москву, по шпалам». Но помогал по возможности всегда: сотрудникам доставал лекарства, устраивал их в больницы, «выбивал» жилье. Космонавтов любовно называл «ореликами». Не любил старты по понедельникам и женщин на стартах. Во время полета Терешковой страшно нервничал, чертыхался и поклялся, что «больше ни одной бабы на корабле». В кармане всегда держал две монетки по копейке – на удачу.

По словам его жены, он писал великолепные стихи и больше всего гордился тем, что был высококлассным летчиком.

Умер Сергей Павлович 14 января 1966 г. на операционном столе. Говорят, что в спешке он не успел положить в карман две копейки.

Начало трудовой деятельности

Карьера молодого талантливого выпускника МВТУ началась головокружительно. Созданная совместно с Цандером исследовательская лаборатория в 1932 году превращается в конструкторское бюро по разработке ракет. Год спустя на базе лаборатории основывается Реактивный НИИ, где 26-летний конструктор занимает должность заместителя. Однако творческим амбициям не суждено найти удовлетворения из-за расхождения взглядов на науку с руководством, вследствие чего был переведен на должность рядового инженера.

После Бутырки в Москве ученый прошел следующий путь:

  • 1939 – работы на общих основаниях на Колыме.
  • 1940 – разработка военных бомбардировщиков и перехватчиков под руководством также заключенного Туполева в Московской специальной тюрьме.
  • 1942 – проектирование новых двигателей для баллистических ракет в тюремном КБ при Казанском авиационном заводе.
  • 1944 – досрочное освобождение без реабилитации.

Однако, по мнению космонавта Леонова Королев не обозлился, поскольку на обиды и озлобленность, снижающую работоспособность, у него не оставалось времени.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Росспектр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: