Пословицы и поговорки в речи — реферат по русскому языку и культуре речи

Что такое пословица

Пословицы и поговорки – это кладезь мудрости народа.

Они помогают понять, что хорошо, а что плохо, какие качества нужны человеку для достижения задуманного или выполнения дела.

Пословица – краткое мудрое изречение, имеющее глубокий смысл.

Она учит нас добру, справедливости, любви.

Иногда нам не хватает терпения, но пословица гласит, что это качество необходимо в жизни каждому человеку.

В пословицах обычно отражен опыт народа, его наблюдения над жизнью.

Пословица — это не только маленькая книжица, в которой заключена народная мудрость, это целый жизненный уклад, в котором отразилось понимание жизни народа.

Как правило, пословица имеет поучительный характер.

Все пословицы являются афоризмами, т.е. они имеют завершенность мысли, форму высказывания, а не просто выражение одной или ряда мыслей.

Пословицы помогают с древних времён народу формировать свои мысли, понимать и познавать окружающий мир.

Поговорки и пословицы являются кладезем мудрости, которую народ собирал и накапливал не одно столетие.

Из них мы черпаем важные правила, которые помогут нам в жизни.

Эти выражения служат основой для многих слов.

Многие люди не понимают смысл, потому что он часто ускользает от нашего понимания.

В некоторых случаях поговорка является синонимом.

Вариант №2

Кто из нас не употреблял в своей речи короткие меткие фразы. Но мало кто знает, что все они относятся к народному творчеству и называют их пословицами и поговорками.

Эти выражения необходимы в профессиональной литературе и публицистических текстах. Мало кто знает, что собирать необыкновенные выражения народной мудрости стали еще в глубокой древности. Именно Аристотель сделал свои первые заметки. Пословицы и поговорки стали уникальным материалом для исследований литераторов, историков, философов. Они стали частью эпоса Древнего Востока, Библии, Корана. Даже иноки в своих трудах сделали записи удивительных высказываний, которые услышали от мирян или же прихожан. В этих фразах была видна жизнь во всей ее многообразии. Наблюдая за кузнечной деятельностью, сразу же возникает изречение про работу кузнеца. Читая пословицу, мы замечаем, что она содержит прямой и переносный смысл. Чаще всего во второй части идет поучение. Иногда в пословицах видна насмешка : «Свету видал: со свиньями корни едал».

Поговорка же обычно не поучает. Это прежде всего меткий и выразительный образ, некий оборот речи. Например, легок на помине, как снег на голову. В поговорке отражены языковые явления. Так, поговорка свинью подложить уходит корнями в историю Древней Руси. Когда-то во время сражения для отражения неприятеля русская дружина становилась «свиньей». Позже начали появляться пословицы и поговорки из литературы. Много интересных изречений можно было встретить у Пушкина, Грибоедова, Крылова. Пословицы помогали писателям передать мысли и чувства героев, их связь с выходцами из крестьян и рабочих. Широко известен сборник Даля, где находится множество пословиц, собранных автором народа по различным темам. Интересно то, что тысячи изречений он разделил по содержанию и смыслу. Книга широко используется в учебной и внеурочной деятельности учащихся.

6 класс, 4, 5, 7, 8 класс по русском языку

Популярные сочинения

Война – одно из самых страшных проклятий человечества. Увы, за время своего существования, люди не вели войну только 300 лет, хотя возраст человечества оценивается в несколько тысяч лет.

Сказки Пушкина любят с детства еще не зная, что их написал великий русский писатель и поэт Александр Сергеевич. Он так писал, что сказки сами по себе

Львова С. И. Русский язык. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений.

10 – 11 классы. Базовый и углублённый уровни. – М.: Мнемозина, 2014.

Базовый уровень

10 класс

Ч

Язык как средство общения

(8 ч)

Русский язык как хранитель духовных ценностей нации

Речевое общение как социальное явление

(2ч)

Виды речевой деятельности и информационная переработка текста

(18 ч)

Виды речевой деятельности

(2ч)

Или прослушанного текста

(5 ч)

Класс

Ч

Язык и культура

(2ч)

Функциональная стилистика

(14ч)

Разговорная речь

(2ч)

Официально-деловой стиль

(2ч)

Научный стиль речи

(3ч)

Публицистический стиль речи

(2ч)

Культура речи

(10 ч)

Углублённый уровень

Класс

Ч

Язык как средство общения

(16 ч)

Виды речевой деятельности

(4ч)

Или прослушанного текста

(14 ч)

Резервные часы

(10ч)

Класс

Язык и культура

(5 ч)

Функциональная стилистика

(38ч)

Разговорная речь

(6ч)

Официально-деловой стиль

(6ч)

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

  • Учительница русского языка горько плакала проверяя сочинение

      

  • Не в духе чехов сочинение

      

  • Роль сна в моей жизни сочинение

      

  • Сочинение егэ по русскому тургенев

      

  • Ни чэчсэн шуны урырсын сочинение

Экспедиции

К концу 15 в. люди уже накопили достаточное знаний, чтобы не верить в версию про плоскость Земли. Колумб много читал античные сочинения, где говорилось о том, что планета шарообразная. Скорей всего, проект морской компании об открытии пути в Индию созревал постепенно. Х. Колумб делал расчеты, основываясь на неправильных расчетах, сделанные в 15 в.

Впервые мореплаватель заговорил об экспедиции к Индии в 1485 г., и с этой идеей пошел к португальскому королю. Но при дворе ему отказали, и он решил перебраться в Кастилию. Здесь купцы и банкиры из Андалусии помогли организовать путешествие в дальние страны.

В это же время испанские правители Изабелла и Фердинанд дали согласие на финансирование плавания в Индию. Первая экспедиция продлилась с 1492 по 1493 гг. В 1492 г. из города Палоса вышли три каравеллы – Нинья, Пинта и Санта-Мария, на которых было 90 человек экипажа и помощников Колумба. Во время первого плавания были открыты:

  • Остров Самана.
  • Саргассово море.
  • Багамы.
  • Куба и ее северо-восточное побережье.
  • Гаити – Колумб прошел вдоль северного берега.

Глава Ватикана после открытий, сделанными Колумбом, провел по Атлантическому океану так называемую демаркационную линию – папский меридиан. Так были обозначены разные векторы внешней политики Португалии и Испании, которые касались открытия новых земель. Испанские правители присвоили мореплавателю должности адмирал и вице-король открытых территорий, и согласились выделить средства для второго плавания. Оно продлилось с 1493 по 1496 гг., и по количественным характеристикам отличалось от первого. Во-первых, в подчинении адмирала находилось 17 кораблей. Во-вторых, численность экипажа достигала 2,5 тыс. человек.

Экспедиция исследовала Гаити, где был проведен военный поход для поиска золота, а также открыты:

  • Острова – Гваделупа, Доминикана, Малые Антильские, Поэрто-Рико, Ямайка, Хувентуд.
  • Южные берега Кубы и Гаити.

После второго плавания Колумб отчитывался перед государями Испании и утверждал, что нашел новый путь в Азию. Новые земли были провозглашены собственностью испанской короны. Началась их колонизация, на территории и острова перевозили уголовников, поскольку вольные поселенцы не хотели работать в колониях. Последствия были печальными – разрушены, разграблены, а потом и уничтожены древние империи ацтеков, инков, майя.

Третье плавание длилось с 1498 по 1500 гг., в которое отправилось 6 кораблей. Половина судов во главе с Колумбом прошли через Атлантику. В результате этого путешествия мореплаватель вышел к берегам Южной Америки, обследовав Тринидад, залив и полуостров Пария, реку Ориноко. К 1500 г. экспедиция доплыла к Гаити, здесь адмирала арестовали и отправили в Кастилию. Тут его оправдали и освободили, после чего Колумб стал снова готовиться к дальним странствиям. Ему не давало покоя то, что в течение стольких лет, не был найден западный путь в Индию.

Выпросив у королей деньги, адмирал нанял четыре корабля и отправился в путь. В течение 1502-1504 гг. под испанскую корону перешли новые земли. Среди них остров Мартиника, Гондурасский залив, протяженный берег Южной Америки, омываемый Карибское море. В 1503 г. корабли потерпели крушение у Ямайки. Колумб запросил помощь с острова Санто-Доминго, которая поспела только через год. Ремонт судов позволил адмиралу попасть в Кастилию, куда он добрался в ноябре 1504 г. В это время Христофор Колумба был больным.

Историческая справка

Появление пословиц и поговорок относится к глубокой древности. Они с давних времен накапливали и продолжают накапливать мудрость народа, отражают его нравственные заповеди и устои. В пословицах и поговорках содержится вся народная мудрость, которая оживает в фольклоре и несет в себе актуальную информацию, которая представляет собой прямой совет или подсказку как следует поступать в конкретной ситуации.

Пословицы и поговорки не упоминают без причины или повода. Сказанная к месту поговорка или пословица помогает избежать лишних слов, кратко выразить свою мысль или отношение к происходящему, дать совет или подсказку. Это связано с тем, что каждая пословица и поговорка содержит краткий и образный смысл.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Появление пословиц и поговорок исторически обусловлено тем, что человек заботился не только о собственном пропитании и укрытии (жилище), но и со временем начала осознавать необходимость познания окружающего мира. В процессе познания человек начинает сравнивать разнообразные предметы и явления, создает что-то новое в своем воображении. Многовековые наблюдения и раздумья приводят к тому, что люди начинают воплощать свои мечты, чувства, надежды и т.д. в сказках, песнях, легендах, пословицах, загадках и поговорках.

Таким образом, на протяжении всего существования человечества народ создает собственное искусство и поэзию.

Былины, потешки, сказки, загадки, пословицы, поговорки и иные виды устного народного творчества называют фольклором.

Определение 2

Фольклор – это слово, произошедшее от английского folk lore, в переводе означающее народное знание и народная мудрость.

Пословицы и поговорки относят к малым жанрам фольклора, порожденным устным народным творчеством, обобщающим опыт и мудрость человека.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Народная мудрость в пословицах и поговорках 450 ₽ Реферат Народная мудрость в пословицах и поговорках 260 ₽ Контрольная работа Народная мудрость в пословицах и поговорках 250 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Данный вид фольклора со временем стал одним из самых распространенным и необходимым в быту каждого человека и народа в целом.

Сложно точно сказать, в какой именно исторический период времени, пословицы и поговорки появились среди народа Руси. Бесспорным является то, что они возникли в древности, и сопровождают народ на протяжении всей его истории существования.

Отношение народа к пословицам и поговоркам, а также их значимость в жизни людей, ярко отражается в следующих изречениях:

Появление пословиц и поговорок относится еще к тому времени, когда на Руси появилась письменная грамота. Они передавались «из уст в уста», от «строго поколения – молодому поколению».

Таким образом, народ, который еще не умел ни писать, ни читать, создал своеобразную устную школу жизни. Через пословицы и поговорки народ передавал житейскую мудрость, заветные правила, учил подрастающее поколение.

Замечание 1

В настоящее время отношение к пословицам и поговоркам уважительное, так как они представляют собой цвет народного ума, красят устную речь любого человека.

Кроме того, значимость пословиц и поговорок подтверждается тем, что начиная с 17-го века начались масштабные работы по их рукописному сбору. Работу по сбору пословиц и поговорок вели многие известные писатели и поэты. Одним из наиболее крупных сборников является сборник Даля (1862 год).

Фольклор в России в 17 веке

Семнадцатое столетие для Российского государства ознаменовано Смутой и приходом к власти новой правящей династии. Эти и последующие события в истории привели к расцвету устного народного творчества.

Сказания, песни, былины

В песнях, сказаниях воспевались народные герои и любимцы. К таким можно отнести песни о царевне Ксении и полководце Скопине-Шуйском, О Стеньке Разине и “Азовском сидении”.

Стоит отметить, что сказания и песни были основаны на реальных событиях и рассказывали о настоящих людях, но одновременно с этим вписывались несуществующие подробности. Герои же наделялись особой волшебной силой. Степан Разин воспевался как народный герой и заступник, которого “ни пуля не возьмет, ни пушечное ядро не тронет…”.

Пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки 17 века до сих пор встречаются в современной жизни. Их значения не утратили своей актуальности. К таковым относятся: “Баснями соловья не кормят”, «Взялся за гуж, не говори, что не дюж». Здесь представлена народная мудрость, которая проходит сквозь века.

Также в пословицах 17 века отражены некоторые исторические события:

  • «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» об отмене Юрьева для Федором Ивановичем;
  • «Аркан не таракан: хошь зубов нет, а шею ест» о татаро-монгольском иге.

Встречаются в поговорках и пословицах народные приметы и наблюдения, собираемые людьми веками. В шуточной манере высмеиваются привилегированные слои: духовные служители, судьи, богачи.

Стихи, плачи, народные драмы

Данное направление устного народного творчества способствовало выражению народных мыслей о происходящих событиях того времени: Смуте, Лжедмитриях, поляках, воцарении Романовых, восстаниях Болотникова, Степана Разина, Соляном и Медном бунтах и так далее.

Народное слово ярко и правильно давало оценку историческим событиям.

Жития

С большим интересом люди слушали и читали Жития святых. В 17 веке стали появляться новые, в которых церковь описывала священников с благочестивой стороны.

Также спросом пользовались и жития обычных людей: «Житие Юлиании Лазаревской», «Сказание о явлении Унженского креста» посвящено Марфе и Марии, двум сестрам.

Ярким примером данного фольклорного направления является “Житие протопопа Аввакума”, которое было написано самим Аввакумом. Автобиографическое произведение рассказывает о периоде церковного раскола и идеях старообрядчества. Житие было высоко оценено потомками.

Сатирические повести

В 17 веке в фольклоре появляется направление сатиры. В произведених данного жанра народ старался максимально точно выразить свое отношение к настоящему. К ним относятся: «Азбука о голом и небогатом человеке», «Служба кабаку» — высмеивание духовенства, повесть о “Шемякином суде” — высмеивание справедливости судей.

Кто помнит о Колумбе?

В различных странах мира чтят память об адмирале и мореплавателе. В частности, в Южной Америке его именем названа страна – Колумбия. Есть одноименная провинция в Канале, река и округ в Соединенных Штатах. Столица островного государства Шри-Ланка называется Коломбо.

Природным объектам также присвоено имя Колумба, как и административных единиц. В частности, улицы, города, парки, скверы и мосты во многих государствах мира.

Памятник открывателю Индии стоит в Барселоне, который появился в городе в конце 1880-х гг.

О мореплаваниях Колумба сняты фильмы, сериалы, о нем рассказывают в документальных кинолентах. Кроме того, ученые постоянно изучают его жизнь и деятельность, находя в архивах новые документы о морских экспедициях, поступках в колониях, семье.

Популярные темы сообщений

Носорог (интересные факты, виды, образ жизни, где обитают)
Носорог относится к пяти культовым африканским животным, это один из самых желанных охотничьих трофеев местных сафари. Характерной особенностью этого крупного для африканских саванн животного стал растущий прямо из носовой кости мощный рог.

Клёст
Клёст – это красивая, певчая птица, которая обычно живет в лесу. Ее ближайшими родственниками являются воробьи. Клёст немного крупнее воробья, в длину не превышает 17 см, весит около 50 грамм. Его легко узнать по характерному сильному клюву,

Экология жилища
Экология жилища – это один из разделов городской экологии, который изучает жизнь человека непосредственно в его доме или квартире

Так как человек проводит там значительную часть своей жизни, очень важно поддерживать жильё в состоянии,

Что такое ветер?
С древних времен люди знали, что без ветра жизнь не возможна. Ветер – движение воздуха обычно в горизонтальном направлении относительно земной поверхности

Ветер бывает очень капризный, то появляется, то исчезает. У ветра есть множество имен ураган,

Угольная промышленность
Отрасль включающая в себя открытым способом добычу, переработку и обогащение угля как бурого так и каменного (брикетирование) – это и есть угольная промышленность.

Короткие рассказы с пословицами

На данной странице собраны интересные короткие рассказы с пословицами, в которых ребенок обязательно подчеркнет для себя много полезной в коротких пословицах.

Помощь маме со стороны детей необходима. Мама – это человек, которому нужно выполнить сто дел: приготовить еду, навести порядок в квартире, собрать на даче урожай, прибрать приусадебный участок, позаниматься с детьми, постирать, погладить…А ведь мама ещё и работает! В этих условиях помощь детей её жизненно необходима. Да и дети приучаются к труду. Посмотрите внимательно на своих мам: может им нужна ваша помощь?

***

Некоторые люди, когда опаздывают на работу, нарушают правила и проезжают на красный сигнал светофора. За это их останавливает работник гаи и штрафует. И они еще больше опаздывают на работу. Тише едешь — дальше будешь

***

  Семейные традиции или как мы путешествуем по Родине

На следующий день, когда мальчик пошел в школу, была контрольная. Петя получил двойку потому что он совсем не учил уроки. Дома мама сказала: «Всему свое время».

***

Жили-были король да королева. Но вдруг королева умерла. Король женился на другой, она была красивая, но злая. Король этого не замечал, потому что, когда она делала злые вещи, король уезжал по делам. И вот слуги стали жаловаться на королеву. Тогда король сказал слугам: «Я всё выясню».

На следующий день король объявил, что он уезжает в соседнее государство и будет отсутствовать три дня, а сам спрятался в замке. Сразу же после отъезда короля королева объявила: «Я приказываю изгнать из страны всех стариков и калек». Затем она приказала закрыть все хранилища и не раздавать бедным хлеб бесплатно.

И вот прошли три дня, и король вернулся. Королева вышла ему навстречу с ангельским, кротким лицом – она начала плакать и сказала: «Мой милый король! Пока тебя не было, твои министры пытались оболгать меня!» Она пожаловалась: «Они издали указы от моего имени!» Она плакала и жалела стариков, калек, бедняков. По ее ангельскому, красивому лицу текли горькие, горькие слезы. Она просила короля, чтобы он немедленно казнил злодеев. Король только рассмеялся и велел слугам изгнать злую королеву из страны.

В третий раз он женился на самой обыкновенной и не очень красивой принцессе. Она оказалась доброй правительницей, мудрой королевой и любящей матерью. И каждый раз, когда король смотрел в ее добрые глаза, он думал: «Не все то золото, что блестит».

>Пословицы и поговорки

Презентация «Жизненные ситуации в пословицах и поговорках» (Знатоки русского языка)

Жизненные ситуации в пословицах и поговорках

Девочка села готовить уроки, но, посмотрев в окно, увидела подруг и попросила у мамы разрешения погулять. Какую пословицу напомнила мать дочке?

Кончил дело – гуляй смело.

Делу время, потехе час.

Всему своё время.

Один шахматист проиграл другому партию, и, вместо того, чтобы признать себя побеждённым, стал горячиться, доказывать, что он по ошибке сделал неправильный ход, что он мог бы легко выиграть. Какую пословицу забыл шахматист?

После драки кулаками не машут.

Во время летних каникул в лагере каждый чем-то занимался: играл, плавал, танцевал, помогал вожатым, пел, собирал гербарий. А один мальчик ничего не делал и всё на скуку жаловался. Какую пословицу напомнил ему друг?

Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Труд кормит, а лень портит.

Юные геологи собирали образцы полезных ископаемых. Каждый из них принёс что-то ценное. А один притащил целую сумку обыкновенных камней с блестящими вкраплениями слюды. Ребята посмеялись и вспомнили пословицу

Не всё золото, что блестит.

Долго не заходили к Алёше в больницу его новые друзья. Зато друг, с которым Алёша был знаком с раннего детства, пришёл навестить его в первый же день. Какую пословицу можно вспомнить?

Старый друг лучше новых двух.

Зашёл сосед к соседу попросить на вечер лобзик. Тот начал рассказывать, что с ним произошло утром и совершенно забыл о просьбе. Не удержавшись, сосед напомнил последнему о просьбе, а заодно и пословицу.

Соловья баснями не кормят.

Пыль в глаза пускать.

Нагрубив соседке, подросток забежал в дом. Дома он не находил себе места и попросил брата, чтобы тот пошёл и извинился за него. Что ему ответил брат?

Сам заварил кашу, сам и расхлёбывай

На первом занятии по лепке Таня вылепила фигурку, но она получилась неуклюжей, и девочка смутилась. Руководитель её успокоил, напомнив поговорку.

Первый блин комом.

Игорь часто подводил друзей, был груб с ними. Однажды он пожаловался брату, что никто не хочет дружить с ним. Какую пословицу напомнил ему брат?

Как аукнется, так и откликнется.

Каков привет, таков ответ.

Взял мальчик косу и начал траву косить. Порезал себе ногу и заплакал. Бабушка увидела и сказала: «Не тебе косить. Тебе ещё только батюшке завтрак носить».

Знай сверчок свой шесток.

Загорелся дом. А в доме остался ребёнок. Никто не мог войти в дом. Солдат подошёл и сказал «Я пойду». Ему сказали: «Сгоришь». Солдат сказал: «…». Вбежал в дом и вынес ребёнка.

Два раза не умирать, а раз не миновать.

Волк съел овцу, охотники поймали волка и стали его бить. Волк сказал: «Напрасно вы меня бьёте: я не виноват, что сер». А охотники сказали: «…».

Не за то волка бьют,

что сер, а за то,

что овцу съел.

Девочка без матери зашла в погреб и выпила молоко. Когда мать пришла, девочка потупилась и не глядит на мать. И сказала: «Мама, кошка лазала в погреб, я её выгнала. Не поела бы она молока». Мать сказала…

Знает кошка,

чьё мясо съела.

Бежал заяц от собак и ушёл в лес. В лесу ему хорошо было, да уж много он страху набрался и хотел ещё лучше спрятаться. Стал искать, где поглуше место, полез в чащу в овраге – и наскочил на волка. Волк схватил его. «Видно, правда, – подумал заяц, – что хотел лучше спрятаться и вовсе пропал. Было мне хорошо, хотел, чтобы было ещё лучше. А ведь верно говорят, что…

От добра добра не ищут.

В класс пришёл новый ученик. Он был одет скромно, поэтому не вызвал интереса у одноклассников. Но как они удивились, когда этот мальчик первым решил самую трудную задачу.

По одёжке встречают,

по уму провожают.

Однажды на улице ребята весело смеялись над тем, как разыграли Андрея. Мальчик вскоре придумал тоже весёлую шутку. Как же обиделись на него ребята! А вы бы лучше вспомнили пословицу.

Любишь шутки

над Фомой,

люби и над собой.

Популярные темы сообщений

  • Творчество Рэя Брэдбери Рэй Дуглас Брэдбери (1920-2012) — выдающийся американский писатель-фантаст, написавший множество интересных книг, среди которых небезызвестная антиутопия «451 градус по Фаренгейту», принёсшая писателю
  • Известные, великие путешественники Великих людей манит что-то новое, неизведанное ранее никем. Великие путешественники, это те люди, которые на удивление всем, смогли открыть и познать новые земли со всеми их странностями и законами. Мировая история знает много имен великих
  • Прыжки Все эти виды прыжков, относятся к дисциплине легкой атлетике. Которой начинают обучать еще в обще образовательных учреждениях, и в специальных детских кружках, если упорно заниматься, и тренироваться, можно стать знаменитым олимпийским

Слайды и текст этой презентации

Слайд 2Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Родились они в

глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Некоторые из них дошли до нас в произведениях древнерусской литературы 11-12 вв.: «Слове о полку Игореве», «Повести временных лет». Собирание пословиц началось в 16 веке, а может и раньше, но записи того времени до нас не дошли. Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к 17-18 вв. Большинство составителей этих сборников неизвестны.

Слайд 3Начало научному изучению русских пословиц и поговорок положил М.В.Ломоносов. Лишь со

второй половины 18 века сборники пословиц и поговорок стали печататься. Известными составителями таких сборников были И.М.Снегирев, Ф.И.Буслаев, А.Н.Афанасьев и другие. Но самым знаменитым является Владимир Иванович Даль (1801-1872). Труд его считается непревзойденным. Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы и поговорки, услышанные им от крестьян, ремесленников, солдат.

Слайд 5Чем отличаются следующие высказывания?Без труда не выловишь и рыбку из пруда.Легок

на помине.Семи пядей во лбу.

Надо трудиться.Пришел тот, о ком только что говорили.Очень умный.

Вывод: Пословицы и поговорки более образны, экспрессивны, легче запоминаются.

Слайд 7
Чем отличаются пословицы от поговорок,
или это одно и то же?Ученье

свет, а неученье – тьма.Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.Красна изба углами, а стол – пирогами.

Своя рука – владыка.Охота пуще неволи.За словом в карман не лезет.

Слайд 8В. И. Даль называл пословицы коротенькими притчами. В отличие от пословицы,

поговорка не имеет нравоучительного смысла. Даль писал: «Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица – ягодка; и это верно». И далее «Это одна первая половина пословицы».

Пословица – это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл, заключающее в себе законченную мысль, житейскую мудрость.Поговорка – это часть суждения, яркое, меткое народное выражение,

Слайд 9 Пословица или поговорка?В трех соснах заблудился.Не рой яму другому, сам

в неё попадешь.На Бога надейся, а сам не плошай.Как снег на голову.В тесноте, да не в обиде.Не хвали себя, пусть люди тебя похвалят.Не гони коня кнутом, а гони его овсом.Поживем – увидим.После дождичка в четверг.Комар носа не подточит.

Тяжелое положениеДружба Гостеприимство

Чем богаты, тем и радыГоль на выдумки хитраВек живи, век учисьСтарый друг лучше новых двухГлаза страшатся, а руки делаютКуда ни кинь, все клинНашла коса на каменьВ дружной семье и в холод тепло.Свято место пусто не бываетНе давши слова, крепись, а давши, держись

Слайд 11По каким темам объединены пословицы?2. Терпение и труд все перетрут. Смотри

дерево в плодах. А человека — в делах. Пашню пашут – руками не машут. Вешний день целый год кормит.

1. Своя земля и в горсти мила.Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.Родина-мать, умей за неё постоять.

3. Грамоте учиться – вперед пригодиться.Кто грамоте горазд – тому не пропасть.Повторенье – мать ученья.

4. Друзья познаются в беде. Самолюб никому не люб.

5. Доброе братство милее богатства. Старый друг лучше новых двух.

Слайд 12Пословицы и поговорки всегда имеют не только прямой, но и переносный

смысл.

Объяснить прямой и переносный смысл пословицы.

Одна пчелка не много меду натаскает.С кем соль-хлеб водишь, на того и походишь.Лес рубят – щепки летят.Под лежачий камень вода не течет.

изречений и однозначных .

Терпение и труд все перетрут.Лес сечь – не жалеть плеч.За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.Грибов ищут – по лесу рыщут.Не за свое дело не берись, за своим не ленись.На чужом хребте легко работать.Люди жать, а мы на солнышке лежать.Двое пашут, а семеро руками машут.

Слайд 14Мудрость народов.
Прочитайте пословицы разных народов.
Подберите русскую пословицу, имеющую тот

же смысл.

Дерево держится корнями, а человек – родственниками (абхазская)Мороза бояться – на двор не ходить (латышская)Достоинство слова в крепости (арабская)Хочешь, чтоб были полны закрома,- вставай с криком петуха(украинская)Рана, нанесенная мечом, заживет, а языком – нет (армянская)В чужом глазу и соломинка кажется верблюдом, а в своем – целый мост не заметил (арабская)

Слайд 15ВыводПословицы и поговорки не для того созданы, чтобы их только читать.

Они учат нас, как поступать, они советуют, помогают переступить через свое нежелание; они делятся с нами жизненным опытом их создателей, чтобы мы не повторяли их ошибок и не делали ещё и своих.

Слайд 16Задание.
1.Закончите пословицы.
2. Объясни смысл одной из них.1. Большому кораблю…2. В

Детские и юношеские годы

Будущий путешественник и мореплаватель Колумб родился в 1451 году в итальянском городе Генуя. Его родители, Доменико Коломбо и Сузанна Фонтанаросса, согласно исследованиям биографических данных, могли быть итальянцами или крещеными евреями. У семьи Коломбо, помимо Христофора, было еще три сына — Бартоломео, Джакомо, Джованни, и дочь Бьянкелла.

Достоверных данных о детстве и отрочестве Колумба нет. Вероятнее всего, так как родители не были достаточно богатыми, начальное образование получал дома. Мечта найти необычайные богатства Азии и Индии появилась у юнги Коломбо, бороздившего Средиземное море, часто слышавшего рассказы восточных купцов. Знание четырех языков (итальянского, испанского, португальского и латинского) языков, астрономии, математики, географии, навигации заставляет думать, что предположение о его обучении в университете Падуи верно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Росспектр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: