Доклад-сообщение шахматы (история возникновения шахмат) 2 класс

Chess

Chess is an indoor competitive game played between two players. It is being played in tournaments, online or at home. The origin of chess is traced to India, approximately to the 6th century. The military had four divisions known as «infantry», «cavalry», «elephant» and «chariot.» These names are represented in the chess game as: pawn, knight, bishop and the rook respectively. In the 9th century, the game was introduced to Western Europe and Russia. The chess board is made up of 64 squares (eight rows and eight columns) and the colors of the squares alternate (dark and light squares). The pieces which are comprised of a king, a queen, two rooks, two bishops, two knights, and eight pawns are in sets black and white. To start the game, white moves first. The pieces are moved one at a time to an occupied square by an opponent’s piece, thereby removing it from play or to a square that is not occupied. However, two pieces are moved simultaneously when castling.

Each chess piece has its own style of moving. The pawn moves one or two steps forward to an unoccupied square but one forward diagonal step to an occupied square. The knight moves in «L» pattern. The bishop moves diagonally. The rook moves horizontally or vertically with as many steps as possible. The queen moves in all directions covering as many squares as possible. And the king moves one step at a time in all directions.

To win the game, the opponent must be checkmated. Checkmate is when king is in check has there is no way to escape. There are occasions that the chess games do not end with a checkmate. Other way the game ends are: draw by agreement, stalemate, threefold repetition of a position, and the fifty-move rule.

Как и когда появилась игра

Создание игры связано с рядом теорий и предположений. Согласно одной из них, шахматы появились в Индии примерно в шестом веке нашей эры. Об этом есть сведения в книге Гарольда Мюррея, которая называется «История шахмат».

Также существует корейская теория создания игры. Примерно 4500 лет назад прообразом шахмат стала игра, созданная правителем Месопотамии Раваном для своей жены Мандодари. Правитель часто отправлялся в походы и вынужден был длительное время отсутствовать дома, а потому его жена сильно грустила

В итоге шахматы привлекли внимание не только царицы, но и всех дворцовых жителей, после чего получили широкое распространение во всем мире – в Китае, Корее, Индии

Примечательно, что все эти факты имеют документальные доказательства. Так, в первой половине двадцатого века фон Борку удалось доказать, что прототип игры существовал. По его информации, она появилась в 1250 году до нашей эры, причем это случилось в Индостане. В прообраз шахмат играло население местного племени, которое, в свою очередь, позаимствовало ее в Эламе, что соответствует юго-западной части нынешнего Ирана.

Правила древних игр во многом отличались от современных. Тем более, что тогда в них принимало участие не только 2, но и 4 игрока. В одних версиях события начинали развиваться с центра поля, а в других – требовалось перемещаться с края. Движение могло иметь вид спирали или лабиринта.

Тем не менее, самым близким к современным шахматам вариантом игры стала чатуранга. Она была придумана в северной части Индии примерно в шестом веке. До настоящего времени точные правила не сохранились. Тем не менее, исследователи представили ряд вариантов. К главным сходствам стоит отнести следующее:

  • квадратная доска с клетками;
  • 32 фигуры – половина из них являются основными, а вторая половина представляют собой пешки;
  • фигурки, напоминающие шахматные;
  • одинаковое движение коня и короля.

Отличия между этими видами активностей заключались в числе игроков. В чатуранге должно было присутствовать 4 участника. При этом каждому из них требовалось использовать по 4 фигуры. Играть требовалось 2 на 2. Первым это делал человек, который бросал кости. При этом ферзь в этой игре вообще не использовался.

Проникновение в Европу

В VIII-IX веках, при завоевании Испании арабами шатрандж попал в Испанию, затем, в течение нескольких десятилетий — в Португалию,
Италию и Францию. Игра быстро завоевала симпатии европейцев, к XI веку она уже была известна во всех странах Европы и Скандинавии.
Европейские мастера продолжили преобразование правил, в конечном итоге превратив шатрандж в современные шахматы.
К XV веку шахматы приобрели, в общем, современный облик, хотя из-за несогласованности изменений ещё несколько веков
в разных странах бытовали собственные, иногда достаточно причудливые, особенности правил.
В Италии, например, вплоть до XIX века пешка, достигшая последней горизонтали, могла превращаться только в фигуры, которые уже сняты с доски.
При этом ходить пешкой на последнюю горизонталь при отсутствии таких фигур не запрещалось; такая пешка оставалась пешкой и превращалась
в первую взятую противником фигуру в момент, когда противник её брал. Там же была разрешена рокировка при наличии между ладьёй
и королём фигуры и при прохождении королём битого поля.

По мере распространения шахмат в Европе стали появляться как собственно шахматные, так и художественные произведения,
рассказывающие об этой игре. В 1160 году появилась первая шахматная поэма, которую написал Эзра. В 1283 вышла первая шахматная книга
в Европе — трактат Альфонса X Мудрого. Эта книга представляет значительный исторический интерес,
так как содержит описание и новых европейских шахмат, и уже отживающего шатранджа.

История появления турниров

По мере развития этого вида спорта люди начали объединяться в шахматные клубы и играли в них на деньги. Популярность игры так росла, что в 1575 году провели первый шахматный турнир. Это случилось при дворе короля Филиппа II в Мадриде. Однако в игре участвовали лишь 4 игрока.

После этого важного события национальные турниры стали проводиться почти во всех странах Европы. В 1821 году турниры превратились в повсеместное явление

Тогда же мир узнал имя сильнейшего шахматиста Адольфа Андерсена.

Впоследствии агрессивную игру сменила позиционная. Эту технику привнес в шахматный мир Вильгельм Стейниц. Он выступал с жесткой критикой атакующего стиля и отдавал предпочтение расчетливой тактике. Стейниц в большей степени делал ставку на защиту. Он занимался укреплением позиций, маневрированием и достижением морального преимущества на доске. В 1886 году шахматист стал чемпионом мира.

Стейницу удавалось удерживать чемпионское звание вплоть до 1894 года. Именно тогда его победил Эмануил Ласкер. Спустя 3 года был проведен матч-реванш, который закончился еще более убедительно. Ласкер сохранял чемпионское звание в течение 27 лет – максимальный срок за всю историю развития игры.

Постепенно позиционные техники Стейница и Ласкера становились все популярнее. До двадцатых годов прошлого века бытовало мнение, что в начале партии соперникам требуется бороться за контроль пешками центральной части доски.

В современном виде турниры стали проводить значительно позже. В девятнадцатом веке были созданы шахматные часы. Их автором стал англичанин Томас Брайт Уилсон. Это послужило причиной развития новых коротких партий, который назывались быстрыми и длились максимум 30 минут. Также появилось понятие «блицтурнир» длительностью 5-10 минут.

Улучшает концентрацию

Эксперты по шахматам могут выглядеть как рассеянные, немного странные ученые, но правда заключается в том, что те гримасы, которые они корчат во время игры, являются результатом предельной концентрации, которой требует игровой процесс. И именно концентрацию вы можете улучшить, играя в шахматы. Если вы отвлечетесь или подумаете о чем-то другом хотя бы на мгновение, это может привести к тому, что вы проиграете партию, так как ваш противник не обязан отчитываться вам, как именно он походил. Большое количество исследований по всему миру раз за разом подтверждают, что способность концентрироваться становится лучше благодаря игре в шахматы.

Пол Морфи

Шахматист исповедовал в игре атакующую тактику. Его считали сильнейшим гроссмейстером в пятидесятых годах XIX века и лучшим игроком своего столетия. К сожалению, в его времена официальных чемпионатов мира еще не проводилось. Поэтому получить его титул короля шахмат Пол Морфи никак не мог. Тем не менее, этот шахматист был на голову выше всех своих конкурентов. И это дало основание потомкам и экспертам чтить его достижения:

• Шахматист стал победителем американского шахматного конгресса в 1857 году.

• Он победил всех признанных шахматных лидеров мирового масштаба в Европе (1858).

• Его партия в опере изучается до сих пор. Один из сильнейших гроссмейстеров ХХ века Бобби Фишер включил Пола Морфи в десятку лучших шахматистов всех времен.

Тигран Вартанович Петросян — советский гроссмейстер мирового уровня

Тигран Петросян

Титул короля в шахматах гроссмейстер носил шесть лет (1963-1969). Не проиграв ни одной партии в 1962 году, он получил прозвище «Железный Тигран», с которым и вошел в историю.

Тактика гроссмейстера базировалась на оборонительном мастерстве и так называемых «жертвах качества».

Элитарный игрок с универсальным стилем, Петросян выиграл свой титул у Михаила Ботвинника, который подтвердил победой против Бориса Спасского.

Вишванатан Ананд — учись играть в шахматы у великих!

Вишванатан Ананд

Гроссмейстер был бесспорным чемпионом мира в течение пяти лет (с 2007-2013), чемпионом мира ФИДЕ (2000-2002) и остался в истории под №15 среди шахматных королей. На пути к своему успеху он проиграл в 1995 году Каспарову и в 1998 – Карпову. Но затем в 2007 году Вишванатан Ананд обошел ряд игроков мирового класса, в том числе, Крамника и получил официальный титул чемпиона.

Тем не менее, Вишванатан Ананд является лучшим индийским гроссмейстером всех времен. И его заслуги перед историей сложно переоценить – тысячи фанатов и последователей во всем мире говорят в пользу его достижений.

В игре занято по 16 фигур с каждой стороны — белой и черной. 8 фишек — это пешки. Остальные 8 фигур являются ладьями, конями, слонами, королем, ферзем

Что самое важное в развитии шахматного игрока?

«По меткому выражению Пабло Пикассо, «компьютеры бесполезны, поскольку они могут только давать ответы». 

Решающее значение имеют вопросы!

Поиск и формулирование правильных вопросов — залог успеха в осуществлении вашей стратегии. Можете ли вы сказать, что ваши тактические методы и повседневные решения согласованы с долгосрочными целями? 

Поток информации угрожает размыть ваше видение стратегии, утопить его в цифрах и деталях, расчетах и анализах. Чтобы стать по-настоящему сильным тактиком, надо иметь в своём арсенале, с одной стороны, стратегическое видение, а с другой — аналитическое мышление. И то, и другое развивает умение заглядывать в будущее». 

Первые чемпионы мира и позиционная игра

Вильгельм Стейниц никогда не встречался за доской с Морфи, завершившим карьеру прежде, чем первый чемпион мира получил известность. Теория Стейница, отрицавшего чрезмерно агрессивную игру, лежит в основе современных шахмат. Он любил принимать гамбиты, закрывать позицию и постепенно усиливать свое положение, реализуя материальное преимущество. В свои лучшие годы Стейниц не знал себе равных в позиционной игре, в 1886 году став первым официальным чемпионом мира.

Вильгельм Стейниц, первый официальный чемпион мира. Фотография из Википедии.

Стейниц оставался чемпионом мира до 1894 года, когда он был побежден Эмануилом Ласкером (10-5). Матч-реванш, состоявшийся еще через три года, завершился еще убедительнее, со счетом 10-2. Ласкер оставался чемпионом мира 27 лет, больше, чем кто-либо другой в истории шахмат.

Позиционные шахматы Стейница и Ласкера завоевывали все большую популярность. До 1920-х годов господствовало мнение, что начале партии противники обязаны бороться за контроль центра пешками. Самыми распространенными дебютами того времени были испанская партия, ферзевый гамбит, французская защита и дебют четырех коней. В этих дебютах игра обычно развивается спокойно, и противники заняты накоплением небольших позиционных плюсов: захватом пространства, ключевых полей, диагоналей и вертикалей.

Эмануил Ласкер, второй чемпион мира по шахматам. Фотография из Германского федерального архива, CC

Хосе-Рауль Капабланка победил Ласкера в 1921 году, став третьим чемпионом мира. Стиль Капабланки до сих пор считается воплощением максимально лаконичного ясного позиционного мастерства. Он стремился избегать тактически сложных позиций, стремясь получить небольшое преимущество, которое доводил до победы в эндшпиле. Он отличался непревзойденным мастерством разыгрывания окончаний. Сильнейшие шахматные компьютерные программы современности находят очень мало погрешностей в его технике эндшпиля. Капабланка являлся чемпионом мира на протяжении всего шести лет, но и сегодня он считается одним из сильнейших шахматистов всех времен.

Хосе-Рауль Капабланка, третий чемпион мира. Фотография из Википедии.

В 1920-х годах возникло новое течение шахматной мысли, гипермодернизм. Главное открытие гипермодернистов заключалось в том, что можно контролировать центр фигурами, не занимая его пешками. Эта идея отразилась в партиях и дебютных находках шахматистов нового поколения: Арона Нимцовича, Ефима Боголюбова, Рихарда Рети и Эрнста Грюнфельда. В это время создавались новые начала и схемы развития: дебют Рети, защиты Нимцовича, Грюнфельда и Бенони.

Наверное, самым ярким образцом гипермодернизма является защита Алехина, названная по имени ее изобретателя, четвертого чемпиона мира Александра Алехина). Идея этой защиты заключается в том, чтобы спровоцировать белых на движение вперед центральных пешек, а потом атаковать неустойчивый пешечный центр. Сегодня Алехина помнят не как гипермодерниста, а как первого шахматиста динамичного стиля — он мог играть как тактически и агрессивно, так и спокойно и позиционно. Алехин был чемпионом мира с 1927 по 1935 год, когда он уступил в матче Максу Эйве. Алехин победил Эйве в матч-реванше в 1937 году и оставался чемпионом до своей смерти в 1946 году. Он является единственным чемпионом мира, ушедшим из жизни непобежденным.

Александр Алехин, четвертый чемпион мира. Фотография: George Bain/Библиотека Конгресса, Википедия.

Это интересно: Шацкии озера и отдых на них.

Шахматы на арабском востоке. Появление игры в современном её виде.

В XI веке шахматы «перебрались» на арабский восток. Первое упоминание о них встречается у арабского историка Альбируни, который даже посвятил этой игре отдельный труд.
Арабский вариант игры в шахматы назывался «шатрандж». В партии участвовало двое игроков. Состав «войска» включал короля, ферзя, восемь пешек, двух коней и две ладьи. Фигуры располагались по двум сторонам доски и имели два цвета – чёрный и белый.

Шатрандж был практически полным аналогом современных шахмат. Король мог ходить только на одно поле в любом направлении. Ход, когда король противника находился под ударом, назывался «шах». Ладья перемещалась по горизонтали или по вертикали на любое количество полей. А конь, как и в современных шахматах, мог ходить только буквой «г».

После завоевания арабами Пиренейского полуострова игра широко распространилась в Западной Европе. Много позже она попала в Среднюю Азию, а уже оттуда – в Российское государство. Большими приверженцами шахмат на Руси были царь Иван Грозный и император Петр I.

Зачем школе из плохого района шахматы

В школе, которую возглавляет Томас-Эль, учатся преимущественно дети из бедных и зачастую неполных афроамериканских семей, живущих в неблагополучных районах Делавэра. Обычно у таких ребят очень мало возможностей получить хорошее образование: им гораздо труднее не только поступить в вуз, но даже просто окончить школу.

Томас-Эль хорошо знает, каково приходится его ученикам. Он и сам выходец из такого же плохого района, где уровень преступности зашкаливал, а многие молодые люди не доживали до 18 лет. Мать будущего педагога одна растила восьмерых детей и не могла отправить их в хорошие школы. Но мальчику повезло с учителями: с их помощью он смог завершить обучение и получить степень бакалавра в университете.

«Превосходные учителя мотивируют обычных детей делать необыкновенные вещи», — не устает повторять Салом Томас-Эль.

Став педагогом сам, он начал искать ответ на вопрос, как помочь реализовать свой потенциал каждому ребёнку, а особенно детям, которые на пути к успеху сталкиваются с серьёзными препятствиями: бедностью, насилием, пренебрежением и низкими ожиданиями со стороны общества. Именно шахматы стали одним из инструментов решения этой задачи.


Кадр: фильм «Шахматист»

В начале своей карьеры Томас-Эль использовал игру на уроках математики. «Я начал учить детей математике на шахматной доске: кони ходят прямыми углами, слоны ходят по диагонали; доска — это большой квадрат, в котором 64 маленьких квадрата… Чего я поначалу не осознавал, так это того, что не просто учу детей математике, но и даю им интеллектуальный капитал», — рассказывал учитель.

Став директором школы, Томас-Эль закупил шахматные наборы и предложил ученикам играть во время завтраков и ланчей. А потом и вовсе стал открывать школу по субботам, чтобы ребята могли там и очередную партию разыграть, и поучиться, и получить субботний обед. Всё это позволяло им не только улучшить успеваемость, но и подумать о своём жизненном выборе.

«Школьники, которые играют в шахматы, умеют критически мыслить и решать проблемы. Игра учит думать на два, три, четыре шага вперёд, даёт ученику возможность принимать отличные решения в очень ответственные моменты. Ребёнку, который живёт в непростом районе, такие решения, меняющие жизнь, приходится принимать каждый день. Он должен постоянно отдавать себе отчёт в том, с кем он общается или по какой улице ему пойти вечером», — объяснял Томас-Эль в интервью.

Со временем ученики Томаса-Эля начали не просто играть в шахматы, а участвовать и даже побеждать в турнирах. Их успеваемость в школе повысилась, а сами дети стали самостоятельнее, увереннее в себе и ответственнее, развили стойкость и избавились от негативных установок. «Они осознали, что необязательно родиться умным, им можно стать. Причём становятся умными в результате упорной работы, а не потому что родители были умными. Чтобы пришёл успех, надо потрудиться», — рассказывает педагог.

В шахматы в школе под руководством Томаса-Эля играют как мальчики, так и девочки. Девичьи команды участвуют и в чисто женских, и в смешанных турнирах: они многократно играли против старшеклассников, студентов и мужчин много старше себя. И побеждали. Одна из таких команд Директора Эля (так педагога называют ученики и коллеги) провела без поражений три года подряд.

«Когда эти девушки учатся играть в шахматы, они показывают, что интеллект выходит за рамки наших расовых и гендерных предрассудков. Они показывают людям, что так же умны, как и все остальные», — объясняет Томас-Эль. По этой же причине он называет шахматы «великим уравнителем».


Кадр: фильм «Шахматистка»

Сегодня очевидно, что подход педагога работает: многие из его учениц после школы получили стипендии в таких престижных учебных заведениях, как Корнеллский университет и Университет Вирджинии. Некоторые из них сами стали учителями и вернулись в школы, чтобы помочь другим детям из своих районов найти верную дорогу, как когда-то Томас-Эль и его коллеги помогли им.

Шахматы в Петербурге на рубеже веков

Судя по всему, благоустроенных семей в нашей стране становится всё меньше. Раньше в Петербурге трудно было найти человека не знакомого с шахматами. А теперь на родительских собраниях, нисколько не стесняясь, родители спокойно заявляют, что не смогут помочь своему ребёнку, так как сами не знакомы с шахматами. Другие интересы теперь в семьях. Если уж играют, то только в компьютерные игры, или просматривают оболванивающие передачи типа «Последний Герой на Поле Чудес». Знакомство с первоклассниками в этом году… Многие дети, идущие в первый класс, не знают букв — половина. Не знают, что такое горизонталь и вертикаль — 90 из 100. Про диагональ слышали 2 ребёнка. Свой домашний телефон многие не знают, а если и говорят, то по одной цифре 5-8-7 — примерно 80 детей. Знают год своего рождения — 11 человек из 100. Во многих школах на переменах или на «продлённом дне» дети поглощены совсем не интеллектуальными играми, а шлёпают по полу «кепсы», раздают друг другу щелбаны после «камень, ножницы, бумага» или меняются картриджами и прочими современными «мымриками». Большинство детей сидят, уткнувшись носом в свои «мобильники» и «айфоны». На уроках дети не привыкли работать и «падают» со стула через 10 минут после начала занятия. Домашние задания мало кто делает, их, кстати, по новой методике, теперь, не принято задавать! Оценки тоже отменили, чтоб стыдно не было… Не дай бог, дети умнее станут!

Когда изобрели шахматы

Историки шахмат считают, что возникли они примерно в 6 веке н.э. К этому времени относятся самые ранние найденные документы. Это если говорить о тех шахматах, которые имеют знакомый нам вид и известные правила. При этом есть множество доказательств того, что до появления сегодняшних шахмат существовали похожие настольные игры, в основе которых также лежала тактика ведения битвы, главной фигурой был шах (полководец), и в помощниках у него было его войско.
В пример приводится некая персидская поэма, написанная в 600 году н.э., где упоминаются индийские шахматы и говорится, что в Персию они проникли из Индии.
Гарольд Мэррей, английский востоковед и выдающийся историк шахмат, в своем капитальном труде “История шахмат” (1913 г.) даже называет точную дату возникновения шахмат – 570 год н.э. Он утверждает, что до 570 года не было никаких сведений о шахматах, хотя единичные путешественники тех времен подробно описывали Индию, но об этой игре не упоминали.
В 700 году уже встречаются первые упоминания о шахматной игре вслепую, т.е. не глядя на доску.
В 8 веке уже появляются сведения о квалификационных турнирах!
А в 9 веке – первый трактат о шахматах Аль-Адли.

Где и как учиться шахматам

С возрастом учиться шахматам, возможно, сложнее, так как труднее концентрироваться, могут быть проблемы со зрением и так далее. Но все возможно. Одно из огромных преимуществ шахмат — это борьба против традиционных болезней, старости, например, Альцгеймера. Можно решать математические задачи, но это может быть скучно. В игре будешь меньше уставать, больше удовольствия получать, потому что это просто кайф, на самом деле. И для кого-то процесс важнее результата. Хотя профессиональный шахматист ставит только одну цель — выиграть. Он так воспитан с детства. Это его ДНК.

Для людей, для которых шахматы не являются профессией, целей может быть несколько. Первая — это, опять же, некое погружение в другой мир своих мыслей, эмоций, фантазий и нахождение в этой какой-то такой немного замудренной, другой реальности, так скажем. Это развитие определенных способностей, о которых я сказал уже. Это получение удовольствия от процесса игры, от факта победы в партии, от спасения тяжелых позиций.

В шахматы можно учиться играть, только играя. Для того, чтобы становиться лучше, нужно анализировать свои ошибки, и это должно стать навыком. Вне зависимости от того, выиграл ты, проиграл или ничья, вы ее анализируете. Сейчас это достаточно просто сделать, потому что очень мощные компьютеры, которые сразу показывают тебе, где ты ошибся. И ты начинаешь понимать, что надо улучшить.

Для начинающих есть замечательная книга Бейлина и Авербаха. Это советская классика, написанная отличным языком. Она абсолютно не потеряла своей уникальности. По этому учебнику учились все русскоязычные топ-шахматисты, начиная где-то с 70-х гг.

Есть еще такие традиционные заблуждения, что надо с самого начала изучать дебют — как развивать фигуры. Я считаю, что это неправильный подход, потому что это похоже на научную работу. Начинать надо с малого количества фигур, с эндшпиля, с конца игры, чтобы понимать, как ходит король, пешка, какие есть свойства этих фигур, как вообще взаимодействуют фигуры.

Шахматы — это все-таки игра, где нужно понимать и чувствовать, как взаимодействуют и твои фигуры, и фигуры противника. Чувствовать некую гармонию игры. Это возможно, только играя и анализируя. Поэтому мой совет — это книга Авербаха и Бейлина, посмотреть наши лекции, играть и найти того, с кем ты будешь анализировать свои партии.

Самое главное — это поначалу не играть с быстрыми контролями. То есть выделять не 5–10 минут на партию — вдумчиво играть 2–3 часа и анализировать. Это можно делать и на интернет-платформах: chess.com, lichess и chess24. Играйте с людьми, которые чуть выше вас рейтингом. Да, вы будете больше проигрывать, но в каждой партии станете чему-то учиться.

История шахмат. Кто придумал шахматы: краткая и понятная история возникновения

Игра в шахматы существует уже полторы тысячи лет. В неё играют в любом уголке земного шара, поэтому существует несколько вариантов игры. Они незначительно отличаются друг от друга, основные правила везде одни и те же, цель игры неизменна — поставить королю соперника мат.

Не забудьте ознакомиться с ещё одной интересной статьёй схожей тематики, рассказывающей о пользе и вреде шахмат для детей и взрослых . Приятного чтения!

Кто придумал шахматы: история происхождения

История происхождения шахмат – это большая загадка, точный ответ на которую не может дать ни один учёный, но все же работы и исследования на эту тему ведутся.

Шахматы получили своё название благодаря персидскому выражению «шах мат», что означает властитель побеждён.

Точный период возникновения шахмат не могут назвать, на эту тему ведутся многочисленные споры . Тем не менее некоторые учёные сходятся во мнениях и утверждают, что эта игра впервые появилась в первом веке нашей эры в Индии .

Предполагается, что шахматная игра была прообразом воин и битв, но без жертв. Именно поэтому многие правители проявляли интерес к этой игре, так как они могли решить все вопросы, не потеряв при этом ни одного воина.

Исследователи предполагают, что шахматы, дошедшие до наших времён, произошли от древней игры чатуранга. Все правила игры не сохранились, но известно, что в чатуранге использовались такие фигуры, как раджа (или король), ходы им осуществились таким же образом, как в современных шахматах. Разница лишь в том, что в древней игре не было рокировок.

Советник, он же ферзь, ходивший лишь на одно поле по горизонтали, конь и ладья, называемая колесницей, двигались аналогично современным правилам, пешки могли перемещаться только на одну клетку вперёд. Кроме того, в чатуранги присутствовала фигура слона, но о правилах ее перемещения сложно судить однозначно, так как разные источники описывают разные схемы.

Известно главное отличие древнеиндийской игры от современных шахмат. В чатуранги могли принимать участие четыре игрока, использовались чёрные, зелёные, красные и жёлтые фигуры. А также ходы генерировались не игроками, а игральными костями.

Первая версия

Существует интересная легенда о возникновении игры в шахматы. Однажды Раджа устал от походов и завоеваний и приказал придумать для него новую забаву, на что дал три дня и три ночи. Многие пытались удивить и заинтересовать Раджу, но все попытки были безуспешны. В один из дней во дворец пришёл брамин, он принёс с собой доску, разрисованную в клетку, и деревянные фигуры.

Игра очень понравилась правителю, а крестьянин попросил простую награду — зёрна пшеницы, но их количество должно увеличиваться вдвое с каждой клеткой. Если на первую клетку Раджа кладёт одно зёрнышко, то на вторую два, на третью — четыре и так пока не будет заполнена вся доска. Сначала правитель посмеялся над крестьянином, но позже понял, что такого количества зёрен нет на всём белом свете.

(Приложив немного усилий, можно посчитать, что всего получилось восемнадцать квинтиллионов четыреста сорок шесть квадриллионов семьсот сорок четыре триллиона семьдесят три биллиона семьсот девять миллионов пятьсот пятьдесят одна тысяча шестьсот пятнадцать зёрен или, говоря проще, примерно тысяча двести триллионов тонн). Не имея возможности отблагодарить брамина, как тот желал, раджа отдал ему все свои запасы пшеницы.

Вторая версия

Согласно другой версии этой же легенды, во дворец пришёл Шах с деревянными фигурками, чему Раджа возмутился, ведь все остальные приносили ему золото. Шах объяснил правителю, что в данном случае золото заключается в мудрости.

Игра понравилась Радже, в первой партии он потерпел поражение, но в последующих тщательно обдумывал каждый ход и побеждал. Раджа кричал «шах!», когда угрожал королю противника, что в переводе с персидского и означает «король», когда одерживал верх, он говорил «шах мат!», это можно перевести как «смерть королю», так и появилось название игры.

Как шахматы распространялись

Из Индии игра попала на запад и на восток. Были обнаружены персидские летописи, в которых рассказывается, как народ Индии преподнёс подарок в виде шахмат персидскому царю в шестом веке. Далее, игра дошла до стран Юго-Восточной Азии, где также претерпевала свои изменения. В восьмом века игра стала известна в завоёванной арабами Испании.

На Руси шахматы появились также в восьмом веке. Сначала об игре узнали на Кавказе от персов, а затем и во всём государстве.

Только в пятнадцатом веке шахматы приобрели тот вид, который известен нам сейчас. Но всё равно, в некоторых местах остались свои причудливые правила.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Росспектр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: