Зависимость процесса от воспитания и ближайшего окружения
Без всяких сомнений, наибольшее влияние на человека оказывают агенты его первичной социализации. Личность ребенка формируется примерно в возрасте пяти-шести лет и дальше она уже глобально не изменяется, может лишь поддаваться легкой корректировке либо же человек будет притворяться для достижения тех или иных целей.
Становление личности напрямую зависит от событий, происходящих в жизни ребенка до, примерно, шестилетнего возраста. Не зря психологи говорят, что все проблемы идут из детства. Так все события, произошедшие в детстве, несут неизгладимый отпечаток на личность и остаются с человеком на протяжении всей его жизни.
Примечательно, что на разных людей одинаковые события оказывают различное влияние. Это обусловлено личными качествами и темпераментами. Поэтому и не бывает одинаковых случаев и проблем.
Такое могло случиться только с этим конкретным человеком. На любого другого описанная ситуация повлияла бы иным образом либо бы вообще никак не отразилась. Тут нельзя предугадать наверняка.
Поэтому родителям никогда неизвестно, каким образом повлияют на ребенка те или иные действия и повлияют ли вообще. Конечно, такие определенные явления, как жестокое обращение либо насилие оставят неизгладимый отпечаток, но чаще всего невозможно предугадать, что и как повлияет на ребенка. Зачастую сильный эффект могут возыметь самые рядовые вещи.
Каждая семья выбирает собственный метод воспитания ребенка: в некоторых он излишне суровый и жесткий, в других — излишне либеральный, а в третьих — демократический. Это обусловлено взглядами родителей и их личным воспитанием.
Конечно, никто не вправе указывать родителям, как им воспитывать своего собственного ребенка. Но наилучший метод, позволяющий ребенку расти и нормально развиваться — это тот, где родители с ним регулярно общаются. Объясняют, почему так нельзя что-то делать, а не просто запрещают.
Рассказывают, за что будет наказание, и много общаются с ребенком, а также проводят с ним время за увлекательными занятиями
Что еще важно — родители должны быть последовательны. У них не должно постоянно меняться мнение, а также и отец, и мать должны быть заодно, иначе ребенок будет расти полностью дезориентированным, с отсутствием какой-то системы ценности, а также достаточно неуверенным в себе
Описанная система воспитания желательна для хорошего развития ребенка. Но, к сожалению, она не является гарантией или панацеей для чего-то.
Доклад №2
Социализация – это обществоведческий термин, означающий процесс становления личности. В процессе социализации человек усваивает необходимые знания, нормы и ценности, которые позволяют ему адаптироваться в обществе. Данный момент длится на протяжении всей жизни человека, начиная с воспитания в семье. А помогают в усвоении жизненных норм игра, учение и труд. Главными агентами социализации являются семья, школа, армия и церковь.
Первичный этап социализации
Первичный этап характеризуется межличностными отношениями в малых группах. Он длится до формирования зрелой личности. Агентами являются друзья, ровесники, родители и прочие родственники, учителя и тренеры. Первоначальным окружением ребёнка является семья, в которой он родился. Именно от родителей и воспитания зависит то, какие качества будут преобладать у детей, усвоят ли они моральные нормы и правильно ли определят для себя истинные жизненные ценности. Однако семья может негативно повлиять на ребёнка, развить в нём инфантильность. В таком случае, взрослый человек будет лишён самостоятельности, а в его поведении будут заметны черты, присущие маленьким детям. Во время игры дети общаются друг с другом и усваивают нормы поведения в обществе. Принимают на себя различные социальные роли и адаптируются. Важнейшим моментом является процесс половой идентификации. Мальчики и девочки понимают различия полов и гендерные обязанности. Но данную ситуацию нельзя выпускать из-под контроля, чтобы не допустить гендерного неравенства
Не менее важно общение не только с семьёй и родственниками, но и со сверстниками. Именно друзья учат ребёнка самостоятельности и адаптации в обществе
Происходит распределение социальных ролей и статусов. Когда индивид, в процессе первичного этапа, становится личностью, его ожидает следующий этап, который будет длиться до биологического завершения существования.
Вторичный этап становления личности
Вторичная социализация – это процесс интеграции индивида в новые общественные секторы. Агентами являются формальные организации и учреждения, администрация, СМИ и лидеры партий. Социализация в процессе труда характерна для уже сформировавшихся людей и относится к вторичному этапу. Важную роль играют СМИ. Они помогают человеку формировать мнение или навязывают уже готовое. В государстве с тоталитарным политическим режимом СМИ транслируют только ту информацию, которая выгодна власти. Это позволяет сформировать индивидов так, как необходимо для правительства. На протяжении вторичного этапа личность приобретает жизненный опыт и новые социальные роли.
Гендерная социализация
Социализация личности не может быть осуществлена в полной мере без усвоения индивидом культурной системы взаимоотношений мужчин и женщин, свойственной для общества, в котором он живет, а также осознания гендерных ролей и своего места в этой системе.
Общество начинает прививать определенные стереотипы поведения детям буквально с колыбели: в магазинах в большинстве своем предлагают на выбор только розовые или голубые предметы по уходу за ребенком, одежда мальчиков выполняется преимущественно в синих, а девочек — в красных тонах, мальчикам дарят машинки и пистолеты, а девочкам — кукол и украшения.
В дальнейшем, глядя на родителей и гостей семьи, ребенок впитывает те стандарты, которые проходят перед его глазами в процессе взросления: если мама и ее подруги в большинстве своем домохозяйки и занимаются готовкой, уборкой и домом, а папа и его друзья зарабатывают деньги, водят автомобили и играют в футбол, индивид, скорее всего, усвоит такую традиционную систему ценностей, и в будущем станет применять ее к себе сообразно своему полу: мальчик будет стремиться стать «добытчиком», а девочка будет нацелена на поиски мужа, соответствующего определенным критериям, и мечтать о браке и детях.
Если же в семье принято, что мама работает наравне с отцом, а папа убирается в выходные вместе с мамой, в будущем девочка не поймет, если муж начнет требовать от нее сидеть дома и варить супы, а мальчик не оценит стремление жены стать домохозяйкой и заниматься исключительно семейными делами.
Стадии процесса социализация личности по Эриксону
Эрик Эриксон – известный психолог в сфере психологии развития и психоаналитик. Согласно его, есть следующие стадии процесса социализации:
1 |
Младенчество (от рождения до полутора лет). На самой ранней стадии социализации происходит формирование базового доверия к миру. Главную роль в этом играет мать ребёнка, и динамика развития доверия зависит именно от неё. Если общения с матерью будет слишком мало, произойдёт замедление психологического развития ребёнка. |
2 |
Раннее детство (от 1,5 до 4 лет). Происходит формирование независимости и автономности ребёнка. Ребёнок начинает ходить, уже сам может убирать за собой игрушки и т.д. Родители постепенно приучают ребёнка к опрятности и аккуратности. |
3 |
Детство (от 4 до 6 лет). В процессе игры у ребёнка формируется чувство предприимчивости и инициативности, он развивает своё творческое начало, память, логическое мышление, получает представления о взаимодействии людей между собой. Он активно расширяет область своих знаний о мире. Если лишить ребёнка возможности развиваться и социализироваться через игру, это отразится пассивностью, безынициативностью и неуверенностью в себе в будущем. |
4 |
Младший школьный возраст (от 6 до 11 лет). На этой стадии социализация происходит уже не только при участии родителей. Школа приобщает ребёнка к нормам поведения, а в общении с одноклассниками он получает необходимый ему социальный опыт. Успех или неуспех в учёбе может отразиться на дальнейшем развитии личности. Если, например, ребёнку не даётся учёба, а вместо помощи он получает от учителей и родителей упрёки, это может привести к неуверенности, потере интереса к учёбе и даже чувству неполноценности. |
5 |
Отрочество (от 11 до 20 лет). На этой стадии индивид сильно озабочен тем, как он выглядит в глазах окружающих его людей. Отчасти это связано с половым созреванием. Перед подростком появляется необходимость самоопределиться и найти своё профессиональное призвание |
6 |
Юность (от 21 года до 25 лет). Человек ищет спутника жизни, активно взаимодействует с другими людьми, особенно внутри своей социальной группы. Появляются чувства близости и единства с другими людьми, нередко индивид начинает идентифицировать себя с социальной группой. В то же время из-за кризиса идентичности человек часто чувствует себя одиноким и изолированным. |
7 |
Зрелость (от 25 до 55-60 лет). Человек вкладывает себя в любимое дело, развивает чувство идентичности. Большое значение имеет взаимодействие с другими людьми, особенно с детьми. |
6 |
Старость (от 55-60 лет до смерти). Для этой стадии характерны переосмысление своей жизни и размышления о прожитых годах. Человек понимает, что жизнь подходит к концу. В связи с этим он может отстраниться от происходящего вокруг него. |
Конечно же, данная тема намного шире и интереснее, и в рамках одной статьи вряд ли удастся сказать обо всем. Однако сказанного уже вполне достаточно, чтобы составить представление о социализации, а также сделать определенные выводы о своем развитии и развитии своих детей.
Надеемся, эта статья была вам полезна. Желаем успехов!
Почему человеку нужен социум?
Прежде чем подробно рассматривать понятие социализации личности, необходимо осознать важность нахождения человека в обществе. Это легко рассмотреть на примере Робинзона Крузо
Герой популярной книги волей судьбы попадает на необитаемый остров и годами живет в полном одиночестве. Казалось бы, у него есть все необходимое для жизни. В тропическом климате не нужна теплая одежда, на потерпевшем крушение корабле находится много полезных вещей, на острове легко добыть пропитание. Можно считать, что Робинзону повезло, по сравнению с его утонувшими товарищами. Однако спустя некоторое время он начинает испытывать мучительную тоску, у него появляется желание вернуться к людям. Оказалось, что свобода – это прекрасно, но без общения на необитаемом острове тяжело.
Заглядывая в историю человеческой цивилизации, мы видим, что люди добиваются успехов и преодолевают трудности только сообща. В каменном веке изгнание из рода или племени считалось самым страшным наказанием, ведь человек оставался один, ему было сложно выживать, и он был практически обречен на погибель. Даже если человек обладает внушительной физической силой и могущественным умом, он не может сделать так много, как группа людей. Ему не на кого положиться, он не может посоветоваться, попросить помощи. Если речь идет о ярко выраженной натуре лидера, то у личности есть потребность контролировать, раздавать указания. Поэтому без общества не выживает и лидер. Вне социума появляется чувство одиночества, оно угнетает, приводит к депрессии, которая может принимать очень тяжелые формы.
Вернемся к Робинзону. Чтобы не сойти с ума окончательно от одиночества и тоски, он разговаривал с животными, регулярно вел дневник, календарь. Но все это не заменяло в полной мере общение с людьми. Он все равно испытывал тоску и чувствовал себя одиноким, неполноценным.
Даже самый гордый и независимый человек периодически нуждается в помощи. Кроме того, сущность человека такова, что необходимо ставить какие-то цели, решать задачи. А какой толк в достижении целей, если это никто не увидит и не оценит? Получается, что все старания были тщетны. Конечно, человек получает удовлетворение от того, что он достиг желаемого. Но это должен увидеть и оценить еще кто-то. Так устроена психика. Этим и объясняется необходимость нахождения человека в обществе.
Этапы социализации
Социализация – сложный и постепенный процесс, проходящий в несколько этапов. Первым делом должна наступить социальная адаптация. Так называют активное приспособление индивида к условиям социальной среды, в которой он оказался. Считается, что адаптация проходит на трёх уровнях – физиологическом, психологическом и социальном.
На физиологическом
этапе человек изучает новую для себя обстановку, вступает в новые социальные связи и изучает свои возможности, которые помогут ему самореализоваться в данной социальной группе. В это время индивид активно общается и привыкает жить по новым правилам, после чего пытается приложить собственные усилия для достижения результатов, актуальных для данного коллектива.
На этапе индивидуализации
человек уже прочно осознаёт себя как единицу общества. Происходит формирование, собственно, личности – индивида, имеющего свои убеждения, способности, навыки, свою оценку происходящего. Если на первом этапе социализации он учится быть во всём похожим на других, то на следующей стадии он пытается стать непохожим на других, имеющим свои особенности, которые, однако, входят в общую систему ценностей и регулируются ею.
Впрочем, индивидуализация – довольно субъективный процесс. Усвоение общих правил и общего опыта и самореализация в социальной группе происходят у каждого человека по-разному. Одни, например, принимают решение стать как можно более конформными, то есть во всём следовать нормам и правилам; такая педантичность у иных личностей доходит до абсурда. Другие же при социализации преодолевают стереотипы, нарушают определённые правила и ведут себя нестандартно, обеспечивая, однако же, общее развитие группы. Наконец, третьи разрушают самые основы данной социальной группы, в результате чего происходит либо её распад, либо изгнание из группы данного индивида.
Следующий этап социализации – интеграция
. Этот термин пришёл в социальную науку из точных и естественных дисциплин – математики, биологии, физики; и означает он процесс принятия личности другими членами социальной группы. Общество достигает некоторого консенсуса – соглашается по меньшей мере «терпеть» новичка, обещающего жить хотя бы по базовым общим правилам и не мешать другим. Более успешная интеграция происходит в том случае, если новичок чем-то полезен данной социальной группе; этому индивиду общество даже готово прощать определённые «слабости» и несоответствия.
Следует заметить, что полное отсутствие каких-либо несоответствий в социализации нежелательно, по крайней мере, в развитых обществах. Абсолютный конформизм обычно воспринимается как одна из форм девиантного поведения, ибо конформист ничего полезного не приносит обществу. Основная часть той или иной социальной группы обладает определённой «степенью свободы», но так, чтобы не нарушать устои этой группы. Однако в неразвитых, примитивных обществах абсолютный конформизм приветствуется; в таких обществах малейшее отклонение от нормы, даже если оно полезно для всей группы, преследуется и устраняется. В таких обществах каждый человек обязан ложку за обедом держать в строго определённой руке, вставать с постели со строго определённой ноги, жевать пищу со строго определённой скоростью движения челюстей и т. д. Примером подобного общества может служить население Гаити – одной из беднейших стран мира. В развитых обществах правила и нормы воспринимаются лишь как средство, способствующее организации всех членов группы в систему; а в примитивных обществах нормы и правила – это самоцель, и социализация сводится к их зазубриванию.
Институты социализации
В обществе социализация рассматривается как совокупность агентов и институтов, которые формируют, направляют, стимулируют или ограничивают становление личности человека.
Беспомощность и зависимость ребенка от окружающей среды заставляет думать, что процесс социализации происходит с помощью других людей. Так оно и есть. Помощники — это люди и институты. Их называют агентами социализации».
Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.
Институты социализации — это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его.
Как социализация делится на два типа — первичную и вторичную, так и агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные.
Агентами первичной социализации являются родители, братья, сестры, бабушки и дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных групп.
Термин «первичный» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как о первичной. Первичная среда — это не только та, которая ближе всего к человеку, но и самая важная для его формирования, т.е. та, которая стоит на первом месте по значимости.
Большинство исследователей процессов социализации сходятся во мнении, что первичная социализация, осуществляемая семьей, имеет определяющее значение. В частности, первичная социализация определяет не только общие социальные формы поведения, но и различия в языке, одежде, отношениях между родителями и детьми и т.д. Источником такого сильного влияния семьи на ребенка являются личные интересы семейной группы, основанной на кровном родстве.
В зависимости от уровня авторитета каждого родителя сила влияния на ребенка может увеличиваться или уменьшаться. Именно первичная социализация придает процессу развития личности иную направленность. Особую роль в характере направленности играет организационная культура. Она передается как сопровождение личного «Я», которое ребенок строит с помощью других. Культура привносится извне и концентрируется вокруг личностной концепции индивида, переплетаясь с теми социальными ролями, которые он призван играть в своем будущем. Последние соотносятся с ценностями личности, которые она пытается регулировать.
Если рассматривать семью как первичную социальную группу, осуществляющую социализацию ребенка, то следует иметь в виду, что семья является связующим звеном между ребенком и другими социальными микро- и макроструктурами (системами). Поэтому уровень соответствия между семейными (групповыми) и общесоциальными ценностями, предлагаемыми ребенку для усвоения, может быть различным, вплоть до полного антагонизма.
Такое посредничество делает семейную группу до определенного момента практически единственным интерпретатором ценностей, преобладающих в различных социальных структурах, с которыми человек столкнется в будущем. Таким образом, семья закладывает тип структуры будущего поведения, характер интеграции (или адаптации) индивида в общество. Чем более конфликтной и проблематичной является первичная семейная группа, тем более конфликтным будет вхождение индивида во вторичные группы и социальную структуру общества. При анализе процесса социализации особый интерес представляет первичная группа. Значение межличностных отношений в семейной группе (родители — дети, муж — жена, старшее — младшее поколение) трудно переоценить, так как они определяют уровень доверия ребенка к информации, исходящей от членов семьи, которая до определенного возраста служит для него основным каналом коммуникации.
Этапы социализации личности
Процесс социализации человеческой личности в своем развитии проходит три главные фазы:
- освоение социальных норм и ценностей и норм;
- стремление личности к персонализации и самоактуализации, а также к определенному воздействию на других членов общества;
- интеграция человека в определенную социальную группу, в которой он может раскрыть свои свойства и возможности.
Только последовательное протекание процесса социализации может привести к благополучному его завершению. Процесс социализации включает определенные этапы социализации личности.
Основными считаются следующие этапы:
-
Первичная социализация, которая протекает с рождения до полного становления личности;
-
Вторичная социализация, подразумевающая перестройку зрелой личности в период пребывания в социуме.
-
Этап интеграции . Он связан с развитием стремления и потребности стать частью общество, благополучно вписаться в него. Этот этап может пройти успешно при принятии социумом свойств личности, ее индивидуальности. Если же, социум не способен принять личность со всеми ее особенностями, то имеются такие вариации развития событий:
- Сохранение своей индивидуальности, несмотря на общественное мнение и проявление агрессии к обществу, либо уверенность в себе и своих силах и внедрение в общественную среду, несмотря ни на что;
- Адаптация к требованиям общества, желание стать таким же его членом, как другие, координально изменив себя;
- Конформизм. В этом случае происходит лишь внешнее согласие индивида с общественными нормами и привыкание к ним. Однако, внутренне индивид не согласен с ними и не желает быть таким, как все.
-
Трудовой этап. Процесс социализации личности начинается в раннем возрасте, а именно с начала совершения человеком элементарной трудовой деятельности и протекает в течение всей его трудовой деятельности. предполагается, что личность не просто усваивает общественные нормы и требования, но и совершает действия на благо обществу, работая в его среде.
-
Пенсионный этап. Человек уже не принимает участие в трудовой деятельности, но все равно проходит процесс социализации, поскольку передает свой социальный опыт новому поколению.
Процесс социализации логично рассматривать в зависимости от возраста человека.
Детство. Социализация человека начинается с самой ранней стадии его развития. В детском возрасте почти на 70% формируется личность человека. В случае запаздывания этого процесса наблюдаются необратимые последствия. До семи лет понимание собственного «Я» проходит наиболее естественно, чем в старшем возрасте.
Подростковый возраст. Этот социальный этап в общем жизненном цикле каждого отдельного индивида очень важен. Именно на этом этапе происходят основные физиологические изменения и становление личности. С тринадцатилетнего возраста дети начинают брать на себя значительно больше обязанностей.
Период молодости. Возраст шестнадцати лет наиболее напряженный и опасный. Это связано с тем, что с этого возраста индивид сознательно и самостоятельно решает, какой социум для дальнейшей жизни ему выбрать.
Период от 18 до 30 лет. В этом возрасте базовые инстинкты и становление социализации переориентируются на работу и личные отношения. Неправильное освоение или восприятие этих сфер может привести к необратимым серьезным последствиям, в результате которых человек бессознательно будет жить до кризиса, наступающего в возрасте тридцати лет.
Период зрелости. На данной стадии, которая длиться примерно до 60 лет, особо воспринимается воздействие со стороны других людей, подтверждение своей нужности. В этот период человек вкладывает свои ресурсы в труд, заботу о детях, удовлетворение своих и общественных потребностей.
Период старости. Для него характерно завершение создания формы эгоидентичности, человек переосмысливает свою жизнь, пытается осознать свое «Я» в процессе духовных раздумий о прожитых годах.
Влияющие факторы ↑
Под воздействием различных внешних факторов индивид формируется в социальную или асоциальную личность.
К ним относятся:
- микрофакторы: пол ребёнка, его физиологическое и психологическое развитие, эмоциональное окружение;
- мезофакторы: регион проживания индивида, субкультуры, существующие в нём;
- макрофакторы: географическое положение, климатическая зона, окружающая среда (природа), экономика и политическое устройство: авторитарное или демократическое государство, гражданином которого является личность;
- мегафакторы: земля как планета для жизни индивида, космос, вселенная.
Под воздействием данных условий осуществляется механизм индивидуализации личности, связанной с её взаимодействием с различными группами людей.
Цикличность жизни человека связана с периодической сменой ролей, обретением новых статусов и иного окружения, отказом от старых привычек и традиционного образа жизни. Всю жизнь индивид чему-то учится и вынужден реагировать на воздействие окружения. От этого меняются его взгляды и социальные устои.