Иудаизм: особенности и происхождение

Введение

Термин «иудаизм» (на иврите «яадут») происходит от названия еврейского племенного объединения Иуда, которое, согласно библейскому повествованию, является самым многочисленным среди всех 12 еврейских племен. Царь Давид (конец XI века до н.э. — ок. 977 г. до н.э.) был потомком рода Иуды, под властью которого в конце XI века находились Израильское царство и Иудейское царство. BC e. достиг высшей мощности. Это обстоятельство определило привилегированное положение еврейской семьи в еврейском государстве, а также тот факт, что термин «еврей» часто использовался как эквивалент слова «еврей».

В узком смысле иудаизм означает религию, возникшую на рубеже II — I тысячелетий до нашей эры.  среди еврейских племен. В более широком смысле иудаизм — это совокупность правовых, моральных и этических, философских, в том числе религиозных, идей, которые определяли образ жизни евреев на протяжении примерно четырех тысячелетий. Являясь продуктом религиозных традиций древних цивилизаций Ближнего Востока — Месопотамии, Египта и Ханаана, иудаизм, веками отстаивая свою идентичность и самобытность, в то же время никогда не был изолирован от внешних влияний.    

Постоянная потребность в адаптации в процессе исторического развития, сопровождаемая упразднением или модернизацией некоторых доктрин иудаизма, вызвала множество противоречивых толкований в оценке его основных принципов. Так, теософская школа раввина Симлая (III век н.э.) считала, что иудаизм насчитывает 613 догм. В средние века чрезвычайно популярным было учение раввина из Египта М. Маймонида (1135 или 1138 — 1204), который разработал 13 принципов веры в иудейской религии. Наряду с этим существовали философские движения, которые утверждали, что в иудаизме вообще нет догмы.   

Иудаизм

Будучи основой для всех других авраамических религий и древнейшего монотеизма, который до сих пор существует (хотя ни в коем случае не является первым – то есть считается вариацией на тему древнеегипетской веры под названием Атенизм, исчезнувшей в 14 веке до н. э.), иудаизм возник в царствах Израиля и иудеи, которые впервые появились в Леванте около 9 века до н. э.

Религия трансформировалась в свою нынешнюю форму в VI веке до н. э., эволюционировав от поклонения государственному Богу, основанному на политеистическом мировоззрении, к Единому “Истинному” Богу, описанному в Библии. Если сегодня за ней следуют примерно 11-14 миллионов человек, то две ее преемницы – христианство (1 век н. э.) и Ислам (7 век н. э.) – являются самыми распространенными в мире, имея в совокупности 3,8 миллиарда приверженцев.

Традиции

Многовековое развитие этой религии сформировало и традиции иудаизма, которые строго соблюдаются. Во-первых, это касается праздников. Они у евреев приурочены к определенным дням календаря либо лунного цикла и призваны сохранить память народа о каких-либо событиях. Важнейшим из всех является праздник Песах. Повеление соблюдать его было дано, если верить Торе, самим Богом во время исхода из Египта. А потому и приурочен Песах к освобождению евреев из египетского плена и переходу через Красное море в пустыню, откуда народ потом смог достичь обетованной земли.

 

Также известен праздник Суккот – другое важное событие, которое отмечает иудаизм. Кратко этот праздник можно охарактеризовать как воспоминание о путешествии евреев по пустыне после исхода

Путешествие это длилось 40 лет вместо обещанных сначала 40 дней — в наказание за грех золотого тельца. Суккот продолжается семь дней. В это время иудеям вменяется в обязанность оставить дома и жить в шалашах, которые и обозначает слово «суккот». Есть у евреев и множество других важных дат, отмечаемых празднованиями, особыми молитвами и ритуалами.

Кроме праздничных дат, существуют в иудаизме посты и дни скорби. Примером такого дня может служить Йом Кипур – день искупления, прообразующий страшный суд.

Имеет место и огромное множество других традиций в иудаизме: ношение пейсов, обрезание детей мужского пола на восьмой день от рождения, особого рода отношение к браку и т. д. Для верующих это важные обычаи, которые вменяет им иудаизм. Основные идеи этих традиций согласуются либо непосредственно с Торой, либо с Талмудом – второй по авторитетности книге после Торы.

Зачастую не евреям их довольно тяжело понять и осмыслить в условиях современного мира. Однако именно ими формируется культура иудаизма наших дней, основанная не на храмовом богослужении, а на синагогальном принципе. Синагога, кстати – это собрание иудейской общины в субботний или праздничный день для молитвы и чтения Торы. Этим же словом называется и здание, где собираются верующие.

    

                                                                        Суббота в иудаизме

Как уже было сказано, для синагогального богослужения в неделе выделен один день – суббота. Этот день вообще — священное время для евреев, и верующие с особым рвением относятся к соблюдению его уставов. Хранить и чтить этот день предписывает одна из десяти базовых заповедей иудаизма. Нарушение покоя субботнего дня считается серьезным проступком и требует искупления вины. Поэтому ни один правоверный еврей не станет работать и вообще делать то, что запрещено делать в этот день. Святость этого дня связывается с тем, что, сотворив мир в шесть дней, на седьмой Всевышний почил и предписал это всем своим почитателям. Седьмой день и есть суббота.

                                                                           Иудаизм и христианство

Поскольку христианство представляет собой религию, претендующую на место преемницы иудаизма через исполнение пророчеств Танаха о машиахе на Иисусе Христе, то отношения евреев с христианами всегда были неоднозначными. Особенно эти две традиции отдалились друг от друга после того, как иудейский конклав наложил в I веке на христиан херем, то есть проклятье. Следующие две тысячи лет были временем вражды, взаимной ненависти, а зачастую и гонений. Так например, архиепископ Александрии Кирилл в V веке изгнал огромную еврейскую диаспору из города. История Европы пестрит подобного рода рецидивами. На сегодняшний день, в эпоху расцвета экуменизма, лед стал постепенно таять, и диалог между представителями двух религий начинает налаживаться. Хотя в широких слоях верующих с обеих сторон наблюдается еще недоверие и отчужденность. Христианам трудно понять иудаизм. Основные идеи христианской церкви таковы, что иудеям вменяется вина в грехе распятия Христа. Церковь издревле представляла евреев как христоубийц.

Евреям же тяжело найти путь к диалогу с христианами оттого, что для них со всей очевидностью христиане представляют еретиков и последователей лжемессии. К тому же многовековые притеснения научили иудеев не доверять христианам.

Чем синагога отличается от храма

Синагога (с греч. «собрание») — здание, предназначенное для коллективных молитв и собраний, отправления религиозных церемоний; таких зданий может быть много. Храм же в иудаизме может быть только один, а сейчас его и вовсе нет: последний, Второй храм был разрушен в 70 году н. э. римлянами в ходе подавления Великого иудейского восстания. На иврите синагога называется «бет-кнесет» — «дом собраний», а храм называли «бет-Элохим» — «дом Бога». Собственно, в этом и заключается главное отличие между ними. Синагога — для людей, а храм — для Бога. Простые люди не имели доступа в Храм, там служили священники, остальные могли находиться только в храмовом дворе. Ежедневно там совершались жертвоприношения Богу Израиля — это была главная форма храмового служения. Если провести аналогию с другими авраамиче­скими религиями, христианством и исламом, то христианские храмы по своему устройству и функциям ближе к Иерусалимскому храму (собственно, он и слу­жил для них образцом), а молитвенные здания мусульман, мечети, — к синагогам.

Синагогальные здания отличаются большим стилистическим разнообразием, ограниченным лишь модными веяниями времени, вкусами архитекторов и заказчиков. Обычно в синагогах есть мужские и женские зоны (если это не синагога одного из либеральных направлений). У стены, обращенной в сторону Иерусалима, находится арон ха-кодеш — священный ковчег, напо­минающий шкаф с занавесом вместо дверец. В нем — главное сокровище синагоги: один или несколько пергаменных свитков Пятикнижия Моисея — Торы. Его вынимают, разворачивают и читают во время богослужения на спе­циальной кафедре — бима (с ивр. «возвышение»). Главная роль в синагогаль­ном богослужении принадлежит раввину. Раввин (с ивр. «учитель») — это образованный человек, сведущий в религиозных законах, религиозный лидер общины. В ортодоксальных общинах раввинами могут быть только мужчины, в реформистских и консервативных — как мужчины, так и жен­щины.

Мечта о восстановлении разрушенного римлянами Храма — очень важная идея иудаизма, именно его оплакивают у Стены Плача в Иерусалиме (единственной сохранившейся до наших дней части храмового комплекса). Проблема в том, что построить его можно только на том же самом месте — на Храмовой горе, а там сегодня находятся святыни мусульман. Иудеи верят, что Храм все же будет восстановлен после долгожданного пришествия Мессии. Неболь­шие макеты Храма в витринах сувенирных лавок часто сопровождает оптими­стичная надпись: «Покупайте сейчас! Скоро Храм будет восстановлен, и цены возрастут!»

Происхождение религии

Слово «иудей» означало израильтянина из колена Иуды. После Вавилонского пленения евреев, которое относится к VI веку до н. э., Иудейское царство осталось единственным у этого народа.

Рис. 1. Иудаизм.

Сам термин «иудаизм» появился в I веке до н. э. в еврейско-эллинистической литературе. Так называли религию иудеев в период античного язычества. Язык последователей данной религии называется «еврейским», а не иудейским.

Появление религии относятся ко временам Моисея и исхода из Египта. Источником сведений об иудаизме на рубеже II–I тыс. до н. э. является Ветхий Завет. В развитии иудаизма выделяют следующие периоды:

  • Библейский X–VI веков до н. э.
  • Иудаизм Второго храма. Он длился до II века до н. э., а с 323 года выделают эпоху эллинистического иудаизма.
  • Талмудический иудаизм. II век до н. э. — XVIII века н. э.
  • Современный иудаизм, который ведёт историю с 1750 года.

В XI–XX веках произошло оформление различных течений и направлений в иудаизме. Например, ортодоксальный включает себя хасидов, литваков, современную ортодоксию, прогрессивный иудаизм. Течения литваков и хасидов появились на территории бывшей Российской империи, в Литве и Беларуси.

Символами иудаизма являются шестиконечная Звезда Давида, а также семисвечник, называемый Менорой. Согласно Библии, он стоял на Иерусалимском холме. Также к символам иудаизма относятся две скрижали с Десятью заповедями и лев как символ одного из древних еврейских племён (колен).

Рис. 2. Иудаизм. Израиль.

Чего нельзя делать в субботу

Почитание субботы — одна из главных заповедей иудаизма. В Библии расска­зывается о том, что Бог сотворил мир в течение шести дней, а на седьмой день «почил от дел своих». В подражание Богу иудеям предписано освящать суббот­ний день, освободив его от повседневной работы. Какие же виды деятельности запрещены? Часть из них перечислена в Библии: нельзя разводить огонь, разбивать шатер, стричь овец. Более поздние запреты, как правило, являются производными от библейских: нельзя включать электричество, раскрывать зонтик (он ведь похож на шатер), брить бороду и т. д. В еврейских местечках Восточной Европы существовала практика в случае необходимости привлекать к выполнению работ, запрещенных в субботу, соседей-христиан, которых называли «шабес-гои» — «субботние инородцы». В субботу также нельзя хоронить покойников, несмотря на традицию предавать тело умершего земле как можно скорее. Однако вопреки распространенному убеждению, субботу не только можно, но и должно нарушить для спасения своей или чужой жизни: «Можно нарушить Субботу ради младенца, которому день от роду, но не ради мертвого тела царя Израиля».

Особенности вероучения

В иудаизме существует 13 принципов веры. Первым является монотеизм. Вторым — представление о Боге как об источнике любви, справедливости, а также как о Творце и Отце. Третьим — понятие о диалоге Бога и Человека. Помимо этого, есть следующие пункты:

  • Учение об абсолютной ценности человека и человечества в целом.
  • Учение о равенстве всех перед Богом.
  • Избранность еврейского народа.
  • Принятие всеми народами моральных обязательств — семи законов Ноевых.
  • Учение о приходе Мессии.
  • Учение об эсхатологии, то есть воскрешении из мёртвых.

К основным религиозным текстам относятся Тора, а также «Еврейская Библия» — Танах.

Также следует знать, в какой стране расположены святые иудаизма — в Израиле на западном берегу реки Иордан. Святым городом, как и у христиан и мусульман, является Иерусалим, а ещё города Хеврон, Вифлеем и Наблус.

Рис. 3. Религия иудаизм.

О том, что такое иудаизм, кому поклоняются его последователи, можно подготовить доклад или сообщение на урок истории в 5 классе.

Что мы узнали?

Иудаизм — древнейшая монотеистическая религия, ей около 3000 лет. Кратко о религии можно сказать следующее: основные религиозные тексты — Тора и Танах, святой город — Иерусалим, последователей иудаизма — около 15 млн.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

Самая молодая религия — ислам

Но молодая — не значит, что в ней мало верующих – сегодня среди последователей ислама около 1,5 миллиарда человек из почти 120 стран мира. Идеи ислама принёс в народ родившийся в Мекке Муххамед, заявивший, что он – избранник Аллаха (бога исламистов) для проведения его проповедей в жизнь.

Священное писание мусульман – так называют тех, кто избрал своей религией ислам – Коран, куда и вошли все проповеди Мухаммеда.

Исламская святыня – мечеть, куда верующие приходят для того чтобы помолиться 5 раз в день. Многие исследователи считают, что молодой ислам всю основу взял из христианской Библии, добавив арабских традиций: здесь тоже есть страшный Божий суд и демоны, рай и сатана.

По мусульманскому Корану человек живёт, чтобы пройти все жизненные испытания, служа Аллаху и готовясь к загробной жизни. Самыми тяжкими грехами в исламе считаются азартные игры и пьянство, а также ростовщичество (это когда дают в долг и требуют вернуть его в большем размере, начисляя проценты).

А ещё истинные мусульмане ни в коем случае не едят свинину. Особо внимательно мусульмане относятся к соблюдению постов в месяц Рамадан, когда не разрешается в светлое время даже крошки еды.

Есть у ислама религиозный закон, называемый Шариатом, суд которого иногда никак не укладывается в условия современности – за тяжкие грехи и нарушение Корана мусульмане забивают камнями до смерти, за мелкие проступки колотят палками. Такие наказания ещё сохранились в некоторых районах исламских государств.

Ислам

Ислам, или мусульманство, зародился среди арабских племен Западной Аравии в начале VII века в Мекке. Основателем религии стал пророк Мухаммед. Этот человек с детства был склонным к одиночеству и часто предавался благочестивым размышлениям. Согласно учению ислама, в 40 лет на горе Хира к нему явился небесный посланник Джабраил (архангел Гавриил), который и оставил в его сердце надпись. Как и многие другие мировые религии, мусульманство основывается на вере в одного Бога, но в мусульманстве его называют Аллах.

Священное писание – Коран. Символами ислама являются звезда и полумесяц. Основные положения мусульманской веры заключены в догматах. Они должны признаваться и беспрекословно выполняться всеми верующими.

Основные виды религии — суннизм и шиизм. Их появление связано с политическими разногласиями между верующими. Так, шииты по сей день считают, что истину несут только прямые потомки пророка Мухаммеда, а сунниты думают, что это должен быть избранный член мусульманской общины.

Возникновение веры в Яхве: религиозная традиция

Точное время, когда возник иудаизм, не установлено. Сами приверженцы этой религии относят ее появление примерно к 12-13 вв. до н. э., когда на горе Синай вождь евреев Моисей, выведший еврейские племена из египетского рабства, получил Откровение от Всевышнего, и между народом и Богом был заключен Завет.

Так появилась Тора – в широком смысле слова письменное и устное наставление в законах, заповедях и требованиях Господа по отношению к своим поклонникам. Подробное описание этих событий отражено в книге «Бытие», авторство которой правоверные иудеи также приписывают Моисею и которая составляет часть письменной Торы.

           

Кто может исповедовать иудаизм

Стать иудеем можно двумя способами. Первый — родиться у матери-еврейки, второй — совершить гиюр, то есть переход в иудаизм. Этим иудаизм отличает­ся от индуизма и других национальных рели­гий — зороастризма, синтоизма. Принять индуизм или синтоизм нельзя: при­надлежать к этим религиям можно лишь по праву рождения, а вот иудаизм — можно. Правда, стать иудеем не так просто. По традиции потенциального прозелита, то есть человека, обратив­шегося к новой религии, долго отговаривают от этого шага, чтобы он или она продемонстрировали твердость своих наме­рений: «Желающего стать иудеем не принимают сразу. Говорят ему: „Зачем тебе становиться иудеем? Ведь ты видишь, что этот народ унижен и угнетен больше всех народов, как недуги и беды падают на него…“» И хотя процитиро­ванный трактат «Герим» (c ивр. «Прозелиты») был создан во II веке — в период, когда римские власти, мстя евреям за очередное антиримское восстание в Палестине, запрещали отправ­лять иудейские ритуалы, — звучащее в нем предостережение оставалось актуальным как минимум до середины ХХ века. «Соискатель», проявивший должную решимость, проходит специальный обряд и становится частью еврейского народа.

Почему евреи «избранный народ», кто их из­брал и не было ли подтасовок во время выборов

Представление о богоизбранности еврейского народа — одно из ключевых в иудаизме. «Вы будете у меня народом святым», — говорит Бог (Исх. 19:5–6), даруя еврейскому народу свой Закон — Тору. Согласно талмудической тра­диции, акт избрания носил не односторонний, а взаимный характер: Бог, утверждали мудрецы Талмуда, предлагал Тору разным народам, но те отказы­вались, не желая обременять себя исполнением заповедей, и только евреи согласились ее принять. Правда, по другой (тоже талмудической) версии, согласие еврейского народа было получено под давлением — в прямом смысле этого слова. Бог наклонил скалу, под которой собрался народ, — «И сказали они: всё, что сказал Господь, сделаем и будем послушны». Однако статус избранного народа повлек за собой не столько привилегии по отношению к другим народам, сколько особую ответственность перед Богом. Беды, то и дело обрушивавшиеся на головы евреев, объяснялись несоблюдением заповедей — однако в конце времен, с приходом Мессии, ситуация должна в корне измениться: Бог долготерпелив, а его любовь к избранному народу неизменна. 

другие религии

11 вопросов про ислам

Чем шииты отличаются от суннитов, как одеваются мусульманки и что такое халяль

9 вопросов про буддизм

Кто такой Будда, едят ли буддисты мясо и празднуют ли Новый год

Частые вопросы о православии

Чем папа отличается от патриарха, умирают ли от смертного греха и зачем освящают танки

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Телепередача дня

Скандальная ритмическая гимнастика Ссылка дня

Какого цвета эпохи?Герб дня

Белая роза Йорков

Архив

Брит-мила и бар-мицва

Итак, для прозелита еврейская жизнь начинается с гиюра. В ходе этого обря­да и мужчины, и женщины совершают ритуальное омовение в специальном бас­сейне — микве. Мужчины также подвергаются обряду обрезания — брит-мила. Эта древняя традиция, согласно Библии, восходит к первому еврею, Аврааму, который в ознаменование заключенного между ним и Богом завета впервые совершил обряд. Аврааму было 99 лет — следовательно, стать евреем никогда не поздно. Мальчиков, родившихся в еврейских семьях, принято обрезать на восьмой день после рождения. 

Следующий важный обряд жизненного цикла — бар-мицва (дословно «сын запо­веди»), мальчики проходят его по достижении 13 лет. Начиная с этого воз­раста представители мужского пола считаются достаточно взрослыми для того, чтобы исполнять все законы иудаизма. Аналогичный обряд для девочек, бат-мицва («дочь заповеди»), появился относительно недавно, в конце XIX — на­чале XX века, и первоначально совершался лишь в либеральных религиозных кругах, которые, следуя «духу времени», стремились уравнять в правах женщин и мужчин. У этого обряда было немало противников, но постепенно он пере­шел в разряд общепринятых и сегодня совершается в большинстве еврейских религиозных семей. Во время бар-мицвы мальчик впервые в жизни публично читает главу Священного Писания (Торы). Бат-мицва зависит от степени либеральности общины: это либо также чтение вслух Торы, либо скромный праздник в кругу семьи.

Основные религиозные принципы Иудаизма

  • Существует только один-единственный Бог, которому надлежит поклоняться.
  • Бог — это не просто некий высший разум или что, он — абсолютный источник всего сущего: материи, любви, мудрости, благости, высшее начало — так сказать.
  • Все равны перед этим Богом независимо от расы, пола, вероисповедания.
  • Вместе с тем миссия иудеев — просвещение человечества о божественных законах.
  • Жизнь — это диалог Бога и человека. Этот диалог ведется как на индивиудальном уровне, так и на уровне наций (национальной истории), так и на уровне всего человечества.
  • Человеческая жизнь имеет абсолютную ценность, потому как человек признается бессмертным существом (на уровне души), которое Бог создал по своему образу и подобию.
  • Иудаизм — в чем-то идеалистическая религия, поскольку предполагает примат духовного начала над материей.
  • Иудаизм предполагает приход в некие периоды истории Миссии — пророка Бога, задача которого возвращение заблудшего человечества на божьи законы.
  • В Иудаизме наличествует также учение о воскресении мертвых в конце истории человечества. Это учение получило название “эсхатология”.

Как видно, между Иуадаизму, Христианством и даже Исламом — существует серьезное сходство, которое просто нельзя игнорировать. Можно даже утверждать, что эти мировые религии появились благодаря Иудаизму. И в этом смысле миссия иудеев весьма рьяно реализуется! Как Вы считаете?

Численность последователей основных религий мира

Религия тыс. человек %
1 Христиане 2 280 500 33,02
2 Мусульмане 1 560 000 22,59
3 Индуисты 950 000 13,75
4 Агностики 650 000 9,41
5 Буддисты 470 000 6,80
6 Китайская религия 450 000 6,52
7 Народная религия 260 000 3,76
8 Атеисты 138 000 2,00
9 Новые религии 64 000 0,93
10 Сикхи 24 000 0,35
11 Иудеи 14 600 0,21
12 Спиритисты 13 800 0,20
13 Даосы 8 500 0,12
14 Бахаи 7 400 0,11
15 Конфуцианцы 6 500 0,09
16 Джайны 5 300 0,08
17 Синтоисты 2 770 0,04
18 Зороастрийцы 180 0,00
19 другие 1 300 0,02
  Мир, всего 6 906 850 100

В таблице приведено примерное усредненное количество последователей религий в 2010 году на основе данных из трёх источников — Энциклопедии «Религии мира» Дж. Мелтона, Энциклопедии «Британника» и отчёта американского исследовательского центра Pew Research Center (PRC).

Китайская народная религия или шэнизм — комплекс религиозных представлений, сложившихся в ходе исторического развития китайской цивилизации. Является эклектическим сочетанием религиозных верований и практик, основанных, прежде всего, на почитании предков и сил природы, добрых и злых духов, а также Неба, которое оказывает влияние на общество и правителей. Имеет множество региональных форм, происходящих от разных источников; примерно к XI веку сложился синкретизм, основанный на буддийских представлениях о карме и перерождении, а также даосском учении об иерархии богов.

Народная религия (англ. Folk religion, англ. popular religion; «коренная (местная) религия» англ. vernacular religion) — понятие используемое в религиоведении, социологии религии и фольклористике для обозначения различных форм и проявлений религии, которые отличаются от официальных доктрин и практик институциональных (организованных) религий  Примеры народных религий, связанных с основными религиями — народное христианство, народный ислам, народный индуизм и другие. 

Кроме иудеев в Израиле проживают хритиане и мусульмане

Отвечая на вопрос: какой Бог у евреев, необходимо помнить о том, что в стране также живут христиане и мусульмане. Поэтому второй религией после иудаизма будет христианская или мусульманская. Христиан в стране насчитывается 150 — 200 тысяч человек.

150 — 200 тыс
примерно столько христиан насчитывается в Израиле, большинство из них — католики

В 2000 году в Израиле действовало 197 христианских церквей и мест богослужения, принадлежащих 72 различным христианским деноминациям.

Базилика Благовещения, Назарет. Католики составляют большинство среди израильских христиан. Фото: upload.wikimedia.org

В стране можно встретить представителей всех христианских конфессий. Католики, при этом, составляют подавляющее большинство. Большинство из них униаты. Всего же на 2010 год в Израиле католиков насчитывалось 90 000 человек.

В Израиле проживает примерно 150 — 200 тысяч христиан, большинство из них католики.

В Израиле живет примерно 30 000 православных и верующих древних восточных церквей.

30 тысяч
столько в Израиле православных и верующих древних восточных церквей

При этом израильское православие представляет Иерусалимская православная церковь. Официально она называется Иерусалимский патриархат или Греко-православный патриархат Иерусалима.

Это древнейшая автокефальная поместна православная церковь. Она занимает 4-е место в диптихе автокефальных пометных церквей и управляется патриархом Иерусалимским и Священным Синодом. Присутствуют здесь также протестанты. Это англикане, лютеране, пресвитериане, адвентисты, баптисты, сторонники Движения святости, Свидетели Иеговы, мормоны и т.д.

Мечеть Аль-Акса в Иерусалиме. На территории Государства Израиль ислам считается наиболее массовой религией. Фото: upload.wikimedia.org

Для мусульман Иерусалим считается третьим по значению священным городом после Мекки и Медины. Именно этому ислам считается второй по численности религией в Израиле. При этом с VIII до середины начала XX века ислам в стране преобладал.

Связанно это было с арабским завоеванием территории страны. Современные мусульмане в государстве представлены, в основном, израильскими арабами. На 2016 год их число составляет 16,8 % населения страны.

Иудаизм: основные идеи и концепции

Как уже было сказано, иудейское вероучение признает только одного-единственного Бога – Яхве. На самом деле, подлинное звучание его имени было утрачено после разрушения храма Титом, так что «Яхве» — это просто попытка реконструкции. Да и она не получила в еврейских кругах популярности. Дело в том, что в иудаизме существует запрет на произнесение и написание священного четырехбуквенного имени Бога – тетраграмматона. Поэтому издревле заменяли его в разговоре (и даже в священном Писании) словом «Господь».

Другая важная особенность состоит в том, что иудаизм – религия сугубо одной нации – евреев. Поэтому это довольно замкнутая религиозная система, куда не так-то просто попасть. Конечно, в истории есть примеры принятия иудаизма представителями других народов и даже целых племен и государств, но в целом евреи скептически смотрят на подобную практику, настаивая на том, что Синайский завет распространяется только на потомков Авраама – избранный еврейский народ.

Иудеи верят в приход машиаха – выдающегося посланника Божьего, который вернет Израилю былую славу, распространит учение Торы по всему миру и даже восстановит храм. Кроме того, иудаизму присуща вера в воскресение мертвых и страшный суд. Для того чтобы праведно служить Богу и познавать его, народу Израиля Всевышним был дан Танах – священный канон книг, начиная с Торы и заканчивая откровениями пророков. Танах известен в христианских кругах как Ветхий Завет. Разумеется, евреи с такой оценкой своего Писания категорически не согласны.                                                 

По учению иудеев, Бог неизобразим, поэтому в этой религии нет священных изображений – икон, статуй и т. п. Художественное искусство — это вообще не то, чем славен иудаизм. Кратко можно упомянуть также о мистическом учении иудаизма – каббале. Это, если опираться не на предания, а на научные данные, очень поздний продукт еврейской мысли, но оттого не менее выдающийся. Каббала рассматривает творение как ряд божественных эманаций и проявлений число-буквенного кода. Каббалистические теории в числе прочего признают даже факт переселения душ, что выделяет эту традицию из ряда прочих монотеистических, а тем более авраамических религий.

      

Заключение

Хотя иудаизм ставил своей целью признание Бога всем человечеством, он всегда осуждал и выступал против ассимиляции евреев, оставаясь мировоззрением тех, кто ассоциировал себя с народом Израиля. Еще в 444 году до нашей эры. Еврейское духовенство настаивало на принятии обязательного закона, запрещающего евреям вступать в брак с представителями других народов. Уже тогда этот запрет привел к отделению евреев от самаритян — так называли адептов иудаизма, ассимилировавшихся в годы вавилонского плена (586 — 538 гг. до н.э.). Ортодоксальные раввины до сих пор не признают законность брака евреев с неевреями. С одной стороны, обозначив круг своих потенциальных сторонников как представителей одной нации и установив крайне жесткие требования к прозелитам, иудаизм не мог рассчитывать на широкое признание.      

За долгую историю существования еврейской религии, только хымьяритское королевство в Южной Аравии в 517 — 525. и в Хазарском каганате в 8 — м века, население которого не был евреем, провозглашено иудаизм в качестве государственной религии. С другой стороны, этническая изоляция иудаизма, несомненно, была важным фактором его жизнеспособности, поскольку он не только призывал евреев к монотеизму, но и отличал их от всех других народов, определяя евреев как избранный Богом народ, как народ мессии. , призванный выполнить цивилизационную миссию на Земле с целью установления царства мира и справедливости.   

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Росспектр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: