Санкт-петербург-культурная столица россии

Спорт

В спортивной жизни города главное место занимает, конечно, футбол. Нигде в России горожане так единодушно не болеют за свою футбольную команду, как в Петербурге. Ни один спортсмен, ни одна команда по игровым видам спорта не могут сравниться по популярности с «Зенитом» и его футболистами, собирающими на каждый матч по 20 тысяч зрителей. В дни особо важных встреч весь город просто сходит с ума, и даже бабушки на улицах спрашивают друг у друга: «Ну как там наши-то сыграли?»

Чтобы почувствовать всю поддержку населением города своей команды, сходите в день матча на стадион (лучше не в гостевой сектор) или посмотрите игру «Зенита» где-нибудь в спортивном баре в окружении местных болельщиков в сине-бело-голубом с ног до головы. Очень желательно при этом, чтобы цвет вашей одежды не совпадал с цветом формы команды противника, — могут неправильно понять. После матча можете посмотреть зенитовский парад на улицах города, но будьте осторожны, не лезьте в гущу разгоряченной толпы.

Любят в городе и другие виды спорта: хоккей, волейбол, баскетбол, фигурное катание, плавание, парусный спорт… Но футбол безоговорочно занимает первое место.

БЦ «Бенуа»

  • Дата: 2008
  • Архитекторы/дизайнеры: «Speech Чобан&Кузнецов».

Так с бизнес-центрами и зданиями в промзонах еще не поступал никто и никогда. Фасад БЦ Сергей Чобан украсил эскизами театральных костюмов, которые Александр Бенуа создал для «Дягилевских сезонов».

Во-первых, это просто красиво, особенно вечером и с подсветкой. Во-вторых, удачно и с уважением обыграно место: это Свердловская набережная, возле которой в XIX веке одну из дачных усадеб и занимала семья Бенуа. В-третьих, это удивительный, уникальный пример, как без превышения бюджета и лишнего «дорохо-бохато» превратить сугубо утилитарное здание в бедном окружении в предмет чуть ли не роскоши.

Классицизм

Классицизм стал развиваться одновременно с барокко со второй половины 18 века и позже вытеснил все остальные стили в архитектуре на несколько десятилетий. Большая часть известных достопримечательностей города относятся именно к классицизму.

Расцвет классицизма приходится на период правления Екатерины Великой и эпоху Просвещения

Внимание архитекторов обращается на античные ордеры, скульптуры и композиции. Привычные сейчас античные скульптуры на фасадах домов тогда были новаторством для Петербурга и России и смотрелись весьма необычно

Классицизм разделяют на ранний, строгий и поздний, постепенно переходящий в русский ампир. Эпоха правления каждого императора начиная с Екатерины II и заканчивая Александром II нашла своё отражение в реализации проектов классицизма.

В раннем классицизме строились только дворцы, загородные резиденции и административные здания. Позже произошла первая демократизация в обществе и, соответственно, в архитектуре: в одном стиле стали строиться и царские, и дворянские усадьбы и особняки, что нельзя было представить при барокко. Барочная пышность стала казаться неуместной и избыточной.

Характерными чертами, помимо обращения к античности, является унификация и продуманность всего архитектурного комплекса (улица Росси, главные площади города). Это спокойное изящество и утверждение императорской власти без лишнего пафоса. Часто именно этот период называют золотым веком архитектуры.

Примеры: Михайловский дворец, Таврический дворец, большинство известных загородных резиденций, Академия художеств, комплекс зданий на улице Росси.

Русский ампир

Русский ампир продолжил развитие классицизма и стал отражением ростом национального самосознания и утверждении Российской империи на международной арене. В монументальных проектах архитекторы стремились отразить военные успехи России того времени (Отечественная война), продемонстрировать достижения (Адмиралтейство — морской флот) и императорскую власть (Триумфальные арки).

Не отступая от традиций классицизма, стал широко использоваться декор на военную тематику и усилилось влияние античности (скульптуры, колонны, пилястры). Ориентация на античность была отчасти политической: сравнение российского императора с греческими и римскими, отсылки к событиям Римской империи и Древней Греции (Александровская колонна).

Ампир перестал быть актуальным вместе с изменением общественных настроений: это нестабильность, ускорившаяся демократизация после отмены крепостного права и отсутствии тотального контроля за всеми архитектурными проектами.

Главные примеры: арка Генерального штаба, завершившая ансамбль Дворцовой площади, Адмиралтейство, Нарвская и Московская триумфальные арки.

Многие элементы русского ампира вернулись позже, но при схожих обстоятельствах — в 1930-1950-е годы: демонстрация военной мощи, абсолютной власти и монументализма.

#2. Архитектура.

Санкт-Петербург сильно отличается от других городов России своими архитектурными сооружениями. Создавая город, царь Петр 1 опирался на смесь европейских стилей, прогуливаясь по нему можно увидеть итальянские, немецкие, голландские мотивы в оформлении садов, зданий, дворянских усадьб, площадей, крыш и даже входов в дома. Да, вход в жилой дом в Санкт-Петербурге – это отдельное искусство, поэтому их называют парадными.

Photo by verdealbastrui on Unsplash
Мне очень нравится гулять по улицам Питера, каждое здание имеет свой неповторимый облик, иногда кажется, что город остался в прошлой эпохе, когда по дорогам ездили не машины, а кареты.  На главных площадях можно увидеть и кареты, и женщин в платьях прошлых веков, но это всего лишь игра на фоне величественных построек, фото для туристов.

Photo by Random Institute on Unsplash
Если вы хотите увидеть настоящее подлинное искусство Российской Империи, посетите Эрмитаж, дворянские усадьбы, крепости или городские музеи.  Эту информацию можно найти в любом путеводителе, и хотя я не являюсь поклонником достопримечательностей из брошюры, я рекомендую посетить хотя бы несколько мест, чтобы ощутить великолепную архитектуру и понять почему Питер называют культурной столицей.

Трудовые будни

Возведение города на болотах требовало множества строительных материалов и большого количества рабочей силы. Петр приказал привозить камни со всех концов страны и указами сгонял на строительство сотни тысяч крестьян. Работать им приходилось в тяжелейших условиях, рабочий день начинался ранним утром и заканчивался ночью. Крестьяне жили в землянках и шалашах. Их косили холод, грязь и сырость. Многие из строителей убегали, не выдерживая таких условий. По царскому указу за побег сажали в тюрьмы родственников крестьян и держали там до тех пор, пока беглецы не находились.

Принято считать, что город построен на болоте. Однако это не более чем легенда. Петербург возник вовсе не на пустынной местности. До его возведения на этой земле существовало примерно 40 различных поселений, причем большинство из них были еще до прихода шведов.

Там, где сейчас находится Адмиралтейство, в XVI веке располагалось поселение шведов. В устье Фонтанки — деревня под названием Каллила, позже русские окрестили ее Калинкой. В районе Смольного находилось село Спасское. Также имелись села Сабирино, Кухарево, Волково, Купчино и другие.

Сложно сказать, что породило легенду о построении города на пустом месте. Возможно, это объясняется грандиозным и стремительным процессом возведения Санкт-Петербурга. В каком году построен этот замечательный город, теперь известно.

Исаакиевский Собор

Находясь рядом с собором, всегда поражаешься его величием и грандиозными размерами. Ничто не похоже ни на кукольный Спас-нА-крови, ни на Казанский собор (который отнюдь не является точной копией Святого Петра в Риме), вдохновленный духом Древнего Рима.

История строительства Исаакиевского собора восходит к самым ранним годам существования Санкт-Петербурга. Согласно церковному календарю, день преподобного Исаака Далмацкого — 30 мая, день рождения Петра I. В честь своего покровителя Петр I приказал построить деревянную церковь. Появился в 1710 году у западного фланга Адмиралтейства.

В 1717 году западнее Адмиралтейства началось строительство каменной Исаакиевской церкви по проекту Г.И. Матарнова. Строительство было отложено до 1750-х годов, и поскольку земля под фундаментом внезапно начала оседать, церковь пришлось разобрать.

Затем наступило время Екатерины II, которая пыталась украсить Петербург зданиями, соответствующими значимости столицы могущественной империи.

В 1768 году началось строительство Исаакиевского собора, спроектированного Антонио Ринальди — на месте, где стоит нынешнее здание. К 1796 году — году смерти Екатерины II — собор был построен только наполовину. Павел I решил пожертвовать весь мрамор, предназначенный для строительства собора, Михайловскому дворцу, и собор был достроен из кирпича.

В 1809 году Александр I объявил конкурс на строительство нового Исаакиевского собора, который выиграл французский архитектор Огюст Монферран. Кладка была разобрана, а в 1818 году состоялась торжественная закладка фундамента нового собора. Строительство длилось 40 лет до 1858 года, и среди петербуржцев ходили слухи, что некий провидец предсказал Монферрану смерть после того, как строительство было вскоре завершено. Говорили, что именно поэтому он так долго строил. Монферран умер через месяц после завершения строительства собора.

Строительные леса время не снимались. Собор был построен, по их словам, недобросовестно и требовал постоянного ремонта и реконструкции. Деньги на него поступили из царской казны, поэтому в городе распространились слухи, что он разрушит Романовых, и царский дом падет при снятии лесов. Они были сняты в 1916 году, накануне падения самодержавия в России.

Во время строительства и после него собор вызывал противоречивые чувства петербуржцев: от безграничного восхищения до полного отторжения. Противники говорили о диспропорциях с окружающими зданиями, об отсутствии хорошего вкуса у архитектора, о непропорционально высокой бочке с нелепыми колокольнями.

Во всяком случае, сегодня Исаакиевский собор является символом города, наряду с «Медным всадником», Адмиралтейством и Стрелой Васильевского острова. Этот музей-памятник является одним из самых популярных среди туристов, которые имеют возможность подняться на вершину колоннады барабана и полюбоваться панорамой центра города с высоты 43 метра.

Особенности и характер города

Санкт-Петербург сравнительно молодой город. Он был построен по точному плану и задуман изначально как столица страны. Поэтому на посетителей и жителей он производит впечатление немножко искусственного города. Здесь чувствуется также напряженность, беспокойство, жизнь в городе требует большой психической устойчивости.

Петербург был построен в совершенно непригодных для человека природных условиях. Многие считают, что основатель города, император Петр I, ошибся, и называют город проклятым. Петербург- самый большой город, который находится так далеко на севере. Зимой почти весь день здесь темно; во время короткого лета, в июне наступает, наоборот, время белых ночей – солнце практически не заходит.

Город поражает своей красотой и грандиозным масштабом. В отличие от других русских городов его центр сразу был построен из камня, а не из дерева. Центр города представляет собой уникальный архитектурный ансамбль, отличающийся художественной общностью строений.

Санкт-Петербург — это не только город, это попытка создания идеального города, рая, воплощение идеи превращения России в Запад, русского человека — в человека европейского.

Санкт-Петербург считают самым европейским городом России, потому что он был построен по европейским образцам и его жители старались жить по-европейски. Санкт-Петербург гордится огромной культурной традицией.

Символы города

  • памятник Петру Великому — скульптура „Медный всадник“ на берегу Невы
  • шпиль собора Петропавловской крепости
  • разведенные мосты
  • Александровская колонна на Дворцовой площади

Метафорические названия города

  • Северная Пальмира — Пальмира — античный город в Сирии, по образцу которого такжее строили город.
  • Венеция Севера — Петербург, как и итальянская Венеция, построен на островах и каналах.
  • Город белых ночей — С 11-го июня по 2-ое июля — период, когда почти не заходит солнце.
  • Окно в Европу — Петр I хотел основанием Санкт-Петербурга „прорубить окно в Европу“. Построил порт, открыл выход к морю. В.В. Путин при праздновании 300-летия город объявил, что Петербург — не только окно России в Европу, но и окно Европы в Россию.
  • Город революций — Город был всегда и политическим центром. Здесь произошли важнейшие исторические события: восстание декабристов в 1825 г., Революция 1905 г., две революции в 1917 г., Февральская и Октябрьская.
  • Мозг России — Санкт-Петербург представляется как город „ума, разума“, Москва — сердце России.

Город в сокращенной форме называют Питер.

Расположение

Город располагается на берегу Финского залива Балтийского моря на рукавах дельты реки Невы. Он находится в 650 км от Москвы, недалеко от Таллина и Хельсинки.

Рельеф Петербурга

Город лежит в сплошной равнине, здесь нет никаких холмов. Вид на город открывается с башни Исаакиевского собора. Город можно осмотреть с помощью катеров, которые катаются по петербургским каналам, или из самолета.

Река Нева

Нева вытекает из Ладожского озера и впадает в Финский залив. Ее длина — 74 км, причем 24 км она протекает городом. Нева достаточно глубокая, чтобы по ней могли плыть корабли.

Наводнения

Наводнения – самая большая угроза для города. Один раз в сто лет бывает в городе огромное наводнение (первое в 1824 г.). Уровень Невы поднимается на 4 метра; бывают затоплены все улицы в центре. Наводнения происходят потому, что Нева течет обратно, не в море, а в город. Сейчас строят дамбу, чтобы защитить город.


Мосты

В городе мостов мало, поэтому дороги перегружены машинами и городским транспортом. Летом по ночам мосты разводятся.

Острова

45 рукавов Невы образовали многочисленные острова. В Петербурге 101 остров. Главные, крупнейшие острова — Заячий (на котором находится Петропавловская крепость), Васильевский, острова Петроградской стороны, Каменный, Еладин, Крестовский острова.

Государственный Эрмитаж

Расположен в пяти великолепных зданиях на берегу Невы в самом центре Санкт-Петербурга: Зимнем дворце, Малом, Большом и Новом Эрмитаже, Эрмитажном театре. Часть музея размещается во Дворце Меншикова и бывшем здании Главного штаба на Дворцовой площади.

Зимний дворец, спроектированный архитектором Б. Растрелли в 1754-1762 годах, занимает ведущее место в этом великолепном архитектурном ансамбле и становится официальной резиденцией русских монархов. Бартоломео Растрелли говорил о своем творчестве, что оно создано «…только во славу России». Воплощая в себе дух славного 18 века, архитектура Зимнего дворца объединила мощь и энергию стиля барокко с торжественным величием классических интерьеров.

Почти сразу после завершения строительства Зимнего дворца, начатого при Елизавете Петровне, владельцем дворца стала Екатерина II. Именно она создала коллекцию Эрмитажа, выкупив первую коллекцию картин у прусского купца Ганцовского в 1764 году. Сбор произведений величайших мастеров искусства стал одним из важнейших дел в жизни императрицы.

В создании коллекции ей помогали такие выдающиеся личности, как Дидро, Вольтер и другие ценители мирового искусства. Очень узкий круг людей, близких к Екатерине, имел доступ к приобретенным ею шедеврам. Императрица назвала свой дворец «Эрмитаж» со ссылкой на французское слово «жилище отшельника».

За два с половиной столетия Эрмитаж накопил одну из крупнейших в мире коллекций произведений искусства — около трех миллионов памятников, представляющих культурное наследие различных народов от каменного века до наших дней.

Залы на первом этаже Нового Эрмитажа посвящены выставке коллекций старинного искусства. Один из богатейших разделов музея посвящен искусству Италии. В залах Большого Эрмитажа выставлены работы эпохи Возрождения. Жемчужинами этой коллекции являются «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа», принадлежащие кисти Леонардо да Винчи. Также выставлены работы Рафаэля, Тициана, Джоуи и Микеланджело.

В залах испанской живописи можно увидеть картины Веласкеса, Эль Греко, Мурильо. Голландское и фламандское искусство представлено картинами Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Снайдера и Халса. Отличная коллекция работ французских художников, в том числе работы Л.Ленина, Н.Пуссена, Ж.Шардена, Э.Делакруа. Большое значение имеет коллекция картин импрессионистов и постимпрессионистов Эрмитажа. В этой экспозиции представлены работы таких выдающихся мастеров, как О. В этой экспозиции представлены работы таких известных художников, как О. Ренуар, П. Пикассо и В. Ван Гог.

Важное место в Государственном Эрмитаже занимает коллекция Отдела доисторической культуры. Часть экспонатов этой коллекции находится в «Золотом кладе» Эрмитажа, где сосредоточены замечательные предметы скифских ювелиров, найденные при раскопках курганов Причерноморья

Некоторые помещения Зимнего дворца занимает Отдел истории русской культуры, в котором, помимо картин, рисунков и гравюр, представлены коллекции монет, мебели, костюмов и других произведений русского прикладного искусства, ставших впоследствии академическими музеями.

Эрмитаж известен не только среди российских жителей, но и среди иностранных гостей. И, наверное, это долг каждого из наших соотечественников, если он еще не посетил этот замечательный музей, то обязательно должен его посетить!!!!

История основания

Самым любимым городом многих российских граждан является именно Санкт-Петербург. Сочинение о нем содержит описание основных исторических событий, связанных с этим великолепным городом.

История основания берет свое начало с Северной войны России со шведами. Исходом сражения стала шведская крепость Ниеншанц, захваченная русской армией под командованием Петра Первого. Для укрепления позиций Российского государства царь приказал построить город неподалеку от завоеванной крепости.

К строительству будущей столицы Российской империи Петр Первый подошел крайне основательно, принявшись к тщательному обследованию ближайшей местности. Российский император хотел построить город, находящийся вблизи моря. Первые застройки и укрепления будущего города появились на Заячьем острове. Кроме того, территория города должна была пролегать вдоль Невы, которая также являлась бы главной транспортной артерией.

По рассуждениям Петра Питер изначально задумывался как портовый центр, в котором могли жить люди разного класса и развивать свое дело. Говоря в сочинении о Санкт-Петербурге, почему царь хотел создать город у выхода к морю, следует указать причины. Среди них одной из главных являлось отсутствие у Российского государства выхода к водному пространству, а также отсталость страны от ряда европейских держав.

Архитектура зданий при Петре I

Как уже было отмечено выше, в процессе возведения северной столицы появился новый архитектурный стиль, получивший название петровское барокко (некоторые исследователи называют этот стиль «пилястровым барокко» и сравнивают с европейским «барокко Бернини», которое также сочетает в себе черты классицизма, чистого барокко и готики).

Он пришел на смену нарышкинскому барокко, и его главными отличительными чертами были

  • выверенная симметрия;
  • простота и четкость линий объемных зданий;
  • пластичность и торжественность деталей;
  • акцент на высоте в наиболее значимых зданиях;
  • сложность окон;
  • двухцветная окраска в штукатурке (красно-белая, реже – сине-белая)
  • практичность архитектурных решений.

Петр Алексеевич полностью отказался от византийской традиции в архитектуре, на основе которой возводились все русские города, включая Москву. Ему милее была голландская простота и немецкая практичность.

Взгляды Петра Первого разделяли приглашенные им архитекторы. Над зданиями Санкт-Петербурга работали

  • итальянцы – Д. Трезини, Н. Микетти, Д. М. Фонтан;
  • немцы – Г. И. Маттарнови, Т. Швертфегер, А. Шлютер, К. Конрад, И. Ф. Браунштейн, И. Г. Шедель;
  • голландцы – С. ван Звитен;
  • французы – Ж. Леблон;
  • швейцарцы — Н. Ф. Гербель.

Благодаря такому многоэтничному составу архитекторов петровское барокко впитало в себя определенные черты итальянского барокко и французского классицизма.

Вместе они построили не только вышеуказанные здания, но и:

  • Кронштадт;
  • Ораниенбаумский дворец А. Д. Меньшикова;
  • Галерную гавань;
  • Партикулярную верфь;
  • Гостиный двор;
  • Конюшенный двор.

В целом градостроительство во времена Петра Великого характеризуется:

  • регулярной застройкой (прямые улицы, пересекающиеся под прямым углом; фасады, вынесенные по линиям улиц; запрет на строительство в глубине дворов);
  • практичной застройкой (прежде всего строились военные, государственные, производственные здания);
  • ориентиром на высоту (наиболее важные здания венчали шпили).

Работа была централизованна, контролировалась государством. Так за застройку Санкт-Петербурга отвечала особая Комиссия по строению. То же самое было в таких новых городах, как Азов и Таганрог.

Основание Санкт-Петербурга кратко. История Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург  был основан в 1703 году по инициативе императора Петра I. На Заячьем острове был заложен первый камень, именно отсюда стал расти новый город. Своё название Санкт-Петербург получил от Петропавловской крепости, первого сооружения города, которое появилось на реке Неве в ходе Северной войны. Новая столица (Санкт-Петербург был столицей России на протяжении двух столетий, начиная с 1710 года) строилась силами крепостных, которых насильно сгоняли на постройку города. Говорят, что Петербург стоит на костях усопших. Во время строительства от недоедания и изнурительного труда умерло несколько тысяч рабочих-крестьян. В 1710 году Петр приказал переселить в Петербург около 15 тысяч разных мастеровых людей из всех областей России. Раздача земель в городе была бесплатной. Таким образом, очень быстро застроилась центральная часть города, которая сегодня является историческим центром.

Строительство тех времен было ориентировано на европейские каноны, все постройки возводилось иностранными мастерами по образу и подобию архитектуры других стран. Санкт-Петербург строился по четкой планировке. По задумкам Петра I новый город должен был походить на Венецию или Амстердам. По приказу императора архитекторы Ж.Б. Леблон и Доменико Трезини разработали генеральные планы новый столицы.

До середины XVIII века об украшении города мало заботились, преследуя одну цель — быстрыми темпами возвести как можно больше зданий. В то время больших каменных сооружений было мало. С приходом на трон императрицы Елизаветы Петровны строительная политика изменилась: во время ее царствования стали заботиться о том, чтобы украсить город величественными зданиями, достойными столицы. Именно тогда началось строительство Зимнего Дворца, где сейчас расположен Эрмитаж. Также появились Аничков дворец, Смольный и Владимирский соборы. Еще больше сооружений появилось во время правления Екатерины II. Этот период считается расцветом русской архитектуры. При вступлении царицы на престол в городе насчитывалось около 60 тысяч жителей, а через тридцать лет в нем уже жило 230 тысяч человек. Именно в эпоху правления Екатерины началась массовая застройка города каменными зданиями. Тогда началось строительство сооружений, которые сегодня являются главными достопримечательностями города на Неве: Дворцовая площадь, Каменноостровский и Елагин дворцы. Тогда же появился знаменитый памятник Петру I – «Медный Всадник». В это же время застраивалась территория Александро-Невской лавры

Императрица уделяла особое внимание украшению общественных мест, пригодных для прогулок, именно при ней все набережные Невы были обложены гранитным камнем

Исаакиевский собор

  • Адрес: Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, 4
  • Режим работы: с 10:30 до 18:00, выходной день – среда
  • Стоимость билетов: взрослый – 350 рублей, льготный – 100 рублей, детям до 7 лет бесплатно

Исаакиевский собор – крупнейший православный храм Санкт-Петербурга, имеющий интересную и богатую историю. Изначально Исаакиевский собор представлял собой деревянную церковь, которую построили в честь византийского монаха Исаакия Далматского (на его день памяти приходится день рождения Петра Великого). Исаакиевский собор постоянно видоизменялся. Вместо деревянной церкви сделали каменную, потом построили новую, но она не соответствовала парадной застройке. И только в 1818 г. начали строительство нового храма по проекту архитектора Огюста Монферрана. Собор получился действительно роскошным и монументальным. Музейный статус ему присвоили в 1948 г. С тех пор он является одной из главных достопримечательностей Петербурга в центре города.

Посетив храм, вы увидите роскошное убранство и прочувствуете сакральную атмосферу. Но вы можете не ограничиваться одним посещением собора и подняться на Колоннаду, с которой открывается прекрасный вид (билеты на колоннаду продаются отдельно). Чтобы попасть на смотровую площадку, придётся преодолеть 262 ступеней, поэтому советуем надеть удобную обувь. Не забудьте и про тёплую одежду, поскольку на Колоннаде может быть ветрено. Отдохнуть после посещения Исаакиевского собора и его Колоннады можно в панорамном ресторане «Мансарда», который располагается поблизости. Познакомиться с архитектурным шедевром можно на экскурсии Исаакиевский дворец снаружи и изнутри, весь центр Петербурга и Исаакиевский собор.

Барокко

Одним из первых архитектурных стилей Петербурга стал барокко, популярный в Европе на момент основания города в 1703 году. Первые здания в центре строились именно в этом стиле: от Петропавловского собора на Заячьем острове до застройки Университетской набережной.

Пётр I вдохновился барокко, путешествуя по Европе, поэтому главными приглашёнными в Петербург архитекторами стали именно европейские мастера: Доменико Трезини, Бартоломео Растрелли, Жан-Батист Леблон.

В барочном стиле строились дворцы, особняки, загородные резиденции, соборы и церкви. Самыми яркими примерами являются Зимний дворец, дворец Строгановых, Смольный, Петропавловский и Сампсониевский соборы.

Для барокко характерен пышный декор, изящество линий, ориентация на эпоху Возрождения и сочетание больших и малых форм. В Петербурге он претерпел изменения с течением временем, поэтому сейчас разделяют Петровское и Елизаветинское барокко.

Петровское барокко

При Петре I барокко было относительно скромным и строгим, чем значительно отличалось от стиля, характерного для Западной Европы. Пётр активно участвовал в проектировании главных зданий, а потому в них заметно выражены его личные предпочтения: стремление к простоте, сдержанной роскоши без излишеств. Таким образом столь непривычная на первый взгляд для России вычурность барокко нивелировалась относительно минималистичной адаптацией при Петре. Эти типичные черты сохранились и при Анне Иоанновне.

Характерные примеры: Кикины палаты, здание Двенадцати коллегий и Летний дворец.

Елизаветинское барокко

Елизаветинское барокко также называют «расстрелиевским» — по имени главного архитектора этого недолгого, но яркого периода. Для него характерна большая пышность, богатая на изящные декоративные элементы как на фасаде, так и в интерьере, зачастую переходящая в рококо. Всего за двадцать лет в этом стиле были построены знаковые петербургские достопримечательности, значительно сформировавший облик центра города: Зимний дворец, Смольный собор, Екатерининский и Большой Петергофский дворец.

Основание Санкт-Петербурга и его роль в истории России

16 (27) мая 1703 года в устье Невы императором Петром I был заложен город Санкт-Петербург . Этим днём датируется закладка царём-реформатором Петропавловской крепости — первого здания города — на Заячьем острове.

В первые десять лет существования главной частью города был Городской остров (современный Петроградский остров), здесь находились Гостиный двор, Троицкая церковь, множество служебных зданий, ремесленные слободы и воинские части. Первым промышленным предприятием города стала Адмиралтейская верфь, открытая в 1705 году на Адмиралтейской стороне (левый берег Невы), где в дальнейшем были простроены Галерная верфь, Зимний дворец Петра I и Летний дворец Петра I с Летним садом. С 1712 года город был провозглашён столицей России, а в 1713 году все лица, принадлежащие к царскому двору, должны были селиться в Петербурге, сюда переехал правительственный Сенат. Указом Петра Великого от 16 января 1712 года в Петербурге создаются инженерная и артиллерийская школы.

В 1712 году Пётр I издал указ о создании Генерального плана Санкт-Петербурга. Именно с этого времени активно начали застраиваться Васильевский остров, Выборгская сторона, разворачивается строительство пригородных дворцов Петергофа, Екатерингофа, Ораниенбаума. К 1725 году построены Смольный двор, Литейный двор, водяные пильные мельницы, кирпичные, восковый, пороховые, оружейный, шпалерный, кожевенный и другие заводы, пищевые предприятия, В 1724 году переведён из Москвы Монетный двор.

В 1725 году была основана Петербургская академия наук, где с 1728 года стала выходить первая русская газета «Санкт-Петербургские ведомости». Санкт-Петербург становится одним из крупнейших научных центров в России. Создаётся целый ряд учебных заведений — Смольный институт благородных девиц, Императорская Академия художеств, Горное училище, Главное народное училище по подготовке учителей и другие. Развивается и культурная жизнь в столице. 30 августа 1756 года издаётся указ о создании первого в стране государственного театра. Начинается строительство гранитных набережных Невы, Фонтанки, а затем и других рек и каналов центра города. К концу XVIII века население города составило 220 тысяч человек и обогнало по численности Москву.

Население города в XVIII веке росло почти исключительно за счет притока жителей из глубинных районов России. Трудовой народ шел сюда, надеясь найти работу. Купцов привлекал сюда первоклассный порт и широкий потребительский рынок. Дворяне ехали сюда в надежде попасть на службу в гвардию, в многочисленные государственные учреждения, сделать карьеру при дворе. Петербург притягивал к себе поднимающиеся к науке и знаниям молодые силы, складывающуюся в стране интеллигенцию.Структура населения молодой столицы отражала структуру населения всей страны, но в Петербурге более отчетливо, чем в других местах, проявлялись новые тенденции в движении населения — рост числа лиц, живущих продажей своей рабочей силы, рост прослойки населения, которая предшествовала появлению промышленного пролетариата. Высокому темпу роста населения отвечал быстрый рост застройки города.

Архитектура Петербурга не копировала западноевропейских образцов, она стала глубоко самобытной, национальной и сохранила немало особенностей, присущих русской архитектуре предыдущих веков. Архитектурные ансамбли молодой столицы явились выдающимися творческими достижениями мировой архитектуры, высоко поднявшими славу русского зодчества. Воспетая Пушкиным Невская столица стала со временем одним из прекраснейших городов мира .Её жизнь определялась общественными интересами всей страны, в том числе и Петербурга. Прогрессивные общественные движения, которые происходили в столице, передовая общественная мысль и культура, которые в ней развивались, были настолько же петербургскими, насколько и общероссийскими. Значение Петербурга определялось тем, что именно здесь развертывались общественно-политические течения, создавались те культурные ценности и общественные теории, которые отражали наиболее прогрессивные тенденции в развитии русского народа. В Петербурге развивалась русская наука и искусство нового времени.

Ранний классицизм в архитектуре Петербурга

Этот период начался примерно в 1760 году и завершился спустя приблизительно 20 лет. Это время нередко именуют эпохой «просвещенного абсолютизма» из-за весьма спорных способов правления Екатерины Великой. Внешне архитектурный классицизм выделялся на общем фоне применением античных орденов, также стилю была присуща монументальность конструкций.

В число первых построек данного периода в Петербурге вошел дворец графа Разумовского. Он был создан в период с 1762 по 1766 года. Авторы — А.Ф. Кокоринов и Ж.Б. Валлен-Деламот. В проекте использованы элементы ионического и коринфского ордеров, аркады, барельефы. Тем не менее, при взгляде на фасад еще можно заметить черты барокко, не желавшего уходить в историю.

дворец графа Разумовского

Валлен-Деламот возвел также Северный павильон и Висячий сад Малого Эрмитажа, откуда и пошел знаменитый музей. Участником строительства Малого Эрмитажа был и Юрий Фельтен. Несколько рукотворных творений принадлежат гению Антонио Ринальди. Среди них монументальный Мраморный дворец и складской комплекс Тучков буян.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Росспектр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: