Доклад резьба по дереву 6 класс сообщение

Мастерская начинающего резчика

Рабочий стол и тиски — самое минимальное, что должно быть. Резка по дереву всегда делилась на два направления:

  • то, что нужно всегда;
  • то, чем восхищаются вокруг.

Опытный резчик может вырезать шедевр на коленках одним богородским ножом, находясь в лесу, совершенно неожиданно для самого себя, на удивление другим. Но его мастерская будет заполнена сотней инструментов для работы по дереву.

Далеко не всегда он будет знать, как называется инструмент для резьбы по дереву, но он всегда будет знать, как им пользоваться, он будет помнить, когда он его изготовил и ради какой задачи.

Изготовление бочек — это не резьба по дереву. Это насущная необходимость. Общепринятые названия инструмента здесь:

  • столярный верстак;
  • фуганок;
  • струг, скобель;
  • зажимы для сборки остова;
  • уторник и т. д.

Всего не запомнишь и многое не поймешь. Сделать бочку — это не вырезать фигурку. Однако заглянуть в мастерскую бондаря или познакомиться с бондарным ремеслом для начинающего резчика будет крайне полезно.

Есть две вещи, на которые следует обратить особое внимание: верстак и инструменты для создания плавных форм. Эти моменты редко упоминаются в рекомендациях для начинающего резчика, но, прежде чем говорить о резьбе по дереву и какой инструмент для этого нужен, следует поговорить о рабочем месте и рабочей поверхности

Рабочее место — это комфорт для мастера

Начинающий или профессионал — не важно. Рабочее место должно быть комфортным, а инструмент доступным

Рабочая поверхность — это не заготовка, это уже фигурка или изделие в сознании мастера. Просто нужно убрать все лишнее.

Бондарное дело располагает очень удобными технологиями и инструментами, которые упрощают работу резчика. «Грубый» бондарь и его изделия с гладкими поверхностями — хороший фундамент для тонкой и качественной резки.

Какой бы ни была резка — бытовой или художественной, — это творческий процесс, а любой творческий процесс основывается на знаниях и умениях. Виртуозное владение богородским ножом прекрасно дополнит знание, каким инструментом можно быстро подготовить заготовку к работе, снять с нее все лишнее и ускорить процесс.

Из истории художественной обработки древесины

      Художественная обработка древесины — один из самых древних видов народного декоративного искусства. Изготавливая из древесины многие предметы быта, люди старались сделать их красивыми, радующими глаз. Наиболее древним способом украшения изделий из древесины считается резьба по дереву. Резьбой украшали дома (рис. 1), посуду, мебель, корабли, музыкальные инструменты, колыбели для младенцев, из дерева вырезали игрушки, сувениры и др.

       В России наибольшее развитие получила резьба по дереву в конце XIX — начале XX века в деревнях Абрамцево и Кудрино.

    

Рис. 1. Украшение дома резными деревянными изделиями

       Для абрамцево-кудринской техники характерно сочетание растительных мотивов (побеги деревьев, гирлянды из листьев, ветвей, цветов, ягод) с изображениями птиц, рыб, зверей, всадников. В этой технике создаются декоративные изделия: солонки, лоточки, черпачки, ковшики, сухарницы, конфетницы, блюда, вазы и т. д.

 

Рис. 2. Убранство домов с художественным оформлением из древесины

      В настоящее время резьба применяется в убранстве домов (рис. 2): для украшения лестниц, дверей и окон садовых домиков, дачных беседок, детских площадок; при изготовлении домашней утвари: шкатулок, вазочек, подсвечников и др.; кухонных принадлежностей: хлебниц, посуды, разделочных досок, подставок и др. (рис. 3).

Рис. 3. Предметы домашнего обихода с резьбой

Виды резьбы по дереву

Меры предосторожности во время работы

Работа с деревом бывает травматичной, поэтому позаботьтесь о собственной безопасности.

  1. Верстак или рабочий стол должен быть устойчив, чтобы в самый ответственный момент не стал раскачиваться.
  2. Острые инструменты ни в коем случае нельзя направлять на себя. Держите их в направлении от себя или параллельно груди.
  3. Если в процессе вырезания стамески или ножи соскальзывают с дерева – инструменты затупились, заточите лезвия.
  4. При заточке всегда используйте защитные очки.
  5. Проверяйте остроту лезвия не с помощью пальца, а на ненужном бруске.
  6. Все заготовки тщательно закрепляйте крепежными деталями.
  7. Рядом с рабочим местом запрещено курить, зажигать плиту или разводить другой огонь – стружка легко воспламеняется.

При работе с деревом будьте предельно внимательным и ни в коем случае не спешите.

1. История резного дела в России

Царское место в Успенском соборе.

В России резьба по дереву называлась резным делом. Рисунок — ознамёнка, употреблялись также слова: вызорочье, узорочье. Резное дело в народных традициях. Резьба по плоской поверхности в виде косиц и прямей, зубчиков, городцев и киотцев, желобков, звёздок, маковиц, грибков, кляпышей и т. д. Образец этой древней резьбы — царское место в Успенском соборе.

Древние изображения травяных узоров — в византийском стиле. Не ранее XVI века появляется фрящина (фряжские травы) — травяные украшения, заимствованные в Италии.

Во второй половине XVII века в России появилась немецкая резьба, фигурная, с готическими мотивами. В 1660 году этой резьбой была украшена царская столовая, построенная по проекту немецкого архитектора Декенпина. Появились новые инструменты и немецкие названия и термины: гзымьзумбь, шерхебель, шархебень, нашлихтебль и т. д. В резьбе и мебели появились карнисы, гзымзы, шпленгери, кракштыны (кронштейн), фрамуги, каптели, цыротные травы, фруфты и т. д. Мастера начали изготовлять резьбу по немецким мастерским лицевым книгам — то есть по образцам и рисункам.

Рези расписывались яркими красками, иногда покрывались сусальным золотом.

4. Плосковыемчатая резьба

Cкульптурная резьба

Плосковыемчатая резьба характерна тем, что её основой служит плоский фон, а элементы резьбы углубляются в него, то есть нижний уровень резных элементов лежит ниже уровня фона. Выделяют несколько подвидов такой резьбы:

  • контурная резьба — самая простая, единственным её элементом является канавка. Такие канавки-желобки и создают рисунок на плоском фоне. В зависимости от выбранной стамески канавка может быть полукруглой или треугольной. Полукруглая прорезается полукруглой стамеской, а треугольная — резцом-уголком, угловой стамеской или обыкновенным ножом в два приёма.
  • скобчатая (ногтевидная) резьба — основным элементом является скобка (внешне похожа на след, оставляемый ногтем при надавливании на любой мягкий материал, отсюда и пошло название ногтевидная) — полукруглая насечка на плоском фоне. Делается такая насечка полукруглой стамеской в два приёма: сначала стамеску углубляют в дерево перпендикулярно поверхности, а затем под углом на некотором расстоянии от первого надреза. В результате получается так называемая скобка. Множество таких скобок разных размеров и направлений и создаёт рисунок или его отдельные элементы.
  • геометрическая (трёхгранная, трёхгранновыемчатая) резьба — имеет два основных элемента: колышек и пирамиду (заглубленная внутрь трёхгранная пирамидка). Выполняется резьба в два этапа: наколка и подрезка. Сначала резцом накалывают (намечают) сектора, которые необходимо срезать, а затем подрезают их. Выполняют все элементы ножом-косяком. Многократное использование пирамид и колышком на разных расстояниях и под разными углами даёт великое множество геометрических фигур, среди которых различают: ромбы, витейки, соты, цепочки, сияния и т. д.
  • чернолаковая резьба — фоном служит плоская поверхность покрытая чёрным лаком или краской. Как в контурной резьбе прорезаются канавки на фоне, из которых и строится рисунок. различная глубина канавок и их разный профиль дают интересную игру светотени и контраста чёрного фона и светлых прорезанных канавок.

Резьба по дереву в разных культурах

Техники и традиции резьбы по дереву разнятся от культуры к культуре. В узорах отражаются те или иные уникальные национальные традиции. Например, индийские или африканские образцы резьбы по дереву имеют свою специфику и не сравнимы с русским зодчеством.

Самым известным традиционным искусством резьбы по дереву считается Dongyang — китайская резьба. Она названа в честь одноименного города. В Dongyang используются традиционные китайские символы (например, звезды или шестиугольники; драконы, бабочки, бамбук), изображаемые запутанной многослойной резьбой. Резьбу по-другому называют «белый лес», отсылаясь к стремлению местных мастеров показать всю естественную красоту древесины.

В Индии резьбу по дереву можно увидеть практически повсеместно: в храмах, на дверях, на предметах мебели. Традиционными для индийского резного дела элементами являются цветочные узоры и изображение различных животных. Отличительной черной индийских техник является создание панелей, используемых для отделки стен и потолка. Сборка этих панелей осуществлялась без использования крепежа, чтобы не нарушался единый геометрический орнамент.

Используют резьбу по дереву и в исламе. Часто произведения искусных резчиков можно найти на мечетях.

Декоративное искусство в детском саду

Искусство народных мастеров является достоянием не только для взрослых

Оно важно и детям, которые могут увлеченно играть и с матрёшками из дерева, и с глиняными игрушками кировских умельцев. Искусство народа пробуждает у ребят интерес оригинальностью замыслов, образностью и красочностью

Оно понятно детям, так как содержание его является простым и лаконичным, но в то же время открывает перед ребёнком красоты мира, окружающего его. Здесь и полюбившиеся сказочные образы животных, которые выполнены из глины или дерева, и орнаменты с цветами, ягодами и листьями, не раз виденными в жизни. Мастера, занимающиеся изготовлением глиняной игрушки, зачастую расписывают свои произведения орнаментом из геометрических фигур: полосками, кольцами, кругами. Эти рисунки также находят понимание у малышей. Все глиняные и деревянные изделия в детских садах являются не только украшением интерьера. Руководимые опытным педагогом, ребята внимательно к ним присматриваются, занимаясь их рисованием и лепкой на основе образцов народных изделий.

Народное декоративное искусство в детском саду входит в жизнь малышей, доставляя им радость, расширяя кругозор, оказывая положительное влияние на художественный вкус. В дошкольных образовательных учреждениях должно быть достаточное количество изделий народных промыслов. Это позволяет украшать интерьеры групп, обновляя их через некоторое время. Художественные изделия показываются детям, когда ведутся беседы о народных умельцах. Все подобные предметы нужно хранить в шкафах кабинета педагогики. Они должны постоянно пополняться и распределяться по промыслам. Младшим детям нужно приобретать игрушки-забавы, точеные деревянные игрушки. Ребятам средней группы лучше подойдут филимоновские и каргопольские. Детям старших групп доступны все виды народных игрушек, включая глиняные и деревянные.

Декоративная лепка в условиях детского сада предусматривает создание детьми посуды, различных фигурок на темы народных игрушек. Помимо этого дети могут изготавливать украшения небольшого размера для кукол, сувениры для мам, бабушек и сестер к празднику 8 Марта.

Под воздействием занятий с предметами народных промыслов дети более глубоко и заинтересованно относятся к иллюстрациям на темы русских народных сказок. Народные игрушки богатством своей тематики подстегивают воображение ребёнка во время занятий лепкой, делая богаче его знания о мире, который его окружает. Занятия с применением в качестве иллюстраций предметов народного творчества дают возможность развивать ум малышей.

Однако положительный эффект от этого достигается лишь в том случае, если детей планомерно и систематически знакомят с предметами декоративно-прикладного искусства. На основе полученных знаний они создают своими руками декоративные работы. Им предлагается воспроизвести произведение народного декоративного искусства (любое). Фото, если нет в наличии самого произведения, поможет ребенку представить, что он будет рисовать или лепить.

Желание детей заниматься созданием красивых предметов в значительной степени определяется вниманием самого воспитателя к этим вопросам. Он должен иметь информацию о народных промыслах, быть осведомленным об истории их появления

Если педагог знает, к какому народному промыслу можно отнести ту или иную игрушку, и умеет интересно рассказать о мастерах, делающих эти игрушки, детям будет интересно, и у них появится желание заниматься творчеством.

Какой бывает резьба по дереву?

Геометрическая

Это такой вид резьбы, при которой узор формируется посредством создания множества простых геометрических форм (обычно используется ромб). Это самая простая резьба, с которой стоит начинать новичкам. Тем не менее при аккуратной работе и использовании интересных сочетаний изделие может выглядеть очень эффектно и красиво. Для геометрической резьбы по дереву большое значение имеет симметрия и правильный повтор узоров. Этим достигается гармония света и тени.

Ажурная (сквозная)

Это самая интересная и красивая резьба, при которой остается только изображение, без фона. С ее помощью можно делать великолепные украшения для дома, игрушки на елку, отдельные элементы для декора. Привлекательность такой резьбе придает ее некая прозрачность, воздушность и «невесомость».

Восточная

Такая резьба отличается причудливостью, оригинальностью и многообразием форм. Впервые она появилась в Египте, а оттуда распространилась по всему миру.

Скульптурная

Идеально подходит для изготовления скульптур животных, людей, разнообразных игрушек и фигурок.

Существует множество видов резьбы, и каждый человек может найти себе способ по вкусу. Главное – не бояться экспериментировать и продолжать искать собственный стиль. Тогда ваши работы будут поистине уникальными и интересными.

Процесс резьбы по дереву относительно непростой и имеет четкую последовательность исполнения:

  • приобретите или сделайте самостоятельно заготовку из дерева (это может быть доска, колода, болванка).
  • используя рубанок, выровняйте поверхность заготовки, уберите все дефекты и шероховатости.
  • специальными резцами сформируйте декоративный рельеф, придерживаясь заранее выбранного типа резьбы по дереву. Также можно совмещать различные способы выпиливания рельефа — тогда изделие будет смотреться оригинально.
  • после завершения основной резьбы приступайте к финишной обработке, которая включает в себя шлифовку, пропитку, покраску и лакировку. Ваше изделие готово!

Итак, резьба по дереву – это довольно необычный вид хобби, которому непременно нужно учиться. Но если вы действительно заинтересуетесь таким рукоделием, оно увлечет вас надолго и даже может превратиться из хобби в дело всей жизни. Это занятие прекрасно подходит для женщин в декрете, ведь оно точно скрасит рутинные будни, не даст заскучать и наполнит жизнь креативом.

И резьба по дереву – отличное времяпрепровождение в свободное от домашних дел время.

Резьба лобзиком

Одним из удобных видов работы с деревом является резьба по дереву лобзиком по шаблону, фото которой можно найти ниже. С этим инструментом художественное выпиливание превращается в интереснейшее занятие, результатом которого становится оригинальная деталь интерьера. Даже небольшие украшения для двери значительно преобразят ее внешний вид. Стоит заметить, что для такой работы плоскорельефная резьба при помощи лобзика подходит идеально.

Творческая работа способна прекрасно поднять настроение, хорошие результаты будут поводом для гордости мастера, что нередко подталкивает к совершению новых подвигов, уже более внушительных. При этом именно с лобзика специалисты рекомендуют начинать тренировки новичкам. Немного усилий и времени, и руки сами поймут, какой захват будет самым удобным для качественного выпиливания.

При работе с лобзиком важна плавность. Все движения мастера должны быть медленными, без резких движений, чтобы не допустить перекосов и не испортить материал. В тех местах, где линия должна поворачивать, стоит перевернуть саму заготовку, а не инструмент, что позволит добиться равномерности. По кромке резов обязательно останутся неровные края, от которых нужно избавиться. В этом помогут такие инструменты, как напильник, надфиль и наждачная бумага.

Чаще всего при помощи лобзика выпиливают на ровной деревянной поверхности сложные декоративные узоры с повторяющимися элементами. Они могут быть даже в виде сетки с узорами правильной геометрической формы. Нередко виртуозы резьбы по дереву создают изделия с изображением животных, растительных орнаментов либо птиц. Все это смотрится шикарно и способно украсить любой интерьер.

История появления

Дерево по праву можно считать одним из самых древних материалов, используемых человеком. Еще на заре времен люди поняли насколько легкодоступной и простой может быть работа с ним. Древесина широко использовалась не только в строительстве, но и в декоративном творчестве.

Искусство резьбы тесно связано с отдельным видом архитектуры — деревянным зодчеством. Люди никогда не подавляли свое внутреннее желание окружить себя красивыми вещами. Это стремление к красоте часто становилось толчком для развития искусства в различных направлениях.

Карвинг не является исключением. Как это обычно бывает, лучшие вещи сначала клали на алтари божествам, которым поклонялись в то время. Самым ранним примером резьбы по дереву считается идол Шигира. Он был найден во время раскопок под Екатеринбургом. Изделие представляет собой фигурно вырезанную колонну с тематическими рисунками на поверхности.

Ученые предполагают, что идол был создан в середине 8 века. Колонна была изготовлена из лиственницы (вопреки распространенному заблуждению о дубе). Помимо идола из Шигира, есть и более поздние находки, украшенные резными элементами, но техника этих мастеров была примитивной и грубой. Современный человек назвал бы их скорее оригинальными, чем красивыми. На это повлияло использование плохих инструментов, которыми пользовались мастера того времени.

Теперь мы совершим большой скачок почти на десять веков и вернемся в 16 век, когда начали появляться первые скульптурные изделия. Из сферы ритуалов и язычества резьба по дереву постепенно перешла в повседневную жизнь.

Причудливые узоры стали украшать скромную мебель и деревянные сосуды. Техника стала более совершенной благодаря расширению набора специальных инструментов, которые начали использовать мастера. Помимо обычной древесины, использовались даже корни деревьев и лопух (разновидность придатка). Их причудливая и неправильная форма вызывала абстрактные ассоциации и вдохновляла скульпторов на создание оригинальных, асимметричных предметов быта.

Артель массово украшала церкви, соборы, дворцы и дома богатых горожан. Большинство предметов домашней утвари (от сундуков до ложек) были покрыты декоративными узорами. Поскольку даже средний класс стремился украшать свои дома, возникло отдельное направление, называемое домовой резьбой.

Многие резьбы сохранились до наших дней. Большинство из них стали официальными памятниками искусства. Параллельно с домовой резьбой появилась более сложная техника — объемная резьба. Рельефные орнаменты требовали от резчиков большого мастерства, но эффект того стоил. Они вырезали сундуки, стулья, игрушки, подставки, пряничные доски (аналоги подносов), ложки, табакерки, шкатулки, спинки кроватей, ленты и ставни. Хотя всего несколько десятилетий назад этот вид искусства находился в упадке, традиции древнерусской резьбы по дереву постепенно возрождаются. Не зря говорят, что все новое просто хорошо забывается.

  • Сочинение на каком транспорте я люблю путешествовать

      

  • Написать сочинение используя суффиксы еньк оньк его повод

      

  • Сочинение про монстер хай

      

  • Сочинение про зубы на английском

      

  • Какова роль судебной практики в сфере социального обеспечения сочинение

Подходящие для детского творчества занятия

Декоративно-прикладное творчество для детей включает в себя вышивание и вязание, выжигание по дереву и ткани, бисероплетение и макраме, а также многое другое. Существует большое количество кружков, в которых проводят обучение этим и прочим видам изобразительного искусства. Кроме того, этим занимаются в школьных классах на уроках технологии и изо. Занятие в этом роде можно придумать и самым маленьким. Например, в группах детского сада активно осваивают аппликации и лепку.

Вышивание и вязание

Из разнообразных видов рукоделия одним из самых известных является вышивание. Процесс украшения ткани узорами или целыми картинами увлекает и успокаивает. Для работы обычно достаточно самых простых и дешёвых материалов — ткани, иглы с ниткой, ножниц и пялец для удобства и ровного натяжения основы.

Вышивают чаще всего крестиком или бисером. Но существуют и менее распространённые техники, как, например, вышивка гладью или лентами. Украшенную ткань можно поместить в рамку и использовать как картину или превратить в декоративную салфетку. Также распространено вышивание на одежде. Даже самую обычную футболку можно превратить в уникальную дизайнерскую вещь.

Вязание — не менее интересный вид рукоделия. Вяжут обычно с помощью следующих несложных инструментов:

  • крючок;
  • спицы;
  • игла;
  • вилка (толстая согнутая проволока).

Выжигание по дереву и ткани

Пирография по дереву — отличный метод создания необычных картин. Сам термин буквально расшифровывается как рисование огнём. Это прекрасный способ привлечь детей. Мастера, который занимается выжиганием, называют пирографистом, а прибор, с помощью которого он работает, — пирографом. В составе этого устройства горячей гравировки обязательно присутствует один из следующих элементов:

  • Раскалённая игла — самый распространённый вариант, с помощью которого на древесину и наносится рисунок.
  • Духовая горелка есть в приборах для работы в технике новосибирской тоновой пирографии. Она позволяет пользоваться огнём как кистью.
  • Собирающая линза работает лишь в ясную погоду. Когда в неё фокусируются солнечные лучи, на обрабатываемой поверхности появляется яркое пятно. Двигая линзу, можно проводить линии. Чтобы работа получилась, деталь должна быть не менее 5 см в диаметре. Но нужно помнить, что от размера линзы зависит сила выжигания. Если она будет слишком большая, дерево загорится.

Если пирография производится по ткани, то её называют гильошированием. Для этого рукоделия подходит тот же пирограф, что и для выжигания по дереву. В качестве основы выбираются материалы, плавящиеся при горении и становящиеся клейкими. Такими характеристиками обладают синтетические ткани:

  • искусственный шёлк;
  • атлас;
  • капрон;
  • нейлон;
  • бархат.

Бисероплетение и макраме

Любое плетение заключается в создании жёстких конструкций из изначально мягкого материала. Обычно детям нравится заниматься бисероплетением. Бусины изначально прочные, поэтому удобны в работе. Кроме того, бисер яркий. В его ассортименте множество цветов и эффектов, а, значит, из него получаются красивые поделки и украшения.

Другая интересная техника плетения называется макраме. Она основывается на создании узелков на прочной, но податливой нити. Лучшими материалами для макраме считаются:

  • пеньковая и льняная верёвки;
  • шпагат из бумаги;
  • шёлковая леска;
  • плоская тесьма;
  • сизаль;
  • льняные, хлопчатобумажные, шёлковые или синтетические нити.

И бисероплетение, и макраме считается приёмами полуплетения, поскольку в нём сочетается несколько способов скрепления (наматывание, связывание, перевязывание).

Аппликация и лепка

Картинки, созданные в технике аппликации, отличаются от обычных рисунков и наверняка принесут большую радость малышу в процессе их создания. Для занятия не нужно затрачивать много средств. Обязательно понадобится материал-основа, в качестве которого можно выбрать белую или цветную бумагу. Ещё лучше взять картон, так как он прочнее.

На фон наклеиваются вырезанные из бумаги ткани или кожи элементы. Также можно использовать бисер, кусочки войлока или меха и даже пластилин. В итоге получается объёмное изображение. Такая деятельность развивает умственные и творческие способности ребёнка.

То же касается и поделок из пластилина или глины, получающихся посредством лепки. Занятие развивает мелкую моторику и само по себе является очень увлекательным. С его помощью осваиваются начальные техники создания скульптур. При желании и должном усердии с возрастом ребёнок может научиться создавать самые разнообразные изделия — от маленьких фигурок до монументальных произведений.

Где можно выучиться профессии резчик по дереву

Самый верный способ стать резчиком по дереву — пойти учиться к опытному мастеру, который готов раскрыть секреты этой профессии. В этом случае будущий резчик будет исполнять роль подмастерья, а потом и младшего специалиста. 

Сначала он будет учить выполнять подготовительную работу и наблюдать за трудом опытного коллеги, постепенно сложность его задач будет расти. При этом определить точную продолжительность подобного обучения невозможно, так как ее устанавливает опытный резчик, исходя из своих возможностей и способностей ученика.

Также существуют и специальные курсы для освоения резьбы по дереву. Они могут быть на базе художественных школ и учебных заведений различных категорий. В этом случае будущий мастер сможет предварительно ознакомиться с учебным планом и узнать продолжительность обучения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Росспектр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: