2290,краткая биография чайковского

Рассказ о Чайковском для детей

Чайковский Петр Ильич – величайший композитор России и мира. Он жил и творил больше века назад. Но его произведения продолжают звучать и сегодня. Вряд ли найдется человек, который не знает новогоднюю сказку «Щелкунчик» или балет «Лебединое озеро». Музыка Чайковского удивительно мелодичная. Кажется, что она наполнена волшебством.

Портрет гения:

Краткая биография:

Говоря о Петре Ильиче кратко, невозможно понять, что это за человек, и почему стал великим. Ближе познакомиться с ним помогут интересные факты из жизни.

Счастливое детство в глубинке

Маленький Петр родился в Воткинске в далеком 1840 году. Это маленький город-завод на Урале, который стоит посреди бескрайних заснеженных просторов России. Собственно, им и посвятил маленький автор свою Первую симфонию – «Зимние грезы». Слушая ее, невольно представляешь себе настроение путника, едущего на санях и любующегося зимней сказкой.

Музыка с пеленок

Родители Петра Чайковского очень любили музыку, хотя и не были профессиональными музыкантами. В доме часто проходили концерты – мама играла на фортепиано и арфе, пела романсы, а отец предпочитал флейту. С 4 лет матушка обучала Петра игре. Музыка его очень захватывала.

«Фарфоровый мальчик»

Так маленького Чайковского называла няня Фанни Дюрбах. Петр с детства был очень чутким. Чего только стоит его восторг новорожденными близнецами-братьями: «Я их уже видел несколько раз; но каждый раз, как я их вижу, мне кажется, что это ангелы, которые спустились на землю». Острое восприятие жизни сохранилось у него до конца дней.

Трагедия всей жизни

В семье Петра Чайковского с детства царила любовь. Родители относились друг к другу с большой нежностью. Они писали друг другу трогательные письма, которые дети позже вклеили в альбом. Когда в 14 лет мать Петра умерла, он испытал сильнейшее потрясение, которое наложило отпечаток на всю его жизнь. Он писал, что только забота о братьях, которым было всего 4 года, помогла ему пережить страшное горе. Он стал для них ласковой матерью, старшим братом, лучшим другом.


Петр Чайковский композитор

«Ах, Петя, Петя, какой позор! Променял юриспруденцию на дудку!»

Петра Чайковского не готовили к судьбе великого композитора. Скорее наоборот. Боясь за хрупкую психику ребенка, родители в 10 лет отправили его учиться в Императорское училище правоведения в Санкт-Петербурге. Мальчик должен был стать юристом. И он им стал. Но занятий музыкой не бросал. В то время в училищах попутно учились музыке. Отдав 13 лет правоведению, он все же принял решение полностью посвятить себя музыке. Когда дядя узнал, что Петр бросил службу в Министерстве юстиции и учится в консерватории, то сказал «Ах, Петя, Петя, какой позор! Променял юриспруденцию на дудку!»

Музыка – мое призвание!

В 22 года Петр Ильич наконец всецело посвятил себя любимому делу. Он называл это служением Музыке. Закончив консерваторию с серебряной медалью, Чайковский сразу же начал преподавать в Москве. Он помог стать музыкантами многим талантливым людям. Но при этом уделял много времени сочинению собственных композиций. К 30 годам Петр Ильич написал несколько серьезных произведений.

Все лучшее – детям


Чайковский в молодости

Вместе с «взрослыми» произведениями, композитор писал сочинения, понятные для детей. На создание первого детского творения «Детский альбом» его вдохновил глухонемой воспитанник младшего брата Коля Конради.

Он также посвятил его маленькому племяннику Володе, который питал страсть к музыке.

Чайковский писал: «Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости с занимательными для детей заглавиями». И у него это получилось.

Эти, и последующие его детские произведения написаны простым языком. Они мелодически выразительные, волшебные, увлекательные.

Признанный гений

Чайковский – один из немногих композиторов, чем талант был оценен по достоинству еще при жизни. Ему удалось завоевать признание публики, коллег и критиков. Примерно с 40 лет он гастролировал по миру. Его оперы ставились в театрах. Их продолжают ставить до сих пор. Музыка Петра Чайковского используется в песнях, мультиках, сказках и даже рекламных роликах.

Детские и юношеские годы

Чайковский появился на свет 7 мая 1840 г. на территории современной Удмуртии. Мать композитора Анна Ассиер была по тем временам просвещенной женщиной. Она окончила Училище женских сирот, где получила знания по риторике, литературе, арифметике, географии. Знала иностранные языки.

Отец походил из известного на Украине казачьего рода. Трудился инженером, затем получил предложение возглавить сталелитейный Камско-Воткинский завод. После переезда на новое место жительства Илья Петрович стал владельцем большого дома, войска на 100 казак и прислуги.

Нередко в доме Чайковских собирались представители дворянства, инженеры с Туманного Альбиона, столичная молодежь. Кроме Петра, в семье было еще трое детей – сыновья Николай и Ипполит, дочь Александра.

Также в доме Чайковских жили родственники главы семейства. Когда дети немного подросли, из Санкт-Петербурга им выписали гувернантку. Впоследствии Фанни Дюрбах, француженка, для Чайковских стала родным человеком.


В детстве Петя увлекся поэзией, его родители были обучены игре на музыкальных инструментах

Любовь к музыке композитору привила мама. Так как гувернантка нотной грамотой не владела, для будущего композитора наняли учительницу из крепостных, которая обучала его игре на рояле. Чайковский постоянно музицировал.

Если родители запрещали ему играть, он продолжал тренировать пальцы на импровизированном пианино. Однажды мальчик так увлекся, что разбил оконное стекло, сильно поранил руку. В 1848 г. Илья Петрович вышел в отставку, семья в полном составе перебралась в столицу. Спустя месяц Чайковские переехали в Санкт-Петербург.

3. Адреса в Санкт-Петербурге

Период Место Адрес
1848 пансион Шмеллинга Большой проспект Петербургской (ныне Петроградской) стороны, 14
1848 — май 1849 дом Елисеева Биржевая линия, 18
осень 1852 — осень 1853 доходный дом Сергиевская улица, 41
осень 1853 — осень 1854 дом Лещевой Соляной переулок, 6
конец 1854 — осень 1855 доходный дом Остерлова Средний проспект, 10
осень 1855 — осень 1858 дом А. П. Заболоцкого-Десятовского 8-я линия, 39, кв. 31
осень 1858 квартира Е. А. Шоберт в доме Шиле 2-я линия, 45
осень 1858 — весна 1863 профессорский корпус Санкт-Петербургского Технологического института Царскосельский проспект, 26
осень 1863 — лето 1865 Лештуков переулок, 16
сентябрь-октябрь 1865 меблированные комнаты Е. А. Шоберт Пантелеймоновская улица, 11
10.1865 — 01.1866 квартира А. И. Апухтина в доходном доме Фролова Караванная улица, 18
03.1866 — 1868 Кирочная улица, 7, кв. 6
начало 09.1869 дом М. В. Бегичевой набережная реки Фонтанки, 25
22. — 25.01.1874 гостиница «Виктория» Казанская улица, 29
1876 год доходный дом Львова Торговая улица, 12, кв. 24
07.1877 гостиница «Европейская» Большая Итальянская улица, 7
осень 1877 гостиница «Дагмар» Большая Садовая улица, 9
10.1878 Невский проспект, 79
10. — 11.1879 доходный дом Надеждинская улица, 4, кв. 4
11. — 12.1880 гостиница «Европейская» Большая Итальянская улица, 7
январь — 13.02.1881 доходный дом Оржевского набережная реки Фонтанки, 28
03.1881 доходный дом Оржевского набережная реки Фонтанки, 28
1881—1882 квартира А. Литке в доходном доме П. И. Кольцова Английский проспект, 21
12.1882 доходный дом Оржевского набережная реки Фонтанки, 28
03.1883 доходный дом Оржевского набережная реки Фонтанки, 28
12.1885 — 01.1886 дом княгини Урусовой набережная реки Фонтанки, 19
10.1886 дом княгини Урусовой набережная реки Фонтанки, 19
28.02.1887 гостиница «Гранд-Отель» Малая Морская улица, 18
11.1888 — 1893 доходный дом Н. И. Яфа набережная реки Фонтанки, 24
лето 1890 квартира Г. А. Лароша в доходном доме О. Н. Рукавишниковой Адмиралтейская набережная, 10, кв. 31
11.1890 — 02.1891 гостиница «Россия» набережная реки Мойки, 60
27.10. — 12.1892 гостиница «Гранд-Отель» Малая Морская улица, 18
21. — 23.08.1893 квартира Г. А. Лароша в доходном доме О. Н. Рукавишниковой Адмиралтейская набережная, 10, кв. 31
10. — 25.10.1893 доходный дом Ратина Гороховая улица, 8.

Друзья Пушкина в лицее. Самые счастливые и беззаботные годы в жизни поэта

Лицейские годы – это самый радостный и беззаботный период в жизни великого русского поэта и прозаика XIX столетия Александра Пушкина. Именно в лицее он раскрыл свой уникальный талант, потому как сочинять стихотворения начал в 13 лет. Явным лидером Александр Сергеевич не был никогда, это место было закреплено за Илличевским, но все же молодое дарование активно участвовало в культурной жизни учебного заведения, поэт всячески доказывал свою состоятельность, хоть мнение сверстников и не очень сильно его интересовало.

Друзья Пушкина в лицее не только могли первыми оценить талант будущего классика русской литературы, но и испытать на себе все его колкости и издевки. Близкими товарищами Александр Сергеевич мог назвать лишь трех людей – Вильгельма Кюхельбекера, Ивана Пущина и Антона Дельвига. В последние годы учебы писатель сошелся со многими ровесниками и старшими юношами, но больше всего времени в учебном заведении он провел именно с этими тремя сокурсниками.

Иван Иванович Пущин – это лучший друг Пушкина в Лицее, именно с ним он делил все тяготы и печали. Александр и Иван сошлись еще на вступительных экзаменах, жили в соседних комнатах. Пущин оставался верным и преданным товарищем до самой смерти Пушкина. Мальчики имели совершенно разные характеры, возможно, это их и притягивало друг к другу. Александр был слишком вспыльчивым, ранимым, активным, а вот Иван покорял рассудительностью, спокойствием, скромностью и добродушием.

Друзья Пушкина в лицее были его поддержкой и опорой. Например, по окончании каждого учебного дня Александр Сергеевич через перегородку в комнате рассказывал Пущину о своих проблемах и заботах, а тот его всегда понимал, помогал советом. Много веселых дней вместе они прожили, были участниками и зачинщиками разных затей. Поэт всегда с теплотой и радостью вспоминал о своих лицейских годах.

Друзья Пушкина в лицее также разделяли его творческие порывы. В поэтических стремлениях Александр сошелся с Антоном Дельвигом. Этот флегматичный, ленивый и малоподвижный барон любил писать стихи, но они были больше для себя, чем для публики. Именно Александр Сергеевич заставил молчаливого юношу продемонстрировать свое творчество перед всеми. Пушкин оценивал произведения Дельвига, а тот в свою очередь первым удостаивался чести услышать новые творения молодого гения. Именно единство интересов связывало этих двух таких непохожих друг на друга людей. Неоднократно подвергались обстрелу издевательствами и остротами поэта друзья Пушкина по лицею. Фото товарищей великого русского классика сохранились до наших дней. Учебное заведение свело Александра Сергеевича с добродушным и бескорыстным Вильгельмом Кюхельбекером. Этот человек чаще всего подвергался нападкам поэта, который оттачивал на нем свое остроумие. Однажды бестолковый, потешный и бездарный «Кюхля», как называл его Александр, не стерпел и вызвал его на дуэль, но все закончилось миром.

Друзья Пушкина в лицее тоже в какой-то мере сделали вклад в развитие творческого потенциала будущей гордости России. Александр Сергеевич нуждался в поддержке, одобрении, восхищении, критике, и в конце концов он все это получил сполна.

Исаак Дунаевский


Советский дирижер и композитор Исаак Дунаевский появился на свет в 1900 году и ушел из жизни в 1955 году.

Народный артист РСФСР, создатель известных советских песен, музыки к кинокартинам, 4 балетов и 11 оперетт.

Будущий композитор появился на свет в еврейской семье. Его музыкальный талант проявился с ранних лет: мальчик поражал чистотой голоса, легко воспроизводил сложные мелодии.

Дунаевский учился в музыкальной школе, но его основной специальностью стала юридическая. Однако потом молодой человек все же выбрал музыку.

Он работал в оркестре харьковского драмтеатра, а потом написал музыку для одной из постановок. Через некоторое время Дунаевский переехал в Москву, и там его талант раскрылся в полной мере.

Творчество Петра Ильича Чайковского

Многие концерты Чайковского были написаны во время его работы в консерватории. Опера «Ундина» (1869) не была поставлена, ее автор уничтожил. Лишь небольшая его часть была позже исполнена в качестве балета Чайковского «Лебединое озеро».

Следует кратко упомянуть, что в 1877 г. Чайковский решил жениться на студентке консерватории Антонине Милюковой, чтобы избавиться от сплетен о его нетрадиционной ориентации. Не имея никаких чувств к своей жене, через несколько недель он оставил ее навсегда. С тех пор супруги живут раздельно, развод никогда не был возможен в силу различных обстоятельств.

В 1878 году он покинул консерваторию и уехал за границу. В то же время Чайковский находился в тесном контакте с Надеждой фон Мек, богатым поклонником его музыки. Она вела с ним переписку, поддерживала его финансово и морально.

Во время двухлетнего пребывания в Италии и Швейцарии появились новые великолепные произведения Чайковского — опера «Евгений Онегин», Четвертая симфония.

В мае 1878 года Чайковский внес свой вклад в детскую музыку — он написал для детей сборник пьес под названием «Детский альбом».

При материальной поддержке Надежды фон Мекк композитор совершил большое путешествие. С 1881 по 1888 год он написал много работ. В частности, вальсы, симфонии, увертюры и сюиты.

Наконец, в биографии Чайковского отмечен спокойный период творчества, в течение которого автор сам мог дирижировать на концертах.

За годы творчества Пётр Ильич Чайковский написал

  1. 10 опер, в том числе «Кузнец Вакула» («Черевички»), «Евгений Онегин», «Мазепа», «Чародейка». «Пиковая дама», «Иоланта» и др.
  2. 3 балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»,
  3. музыку к весенней сказке А. Островского «Снегурочка»,
  4. 6 симфоний и программную симфонию «Манфред».
  5. одночастные симфонические произведения: увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» и «Гамлет»;
  6. фантазии «Буря», «Франческа да Риминн», «Итальянское каприччио»,
  7. Серенада для струнного оркестра,
  8. 3 симфонические сюиты,
  9. «Моцартиана» (4-я сюита),
  10. 3 концерта для фортепиано с оркестром,
  11. Концерт для скрипки с оркестром,
  12. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром,
  13. 3 струнных квартета,
  14. фортепианное трио «Памяти великого художника»,
  15. струнный секстет «Воспоминание о Флоренции»,
  16. свыше 100 фортепианных пьес, в том числе: цикл «Времена года», «Детский альбом», 2 сонаты, вальсы, мазурки, скерцо, 100 романсов и др.

Смерть и слухи о самоубийстве

Ещё в 1891 году, находясь в США и восторгаясь «тамошним» к нему вниманием и восторгом публики, Чайковский отмечает в своём дневнике «какую-то стариковскую расхлябанность» и непривычную усталость. Даже местная пресса называет его человеком «лет шестидесяти», и ему приходится оправдываться перед публикой, напоминая свой реальный возраст

Та же необычная усталость отмечается им и в следующем году.

Вечером 20 октября (1 ноября) 1893 года совершенно здоровый Чайковский посетил элитный петербургский ресторан Лейнера на углу Невского проспекта и набережной Мойки, где пробыл примерно до двух часов ночи. Во время одного из заказов он потребовал принести ему холодной воды. Несмотря на неблагоприятную эпидемиологическую ситуацию в городе из-за холеры, Чайковскому подали некипячёную воду, которую он и выпил. Утром 21 октября (2 ноября) композитор почувствовал себя плохо и вызвал врача, который установил диагноз холеры. Болезнь протекала тяжело, и Чайковский скончался в 3 часа пополуночи 25 октября (6 ноября) от холеры «неожиданно и безвременно» в квартире своего брата Модеста, в доме № 13 на Малой Морской улице. Распоряжение похоронами, с Высочайшего соизволения императора, было возложено на дирекцию Императорских театров, что явилось «примером единственным и вполне исключительным».

Вынос тела и погребение состоялись 28 октября (9 ноября); все расходы на погребение император Александр III повелел покрыть «из Собственых сумм Его Величества». Отпевание в Казанском соборе совершил епископ Нарвский Никандр (Молчанов); пел хор певчих Казанского собора и хор Императорской русской оперы; «стены собора не могли вместить всех желавших помолиться за упокой души Петра Ильича». В похоронах принимали участие два члена императорской фамилии:  принц Александр Ольденбургский (попечитель Училища правоведения) и великий князь Константин Константинович. Похоронен в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств.

После смерти Чайковского возник слух о его «скрытом самоубийстве», якобы в страхе перед преследованием за гомосексуализм. Н. Н. Берберова отмечает распространение этих слухов в эмиграции, причём считает, что их распространяло потомство Н. А. Римского-Корсакова. Она же приводит мнение присутствовавшего при смерти Чайковского В. Н. Аргутинского-Долгорукого, который приписывает этот слух мести девиц Пургольд (то есть Н. Н. Римской-Корсаковой и её сестры певицы А. Н. Молас) за провал их планов выйти замуж за Чайковского . В 1980-х годах легенду поддержали публикации эмигрировавшей в США советского музыковеда А. А. Орловой, ссылавшейся на сведения, слышанные от людей старшего поколения. Согласно легенде, Чайковский якобы выпил мышьяк (симптомы отравления которым схожи с холерными) по приговору «суда чести» своих однокашников по Училищу правоведения, которые возмутились его домогательствами к малолетнему племяннику близкого к царю графа Стенбок-Фермора, что спровоцировало жалобу царю, и потребовали от него покончить с собой во имя чести Училища во избежание публичного скандала и уголовного наказания. Эту легенду специально разобрал и опроверг сотрудник Йельского университета Александр Познанский. Он опровергает легенду как подробно известной хронологией последних дней Чайковского, так и теми соображениями, что на гомосексуализм в российских верхах смотрели в высшей степени снисходительно (тем более что гомосексуалами были и некоторые члены императорской фамилии), а Училище правоведения, выпускники которого якобы возмутились гомосексуализмом Чайковского, было широко известно своими гомосексуальными нравами.

Н. Н. Берберова считает, что сюжет легенды, согласно которой скандал разразился из-за знакомства Чайковского на пароходе с 13-летним племянником графа Стенбок-Фермора, воспроизводит реально наделавшую шуму историю дружбы Чайковского (именно на пароходе) с 14-летним Володей Склифосовским (сыном известного хирурга) в апреле 1889 года.

Оркестровая музыка Чайковского

Очень редко произведения Чайковского в оркестровке содержат видовые инструменты в качестве колористических; они в его оркестре предназначены, в основном, для насыщения звучания всей группы. Композитор предпочитает чистые тембры, редко смешивая их; трактует инструменты согласно их мелодико-психологической природе.

Именно поэтому, начиная со второй половины ХІХ в., развитие оркестровки в русской музыке двигалось двумя путями:

  • Лирико-психологическая трактовка групп инструментов (П.Чайковский);
  • Виртуозно-колористическая (Н.Римский-Корсаков).

Так, например, английский рожок для Петра Ильича  являлся не столько тембром, воплощающим мир востока, сколько – выражающим скорбные переживания; любовная лирика была связана, как правило, с тембром кларнета, тромбоны же и трубы – с олицетворением образа рока.

Тематика произведений П.И.Чайковского

Музыка композитора содержит как весьма короткие, лаконичные темы, темы-символы, так и развернутые во времени мелодии широкого дыхания;

 часто интонационная основа тем внутренне конфликтна: отдельные интонации могут быть отделены от темы, получая самостоятельное развитие (мотивное вычленение). В основном, этот прием обусловлен драматической природой музыки, предполагающей интенсивность и динамику сквозного развития.

В области сонатной формы (традиционно – первая часть 4-частного симфонического цикла, очень часто – и финала) Чайковский совершает ряд открытий, среди которых:

  •  особая смысловая роль темы вступления;
  • перетекание разработки темы в зону репризы;
  • отсутствие главной тональности в начале репризы;
  • особая роль коды, где зачастую происходит тематическое преобразование.

В этом отношении композитор открывает принципы симфонической драматургии конца ХІХ – начала ХХ века.

Личная жизнь

Творчество Чайковского сопровождал успех, чего нельзя было сказать о его личной жизни. Он совершил безрассудный поступок и женился на девушке, совершенно чуждой ему по духу, далекой от его музыки. Он и сам не знал, зачем это сделал. Начались новые переживания. Спасаясь от жены, он уехал за границу, потом ушел из консерватории. Он искал путь к самому себе. И не находил.

В 1876 году у Чайковского началась переписка с еще одной странной женщиной — богатой меценаткой Надеждой Филаретовной фон Мекк, вдовой, матерью 18 детей, старше его на 10 лет. Она поощряла творчество композитора, материально поддерживала, но они ни разу не встретились, хотя оба жили в Москве.

Это интересно: 2302,КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОПЕТРОВСКОГО ПЕРИОДА

ОЧЕНЬ КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ ПЕТРА ИЛЬИЧА ЧАЙКОВСКОГО СРОЧНО МНОГО БАЛЛОВ!

Биография ЧайковскогоПетр Ильич Чайковский (1840-1893) – знаменитый русский композитор, дирижер. Один из величайших композиторов мира, автор более 80 музыкальных произведений.Ранние годы Родился Петр Ильич Чайковский 25 апреля (7 мая) 1840 года в городе Воткинск в многодетной семье инженера. В доме Чайковского часто звучала музыка. Его родители увлекались игрой на фортепиано, органе.

В биографии Чайковского важно отметить, что уже в возрасте пяти лет он уже умел играть на фортепиано, еще через три года превосходно играл по нотам. В 1849 году семья Чайковских переехала в Алапаевск, а затем в Санкт-Петербург

Обучение

Первоначальное образование Чайковским было получено дома. Затем Петр два года занимался в пансионе, после чего – в училище правоведения Петербурга. Творчество Чайковского в этот период проявлялось в факультативных занятиях музыкой. Смерть матери в 1862 году сильно повлияла на ранимого ребенка. После окончания училища в 1859 году Петр стал служить в Департаменте юстиции.

В свободное время часто посещал оперный театр, особенно сильное впечатление на него оказали постановки опер Моцарта и Глинки.

Проявив склонность к сочинению музыки, Чайковский становится студентом консерватории Петербурга. Дальнейшие занятия в жизни Петра Ильича у великолепных преподавателей Н. Зарембы, А. Рубинштейна во многом помогли формированию музыкальной личности. После окончания консерватории композитор Чайковский был приглашен Николаем Рубинштейном (братом преподавателя) в Московскую консерваторию на должность профессора.

Творческая и личная жизнь

Многие концерты Чайковского были написаны во время работы в консерватории. Опера «Ундина»(1869) не была поставлена, автор уничтожил ее. Лишь небольшая часть ее позже была представлена как балет Чайковского «Лебединое озеро».

Стоит кратко отметить, что в 1877 году, чтобы избавиться от сплетен о своей нетрадиционной ориентации, Чайковский решил жениться на студентке консерватории Антонине Милюковой. Не испытывая к жене чувств, спустя несколько недель, он навсегда уехал от нее. С тех пор супруги жили раздельно, они так и не смогли развестись в силу различных обстоятельств.

В 1878 году он покидает консерваторию и уезжает заграницу. В то же время Чайковский близко общается с Надеждой фон Мекк – богатой поклонницей его музыки. Она ведет с ним переписку, поддерживает его материально и морально.

За двухлетнее время проживания в Италии, Швейцарии появляются новые великолепные произведения Чайковского – опера «Евгений Онегин», Четвертая симфония.

В мае 1878 года Чайковский делает вклад в детскую музыкальную литературу – пишет сборник пьес для детей под названием «Детский альбом».

После материальной помощи Надежды фон Мекк, композитор много путешествует. С 1881 по 1888 года им было написано множество произведений. В частности, вальсы, симфонии, увертюры, сюиты.

Наконец в биографии Петра Чайковского установился спокойный творческий период, тогда же автор сам смог дирижировать на концертах.

Смерть и наследие

Умер Чайковский в Петербурге 25 октября (6 ноября) 1893 от холеры. Его похоронили в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

Именем великого композитора названы улицы, консерватории в Москве и Киеве, а также прочие музыкальные учреждения (институты, колледжи, училища школы) во многих городах бывшего СССР. В его честь установлены памятники, его именем назван театр и концертный зал, симфонический оркестр и международный музыкальный конкурс.

События из жизни

  1. В 1848 году жизнь Чайковских резко изменилась: отец получил отставку, и семейство перебралось сначала в Алапаевск, а затем и в столицу – Санкт-Петербург. В ноябре старшие сыновья Николай и Пётр были отправлены в пансион Шмеллинга. В этот период музыкой с детьми занимался учитель Филлипов. Мальчики впервые побывали в театре, где симфонический оркестр произвёл огромное впечатление на Петра.
  2. В 1852 году Пётр сдал экзамен и поступил в Петербургское императорское училище правоведения. Родители прочили ему карьеру блестящего юриста, но он не оставлял занятия музыкой, пусть и факультативно. Периодически бывая в театре, он восхищался операми Глинки, которого ценил как лучшего русского композитора, сравнимого по таланту только с Моцартом.
  3. В 1854 году в семье Чайковских случилась трагедия. Любимая мать шестерых детей скончалась от холеры. В день её похорон заболел и отец, но после тяжёлой болезни смог выжить. Утрата матери стала тяжёлым ударом для Петра.
  4. С 1855 по 1858 год Пётр учился игре на фортепиано у немецкого педагога, пианиста Рудольфа Кундингера. Как писал сам будущий композитор в своих воспоминаниях, в тот период он достиг большого прогресса в обучении. Его учитель даже брал его с собой играть на концртах в четыре руки.
  5. В мае 1859 года Пётр Ильич оканчивает училище правоведения и получает чин титулярного советника. В его аттестате только отличные, очень хорошие и хорошие отметки. В честь 50-летнего юбилея училища Пётр даже сочинил два произведения: «Правоведческий марш» и «Правоведческую песнь». Вторая была написана на его собственные стихи. Но он не пожелал присутствовать при исполнении собственных творений, и они были исполнены без него.
  6. С 1859 года Чайковский поступает на службу в Министерство юстиции. Свободное от службы время молодой человек посвящает развлечениям и посещению оперы, предпочитая итальянскую.
  7. В 1861 Петру подворачивается случай в качестве переводчика впервые съездить за границу. Эта поездка даёт ему возможность посетить семь европейских городов, в том числе столиц, за три месяца. Несомненно, это расширило его знакомство с европейской культурой, языками, искусством, что впоследствии оказало влияние на творчество композитора.
  8. В том же году отец юноши, который не оставлял мысли дать сыну музыкальное образование, обратился к пианисту Кундингеру с вопросом о таланте Петра. Ответ музыканта не оставлял надежды: Пётр не проявляет способностей к музыке, да и учить его уже поздно, ведь ему скоро 21 год.
  9. Тем не менее, осенью 1861 года Пётр поступает в Петербургскую консерваторию, где становится вскоре лучшим студентом по классу композиции. Спустя два года обучения по требованию своего педагога Антона Рубинштейна оставил службу, чтобы целиком посвятить себя музыке. Потеряв жалование, Чайковский оказывается материально очень стеснённым, но всё же заканчивает своё музыкальное образование.
  10. В 1865 году композитор не является на исполнение своей дипломной работы, кантаты «К радости». Это произведение получило весьма посредственные оценки критиков, назвавших Чайковского «слабым».
  11. В 1866 году брат преподавателя Чайковского, Антона Рубинштейна, Николай предлагает молодому композитору место в Московской консерватории, и тот переезжает в Москву. Поселившись на Моховой улице, Пётр Ильич начинает свою педагогическую деятельность.
  12. 1870-е годы становятся важнейшим периодом в становлении Чайковского как композитора. В это время он создаёт большое количество произведений, знакомится с представителями русской и зарубежной музыкальной общественности, посещает Европу, выступает как музыкальный критик.
  13. К 1880 году Пётр Ильич Чайковский – зрелый композитор, автор прославленных произведений, ставших величайшими классическими образцами русской музыки. Император награждает Чайковского Орденом Святого Владимира четвёртой степени за его заслуги.
  14. С 1879 по 1893 годы Чайковский купается в мировой славе. Он посещает Европу, Америку, и везде в своих турне посещает оперные театры, слушает музыку и играет её, знакомится с величайшими музыкантами-современниками.
  15. Вернувшись из-за границы, Пётр Ильич поселяется в окрестностях подмосковного Клина. Здесь он отдыхает душой, занимается музыкой, гуляет, думает. Клин композитор называет в письмах своим «убежищем».
  16. 1 ноября 1893 года композитор побывал в модном столичном ресторане Лейнера на углу Мойки и Невского проспекта. На просьбу принести ему воды Пётр Ильич получил стакан некипячёной воды, хотя в то время в Петербурге свирепствовала холера. Эта болезнь и убила гения русской музыки 6 ноября.

Композитор Петр Чайковский

«Стеклянный ребенок» и воспитанник училища правоведения

Петр Чайковский в юности. Фотография: biographe.ru


Семья Чайковских. Слева направо: Петр Чайковский в возрасте 8 лет, его мать Александра Андреевна, сестра Александра (опирается о колени матери), сводная сестра Зинаида, старший брат Николай, младший брат Ипполит, сидящий на коленях у отца — Ильи Петровича Чайковского. 1848. Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И. Чайковского, Клин, Московская область

Петр Чайковский в юности. Фотография: classicalmusicnews.ru

Петр Чайковский родился 7 мая 1840 года в дворянской семье в Воткинске Вятской губернии. Отец будущего композитора, горный инженер Илья Чайковский, был директором местного завода, а мать Александра Ассиер — пианисткой. Кроме Петра в семье Чайковских было еще четверо детей. Для их воспитания родители выписали из Петербурга гувернантку — француженку Фанни Дюрбах. Учился Петр Чайковский хорошо, его любимыми предметами были история и литература.

Еще в детстве Петр Чайковский начал сочинять стихи, а затем увлекся музыкой. Чтобы развить способности будущего композитора, родители наняли ему учительницу — бывшую крепостную Марию Пальчикову. Вскоре Чайковский начал на слух подбирать пьесы и романсы, которые играли у него дома. Его брат Модест Чайковский вспоминал: «Когда ему запрещали быть у инструмента, продолжал на чем попало перебирать пальцами. Однажды, увлекшись этим немым бренчанием на стекле оконной рамы, он так разошелся, что разбил его и очень сильно ранил себе руку» .

В 1848 году отец композитора Илья Чайковский вышел в отставку и вместе с семьей переехал в Москву, а затем в Петербург. Там Петра Чайковского отдали в Императорское училище правоведения — родители хотели, чтобы он получил юридическое образование. Однако в то же время будущий композитор продолжил заниматься музыкой. Вместе с матерью Чайковский часто бывал на балетах и операх в петербургском Большом театре и Мариинке.

В училище Чайковский познакомился и подружился с поэтом Алексеем Апухтиным. Вместе они издавали журнал «Училищный вестник», где публиковали свои стихи и статьи. Будущий композитор много читал — выписывал журнал «Современник», покупал книги Александра Пушкина, Александра Грибоедова и Михаила Лермонтова. Кроме того, в училище он занимался в хоре. Когда преподававший там Гавриил Ломакин болел, его заменял Чайковский и проводил для своих одноклассников уроки музыки. В то же время отец нанял будущему композитору нового педагога — профессионального пианиста Рудольфа Кюндингера. Чайковский вспоминал: «Каждое воскресенье я проводил с ним час и делал быстрый прогресс в игре на фортепиано» . С Кюндингером он занимался около трех лет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Росспектр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: