КАК ЛЮДИ НАУЧИЛИСЬ ЗАПИСЫВАТЬ ЦИФРЫ?
…Вглядись внимательно в рисунок. Какой-то человек воздел обе руки кверху. Ему было чему удивляться. Ведь он обозначал целый миллион. И это не шутка. Рисовали такого человечка древние египтяне, когда хотели изобразить миллион. Человечек исполнял обязанности числа.
Сейчас нам, привыкшим к начертанию цифр, даже не верится, что была какая-то другая система записи чисел.
Очень разные и порою даже забавные были эти «цифры» у разных народов.
В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек. А «десять» обозначалось скобочкой в виде подковы. Чтобы написать 15, надо было ставить 5 палочек и 1 подкову. И так до сотни. Для сотни придуман был крючок, для тысячи — значок вроде цветка. Десять тысяч обозначали рисунком пальца, сто тысяч — лягушкой, а миллион — знакомой нам фигуркой с поднятыми руками.
Не очень-то удобно было записывать таким способом большие числа и совсем неудобно было их складывать, вычитать, умножать, делить. Очень большая возня была с этими значками-иероглифами!
Гораздо лучше придумали запись чисел в древнем Вавилоне. Она очень похожа на современную, только мы считаем десятками, сотнями, тысячами и так далее, а жители древнего Вавилона объединяли единицы по 60, по 3600 (60×60=3600), а если надо, по 60x60x60=216000 и так далее. Писали в древнем Вавилоне на мягких глиняных табличках острыми палочками, а потом таблички обжигали, и они становились твердыми и прочными. При раскопках были найдены целые библиотеки и архивы из таких табличек.
Палочкой на глине трудно изображать сложные фигуры, поэтому вавилонская письменность состояла, в основном, из различных комбинаций клинышков (ее так и называют — клинопись). Единицы изображались узкими вертикальными клинышками, а десятки — широкими горизонтальными, все числа до 60 «собирали» из таких клинышков. Когда надо было записать число, большее, чем 60, то открывали следующий разряд —в него писали, сколько раз число 60 помещается в записываемом числе, а то, что оставалось (то есть остаток от деления на 60), записывали, как и раньше, в первый разряд. Между разрядами оставляли пробелы, чтобы цифры из разных разрядов не смешивались.
Такая запись чисел удобна тем, что если мы умеем умножать и складывать числа первого разряда, то очень легко научиться выполнять эти действия и с любыми числами — эти вычисления можно проводить «в столбик», как вас учат в школе.
Правда, вавилонская система была все-таки очень громоздкой из-за того, что 60 — довольно большое число, поэтому она больше нигде не использовалась. А вот система нумерации и вычислений, которая сложилась в Индии примерно к VI веку нашей эры, оказалась такой удобной и удачной, что ею сейчас пользуются во всем мире. Европейцы познакомились с ней в X — XIII веках через арабов, которые первыми оценили достоинства этого способа записи чисел, усвоили и перенесли в Европу, поэтому новые цифры в Европе стали называть арабскими. Произошло это еще и потому, что простейший счетный прибор, работающий в десятичной системе счисления, был всегда у человека под рукой — это его 10 пальцев.
Популярные темы сообщений
-
Пословицы и поговорки
Присутствие в нашей жизни — письменной и устной речи — пословиц и поговорок стало неотъемлемой частью. Они говорят о богатом духовном наследии, которым мы с гордостью владеем в настоящее время. Эти устойчивые выражения,
-
Маресьев Алексей
Жизнь Маресьева Алексея Петровича, чье имя вошло в историю нашей страны – это пример самоотверженности, постоянного стремления к цели. Родился будущий летчик на берегу реки Волги в городе Камышин.
-
Чехов Антон Павлович
Если вдруг захотите прочитать гениальные сочинения Антона Павловича Чехова, то не ошибетесь в своем выборе. Ведь каждая его работа-это своего рода наша с вами жизнь. Писатель родился на берегу Азовского моря, в небольшом городке,
-
Растения леса
В России хвойные места занимают очень много площади. В Российском лесе растет очень много растений. Лес является огромным подарком природы для людей. Благодаря лесу легко дышать ведь деревья выделяют кислород.
-
Творчество Фридриха Шиллера
Творчество идеалиста и романиста Фридриха Шиллера оставила свой неизгладимый след в мировой литературе. Выступая против духовного гнета молодежи, воспевая свободу, нравственность и просвещение,
Охотники и собиратели
Способы охоты. Собирательство. Изготовление одеждыВремя шло, охотники становились более искусными и применяли все более эффективное оружие. Иногда им удавалось столкнуть крупную добычу с крутого утеса, или заманить в болото. Когда у людей возникла речь, они смогли подробно обсуждать планы совместной охоты, что делало ее более эффективной.Эпоха палеолита, или древнекаменный век, охватывает период от начала использования простейших орудий (приблизительно 2,5 млн. лет назад) до неолита, или новокаменного века, когда люди стали заниматься земледелием (12.000 лет назад).На вооружении охотников были копья, луки и стрелы, ножи, а для рыбной ловли они мастерили рыболовные крючки. Люди изучали окрестности, чтобы понять, где могут собираться стада или где может скрываться добыча. Знание окружающей среды экономило много времени и сил и облегчало жизнь.Большинство охотников и собирателей жили небольшими группами, состоящими из двух-трех семей, которые могли легко прокормиться крупной добычей, например мамонтом или зубром. Вероятно, в каждой группе был вождь, который принимал решения и строил планы.
Около 20.000 лет назад на Земле длился ледниковый период. В северных краях тогда водились огромные шерстистые мамонты. Для охотников они служили желанной добычей.Охотники вооружались деревянными копьями с острыми каменными наконечниками. При метании использовались деревянные или костяные приспособления, копьеметы, позволявшие охотнику бросить копье с большей силой. Рыбаки ловили в озере рыбу сетью, а женщины собирали орехи и фрукты.
СобирательствоОхота была очень важна, но существенной частью рациона являлась растительная пища. Люди находили определенные виды орехов, фруктов и съедобных трав. Они открыли, что пчелы собирают мед, а с ним пища становилась слаще. Люди раскапывали землю, чтобы отыскать корни и клубни растений. Благодаря растительной пище можно было пережить тяжелые времена, когда охота складывалась неудачно. Однако самым существенным продуктом питания оставалось мясо.Изготовление одеждыИз шкур зверей можно было сделать одежду. Сначала шкуру выделывали, чтобы она не растрескалась. Для этого ее растягивали на земле и выскребали, удаляя жир. Потом разглаживали костяными инструментами, чтобы она стала мягкой. Когда выделка завершалась, из шкуры каменным ножом вырезали куски нужной формы. По краям проделывали отверстия, чтобы куски можно было соединить друг с другом, и сшивали костяной иглой, в качестве ниток используя сухожилия животных.
Под вечер вся группа собиралась на месте стоянки. Убежища делали из звериных шкур, натянутых на деревянные каркасы. Охотники на мамонтов строили жилища конической формы из костей этих животных. Также строили и шалаши из переплетенных между собой веток, образующих сплошной шатер, внутри которого был каркас из толстых палок. Поверх веток могли накладывать звериные шкуры.Временные жилища часто расставляли по кругу, чтобы лучше защититься от диких зверей и непогоды. Костер отпугивал зверей.
Собирательство
Съедобные растения
Уже готовую пищу можно было буквально найти под ногами, нужно только было понять, что из найденного было съедобным, а что — нет. Древние собиратели постепенно обнаружили множество съедобных растений и узнали, где они чаще всего встречаются. Собирательством занимались, как правило, женщины и дети. Летом и осенью можно было найти семена, ягоды, орехи, съедобные коренья. В ветвях деревьев и в траве собиратели искали птичьи гнезда и лакомились яйцами. В низинах и болотах находились улитки, гусеницы.
Дикий мед
На сладкое были соты диких пчёл. Чтобы добыть их, возможно, древние люди использовали огонь, а точнее, дым от огня, как это делают до сих пор. На этой фотографии — человек из народности мбути, проживающей на территории Конго, выкуривает дымом пчёл из их гнезда.
Этот представитель народности мбути, проживающей в Конго, выкуривает пчел из гнезда, чтобы облегчить себе сбор меда. Доисторические люди, возможно, тоже пользовались огнем, чтобы отбирать у пчел их запасы. Сбор меда стоил сопряженной с этим опасности, так как мед имеет большую энергетическую ценность и богат углеводами, а его сладость придавала вкус другой еде.
Личинки насекомых
Личинки некоторых насекомых, а также кузнечики, жуки, термиты употреблялись в пищу и были ценным источником белка. До сих пор насекомые входят в рацион аборигенов Австралии.
Крупная белая гусеница древоточца пахучего. Эти личинки употреблялись в пищу в качестве деликатеса.
Птичья яйца
В меню людей каменного века входили яйца самых разных птиц — от маленьких перепелиных до гигантских яиц страусов. Яйца были одним из самых ценных продуктов, которые употребляли собиратели. Скорлупа от яиц шла на украшения.
Доисторические люди поедали самые разнообразные птичьи яйца
Краткая аннотация проекта
Проведение данного проекта рекомендуется для обучающихся начальных классов по образовательной системе «Школа 2000…». Проект «Удивительный мир чисел» может быть эффективно использован для учащихся 3-х классов для лучшего усвоения образовательных стандартов по таким предметным областям, как математика и литературное чтение.
Он охватывает изучение следующих учебных тем: «Разбиение множества на части», «Объединение множеств», «Сложение и вычитание множеств», «Из истории натуральных чисел» из области математики и тему «Устное народное творчество» из области литературного чтения.
На проведение проекта отводится 4 недели.
Задачи проекта:
а) обучающая:
- формирование понятия о творческой проектной деятельности, её содержании;
- стимулирование теоретического поиска.
б) развивающая:
- формирование умения творческого подхода к решению поставленной задачи;
- развитие навыка самостоятельности, активности;
- развитие коммуникативных навыков работы в группе;
- развитие умения выступать перед аудиторией.
в) воспитывающая:
- воспитание культуры труда, формирование навыков аккуратности в работе;
- воспитание активности и творческого мышления.
Обучающимся будет предложено работать в пяти направлениях:
- Группа математиков рассмотрит, каким образом первобытные люди решали простейшие задачи на сложение и вычитание.
- Группа операционистов познакомит с операциями над числами, с которыми люди имели дело задолго до того, как числа получили имена.
- Группа счётчиков расскажет, для чего, когда люди научились считать десятками, пришлось пригласить много счётчиков (о методе счёта на пальцах).
- Группа историков исследует вопрос, почему числа получили имена.
- Группа филологов осветит особую роль чисел в устном народном творчестве.
Проект даёт возможность учащимся осознать, что изучение вопроса возникновения числа обусловлено потребностями практики, способствует развитию межпредметных связей, развитию творчества и познавательных способностей. Изучение теоретического материала, проведение практических исследований будет полезно обучающимся для формирования понятия числа и понимания того, что возникновение числа неразрывно связано с фольклором.
Проект направлен на развитие информационно-коммуникативных компетентностей учащихся, что является актуальным для современного общества. Организация групповой формы работы над проектом даёт возможность решать такие важные проблемы, как:
- недостаточность общения учащихся (дефицит в школе и дома);
- недостаточность сотрудничества и взаимопомощи на уроке.
В ходе проекта учащиеся будут закреплять навыки поиска и анализа информации в различных источниках (как печатных, так и Интернет-ресурсах), развивать умение создавать мультимедийную презентацию в PowerPoint; продемонстрируют театральное мастерство, приобретут бесценный опыт взаимодействия в группах и публичного представления продуктов своей деятельности в проекте:
- Презентация «Что такое «живая счётная машина»?
- Буклет-руководство для быстрого счёта на пальцах «Безошибочный счётчик».
- Wiki-газета «В мире чисел».
- Книга «Особая роль чисел в устном народном творчестве», освещающая вопрос возникновения чисел.
- Справочное пособие «Арифметика – наука числительная» с высказываниями великих людей о математике.
- Книга числовых ребусов «Умные числа».
- Математическая викторина «Вокруг числа», посвящённая истории арифметики.
- Сценка «Как считают папуасы».
Участие в данном проекте повышает интерес к изучению математики, создаёт эффект личностного причастия младших школьников к учебному процессу, является источником творчества учащихся, основой их ответственности и действенного отношения к учению.
Переход от родовой общины к соседской
После того как кочевой образ жизни сменился оседлым, начался постепенный распад родовых отношений. Древние люди уже не нуждались во всесторонней помощи рода, был совершен переход от родовой общины к соседской.
Запоминаем новые слова!
Соседская община – это коллектив людей, состоящий из нескольких семей, живущих на одной территории, но принадлежащих к разным родам.
Отличительные признаки соседской общины:
- Не все члены общины являются кровными родственниками. Она включает в себя несколько семей из разных родов.
- Каждая семья занимается своим трудом, обеспечивает себя всем необходимым практически без помощи общины.
- Помимо коллективной собственности (лугов, рек, лесов) в соседской общине существует частная собственность – имущество, принадлежащее каждой отдельно взятой семье (жилище, земельный участок, орудия труда, оружие, скот).
В соседской общине появилась частная собственность. Это привело к зарождению неравенства: одни семьи жили беднее, другие зажиточнее. Процветали те, кто умело занимался земледелием и скотоводством, изготавливал лучшие орудия труда и оружие. В особенном положении находились старейшины. Им отдавали лучшую часть добычи с охоты, приносили многочисленные дары и подношения.
Для защиты от воинственных соседей соседские общины объединялись между собой в племена. С возникновением племен появились племенные вожди – главы племени, которых члены общины избирали на общем собрании.
Запоминаем новые слова!
Племя – это добровольное объединение нескольких родов, проживающих на одной территории.
Отдельные племена стали объединяться в племенные союзы. Они складывались не на основе кровнородственных связей, а на основе общей территории, потребности в защите от сильных врагов. Часто названия племенных союзов происходили от наименований рек, гор, озер или земли, на которой они проживали. Например, ильменские словене – племенной союз славян, живших у озера Ильмень.
Впоследствии на основе племенных союзов образовывались первые древнейшие государства. С образованием первых государств завершилась эра Первобытности, началась новый исторический период – эпоха Древнего мира.
Первые охотники и собиратели
А чем питался наш далекий предок? Практически всем, что давала ему природа. Человек исследовал местность и ландшафт вокруг него и собирал все, что кажется съедобным и питательным. Это могли быть яйца птиц, насекомые, ягоды и фрукты, даже корни растений.
Первобытные охотники и собиратели
Помимо собирательства, древнейшие люди также занимались охотой. Удивительно то, что группа первобытных людей могла одолеть животное, которое было больше их в несколько раз. Люди тратили на охоте большую часть своей жизни, проходили огромные расстояния в поисках добычи и подвергали свой организм постоянным физическим нагрузкам.
Охота стала для древнейших людей мотивацией к исследованию территорий. Ведь когда на привычном месте стоянки животные появлялись все реже, возникала необходимость в поиске нового места для проживания племени.
В попытках раздобыть как можно больше мяса, группа охотников отыскивала стада животных. Но так как человек не был столь ловок и быстр как дикий зверь, ему приходилось использовать смекалку.
Охота
Действия были стратегически точными. Сначала было необходимо напугать криками или камнями стадо животных. После того, как стадо начинало массово убегать, охотники выбирали самую слабую особь, которая отставала от своих сородичей. Люди догоняли ее и убивали дубинками. Если же племя собиралось убить более крупного животного-одиночку, например слона, то тактика была иная.
Первобытные люди искали различные природные ловушки: ямы, ущелья, узкие пещеры, обрывы. Затем они также пугали огромное животное и загоняли в приготовленную ранее “западню”. Чаще всего животное умирало от падения, и охотникам оставалось лишь принести добычу остальным сородичам.
Процесс охоты на животных развивал стратегические способности человека и укреплял связь между соплеменниками.
Сообщение 3
Время появления первобытных людей на нашей Земле насчитывает более миллиона лет. Древнейшие люди были сильно похожи на крупную обезьяну. Имели большое отличие от людей нашего времени. Первобытных людей характеризует очень низкий лоб. Мозг древнего человека также, был намного меньше, а вот руки — сравнительно длиннее. Они свешивались ниже колен. Плюс и сами первобытные люди сильно наклонялись вперед при ходьбе. Имели они довольно неуклюжие пальцы, с помощью которых они могли выполнять только самую примитивную и простую работу (к примеру, хватать предметы, бить и махать ими или рыть землю).
Речь у древних людей отсутствовала. Они могли издавать лишь короткие звуки, тем самым, выражая свой страх или попытку предупредить друг друга о приближающейся опасности.
Люди занимались собирательством. Они собирали дары природы: плоды деревьев с помощью палок и других приспособлений, выкапывали личинки насекомых, крали птичьи яйца. Собирательство, а далее и охота считаются первыми занятиями человека.
Качество жизни первобытных людей было ужасающим и очень опасным. При встрече с крупным зверем, человек погибал, так как не умел себя должным образом защитить. Также, не легко было найти себе пропитание. Многие умирали от голода и холода. Не каждый человек мог дожить даже и двух десятков лет. Больше половины погибали от болезней.
Жить поодиночке в этих суровых условиях означало неминуемую смерть. По этой причине они жили группами. При коллективном образе жизни они могли вместе добывать еду, греться у общего костра, защищаться от хищников. В сравнительно теплый период они селились у берегов рек. А в холодное время года – прятались в пещерах, так как они надежно защищали их от холода. Костер в пещере мог согреть всю группу. Эти пещеры они отвоевывали у пещерных зверей (медведей и львов).
Первобытные люди научились изготовлять орудия для охоты. Первыми самодельными орудиями человека были оббитый камень и обычна палка. Люди начали добывать себе пищу охотой, которую они научились вести совместно, объединившись в небольшие группы. Люди научились сшивать шкуры убитых зверей, изготавливать из них одежду и жилье. Человек постепенно научился быть менее зависимым от климатических условий.
Поначалу, люди бережно хранили пламя, «созданное» природой: образовавшееся ударом молнии или пожара, но со временем они научились добывать огонь самостоятельно. Коллективные решения и действия в первобытном обществе сыграли очень значимую и положительную роль. Процесс изготовления орудий труда, появление речи, способность к развитию и обучению чего-то нового – оказались очень полезными.
4, 5 класс. История. Окружающий мир
Облик древнего человека
Наверняка вы уже слышали, что древний человек был похож на обезьяну. Но насколько это правдиво? Давайте взглянем на человека первобытного общества и узнаем.У человека древних времен большая крупная голова с очень массивной челюстью и грубым приплюснутым носом. Подбородка у него будто и вовсе нет, а лоб хоть и виднеется, но большая его часть уходит назад, к затылку.
Реконструкция внешности первобытного человека
Первобытный человек кажется очень нахмуренным, но это лишь особенность строения его лица. У него широкая надбровная дуга, которая нависает над глазами так сильно, что порой их почти не видно. Руки у такого человека очень длинные и не пропорциональны телу.
Двигается первобытный человек тоже своеобразно: не выпрямляется полностью, часто подпрыгивает в движении. Он громко кричит, отгоняя от себя хищников. Живет древнейший человек с группой сородичей. Они также общаются между собой с помощью различных криков и возгласов. В племени кто-то всегда предупреждает остальных о надвигающейся опасности.
Описание внешнего облика древнейшего человека основано на раскопках и детальной реконструкции строения его тела. Их внешний вид действительно напоминает нам образ приматов.
Первобытное племя
Продолжительность жизни
Увы она была небольшой. Так неандерталец, достигший сорокалетнего возраста, по их меркам был уже глубоким стариком. Редко кто из первобытных людей жил более сорока лет, многие умирали и того раньше, в 30-35 лет. Связано это с тем, что их жизнь была полна опасностей и трудностей. Первобытные женщины рожали детей уже в 14-15 летнем возрасте. Их жизнь была скоротечной, но возможно яркой и насыщенной приключениями, как знать…
Схожі статті:
Солнцепоклонники Тауантинсуйю. Продолжение.
Откуда мы знаем, когда это было? Часть третья.
Недостроенный минарет
Сокровища бактрийской земли
Школа в древнем Китае
КАК ЛЮДИ НАУЧИЛИСЬ СЧИТАТЬ?
Давным-давно, многие тысячи лет назад, наши далекие предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьев, разыскивая себе пищу. Питались листьями, плодами и корнями — различных растений. Иногда ловили рыбу, собирали ракушки или охотились. Одевались в шкуры убитых зверей. Жизнь первобытных людей мало чем отличалась от жизни животных. Да и сами люди отличались от животных только тем, что владели речью и умели пользоваться простейшими орудиями труда: палкой, камнем или камнем, привязанным к палке.
Первобытные люди, так же как и современные маленькие дети, не знали счета. Но теперь детей учат считать родители и учителя, старшие братья и сестры, товарищи. А первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь. Поэтому и «обучение шло медленно.
Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его жизнь, наш далекий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков — вожака стаи, из стада оленей — одного оленя, из выводка плавающих уток — одну птицу, из колоса с зернами — одно зерно.
Поначалу они определяли это соотношение как «один» и «много».
Частые наблюдения множеств, состоявших из пары предметов (глаза, уши, рога, крылья, руки), привели человека к представлению о числе. Наш далекий предок, рассказывая о том, что видел двух уток, сравнивал их с парой глаз. А если он видел их больше, то говорил: «Много». Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, ну а затем четыре, пять, шесть и т. д.
Учиться считать требовала жизнь. Добывая пищу, людям приходилось охотиться на крупных зверей: лося, медведя, зубра. Охотились наши предки большими группами, иногда всем племенем. Чтобы охота была удачной, нужно было уметь окружить зверя. Обычно старший ставил двух охотников за берлогой медведя, четырех с рогатинами — против берлоги, трех — с одной стороны и трех — с другой стороны берлоги. Для этого он должен был уметь считать, а так как названий чисел тогда еще не было, он показывал число на пальцах.
И ноги кстати сказать, пальцы сыграли немалую роль в истории счета, особенно когда люди начали обмениваться друг с другом предметами своего труда. Так, например, желая обменять сделанное им копье с каменным наконечником на пять шкурок для одежды, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого пальца его руки нужно положить шкурку. Одна пятерня означала 5, две- 10. Когда рук не хватало, в ход шли и ноги. Две руки и одна нога — 15, две руки и две ноги — 20.
Следы счета на пальцах сохранились во многих странах. Так, в Китае и Японии предметы домашнего обихода (чашки, тарелки и др.) считают не дюжинами и полудюжинами, а пятерками и десятками. Во Франции и в Англии и поныне в ходу счет двадцатками.
Специальные названия чисел имелись — поначалу только для одного и двух. Числа же больше двух называли с помощью сложения: 3 — это два и один, 4 — это два да два, 5 — это два, еще два и один.
Названия чисел — у многих народов указывают на ; их происхождение.
Так, у индейцев два — глаза, у тибетцев — крылья, у других народов один — луна, пять — рука и т. д. У тех народов, которые еще сохранили первобытный уклад жизни, такие названия чисел используются до сих пор. Например, у одного из австралийских племен счет ведется так: 1 — энэа, 2 — петчевал, 3 — петчевал-энэа, 4 — петчевал-петчевал. А в другом племени считали так: 1 — мал, 2 — булан, 3 — гулиба, 4 — булан-булан, 5 — булан-гулиба, 6 — гулиба-гулиба. А на берегах реки Амазонки было обнаружено племя, которое знало только три числа- 1, 2 и 3, причем число 3 называлось «поэттаррароринкоароак». Вот как трудно было людям научиться считать!
Главные характеристики каст
Каждая индийская каста обладает своими особенностями и уникальными характеристиками, правилами существования и поведения.
Брахманы — высшая каста
Брахманы в Индии — это священники и жрецы в храмах. Их положение в обществе всегда считалось самым высоким, даже выше, чем должность правителя. В настоящее время представители касты брахманов также занимаются духовным развитием народа: преподают различные практики, смотрят за храмами, работают учителями.
Брахманы имеют очень много запретов:
- Мужчинам нельзя работать в поле и заниматься любым ручным трудом, но женщины могут заниматься различными домашними делами.
- Жениться представитель касты священников может исключительно на себе подобном, но в качестве исключения разрешается свадьба на брахмане из другой общины.
- Брахман не может есть то, что приготовил человек, состоящий в другой касте: брахман скорее станет голодать, чем примет запрещенную еду. Но кормить он может представителя абсолютно любой касты.
- Некоторым брахманам нельзя употреблять в пищу мясо.
Кшатрии — каста воинов
Представители кшатриев всегда исполняли обязанности солдат, охранников и милиционеров.
В настоящее время ничего не изменилось — кшатрии занимаются военным делом либо идут на административную работу. Жениться они могут не только в своей касте: мужчина может взять в жены девушку из касты уровнем ниже, но женщине выходить за мужчину из нижестоящей касты запрещено. Кшатриям можно есть продукты животного происхождения, но они также избегают запрещенной еды.
Вайшья
Вайшья всегда были рабочим классом: они занимались земледелием, разводили скот, торговали.
Сейчас представители вайшьев занимаются хозяйственными и финансовыми делами, различной торговлей, банковской сферой. Наверное, эта каста наиболее щепетильна в вопросах, связанных с приемом пищи: вайшья как никто иной следят за правильностью приготовления еды и никогда не примутся за оскверненные блюда.
Шудры — низшая каста
Каста шудров всегда существовала в роли крестьян или даже рабов: они занимались самой грязной и тяжелой работой. Даже в наше время этот социальный слой — самый бедный и часто живет за гранью нищеты. Шудрам можно жениться даже на разведенных женщинах.
Неприкасаемые
Отдельно выделяется каста неприкасаемых: такие люди исключены из всех общественных отношений. Они занимаются самыми грязными работами: убирают улицы и туалеты, сжигают мертвых животных, выделывают кожу.
Поразительно, но представителям этой касты нельзя было даже наступать на тени представителей более высших сословий. И только совсем недавно им разрешили заходить в храмы и подходить к людям других сословий.
Способ записи чисел называют нумерацией или счислением
Вот, оказывается, какая длинная история у этих знакомых значков!
Значительно позднее цифры стали изображать иначе. Вот посмотрите римскую нумерацию: I — один, II — два, III — три. На руке человека пять пальцев. Чтобы не писать пять палочек, стали изображать руку. Однако рисунок руки делали очень простым. Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком V, и этот значок стал обозначать цифру 5. Потом к пяти прибавляли один и получали шесть. Вот так: шесть — VI, семь — VII. А сколько записано здесь: VIII? Правильно, восемь. Ну а как короче записать четыре? Четыре палочки долго пересчитывать, поэтому от пяти отнимали один и записывали так: IV — это пять без одного.
А как записать десять?
Вы знаете, что десять состоит из двух пятерок, поэтому в римской нумерации цифру «десять» изображали двумя пятерками: одна пятерка стоит как обычно, а другая перевернута вниз — X. Иначе десять можно записать двумя пересекающимися палочками.
Если рядом с X написать одну палочку справа — XI, то будет одиннадцать, а если слева — IX — девять.
Запомните особенность римской записи: меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней, стоящая слева — отнимается. Поэтому знак VI означает 5+1, то есть 6, а знак IV -5-1, то есть 4. Научиться читать числа, записанные в римской нумерации, нетрудно, и мы советуем это сделать обязательно. Позднее появились значки и для обозначения других чисел. Так 100 стали обозначать буквой С (первая буква соответствующего латинского слова — centum), число 1000 — буквой М (mille — тысяча), число 500 — буквой D, буквой L — число 50.
Когда возникла письменность, многие народы начали для обозначения чисел использовать алфавит.
Посмотрите, как обозначали числа древние греки и славяне.
Для того, чтобы отличать числа от слов, над буквами, изображающими числа, ставили специальный значок: греки — просто черточку, а славяне — волну, которая называлась «титло».
В славянской нумерации титло ставили только над одной буквой числа, а порядок цифр в записи числа был такой же, как в его названии. Например, в названии числа 15 (у славян — «пятьнадесять») сначала идет число единиц, а потом — десятков. Значение цифры не зависело от того места, которое она занимала в записи числа.
Когда хотели записать числа, большие, чем 1000, перед цифрой ставили символ — наклонную перечеркнутую черту, при этом значение цифры умножалось на 1000. Два таких символа, записанных подряд, умножали значение цифры на миллион (греки в таких случаях ставили штрихи перед цифрами, обозначающими число единиц).
Для очень больших чисел использовались специальные названия. Например, поначалу число 10000 называли словом «тьма». Это же слово обозначало бесконечность {то, что нельзя пересчитать). По-гречески же число 10000 называлось «мириа», а словом «мириада», обозначали огромные, не поддающиеся счету количества. В таком значении это слово до сих пор используется в русском языке, например, когда хотят сказать, как много листьев в лесу, говорят «мириады листьев».
Позже число 10000 стали называть так же, как и мы сейчас — «десять тысяч», а словом «тьма» стали называть уже тысячу тысяч, то есть миллион. Число «тьма тем», то есть миллион миллионов, называлось «легион», число «легион легионов» называли «леодр», а «леодр леодров» называли «вороном».
В одной рукописи еще упоминалось число, которое называли «колода». Это число равно десяти воронам, и автор говорит, что «сего числа несть больше». Но вы-то уже знаете, что к любому, сколь угодно большому числу, можно прибавить единицу и получить еще большее число. Не надо думать, что наши предки были глупее нас с вами, просто этот пример показывает, как медленно и трудно люди накапливали те знания, которые мы получили от предыдущих поколений.
В старину на Руси среди простого народа широко применялись системы счисления, отдаленно напоминающие римскую. С их помощью сборщики податей заполняли квитанции об уплате подати (ясака) и делали записи в податной тетради. Вот перед вами текст закона об этих называемых ясачных знаках:
далее >>> |
Яндекс.Реклама
Вариант №2
В большинстве стран мира, в разных школах дети изучают много литературных произведений. Среди них есть стихи, романы, рассказы, новеллы и прочее другое. Литература делится на два вида, на классическую и популярную. В школах дети изучают классическую литературу писателей с их родной страны, а также произведения самых выдающихся иностранных мастеров пера.
Каждое литературное произведение нацелено на то, чтобы обращать внимание людей на проблемы, которые окружают нас. Внимательный читатель заметит мораль и поучение в любой книге, и сделает свои выводы
Ведь очень часто писатели не говорят прямо и открыто, что именно они хотят донести читателям в своих произведениях. Но еще в 6 веке до нашей эры, в Древней Греции жил один человек, который, можно сказать открыл новое течение в литературе – басни. И имя его, так же известно, как и его работы. Эзоп считается первооснователем басни. Но к величайшему сожалению, к нашему времени не сохранились его работы в оригинале, а лишь переписанные его сюжеты другими писателями. В баснях изображаются самые главные проблемы в человеческих отношениях и характере каждого. Чаще всего людей в баснях, олицетворяют образы животных. Доподлинно неизвестно, кто именно ввел это правило, или же сам Эзоп, или его последователи.
У Эзопа была тяжелая и полна неприятностей жизнь. Он был сыном раба, и сам был рабом. Но в то же время он не унывал, и всегда радовался жизни, что очень злило окружающих его людей. Всю его жизнь, Эзопа считали уродливым и глупым. У людей, с которыми он жил не было чувства сострадания и жалости, а лишь желание наживы. И он высмеивал их образы жизни, их ценности в своих баснях, за что вскоре поплатился жизнью.
Его обманом обвинили в преступлении, которого тот не совершал. И забили насмерть камнями, но благодаря его произведениям, память о нем до сих пор жива и будет жить дальше, передаваясь с поколения в поколение. И мы должны помнить, какую жертву принес Эзоп, ради того, чтобы показать остальным их слабости и невежество.
Для 3, 4, 5 класс, по литературе