Творчество Жуковского и русская литература
Жуковский обладал тонкой художественной организацией и был истинным поэтом. Пусть его творчество небогато самостоятельными идеями и яркими образами, по его идеализм, его глубокое и искреннее поэтическое настроение, его стихов «пленительная сладость» по праву сделали его учителем всего пушкинского поколения. Переводы Жуковского приводили русского читателя в общение с мировой литературой и значительно расширяли его эстетический кругозор. Люди 1820-х, 1830-х и даже 1840-х годов не отвергали своей связи с Жуковским. По свидетельству князя В. Ф. Одоевского, воспитанники университетского Благородного пансиона в начале 1820-х годов зачитывались Жуковским, «и новые ощущения нового мира возникали в юных душах и гордо вносились во мрак тогдашнего классицизма». В 1830-х годах, в период философского и мистического идеализма (столь родственного идеализму старых масонов), творчество Жуковского еще продолжало действовать на сердца молодежи. В его поэзии будущий славянофил И. В. Киреевский находил «ту идеальность, которая составляет отличительный характер немецкой жизни, поэзии и философии». Так же трактуют его Одоевский, Бакунин и Белинский. Жуковский сохранял свое значение всюду, где проявлялось дыхание идеализма. Характерно, что Валерий Брюсов, представитель позднейшего модернизма, или неоромантизма, свою «романтическую поэму» «Исполненное обещание» «благоговейно» посвятил памяти Жуковского.
Надгробие Жуковского в Александро-Невской лавре
С другими, более реалистическими течениями русской умственной и литературной жизни Василий Андреевич Жуковский не имел столь непосредственной связи. У него не было живого чувства действительности: ведь настоящее и близкое ему «зрится отдаленным». «Народность», к которой жадно стремилась русская литература с 1830-х годов, отразилась у Жуковского в литературной переделке сказок, в старом, т. н. «русском стиле» (напр., в комической опере «Богатырь Алеша Попович, или страшные развалины»), да в немногих, условных картинках русской природы и русского быта. Такие писатели, как Грибоедов и Рылеев, не удовлетворялись творчеством Жуковского, не видя в нём жизненной правды и реализма. Жуковский не мог идти в ногу с теми, кто создавал русский художественный реализм и социальный роман. Но теоретически он понимал значение этого движения и благословлял других (напр., А. Н. Майкова, гр. В. А. Соллогуба, А. И. Зонтаг) на изображение русской действительности и, в частности, на общественный роман. Наш художественный реализм, в конце концов, одухотворен тем же идеализмом, который присущ и поэзии Жуковского. Как талантливый и своеобразный переводчик и как оригинальный поэт, Жуковский органически входит в историю русского литературного развития, особенно в период исканий «истинного романтизма».
В.А. Жуковский — наставник императорской семьи
Учитель словесности
Так сложилось, что именно Жуковский стал тем человеком, кто преподавал русскую словесность и ряд других предметов многим членам царской семьи. Началось все с того, что с 1815 года, поэт был чтецом у императрицы Марии Федоровны. Затем, в 1817 году был решен вопрос о преподавании им русского языка великой княгине (будущей императрица Александре Федоровне, супруге Николая I).
А. Молинари. Портрет великой княгини Александры Фёдоровны. 1817, Государственный исторический музей
Она нуждалась в освоении русского языка, так как была немкой по рождению. Правда, вскоре выяснилось, что Василий Андреевич был «слишком поэтичен» для этой должности, и Александра Федоровна сетовала, что так и не смогла освоить русский язык в достаточной степени, чтобы произносить на нем длинные фразы. Но в целом императорская семья была довольна Жуковским, он часто сочинял стихи по заказу своей именитой ученицы, чем очень развлекал ее. При этом для самого Жуковского это была должность его мечты – всего один час работы в день, проживание в покоях князя, а потом и в Кремле, жалованье 5000 рублей в месяц и при этом полная свобода в остальное время.Василий Андреевич всего себя посвящает творчеству и общению в кругу литературных друзей. В это время были опубликованы его знаменитые баллады «Вадим», «Лесной царь», «Рыцарь Тогенбург» и многие другие. Позднее уроки Василия Андреевича посещает супруга князя Михаила Павловича. Жуковский подходит к своим обязанностям серьезно и с душой: он расширяет программу таким предметами, как философия, история, педагогика и эстетика.
Наставник цесаревича
Заслужив безграничное доверие императорской семьи, в 1825 году Василий Жуковский назначается на должность воспитателя цесаревича Александра, будущего императора Александра II. Василий Андреевич самолично разработал и представил на утверждение Николаю I всю программу воспитания наследника престола, разбив ее на три этапа:
- Первый – с 8 до 13 лет – общеобразовательные предметы
- Второй – с 13 до 18 лет – курс начал основных наук
- Третий – с 18 до 20 лет – сосредоточение уже только на практических опытах в жизни наследника престола.
Великий князь Александр Николаевич, 1828. Автор Пётр Фёдорович Соколов
По его инициативе были привлечены к процессу обучения преподаватели различных научных дисциплин, так как Жуковский был убежден, что государь должен быть всесторонне образованным. Сам он преподавал цесаревичу русскую грамматику, физику, историю человека, историю и географию. С преподавателями другим предметов поэт постоянно поддерживал связь, чтобы все обучение шло в едином русле. Также именно по настоянию Жуковского цесаревича Александра стали обучать военным дисциплинам лишь с 11 лет, а не с 9, как это было принято ранее.
Конечно же, поэт отдавал себе отчет, что эта служба накладывает на него колоссальную ответственность: и перед маленьким Сашей, и перед большим государством. Он старался через все обучение протянуть красную нить мысли: «Где правитель любит народное благо, там и народ любит власть правителя». Многие считают, что именно влияние Василия Жуковского сформировало Александра II таким государем и человеком, что в народе его прозвали «царем-освободителем». Так что прекращением существования крепостного права в 1861 году русский народ отчасти обязан и Василию Андреевичу Жуковскому.
Портрет Александра II кисти Джорджа Доу, 1827 год
Его служба придворным учителем закончилась через 12 лет, с достижением цесаревичем совершеннолетия. В качестве подарка своему именитому ученику Жуковский преподнес ему «образовательное путешествие»: они вместе с наследником престола посетили некоторые города России и несколько стран Европы. Можно сказать, наставник познакомил наследника престола с родной страной и приоткрыл ему красоты Европы. После отставки при дворе В. Жуковский на несколько лет уехал жить в Германию.
Значение В. А. Жуковского для русской литературы
Как уже было сказано выше, вклад В. А. Жуковского в русскую литературу неоценим. Так, благодаря Жуковскому:
- Жуковский положил начало русской поэзии, как таковой. Действительно, В. А. Жуковский был одним из первых известных поэтов того времени.
- Жуковский стал основоположником русского символизма и романтизма. Его произведения приобрели такие отличительные характеристики, как: высокое эмоциональное восприятие, психологический и нравственный портреты героев, чувства героев ставятся превыше их поступков и какой-либо идеи произведения.
- Жуковский стал первым писателем, который использовал в своих произведениях языковые средства выразительности, носящие ассоциативный характер. То есть, эпитеты, метафоры, метонимии, аллегории, фразеологизмы у Жуковского служили символами для передачи чувств героев и эмоциональной окраски произведения в целом.
- Жуковский обогатил русский язык, используя в своих произведениях неологизмы.
- Произведения этого писателя также имеют историческую ценность. Из его произведений мы можем понять, что было актуально и читаемо людьми его времени. А, следовательно, по ним мы можем судить о наиболее важных и актуальных темах того периода.
- Произведения Жуковского носят также и поучительный характер. Из них читатель может узнать о тех качествах человеческой личности, которые приветствовались в начале девятнадцатого века.
- Практически все произведения Жуковского прославляют героизм и рыцарство человека. Главные герои его произведений – натуры сильные, чувствительные, способные на красивые и смелые поступки.
Итак, можно сказать, что Жуковский внес огромный вклад в русскую литературу и в развитие русского языка. Его произведения – неповторимы. Их отличает:
- Яркая эмоционально-психологическая окраска самого произведения и точные портреты героев этого произведения.
- Обилие символов, а также других средств выразительности в его произведениях. К примеру, в его балладах очень много эпитетов и метафор, а также фразеологизмов и метонимий. Все это делает произведения В. А. Жуковского насыщенными и яркими с точки зрения эмоциональной окраски произведения.
Замечание 2
Еще одна отличительная черта его произведений – это использование неологизмов в них. Эти неологизмы являются, по своей сути, результатом словообразования и экспериментов с семантическим и лексическим значением слова.
Также произведения В. А. Жуковского отличает собственный выдающийся слог автора и известные всем, «рыцарские» сюжеты произведений, в которых прославляется мужество, героизм и храбрость героев.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что произведения В. А. Жуковского уникальны, а сам писатель является основоположником романтизма и русской поэзии, также внесшим огромный вклад в развитие всей русской литературы. Произведения Жуковского – это настоящие шедевры не только русского, но и мирового искусства. Так, Жуковского можно назвать величайшим автором своей эпохи. Именно благодаря ему в русской литературе появились и получили свое развитие такие направления, как символизм и романтизм, а также элегико-романтизм.
Лиро-эпическая поэзия
Лиро-эпическая поэзия находится на границе лирики и эпоса. От лирики здесь – субъективность, эмоциональность, от эпоса – сюжетность.
Баллада
Баллада – сюжетное стихотворение, в основе которого фантастический, фольклорный материал. Особенностью жанра является мрачный, таинственный, мистический характер. Сюжет баллады строится вокруг некого необычного случая: преступление, трагедия, явление потусторонних сил.
Баллады соединяют в себе черты рассказа и песни. В балладах активно используются такие средства выразительности, как эпитеты («горькая судьбина», «мертвое молчанье»), сравнения («мчат, как будто на крылах»), а также архаизмы и особая мелодика. Это один из главных поэтических жанров сентиментализма и романтизма.
Дума
Дума – поэтическое размышление автора на философскую, историческую или социально-бытовую тему. Имеет сходство с балладой, так как тоже основана на реальных событиях, но в ней отсутствует фантастический элемент.
Поэма
Поэма (а также роман в стихах) – крупное или среднее по объему произведение, главными особенностями которого является сюжетность (как в эпосе), оценочность и присутствие лирического героя (как в лирике). В поэмах разного типа – героических, романтических, сатирических и других – эти составляющие сочетаются в разных пропорциях.
Например, историческая поэма Пушкина «Полтава» описывает преимущественно события военного характера и близка к эпосу:
Напротив, поэма Блока «Соловьиный сад» – чистая лирика, где переживания героя выходят на первый план:
А поэма Рудого «Паноптикум» – сатирическая баллада с элементами ужаса:
Исповедь
Исповедь – стихотворение-покаяние, в котором лирический герой раскрывает свою душу, вспоминает жизненный путь, высказывает личные убеждения философского, религиозного, иногда политического характера. Исповедь близка дневнику, но, в отличие от него, не привязана к хронологии или месту.
В русской поэзии элементы исповеди появляются в конце XVIII века у Карамзина, Жуковского, позже – у Баратынского, Пушкина, Лермонтова.
Когда умер жуковский. Жуковский и Пушкин
Братья Чернецовы «Крылов, Пушкин, Жуковский, Гнедич в Летнем саду»
В тот год, когда родился Пушкин, Жуковский находится в одном из лучших дворянских заведений, Благородном пансионе при Московском университете, и вскоре заводит знакомство с Карамзиным, братьями Тургеневыми, братьями Сергеем Львовичем и Василием Львовичем Пушкиными. С маленьким же курчавым Александром Сергеевичем пока что обыкновенное знакомство 20-летнего начинающего поэта с 4-летним ребенком. А в 1816 г. 33-летний Жуковский появляется в Царском Селе и заново знакомится с 17-летним Пушкиным. Буквально с первых встреч старший и младший подружились: отношения близкие, веселые, творческие и, главное, совершенно равные. Вскоре с единомышленниками они уже заседают в знаменитом литературном обществе «Арзамас», где не было проблемы отцов и детей, где все были дети и 17-летний Пушкин, и вдвое старшие Жуковский, Батюшков, Денис Давыдов, и даже 50-летний гость Карамзин: шуточки на равных, обмен стихами, никто никого не поучает.
В 1820 году Жуковский подарил молодому Пушкину — тому не было и 21 года — свой портрет работы Эстеррейха со знаменитой надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя. В тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила». 1820 Марта 26. Великая пятница».
На этом же портрете Пушкин написал свой экспромт, адресованный Жуковскому:
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль,
И, внемля им, вздохнет о славе младость,
Утешится безмолвная печаль
И резвая задумается радость.
Портрет, подаренный Жуковским, был очень дорог Пушкину, он никогда с ним не расставался. Эта гравюра и сейчас висит над рабочим столом в кабинете последней пушкинской квартиры на Мойке. И дарственная надпись Жуковского, и пророческие строки «победителя-ученика» давно стали хрестоматийными.
Пушкин и умер на руках у Жуковского. Вот как пишет об этом он сам: «Жизнь кончена!» — повторил он внятно и положительно, «Тяжело дышать, давит!» — были последние слова его.
В эту минуту я не сводил с него глаз и заметил, что движение груди, доселе тихое, сделалось прерывистым. Оно скоро прекратилось. Я смотрел внимательно, ждал последнего вздоха; но я его не приметил. Тишина, его объявшая, казалась мне успокоением. Все над ним молчали. Минуты через две я спросил: «Что он? — «Кончилось»,—отвечал мне Даль. Так тихо, так таинственно удалилась душа его. Мы долго стояли над ним молча, не шевелясь, не смея нарушить великого таинства смерти, которое свершилось перед нами во всей умилительной святыне своей.
Когда все ушли, я сел перед ним и долго один смотрел ему в лицо. Никогда на этом лице я не видал ничего подобного тому, что было на нем в эту первую минуту смерти. Голова его несколько наклонилась; руки, в которых было за несколько минут какое-то судорожное движение, были спокойно протянуты, как будто упавшие для отдыха после тяжелого труда. Но что выражалось на его лице, я сказать словами не умею. Оно было для меня так ново и в то же время так знакомо! Это был не сон и не покой! Это не было выражение ума, столь прежде свойственное этому лицу; это не было также и выражение поэтическое! нет! какая-то глубокая, удивительная мысль на нем развивалась, что-то похожее на видение, на какое-то полное, глубокое, удовольствованное знание. Всматриваясь в него, мне все хотелось у него спросить: «Что видишь, друг?»
Так простился Василий Андреевич Жуковский с Александром Сергеевичем Пушкиным…
К числу самых известных изображений Жуковского относятся портреты работы О. Кипренского, К. Брюллова, П. Соколова, Н. Чернецова, О. Эстеррейха, Т. Гильдебрандта, Ф. Крюгера, Е. Рейтерна.
В 1841 г. Жуковский подает в отставку, уезжает в Германию и женится на Елизавете Рейтерн, дочери его друга, немецкого художника. Жена его, более чем на 30 лет моложе его, была женщиной болезненной, поэтому Жуковский по семейным обстоятельствам до конца жизни оставался в Германии. Умер он 12 апреля 1852 г., был похоронен в Баден-Бадене, но вскоре прах его перевезли в Петербург и захоронили в Александро-Невской лавре рядом с могилой Н.М. Карамзина.
«Российский жилблаз, или похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова»
«Жилблаз» из названия — это на самом деле Жиль Блаз, герой плутовского романа Алена Лесажа. Его имя стало нарицательным. Книга Нарежного — тоже плутовской роман. По сюжету, главный герой — обедневший князь Гаврила Чистяков — по всей России искал сбежавшую жену и похищенного сына. Автор сатирически описал российские провинциальные и столичные нравы, а в образе одного отрицательного персонажа даже читался Григорий Потемкин.
Из шести частей романа автор успел опубликовать только три. Остальное было запрещено цензурой и целиком опубликовано впервые лишь в советское время. Хотя сюжет романа живой и привлекательный, читать его достаточно тяжело. Даже современники упрекали автора в тяжеловесных и расплывчатых формулировках, а сегодня его язык и вовсе устарел.
Биография В. А. Жуковского
Известный русский поэт и переводчик Василий Андреевич Жуковский родился 29 января (9 февраля) 1783 года в селе Мишенское Белёвского уезда Тульской губернии. Он был незаконнорождённым сыном помещика А.И. Бунина, его мать была турчанкой, которая была взята в плен во время русско-турецкой войны. Вскоре ей была дарована свобода, она приняла христианство и стала наложницей А.И. Бунина, а затем заняла должность ключницы. Крёстным мальчика стал киевский обнищавший дворянин Андрей Григорьевич Жуковский.
Первоначально обучением Василия занимался его приемный отец А. Г. Жуковский. В 1790 году он был отдан в пансион Христофора Роде.
В 1791 году скончался А.И. Бунин, не оставив своей наложнице и сыну никакого имущества. Юного Жуковского приютила его сестра по отцу Варвара Афанасьевна.
В 1797 году Жуковский был принят в Московский университетский пансион.
Примерно в 14 лет юноша пробует писать свои первые произведения «Майское утро», «Мысли при гробнице».
В 1800 году Жуковский с отличием окончил пансион. Он получил статский чин городового секретаря и приступил к работе в соляной конторе. Эта работа не очень нравилась начинающему поэту, поэтому вскоре он ее оставил.
В 1802 году Жуковский вернулся снова в имение Юшковых и начал плодотворно работать над переводами произведений европейских классиков. Затем Жуковский приступает к работе над элегией «Вечер». Известность Жуковскому принесла «Песнь Барда» опубликованная в журнале «Вестник Европы». Вскоре Жуковскому улыбнулась удача, и ему была предложена должность редактора в этом журнале. Главную цель всего журнала Жуковский видел в воспитании общества, народное просвещение поэт считал ключевым мотивом.
В 1810 году он оставляет работу в «Вестнике Европы».
В 1812 году большую часть времени Жуковский проводит в своём имении в деревне Холх. В это время поэт работал над рядом своих известных произведений, например, балладой «Светлана».
В августе 1812 году Жуковский решает вступить в ополчение. Таким образом поэт стал участником Бородинского сражения. Через некоторое время Жуковский серьезно заболел, когда поэт немного оправился, его отправили на восстановление в имение Муратово.
Практически всю свою жизнь Василий Андреевич Жуковский был влюблен в свою племянницу Марию Андреевну Протасову. Любовь к ней отразилась во многих произведениях поэта. Родители Марии категорически были против подобных отношений. По этому поводу Жуковский сильно страдал и часто впадал в депрессию.
В октябре 1815 года было основано литерное общество «Арзамас», членом которого стал и В. А. Жуковский.
В 1816 году А. И. Тургенев показал государю Александру I собрание сочинения В.А. Жуковский. Государь был настолько поражен творчеством Жуковского что назначил ему пожизненную пенсию.
В 1817 году Жуковский был приглашен на должность учителя молодой супруги великого князя Николая прусской принцессы Фредерики-Луизы-Шарлотты-Вильгельмины.
В 1820 году Василий Андреевич отправляется в путешествие по Германии и Швейцарии.
В1822 году Жуковский снова вернулся в Россию, в Петербург. Он продолжал работать учителем в семейства монарха.
В 1826 году поэт отправляется снова в Европу, для того чтобы поправить свое пошатнувшиеся здоровье. Он посещает Гамбург, Эмс, Дрезден, Париж, Ваймер. В ходе путешествия, несмотря на недомогание, Жуковский продолжает работать, писать стихи и переводить.
В 1827 году Жуковский вернулся в Петербург и начал вести занятия с наследником цесаревичем.
С 1831 года начинается новый этап поэтического творчества Жуковского. В это время он переводит отрывок «Песни о моем Сиде». Из-под пера поэта выходят «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна» и «Война мышей и лягушек».
В 1830-е годы Жуковский продолжает преподавательскую и поэтическую деятельность.
В 1841 году поэт обвенчался с Елизаветой Рейтерн. Чета Жуковских поселилась в окрестностях Дюссельдорфа. Отношения Жуковского и царской семьи в это время обостряются из-за того, что поэт долгое время живет заграницей.
В конце жизни Жуковский тяжело болел. Он скончался 12 апреля 1852 года, изначально поэт был похоронен в Баден-Бадене, но позже его прах перевезли в Петербург.
Жуковский и пушкинская эпоха
Жизнь Жуковского во второй половине 1830-х годов была связана в значительной степени с общим состоянием культуры Петербурга. На его пятницах постоянным посетителем стал Н.В. Гоголь, который читал свою новую комедию «Ревизор» и рассказ «Нос». С именем Жуковского и по его содействию был создан журнал «Современник». На его собраниях бывали многие писатели, а также М.И. Глинка с замыслом новой оперы об Иване Сусанине. Жуковский принял участие и в разработке либретто. Вместе с В. Одоевским Жуковский подготовил русский текст «Гимна к Радости» для первого исполнения Девятой симфонии Бетховена. В 1836 г. Глинка написал романс на стихи Жуковского «Ночной смотр» и сам исполнил его перед своими гостями – Пушкиным и Жуковским. Первые репетиции «Ивана Сусанина» проходили также в присутствии Жуковского. Жуковский был посвящён в семейные проблемы Пушкина, его волновали те слухи, которые ходили в свете в отношении Натальи Николаевны и Дантеса. Он старался быть посредником, стремился угасить ситуацию с дуэлью, но Пушкин категорически отказался следовать советам Жуковского. Он писал Пушкину: «Хотя ты и рассердил и даже обидел меня, но меня всё к тебе тянет – не брюхом, которое имею уже весьма порядочное, но сердцем, которое живо разделяет то, что делается в твоём…» Узнав о смертельном ранении Пушкина, он поехал к нему, заботился о том, чтобы сохранить бумаги Пушкина, хлопотал о том, чтобы не был наказан секундант Пушкина Данзас. В последнюю ночь Пушкина у его постели сидел В.И. Даль, а Вяземский, Жуковский и Виельгорский находились в соседней комнате. После выноса тела Жуковский опечатал кабинет поэта своей печатью. Именно Жуковскому царь повелел проводить тело Пушкина для захоронения. Жуковский с друзьями взял на себя продолжение издания «Современника». Он же добился печатания полного собрания сочинений Пушкина, начатого в 1838 г.
Бюст В. А. Жуковского работы В.П. Крейтана в Санкт-Петербурге
- < Назад
- Вперёд >
Личная жизнь
В середине 1830-х годов молодой Петров Ершов был вынужден покинуть Петербург, который успел так сильно полюбить. Это произошло по ряду причин: вначале умер его старший брат, а потом не стало и отца. В итоге, ему пришлось самому заботиться о матери.
Вернувшись домой Ершов начал преподавать в Тобольской гимназии. Через несколько лет он занял должность инспектора, а в 1857 г. стал директором гимназии и дирекции училищ в губернии.
Интересен факт, что одним из учеников Петра Павловича был знаменитый химик Дмитрий Менделеев. Более того, позже его падчерица стала женой химика. За годы личной биографии Ершов трижды состоял в браке, являясь отцом 15 детей (из них 11 не дожили до совершеннолетия).
Первой женой поэта была вдова Серафима Лещева, имевшая уже 4-х детей. Этот союз продлился 5 лет, поскольку женщина скончалась во время родов. После этого Ершов отправился под венец с Олимпиадой Кузьминой. Этот брак окончился в 1853 г. по причине смерти жены.
Третьей супругой Петра стала Елена Черкасова, с которой он прожил до конца своих дней. В зрелые годы он перешел на чиновничью службу. Он стал инициатором постройки нескольких учебных заведений для девушек. Также Ершов похлопотал о создании гимназического театра, для которого написал несколько пьес.
Факты биографии В.А. Жуковского
Будущий поэт появился на свет в результате внебрачной связи богатого помещика Афанасия Бунина и пленной турчанки Сальхи. Надо отдать должное, родной отец не отказался от сына, и принял в свою семью. Приняла и полюбила его законная супруга Бунина – Мария Григорьевна. В то время узаконить «байстрюка» было делом весьма сложным и щекотливым. На помощь пришел близкий друг семьи Буниных – Андрей Григорьевич Жуковский. Он усыновил мальчика и дал ему свою фамилию. Однако достопочтенная фамилия не давала право на получение мальчиком статуса потомственного дворянина. Тогда родители пошли иным обманным путем: они фиктивно зачислили его на военную службу в гусарский полк. В возрасте шести лет Василий получил звание прапорщика, которое и открывало ему двери в дворянское сословие. У Жуковского были сводные брат и сестра. Они были намного его старше. Именно в дочь своей сводной сестры – Елены Андреевны и влюбился юный поэт. Чувство это было сильным и взаимным, но родители так и не дали согласие на брак столь близких родственников. Сердце поэта было успокоено в возрасте 57 лет, когда он женился на двадцатилетней Елизавете – дочери его давнего друга и художника Е.Р. Рейтерна. Получив отличное домашнее образование, Жуковский был отправлен на учёбу в Главное народное училище. Невозможно поверить, но вскоре он был исключен за неуспеваемость. А в Благородном пансионе при Московском университете, в противоположность ожидаемому, его таланты и способности были высоко отмечены. Он добился больших успехов в изучении иностранных языков, истории и словесности. Большая часть творческого наследия Жуковского – переводы английских и немецких поэтов, а также знаменитых древнегреческих поэм – «Одиссея» и «Илиада».
Последнюю он переводит уже в конце жизни. Василий Андреевич явился автором первого государственного гимна России – «Боже, царя храни». Александр Сергеевич Пушкин был учеником и близким другом Василия Андреевича. Он безмерно восхищался его талантом и считал его намного выше самого себя. Трудно поверить, но Пушкин, получив смертельную рану во время дуэли, скончался именно в день рождения Жуковского – 29 января. Он был с ним рядом в последние минуты, и после трогательно описал их в письме к родному отцу поэта – Сергею Львовичу Пушкину. А после вызвался привести в порядок его документы, рукописи и подготовить для издания их в полном собрании сочинений. В биографии Василия Жуковского интересных фактов из жизни можно найти немало. К примеру, у поэта никогда не было тщеславных мыслей о служении при дворе. Но судьба распорядилась иначе. В конце 1817 года ему была оказана высокая честь служить учителем словесности при великой княгине Александре Фёдоровне. Новое окружение и деятельность были ему по сердцу. У него было время для собственного творчества, и, кроме того, в семьи императора он не чувствовал себя одиноким, наоборот, ощущал искренность и душевное отношение к себе. Для своей высокой ученицы Жуковский открыл бесконечно прекрасный и глубокий мир русского языка и литературы
Именно при Василии Андреевиче высшее общество, как никогда, больше уделяло внимание родному языку, нежели модным иностранным – немецкому и французскому. Жуковский никогда не пользовался своим высоким положением при дворе в личных целях
Исключениями были эпизоды, когда он просил за близких людей
Так он не раз заступался за А.С. Пушкина, искал пути для смягчения наказания декабристов, заботился о выкупе из крепостного рабства гениального украинского поэта и художника Тараса Григорьевича Шевченко. Жуковский не раз посещал Дрезденскую картинную галерею. Он восхищался и благоговел перед великими шедеврами живописи. Удручало его одно – небрежность в хранении таких бесценных сокровищ. Действительно, многие картины были почерневшими и в плохих рамах, а само помещение больше походило на тёмный грязный сарай, нежели на музей искусств. В 1822 году после возвращения из Европы русский поэт решил освободить всех своих крепостных. Они некогда были куплены неким И.В. Поповым на его имя. Он заплатил более 2000 рублей и отпустил всех крестьян на волю. Он считал, что каждый человек, независимо от происхождения, есть свободная личность. Когда поэту исполнилось 68 лет, он начал жаловаться не только на слабость тела, но и на глаза: у него стремительно ухудшалось зрение. Но глубоко в душе он был готов к такому исходу. Он много написал, подготовил к изданию полное собрание своих произведений и пришел к Богу – простой вере, в свет внутри себя.
Наставник цесаревича
В 1826 году, вскоре после коронации, Николай I назначил Василия Андреевича наставником цесаревича Александра.
Жуковский отнесся к воспитанию будущего наследника престола максимально серьезно. Он скрупулезно отбирал для Александра лучшие книги по истории, философии, литературе и праву, составлял учебные программы, контролировал усвоение материала. Василий Андреевич учил его мыслить масштабно, прививал передовые идеи западников-демократов, старался воспитать ответственность за народ и страну.
Впоследствии историки приписывали либеральные реформы царя-освободителя Александра II влиянию, которое оказали прогрессивные методы воспитания Жуковского на молодого цесаревича.
Василий Жуковский и декабристы
Василию Андреевичу еще в 1819 году друзья предложили ознакомиться с уставом Союза благоденствия. Он прочел документ, но взгляды эти не разделил. Дело в том, что Жуковский всю свою жизнь, вплоть до кончины, считал, что развитие общества возможно только через индивидуальное развитие каждого его гражданина. Каждый человек должен сам отвечать за свое совершенствование, и никакие общества с их призывами и уставами не могут этого обеспечить.
Страница рукописи А. С. Пушкина с изображением казнённых декабристов, 1826
Вот так и получилось, что Жуковский, знакомый и друживший со многими декабристами, сам оказался вне этого движения. Своими близкими отношениями с императором и влиянием на императорскую семью он сумел повлиять на смягчение участи нескольких декабристов, но помочь всем было не в его силах.
Романсы и песни Жуковского
Песенный багаж появился благодаря уникальности построения стихотворений Жуковского. Она подразумевает несколько элементов, на которых опирались стихотворения:
- слова, которые апеллируют к чувственному опыту человека, то есть пробуждают былые чувства и переживания;
- восклицания и обращения, которые формируют мелодию — они расположены таким образом, что либо задают тон и темп будущей песни, либо же обозначают конец и начало музыкальной фразы;
- размер сонета — стихотворения Жуковского сами подсказывают ассоциации;
- поток слов и мыслей — смысл познается не из декодирования семантики каждого слова, а исключительно в контексте всего стихотворения.
Причина того, что большинство произведений Жуковского положены на музыку, кроется в том, что они сами подсказывали, как их петь. Размер указывал на ритм исполнения, рифма задавала темп и характер произведения. Но тут же и минус стихотворений – их музыкальность ограничена. Так, маршевое исполнение, которого требует стихотворение, не может быть заменено на адажио.
Краткая биография Петра Ершова. Кратко и самое главное
Петр Павлович Ершов – русский писатель, поэт и прозаик. Наиболее прославился своей сказкой в стихах «Конек-Горбунок». Поэт родился 6 марта 1815 года в деревне Безруково Тобольской губернии. Отец писателя был чиновником, которому по долгу службы приходилось часто бывать в разъездах. Так, детство мальчика прошло в частых переездах. В 1824 году Петра вместе со старшим братом отправили жить и обучаться в Тобольск, к родственникам по материнской линии. После окончания гимназии они переехали в Петербург, где на тот момент служил их отец. Там Петр поступил в Петербургский университет на философско-юридическое отделение. Во время учебы он познакомился с писателями В. А. Жуковским и А. С. Пушкиным, с критиком П. А. Плетневым. Именно им он доверил на оценку свое первое крупное произведение – «Конек-Горбунок». Пушкину настолько понравилась сказка, что он прочитал из нее отрывок ошеломленным студентам, среди которых сидел и сам Ершов. Так, он представил сокурсникам начинающего поэта. Впервые отрывок из сказки был напечатан в 1834 году в ежемесячном журнале «Библиотека для чтения». В середине того же года П. Ершов целиком опубликовал произведение в отдельном издании. Его творчество имело успех. Вскоре к печати была принята первая часть его старинной были «Сибирский казак». Позже опубликовали и вторую часть.
Когда учеба в университете подходила к концу Ершов был вынужден покинуть Петербург, так и не получив желаемой должности. Это прощание с дорогими друзьями и литературной средой вызывало противоречивые чувства в душе молодого писателя, но он все же выбрал родную Сибирь, которую ласково называл «северной красавицей». Он мечтал исследовать этот мало изученный край и написать о нем в очерках. По возвращении в Тобольск в 1836 году он сначала преподавал в гимназии, а затем дослужился до директора и руководства училищ губернии. Примечательно то, что одним из его учеников был будущий ученый Д. И. Менделеев. Ершов написал еще несколько стихотворений и пьес для театра, а также оперу «Якутские божки». Умер писатель в августе 1869 года в Тобольске, где и был похоронен.