Характеристика и особенности Громовержца
Славянская мифология не являлась исключительно политеистической, ей были близки понятия генотеизма, то есть веры в целый пантеон богов, но с особым вниманием к одному, высшему. Им являлся именно бог Перун – аналог греческого Зевса, властелин небес, покоритель грома и молнии
Перун – главное божество древнерусского ведического пантеона. Громовержец вел свое небесное воинство по ратной стезе, оберегая явный мир от навного. Перун был той силой, что проявляется в каждом из представителей общества лучшими их качествами, такими как:
- Честь;
- храбрость;
- верность;
- мужество;
- достоинство;
- стойкость;
- решимость;
- воля;
- целеустремленность;
- преданность высшей цели и самоотверженность.
Его основной задачей был контроль за соблюдением всемирного порядка.
Грозный, но одновременно милостивый, несущий благодать на землю в виде осадков, оплодотворяющих пашню. Именно поэтому Перуна также считали богом плодородия. Он представлял собой ту силу на границе Нави и Яви, которая контролировала темные силы Навного мира, не дающая им проникнуть в Явь и нарушить гармонию мироздания.
Считалось, что небесной обителью Перуна был алмазный дворец, расположенный на высочайшей горе в светлом Ирии, под сводами которого сияли Солнце и Луна. Именно поэтому капища Перуна принято было располагать на возвышенностях, холмах или горах.
Как изображали Бога Перуна и за что он отвечал
Обычно бога-громовержца изображали мудрым мужем с золотыми усами и серебряной головой. Его основные атрибуты – громовые стрелы, дуб, топор с молотом и петух. Обязанности Перуна заключались в следующем:
- Следить за порядком на границе Яви и Нави.
- Вращать Небесное Коло, или звездное Колесо Сварога.
- Следить за соблюдением Прави – высшего звена Вселенной, по которому все сущее должно пребывать в гармонии и порядке.
По уточненным данным Перун внешне изображался в виде седого мужчины средних лет с темно-золотой бородой и такими же усами. Одевался он обычно в доспехи, а при себе всегда имел топор и палицу. Это были скорее грозные атрибуты, поскольку в сражении он никогда не вступал в ближний бой, а разил противника стрелами-молниями.
Бог Перун на златогривом коне
Праздники, где чествуют Бога Перуна
12 января почитался Перун как мудрый и справедливый Бог славян. Это День Перуновой Справедливости, Огненного Меча
В этот день, также как и в День Громницы, очень важно было босым пробежаться по снежку ранним утром, на утренней зоре. Могли даже некоторые смельчаки снегом утираться, обтираться, умываться
Считалось, что это могучую силу телу даст и очистит душу человека.
2 февраля. Большой праздник почитания славянского Бога Перуна – Громница, В этот день изготавливали громничные свечи и заговаривали их силой Бога-Громовержца на весь год.
20 июля-2 августа. В этот период отмечали воины свой праздник, сопровождали его освящением своего оружия, оберегов, да учиняли обрядовые бои.
Сила в этих трёх праздниках несомненная, сегодня многие люди, кто попробовал в эти дни почтить Перуна, уже на себе прочувствовали Его очищающие и благотворные благословения!
Подробнее:
Днепровская область, село Никольское на Днепре — капище Перуна
Село Никольское на Днепре находится в 10 км от Днепра
– областного центра на востоке Украины. Именно на его околице археологами был обнаружен круг из камней размером от полутора до двух метров. По утверждениям историков и археологов, это именно капище. Круг из камней — характерная черта для языческих святилищ.
Уничтожение храмов: случаи Иерусалима, Мамбре, Афаки, Айгая и Гелиополиса. Уничтожение храма — будь то его простое разрушение или превращение во что-то другое — было сложным явлением, характеризующимся различными уровнями восприятия самого акта, которое не только сводилось к конкретному жесту, но это связано с чередой изменений в религиозных отношениях и в поздней античной политической и социальной системе. Эта область исследований привела к интересным результатам не только о повторном использовании священных зданий и о влиянии христианства на новую топографическую структуру городов и сельской местности, но и на изучение конкретных областей и хорошо документированных даже на археологическом уровне, таких как Например, Греция или Киликия.
Возможно, находка неподалеку от села Никольское на Днепре — капище Перуна на Днепре, описанное Ибн Фадлана.
По этим описаниям, оно было создано по инициативе князя Владимира незадолго до перехода в христианскую веру. Святилище было окружено каменным кругом и рвом, а чур стоял в самом центре. Слухи окрестили его храмом семи врат, хотя археологами был раскопан только небольшой фрагмент священной территории. Часть внешнего круга святилища, по местным слухам, разобрана на фундаменты близлежащих жилых домов.
В порядке обсуждения первый случай, о котором говорит Евсевий храм Афродиты в Иерусалиме, вместо которого был построен комплекс зданий Гроба Господня 61. Эта новость дает епископу возможность для детального объяснения удаления предыдущих зданий поклонения; на самом деле повествование принимает форму истории языческого оккультирования области гробницы Христа, которая построила там храм в честь «похотливой» Афродиты. Это оставалось неповрежденным до времен Константина, когда император, вдохновленный Богом, решил «очистить» место, перейдя к разрушению языческих структур и статуй внутри них и содействуя построению икоса эуктериоса.
Идол Перуна был установлен местными язычниками. Время от времени место посещается отдельными представителями веры предков, славянскими общинами и даже организованными группами эзотерических туристов. В Украине становятся крайне популярными организованные поездки в места силы, в том числе, и в места поклонения древних славян.
Как и в случае с Иерусалимом, также в отношении Мамбре это письмо, в котором император предупреждал епископов Палестины, что он приказал Акацию освободить место от каждой культовой статуи и от жертвенника 62. Те, кто ходил в святилище, чтобы получить исцеление, часто прибегали к практике инкубации, которая заключалась в том, чтобы заснуть в храме или в его окрестностях, чтобы божественность появлялась во сне и предлагала лекарство.
Даже в этом обстоятельстве, Константин приказал армию уничтожить храм от фундамента, чтобы избавить место в взяткодателя душа, поставившем на месте в течение длительного времени его обманы, определяемый епископом или демоном или богом 64. Последний пример, который передают тексты эусеков, касается храма Афродиты около Гелиополиса, в Финикии. Опять же, по свидетельству Евсевия, практиковалось священную проституцию: кто во имя Афродиты увлекались удовольствия и разврата, чтобы их жены и дочери к проституции 66.
Дети Перуна.
Культ Перуна — это не пережитки древнего прошлого, а наследие настоящего. С каждым днём мир всё больше сходит с ума, суррогатами подменяются истинные ценности, слова перестают нести свой истинный смысл. Всё больше людей пытается найти отдушину цепляясь за наследие своих предков. А как же иначе? Корни — это истинный путь, чтобы обрести себя. В России всё больше набирает обороты культ ушедших древнеславянских богов. Самым ярким примером тому является организация «Дети Перуна». Так именуют себя последователи Славянской Православной Инглингистической Церкви. Главным служителем, которому подчиняется церковь является Богуслав. Целью детей Перуна является пропаганда веры предков и возвращения к корням. Инглинги проводят целые обряды, проводимые славянами в древности. Как утверждают последователи этой церкви, у них сохранились древние тайные послания и книги. Каждый сам для себя должен сделать выбор правильно это, или нет, но во всяком случае, ничто не даёт право человеку, какую веру бы он не исповедал, причинять вред другому человеку и считать себя превыше других.
Кому можно обращаться к Перуну
Перун — бог Грома и Молнии, защитник Справедливости, хранитель Порядка во Вселенной, покровитель высшей власти. В старину к грозному славянскому божеству в первую очередь обращались воины. Перуна молили о мужестве, отваге и силе для защиты своей земли от вражеских захватчиков.
У алтаря громовержца давалась военная присяга, скреплялись клятвами договора о заключении перемирья. Также к помощи божества взывали князья и старейшины, когда нуждались в его мудрости, чтобы принять правильное и справедливое решение.
В современных реалиях к помощи громовержца прибегают не только военные и правители, но и обычные люди. Просить о поддержке божества можно не только перед битвой, но и перед другими важными состязаниями и противостояниями, когда на кону стоит очень многое. Обращаться к нему рекомендуется по следующим поводам.
- В целях защиты от сглазов и порчи. Бог Справедливости, карающий за неисполнение духовных законов, всю темную и недобрую энергию возвратит обратно обидчику.
- Чтобы разжечь огонь любви между мужчиной и женщиной: Перун — податель мужской силы.
- Чтобы укрепить тело и дух. В сильной воле и крепком здоровье нуждаются не только солдаты, но и обычные люди. К нему могут обращаться те, кто желает избавиться от страхов, преодолеть вредные привычки, занять руководящую должность, добиться справедливости.
День почитания
Наши предки праздновали Перумов день 20 июня или 2 августа, точная дата доподлинно неизвестна.
Подготовка к празднованию занимала около восьми дней. Варилось пиво, готовили на всех угощение, часть из которого была «требой» Перуну.
С утра мужчины собирались и парадом шествовали к капищу Перуна. В начале праздника самые почетные жрецы, а иногда старосты поселения трением разжигали огонь, который именовался «живым» и зажигался священный костер. Там волхвы приносили в кровавую жертву чаще всего петухов или быка, чьей кровью окропляли воинское обмундирование, чтобы оно давало защиту во время битв. Во время этого пелись песни ритуального характера, чтобы прославить Перуна.
Есть свидетельства, что в случае крайней нужды практиковалось принесение человеческих жертв. В основном это были пленники, захваченные во время битвы.
Далее на месте костра проводился ритуальный бой, который символизировал сражение Перуна и Велеса. Далее проводилось торжественное посвящение молодых мужчин в войны.
В последней части праздника принимали участие уже все жители поселения, и устраивался грандиозный пир во славу Перуна с песнями, играми и плясками.
С принятием христианства праздник стал зваться Ильин день. И некоторые его атрибуты перекочевали уже в церковный праздник.
Рассмотрев подробнее культ Перуна, на его примере становится ясно, языческая культура наших предков была весьма богата. А поклонение Перуну даже с принятием христианства не утратило своей силы. Многие его черты перешли к пророку Илье-Громовежцу, которого верующие чтут и по сей день.
Громовое колесо
У этого чисто мужского амулета несколько названий: Громовик, Громовник и Громовое колесо. Этот символ считается главным в арсенале Перуна и выглядит, как Коловрат, имеющий шесть лучей с лопастями. Именно Громовое колесо и позволяло Перуну осуществлять главную функцию бога-громовержца.
В древней Руси оберег Громовик отцы дарили своим сыновьям, чтобы привить им отвагу и мужество. Девочкам таких подарков не преподносили. Однако в исключительных случаях женщина могла прибегнуть к помощи Громового колеса или иного атрибута Перуна. Кстати, мальчикам такой оберег вручали уже в сознательном возрасте, поскольку Громовик мог наделить слишком юного отрока излишней жестокостью.
Еще одно важное замечание, касающееся Громовика. Этот амулет не принесет пользы людям безответственным, лживым и трусливым
Перун оказывает покровительство лишь тем, для кого честь и долг – не пустые слова. В наше время Громовое колесо рекомендуется носить военнослужащим, сотрудникам МЧС и тем политикам, которые готовы защищать интересы народа.
Наши предки украшали символом «Громовое колесо» одежду, боевые доспехи, оружие. Также было принято носить на шее кулоны с древним знаком. Такой оберег мог быть изготовлен из дерева или металла, чаще всего – из серебра.
Итак, в чем заключается помощь Громового колеса?
- Основное назначение амулета – воспитание воли, мужества и силы духа.
- Громовик усиливает уверенность в себе, дает стойкость и физическую выносливость.
- В бою Громовик защищает владельца от ран, а также оберегает от гибели.
- Громовое колесо дает мощную защиту от порчи и сглаза, отражает энергетические атаки злых людей.
9. Капища и идолы Перуна
Святилище в Перыни. После 983 года Добрыня поставил здесь идол Перуна. Святилище располагалось на острове Перынь (левый берег реки Волхов у его истока из озера Ильмень), в 4 км к югу от Великого Новгорода. Представляло собой горизонтальную площадку в виде правильного круга диаметром 21 м, окружённую кольцевым рвом. Точно в центре площадки находилась яма от деревянной статуи Перуна. Перед статуей размещался круглый каменный жертвенник. Площадку окружал ров — восьмилепестковый цветок, образуемый восемью симметрично расположенными ямами. На дне каждой из них во время празднеств разжигали ритуальный костёр, а в одной из них, обращённой к Волхову, огонь горел постоянно.
Рядом с центральной площадкой, на которой стоял Перун, имелись ещё два круглых капища, вероятно, посвящённые Велесу и Мокоши.
В 988 году в Киеве был низвержен идол Перуна:
В 989 году идол Перуна была срублен и сброшен в Волхов:
По Иоакимовском летописи, в сообщении о крещении Новгорода Путятой и Добрыней, уничтожение ими идола Перуна не упомянуто .
Согласно Повести временных лет, в 980 году князь Владмир установил идолы или присягнул перед ними:
На Владимирской улице раскопаны фундаментные рвы и симметрично расположенные ямы, заполненные строительным мусором. Всего внутри храма было 5 ниш: одна по центру (Перун), по две слева и справа. Ещё один идол, видимо, стоял за храмом. Рядом находится чашеобразная яма со слоями глины, угля и золы.
Ибн Фадлан, 922 год, описание храма русов на Волге
Константин Багрянородный, середина X века, описание священного дуба русов на о. Хортица
Иоганн Давид Вундерер, 1589—1590 гг., описание двух языческих идолов у Пскова, датируются они, вероятно, X веком, когда был основан город.
Имена идолов вымышлены автором. У Промежицы, притока реки Великой, ещё в конце XIX века был найден поврежденный каменный идол, которого можно сопоставить с одним из описанных Вундерером. Во время войны он был увезен в Германию. По-видимому, речь идет о боге солнца, а идол змееборца — это Перун/Перкунас.
Первый Збручский храм (Богит), X в. Капище храма по мнению ряда реконструкторов (мнение оспариваетс рядом специалистов) имело круглую форму с восемью каменными лепестками по окружности. В центре стоял Збручский идол. Как предполагает Б. А. Рыбаков, Перун изображен на правой грани от главной богини с рогом, атрибуты божества — сабля-палаш и конь. Некоторые историки отождествляют это изображение со Святовидом, но солярный знак помещен на задней грани и относится ко второму мужскому божеству (данная трактовка ошибочна — см. работу Л. С. Клейна «Возрождение Перуна», в действительности данный солярный знак расположен на «пустой» нижней грани); Велес изображен в нижнем ярусе и имеет три лица. Во время крещения идол был сброшен в реку. Во Втором Збручском храме (Звенигород) XI—XIII вв. культа Перуна, впрочем, как и Велеса, не отмечено, поэтому следует предположить, что он был навязан местному населению государством, а затем исчез.
Доклад №2
Невозможно представить славянскую мифологию без бога – громовержца Перуна. Можно сказать, он является коллегой древнегреческого Зевса, однако следует понимать, что представление разных народов о божествах имеет как сходства, так и существенные различия.
«Под началом» могущественного Перуна – грозовые тучи, молнии и гром. Один из братьев Сварожичей, обладающий буйным нравом, данный бог также считался покровителем отважных воинов. Перун являлся сыном Сварога и Лады, а в день его рождения мир поразило невиданной силы землетрясение, которое было предзнаменованием пришествия в этот мир могущественного бога.
Впоследствии ребенок был похищен существом, схожим со скорпионом, который утащил маленького Перуна в царство Нави. К слову, данный зверь по имени Скипер являлся хранителем врат потустороннего мира и похитил как мальчика, так и его сестер – Лелю, Живу и Марену. Старшие сыны по просьбе Лады ринулись на поиски пропавших, трансформировавшись в птиц.
Они довольно долго метались по темным лабиринтам, прежде чем обнаружили брата, однако тот спал и его невозможно было пробудить. К слову, за время непробудного сна мальчик превратился во взрослого мужчину, однако вернуть его в реальность никак не получалось.
Тогда птица Гамаюн была послана братьями за живой водой, которая сумела вернуть Перуна к жизни. Бог сумел отыскать и разбудить сестер, а также разделался с коварным Скипером. После Перун отправился в Правь – прекрасный небесный мир, где и повстречал свою возлюбленную – богиню Луны Дивию. Поначалу девушка убоялась воинственного бога и убежала от него в слезах, но после Перун сумел убедить отца Дивии Дыя в том, что он достоин стать мужем его дочери.
Впоследствии у них родилась дочь, сильная и гордая Девана, которая также обладала сверхъестественными способностями: она могла обращаться в животных и птиц, была великой охотницей, что скакала по лесу на огромных волках, а также могла добыть любую дичь без особого труда.
После гордыня дочери настолько превзошла все допустимые рамки, что девушка вознамерилась свергнуть с трона самого Сварога, дабы впоследствии занять его место. Отец- Громовержец был возмущен.
Он вызвал дочь на бой. Оба ринулись в атаку, причем Девана обратилась хищной львицей, дабы вцепиться когтями в глотку своего родителя. Однако он сумел дать чаду достойный отпор, и девушка впервые в жизни испугалась.
Обратившись птицей, она пыталась взлететь, но Перун не дал ей такой возможности. Обратившись рыбой, Девана также пыталась скрыться, но отец сумел выловить ее. И лишь после того, как девушка пообещала слушаться его, они помирились.
5 класс
Упоминания в книгах
В Новгороде было самое известное на Руси святилище Перуна, построенное в виде колеса с шестью спицами, – громового знака. Громовой знак был вырезан и на каждом славянском доме – как защита от молнии Перуна. Перун упомянут в летописях в договорах русов и славян с ромеями (кн. Олег – 907 год, князь Игорь – 945 год, князь Святослав – 971 год). Сварожич (Перун – в русских летописях, Перунова, Перун, то есть Юпитер – в «Mater Verborum», Пероун – в «Слове и откровении святых апостолов» из поучений против язычества 14 века). Исчерпывающие сведения о идоле Перуна содержатся в «Густинской летописи»: «Во первых Перконосъ, си есть Перунъ, бяше у них старший богъ, созданъ на подобie человече, ему же въ рукахъ бяше камень многоценный аки огнь, ему же яко Богу жертву приношаху и огнь неугасающiй зъ дубового древiя непрестанно паляху; аще ли бы случилося за нераденiемъ служащаго iерея когда сему огню угаснути, таковаго же iерея безъ всякого извета и милости убиваху».
А также в поучении «О идолах Владимировых»: «Въ первых постави началнейшаго кумира. Iменемъ перуна бога грому i молнiю i облаков дождевых на пригорку высоком над буричевым потоком подобию члвечку. тулов его бе от древа хитростне изсечен главу iмущь слияну от сребра уши златы нозе железны. Въ руках же держаше камен по подобию перуна палающа. Рубинами. И каръбуклем украшен…» Далее слово в слово повторяется история с неугасимым огнем. По Френцелю — «Percuno, Deo tonitru & fulguru». Поминается Перун также в «Поведании о (Мамаевом) побоище вел. кн. Дитрия Ивановича Донского» вместе с Мокошем в числе языческих богов нечестивых «татар». Но, скорее всего, сердобольный составитель повествования записал в помощники к нечестивым основных языческих богов, каких, несомненно, знал еще тогда – Мокоса(Велеса) и Перуна.
В «Слове святого Григория» Перун называется старшим славянским богом, которому в некоторых областях славяне молились еще в XII веке. В списках богов, как, например, в Лаврентьевской летописи, он занимает первое место. О выделенности Перуна среди других богов свидетельствует и история об уничтожении идолов Владимирова пантеона в Киеве в 988 году, после принятия князем и его дружиной христианства. В отличие от изваяний других богов, деревянное изображение Перуна не было сожжено; его было приказано сбросить в Днепр, поплыв по которому, оно остановилось на мели, долгое время спустя называемой «Перуновой». Идол Перуна в Новгороде, установленный дядей князя Владимира Добрыней, как следует из древнерусских письменных источников, стоял над Волховом, а в 989 году по повелению епископа Иакима он, как и в Киеве, был сброшен в реку.
После принятия христианства Перун, как и другие языческие боги, был причислен к разряду бесов. В книгах христианских книжников осуждалось поклонение ему и принесение кровных жертв. На месте святилищ Перуна были воздвигнуты православные храмы. В Киеве на холме князь Владимир повелел построить церковь в честь святого Василия, имя которого князь получил при крещении. В Новгороде в Перыни был основан Перынский скит с церковью Рождества Богородицы. Несмотря на активную борьбу церкви с языческими культами и богами память о Перуне в народном сознании сохранялась многие века.
Об этом, например, свидетельствуют фрагменты описания «Путешествия в Московию и Персию», составленного известным путешественником и ученым XVII века Адамом Олеарием, который в качестве секретаря посольства Гольштинии посетил Русское государство в 1633, 1636 и 1639 годах: «Новгородцы, когда были еще язычниками, имели идола, называвшегося Перуном, т. е. богом огня, ибо русские огонь называют «перун». На том месте, где стоял этот их идол, построен монастырь, удержавший имя идола и названный Перунским монастырем. Божество это имело вид человека с кремнем в руке, похожим на громовую стрелу (молнию) или луч. В знак поклонения этому божеству содержали неугасимый ни днем, ни ночью огонь, раскладываемый из дубового леса. И если служитель при этом огне по нерадению допускал огонь потухнуть, то наказывался смертью».
Кому и как нужно носить оберег Перуна
В арсенале бога Перуна немало атрибутов, которые имеют сильные защитные свойства. Традиционно их символическое начертание использовалось при создании славянских оберегов. Но поскольку значительная часть этих знаков связана с ратным делом, то женщинам не рекомендуется использование амулетов Перуна. Обереги громовержца насыщены жесткой мужской энергетикой, и женщине больше подойдет другая символика, в которой преобладают мягкие женские эманации.
К женским оберегам Перуна можно отнести Перуницу или Перунов цвет.
Разумеется, в любом правиле бывают исключения. Порой и женщинам в русской истории не раз приходилось брать в руки оружие и вставать на защиту своих близких, своего родного города. Но прибегать к атрибутам Перуна женщине следует временно, пока того требуют обстоятельства. В противном случае можно утратить женственность и мягкость характера.
Противостояние Перуну
Многие жители Руси оказались не готовы принять новое божество и подчиниться княжеской воле. Люди хотели поклоняться тем богам, что и их предки – это и Световит, бог света и радостей жизни, и Велес, бог тьмы, загробного мира и богатства и ряд других. Были столкновения и с христианами.
Самое известное из них – в Киеве в 983 году – описано в Повести временных лет. Бояре решили бросить жребий и принести в жертву Перуну случайного киевлянина дабы отблагодарить божество за военные успехи. Выбор пал на юношу Ивана, сына христианина Федора. Федор долгое время служил в Византии, где принял святое крещение. Затем он переехал жить в Киев, где у него и родился ребенок. Когда посланцы пришли за юношей, мужчина отказал им: «Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны руками из дерева. Бог же один, Ему служат греки и поклоняются; сотворил Он небо, и землю, и звезды, и луну, и солнце, и человека и предназначил его жить на земле».
Услышав речь Федора, толпа язычников начала рубить углы дома топорами, после чего крыша обрушилась на головы несчастных, и они погибли. Вскоре после этого эпизода Владимир крестил Русь, и вместо идолов Перуна стали строиться храмы, а Федор и Иоанн стали почитаться православной церковью, как первые мученики на Руси, пострадавшие за веру.
Топор Перуна
Это один из воинских символов Перуна, который носили воины, готовящиеся к битве. Оберег помогал им в сражениях, наделяя силой и удачей в бою, оберегая от ранений и смерти. Он наделял их божественной мощью, даровал благосклонность божества. Нательный оберег имеет такие свойства как:
- Увеличение физической силы.
- Привлечение удачи.
- Укрепление уверенности.
- Защита от врагов, как в опасной ситуации, так и в мирной жизни.
Вы используете такой амулет?
Лучше всего Топор носить юношам и мужчинам. Женщинам стоит надевать его только на время, когда предстоит решить сложную задачу и набраться для этого сил.
История рождения
Согласно легенде, родителями языческого божества были не обычные люди, а высшие силы. Его мать, Лада, – покровительница всей Руси, верховное женское божество — заведовала семейными отношениями, деторождением, любовью и весной. Берегиня и хранительница домашнего очага, она стала символом женской красы, но не столько физической, сколько внутренней, духовной. Отец, Сварог, являлся представителем небесных сил, умелым кузнецом, который собственноручно выковал Землю. Именно он стал прародителем всех других божеств, которым поклонялись славяне.
Языческий бог Перун родился в тот ненастный день, когда раскаты грома сотрясали землю, а устрашающие молнии пронизывали небесный свод. Эти силы природы и стали для младенца лучшей колыбельной: только во время грозы он сладко спал, не доставлял лишних хлопот. Легенда гласит: когда маленький Перун немного подрос, он бегал с молниями наперегонки и пытался перекричать гром. Но только став абсолютно взрослым, научился контролировать эти силы природы, управлять ими. Закалённый отцом работой в кузнице, он полюбил оружие, которое там изготавливалось. Поэтому и взял на себя ещё одну задачу: оберегать доблестных воинов во время битвы.
Где обитает бабочка траурница?
Фото: Бабочка траурница из Красной книги
Вид широко распространен в Палеарктике. Мотыльки привыкли к жизни в умеренном климате. Поэтому в тропических местностях их не встретить. Насекомые не забираются дальше 68 градусов северной широты. Траурницы обитают в Англии, Норвегии, Германии. Отмечались мигрирующие особи на берегах Северного Ледовитого океана.
Вид распространен в Японии, по всей Европе и Азии, в Северной Америке, на севере Африки. Не появляется в Греции, на юге Испании и на берегах Средиземного моря. Обитает в горах Кавказа и Карпат, за исключением черноморского побережья. Вид отсутствует на Крымском полуострове, но можно встретить залетных особей.
Насекомых искусственно завезли в Северную Америку, оттуда бабочки расселились от Мексики до Канады. Ранее вид обитал по всей Европе, но после окончания Второй мировой войны их число резко сократилось. В зоне тундр встречаются только мигрирующие особи, в лесостепных и степных — только в лесных долинах.
С наступлением теплых весенних деньков мотыльки кружат на полянках, в садах и лугах, берегах водоемов, обочинах дорог. Для зимовки они ищут надежные укрытия, а когда потеплеет, выбираются наружу для поиска пропитания и размножения. Могут встречаться на высоте до 2000 м. Продолжительность жизни при благоприятных условиях составляет до одного года.