Покровский собор в москве

О церкви

О церкви

Храмы, монастыри и церкви несут в себе особенную энер­гетику, неповторимую ауру. Эти «намоленные», святые места всегда нам дороги.

В чём же проблема данного текста?

Герой, уже немолодой человек, оказывается там, где он в да­лёкой юности был счастлив. Но теперь он едва узнаёт знакомые окрестности, и причина тому — жалкий вид полуразрушенной маленькой шатровой церкви, которая когда-то так органично вписывалась в старый московский переулок.

В качестве комментария можно привести следующее допол­нение. В далёкие годы (двадцать лет назад) он увидел и воспри­нял не только одну церковь. Она в его сознании соединилась с не­которыми памятными, самыми счастливыми моментами жизни. И теперь всё было разрушено: нет церкви, а дорогие сердцу впе­чатления омрачены горечью невосполнимой потери.

Какова же позиция автора, известного русского писателя А.И. Солженицына? Храмы, разрушенные по чьей-то злой воле, не только портят, уродуют вид местности. Сам факт надруга­тельства над святынями убивает в душах людей те светлые на­строения, которые помогали им, верующим не одного поколе­ния, жить в привычной среде, ощущая поддержку Всевышнего. Случается, что небрежное отношение к ещё не разрушенным шедеврам храмового зодчества наносит нашей культуре непо­правимый вред.

Я согласна с мнением автора и подтверждаю правоту его по­зиции следующим примером из рассказа В.Шукшина «Мастер». Местный столяр, деревенский парень Сёмка Рысь талантлив. Именно он увидел красоту маленькой заброшенной церкви, по строенной даже не на виду, а в стороне от больших дорог, где-то под косогором. Проникнув через только ему известный лаз внутрь церкви, Сёмка понимает, насколько она прекрасна, не­смотря на заброшенность и запустение. Как жаль, что красота за­мысла архитектора, соразмерность и стройность форм, высокое искусство строителей никак не оценены современниками и зем­ляками Сёмки — жителями окружающих сёл и деревень. Забвенье такого шедевра — факт несправедливый и обидный, как считает сельский парень, и начинает стучаться в двери начальников, от которых зависит дальнейшая судьба церкви. Но горячие порывы молодого человека не оценены, замысел восстановить это чудо никем не понят. И разочарованный неудачей, Сёмка остаётся ни с чем. Городской архитектор (он состоит при аппарате власти) утверждает, что церковь не уникальна. Зачем же тратить деньги на её восстановление? Но даже если храм не единственный в своём роде, он всё равно остаётся прекрасным.

И второе доказательство правоты автора. Марина Цветаева в «Стихах о Москве» прославляет «сорок сороков» московских церквей с их колоколами. Они изображены как символ Боже­ственного покровительства древнему городу.

Ведь храмы на Руси — часть духовного наследия русского народа.

Реликвии храма Василия Блаженного

Собор богат древнерусскими святынями. Так, в церкви Святой Троицы хранится одна из наиболее старинных и почитаемых реликвий храма – образ «Троица Ветхозаветная» (вторая половина XVI в.). В подклете представлена икона Василия Блаженного (конец XVI в). Образ создан непосредственно для данного собора. Там же в нижних помещениях находится святыни XVII– XVIII веков: иконы Девы Марии «Знамение» и «Покров Пресвятой Богородицы».

В центральной церкви возвышается иконостас, созданный из дерева и декорированный оловянными накладками, покрытыми позолотой. Его перенесли сюда из кремлёвского храма Черниговских чудотворцев, упразднённого в 1770 г. В XVIII столетии эту алтарную преграду продали и увезли в Тверскую губернию. В 20-х годах ХХ века научные сотрудники храма-музея разыскали эти старинные иконы и вернули их в Покровский собор.

В церкви, посвящённой Александру Свирскому, возвышается тябловый иконостас. В нём между деревянными балками (тяблами) вставлены старинные иконы, созданные в XVI–XVIII вв. Столь же древние образа хранятся в тябловой алтарной преграде в приделе Варлаама Хутынского. Наиболее ценной реликвией в этом приделе является висящий отдельно от иконостаса новгородский образ «Видение пономаря Тарасия», датируемый концом XVI в.

Данная святыня была написана на основе фрагмента из жития Варлаама Хутынского. В нём описывается сон пономаря Тарасия. В 1505 г. священнослужитель узрел озеро Ильмень, нависшее над Великим Новгородом, огненную тучу и ангелов, поражающих людей пламенными стрелами. Представший в видении Варлаам Хутынский (умер в 1192 г.) объяснил пономарю, что Господь хотел потопить Новгород за грехи его жителей, но по молитвам Богоматери и святых нашлёт на них лишь мор и пожар.

Легенда, ставшая и частью жития святого, и отдельным произведением «Видение хутынского пономаря Тарасия», создана под влиянием исторических фактов. В 1506–1508 гг. в Великом Новгороде моровая язва унесла 15000 человеческих жизней. В 1508 г. в городе случился страшный пожар, в котором погибли 2314 человек. События видения отражены на иконе. На ней топографически точно изображён город, представлены повседневные работы новгородцев: пахота, сев, рыболовство.

В церкви Входа Господня в Иерусалим хранится уникальная реликвия – образ «Святой Александр Невский в житии» (XVII в.). Вокруг изображения благоверного князя представлены 33 фрагмента из его жития. В приделе Киприана и Иустины находятся хоругви XVIII века – религиозные знамёна со святыми ликами. В приделе Николы Великорецкого в алтарной преграде представлена святыня XVIII века «Святитель Николай Чудотворец в житии».

В приделе, освящённом в честь Иоанна Блаженного, хранится древняя православная реликвия – железные вериги. Согласно преданию, эти тяжёлые цепи носил на своём теле юродивый Христа ради Иоанн Блаженный. Стяжая ими плоть, святой старец укреплял и возвеличивал свой внутренний дух. В былые времена священнослужители возлагали эту святыню на страждущих людей для исцеления от недугов и получения благословенной помощи чудотворца.

Христа ради юродивый

На Руси всегда почитались подвижники, которые отказывались от удобств и комфорта сытой жизни ради служения Богу. Юродивые, которых народ считал заступниками простого народа перед властью земной и небесной, всегда почитались на Москве. Особенно знаменитым был блаженный Василий (1468-1557), считавшийся покровителем города.

Василий почитался не только простыми людьми, его уважал митрополит Макарий, к нему прислушивался сам царь Иван. Блаженный Василий первым начал собирать деньги на постройку храма. Рассказывали, что он хранил собранную мелочь открыто, но чудесным образом не пропало ни копейки, ибо вора поражал паралич, от которого мог излечить только Василий.

Эти деньги стали первыми затраченными на строительство, когда блаженный уже умер, причем при его похоронах гроб нес сам Грозный.

Еще один Покровский храм в Москве

Есть в столице у Покровской заставы (другое название — Абельмановская Застава) одноименный ставропигиальный женский монастырь. Он имеет свою славную историю, которая началась в 1635 году при царе Михаиле Федоровиче. После нескольких столетий, когда с обителью происходили разные метаморфозы, в 1994 году Священным Синодом было принято решение возродить в нем монастырь. Обитель стала женской, но известность к ней пришла в 1998 году, после того как она обрела мощи М. Д. Никоновой . В 2004 году она была прославлена в лике месточтимых святых как «блаженная Матрона Московская». На территории монастыря есть освященный в 1998 году Покровский собор. В Москве Матрона, вернее ее имя, больше всего связано именно с этим монастырем, куда нескончаемой чередой поклониться ее мощам идут тысячи столичных жителей и гостей города. По некоторым данным в дни престольных праздников Покровский собор с мощами Матронушки посещают до 50 тысяч человек, а ежедневно приходят около 3000.

Кто построил храм Василия Блаженного

Учёные не имеют единого мнения о том, кто создал этот памятник древнерусского зодчества. Согласно одной из версий, его построил итальянский архитектор, чьё имя история не сохранила. В пользу этого предположения выступает тот факт, что многие здания Московского Кремля были воздвигнуты итальянскими мастерами. В подтверждение этому исследователи находят в соборе сочетание традиций древнерусского зодчества с чертами европейской архитектуры эпохи Ренессанса.

Также на основе древних летописных сообщений известно, что некий Постник Яковлев примерно в тот же временной период занимался восстановлением Казанского кремля, разрушенного при покорении Казани. Учёные до сих пор не пришли к общему выводу о том, являются ли Постник, воздвигнувший храм в Москве, и Постник, занимающийся строительством в Казани, одним и те же лицом, или это два разных мастера с одинаковым именем.

В первой половине XX в. западные искусствоведы выдвинули предположение, что Постник, работавший при восстановлении Казанского кремля, видел, как при взятии столицы Казанского ханства была уничтожена многоглавая мечеть «Кул-Шариф». Возвратившись в Москву, он создал живописный храм с использованием элементов восточной архитектуры. Тем самым зодчий показал татарам, что, приняв крещение, они смогут найти в православной вере нечто родное и близкое.

Храм Василия Блаженного — история

Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном экземпляре царь Иван Грозный приказал ослепить зодчих Постника и Барму, — так гласит легенда. Их имена стали известны лишь в конце XIX в. Считается, что царь наблюдал за строительством храма с башни на кремлевской стене. Когда строительство подошло к концу, он призвал к себе зодчих, чтобы спросить, смогут ли они повторить такое здание? Зодчие ответили утвердительно царю. Тогда он приказал лишить их зрения. У ученых есть и сомнения на этот счет: в XVI веке выдающиеся зодчие очень ценились.  Так для построек Кремля приглашали итальянских мастеров.  Вполне возможно, что, зная суровый нрав русского царя, слухи распространили иностранцы.

В XVIII-XIX в.в. в храме Василия Блаженного регулярно совершались богослужения. Как правило, их совершали в пристройке — храме, построенном в честь святого Василия Блаженного, потому что остальные храмы были холодными. Именно поэтому в народе прижилось название — храм Василия Блаженного.

Богослужения в храме продолжались вплоть до начала XX в. Последним настоятелем стал отец Иоанн Восторгов, ныне причисленный к лику святых в сонме новомучеников и исповедников. Его расстреляли за миссионерскую деятельность. Он пользовался особой любовью и уважением у москвичей.

Очевидцы рассказывали:

Во время Великой Отечественной войны музей не прекращал своей работы, хотя и был закрыт для посетителей. Храм Василия Блаженного тщательно замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. Существует легенда о том, что после войны Сталину предлагали убрать собор под предлогом помехе для проведения парада. Считается, что Каганович показывал Сталину макет площади, и при нем убрал макет храма, предлагая его снести. Сталин резко прервал его: «Лазарь, поставь на место!». Неприкосновенность собора с тех пор ни у кого не вызывала вопросов.

Сочинение описание по картине Церковь Покрова на Нерли Герасимова

Холст «Церковь Покрова на Нерли» был написан художником, который по большей части писал пейзажи. В них он выражал скромную, однако, величавую красоту своей земли. Примером этому служит холст «Церковь Покрова на Нерли». Глядя на нее не один человек не может остаться равнодушным.

Воздвигнут Храм был при Андрее Боголюбском. В придании сказано, что князь сильно тосковал после гибели своего сына. В воспоминание о нем он воздвиг Храм, который построен на берегу речки и очаровывает всех своим блеском. Не был холоден к такому блеску и сам художник.

На картине в центре изображена церковь в один из солнечных дней. Ей художник отвел самое главное место в центральной части холста в объятиях шикарной природы, а вокруг простираются необъятные просторы. Сама Церковь стоит на возвышении, словно величавый белокаменный сторож, обративший свою золотую голову в голубое небо с белыми пышными облаками. Эти облака делают картину совершенно необычной. Возникает такое чувство, что Храм возникает из земли совместно с возвышением, на котором стоит. А отблеск в воде – это его необыкновенное загадочное продолжение. Церковь выглядит, как будто она сделана не мастерами, а создана небесами.

На холсте также видны – прекрасный зеленый луг, за которым раскинула свои воды голубая речка.

Речка Нерль тихо пустила свои воды вокруг Церкви, Лодка раскачивается на воде, несмотря на то, что увидеть это невозможно. Это является в воображении зрителя. На противолежащем от Церкви берегу прохаживается молодая женщина с ребенком. Вдалеке видны поля и луга.

При взгляде на этот холст у зрителя возникает множество положительных чувств. А глядя на саму Церковь размышляешь про извечные ценности. На холсте видно, что Храм изображен не сам по себе, он как будто маленькая Вселенная, которую показывает художник на своем холсте. Роскошь соседствующей природы лишь выделяет утонченность и элегантность Церкви, которую создали человеческие руки. Здание кажется выразительным и воодушевленным.

Этот холст дает возможность испытать удовольствие от рассматривания Храма, даже тогда когда собственно созерцать его не удалось.

Сочинение на тему: Храм Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного – это одно из самых необычных, неземных и ярких сооружений древней Руси. Он расположен в Москве на Красной площади

Это как бы символ России, всегда привлекающий внимание и взгляды не только иностранцев и путешественников, но и самих коренных жителей

Раньше на этот месте была Троицкая церковь, сооруженная из камня. При ней был погребен великий русский святой Василий Блаженный. Его Господь наделил даром ясновидения. Он сказал Ивану Грозному о великом пожаре в Москве, случившимся в 1547 году. Грозный царь побаивался и глубоко чтил святого. Затем Иван Грозный начал строительство нового храма, который должен будет всех поразить своей красотой, куда позже перенесли мощи святого.

Во время постройки храма шло в важное историческое время для России. Это было время Казанского похода, важного для нашей истории

Сам Иван Грозный большое значение придавал этому событию, он встал во главу войска.

Великий царь произнес обещание, гласившее о том, что если это выступление будет удачным, Русь победит, то он построит на площади в Москве такой храм, каких еще Страна не видывала. Царь с похода вернулся с победой и сдержал свое обещание, началось строительство. Возведенный храм приводил в восторг и горожан, и иностранцев. Они говорили, что много видели чудес в свете, но такой красоты, силы, мощи ни где не встречали.

Храм Василия Блаженного – это не только символ Москвы, но и всей России. Он настолько хорош и величествен, что вполне может быть лицом такой великой страны, как Россия.

Архитектура этого исторического памятника очень сложна. Он включает в себя девять отдельных церквей, стоящих на едином фундаменте. Башня, находящаяся в центре, возведена в виде шатра, выделяясь от других своим ярким цветом. Остальные восемь находятся по четырем сторонам, их башни произведены в виде луковок. Каждая башня увенчана куполом, причем они все разные, нет ни одного одинакового.

Купола отличаются так же и рисунком. Главное отличие этого храма перед другими – это отсутствие фасада. Это очень красивый, необыкновенный, полностью декорированный памятник культуры, дошедший к нам как наследие 19 века.

Популярные сегодня темы

  • Иглу

    Сейчас народ эскимосов знает дома из дерева и камня. Тем не менее, они периодически пользуются своим древним умением создания домов из снега, которые называются иглу.

  • Тираннозавр

    Один из крупных динозавров хищников – это несомненно тираннозавр, который обитал в меловом периоде на Земле (примерно 65 млн. лет назад на территории Северной Америки).

  • Зевс — бог Древней Греции

    Центральное место в древнегреческом пантеоне богов отведено Зевсу, отцу богов и людей. Зевс попал на Олимп в результате долгой и жестокой борьбы за власть с собственным отцом Кроносом.

  • Хоккей

    Пожалуй, для любого мало-мальски знакомого со спортом человека известна фраза «трус не играет в хоккей». А ведь действительно хоккей – это игра, где нет места трусости.

  • Клевер

    Клевер — травянистое растение, которое может достигать 55 сантиметров высоты. Ветвистый корень хранит бактерии, которые доставляют азот в почву. Три одинаковые листика клевера соединены в одн

  • Горные породы

    На нашей планете в недрах земли огромное количество ископаемых, их принято называть горными породами. В основном горные породы состоят из совокупности минералов, которые находятся в земной ко

Покушения на строение

За всю свою долгую историю храм мог быть подвергнут уничтожению или разорению. Но всегда какое-то чудо спасало эту гордость России.

В 18-м веке во время пожара в Москве здание было охвачено пламенем, но мужественные москвичи как могли спасали храм. В результате строение пострадало, но выстояло. Позже его воссоздали практически в том же виде, как и до пожарища.

В 19-м веке, когда Наполеон вошел в столицу России, в соборе были сооружены сараи для лошадей. Позже, при уходе из Москвы, император в ярости приказал не оставить и камня в этом соборе. Замечательное строение должно было быть взорвано. И опять героические москвичи и Господь Бог помогли отстоять храм. Когда французские солдаты стали зажигать фитили, которые шли к бочкам с порохом, люди стали ценой своей жизни гасить огонь. И тут им на помощь пришел дождь. Ливень хлынул с такой сокрушительной силой, что затушил все искры.

Уже в 20-м веке Каганович, показывая макет обновления и перестройки Красной площади Иосифу Сталину, убрал фигурку храма, решив снести его навсегда. Но верховный главнокомандующий грозно сказал: «Лазарь, поставь на место!».

В 1936 году при строительстве автомобильных дорог было решено уничтожить храм, так как он мешал движению. Но на его защиту встал московский реставратор Барановский. В Кремль от него поступила телеграмма: «Если решите взорвать храм, взрывайте вместе со мной!».

Описание собора Василия Блаженного

Его второе название – Покровский в честь Покрова Богородицы. Выходя на площадь, мы не видим его полностью. Подойдя вплотную к нему, он предстает перед нами в полной красе. Уникальное строение архитектора включает одиннадцать церквей.

В отличие от аналогичных построек XVI века в нем нет фасада – он имеет круговую форму. Ни одна из сторон не уступает в своей красоте и определить главную невозможно. На 65 метров вздымается вверх над Красной Площадью постройка – в годы строительства она была самой высокой в столице.

Кирпич, использованный для возведения церкви, в XVI столетии был новинкой. Вопреки существующим традициям церковь строили не из белого камня. Главная часть храма завершается шатром с ярким декором, рельефом и резьбой. Остальные приделы выполнены в уникальном стиле и не повторяют друг друга. Настоящее сочетание цветов утвердилось лишь в конце XIX века.

В ряду своих соотечественников и сверстников храм занимал особое место – его многоглавие, удивительный пышный декор и необычная структура удивляют прихожан и сегодня. Изначально создали 25 куполов, покрытых белым железом. Борис Годунов приказал озолотить их.

В первые столетия храм выглядел для русского народа и гостей страны более стройным. Все лестницы, ведущие наверх приделов, были открытыми, а все здания опоясывали террасы. На них цари прогуливались и обменивались новостями.

Борис Годунов и его последователи не видели узорчатых куполов, в то время они имели шлемовидную форму. Место разноцветной раскраски занимали красные узоры живописцев. Основной формой декора в соборе стал кокошник. (см. чем помогает Матрона Московская?)

Архитекторы и исследователи памятников культуры говорят, что все элементы комплекса – шатровость, башни, узоры и сочетание цветов устремляют его вверх. Даже современные доработки и утяжеление конструкции не делают его грузным.

Священнослужители говорят, что церковь – мемориальный памятник, а не пристанище православной веры. С этим связано его пышное внешнее убранство – пилястры, колонны, карнизы, изразцы и розетки повествуют зрителю историю о традициях русского народа.

Внутри храм украшен росписью с использованием трех цветов: черного, красного и белого. Особое место занимают фресковые росписи, орнамент в виде цветов и растений и особенная роспись, повторяющая кладку кирпича. Внутри собраны иконостасы, принесенные из других храмов.

Современники, поэты и писатели, публицисты и известные гости страны по-разному величали главный собор государства: «диво-дивное», «глас народа», «национальное произведение», «синтез искусств и переплетение эпох». Список можно перечислять бесконечно. Одно ясно точно, Баженову и его последователям удалось воплотить в нем тонкие черты русского человека и создать «архитектурный аксюморон», объединив несочетаемое.

Интересные факты о храме Василия Блаженного

  • Высота собора – 65 м. С 1561 по 1660 г. он являлся наиболее высоким зданием в столице Московского государства. Это почётное звание церковь утратила в 1660 г., когда была перестроена колокольня Ивана Великого, расположенная на территории Московского Кремля. Пальма первенства по высоте перешла к ней на долгие годы.
  • В былые времена под храмом существовала сеть подземных ходов, в том числе ведущих на территорию Кремля. Позже они были заложены и замурованы. Долгое время информация об этом существовала на уровне легенд. Но позднейшие исследования подтвердили их существование.
  • В первой половине XX в. под собором была обнаружена замурованная комната с глубокой ямой в полу и заложенными окнами-бойницами, которые первоначально выходили на реку и на площадь. У амбразур созданы подступы для пушечных орудий. Открывшиеся находки позволили учёным сделать вывод о том, что в XVI в. нижняя часть храма была предназначена для ведения боевых действий.
  • В истории собора бывали случаи, когда приделы переименовывали по просьбе меценатов. Так, Наталья Михайловна Хрущёва в 1786 г. пожертвовала крупную сумму денег на ремонт церкви. По её просьбе придел Киприана и Иустины был переосвящён в честь её небесных покровителей – мучеников Адриана и Наталии. В 1920-х гг. этой части храма-музея возвратили первоначальное название.
  • В наши дни посетители могут увидеть помещения подклета. Но в древности о них знали лишь избранные. Считается, что до конца XVI в. здесь хранилась царская казна. Есть версия, что и зажиточные горожане прятали здесь свои сокровища. В подклет ведёт белокаменная узкая лестница из Покровской церкви. Долгое время она была заложенной. Реставраторы её обнаружили в 1930-х гг.

Слово учителя об истории храма.

В середине 16 века сложной проблемой на Руси стали отношения с Казанским царством. Московские князья не раз предпринимали военные на ходы на Казань. В октябре 1552 года русские войска овладели Казанью. В ознаменование этой победы на большой площади у Кремля был построен Покровский собор, названный так в честь общерусского праздника Покрова. Началом сооружения был 1555 год, а окончилось строительство в 1562 году.

Царь Иван IV , по прозвищу Грозный, пригласил талантливых русских мастеров Барму и Постника Яковлева и «повеле им здати церкви камены заветные восемь крестов».

Т

ысячи людей вовлечены были в строительство Покровского собора. Дровосеки стучали в лесах топорами, валили мачтовые сосны, огромные дубы. Углежоги выжигали уголь, и на этом угле кузнецы ковали железные полосы, скрепы, болты. Глиномесы готовили сотни тысяч кирпича, а обжигальщики укладывали кирпич в печи. Плотники резали квадратные дубовые шашки для полов. Купцы доставали лужное железо для кровель и глав. Столяры делали перегородки для иконостасов, покрывая их тончайшей узорной резьбой. Иконописцы писали иконы. Басменники , постукивая фигурными молоточками по листам золота и серебра, приготовляли драгоценные переплеты для богослужебных книг, а эти книги переписывались трудолюбивыми монахами.

Строили собор из красного кирпича, пуская полоски и карнизы из белого известнякового камня. Это выглядело очень нарядно, хотя и нарушало традиции белокаменной Москвы. Так поначалу храм был красно-белый, а лишь в 17 веке он был раскрашен так причудливо.

Иван Грозный был «на пролитие крови и на убийство дерзостен и неумолим, множество народа от мала до велика при царствовании своем погубил». В Москве никто не решался перечить царю, за исключением одного человека: лишь юродивый (по-старому блаженный) Василий, ходивший зимой и летом босиком и в рубашке, не боялся царя. К немалому изумлению, знавших его, отрок оказался пророком и ясновидцем. Василий ушел босиком на паперть церкви Святой Троицы. Здесь вскоре обрел он славу юродивого Христа ради, то есть блаженного человека, принявшего на себя личину юродства, но не юрода – безумного, а, напротив, мудреца. Юродивых исстари почитали на Руси, считая Блаженными людьми, отказавшимися от всех благ жизни, от собственных родных, не боявшихся говорить правду в глаза кому угодно, истязавшими себя голодом и холодом.

С

вятой подчас опрокидывал лотки с товаром и с радостью принимал побои с торговцев. Потом обнаруживалось, что поступал он по Божьему Промыслу, так как товар, опрокинутый им был негодным. И вскоре стало ясно, что святой Василий – человек Божий. Василий был ясновидцем и на торгу бесстрашно обличал нечестивых торговцев, подливавших в молоко воду, а в муку – мел. Он не боялся ни бояр, ни самого грозного царя. Ивана Васильевича, а они, напротив, боялись нищего пророка.

10 стр., 4860 слов

Собор Василия Блаженного как архитектурный и исторический памятник

… курсовой работы является рассмотреть историю возведения собора Василия Блаженного, оригинальность и уникальность архитектуры собора, его культурные ценности как памятника. Целью курсовой работы является показать значимость собора Василия Блаженного в истории Кремля. 1. История возведения собора Василия Блаженного 1.1 Собор Василия Блаженного …

Однажды Блаженный Василий разбросал на базаре калачи у одного калачника, и тот сознался, что в муку подмешивал известь. Однажды воры, заметив, что святой одет в хорошую шубу, подаренную ему некоторым боярином, задумали обманом выманить ее у него. Один из них притворился мертвым, а другие просили у Василия на погребение. Василий покрыл мертвого своею шубою, не видя обмана, сказал при этом: «буде же ты от ныне мертв за лукавство свое». Обманщик действительно умер.

С

лава блаженного росла. Он необычайно возвысился в глазах народа в июне 1547 года, когда ему было уже 78 лет. 20 июня его увидели горячо молящегося и безутешно плачущего возле церкви Вознесенского монастыря. Молитва была долгой, чрезвычайно глубоким казалось всем его горе.

На следующий день в Вознесенском монастыре вспыхнул пожар. Царь с семьей сбежал из Кремля на Воробьевы горы и смотрел, как превращалась в пепел его столица. Через десять часов Москва выгорела дотла – не осталось ни одного дома.

Вскоре после пожара Василий заболел и 2 августа 1551 года скончался. Иван Грозный повелел похоронить Блаженного у Троицкой церкви, что на Рву. Над его могилой выросла небесная главка.

Вскоре название собора Покрова на Рву, или Покровский собор, данное храму Иваном Грозным, было вытеснено новым названием, которое дал храму народ – храм Василия Блаженного.

Помогите написать сочинение на тему: описание храма на нерле

Церковь Покрова на Нерли — выдающийся мировой памятник владимиро-суздальской школы, шедевр древнерусского белокаменного зодчества. Даты постройки церкви в различных источниках разнятся. Распространенным считается мнение, что церковь Покрова на Нерли была построена в 1165 году князем Андреем Боголюбским в память о погибшем сыне во время похода на Булгарское царство.

Расположена церковь во Владимирской области, недалеко от села Боголюбово. Говорят, что место, на котором стоит храм, было выбрано самим Андреем Боголюбским.

Эта церковь

считается первой на Руси, посвященной празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Новый праздник был установлен князем Андреем и владимирским духовенством без согласия киевского митрополита и патриарха константинопольского.

Сей факт был призван свидетельствовать о том, что Владимирская земля находится в особом покровительстве у Богородицы. Белокаменная церковь расположена на живописном лугу в месте, где река Нерль впадает в Клязьму. Церковь Покрова на Нерли сравнивают с невестой, называют вершиной творчества владимирских мастеров, поэмой запечатленной в камне, самым лирическим и непревзойденным шедевром во

всей русской архитектуре.

Этот белокаменный храм удивительно гармонично сочетается с окружающим пейзажем. По своей архитектурной конструкции храм чрезвычайно прост.

Это типичный для древнерусского зодчества четырехстолпный, одноглавый, трехапсидный храм крестовокупольного типа. Церковь Покрова на Нерли отличает, отмеченная многими специалистами и исследователями, общая гармоничность и изысканность пропорций, она выглядит невесомой, словно парящей в воздухе. Две картины — картина С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» и полотно С. А. Баулина «Храм Покрова на Нерли» посвящены одной теме — изображению здания Храма на Нерли.

Предмет изображения один, но видение его, безусловно, у каждого художника свое. В центре внимания С. В. Герасимова не только храм, но и окружающий его пейзаж.

На переднем плане картины — зеленый луг, за ним голубеет река, за рекой — небольшой зеленый холм, на котором воздвигнут Храм. Он стоит в окружении деревьев, его купол, освещенный весенним солнцем, отливает золотом.

Мы не видим деталей самого здания Храма — он изображен издали. Художник ставил цель изобразить Храм в окружении приро­ды, чтобы подчеркнуть его величие, величие освященного места, где было воздвигнуто здание Храма. Краски картины Герасимова яркие, сочные.

Особенно удивительным кажется небо на картине — оно насыщенного голубого цвета с бегущими по нему белоснежными облаками. В центре полотна Баулина — сам Храм.

Он изображает холм, на котором высится здание Храма. Мы можем рассмотреть его в малейших подробностях — от ворот до колокольни, венчающейся куполом. Баулин изображает Храм в более темных красках, живописец писал его скорее всего в начале осени.

Здание выглядит величественно, благодаря тому, что художник подчеркнул особенности его архитектуры путем игры света и цветовых оттенков.

Картины двух художников отличаются не только тем, что были написаны с разных планов: один сконцентрировал свое внимание только на здании Храма, а другой — на Храме в окружении природы. Но и тем, что каждый из живописцев писал Храм в разное время года: Герасимов весной, а Баулин ранней осенью, что обусловило выбор красок картин

Однако главным отличием, конечно, является субъективное восприятие предмета.

Зодчий, строивший ее, сумел соединить необыкновенную простоту в частях с удивительной легкостью. Она точно белая голубка, готовая взлететь на небо.

Этой легкости зодчий достиг многими вертикальными линиями стен, будто не имеющих никакого весу.

2. История

2.1. Версии о создании

Покровский собор был построен в 1555—1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством.

Существует несколько версий о создателях собора.

По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма.

По другой, широко известной версии Барма и Постник — два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве, эта версия ныне устарела.

По третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером (предположительно итальянцем, как и ранее — значительная часть сооружений Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока так и не нашла никакого чёткого документального подтверждения.

Согласно легенде, архитектор (архитекторы) собора были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма. Однако если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля.

Храм Василия Блаженного на гравюре XVI века.

2.2. Собор в конце XVI — XIX вв.

В 1588 году к храму была пристроена церковь Василия Блаженного, для устройства которой в северо-восточной части собора были заложены арочные проёмы. В архитектурном отношении церковь представляла собой самостоятельный храм с отдельным входом.

В конце XVI века. появились фигурные главы собора – взамен первоначального покрытия, сгоревшего во время очередного пожара.

Во второй половине XVII века во внешнем облике собора произошли существенные изменения — окружавшую верхние церкви открытую галерею-гульбище перекрыли сводом, а над белокаменными лестницами возвели крыльца, украшенные шатрами.

Внешняя и внутренняя галерея, площадки и парапеты крылец были расписаны травным орнаментом. Эти обновления были завершены к 1683 году, а сведения о них включены в надписи на керамических изразцах, которыми украсили фасад собора.

2.3. Реставрация

Пожары, бывшие частыми в деревянной Москве, сильно вредили Покровскому собору, и поэтому уже с конца XVI в. в нём проводились ремонтные работы. На протяжении более чем четырёхвековой истории памятника подобные работы неизбежно изменяли его облик в соответствии с эстетическими идеалами каждого века. В документах собора за 1737 г. впервые упоминается имя архитектора Ивана Мичурина, под руководством которого проводились работы по восстановлению архитектуры и интерьеров собора после так называемого «Троицкого» пожара 1737 года. Следующие комплексные ремонтные работы были осуществлены в соборе по повелению Екатерины II в 1784 — 1786 гг. Руководил ими архитектор Иван Яковлев. В 1900-е — 1912 годах реставрацию Храма осуществил архитектор С. У. Соловьёв.

2.4. Музей

В 1918 году Покровский собор стал одним из первых памятников культуры, взятых под государственную охрану, как памятник национального и мирового значения. С этого момента началась его музеефикация. Первым смотрителем стал протоиерей Иоанн Кузнецов. В послереволюционные годы собор находился в бедственном положении. Во многих местах протекала крыша, были выбиты стекла, зимой даже внутри церквей лежал снег. Иоанн Кузнецов в одиночку поддерживал порядок в соборе.

В 1923 году было принято решение о создании в соборе историко-архитектурного музея. Его первым заведующим стал научный сотрудник Исторического музея Е.И. Силин. 21 мая музей открыли для посетителей. Началось активное комплектование фондов.

В 1928 году музей «Покровский собор» стал филиалом Государственного исторического музея. Несмотря на постоянные реставрационные работы, которые ведутся в соборе уже почти столетие, музей всегда открыт для посетителей. Он закрывался только один раз — во время Великой отечественной войны. В 1929 году закрыт для богослужений, были сняты колокола. Сразу же после войны приступили к систематическим работам по восстановлению собора, и 7 сентября 1947 года, в день празднования 800-летия Москвы, музей вновь открылся. Собор приобрел широкую известность не только в России, но и далеко за ее пределами.

С 1991 года Покровский собор находится в совместном пользовании музея и Русской Православной церкви. После длительного перерыва в храме были возобновлены богослужения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Росспектр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: