Презентация на тему западная европа в xi-xiii веках. инквизиция и крестовые походы

Содержание

  • Слайд 1

    СОНЯ КУТИЩЕВА
    6 “А”

  • Слайд 2

    «Случилось то сразу после Пасхи .Ещё не дождались мы Троицы , как тысячи отроков тронулись в путь , покидая кров свой. Они выбрали подвиг и славу во Христе …Заботы, им порученные , они позабыли.Те оставляли плуг,коим недавно взрывали землю;те выпускали из рук тачку,ихтяготившую;те покидали овец , рядом с которыми сражались против волков , и думали о других супостатах, магометанской ересью сильных… Возложив на себя крест и сплотившись под свои знамёна, двинулись на Иерусалим… Весь мир называл из безумцами , но они шли вперёд «

  • Слайд 3

    Так описывает события 1212 г . Дэвид Бэйкер в своём романе “Пути слёз “ . В истории это движение получило название “Детский крестовый поход “.

  • Слайд 4

    Уже довольно давно Европа с тревогой узнавала о событиях ,происходящих в Палестине. Возвращавшиеся из Святой земли паломники рассказывали о преследованиях и оскорблениях ,которым подвергались там христиане после захвата Иерусалима и Гроба Господня

  • Слайд 5

  • Слайд 6

    Постепенно возникло убеждение в необходимости помочь христианству на Востоке и возвратить христианскому миру его наиболее драгоценные и почитаемые святыни . Крестовые походы , предпринятые рыцарями-крестоносцами не увенчалось успехом , и в Европе , главным образом в крестьянской среде , заговорили о том , что только безгрешные дети могут освободить Святую Землю …
    Инициаторами объединений детей и подростков для похода в Иерусалим становятся мальчики Стефан (по некоторым источникам пастушок Этьен ) – во Франции и Николас – в Германии .

  • Слайд 7

    12-летний Стефан объявил себя “Божьим посланником “ и прошёл с проповедями по северу Франции , рассказывая о том , что юным и не порочным не нужно оружия , сам Христос даст и еду и победу , а море расступится перед ними . Тысячи воодушевлённых детей и взрослых присоединились к Стефану ,собралось огромное войско (около 30 тысячи человек ) которое двинулось в путь .

  • Слайд 8

  • Слайд 9

  • Слайд 10

    Участники похода были одеты в серые простые рубахи поверх коротких штанов и больших беретов , на груди у каждого был нашит матерчатый крест красного , зелёного или чёрного цвета .Шли с флагами , знамёнами , исполняя молитвы и гимны .

  • Слайд 11

    Крестовый поход детей. Г. Доре

  • Слайд 12

    Дети сначала отправились в Париж , к королю Филиппу II Августу (король приказал детям разойтись по домам , священники уговаривали их отказаться от похода , но тщетно …),а за тем эти отряды паломников-простолюдинов добрались до Марселя и сели на корабли . Два корабля из семи потерпели крушение в море , остальные же вместо Святой земли прибыли в Египет , где юные паломники были проданы в рабство . Существует версия ,что это произошло по предварительному сговору купцов-судовладельцев и египетских работорговцев .

  • Слайд 13

    ФИЛИПП II АВГУСТ

  • Слайд 14

    Не менее трагична история немецкого народного войска ,которое , вдохновившись речами юного проповедника Николаса (тому не исполнилось и 10 лет , он разъезжал по южнорейнской Германии на огромной телеге и призывал к походу в Святую землю…Эти события , возможно , легли в основу легенды о флейтисте- крысолове , уведшем всех детей из города Гаммельна),направлялось в Италию через Альпы, далее рассчитывая морем добраться до Палестины . Численность войска составляла около 25 тысяч человек .В труднейшем переходе от холода и голода погибли около трети паломников , больше повезло тем , кто на пол пути решил вернуться …

  • Слайд 15

  • Слайд 16

  • Слайд 17

    В итоге до Генуи добрались лишь несколько тысяч юных крестоносцев ( это случилось 25 августа 1212 г. – единственная дата с которой согласны все источники ) , но итальянцы с опаской отнеслись к голодной , оборванной толпе детей , море не расступилось перед ними , а местный епископ запретил перевозить их на Восток .не успокоившись , дети пошли в Рим , чтобы испросить у папа благословения и помощи на исполнение святого обета . До Вечного города добрались лишь не многие , и папа Иннокентий III – уговорил детей отложить обет до совершеннолетия (но немногим из низ удалось вернуться на родину ) .
    Этот средневековый сюжет вошёл в историю , к нему неоднократно обращались писатели , музыканты , кинематографисты

  • Слайд 18

Посмотреть все слайды

Французский крестовый поход детей

В мае 1212 г. в аббатство Сен-Дени (Париж) пришел 12-летний пастух Этьен. Он заявил, что является божьим посланником и должен возглавить крестовый поход детей. Католическое духовенство воспользовалось мальчиком в своих целях. Этьену была оказана помощь. Он начал вести проповеди среди крестьян и совершать “чудеса”.

Появилось множество подражателей Этьена. Крестьянские дети не старше 12 лет собирались вокруг нового проповедника. В г. Вандоме за месяц собралось около 30 тыс. детей.

ТОП-4 статьи
которые читают вместе с этой

Дети быстро добрались до Марселя. Здесь их согласились переправить по морю судовладельцы. Во время плавания разыгралась буря. Два корабля с детьми затонуло возле Сардинии. Оставшиеся пять привезли детей в Египет, где их продали в рабство.

Торговцев детьми впоследствии казнили, но сам факт использования детского фанатизма был чудовищным.

Рис. 2. Макет корабля крестоносцев.

Добравшиеся до Марселя дети были крайне удивлены тем, что море не расступилось перед “святым воинством”.

Под знамена пастушка

По пути мальчик проповедовал в деревушках и городах. Постепенно он научился не теряться перед толпой, его речь лилась гладко и находила дорогу к сердцам слушателей.

Но если взрослые лишь умилялись юному «святому», совсем иной была реакция детей. Они, уверовавшие, что Стефан — посланник Христа, бежали из дома, сбивались в отряды и ждали знака своего кумира для выступления в поход. Пока же бродили от деревни к деревне и питались подаянием. Стефан же, дойдя до Сен-Дени, имел там огромный успех. Многие паломники, пришедшие в аббатство, вели с собой детей. Вернувшись домой, те рассказывали о «святом» мальчике-пастушке сверстникам.

Число детей и подростков, готовых отправиться в Святую землю, множилось день ото дня. Более того, невежественное население всячески поддерживало идею детского крестового похода. А те здравомыслящие люди, кто говорил, что эта затея — безумие, подвергались гонениям.

Уже в конце мая Стефан объявил местом сбора Вандом. И под его знаменами собрались от 30 до 50 тысяч детей и подростков (самым младшим было по шесть лет, среди них находились и девочки). Конечно, к ним прибились и взрослые — бродячие монахи, преступники, распутные женщины.

Крестоносцы всегда были окружены подобными личностями. Нередко взрослые пилигримы брали в поход и детей, однако раньше основу войска, готовившегося к походу на Иерусалим, составляли закаленные в боях рыцари. Теперь же ядром войска стали малолетки, единственным оружием которых было слово Божье.

Предыстория Крестовых походов

Дорога на Восток была известна. Издавна в этом направлении двигались толпы паломников. Христианские паломники, или пилигримы, отправлялись на восточное побережье Средиземного моря, в Сирию и Палестину и ради поклонения «святыням» и ради торговли. В походы двигались целыми караванами. Караваны формировались в определенных центрах, откуда мимо городов на Рейне и Дунае шла дорога через Венгрию, на Константинополь. Пилигримы и наметили те пути, по которым потом двинулись крестоносцы

Восток представлялся рыцарям страной изобилия. Представим себе обстановку тогдашнего европейского города или рыцарского замка. Город в 5 тысяч жителей был по тогдашнему масштабу уже немалый город. Он был сдавлен стенами, тесен, неудобен, грязен. Замок рыцаря, только-только из деревянного становящийся каменным, состоял из башни и полутёмных, плохо отапливаемых жилых помещений … И вот паломники попадали на Восток. Они видели города, которые насчитывали не пять, а десятки тысяч жителей, великолепные храмы и дворцы восточных городов, видели роскошь, в которой жили византийские и арабские богачи.

Крестовые походы против еретиков

Помимо военных компаний против иноверцев били организованы аналогичные компании и против христиан, попавших в разряд еретиков. Вина этих людей заключалась в том, что их религиозные взгляды не совпадали с официальными догмами католической церкви. Тут уже крестоносцам не нужно было совершать трудные, полные лишений походы в далёкие азиатские земли. Еретики жили в Европе под боком, а поэтому оставалось только безжалостно их уничтожать, не тратя силы и энергию на длительные переходы. Инициировали крестовые походы против еретиков тоже папы римские при полной поддержке своей паствы.

Альбигойский крестовый поход (1209-1229)

В XI веке на юге Франции в Лангедоке большим авторитетом начало пользоваться дуалистическое учение, известное под названием катаризм. Его носители катары проповедовали концепции, кардинально расходящиеся с традиционно христианскими. Очень скоро этим людям навесили ярлык еретиков, а в 1209 году римский папа Иннокентий III объявил против них Альбигойский крестовый поход, так как катаров ещё называли альбигойцами. Название произошло от города Альби, считавшегося центром катаризма.

Этот поход против инакомыслия продолжался 20 лет и состоял из нескончаемой череды военных сражений и осады городов. В конце концов крестоносцы катаров победили, но погибло огромное количество людей. По самым скромным подсчётам их было около 1 млн. человек. При этом крестоносцы убивали не только катаров, но и католиков, придерживаясь принципа, что Бог на небесах узнает своих. Подробно читайте в статье: Альбигойский крестовый поход.

Крестовые походы против гуситов (1420-1434)

В Чехии в 1419 году начались волнения, которые спровоцировали последователи Яна Гуса – гуситы. Они объявили римского папу антихристом и стали ратовать за новые религиозные обряды. Понтифик, германский император Сигизмунд и все немцы заявили, что это жуткая ересь. Против гуситов было организовано 5 крестовых походов, при этом погибла половина населения Чехии.

В противовес крестоносцам гуситы создали народное войско. Во главе него встал разорившийся рыцарь и опытный воин Ян Жижка. Он проявил настоящий полководческий талант и не потерпел ни одного поражения. Воины Христа вынуждены были призвать на борьбу с чешскими еретиками точно таких же чехов, но придерживающихся более умеренных взглядов. Их купили посулами и обещаниями, и в Чехии разразилась междоусобная война, результатом которой стало поражение гуситского движения.

Но католическая церковь так и не смогла возвратить себе утраченные земли и восстановить разрушенные гуситами монастыри. Иными словами, она не смогла вернуть себе прежнее влияние. Подробно читайте в статье: Гуситские войны.

Леонид Журавлёв

Цель и причины детского крестового похода

Вероятно, большинство участников детского крестового похода были не детьми, а просто молодыми людьми

Незадолго до крестового похода детей 1212 года состоялся четвёртый крестовый поход (1202 – 1204), входе которого европейские рыцари намеревались отбить вновь перешедший под контроль мусульман Иерусалим. Но вместо этого они, скооперировавшись с венецианцами, разграбили Константинополь, а на руинах Византийской империи образовали новую империю, Латинскую. Таким образом, поставленная цель достигнута не была, и вскоре во Франции и Германии вспыхнуло народное движение за освобождение Иерусалима. Желание идти в Святую Землю выразили многие, так что их религиозное рвение и стало причиной детского крестового похода, который закончился так бесславно.

Взятие Иерусалима

После взятия Антиохии воины из армии крестоносцев потребовали у предводителей войска немедленно отправиться к Иерусалиму. Они были недовольны тем, что поход затягивается из-за того, что его лидеры делят между собой власть и богатства.

В итоге тактика радикально изменилась. Армия крестоносцев отправилась без задержек к главной цели, обходя встречные крепости и большие города. Некоторая заминка произошла у Триполи. Предводители похода очень хотели захватить этот богатый портовый город. Но быстрого завоевания не получилось. А когда осада стала затягиваться, простые воины начали роптать. И вскоре лидеры крестоносцев были вынуждены отказаться от мечты о захвате Триполи. Ради дальнейшего движения к Святой земле осаду пришлось снять.

Крестоносцы подошли к стенам Иерусалима 7 июня 1099 года. Их армия состояла из 40 тысяч человек, среди которых собственно рыцарей было не более тысячи. Солдаты вставали на колени и молились, увидев издалека святой град. Ради этого они пережили множество лишений.

В этот момент Иерусалим принадлежал Фатимидам — мусульманской династии, которая правила в Египте. Послы Фатимидов попытались договориться с крестоносцами, которым предложили право свободного посещения святых мест. Но те отказались. Им нужна была безусловная власть над главным городом Святой земли.

Осада Иерусалима была похожа на осаду Антиохии. Крестоносцы снова страдали от голода. Воду приходилось привозить из источника в десяти километрах от лагеря. Египетский флот разбил почти все корабли генуэзцев, которые шли на помощь (пробились лишь шесть судов).

Но доставленный груз был бесценным — мощные осадные машины. Мусульмане пробовали помешать доставке машин (в разобранном виде) от побережья к стенам Иерусалима. Но христиане отразили все атаки. После доставки машин в стан осаждающих начался методичный обстрел стен и башен города огромными камнями. Вскоре до крестоносцев дошли тревожные слухи об огромной фатимидской армии, которая движется из Египта. И здесь снова вмешались видения. К одному из монахов якобы явился епископ Адемар Монтейльский, который год назад умер в Антиохии. Тот наказал «устроить Бога ради крестное шествие вокруг укреплений Иерусалима, усердно молиться, творить милостыню и соблюдать пост, тогда на девятый день Иерусалим падёт».

Военный совет постановил так и сделать. Крестоносцы распевали псалмы, молились, длинная процессия дошла до Масличной горы. Мусульмане со стен выкрикивали оскорбления, но тем самым лишь вызвали прилив гнева у воинов-христиан.

Штурм Иерусалима начался 14 июля. Со стен лилось горящее масло и летели стрелы. Первый день не увенчался успехом. На второй день в одном месте удалось засыпать глубокий ров вокруг города. После этого, распевая молитвы, воины пошли снова на штурм. Очевидцы снова писали о безумной ярости, с которой бились крестоносцы: они под ливнем стрел смогли подтащить осадные башни, поставить высокие лестницы и ворваться на стены города. Иерусалим пал…

Крестоносцы вырезали почти всех жителей Иерусалима

По традиции, на улицах города началась страшная резня. По свидетельству западных хронистов, были убиты около 10 тысяч местных жителей. Арабские источники приводят цифры в разы больше. Было уничтожено практически всё прежнее население Иерусалима. Кроме того, осквернялись и разрушались все нехристианские храмы. Главную синагогу крестоносцы сожгли вместе со всеми, кто был внутри здания.

Правителем Иерусалимского королевства стал Готфрид Бульонский. Он отказался от титула короля в городе, где Христос был коронован терновым венцом, поэтому 22 июля 1099 го-да принял титул Защитника Гроба Господня. В последующие месяцы крестоносцы разбили ещё одну мусульманскую армию при Аскалоне. Иерусалим на время оказался в безопасности.

Резня в Иерусалиме. (журнал «Дилетант»)

По итогам Первого крестового похода на востоке образовались несколько европейских государств. Но им требовалась постоянная помощь в битвах с арабами, которые не собирались мириться с утратой контроля над прибрежными землями. Тем более что после захвата Иерусалима многие крестоносцы отправились обратно в Европу.

В итоге последовали новые крестовые походы. А борьба за власть в Святой земле между христианами и мусульманами затянулась на две сотни лет. В то же время, благодаря этим походам, а точнее благодаря контактам с арабами, европейцы открыли для себя обширные познания в математике, географии и медицине. Духовная и культурная жизнь западных стран получила мощный импульс. Без него в Европе не началась бы эпоха Возрождения.

Наиболее известные личности в истории папства

Вся история папства тесно связана не только с процессом становления и утверждения христианства, но и во многом отражает политические события, которые в той или иной мере отразились на международном устройстве. Существование института папства можно разделить на следующие периоды, которые отражают политическую обстановку на политической карте мира того времени:

  • Доникейский период условно занимает II-III век — время распространения христианства до воцарения императора Константина;
  • период утверждения христианства в качестве государственной религии Римской Империи (313-493 гг.);
  • Остготский период — падение Римской империи и образование Остготского королевства (493-537 гг.);
  • Византийский период папства (537-752 гг.);
  • Франкский период приходится на целое столетие с 756 по 857 год;
  • эпоха папского уничижения со стороны светских владетелей (1044-1048 гг.);
  • имперская эпоха (1048-1257 гг.) — период наибольшего расцвета и могущества папства;
  • переходной период — время нестабильности папской власти (1257-1309 гг.).

Мученическая смерть первосвященника

Со времен становления и утверждения папства в качестве Главы Католической церкви до 1309 года, когда папа и вся его резиденция переехали в Авиньон (Франция), Святой Престол возглавляли 194 персоны. Отсчет идет от апостола Петра, который является якобы основателем Святого Престола. В период становления христианской веры верховным понтификом становились в основном римляне. Восемь человек из этого числа представляли греческие епархии. Трое пап были родом из африканских провинций. Два раза Святой Престол возглавляли французы. По одному разу Главой Католической церкви были сириец, немецец и англичанин Адриан IV, передавший Ирландию в распоряжение английской короны.

Папа Сириций

Первым титул «папа» стал употреблять Святой Сириций, годы правления 384-399. С периодом его правления связаны единственные из декреталий, дошедшие до наших дней. Из всех пап, которые прославились в истории за это период, стоит отметить Верховного первосвященника Льва I (440-461 гг.), который лично сумел убедить Аттилу не вторгаться в Италию. Папа Григорий второй, занимавший Святой Престол в 715-731 годы, активно боролся с иконоборчеством. В эпоху Средневековья владетельные монархи Европы часто применяли силу для утверждения своей власти. Так было с папой Иоанном XII, который был изгнан из Рима войсками императора Священной Римской империи Оттона I.

По мнению историков и теологов, самое значимое место в истории папства занимает папа Урбан II, открывший эпоху крестовых походов. Это его пламенная речь на Клермонском соборе в 1095 году о необходимости освобождения Земли обетованной от мусульман стала началом массового военно-политического движения. В эпоху позднего Средневековья отличился папа Григорий IX, доверивший проводить инквизицию Ордену доминиканцев. Римский первосвященник Григорий X (1271-76 гг.) своей декреталией ввел конклав – совет кардиналов, занимающийся избранием папы, обсуждением важных духовных и административных вопросов.

Конклав кардиналов

Монах по имени Христос

Мальчик Стефан (в некоторых источниках — Этьенн) родился в семье бедного пастуха и до поры до времени ничем не отличался от остальных крестьянских ребят. Разве что был чуть более набожным. Особенно ему нравился «ход черных крестов», церемония, которая в те годы проводилась по всему католическому миру.

Каждый год в апреле, выбрав погожий день, монахи обходили храмы, неся в руках деревянные кресты, обитые черной материей, и возносили молитвы за пилигримов, погибших и попавших в рабство во время похода в Святую землю.

После очередного «хода черных крестов» Стефан, которому в ту пору едва исполнилось 12 лет, как обычно, пас коров. Внезапно перед ним появился монах, возвращавшийся из Палестины. Мальчик подал ему кусок хлеба. Насытившись, монах внезапно заявил, что он Иисус Христос, и велел Стефану собрать войско крестоносцев из детей.

Причем им не нужно ни оружие, ни броня, ибо их души безгрешны, их сила — в любви к ним Иисуса. Мусульманские твердыни, устоявшие перед войском взрослых пилигримов, падут, и Гроб Господень будет освобожден из рук неверных. После этих слов монах вручил потрясенному Стефану свиток — якобы письмо для короля, которое пастушок по причине своей неграмотности прочитать не смог, — и растворился в воздухе.

Мальчик прибежал домой, однако его рассказ был встречен насмешками и бранью. В деревне не нашлось ни одного грамотного человека, поэтому текст послания так и остался для всех тайной. Но Стефан, уверовавший в собственную избранность, собрал нехитрые пожитки и, несмотря на протесты отца, отправился в путь — в аббатство Сен-Дени, сердце католической Франции. Где было вербовать юных крестоносцев, как не там?

Крестовые походы: причины

Если говорить кратко, то Крестовые походы – это череда религиозных военных выступлений западноевропейских христиан против мусульман. Лозунгом самых первых боевых походов было освобождение так называемого Гроба Господня, находящегося в Иерусалиме, от турок-сельджуков. Позднее цели данных выступлений могли меняться. Крестоносцы организовывали свои походы, чтобы обратить в свою веру язычников из Прибалтики или же подавить еретические течения в самой Европе.

Череда Крестовых походов охватывает довольно продолжительный период времени, начиная от самого первого, осуществленного в 1096 году, и заканчивая наступлением на Варну, во главе которого стояли поляки и венгры, пытавшиеся остановить набеги османов на Европу. Данное событие произошло в далекие 1443-1444 годы.

Крестовый поход детей, 1212: легенды

Скрупулезно точных свидетельств современников о походе детей не сохранилось. Потому история обросла множеством мифов, домыслов и легенд. Однако точно известно, что инициатором такого предприятия являются Стефан из Клуа и Николас из Кельна. Оба были мальчиками-пастухами.

Первый рассказывал, что ему явился сам Иисус, повелевший передать некое письмо королю Франции Филиппу II, чтобы тот помог детям в организации похода. По другой версии, Стефан случайно встретился с одним из безымянных монахов, выдавшим себя за бога. Он-то и увлек детский разум божественными проповедями, повелел освободить Иерусалим от «неверных» и вернуть его христианам и вручив ту же рукопись.


Стефан. (wikipedia.org)

Пастух начал так горячо проповедовать, что многие подростки и даже взрослые люди стали следовать за ним по всей Франции. Вскоре молодой оратор смог добраться и до королевского двора Филиппа II. Король заинтересовался идеей устроить крестовый поход детей, потому что он искал расположения у римского папы Иннокентия III в войне с Англией. Но Рим долго хранил молчание, и европейский монарх отказался от этого намерения.

Третий крестовый поход

Главной целью третьего крестового похода было повторное отвоевание Святой Земли. А возглавил его главный «сорвиголова» средневековой Европы, бесстрашный и отважный король Англии – Ричард «Львиное сердце». Король Ричард был весьма своеобразной личностью в истории, правителем он был не таким уж и хорошим, своих подданных обкладывал огромными поборами, направо и налево продавал государственные должности, и по его собственным словам, «продал бы даже Лондон, только бы нашелся покупатель», все для того, чтобы собрать деньги для своих военных кампаний. А вот что Ричард по-настоящему любил и умел, так это воевать. Так еще в юношеские годы он вполне успешно воевал с собственным отцом (!) – королем Генрихом II, и королем Франции Филиппом II. Когда до него дошла весть о падение Иерусалима – желание отправиться в новый крестовый поход стало идеей фикс Ричарда.

Интересно, что в третий крестовый поход он выступил совместно со своим недавним противником, королем Франции Филиппом II, впоследствии между английскими и французскими крестоносцами и их королями не раз возникали конфликты на протяжении этого самого похода.

Третьим к крестовому походу присоединился немецкий император Фридрих Барбаросса, который со своими войсками двинулся по суше, в то время как англичане и французы отправились морем.

Третий крестовый поход с самого начала, что называется «не задался». Так переправляясь через небольшую реку Селиф в Малой Азии, Фридрих Барбаросса, будучи в тяжелых рыцарских доспехах упал с коня в воду и утонул в этой небольшой реке. Оставшись без своего предводителя, большая часть немецких крестоносцев, попросту повернула домой.

Не лучше обстояли дела и у их английских и французских «коллег», добравшись морем до территории, где еще недавно было Иерусалимское королевство, вместо того, чтобы идти и освобождать Иерусалим, крестоносцы осадили крепость Акру, находящуюся у них в тылу. Акра неожиданно оказалась очень «трудным орешком», ее осада продлилась целых два года. Войска Салладина в свою очередь окружили войска крестоносцев, осаждавших Акру.

За время осады предводители крестоносцев, короли Ричард и Филллип окончательно рассорились друг с другом, после чего французский король со своими подданными махнул на все это дело рукой и уплыл обратно во Францию, оставив Ричарда наедине с Салладином. Вскоре правда военная удача улыбнулась английскому королю, крестоносцам таки удалось взять Акру, а затем победить войска Салладина в битве при Арсуфе. Вскоре Ричард Львиное Сердце, наконец, смог приблизиться к заветному Иерусалиму, но тут ему пришли новости из Европы – вернувшись во Францию, король Филипп решил воспользоваться отсутствием английского короля, и под шумок забрал практически все владения Англии на материке. Подобное вероломство возмутило Ричарда, и желание дальше воевать с мусульманами у него как то пошло на убыль. Более того, король Ричард Львиное Сердце, в конце концов, даже подружился с Салладином, вероятно в его лице мусульманский предводитель увидел достойного противника.

Одним словом, третий крестовый поход закончился мирными переговорами между Ричардом и Салладином, английскому королю удалось выторговать право свободного посещения христианскими паломниками Иерусалима (сам город при этом оставался в руках мусульман). Также за крестоносцами оставалась отвоеванная с такими трудами Акра и часть прибрежной полосы от Тира до Яффы.

Причины крестовых походов

Прежде чем указать, чем вызваны крестовые походы, следует ответить на вопрос, кто такие крестоносцы, почему походы европейских рыцарей назывались крестовыми и сколько всего было крестовых походов западноевропейских рыцарей.

Крестоносцы западноевропейские воины, которые поучаствовали в 8-ми официально созданных походах. Крестовыми назывались из-за участия в них римских пап и лозунга во имя Христа.

Крестовые походы являются военными колонизационными шествиями, которые осуществлялись в виде религиозной войны с призывом освободить палестинские территории из-под власти мусульман, язычников и еретиков и обратить последних в католичество.

Причины этих движений были обусловлены политическими и экономическими западноевропейскими условиями. Так, в то время шла борьба королей с феодалами в расширении территорий, горожан с королями в развитии рынка, крестьян с властями с целью освобождения от крепостной зависимости. Духовенство и вовсе хотело решить свои властолюбивые замыслы.

В конечном итоге, во Франции, которая была разорена, появилась надежда отыскать в палестинских землях лучшие экономические условия и начать жизнь там.

Другими причинами стали перемены в восточной части мира. Со времени последних вселенских соборов, на западных территориях христианские паломники стали активно посещать палестинские святыни и халифов, которые становились покровителями этих паломников, позволяли им строить церкви и больницы.

Но когда власть в 10 веке изменилась, начались гонения на христианских пилигримов и войны. Западные верующие не могли примириться с дурным обращением к христианам и допустить поругание святынь.

Папа Урбан II созвал соборы в 1095 году и высказал необходимость в походах против неверных. Народ поддержал его, что и привело к появлению крестоносцев.

Доклад 2

Крестовые походы представляют собой завоевательную экспансию представителей различных рыцарских орденов на территорию Ближнего Востока и Восточное Средиземноморье. На самом деле, конечно, не следует считать эти походы только завоеванием с целью банальной выгоды, тут действовало много факторов. Изначально вообще причины не существовали, так как мусульманские страны, которые занимали священные христианские города, не только спокойно относились к паломничеству, но даже и способствовали притоку христиан на свою территорию, ведь они были чем-то наподобие современных туристов, то есть приносили выгоду странам.

В 11 веке многие территории заселяются турками-сельджуками, которые ведут себя не так благодушно и начинают завоевания, притеснения и ведут себя, скажем так, как подлинные победители. Со временем, в частности после битвы с Византией в 1071 году, они понимают свою оплошность, но Византия обращается к Западу и Урбан Второй объединяет своим призывом различные рыцарские ордена в поход на Иерусалим. Город они захватили, хотя там были на тот период египетские войска, а не турецкие, так или иначе, этот поход воодушевил многих рыцарей.

Всего совершался ряд крестовых походов и наиболее известным являлся третий, так как в нем участвовало множество знатных людей, причем с каждой стороны. В частности там участвовал Салладин, который был правителем Египта и сумел захватить Дамаск и Иерусалим, а со стороны Запада выступил Ричард Львиное Сердце и ряд других монархов. Завершается эпоха крестовых походов в 14 веке, когда совершался довольно длительный четвертый крестовый поход, который привел даже к отлучению Византии и ряда орденов от римской церкви и этот факт подтверждает разницу между религиозными мотивами и целями, которые ставили крестовые походы перед собой.

Как известно, история пишется победителями, а победители в действительности не всегда являются лучшими представителями человечества. Нередко они являются, как бы грубо такое не звучало, трусами и подлецами, ну или, говоря более мягко, весьма прагматичными людьми.

Так или иначе, минувшие события в связи с этим нередко романтизируются, ради того чтобы создать положительный образ. Именно таким образом дело обстоит с крестовыми походами. Они довольно мощно романтизировались в мировой культуре, но, если разобраться более детально, имели зачастую вполне утилитарные цели, которые прикрывались за религиозными или другими «благородными» мотивами.

6 класс

Итоги и последствия

Итоги почти двух столетий кровопролитных войн с Востоком неутешительны: победы первых лет обернулись длительными поражениями. В результате крестоносцы ничего не приобрели, все города вернулись мусульманам. К другим итогам относятся:

  1. Упадок феодального общества, распад царствовавших до этого устоев.
  2. Экономическое состояние сильно ухудшилось, однако были открыты новые торговые пути. На Средиземном море главным центром торговли стала Италия, что способствовало ее процветанию.
  3. Ускорилось падение Византии, которая не могла оправиться от бесконечных разорений.
  4. Произошло ослабление влияния католической церкви. Появились предпосылки для реформаторских движений — протестантизма и гуманизма.
  5. Арабская культура получила распространение в Европе, обогатив европейскую. Однако враждебность к мусульманским народам сохранялась среди христиан еще долго.

Главным результатом стали огромные человеческие потери с обеих сторон. При этом нередко люди умирали не от войн, а от болезней, например, чумы.

Крестовые походы против исламских завоевателей Иерусалима растянулись более чем на полтора века. Они были провозглашены как освободительные движения против «неверных», хотя по сути являлись попытками захвата территорий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Росспектр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: