Царь колокол. история кратко для детей 2-4 класса. где находится, описание

Введение

Устройство типичного европейского колокола: 1. хомут, 2. корона, 3. голова, 4. поясок, 5. талия, 6. звуковое кольцо, 7. губа, 8. устье, 9. язык, 10. заплечики

Ко́локол — инструмент, источник звука, имеющий куполообразную форму и, обычно, язык, ударяющийся изнутри о стенки. При этом, в различных моделях, раскачиваться может как купол колокола, так и его язык. В Западной Европе наиболее распространен первый вариант приведения колокола в действие. В России повсеместно распространён второй, что даёт возможность создавать колокола чрезвычайно больших размеров («Царь-колокол»). Известны также колокола без языка, по которым бьют молоточком или бревном снаружи. Материалом для большинства колоколов служит так называемая колокольная бронза, хотя известны колокола из железа, чугуна, серебра, камня, терракоты и даже из стекла.

В настоящее время колокола широко используются в религиозных целях (призыв верующих на молитву, выражение торжественных моментов богослужения), в музыке, в качестве сигнального средства на флоте (рында), в сельской местности небольшие колокольчики вешаются на шею крупному скоту, маленькие колокольчики часто используются в декоративных целях. Известно употребление колокола в общественно-политических целях (как набат, для созыва граждан на собрание (вече)).

История колокола насчитывает более 4000 лет. Самые ранние (23-17 век до н.э.) из найденных колоколов имели небольшие размеры и были изготовлены в Китае. В Китае также впервые создали музыкальный инструмент из нескольких десятков колоколов. В Европе аналогичный музыкальный инструмент (карильон) появился почти на 2000 позднее.

Самым ранним из колоколов Старого Света на данный момент является ассирийский колокольчик, хранящийся в Британском музее и датируемый 9 веком до н.э.

В Европе ранние христиане считали колокола типично языческими предметами. Показательна в этом плане легенда, связанная с одним из старейших колоколов Германии, носящим имя «Saufang» («Свиная добыча»). Согласно этой легенде свиньи раскопали этот колокол в грязи. Когда его отчистили и повесили на колокольню он проявил свою «языческую сущность» и не звонил до тех пор, пока не был освящен епископом.

Вера в то, что при помощи удара в колокол, колокольчик, барабан можно избавиться от нечистой силы, присуща большинству религий древности, от которых колокольный звон и «пришёл» на Русь. На сегодняшний день это сохранилось у шаманов, синтоистов, буддистов, служения которых невозможно себе представить без бубнов, колокольчиков и колоколов. Таким образом, использование колокольного звона в ритуальных и магических целях уходит корнями в далекое прошлое и характерно для многих первобытных культов.

В чём заключается предназначение церковных колоколов

Сложно найти православного человека, который бы ни разу не видел колоколов и не слышал их удивительного звучания. Поразительно, но колокольный звон способен вызвать у человека бурю положительных эмоций. Сложно описать тот восторг, который наполняет сердце, когда церковные колокола сливаются в едином порыве. Даже у тех людей, которые не могут назвать себя верующими, он вызывает бурный восторг.

В настоящее время купить церковный колокол может каждый, поскольку товар реализуются в свободном доступе. Заказать изготовление изделий из бронзы можно в мастерской «Вольгинский Колоколец» (ИП Лукьянов Игорь Иванович; адрес: 601125, Владимирская обл., пос. Вольгинский, ул. Северная, д. 11А; ИНН: 332100836897; ОГРН: 305331601105907).

Зачем нужны колокола и колокольни?

Ранее колокола служили призывом. В настоящее время ничего не изменилось. Они напоминают всем верующим о том, что пора обратить свой взор в сторону храма. Колокольню смело можно назвать гордостью каждого храма. Чем количество певучих голосов больше, тем более мелодичным будет звук. Многие верят в то, что колокольный звон очищает и обладает некоторой целительной силой. Можно не верить в эти предания. Однако после звука колокола и впрямь становится лучше и теплее на душе.

Основное назначение церковных колоколов

Когда речь идёт об обустройстве православного храма, то значение имеет каждая деталь. Колокола призваны нести исключительно позитив и добро. Они наполняют землю радостью, светом, покоем и миром. Вряд ли кто-то осмелится отрицать, что колокольному звону присуща удивительная сила, которая заключается в способности проникать в каждую клеточку тела.

Колокольный звон может предупреждать об опасности, призывать людей к собранию или радоваться определённому событию. Его значение может меняться исходя из задачи.

Многие отметили тот факт, что звук колокола не отпугивает, а наоборот, привлекает голубей. Это обстоятельство просто поражает. Колокольный звон мотивирует людей к вере. Он наполняет сердца неистовой радостью и ожиданием лучших дней.

Виды колокольного звона

Видов колокольного звона в настоящее время существует масса. Каждый из них призван нести определённую эмоцию, которую передаёт именно звонарь. Стать таковым может не каждый. Для этого человек должен обладать выраженным внутренним чутьём, знанием звукового ряда, природным чувством ритма, пониманием Церковного устава и техник исполнения тех или иных мелодий.

Звонарь в обязательном порядке должен соблюдать все Божьи заветы, поститься и молиться. Только в таком случае его «песни» будут восприняты правильно и действительно смогут порадовать своим удивительным звучанием.

Для того или иного события принято использовать различные благовесты. Чем оно значительнее, тем мощнее посыл. Благовесты могут быть праздничными, воскресными, ежедневными или посвящёнными началу поста. Каждый звук имеет своё особое предназначение. Набат же обычно возвещает беду.

Поэтапное описание мастер-класса

Научиться рисовать хорошо непросто, но, если работать над развитием способностей, совершенствовать технику и внимательно изучать теорию, можно добиться многого. Чтобы научится рисовать колокольчик, понадобится терпение и усидчивость. Некоторые действия придется повторять неоднократно, шаг за шагом продвигаясь к намеченной цели.


Колокольчик — рисунок для детей

Для работы потребуются следующие инструменты:

  • простой карандаш средней степени мягкости;
  • коробка цветных карандашей;
  • мягкий ластик;
  • альбомный лист для рисунка;
  • акварельные краски и палитра;
  • кисточки беличьи разных номеров;
  • емкость для воды;
  • клеящийся скотч;
  • салфетки.

Этапы рисования колокольчика следующие:

  • Простым карандашом обозначить стебель растения.
  • От стебля в стороны прорисовать 3 ветви.


Колокольчик — рисунок для детей

  • Ответвления украсить цветами. Для этого около каждого из них нарисовать небольшую веточку-ножку, на которой будет бутон.
  • В верхней части ножки наметить границы боковых лепестков.
  • Очертания лепестков прорисовать более четко. Всего их – 3, каждый будет иметь острые края.
  • У основания создаваемого бутона нарисовать маленькие чашелистики.
  • Чтобы рисунок получился реалистичным, место крепления цветка к стеблю выделить.
  • Стебель сделать толще, чтобы он имел визуальный объем. От основания вывести еще 1 длинный и тонкий листик.
  • Ровными штриховыми линиями на каждом лепестке обозначить середину.


Колокольчик — рисунок для детей

  • У основания стебля дорисовать еще несколько листков, а на ствол добавить светлячка или божью коровку.
  • Чтобы получить объемное изображение, правильно заштриховать рисунок. Для этого некоторые места сделать более темными, создавая эффект полутени.

После окончания работы повесить творение на стену или подарить близкому человеку.

В чем назначение церковных колоколов

В обустройстве христианского храма каждая вещь имеет свое назначение. Души православных христиан при слушании церковных переливов наполняются светом, радостью, миром, покоем. Когда колокола звучат, как набат, христиане знают, случилась беда.

Православный звон наполнен удивительной силой, обладающей способностью проникать в человеческие сердца. В церковных звуках и переливах русские православные люди научились отличать торжество, призыв и тревогу, слыша определенный звон.

Удивительное явление — при звучании колоколов, голуби, прообразы Духа Святого, не разлетаются, а наоборот, устремляются к храмам.

Слыша колокольные переливы, православный народ спешит на Богослужения, к которым их призывают ритмичные удары колокола. Весельем и радостью наполняют сердца верующих звуки, возвещающие о торжестве Церкви и праздничных служениях. Торжество и почитание вызывают перезвоны во время торжественных Богослужений.

Колокольный звон: различные виды

Для каждой церковной службы предназначен особый колокольный звон: благовест, трезвон, перезвон, перебор. В 2002 году в Русской Православной Церкви был принят «Устав церковного звона». Он содержит информацию о видах звона, как посвящать в звонари, освящать и хранить колокола.

Благовест

Благовест — звон размеренными ударами в один большой колокол. Сначала совершаются два удара до полного затихания звука, а с третьего — мерные удары. Продолжительность звона составляет 10-20 мин. Благовест извещает о начале богослужения. Такой же звон используют во время важнейших моментов церковной службы.

Трезвон

Трезвон — звон во все колокола. О нем в народе говорят, что звонят «во вся тяжкая». Этот наиболее торжественный вид звона совершается в три приема. Используется в дни великих праздников и других важнейших церковных событиях. Звучит перед началом богослужения (после благовеста), перед чтением Евангелия и по окончании службы.

Разновидностью трезвона является «красный звон». Он возможен только там, где много больших колоколов и несколько звонарей. «Красными» в старину называли средние колокола с приятным мелодичным звоном.

Перезвон

Звон с поочередными ударами в каждый колокол, начиная с самого большого и заканчивая малым, называется перезвоном. Это одновременно торжественный и скорбный вид звона

Его используют, чтобы показать важность предстоящей службы. Поэтому употребляется перезвон только в отдельные дни Великого поста (Великие Пятница и Великая Суббота) и при освящении воды в праздник Крещения Господня (19 января)

Перебор

Перебор — звон с поочередными ударами в каждый колокол, начиная с малого и заканчивая большим. Такой вид колокольного звона также называется погребальным и используется при отпевании покойника.

Малиновый звон

Широко известно понятие и словосочетание «малиновый звон». К ягоде малине оно не имеет никакого отношения. Название произошло от французского города Malines — Малин (современный Мехелен, Бельгии). Здесь в Средних века мастера разработали удачный сплав для литья колоколов, издающих “бархатистый” звон. Со временем, когда такие колокола появились в России, «малиновым» стал называть красивый, мелодично переливающийся звон. То есть «малиновый звон» означает»очень приятный, мягкий по тембру».

Процесс создания

Для создания гиганта понадобилось изготовить 2 шаблона по сделанным чертежам великих мастеров. Для отделки внутри сооружения использовался один шаблон, а для дизайна снаружи – другой. На Ивановской площади было подготовлено место под форму колокола. Это было вырытое углубление в земле около 10 м.

Боковые стороны укрепили деревянными брусками, которые связывались металлическими ободками. Для прочности яму обложили кирпичом и на дно установили решетку из железа.

Затем приступили к изготовке болванки и установили другой шаблон, напоминающий внешний вид сооружения. По завершению данных работ форму подняли с помощью специальных грузовых установок. После отделки болванки была изготовлена железная петля для языка гиганта. Все технические работы завершились 25.11.1735 г.

Закончить литье колокола Ивану не удалось по причине смерти, но его дело продолжил сын Михаил. Свою руку в создании окончательного Царь-колокола приложил еще один человек — российский архитектор Август Монферран. Он был француз по происхождению, получивший приглашение работать в России. Поднятием Царь-колокола на фундамент занимался именно он.

Установка Царь Колокола

Царь-колокол (история кратко рассказывает о его поднятии) установили на каменное основание в Кремле летом 1836 г. На гиганте изготовили 4 подпоры, которые держали шар. Сверху шара был установлен крест из бронзы.

Август Монферран также прославился как декоратор и человек, умеющий замечательно рисовать.Он является создателем державы с позолоченным крестом. На росписях, изображенных на Царь-колоколе, можно увидеть русского Романова Алексея Михайловича, при котором был выполнен предшествующий образец, и императрицу Анну Иоанновну, вдохновившую на создание подобного образца.

Ниже изображения с императрицей расположена пометка о людях, создавших эту скульптуру – Иван и Федор Моторины. На колоколе также изображены христианские святые – Христос и Мария, Иоанн Предтеча и апостол Петр. Росписи выполнялись лучшими художниками того времени.

Как создавался Царь Колокол:

Кто отлил памятник

Изначально литье колокола хотели доверить мастеру из Парижа, но он отказался, приняв это предложение за шутку. На эту должность взяли соотечественника Ивана Моторина, который в 1730 г. приступил к делу. Ему дали в помощь еще одного мастера, 10 учеников и 2 офицеров.

Также работу помогали выполнять люди разных строительных специальностей: плотники, каменщики, столяры, слесари, кузнецы. Подсобные рабочие носили воду, кирпичи, известь и смешивали глину. Всего насчитывалось около 190 человек, втянутых в создание монумента. Скульптуры и резчики занимались отливкой деталей и памятника.

Для возобновления плавильных печей, разрушенных во время первой плавки, Моторин заказал к уже имеющимся расходникам новые материалы. К ним относилось огромное количество красного кирпича. Его использовали при отделке печи, на облицовку, укрепление и основание. В этот раз приняли меры предостережения от возникновения пожара.

Принципы размещения

Церковные колокола размещают по особым принципам. Православная церковь применяют особую конструкцию — карильон. Её подвешивают на вертикальных столбах на небольшой высоте от пола. Этим устройством довольно удобно управлять. При этом не нужно прилагать значительных усилий. Но она не подходит для больших городов, так как ее звон раздаётся только на маленьком расстоянии.

Колокола, спрятанные под крышей церкви, звучат довольно тихо. Но сегодня здание с этими инструментами присоединяют непосредственно к собору. Оно становится неотъемлемой частью архитектурного комплекса.

В 19 столетии колокольни находились на крыше церквей. Храмы в городах и других населенных пунктах были самыми высокими сооружениями. И поэтому их звон был слышен практически по всей территории. Самый простой вариант — это установить колокола на примитивную звонницу. Это всего лишь перекладина, укреплённая на небольших столбах над землёй. Благодаря такому простому строению человек, отвечающий за колокола — звонарь, может бить в них, не поднимаясь на крышу храма.

Если звонница пристраивалась к церкви, то она остановилась доминирующим объектом в ее архитектуре. Пример такой постройки можно увидеть в Санкт-Петербурге на Васильевском острове. Там установлена церковь Святой Екатерины. А иногда устройство размещали на здании храмов, тогда такие здания называли «иже под колоколы».

Слайд 15 В его основе лежат одиночные или двойные удары облегченного языка о

качающийся или вращающийся колокол, который обычно оснащен противовесом с тем, чтобы центр тяжести проходил через ось вращения. Количество колоколов в звоннице обычно от 2 до 6.
По традиции колокола подбираются или отливаются под определенный основной тон с ограниченным количеством обертонов.
Отсюда звон сам по себе не так богат и зависит от количества колоколов, а также амплитуды их качания или скорости вращения, поэтому квалификация звонаря особого значения не имеет.
В некоторых странах наравне с традиционным звоном практикуется и звон путем раскачки языка.

Католический звон

Слайд 5И к XVI веку колокола уже звучали по всей стране. Русские мастера изобрели

новый способ звона — языковый (когда раскачивается язык колокола, а не сам колокол, как было в Западной Европе), это позволило отливать колокола очень больших размеров..
При царе Иване Грозном и его сыне Феодоре, колокольное дело в Москве быстро развивалось. Было отлито много колоколов не только для Москвы, но и для других городов. Мастером Немчиновым был отлит колокол «Благовестник» весом в 1000 пудов. Другие известные мастера этого времени, славившиеся тщательной и художественной отделкой колоколов: Игнатий 1542 г., Богдан 1565 г., Андрей Чохов 1577 г. и другие. В это время в Москве при церквях насчитывалось до 5000 колоколов.Смутное время начала XVII в. остановило на некоторое время литейное дело, но со времени патриарха Филарета (Романова) это искусство опять возродилось. Искусство изготовления колоколов развивалось и крепло, постепенно достигнув таких размеров, какого не знала Западная Европа. С этого времени для литья колоколов уже не приглашали иностранных мастеров.

Колокола в Русской православной церкви

Звонницы на Руси начали строить сразу после ее Крещения. Первые несколько веков Россия ставила европейские карильоны, однако к XV столетию стала делать уже свои. Звон, слышимый по всем окрестностям, зазывал прихожан на службу, народное собрание или оповещал о беде. Местные мастера отливали образцы больших размеров, чтобы усилить издаваемый звук. Так, прототип известного «Царь-колокола» весил около 208 тонн.

До начала XX века литье осуществлялось на государственных заводах, однако после Октябрьской революции сфера перешла в частные руки. Длилось такое производство недолго – до 30-х годов. Воскресить литейное дело получилось только после «перестройки», поставив задачу перед двумя заводами: ЗИЛ и Балтийский. Сегодня церковные карильоны состоят из трех видов колоколов: большие, средние, малые.


Звонницы на Руси начали строить сразу после Крещения

Большие

Благовестники призваны оповещать прихожан о начале богослужения. Делятся они на несколько типов:

  • праздничные – используются на главные православные торжества, а также Великую Пасху;
  • воскресные – звонят по воскресеньям;
  • постовые – звучат только во время Пасхального поста;
  • полиелейные – их можно услышать во время полиелейной службы;
  • простодневные – используются ежедневно.

Малые

Малые, или зазвонные – это колокольчики небольшого размера, объединенные между собой в одну связку. Как правило, их используют вместе с большими колоколами для исполнения трезвона:

  • единожды – к вечерней службе;
  • дважды – перед утреней;
  • три раза – с началом Божественной литургии.

Средние

Подзвонные колокольца предназначены только для одного – украшения общего звучания. Они чуть крупнее зазвонных и точно так же соединены между собой цепочками, прикрепленными к звонарному столбу. Чаще звук средних колокольчиков можно услышать во время звона на Пасхальный пост или перед Литургией преждеосвященных даров. Также они участвуют в переборах, трезвонах, двузвонах или перезвонах.


Большие


Средние


Малые

Популярные темы сообщений

  • Верба Крайне распространённое растение в средней части России. Имеет более простое название – Ива. Относится к семейству ивовых. Выглядит как обычное дерево до 25 метров в высоту, но в молодом возрасте имеет вид кустарника,
  • Часы Издавна человечество пыталось измерять время и вообще понять, что это и чему оно равно. До настоящего времени было придумано немало приспособлений для измерения одинаковых промежутков времени.
  • Религия Древних Египтян Древний Египет — это загадочная и удивительная страна. Древнеегипетская религия – религиозные верования и ритуалы, которые практиковались в Древнем Египте. Религия Египта очень обширна, многообразна и всегда была связана с мифами,

Русская церковь

В любом сообщении про колокола стоит кратко указать, как они стали известными на Руси. Первые звонницы стали возводить в государстве сразу после крещения. Несколько столетий использовались европейские карильоны, но к 15 веку появились новые устройства. По всей округе было слышно звук, который собирал прихожан на службу или извещал их о нападении врагов. Местные ремесленники отливали инструменты значительных размеров, чтобы они издавали громкое звучание. К примеру, прототип «Царь-колокола» весил 208 тонн.

К началу 20 века литьем занимались только государственные заводы. Но после Октябрьской революции это дело перешло к владельцам частных предприятий. Хотя производство продолжалось недолго.

В связи с тем, что коммунисты попрекали религию, перестали строить церкви и звонницы. А поэтому и колокола стали уже не нужными. Только после перестройки литейное дело возродилось.

Виды колоколов

Детали звучания и строение инструментов позволили разделить их на несколько видов:

  • подзвонные – их может быть разное количество, между собой языки соединяют веревкой, прикрепленной к звонарному столбику;
  • зазвонные – бывают в виде связанных между собой 2,3 4 экземпляров;
  • средние – виды колоколов, служащие для украшения основного звона;
  • говестники – сигнальный инструмент, служащий для созыва людей на разные службы (праздничные, будничные, воскресные).

В старину появлялись собственные имена колоколов: «Переспор», «Сокол», «Георгий», «Господарь», «Медведь».

Куранты – еще один, обособленный вид, используемый в звонницах с часовым механизмом. Это набор разноразмерных с отличающейся формой колоколов, настроенных в соответствии с хроматической или диатонической гаммой.

Возвращение колоколов

Фото: ТАСС

Бессонные взгремят колокола . М. Цветаева

Наши русские колокола считаются самыми большими, самыми звучными в мире. У нас множество колоколен ― у нас и простор для такой музыки.

С этими функциями колокола входят в христианство

Однако в эпоху гонений колокола практически не использовались, так как сильный звук мог привлечь внимание гонителей. При императоре Константине Великом (306-337) христианство становится официальной религией Римской Империи

Для созывания прихожан в храм служит било (деревянная доска) или клепало (железная доска), по которым ударяли молотком. Византия довольно долго довольствовалась билами, поскольку крестовокупольная форма византийских храмов не позволяла использовать колокола ― для этого требовалось строительство особых башен ― колоколен, которые позже появятся на Руси. Колокола приходят в Византию лишь во второй половине I X века из Венеции.

На Русь колокола попадают из Западной Европы. Первые упоминания о них относятся к XI в. ― появление древнейших русских колоколов ― киевских и новгородских. Хотя первоначально на Руси использовались била, но с появлением колоколов происходит их быстрое вытеснение. Била остались лишь в старообрядческих скитах Сибири и Алтая.

Отливка колокола. Фото: ТАСС

Россия стала страной, где колокололитейное дело достигло невиданного размаха. На Руси отливали колокола-гиганты, среди которых самый известный ― Царь-колокол. Колокол вошел в герб Звенигорода, стал темой для поэтических народных легенд и преданий, пословиц и поговорок, сказок и загадок.

На земле древнего Новгорода напротив св. Софии стоит памятник тысячелетию России, исполненный замечательным русским скульптором М.О. Микешиным. Памятник ―живая история России, а ее образ ― колокол. Именно колокол, возвещающи, всему миру о тысячелетней истории страны, стал, формой для памятника Отечеству. Формой, воплотившей смысл России.

На Руси колокола различаются по предназначению и по характеру звона. Так, известны вечевой, путевой, лыковый, ссыльный, золоченый, красный, полиелейный, пленный, благовестный, звонец, набатный и осадный колокола. В набат ударяли при пожаре или нападет врага. Если неприятель уже подходил к стенам города, то звучал уже осадный. Звонец был сигналом о начале звона, путевой нередко спасал в снежную бурю, указывая дорогу к жилью, вечевой ― собирал свободолюбивых новгородцев и псковитян на вече. Красным колокол назывался за свой приятный, красивый, т. е. красный звон. Полиелейный благовестил в большие праздники. Пленный колокол доставался России в качестве трофея, ссыльными назывались колокола, высылаемые в отдаленные обители, если чем-либо вызвали раздражение у русских царей. Лыковые также относятся к разряду ссыльных ― сначала разбитые, а затем перевязанные лыком; золоченые действительно позолочены; благовестный же колокол созывает прихожан к храму.

Фото: ТАСС

Звон колокола объединял пространство страны, связывал с ним человека. Колокол незаменим в жизни средневекового человека, ибо его звон регулировал ритм и образ жизни, заменяя технические достижения современного мира. На Руси колокольный звон неповторимым образом повлиял и на архитектурный ансамбль больших и малых городов, облик которых невозможно представить без высоких стройных колоколен. Музыка колокольного звона делится на благовест, трезвон и перезвон. По большим праздникам, называемым двунадесятыми, благовестят в большой колокол. В остальные праздники звонят в большой колокол. В будние дни раздается звон вседневного колокола.

В России как нигде благоговейно относились к колоколу, как к живому существу: самым большим давали имена, совершали молебен перед отливкой. Колокол ― эстетическое средство, объединяющее в себе духовные, эмоциональные и этические запросы людей. Выработанный веками способ звона и использование колоколов в религиозном обряде создало духовное единство народа, живую связь времен. В результате происходила выработка определенных норм и традиций, соблюдение которых служило связующим звеном между прошлым и будущим.

1. Знаменитые колокола России. М., 1994.

2. Христианство. Т. М., 1993.

3. Ярешко А.С. Колокольные звоны России. М., 1992.

4. Проф. Скабалланович. М. Толковый Типикон., 1913.

  • Современные упаковочные материалы доклад по биологии

      

  • Доклад по информатике система и окружающая среда

      

  • Доклад по психологии на тему ощущение

      

  • Мужские виды спорта доклад

      

  • Доклад спорообразование у бактерий

7. Колокола Китая

Колокол в Уханьском даосском храме Чан Чунь, подвешенный за дракончика-пулао

В Китае существует многовековая традиция литья колоколов, распространившаяся и в соседние страны, испытавшие влияние китайской культуры (Корея, Япония). В позднем императорском и современном Китае колокола являются типичной принадлежностью даосских и буддистских храмов. Кроме того, в центре старых китайских городов часто сооружались специальные «колокольная башня» и «барабанная башня» (см. напр. Bell Tower of Xi’an, Gulou and Zhonglou (Beijing)), расположенные на которых колокола и барабаны подавали сигнал на заре и при заходе солнца, а также в случае чрезвычайных событий.

Скоба, за которую подвешивается китайский колокол, часто отливается в виде зверька пулао (蒲牢, pulao). По легенде, пулао — один из Девяти сыновей китайского дракона, который любит громко кричать. Потому ему и досталось место на колоколе.

7.1. Колокола доимперской эпохи

Основная статья бяньчжун

Китайская колокольная культура, дошедшая до нашего времени, предстала в новой перспективе в свете археологических открытий 20 в. Было обнаружено, что в отличие от современных круглых колоколов, имеющих индийское происхождение, древнейший исконно-китайский тип как правило имел миндалевидный поперечный срез. Колокола такого типа отличались меньшей продолжительностью звука, однако могли издавать два четких тона и, в наиболее развитой форме, составляли комплекты, охватывающие до 5 октав и выверенные по хроматической гамме (см. Гробница маркиза И). Расцвет производства миндалевидных колоколов пришёлся на династию Чжоу. О находке крупнейшего среди колоколов такого типа (более 1 м высотой) было объявлено в 1986.

Примечательна характерная форма некоторых колоколов: тип нао устанавливался, подобно кубкам, звучащей частью вверх (об этом свидетельствует длинная ровная «нога», не приспособленная для подвешивания инструмента), а развившийся из него юнчжун сохранил «ногу» для установки, однако подвешивался благодаря креплению веревки вдоль поперечного кольца на ней, или за специальную петлю. Полая изнутри «нога» колокола при этом сохранялась, предположительно по соображениям акустики.

Любопытно, что после периода Сражающихся царств, вместе с закатом чжоуского ритуала, закончился и золотой век китайского колокольного дела. Последним отголоском старой традиции, утерянной уже к династии Хань, стало изготовление гигантских ритуальных колоколов Цинь Шихуана. По его повелению они были изготовлены из оружейной бронзы покоренных царств.

О чем поет колокол?

Медицинскими «показаниями» дело не ограничивается. У вибраций, источниками которых становится колокол, есть особые физические свойства – способность по-разному распространяться в средах, которые качественно отличаются (например, во влажном и в сухом воздухе). Поэтому возникли очень достоверные «климатические» приметы:

  • Услышать колокольный звон слегка приглушенным – к скорому дождю;
  • Ярким и особенно певучим – к безветренной, ясной погоде.

Во многих областях люди до сих пор верят, что колокола способны смирять бури. Но беда неизбежно грядет, если звук появится, словно сам по себе, это может предвещать чью-то скорую смерть. Иногда такую «самодеятельность» связывают с тем, что мимо церкви проходит убийца – человек, испачкавший руки в чужой крови. А вот во флоте раньше говорили, что во внеурочное время услышать звон колоколов – примета, сообщающая о катастрофе, случившейся с каким-то другим судном.

Способы колокольного звона

Способов колокольного звона, характерных для нашей стра-ны, два: очепнойи язычный.Особенность первого состоит в том, что колокол накрепко монтируют в подвижную ось, к кото-рой прикреплен рычаг (очеп) с привязанной к нему веревкой. Звонарь стоит на земле и тянет за нее, равномерно раскачивая колокол. Язык при этом остается свободным. При очепном способе звона можно использовать неболь-шие колокола. Если же вес колоколов достаточно большой, сис-тема их крепления усложняется, а большие нагрузки приводят к быстрому износу подвижных частей, а также разрушению са-мих стен колокольни.

Когда при царе Борисе Годунове отлили колокол в 1500 пу-дов (около 24 тонн) и подвесили его на специально построенной для этого звоннице, то чтобы раскачать его понадобилось сто че-ловек.

Как нарисовать колокольчик на 1 сентября карандашом поэтапно

Близиться праздник многих школьников — 1 сентября. Ребята каждую осень спешат надеть рюкзак и сесть за парту. Кто-то в первый раз увидит свой класс и учительницу, а кто-то будет учится в школе последний год. Но не будем о грустном! Знаете, кто больше всех ожидает это событие? Конечно, школьный колокольчик. Он с нетерпением желает зазвонить и позвать на первый урок всех ребят школы. Будет честно, если этот урок рисования мы посвятим ему. Хотите к школьному сезону знать как  нарисовать колокольчик школьный карандашом? Смотрим ниже…

Инструменты и материалы:

  1. Белый лист бумаги;
  2. Ластик;
  3. Простой карандаш;
  4. Черная ручка;
  5. Цветные карандаши.

Этапы работы:

1. Прямыми линиями наметим высоту и ширину колокольчика.

2. На дне колокольчика наметим эллипс, чтоб он выглядел объемным.

3. Прорисуем бока и наметим бантик.

4. Удалим лишние линии ластиком. Выделяем главные части.

5. Колокольчик у нас живой, поэтому нарисуем ему глазки, нос и рот.

6. Обведем контур черной ручкой для четкости.

7. Прорисуем колокольчик желтым, оставляя блики.

8. Дальше коричневым цветом изобразим тень.

9. Оранжевым и желтым прорисуем остальные части.

10. Красным и розовым прорисуем бантик, а черной ручкой дорабатываем детали.

Вот теперь озорной звонок уже готов к 1 сентября! Так простой и легко было научиться как нарисовать колокольчик! Продолжайте узнавать вместе с нами «как рисовать карандашом поэтапно?» и делиться своими успехами в группе.

«Середнячки» из леса

Вам могло показаться, что все колокольчики — любители солнечных мест. Но владельцам тенистых садов и цветников в природном стиле тоже найдётся что посадить! Например, похожие друг на друга колокольчики точечный и Такесима — представители лесной флоры Дальнего Востока. У них крупные вытянутые цветки неяркого сиреневатого тона, которые появляются в июне — июле в течение довольно длительного времени, месяц и более.

Если цветки видовых колокольчиков покажутся вам слишком тусклыми, обратите внимание на их садовые формы. Например, на сорта к

точечного — ‘Cherry Bells’ с цветками довольно яркого розового тона и ’Pantaloons’ — с махровыми светло-розовыми. Совершенно иное впечатление производит ‘Pink Octopus’ (в переводе с английского — «Розовый Осьминог»). Цветки у него «разрезаны» на отдельные узкие загнутые кверху лепестки и действительно напоминают маленьких весёлых осьминожков.

С использованием этих колокольчиков получен и ряд сложных гибридов. Один из них, ‘Sarastro’, с крупными фиолетово‑синими цветками на 50‑сантиметровых стеблях, назван именем персонажа «Волшебной флейты» мага Зарастро. Он обильно цветёт с конца июня, затем, после небольшого перерыва, даёт хорошее повторное цветение в августе. ‘Kent Belle’ выше предыдущего, но форма и оттенок цветков у них похожи. Эти гибриды послужат украшением любого цветника — их яркие и крупные цветки невозможно не заметить.


Колокольчик гибридный ‘Sarastro’. Фото автора/ Светлана Воронина

Три жизни царь-колокола

Переливка колокола была таким же знаменательным событи­ем, как и отлитие нового. Ему часто давали новое имя, вешали на новое место, а если колокольня не позволяла, строили отдель­ную звонницу. Большие колокола лили прямо у храма, потому что их транспортировка была порой еще более сложной, чем са­ма отливка и поднятие на колокольню.

Московский Царь-колокол, можно сказать, имел несколько жизней. В 1652 году царь Алексей Михайлович повелел отлить самый большой в мире «Успенский» колокол (первый наш Царь-колокол) весом 8000 пудов (128 тонн), который в 1654 году был подвешен и вскоре разбит. В 1655 году из него отлили «Большой Успенский» колокол (второй Царь-колокол) весом 10000 пудов (160 тонн). Он был подвешен в 1668 году на специально построенной звоннице, но во время пожара в 1701 году и этот колокол разбился.

В 1734-1735 годах завершила эпопею Царь-колоколов Анна Иоанновна, отлив колокол в 12000 пудов (около 200 тонн). Для дальнейшей очистки колокол подняли на деревянные стро­пила. Предполагалось построить для него специальную коло­кольню, так как он не влезал ни на колокольню Ивана Великого, ни на Успенскую звонницу.

Но вскоре в Кремле случился силь­ный пожар, и деревянная конструкция, на которой висел коло­кол, загорелась, колокол рухнул в яму. Испугавшись, что упав­шие на колокол горящие дрова могут его расплавить, народ стал поливать его водой. А после пожара обнаружилось, что от коло­кола отвалился кусок весом 11 тонн. Что послужило расколу ко­локола — его падение в яму (основание которой было каменис­тое) или температурные перепады при его поливании водой —неизвестно. Так ни разу и не позвонив, Царь-колокол пролежал в земле более ста лет. В 1836 году при Николае I Царь-колокол был поднят из земли и поставлен в Кремле на постамент, спро­ектированный итальянским инженером-ученым Монферраном.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Росспектр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: