Русская лапта: история и правила игры

Введение

Лапта́ — русская народная командная игра с мячом и битой. Упоминания о лапте встречаются в памятниках древнерусской письменности. Мячи и биты обнаружены в слоях XIV века при раскопках Новгорода. Игра проводится на естественной площадке. Цель игры — ударом биты послать мяч, подбрасываемый игроком команды противника, как можно дальше и пробежать поочерёдно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику «осалить» себя пойманным мячом. За удачные пробежки команде начисляются очки. Выигрывает команда, набравшая больше очков за установленное время. К родственным лаптe видам спорта относятся бейсбол, крикет, песаполо в Финляндии, ойна в Румынии и другие.

Яркую характеристику лапте дал известный русский писатель А. И. Куприн: «Эта народная игра — одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны находчивость, глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твёрдость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места».

При Петре I игру начали применять как средство физической подготовки солдат Семёновского, Преображенского и Шевардинского полков и далее для других воинских подразделений. Ещё в дореволюционной России игра в лапту применялась как средство активного досуга населения различных возрастных групп и как средство физического воспитания детей, подростков, юношей и девушек. При комиссаре просвещения Подвойском русская лапта была включена как средство физической подготовки в войсках Красной Армии. Официальные первенства по русской лапте начали проводится в России в конце 50-х, начале 60-х, затем на некоторое время проведение соревнований было прекращено. 11 ноября 1986 года вышло Постановление Госкомспорта СССР «О развитии бейсбола, софтбола и русской лапты», после чего проведение всероссийских турниров было продолжено. В 1996 году была создана межрегиональная федерация русской лапты, в 2003 году она была преобразована в общероссийскую общественную физкультурно-спортивную организацию — Федерацию русской лапты России объединяющую 46 региональных отделений в субъектах нашей страны. В настоящее время русская лапта получила своё развитие как официальный вид спорта, вошедший в Единую Всероссийскую Спортивную Классификацию и культивируется в более чем 45 регионах Российской Федерации. Проводятся официальные Чемпионаты, Кубки, Первенства России среди разных возрастных групп, всероссийских традиционные детско-юношеские турниры. Соревнования проводятся на открытых травяных и земляных спортивных площадках, так же в спортивных залах и манежах. Создана достаточно хорошая научно-методическая база, имеются официальные правила соревнований, различные методические пособия по технической, тактичес-кой, физической подготовке игроков, методике судейства, по организации проведения соревнований. Федеральным агентством по физической культуре и спорту и Федерацией русской лапты России разработана и утверждена примерная программа по русской лапте для ДЮСШ, готовится к изданию пособие «Технология тренировочного процесса по этапам спортивной подготовки». Русская лапта развивает многие жизненно важные физические качества человека-быстроту, силу, координационные способности, вырабатывает игровое мышление, развивает смекалку, чувство коллективизма и т. д. По техническим элементам это самый естественный и доступный вид спорта по сравнению с другими спортивными играми.

Учащиеся 5-6 класса за одно занятие могут научиться игре в русскую лапту, что не под силу в других игровых видах спорта. И самое главное, в русской лапте не требуется дорогостоящий инвентарь, оборудование и специальная экипировка. Достаточно иметь обычный теннисный мяч, деревянную (самодельную) биту, ровную площадку для игры и желание проявить себя в этом увлекательном российском национальном виде спорта. На сегодняшний день норматив «Мастер спорта России» выполнили более 300 спортсменов активно занимающихся русской лаптой в нашей стране.

Во многих городах и районах сельской местности субъектов РФ открылись отделения по русской лапте в ДЮСШ: в республике Башкортостан, Воронежской, Новгородской, Томской, Челябинской, Тульской, Амурской, Свердловской областях и других регионах.

Правила лапты. Сейчас есть канонический вариант и очень много вариаций

Сейчас лапта в России официально признана видом спорта, у нее есть своя федерация и официальные правила. В самых общих чертах для канонического варианта лапты они следующие.

Игра командная. Русский писатель Александр Куприн в статье о лапте 1916 года объяснял, как идет деление: «Делятся на две партии: верхняя и нижняя (по-московски) или водящая и ловящая (по-петроградски). В верхней начинают слабые игроки».

Если говорить современным языком, то верхняя партия – это команда атакующих, а нижняя – защищающихся.

Для игры в лапту нужна площадка длиной 40-50 метров и шириной 25-40 метров. Она может быть травяной, земляной или с искусственным покрытием, открытой или крытой – значения это не имеет.

Площадка делится на четыре зоны:

1. Город или дом. Там находятся атакующие, которые, в свою очередь, делятся на три группы: подающего, бьющего и просто игроков нападения.

Задача подающего – подкинуть мяч (зачастую берут обычный теннисный). Задача бьющего пробить по нему битой так, чтобы он оказался в игре (об этом чуть ниже). Остальные игроки сосредоточены на том, чтобы совершить перебежку – пробежать площадку из одного конца в другой.

2. Штрафная зона. Она находится рядом с городом, и это часть площадки, удар мячом в которую не засчитывается. Туда пробивать нельзя – надо пробивать дальше.

3. Поле. Это как раз зона, в которую нужно попасть. В этой же зоне располагаются игроки обороняющейся команды. Их задача – поймать мяч и осалить* атакующих во время перебежки.

Осалить – значит, кинуть мячом в бегущего и попасть. Куприн писал про защищающихся: «У противника бывают мастера, которые на лету ловят мяч, обжигающий руки, и успевают его запустить бегущему в то место, где спина теряет почетное наименование».

В лапте есть всего два результативных действия: для атакующих – это перебежка (за нее начисляются два очка), а для защищающихся – ловля мяча с лета, чтобы после удара бьющего он не коснулся земли (за это начисляется одно очко).

Осаливание очков не приносит, но позволяет лишить нападающих результативного действия. Кроме того, оно позволяет защищающимся стать нападающими.

Если игрока команды осалили, он может осалить противника обратно. А задача противника в этот момент – убежать за линию дома/города или линию кона, о которой ниже. В общем, в такой ситуации все сводится к тому, что команды бросают друг в друга мячом.

4. Зона кона. В нее должен убежать игрок нападающей команды, а потом из нее вернуться домой. Он не обязан возвращаться сразу после своего удара – а может тусоваться в зоне кона и ждать более удобного момента, чтобы его не осалили.

В современном варианте игра идет на время, и побеждает команда, набравшая больше очков.

Но бывает и другая система, когда игра идет до тех пор, пока всем игрокам одной команды не удастся совершить удачную перебежку. Или пока всех игроков одной команды не выбьют осаливанием. Поэтому, например, Куприн писал: «Раз игрок запятнан, партия переходит в другие руки. Но бывают сыгравшиеся партии, которые держатся непоколебимо часа два-три и более. Одни работают, другие отдыхают. Трусам и лентяям в этой игре нет места».

Кроме того, есть варианты игры вообще без осаливания. В целом, лапта очень разнообразна.

Достоинства игры и ее правила

Русская лапта способствует формированию ряда физических качеств, жизненно важных для каждого человека. Например, она помогает тренировать скорость и силу, координацию движений, совершенствует мышечные движения и развивает смекалку. Чувство коллективизма, способность работать в команде – это также значимые характеристики, на которые оказывает влияние регулярная игра в лапту. Если говорить о технических характеристиках, то лапта является одним из самых естественных и доступных видов спорта, Дети могут научиться играть в лапту с первого занятия, помимо того, для игры в лапту не требуется дорогостоящий инвентарь, специальная одежда и особое оборудование. Правда, следует все же заниматься в удобном спортивном костюме, который не сковывает движения, и кроссовках, в которых будет удобно бегать по площадке.

Что касается правил игры, то проводится она на прямоугольной свободной площадке. С одной ее стороны располагается «город», с другой стороны – кон. Для игры требуются резиновые мячики небольшого размера (вполне подойдет и теннисный мяч) и лапта. Лаптой называют длинную плоскую палку длиной около 60 сантиметров. Ее ручка должна быть около 3 сантиметров толщиной, чтобы ее было удобно держат, а ширина ее основания — около 10 сантиметров шириной, чтобы этим основанием было комфортно наносить точные удары по мячу. Участники делятся на две равные по количеству команды, по жребию игроки одной из команд отправляются в импровизированный «город», а другая команда становится водящей. Команда из «города» начинает игру, бьющий отбивает лаптой подброшенный товарищем по команде мяч как можно дальше, и бежит через все площадку за линию кона. Затем он должен так же быстро вернуться обратно в «город», а водящие ловят мяч и стараются «засалить» бегущего. Ведущие могут перебрасываться мячом, чтобы попасть в бегущего с более близкого расстояния.

Если бегущий «засален», то он переходит в «город», если же бегущий остался не запятнанным, то мяч быстро перекидывается тоже в сторону «города». Как только мяч вернулся в «город», игрок, не успевший сам вернуться назад, остается за линией кона. Там он ожидает следующей возможности вернуться в «город». Игроки команды могут быть бьющими по очереди, бьющим может быть и тот, кто успел вернуться в «город». Игра проиграна, если все игроки пробили мяч, но никто не успел вернуться в «город» и не перебежал за линию кона. Когда игра заканчивается, команды должны поменяться местами. Есть еще одно правило, которое определяет победителей и проигравших. Если один из игроков из «города» во время удара сломал лапту, то команда «города» автоматически признается проигравшей.

На поле во время игры могут возникать некоторые сложные ситуации, например, все представители подающей команды, кроме одного человека, остаются за чертой кона, то есть они в отведенное время не успели попасть в «город». Если эта ситуация возникла, то есть правило: игроку, которые еще не подавал удар, разрешается сделать три удара по мячу. Если он промахивается, то команда уступает позицию и признается проигравшей. Это правило разработано в качестве некоторого исключения, чтобы сделать игру более интересной и непредсказуемой. Таким образом, в лапте особо важны ловкость, умение прицелиться и нанести сильный удар, а также способность быстро и ловко преодолеть расстояние, чтобы успеть вернуться на свою позицию. Соответственно, выигрывает команда, в которой игроки обладают данными способностями, и которая смогла слаженнее команды соперников сработаться и пройти все этапы игры.

Любительские разновидности лапты

Общие требования к спортивному состязанию были озвучены. Для развлечения в тесной компании их адаптировали под более простой вариант.

Игра рассчитана на небольшое количество человек максимум до 4 игроков. Город и кон (дом) размещают на лужайке с ровной поверхностью. Расстояние между двумя линиями должно составлять 15-20 м.

После определения бьющего с помощью жребия его размещают за линией города. Остальные игроки занимают позиции в поле за домом. Бьющий подкидывает мяч и ударяет по нему. После пересечения кона летящий предмет должен быть пойман одним из игроков. Получивший трофей занимает место бьющего.

При неудачной попытке поймать мяч все остаются на прежних позициях, и удар повторяется. В этом случае допускается два промаха, после чего бьющий должен освободить свое место следующему игроку.

Из названия понятно, сколько человек участвует в игре. Позиция бьющего может находиться в любой линии. Два остальных игрока находятся у кона и города, и один из них подбрасывает мяч.

Удар по предмету должен быть максимально сильным. За время его полета бьющему необходимо пересечь игровую зону и оказаться за противоположной линией. Дальнему участнику состязаний следует завладеть мячом и осалить им произведшего удар.

Игра предусматривает три попытки воспользоваться битой. Важна дальность полета мяча. При его недостаточной скорости лучше оставаться на месте и воспользоваться дополнительной попыткой. В ином случае бегущего осалят до пересечения противоположной линии.

«Горелки»

Еще одна древняя красивая и интересная игра. В игре присутствует один ведущий и много игроков. Игроки становятся парами и выстраиваются друг за другом. Вернее, пара за парой. Ведущий становится к ним спиной на расстоянии двух шагов от первой парочки.

Последняя пара игроков разжимает руки, с двух сторон обегает колонну играющих и пытается встать первыми. Но ведущий им мешает, его задача запятнать одного человека из пары. Если ему это удается, то он встает первым в колонну вместе с засаленным игроком. А оставшийся без пары игрок становится ведущим. Если же игроки успевают схватиться за руки до того момента как ведущий их засалит, то они становятся первыми, и игра продолжается.

Ведущий не может подглядывать за игроками. Он должен стоять к ним спиной и смотреть вперед. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Венок

Игра на Троицу.

Двое ребят с венком берутся за руки и, поднимая их вверх, образуют ворота.

Остальные дети цепочкой проходят в ворота и поют: 

Березка девочек кричала, к себе призывала. 

— Идите, девочки, на луг гулять, зеленые веточки завивать. 

— Мы тебя, березонька, не согнем, на тебе мы веточки не завьем. 

— Я к вам, девушки, сама согнусь, сама в веточки совьюсь. 

— Завьете венки зеленые — станете весь год веселые. 

Дети, которые образуют ворота, кидают одному участнику на голову венок и, поднимая вверх руки, говорят: «Веночек-венок, спрячься в теремок». И тут же участник с венком убегает и прячет его. Затем все идут искать венок. Дети подсказывают: «Горячо», «Холодно». Кто первый найдет венок, забирает его себе.

Слон

Эта игра позволяет проверить силу и выносливость, поэтому ее больше всего любят мальчишки. Смысл игра заключается в том, что участники делятся на две равные команды. После этого, одна из них будет «слон», а другая станет на него запрыгивать. Участник первой команды подходит к стене и нагибается, упираясь в нее руками. Следующий подходит сзади и обхватывает его за талию руками, наклонив голову. Остальные игроки делают также. Получается «слон». Первый участник другой команды разбегается и старается запрыгнуть на «слона» таким образом, чтобы осталось место для других членов команды. После того, как вся команда оказалась на спине «слона», чтобы выиграть, она должна продержаться так в течение 10 секунд. После этого, команды могут поменяться местами.

Это интересно: 1802,Русские национальные праздники — описываем по порядку

«Лапти»

Еще одна игра, которая прекрасно подойдет для школьников.

На игровой площадке мелом на асфальте или палочкой на песке чертится большой круг. В круг становится ведущий. А все остальные игроки располагаются за границами круга.

Игроки поворачиваются спиной к ведущему, снимают с себя по одному лаптю и по сигналу, через голову, не глядя, кидают лапти в круг.

Потом они поворачиваются, смотрят, куда упал их лапоть, и пытаются этот лапоточек забрать. Ведущий им мешает. Пытается засалить, запятнать игроков. Ведущих может быть и больше, так даже интереснее будет. Ведущие могут салить игроков только тогда, когда они находятся в пределах круга.

Побеждают те, кому удастся «безнаказанно» вызволить из заколдованного круга свою обувку. Ну а тот, кого засалят первым, становится ведущим.

Главный вопрос: «Где взять лапти?» Ответ: «Негде взять лапти!» Но отсутствие лаптей у современных школьников не является причиной, чтобы не играть. Можно лапти чем-нибудь заменить. Даже сандалики с кедами снимать не обязательно. Использовать вместо лаптей камни не рекомендуется. Так как можно поранить ведущего.

Я вот подумала, что инвентарь для этой игры можно сделать из старого носка, который уже давно потерял свою пару. Набить носок какими-нибудь обрезками ткани или синтепоном, завязать. И вот тебе замечательный лаптезаменитель!

Описание хода занятия о лапте и правилах игры

Мотивируя деятельность учащихся на подготовительном этапе урока, учитель сообщает классу о начале изучения новой темы «Лапта». Данный вид спорта наверняка знаком некоторым из учащихся, а кто-то может умеет и играть в нее.

Школьники познакомятся с историей появления и развития этой увлекательной и интересной игры. Разместившись на гимнастических скамейках, ребята слушают обязательный инструктаж по технике безопасности, которым необходимо руководствоваться на уроках физической культуры при изучении лапты.

Основная часть урока позволяет углубить знания учащихся об истории возникновения лапты, после чего ребята делятся на группы и составляют друг для друга творческие задания по теме урока. К оценке творческих заданий можно привлечь учащихся, освобожденных от занятий физической культуры, а также отнесенных к специальной медицинской группе (СМГ). Для этого данная группа учащихся заранее получает задание. Из истории лапты и становления правил игры

Лапта является одной из самых древних русских игр, известной, по некоторым источникам, еще в 10 веке. Найдены при раскопках древнерусского Новгорода лапта и множество мячей. Это свидетельствует о том, что лапта живет в народе уже более тысячи лет.

При Петре I эта игра была самой любимой в среде молодежи. Различные народы мира имеют схожие с лаптой игры, иначе именуемые, и имеющие собственные правила. К примеру: английский крикет, кубинский пелот, финский песа пало, американский бейсбол, немецкий шлагбал и другие.

Однако первое официальное состязание по лапте состоялось лишь в 1957 году. Но уже в 1958 году прошел в СССР первый чемпионат, способствовавший дальнейшей популяризации этой игры по всей стране. После небольшого затишья в 60-70 годах, постановление Государственного комитета по спорту от 1987 года, дало новый импульс развитию этой игры.

С 1995 года начинают действовать новые правила соревнований по лапте. А в 1997 году начинает свою работу Федерация русской лапты, объединившая любителей и профессионалов данной увлекательной игры со всей страны. Несмотря на то, что лапта не становится международной игрой, в России организуются ежегодные кубки, чемпионаты и первенства по русской лапте среди различных возрастных категорий.

Практическая часть урока по теме Лапта

Для содействия постепенному разогреву организма и введения его в продуктивную работу, на этапе практической части, класс выполняет ходьбу в обход спортивного зала

Следует обращать внимание на сохранение учащимися заданной дистанции, которая должна быть оговорена учителем заранее

После пробежки выполняются упражнения на месте. Автором предложены к выполнению упражнения, которые способствуют увеличению эластичности мышц, улучшению координации движения, а также гибкости позвоночника.

На следующем этапе урока физической культуры учитель обучает ребят технике удара битой, правильной перебежке и технике ловли мяча, именуемая «свечой». После знакомства с правилами и техникой безопасности, предлагается применить полученные знания на практике в процессе игры. В ходе двусторонней игры учитель всячески подсказывает ребятам, разъясняя спорные моменты.

Скачать подробную методическую разработку по физкультуре на тему «Лапта, правила игры» вместе с качественной мультимедийной презентацией можно в начале статьи.

Скачать презентацию «Лапта, правила игры»

Поделиться с друзьями

Чиж

Чиж не так известен, как городки и лапта, однако это нисколько не умаляет зрелищности это вида спорта. Игра напоминает лапту.

Для того, чтобы сразиться в эту игру, вам понадобятся «чижик» — круглая палочка длиной 10 — 15 см и диаметром 2—3 см, заостренная с обоих концов, а также лапта — дощечка длиной 60—80 см, один конец которой обтесан, чтобы было удобнее держать в руке.

На площадке чертят квадрат 0,5—1,0 м (чем больше площадка, тем больше квадрат). На середину квадрата (дома) кладут «чижик». Один игрок — бьющий, остальные — ловчие, которые отходят к краю площадки и встают в цепочку по одному, договорившись, кто за кем будет ловить «чижик».

Бьющий ударяет ребром лапты по концу чижика, заставляет его взлететь в воздух, а вторым ударом старается отбить его подальше в поле. Ловчий старается поймать «чижик». Если это ему удается, то он получает одно очко и право быть бьющим, а прежний бьющий становится в цепочку последним. Если же ловчий не поймает «чижик», то он должен с места его падения забросить «чижик» в дом, а бьющий отбивает его лаптой. Если ловчий забросит «чижик» в дом, то получает одно очко, если нет, то бьющий опять подбивает «чижик» и отбивает его в поле, а ловчий опять ловит.

Судейство

Каждую игру судит бригада специалистов, состоящая из следующих представителей.

  • Старший судья. Проверяет и утверждает площадку для проведения игры, проверяет снаряжение и экипировку участников, выводит участников на площадку, проводит жеребьевку, а также принимает все решения, которые требуются по ходу игры, и несет за них ответственность. Главный судья дает команду о начале и окончании матча, а также определяет моменты остановки и возобновления игры. Он имеет право отменять или утверждать решения линейных судей. Также старший судья утверждает счет и выполняет проверку протокола встречи. 
  • Линейный судья. Следит за ходом игры и сигнализирует (как правило, жестами) об определенных действиях игроков старшему судье. Линейный судья подписывает протокол встречи.
  • Секретарь. Специалист проверяет правильность оформления протокола, контролирует замены и время игры, сигнализирует старшему судье, когда мяч выходит в аут. Также секретарь ведет учет набранных командами очков фиксирует минутные перерывы команд, подписывает протокол и предоставляет его старшему судье.

Зачем нужно играть в лапту?

В любое время года не возбраняется начать увлекательную игру на травяном поле или небольшой территории с утоптанным снегом. Лапта интересна тем, что способна выработать основные показатели настоящего спортсмена.

При ловле мяча без быстрой реакции не обойтись. Не всем она дана от природы, но развить это качество вполне реально. Точность броска также важна в лапте любой разновидности. В процессе тренировок игрок вырабатывает у себя навык видеть цель и концентрироваться на ней. К тому же, в процессе состязания командный дух стоит не на последнем месте, что помогает затем в повседневной жизни.

Не секрет, что национальная американская игра бейсбол произошла от русской лапты. В США в забаву с битой играют по несколько другим правилам, но можно с высокой степенью уверенности отметить, что русская лапта как минимум не хуже американского бейсбола.

В нашей стране организацией соревнований, отчетных конференций и популяризацией лапты занимается Федерация лапты России. Под контролем Федерации региональные центры развития лапты Мордовии, Марий-Эл, Пензенской и Липецкой областей.

Компоненты физической культуры

Спорт

Спорт является частью физической культуры. Для него ха­рактерны наиболее эффективные средства и методы воздей­ствия на физическую и духовную сферы человека. Под спор­том в первую очередь подразумевается исторически сложив­шаяся человеческая деятельность, основу которой составляют соревнования.

С понятием «спорт» тесно связано понятие «спортивная подготовка». Это комплекс мероприятий, обеспечивающий высокий уровень готовности к соревнованиям и максималь­ное проявление возможностей спортсмена в момент главных соревнований.

Огромная популярность спорта и его роль в обществе объ­ясняются многообразием функций, которые ему присущи: кроме соревновательной (основной) это и воспитательная, оздо­ровительная, познавательная, интегративная (объединяю­щая), зрелищная, экономическая функции.

Спорт многообразен. В нем выделяют спорт высших дости­жений (элитный спорт); массовый спорт (спорт для всех); про­фессиональный спорт; детско-юношеский спорт, связанный со спортом высших достижений (спортивные резервы) и с мас­совым спортом (при решении задач физического воспитания детей и молодёжи).

Мас­совый спорт имеет те же цели, что и физическая культура. Спорт высших достижений и профессиональный спорт предъ­являют более высокие требования к занимающимся, так как они связаны с предельными физическими и психическими на­грузками.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Росспектр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: