Музыка романтизма: какой она была?

Детство и юношеские годы композитора

Фредерик родился 1 марта 1810 года в небольшой деревне Желязова-Воля недалеко от Варшавы. Его отец Николя, француз по происхождению, работал детским воспитателем в имении графа Скарбека. Он еще в юности уехал из Франции, чтобы строить свою педагогическую карьеру в Польше. В 1806 году отец Фредерика женился на Текле Юстине Кшижановской, приходившейся графу дальней родственницей.

Родители Фредерика Шопена

По сохранившимся свидетельствам современников мать Фредерика была очень образованной женщиной и обладала хорошими вокальными способностями, а также играла на фортепиано. Именно она прививала мальчику любовь к музыке.

Когда Фредерику было всего 7 месяцев, семья переехала жить в Варшаву, так как по протекции графа отцу предоставили место педагога в столичном лицее.

Маленький Фредерик уже в детстве проявил огромную тягу к музыке и композиции. Его сравнивали с Моцартом за рвение и музыкальную фантазию. Помимо учебы в училище он также получал уроки от пианиста Войцеха Живного.

Фридерик Шопен в юные годы

После окончания училища Фредерик стал заниматься с композитором Юзефом Эльснером. Молодой Шопен входит в высшее общество благодаря своему таланту и связям, где его высоко оценивают.

Иоганнес Брамс

Один из самых влиятельных композиторов эпохи романтизма, Иоганнес Брамс, родился 7 мая 1833 года в Гамбурге. Его отец был профессиональным музыкантом. Карьера его в Гамбурге складывалась весьма успешно. Мать Брамса была на семнадцать лет старше мужа. Сына она родила, когда ей было 44 года.

Брамс с самого раннего возраста демонстрировал удивительные музыкальные способности. Первоначально его обучал отец, но уроки фортепиано он брал у Отто Фридриха Виллибальда Косселдя, а затем у Эдуарда Марксена и Карла Марии фон Боклета. Финансовое положение семьи было нестабильным. Брамс довольно рано начал вносить свой вклад в семейный бюджет — он играл на пианино в портовых тавернах и борделях. Музыкальная репутация Брамса росла. В возрасте 19 лет он совершил первое концертное турне, в ходе которого познакомился со скрипачом Йозефом Иоахимом и композитором Францем Листом. Впрочем, отношения Брамса с Листом несколько испортились, когда Брамс уснул во время исполнения сонаты си минор Листа!

Брамс за чаем

Иоахим дал молодому Брамсу рекомендательное письмо к жившему в Дюссельдорфе Роберту Шуману. Шуман восторженно писал о появлении нового великолепного таланта в «Новой музыкальной газете». Брамс поселился в семье Шуманов. Он очень сблизился с женой композитора Кларой и его детьми. В 1854 году Шумана поместили в психиатрическую лечебницу. После его смерти Брамс принял на себя заботу о его семье, хотя характер его отношений с Кларой Шуман неясен. В 1859 году он какое-то время ухаживал за Агатой фон Зибольд, но так и не женился.

Хотя Брамс с юности пробовал себя в композиции, ранние свои сочинения уничтожил. Серьезную композиторскую карьеру он начал в конце 50-х годов XIX века. В 1862 году Брамс впервые посетил Вену, а год спустя постоянно поселился в этом городе. В 1865 году умерла мать композитора, и это событие послужило толчком для написания первого крупного произведения — «Немецкого реквиема». Реквием был впервые исполнен в 1868 году в Бремене.

Успех этого исполнения укрепил репутацию Брамса. Двадцать лет его сочинения пользовались огромной популярностью. Брамс написал четыре симфонии и множество камерных произведений. В 1890 году он решил отойти от сочинительства, но все же создал еще несколько трудов, в том числе четыре опуса специально для знаменитого кларнетиста Рихарда Мюльфельда: трио для кларнета и струнных, квинтет для кларнета и струнных и две сонаты для кларнета. Брамс умер в Вене 3 апреля 1897 года.

Интерьер дома Брамса, Вена

Жизнь и творчество композитора

  1. Начиная с 1829 года, молодой Шопен начинает свою концертную деятельность в качестве пианиста. Он дает первые выступления в Вене, Кракове и Варшаве. Концерты имеют большой успех, и он решает отправиться в турне по Европе.
  2. 5 ноября 1830 года композитор и музыкант уезжает из родной страны, как станет позже ясно, уже навсегда. Уже, будучи в Германии, он узнает, что в Польше подавлено восстание, сторонником которого он был. Он вынужден остаться в чуждой ему стране.
  3. В 1831 году Шопен приезжает в Париж. По пути из Штутгарта в столицу Франции он пишет серию этюдов, в которых отразились его переживания. Один из них – «Революционный этюд», знаменитый до сих пор.
  4. В 1832 году Фредерик дает свой первый концерт в Париже, увенчавшийся грандиозным успехом. Впоследствии концерты Шопен дает нечасто, но намного активнее выступает в частных салонах или на вечерах в домах аристократов. Молодой композитор приобретает множество новых друзей и поклонников. Одним из них стал знаменитый пианист Фридрих Калькбреннер. Шопен неплохо общался и ладил с множеством известных музыкантов и композиторов, среди которых были Шуман, Лист, Беллини, Мендельсон и Берлиоз. Спустя некоторое время Шопен начинает давать уроки игры на фортепиано. Это отличало его от известных пианистов и композиторов. Он вложил очень много сил и времени в свою педагогическую деятельность.
  5. В 1833 году Шопен выступает на совместном концерте с братьями Герц и Ференцем Листом. Современники и биографы до сих пор спорят об их соперничестве с Листом, однако единого мнения нет, ведь композиторы очень часто выступали совместно. После этого концерта Лист ушел в тень. По словам друзей, он совершенствовал свою манеру и технику игры на фортепиано, чтобы соответствовать уровню, заданному Шопеном. Тем не менее, большинство историков склоняются к тому, что композиторы были хорошими друзьями.
  6. В 1836 году Лист и Шопен играли на совместном концерте, исполняя произведения друг друга, а окончили его совместной игрой произведения Фредерика «Блестящий вальс».
  7. С 1837 года начинаются первые признаки болезни композитора – он страдал от заболевания легких. Многие ученые предполагают, что это мог быть туберкулёз.
  8. С середины 1830-х годов любовные страдания и сложная личная жизнь сильно подкашивают здоровье еще молодого человека, однако и дают ему большой толчок в его деятельности как композитора. Он пишет в этот период многие свои известные произведения. Пребывая на острове Майорка вместе с возлюбленной Жорж Санд, он пишет 24 прелюдии.
  9. 1846 год в жизни Шопена ознаменован последней прижизненной публикацией его произведения. Им стала Соната для виолончели и фортепиано Соль Минор. Он написал ее для своего друга Огюста Франкомма, бывшего виолончелистом.
  10. В 1847 году оканчивается его десятилетний роман, который композитор переживает крайне тяжело. Шопен впадает в глубокую депрессию.
  11. Для смены обстановки и расширения круга общения в апреле 1848 года Фредерик отплывает в Лондон. Там он дает концерты и преподает игру на фортепиано.
  12. 16 ноября 1848 года Шопен дает свой последний концерт в Лондоне и возвращается назад в Париж. Влажный климат, нервная жизнь и популярность сильно подрывают здоровье композитора, но по возвращении во Францию он дает еще несколько концертов в столице. После этого он окончательно слег в постель.
  13. 17 октября 1849 года еще молодой композитор скончался. Все время его болезни рядом с ним находилась любимая сестра Людвика. На похороны Шопена пришло огромное количество друзей, коллег и поклонников. По его завещанию тело было похоронено на кладбище Пер-Лашез рядом с любимым итальянским композитором Беллини, а сердце отвезли в Польшу и замуровали в одну из колонн церкви Святого Креста. На саму могилу композитора по его просьбе высыпали горсть польской земли. Свою любовь к родине он не оставлял на протяжении всей жизни.

Композитор Фредерик Шопен

Французский этап

Осенью 1831 года Фредерик Шопен добрался до Парижа. Польская революция как бы разграничила два периода его жизни: безоблачная юность на родине и зрелая жизнь за границей.

На первых порах молодой человек обзавелся связями и познакомился со знаменитыми композиторами Россини, Керубини и пианистом Калькбреннером, владеющим виртуозной техникой исполнения. Известное сведение о начале парижского периода жизни композитора заключается в том, что Шопену в то время приходилось довольствоваться выступлениями в домах своих покровителей и высокопоставленных лиц.

Успех в Париже

Калькбреннер помогал с организацией первых концертов Шопена в Париже и даже предлагал свои уроки. К счастью, Фредерика отговорили от них, ведь одухотворенность и поэтичность — самые притягательные составляющие его исполнительского искусства, в отличие от механической техники Калькбреннера.

Вскоре пианист получил возможность исполнять свои произведения на сценах Лейпцига, Вены и Парижа. Лиричность исполнения и романтизм ноктюрнов, мазурок, этюдов, вариаций собственного сочинения принесли ему огромный успех и вызвали восхищение у слушателей. Но издатели публиковали музыкальные произведения Фредерика Шопена бесплатно, и ему приходилось по многу часов в день давать частные уроки, чтобы обеспечить себя всем необходимым для жизни. В итоге Шопен-педагог стал основоположником уникальной методики обучения игре на фортепиано.

https://youtube.com/watch?v=bioeUPBfuvw

Друзья и личная жизнь

Постепенно у Фредерика появляется много приятелей и друзей. Это не только композиторы Берлиоз, Шуберт, Лист, но и поэт Гейне и художник Эжен Делакруа, автор одного из многих портретов Шопена. Особенно теплые и дружественные отношения связывали его с Адамом Мицкевичем, которому тоже пришлось жить вдали от родины. Его стихотворения, положенные на музыку Шопеном, нередко возвращались в Польшу и становились народными песнями. Под влиянием творчества польского поэта были написаны сочинения в жанре баллады.

Отношения с друзьями могли хотя бы частично заменить музыканту семью, которой у него так никогда и не получилось. Родители его возлюбленной Марии Водзиньской ему отказали. Их не устраивал тот факт, что хоть Шопен и стал всемирно известным пианистом, на жизнь ему приходилось зарабатывать своим трудом. Расставание Фредерик воспринял очень остро, что выразилось в написании знаменитой второй сонаты, медленная часть которой называется «Траурный марш».

Десятилетние отношения польского пианиста с французской писательницей Жорж Санд многие свидетели их совместной жизни называли трудными и изматывающими. Друг и последователь композитора, венгерский композитор Ференц Лист, в своей книге «Ф. Шопен» прямо обвинил Жорж Санд в том, что она стала причиной безвременной кончины Фредерика.

Последние годы

С годами концертная деятельность Шопена практически прекратилась. Все свое время он посвящал написанию этюдов, ноктюрнов, сонат, мазурок и полонезов, прелюдий, скерцо, сонат. Можно сказать, что он дал вторую жизнь жанру этюда, превратив его из чисто механического упражнения в лирические или драматические произведения.

Здоровье композитора стало быстро ухудшаться, особенно после смерти отца и разрыва с Жорж Санд. Свой последний концерт он играл на благотворительном балу в пользу польских эмигрантов в Лондоне. Умер Фредерик Шопен 17 октября в Париже на руках у своей сестры Людвики. Сердце, перед тем как похоронить тело, было перевезено в Варшаву и хранится в костеле св. Христа, как и было завещано Фредериком Шопеном. Похоронные мероприятия были очень торжественными. Известные музыканты исполнили «Реквием» Моцарта и «Траурный марш» Шопена. В могилу высыпали горсть земли из кубка, привезенного композитором с родины.

Наследие композитора

Шопен остался в истории музыки как носитель редкостного мелодического дара.

Он достиг художественной многогранности, которой другие композиторы добивались, используя множество инструментов, в рамках одной только фортепианной музыки.

Всестороннее развитие, тонкий ум, благородный характер и непринужденность манер придают образу Фредерика Шопена особую привлекательность, не обойденную кинематографом.

Список интересных фильмов о композиторе:

  • «Песня на память».
  • «Юность Шопена».
  • «Экспромт».
  • «Голубая нота».

Самый новый фильм «Шопен. Жажда любви» — 2002 года выпуска.

Автобиографии польский музыкант не оставил, а другие биографы отметили главное в его творчестве — все оно пронизано любовью к Польше и тоской по родине. Книги о Шопене написали Жорж Санд, Борис Пастернак, Фаина Оржеховская.

Музыка

Набравшись впечатлений и первого композиторского опыта, в 19 лет Шопен начинает свою пианистическую карьеру. Концерты, которые музыкант проводит в родной Варшаве и Кракове, приносят ему огромную популярность. Но первое же европейское турне, которое Фредерик предпринял спустя год, обернулось для музыканта расставанием с родиной.

Находясь в Германии с выступлениями, Шопен узнает о подавлении польского восстания в Варшаве, одним из сторонников которого он являлся. После такого известия молодой музыкант вынужден был остаться за границей в Париже. В память об этом событии композитор написал первый опус этюдов, жемчужиной которых стал знаменитый Революционный этюд.

Во Франции Фредерик Шопен в основном выступал в домах своих покровителей и высокопоставленных знакомых. В это время он сочиняет свои первые фортепианные концерты, которые с успехом сам исполняет на сценах Вены и Парижа.

Интересным фактом биографии Шопена является его встреча в Лейпциге с немецким композитором-романтиком Робертом Шуманом. Прослушав выступление молодого польского пианиста и композитора, немец воскликнул: «Господа, снимите шляпы, это гений». Помимо Шумана поклонником Фредерика Шопена стал его венгерский последователь Ференц Лист. Он восхищался творчеством польского музыканта и даже написал большой исследовательский труд о жизни и творчестве своего кумира.

Портреты Шопена

Среди друзей Шопена можно было встретить не только музыкантов и композиторов. Интересовался он творчеством литераторов, художников-романтиков, модных в ту пору начинающих фотографов. Благодаря разносторонним связям Шопена осталось много портретов, написанных разными мастерами, самым знаменитым из которых считается работа Эжена Делакруа.

Написанный в необычной для того времени романтической манере портрет композитора хранится сейчас в музее Лувра. В настоящий момент известны также фото польского музыканта. Историки насчитывают как минимум три дагерротипа, на которых по исследованиям запечатлен Фредерик Шопен.

Джакомо Пуччини

Джакомо Пуччини можно назвать последним великим итальянским оперным композитором, продолжателем традиций Россини и Верди. Большую часть жизни он провел в Торре дель Лаго, неподалеку от родной Лукки. Здесь он написал свои лучшие оперы. Но жизнь композитора была весьма непростой.

В 1909 году разразился скандал: жена Пуччини, Эльвира, обвинила служанку в связи со своим мужем. Служанка покончила с собой, и ее семья подала на Эльвиру в суд. В 1921 году Пуччини переехал в Виареджо, поскольку в Лукке слишком активно стала развиваться промышленность. После смерти тело композитора перенесли в Торре дель Лаго. На вилле композитора была построена часовня, где похоронен он сам и члены его семьи.

Творчество в юности

В доме семьи Шопенов часто бывали известные представители прогрессивной части польской интеллигенции — писатели, художники, ученые. Это повлияло на быстрое духовное развитие юноши и трезвое восприятие им новых культурных явлений. С 1826 г. по 1629 г. он продолжал свое музыкальное образование в классе Эльснера варшавской Главной школы музыки.

В это время Фредерик сочинил несколько произведений, основные из них:

  • несколько пьес;
  • первая соната;
  • вариации для фортепиано с оркестром на тему оперы «Дон Жуан» Моцарта.

После окончания Главной школы музыки Шопен и несколько его товарищей решились отправиться в Вену. Благодаря сопроводительным письмам Эльснера компания получила доступ в артистические круги города, а молодой пианист виртуозной игрой пробудил к себе сильный интерес. Новые венские друзья уговорили Фредерика дать концерт, который и состоялся в Императорском оперном театре 11 августа 1829 года.

Публика очень хорошо восприняла выступление молодого музыканта, особенно сильные овации получила композиция на польскую народную тему «Хмель». С еще большим успехом прошел и второй концерт в Вене, а музыкальные критики отметили, что приемы и манера игры Шопена значительно отличаются от общепринятых. Они направлены на желание творить музыку гораздо больше, чем на желание понравиться. В конце сентября вдохновленный успехом Фредерик вернулся на родину.

Примерно в это же время юноша познакомился с учащейся Варшавской консерватории Констанцией Гладковской. Юная певица стала его первой любовью, а новые прекрасные чувства вылились в написание одной из лучших песен с названием «Желание».

Добровольное изгнание

После посещения Вены стало понятно, что ничего уже не держит Шопена в Варшаве и ему пора отправляться в большое концертное турне. Пианист долго не мог решиться на этот шаг, терзаемый печальными предчувствиями умереть вдали от родины. С месяца на месяц откладывал он свой отъезд. Между тем политическая обстановка в Польше все накалялась.

11 октября Фредерик играл на прощальном выступлении, исполнив новый «Концерт ми-минор» и «Фантазию на польские темы», но только через три недели отправился во Францию.

Друзья, зная о нежелании Шопена покидать родную страну, подарили ему кубок с родной землей, а педагог Эльснер со своими учениками проводил его специально написанным хоровым произведением. Предчувствия оказались пророческими, покинув Польшу в двадцатилетнем возрасте, композитор прожил всю оставшуюся жизнь и умер вдали от нее.

Сначала Фредерик Шопен отправился в Вену, надеясь на повторный успех, но дать отдельный концерт так и не удалось. Влиятельные музыканты или боялись конкуренции, или оставались равнодушными к судьбе молодого человека.

Расставшись с иллюзиями, он принял предложение об участии в публичном совместном концерте в апреле 1831 года, после полугодичного проживания в Вене. Здесь он узнал о восстании в Польше против русского самодержавия.

Молодой композитор решил отправиться в Париж, но поляку не так легко было попасть во Францию. Только в июле 1831 года ему удалось получить паспорт до Лондона через Париж. На территории Германии, в Штутгарте, он получил информацию о подавлении восстания, и вернуться на родину стало невозможно. Под впечатлением таких драматических известий Шопен написал:

  • цикл этюдов, наибольшую известность из которых получил Революционный;
  • печальную прелюдию ля минор;
  • мятежную прелюдию ре минор.

Это событие погрузило преданного поляка в отчаяние. Свою тревогу, гнев и скорбь он выразил в музыкальных произведениях.

Семья и детство

Полное имя — Frederic Franciszek (фр. Francois) Chopin, Фредерик Францишек (фр. Франсуа) Шопен. Дата рождения — 1 марта 1810 года. Родился на территории Варшавского герцогства, подвассального Французской империи, в смешанной семье. Отец пианиста — Николя Шопен, француз по национальности, он обосновался в Польше еще в юности. В 1802 году стал жить и работать гувернером в имении графа Скарбека — деревне Желязова Воля.

Там же он и познакомился в 1806 году с дальней графской родственницей Теклой Юстиной Кшижановской, на которой впоследствии женился. Юстина была хорошо образованной женщиной, владела французским языком, прекрасно пела и играла на рояле.

Николя также не был обделен музыкальными талантами, любил музицировать на скрипке или флейте. В браке у них родились сын и три дочери. Старшая, Людвика, стала для Фредерика близким другом и самым первым учителем игры на пианино.

Когда родился сын, семья решила переехать в Варшаву. Николя Шопену помогают занять место учителя французского и немецкого языков в Варшавском лицее его бывшие ученики, сыновья графа Скарбека. Образованность и чуткость родителей повлияли на быстрое развитие одаренных детей. Фредерик рос очень чувствительным ребенком, мог заплакать под впечатлением от музыкальной темы или часами подбирать запавшую в душу мелодию

Самое важное в кратком содержании биографии Шопена то, что именно мать привила ребенку любовь к народным мелодиям.

Начальное образование

В 1816—1822 гг. к обучению игре на фортепиано маленького Фредерика имел отношение популярный польский пианист чешского происхождения Войцех Живный.

Его преподавание базировалось на музыке венских классиков и И. С. Баха, фуги и прелюдии которого навсегда остались одними из самых любимых произведений польского композитора.

Большое впечатление на будущего пианиста произвело и итальянское бельканто.

Главной причиной, почему Живный позже отказался от занятий с мальчиком было то, что технические и музыкальные навыки Фредерика стали соответствовать взрослому пианисту. С 1822 года юный виртуоз стал учиться в частном порядке у польского композитора Юзефа Эльснера. Именно он первым назвал Шопена музыкальным гением. Общее образование Фредерик получал в Варшавском лицее. К этому времени он уже свободно говорил на немецком и французском языке, интересовался историей своей родины, любил читать художественную литературу.

Формирование таланта

Самобытный стиль Шопена начал формироваться под влиянием сочинений Моцарта, итальянской оперы и национально-окрашенных пьес Михаила Огинского и Марии Шимановской. Его первый сочинительский опыт состоялся в 1817 году, в семилетнем возрасте им были написаны два полонеза.

В 1819 году в аристократических салонах Варшавы произошел дебют Шопена как исполнителя. Вхождению в высшее общество талантливого мальчика способствовал князь Антон Радзивилл, позже он помогал с оплатой обучения и путешествиями в Дрезден и Прагу.

Биография Шопена кратко рассказывает, что талант Фредерика не ограничивался одной музыкой. Он неплохо рисовал, особенно карикатуры, и обладал ярко выраженным артистизмом. Любовь к народной музыке у ребенка проявлялась, где бы он ее ни услышал.

https://youtube.com/watch?v=l4N9939mHfo

Другие композиторы-романтики

Антон Брукнер

Фредерик Шопен (1810-1849). Польский композитор был вынужден в 1831 году покинуть родину. Он был одним из величайших пианистов-виртуозов и настоящим мастером фортепианной музыки. Из 220 его сочинений более 190 написано для фортепиано. Последним крупным сочинением Шопена является «Баркарола» (1846).

Фредерик Шопен

Клод Дебюсси (1862-1918). Французский композитор Дебюсси — одна из ключевых фигур переходного периода от романтизма к современности. Ему удалось перенести в музыку идеи импрессионизма. Среди самых известных его сочинений — три симфонических эскиза «Море» (1905).

Антонин Дворжак (1841-1904). Чешский композитор Дворжак тщательно изучал народную чешскую музыку и использовал ее мотивы в своих произведениях. Некоторое время он провел в США. Самым известным его сочинением является Девятая симфония «Из Нового Света».

Эдвард Григ (1843-1907). В музыке норвежского композитора Грига явственно чувствуются мотивы народного творчества и традиций. К числу самых известных его произведений относится сюита «Пер Гюнт», написанная по пьесе Ибсена; в ней использованы элементы народных сказок.

Ференц Лист (1811-1886). Один из виднейших композиторов-романтиков Ференц Лист родился в Венгрии. Он был одаренным пианистом, композитором (из 750 его сочинений более 500 написано для фортепиано), учителем и популяризатором музыки. Наибольшей известностью пользуется Первый концерт для фортепиано с оркестром (1855).

Карл Нильсен (1865-1931). Датчанин Нильсен считается одним из самых видных композиторов начала XX века. Наибольший вклад он внес в развитие симфонической музыки, но сочинял и оперы, и другие произведения. Самое известное его произведение — Четвертая симфония «Неудержимая».

Джоаккино Россини (1792-1868). Россини по праву можно назвать величайшим оперным композитором первой половины XIX века. Большой популярностью пользуются его оперы «Севильский цирюльник» (1816) и «Вильгельм Телль» (1829).

Франц Шуберт (1797-1828). Шуберт родился в Австрии и, как Бетховен, учился в Вене у Сальери. Он написал девять симфоний — в том числе знаменитую Восьмую симфонию «Неоконченную», а также множество оркестровых и хоровых произведений, опер и песен. Шуберт отличался слабым здоровьем и умер молодым.

Ян Сибелиус (1865-1957). Сибелиус — один из крупнейших композиторов начала XX века. Он родился в Финляндии, когда эта страна являлась частью Российской империи, отсюда в его музыке мощный националистический посыл — достаточно вспомнить сюиту «Карелия» (1893) и симфоническую поэму «Финляндия» (1899).

Иоганн Штраус (1804-1849). Иоганн Штраус стал основателем музыкальной династии, сыгравшей важную роль в развитии вальса. Самое знаменитое сочинение — «Марш Радецкого», написанный в 1848 году в ознаменование победы австрийской армии над итальянскими повстанцами.

Рихард Штраус (1864-1949). Немецкий композитор Рихард Штраус не имеет отношения к знаменитому австрийскому семейству. Он писал симфонические произведения, оперы, балеты и циклы песен. К сожалению, его карьера была омрачена связью с нацистской партией в Третьем рейхе. Тема из симфонической поэмы Штрауса «Так говорил Заратустра» использована в классическом фильме Стэнли Кубрика «2001: Космическая одиссея».

Ральф Воан-Уильямс (1872-1958). Один из виднейших британских композиторов XX века. Он является автором девяти симфоний, одиннадцати опер, более двадцати хоровых сочинений и множества оркестровых произведений. Наибольшей известностью пользуется его «Фантазия на тему Томаса Таллиса», написанная в 1910 году и переработанная тринадцатью годами позже.

Поделиться ссылкой

Расцвет творчества

Тридцатые годы XIX столетия становятся периодом расцвета творчества композитора. Под впечатлением от поэзии польского литератора Адама Мицкевича Фридерик Шопен создаёт четыре баллады, посвященные родной Польше и переживаниям о её судьбе.

Мелодизм этих произведений наполнен элементами польских фольклорных песен, танцев и речитативными репликами. Это своеобразные лирико-трагические картины из жизни народа Польши, преломленные через призму переживаний автора. Помимо баллад в это время появляется 4 скерцо, вальсы, мазурки, полонезы и ноктюрны.

Если вальс в творчестве Шопена становится наиболее автобиографичным жанром, тесно связанным с событиями его личной жизни, то мазурки и полонезы по праву можно назвать копилкой национальных образов. Мазурки представлены в творчестве Шопена не только знаменитыми лирическими произведениями, но также и аристократичными или, наоборот, народными танцами.

Композитор, в соответствии с концепцией романтизма, которая апеллирует прежде всего к национальному самосознанию народа, использует для создания своих музыкальных композиций характерные для польской народной музыки звучания и интонации. Это и знаменитый бурдон, имитирующий звуки фольклорных инструментов, это и острая синкопа, которая искусно сочетается с присущим польской музыке пунктирным ритмом.

По-новому открывает Фредерик Шопен и жанр ноктюрна. Если до него название ноктюрна прежде всего соответствовало переводу «ночная песнь», то в творчестве польского композитора этот жанр превращается в лирико-драматическую зарисовку. И если первые опусы его ноктюрнов звучат как лирическое описание природы, то последние произведения все больше углубляются в сферу трагических переживаний.

Одной из вершин творчества зрелого мастера считается его цикл, состоящий из 24 прелюдий. Написан он был в переломные для Фредерика годы первой влюбленности и разрыва отношений с возлюбленной. На выбор жанра повлияло увлечение Шопеном в это время творчеством И. С. Баха.

Изучая бессмертный цикл прелюдий и фуг немецкого мастера, молодой польский композитор задумал написать похожее сочинение. Но у романтика подобные произведения получили личностную окраску звучания. Прелюдии Шопена — это прежде всего небольшие, но глубокие зарисовки внутренних переживаний человека. Написаны они в манере популярного в те годы музыкального дневника.

Личная жизнь

Великий композитор Фредерик Шопен не был официально женат и не имел своих детей, но страсти любви присутствовали в его жизни. По натуре он был чутким и ранимым человеком, но женщины, встречавшиеся на его пути, не могли подарить ему такой мир.

Первой возлюбленной великого композитора стала в начале 1930-х годов Мария Водзиньская, урожденная полячка. Молодые люди были помолвлены, однако родители невесты решили проверить финансовое состояние будущего зятя, и оно их не удовлетворило. Помолвка была разорвана. Молодой человек очень остро переживал этот случай и отразил свою боль в музыке. Отчасти это стало первым толчком для подрыва его здоровья.

Мария Водзиньская

Спустя год после неудачной женитьбы Фредерик влюбляется в эпатажную баронессу Аврору Дюдеван, более известную как поэтесса Жорж Санд. Она была старше его на 6 лет. Их отношения длились на протяжении сложных десяти лет. Поначалу они скрывали свои отношения, уезжая вместе на остров Майорка или в ее имение в Ноане. Эта связь была сложной и эмоционально очень сильно подорвала здоровье композитора. После разрыва они встретились за год до его смерти, и тогда он прошел мимо бывшей возлюбленной, сделав вид, что не заметил ее.

Аврора Дюдеван

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Росспектр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: