Машиностроительный комплекс россии

Торговый баланс сельскохозяйственного машиностроения РФ

Достаточно неплохо общую ситуацию в отечественном машиностроении сельхознаправления характеризует баланс импорта/экспорта. Еще несколько лет назад сальдо было резко отрицательным: в 2014 году на экспорт продано 589 зерноуборочных комбайнов и 5,2 тыс. тракторов всех типов (к сожалению, не удалось найти статистику отдельно по сельхозтракторам); в тот же год импорт комбайнов составил 2118 единиц, а тракторов — 82,8 тыс.

Однако с 2013 года наметилась стойкая тенденция по выравниванию диспропорции между импортом и экспортом. По итогам первых восьми месяцев 2016 года российские производители увеличили продажи на внутреннем рынке:

  • полноприводных тракторов — на 80%,
  • комбайнов — на 35%,
  • посевной техники — на 15%,
  • почвообрабатывающей — на 35%,
  • машин для послеуборочной обработки урожая — на 20%.

По словам замдиректора ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш» Дениса Максимкина, скачок, который сделало сельскохозяйственное машиностроение в 2016 году, стал результатом постепенного улучшения ситуации в отрасли, начиная с 2013 года. Именно тогда правительство впервые начало субсидировать производителей агротехники. В прошлом году на эти цели из федерального бюджета было выделено почти 10 млрд. рублей.

Другим существенным стимулом стала девальвация национальной валюты, из-за которой импортная техника подорожала в разы и стала намного менее доступной для большинства сельхозпредприятий. Ценовой фактор на данный момент остается одним из главных стимулов покупать отечественные трактора и комбайны.

По словам представителя «Росагромаша», импортозамещение в сельскохозяйственном машиностроении — это лишь одно из последствий обвала национальной валюты. Девальвация позволила отечественным заводам более успешно конкурировать и на зарубежных рынках. По оперативным данным, в 2016 году экспортные поставки сельхозтехники выросли на 20% и составили 2,7 тыс. единиц. Крупнейшим экспортером оказался Петербургский тракторный завод (17% от указанного объема) и Ростовский завод «Клевер» (7%). Основным же покупателем российских тракторов, комбайнов и сеялок является Казахстан – около 60% всего экспорта.

Технологические особенности: специализация

Специализация и кооперирование – это то, на что необходимо обратить особое внимание при изучении машиностроения в России. Развитие машиностроительного комплекса в этой стране было бы очень сильно затруднено, если бы не использование этих факторов

Итак, первая особенность, о которой пойдет речь, – это специализация. Как уже было сказано ранее, она представляет собой распределение обязанностей между различными предприятиями, то есть производство на конкретном предприятии определенных деталей или запчастей. Однако даже специализация имеет свои виды, которых насчитывается целых четыре. Первый – это предметная специализация, в рамках которой производятся готовые изделия. Это значит, что на заводе создаются целые готовые к использованию самолеты, станки, компьютеры и так далее. Второй – это подетальная специализация, здесь уже на одном заводе производятся конкретные части готового продукта. Третий – это технологическая специализация, в рамках которой не создаются даже детали, а выполняются лишь отдельные операции технологического процесса. Ну и четвертый вид – это функциональная специализация, которая находится немного в стороне от первых трех. Суть ее заключается в том, что завод, который производит автомобили, не только занимается их изготовлением, но также берет на себя ответственность за их продажу или предоставление определенных услуг, связанных со своей специализацией.

Мировое машиностроение

Однако, несмотря на то что данная статья в целом будет посвящена именно Российской Федерации, необходимо сначала рассмотреть машиностроительный комплекс в мировом масштабе

В конце концов, российский комплекс является составляющей частью мирового, причем, как вы сможете вскоре убедиться, очень внушительной и важной частью

Первое, на что стоит обратить внимание, – это то, что машиностроительная отрасль является лидером среди всех остальных отраслей по общей стоимости выпускаемой продукции. Если речь идет о высокоразвитых странах, то там в сфере машиностроения может быть занято около двадцати пяти процентов людей, работающих в какой-либо промышленности

При этом доля продукции может составлять до сорока процентов. Естественно, в каждой стране свои показатели, и здесь речь идет о самых высокоразвитых в экономическом плане странах. Однако любое государство стремится в первую очередь развивать именно машиностроение, потому что этот комплекс может очень сильно повлиять на экспорт. В качестве примера можно взять Японию, где невероятно хорошо развит машиностроительный комплекс. И доля общей стоимости экспорта всей продукции, приходящаяся именно на продукцию машиностроительной отрасли, там составляет около шестидесяти процентов. Собственно говоря, ориентирами в этой области могут служить Япония, США и Германия – именно эти три страны являются лидерами по общей стоимости продукции, а также они являются лидерами по процентному соотношению машиностроительных товаров к общему объему производства. Вы уже знаете, что в Японии на машиностроение приходится 60 процентов производства, в то время как в США и Германии этот процент приблизительно равняется сорока.

География комплекса

География машиностроительного комплекса России является довольно сложной, так как страна имеет очень большие размеры. Однако сразу же стоит отметить, что около 90 процентов всех предприятий, работающих в машиностроительном комплексе, располагаются на западе, в европейской части страны. Самым насыщенным в данном плане является Центральный федеральный округ – там сосредоточено большое количество предприятий, относящихся к различным отраслям. Больше всего там представлены следующие отрасли: авиакосмическая, автомобильная, железнодорожная, станкостроительная, электронная, а также отрасли производства оборудования для нефтехимической промышленности, точного и сложного машиностроения и производства сельскохозяйственной техники. Естественно, это далеко не все отрасли, представительства которых там можно найти, но именно эти являются самыми выдающимися. Естественно, география машиностроительного комплекса не ограничивается только Центральным федеральным округом. Хотя, стоит признать, он играет ведущую роль в машиностроении в Российской Федерации.

Что же насчет других округов? Какие там представлены отрасли, составляющие машиностроительный комплекс? Размещение производства за пределами Центрального округа является насыщенным также в Приволжском округе (авиакосмическая и целлюлозно-бумажная промышленность, оборудование для нефтяной и газовой промышленности, сельскохозяйственное машиностроение и автомобилестроение) и в Уральском округе (многие отрасли такие же, как в Центральном округе, но также имеются предприятия, занимающиеся производством горно-шахтного оборудования и энергомашиностроением). В Северо-западном округе характерным является энергомашиностроение, судостроение и производство оборудования для лесной промышленности, в Южном округе – судостроение, производство оборудования для пищевой промышленности и сельскохозяйственное машиностроение, в Сибирском округе – авиакосмическая промышленность, производство железнодорожного транспорта и горно-шахтного оборудования, а в Дальневосточном округе – авиастроение и судостроение.

Проблемы комплекса

Каким бы ни было эффективным машиностроение в России, проблемы машиностроительного комплекса все же остаются актуальными. И все они вытекают из распада СССР и происходят из начала девяностых. Ни для кого не секрет, что в Советском Союзе машиностроение было на невероятно высоком уровне, однако, когда СССР распался, весь машиностроительный комплекс просто развалился вместе с ним. Причина заключалась в том, что качество продукции очень заметно снизилось, поэтому все большая и большая доля машиностроительной продукции в России приходилась на импорт. А самое главное – развал Советского Союза нарушил кооперирование – различные элементы производственного процесса оказались в разных странах и не могли продолжать сотрудничество, из-за чего эффективность производства резко упала. На сегодняшний день, естественно, состояние комплекса значительно улучшилось – были построены новые заводы и предприятия, на них активно ведется производство, постоянно идет поиск более выгодных и эффективных производственных связей, так что проблемы комплекса уменьшаются с каждым днем.

Сельскохозяйственная отрасль машиностроения и ее место в экономике

Современное сельское хозяйство разительно отличается от того, каким оно было еще сотню лет назад. Высочайший уровень механизации, который сегодня стал нормой в данной отрасли, значительно преобразил ее, на порядки повысив производительность труда. Благодаря этому, даже небольшой процент занятых в сельском хозяйстве способен успешно прокормить остальное население, занятое в других отраслях.

Россия является уникальным государством с точки зрения ее аграрного потенциала. Мы располагаем десятой частью мировой пашни, половиной мировых черноземов и пятой частью запасов пресной воды. Имея всё это, наша страна просто обязана быть крупнейшим игроком на мировом рынке продовольствия и технических сельхозкультур.

Однако на пути развития отрасли стоит множество проблем, в числе которых не последнее место занимает недостаточная оснащенность современной сельхозтехникой. Сельскохозяйственное машиностроение России даже в советские времена могло впечатлить разве что количественными показателями, тогда как технологический уровень производимых тракторов, комбайнов и прочей техники значительно уступал западным аналогам. С распадом СССР ситуация усугубилась и приобрела катастрофический характер.

Оправившись от потрясений 1990-х годов, аграрии начали наращивать объемы производства, но быстро столкнулись с нехваткой сельхозтехники. Отечественные заводы могли предложить им лишь морально устаревшие образцы, как правило, спроектированные еще в советские времена. Их низкая продуктивность, неудовлетворительная надежность и высокие расходы на эксплуатацию буквально вынуждали аграриев покупать технику в Европе и даже Америке.

Сегодня российские предприятия сельскохозяйственного машиностроения приносят лишь около десятой доли процента от ВВП, что самым прямым образом свидетельствует о состоянии этой отрасли и ее месте в структуре экономики. В силу экономических и других причин российские фермеры либо не могут себе позволить регулярно обновлять парк сельхозмашин, либо предпочитают использовать импортную технику. Результатом этого становится низкая загрузка производственных мощностей на отечественных заводах.

В то же время эксперты уверены, что потенциал сельскохозяйственного машиностроения в России просто огромен. АПК нашей страны растет и развивается, а вместе с ним растет и внутренний спрос на комбайны и трактора. Для всех иностранных производителей техники Россия является очень важным рынком, то есть потребность в данной продукции существует и весьма большая.

Также не следует забывать, что, как и всякое другое машиностроение, производство тракторов и прочей агротехники — это длинная цепочка смежных производств. Здесь задействованы буквально все отрасли экономики: металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, энергетика, горная промышленность, приборостроение, легкая и даже пищевая промышленность.

Мультипликативный эффект от одного рубля, инвестированного в сельскохозяйственную отрасль машиностроения, составляет целых 3 рубля. Иными словами, увеличив выпуск тракторов и комбайнов в России на 1 млрд. рублей, мы увеличим объем ВВП сразу на три миллиарда за счет того, что были задействованы многочисленные смежные отрасли.

Состояние сельскохозяйственного машиностроения России

Хотя сокращение общего количества тракторов в сельскохозяйственной отрасли России продолжается, эксперты отмечают постепенное обновление парка машин. Важную роль в этом процессе сыграли государственные программы развития АПК. Одной из самых последних в этой цепочке стала начатая в 2016 году программа развития сельскохозяйственного машиностроения.

Не смотря на то, что уровень импорта сельхозтехники в России остается одним из самых высоких в Европе, машиностроители постепенно наращивают производство своей продукции и успешно конкурируют с западными производителями. К сожалению, главным конкурентным преимуществом остается низкая стоимость отечественных тракторов, а вовсе не их технологичность.

Крупнейшими производителями сельхозтехники в России являются комбайновый завод «Ростсельмаш», концерн «Тракторные заводы» и Петербургский тракторный завод. Примечательно, что эти предприятия используют минимум импортных комплектующих: уровень локализации их продукции составляет более 90%.

Среди производителей из стран СНГ наиболее успешно в России торгуют своей техникой «Минский тракторный завод», «Гомсельмаш» (Гомель) и «Харьковский тракторный завод». За последние десятилетия очень хорошо укрепились в нашей стране и заводы сельскохозяйственного машиностроения из дальнего зарубежья, работающие под марками «John Deere», «CNH», «Claas», «AGCO», «SDF» и др.

Если рассмотреть отдельные сегменты отрасли, то наиболее критична ситуация, сложившаяся в производстве сельскохозяйственных тракторов. Можно без преувеличения сказать, что тракторостроение в России практически отсутствует. Одни предприятия прекратили выпуск традиционной продукции (так, например, произошло с Липецким тракторным заводом), другие и вовсе полностью ликвидированы и более не существуют (Алтайский завод сельскохозяйственного машиностроения). Более-менее стабильно работают лишь предприятия, входящие в состав концерна «Тракторные заводы».

В 2014 году в России было выпущено всего лишь около 6,7 тыс. тракторов сельскохозяйственного назначения, в 2015-м — 5,2 тыс., в 2016-м — 6,7 тыс. Причем даже из этого мизерного количества отечественными являются лишь около половины тракторов. Так, по данным за 2016 год 52% произведенных в России тракторов были собраны из импортных тракторокомплектов иностранных брендов. Особенно много тракторов по этой технологии произвели российские филиалы МТЗ — более 38%.

В то время как тракторное сельскохозяйственное машиностроение в России хромает на обе ноги, ситуация в сегменте зерноуборочных комбайнов складывается значительно лучше. В 2014 году в нашей стране было произведено 5,5 тыс. этих машин, в 2015-м — 4,6 тыс., в 2016-м — 6,4 тыс. Этого вполне достаточно, чтобы покрыть потребности внутреннего рынка и даже экспортировать технику за рубеж.

Главным российским комбайностроителем является концерн «Ростсельмаш», в состав которого входит больше дюжины заводов в разных регионах. Кроме того, на территории России методом крупноузловой сборки производят комбайны иностранных брендов — «Claas», «Гомсельмаш», «CNH», «John Deere», «AGCO» и др.

Хотя производство комбайнов является самым успешным сектором отечественного сельхозмашиностроения, за последние годы прекратили выпуск этой техники (а порой и свое существование) многие профильные предприятия. В частности комбайны больше не выпускают Тульский комбайновый завод, Рязанский завод сельскохозяйственного машиностроения, Таганрогский комбайновый завод, Красноярский комбайновый завод и другие.

Оснащенность АПК РФ продукцией сельскохозяйственного машиностроения

Даже в «золотые» советские годы уровень оснащения агропромышленного комплекса сельхозтехникой был на неудовлетворительном уровне. Особенно, если сравнивать с сельским хозяйством Западной Европы и Северной Америки. При этом давало о себе знать еще и технологическое отставание, которое проявляло себя в низкой эффективности сельхозмашин.

Распад Советского Союза усугубил и без того далекую от оптимума ситуацию. В течение первых пятнадцати постсоветских лет отечественный парк сельскохозяйственной техники сократился более, чем в 4 раза. Аграриям остро не хватало даже тракторов и комбайнов, не говоря уже о более узкоспециализированной продукции сельскохозяйственного машиностроения. Причем сокращение парка в общенациональном масштабе продолжается до сих пор, хотя и уже гораздо более низкими темпами, чем раньше.

По данным Росстата, в 2014 году в сельхозпредприятиях России насчитывалось 247 тыс. тракторов и 64 тыс. зерноуборочных комбайнов. Для сравнения в 2000 г. эти показатели были на уровне 746 тыс. и 198 тыс. соответственно. При этом сама техника, которой в настоящий момент располагают аграрии, по данным экспертов, на 2/3 является изношенной физически и на 80-90% устаревшей морально.

Использование изношенной и устаревшей сельхозтехники сказывается на рентабельности агропредприятий. Старые трактора и комбайны требуют больше расходов в процессе эксплуатации, а уровень потерь урожая из-за них выше, чем при использовании новой техники. Причем уровень развития сельскохозяйственного машиностроения в стране таков, что новая отечественная техника не намного лучше себя показывает, чем «бэушная» импортная.

Наиболее наглядно об уровне обеспеченности отечественного АПК сельхозтехникой свидетельствует такой показатель, как количество тракторов в расчете на 1 тыс. гектар пашни. По этому показателю мы очень существенно отстаем от других стран. Например, в Аргентине на эту площадь приходится в среднем 8 тракторов, в Канаде — 16, в Германии — 64. Для сравнения в России на 1000 га посевов приходится всего 3(!) трактора. Схожая ситуация и по комбайнам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Росспектр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: