Презентация на тему культура двуречья (шумерская и ассиро-вавилонская)

Характер происхождения

Большая часть известных рудниковых типов была сформирована под влиянием трёх основных факторов. От них, собственно, зависят особенности и характеристики руды железа.

Магматическое формирование. Магматические составы формировались под воздействием высоких температур магмы либо при условии высокой активности древних вулканов. По сути, имели место естественные процессы перемешивания и переплавки горных пород.

Эта разновидность полезных ископаемых представляет собой кристаллические минеральные ископаемые соединения, отличающиеся высоким процентом содержания железа. Залежи магматических ископаемых, как правило, можно обнаружить в зонах старинного образования гористых местностей. Именно в этих местах расплавленные вещества подходили максимально близко к поверхностным слоям почвы.

Метаморфическое формирование. В процессе такого формирования образуются минералы осадочного типа. Суть этого процесса сводится к передвижению отдельных участков коры Земли при котором определённые пласты, богатые определёнными элементами, попадают под породы, залёгшие выше.

Полезные ископаемые, которые образовались при очередном перемещении, мигрируют ближе к земляной поверхности. Железная руда, которая образуется в процессе метаморфического формирования, как правило, имеет высокое процентное содержание полезных металлических соединений и располагается не слишком глубоко от поверхности. Один из наиболее распространённых примеров – железняк магнитный, содержащий в своём составе до 75% железа.

Осадочное формирование. В данном случае основные факторы этого типа формирования рудников – естественные силы природы, в частности ветры и вода. Пласты породы подвергаются разрушению и перемещению в низины – именно здесь они скапливаются, формируя отдельные слои. В качестве реагента выступает вода, которая выщелачивает исходные материалы. В ходе таких процессов формируются залежи бурого железняка, представляющего собой рассыпчатую, разрыхлённую массу с высоким содержанием минеральных примесей и процентным содержанием железа до 35-40%.

За счёт различной специфики образования метаморфических пород сырьё часто перемешивается внутри пластов с магматической породой, известняком и глиной. В одном и том же месторождении, обозначенном соответствующим знаком на карте, обнаруживаются различные по происхождению залежки, которые перемешаны между собой. Места, предположительно богатые осадочными железными рудами в этом случае определяются в ходе геологических разведочных мероприятий.

Основные свойства и типы. Из какой руды получают железо?

К наиболее распространённому типу принято относить красный железняк, основой которого служит гематитовый оксид. В его составе содержится минимум побочных примесей и свыше 70% железа.

Следующий по распространённости – бурый железняк (лимонит), представляющий собой оксид железа, содержащий в своём составе H2O. Как правило, в состав лимонита входит порядка четверти процентного содержания железа. В природе бурый железняк можно встретить в форме пористых, рыхлых пород, содержащих фосфор и марганец. В качестве пустой породы в руде содержится глина.

Магнитная руда железа содержит в своём составе магнитный оксид, свойства которого теряются в условиях сильного нагрева. В природе встречается намного реже вышеперечисленных пород и по процентному соотношению железа в некоторых случаях не уступает красному железняку.

Железняк шпатовый – рудная порода, содержащая сидерит с высоким содержанием глины в составе. Это весьма редкая порода, а за счёт малого содержания железа добывают его намного реже, особенно если речь идёт о промышленном применении.

Помимо оксидов существуют другие железорудные типы, в основу которых входят карбонаты и силикаты.

Географическое расположение ключевых месторождений

Все основные месторождения принято делить на:

  1. Метаморфогенные – кварцитовые залежи;
  2. Экзогенные – бурый железняк и прочие осадочные породы;
  3. Эндогенные – преимущественно титаномагнетитовые составы.

Подобные рудные залежи встречаются практически на каждом континенте. Большая часть железорудных залежей находится на территории стран СНГ, в частности это территория Казахстана, России и Украины. Достаточно большими запасами железорудных скоплений могут похвастать такие государства, как ЮАР, Индия, США, Австралия, Канада и Бразилия. Существуют карты месторождений железной руды, как в мировых масштабах, так и с более подробным указанием залежей на территории конкретного государства.

Месторождения железной руды

Мировые запасы железной руды ограничены в количестве и своем местоположении. Территории скопления запасов руд называют месторождениями. На сегодняшний день месторождения железных руд делят на:

  1. Эндогенные. Они характеризуются особым расположением в земной коре, обычно в виде титаномагнетитовых руд. Формы и расположения таких вкраплений разнообразны, могут быть в форме линз, пластов, расположенных в земной коре в виде залежей, вулканообразовных залежей, в виде различных жил и других неправильных форм.
  2. Экзогенные. К этому типу относятся залежи бурых железняков и других осадочных пород.
  3. Метаморфогенные. К которым относятся залежи кварцитов.

Месторождения таких руд можно встретить на территории всей нашей планеты. Наибольшее количество залежей сконцентрировано на территории постсоветских республик. В особенности Украины, России и Казахстана.

Крупнейшие месторождения железных руд в России

Большие запасы железа имеют такие страны как Бразилия, Канада, Австралия, США, Индия и ЮАР. При этом практически в каждой стране на земном шаре имеются свои разрабатываемыми месторождения, в случае дефицита которых, порода импортируется из других стран.

Представление о строении мира в античные времена

В древности у людей были свои представления о строении мира, которые не имели ничего общего с современными теориями. Жители Земли в то время многого не понимали, для них все, что было вокруг, являлось загадкой. Люди опирались на свои ощущения и на то, что видели собственными глазами вокруг себя: небо, звезды, Солнце, Луну, Землю, природные явления. И, конечно же, всему этому пытались дать свое объяснение. Жители планеты видели Вселенную как что-то целое, имеющее две совершенно разные части: Землю и небо.

У древних народов были самые невероятные представления о строении мира.  Жители Древней Индии изображали Землю в форме полусферы, которая лежит на спинах четырех слонов. Животные расположились на панцире черепахи, плавающей в огромном океане. Вокруг нее кольцом свернулась змея, символизирующая околоземное пространство.

Древние египтяне имели несколько теорий о строении мира. Согласно первой, Земля — это большая вытянутая долина, а в самом ее центре раскинулся Египет. Небо было похожим на крышу из железа, которую подпирали столбы. К самому небесному куполу подвешены звезды, напоминающие маленькие светильники. Согласно другой картинке, внизу изображался бог Земли Геба, над ним богиня Нуд, покровительница неба. По бокам — два корабля бога Солнца Ра, которые указывают путь Солнцу по небесному своду.

Древние славяне видели планету в форме большого яйца. Они считали, что мир разделен на три части. Посредине находится Земля, на которой находятся люди и все, что их окружает. Под ней расположен нижний мир – пекло, сверху – небеса в виде купола со звездами. Народы Древней Руси считали, что плоская Земля держится на спинах трех китов, которые плавают по просторам мирового океана.

Вавилонцы видели Землю, похожую на выпуклый остров, окруженный океаном. Древним грекам Земля казалась похожей на диск. Со всех сторон его омывал океан. А вверху по медному небу двигалось Солнце.

В виде плоского треугольника видели Землю древние китайцы. Над ним на высоких столбах нависает небо. Какими бы не были античные представления о строении мира, все они напрямую были связаны с наблюдениями человека с поверхности Земли.

  • Земля неподвижна и является центром Вселенной.
  • Центр Вселенной – Солнце и планета движется вокруг него и вращается вокруг своей оси.

Немаловажную роль в развитии модели геоцентрической системы мира внесли такие ученые, как Аристотель, Птолемей. 

Аристотель одним из первых сумел доказать, что Земля – это все-таки шар. Во время лунного затмения планета отбрасывала на Луну круглую тень. Звезды, расположившиеся низко над линией горизонта, рано или поздно исчезают под ней, в то время как с другой стороны появляются новые – это говорит о выпуклой поверхности. Мыслитель считал, что вокруг шарообразной Земли вращаются прозрачные сферы, к которым крепились Луна, Венера, Меркурий, Сатурн, Марс, Юпитер и Солнце. На 8 сфере были закреплены все звезды, а на 9 по его мнению находилось что-то на подобие небесного мотора, который и приводил в движение все сферы. Система мира, созданная Аристотелем, «убрала» из мироздания всех богов и мифических существ.

Птолемей продолжал утверждать, что Земля неподвижна, все небесные тела вращаются вокруг нее. Земной шар был центром мироздания. В работах ученого присутствовали доказательства, что планета находится в самом центре всего космического пространства, но при этом ее размеры были значительно меньше других небесных тел. Разницу в размерах он объяснял тем, что все звезды с земной поверхности человек видит одинаково, а расстояния до них огромные, если сравнивать их с размерами Земного шара.

Мыслитель утверждал, если бы Земля двигалась, то происходило бы ее смещение. А так как этого нет, значит, она неподвижна. Также он указал, что по отношению к планете все тела падают вертикально, поэтому она и является центром всего. Благодаря Птолемею появились понятия «верх» и «низ». «Верх» — представляет собой направление от центра Земного шара, соответственно «низ» — направление к центру.

Литература

  • Александр Доманин. Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники
  • Чарлз Патрик Фицджералд. История Китая
  • Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 2. Древний Рим
  • Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 1. Древняя Греция
  • Сергей Алексеев. Славянская Европа V–VIII веков
  • Алексей Гудзь-Марков. Индоевропейцы Евразии и славяне
  • А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с начала XVIII до конца XIX века
  • А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с древнейших времен до конца XVII века
  • Игорь Коломийцев. Тайны Великой Скифии
  • В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский. Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье
  • Э. Бикерман. Государство Селевкидов
  • Э. А. Менабде. Хеттское общество
  • А. Кравчук. Закат Птолемеев
  • Владимир Миронов. Древние цивилизации
  • Николай Непомнящий, Андрей Низовский. 100 великих кладов
  • Константин Рыжов. 100 великих библейских персонажей
  • Андрей Низовский. 100 великих археологических открытий
  • Валерий Гуляев. Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории
  • Майкл Эдвардс. Древняя Индия. Быт, религия, культура
  • Ян Марек. По следам султанов и раджей
  • Роман Светлов. Великие сражения Востока
  • Малькольм Тодд. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура
  • коллектив авторов. Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния
  • Жорж Дюби. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом
  • А. А. Сванидзе. Средневековый город и рынок в Швеции XIII-XV веков
  • М. А. Заборов. Введение в историографию крестовых походов (Латинская историография XI—XIII веков)
  • Т.Д. Златковская. Возникновение государства у фракийцев VII—V вв. до н.э.
  • Ян Буриан, Богумила Моухова. Загадочные этруски
  • Вадим Егоров. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв.
  • Р.Ю. Почекаев. Батый. Хан, который не был ханом
  • В. М. Запорожец. Сельджуки
  • М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров. Древние китайцы: проблемы этногенеза
  • М.А. Дандамаев. Политическая история Ахеменидской державы
  • Э. О. Берзин. Юго-Восточная Азия в XIII — XVI веках
  • Д. Ч. Садаев. История древней Ассирии
  • Л.C. Васильев. Древний Китай. Том 3. Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.)
  • Алексей Горбылев. Ниндзя: боевое искусство
  • Джеймс Веллард. Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес
  • Карл Блеген. Троя и троянцы. Боги и герои города-призрака
  • Гордон Чайлд. Арийцы. Основатели европейской цивилизации
  • Пьер-Ролан Жио. Бретонцы. Романтики моря
  • Эммануэль Анати. Палестина до древних евреев
  • Уильям Куликан. Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов
  • Малькольм Колледж. Парфяне. Последователи пророка Заратустры
  • Хильда Эллис Дэвидсон. Древние скандинавы. Сыны северных богов
  • Э.А. Томпсон. Гунны. Грозные воины степей
  • Дэвид Лэнг. Армяне. Народ-созидатель
  • Изабель Хендерсон. Пикты. Таинственные воины древней Шотландии
  • Дэвид М. Вильсон. Англосаксы. Покорители кельтской Британии
  • Дональд Харден. Финикийцы. Основатели Карфагена
  • Теренс Пауэлл. Кельты. Воины и маги
  • Н.Н. Непомнящий. 100 великих загадок Индии
  • Эрик Шредер. Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации
  • Лев Гумилёв. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению
  • Александр Александрович Ханников. Техника: от древности до наших дней

Слайд 19 Поскольку в Двуречье залежи металлических руд полностью отсутсвовали, то наличие там

серебра ,золота, меди и свинца уже в первой половине ||| тысячелетия до н. э . указывает значительную роль обмена в шумерском обществе того времени.В обмен на шерсть, ткани, зерно , финики и рыбу шумеры так же получали взамен и дерево. Чаще всего, конечно, происходил обмен дарами, либо совершались полуторговые, полу- грабительские экспедиции.Но надо думать что уже тогда временами происходила и подлинная торговля ,которую вели тамкары- торговые агенты храмов,царя и окружавшей его рабовладельческой знати. Обмен и торговля обусловили в Шумере зарождение денежного обращения,хотя в своей основе хозяйство продолжало оставаться натуральным.Уже по документам из Шуруппака видно,что медь выступала в качестве меры стоимости ,а в последствии эту роль играло серебро.К первой половине ||| тысячелетия до н.э. относятся упоминания относятся упоминания о случаях купли-продажи домов и земель.Наряду с продавцом земли или дома ,получавшим основную плату,в текстах упоминаются еще и так называемые “едоки” покупной цены.Это были,очевидно,соседи и родичи продавца,которым давалась некоторая добавочная плата.В названных документах ещё сказывалось господство норм обычного права,когда все представители сельских общин имели право на землю.Плату получал и писец,который оформлял продажу.

Они могли выполнять сложные арифметические вычисления

Месопотамцы обладали обширными знаниями математики, включая сложение, вычитание, умножение, деление, квадратные и кубические уравнения и дроби. Они вывели формулы окружности и площади для различных геометрических фигур, в том числе прямоугольников, кругов и треугольников. Помимо деления часа на 60 минут и минуты на 60 секунд, они также разделили круг на 360 градусов. Наиболее эффектным математическим достижением было построение таблиц для помощи расчета. На выкопанных табличках можно обнаружить квадраты чисел до 59 и кубы чисел до 32. Если всего лишь использовать только формулы и таблицу квадратов, то этого достаточно для умножения чисел. Поскольку у месопотамцев не было алгоритма длинного деления, они вместо этого использовали таблицу взаимных ответвлений. У нас все еще есть их взаимные таблицы, доходящие до нескольких миллиардов. Помимо арифметических вычислений, месопотамские математики также разработали алгебраические методы решения уравнений. Первое в истории доказательство решения квадратных уравнений получено из Вавилона.

глиняная табличка с математическими расчетами (Месопотамия, 1800 г. до н.э.)

3.

Жизнь вращалась вокруг пива
Шумерская табличка с рецептом приготовления пива.
Есть теория, что цивилизация началась из-за пива. Якобы люди начали заниматься сельским хозяйством, только, чтобы иметь возможность напиться. А в город их «заманили» только обещанием большего количества пива

Правда это или нет, пиво было, безусловно, важной частью жизни в Шумере. Оно подавалось на стол при каждом приеме пищи, от завтрака до ужина, и его не рассматривали как основной напиток в жизни любого человека.
Конечно, шумерское пиво отличалось от современного

Оно было по консистенции чем-то вроде каши, с грязным осадком внизу, слоем пены сверху и небольшими кусками хлеба, оставшимися от ферментации, плавающих на поверхности. Его можно было пить только через соломинку. Но оно того стоило. В шумерском пиве было достаточно зерна, чтобы оно считалось питательной частью сбалансированного завтрака. Когда рабочие приходили на работу в общественные проекты, очень часто им платили пивом. Именно так правитель «заманивал» фермеров работать над своими строительными проектами: у него было лучшее пиво.

Месопотамская цивилизация совершила многие открытия в истории человечества

Расположенный в современном южном Ираке, Шумер был первой цивилизацией в Месопотамии и, возможно, самой ранней цивилизацией в мире. Известный эксперт по истории Шумера, Сэмюэль Ноа Крамер, перечислил 39 открытий в человеческой цивилизации, которые возникли в Шумере. Они включают Первые школы, Первый двухпалатный конгресс, Первый историк, Первый правовой прецедент, Первая фармакопея, Первая космогония и космология человека, Первые пословицы и поговорки, Первые басни о животных, Первые литературные дебаты, Первая песня о любви, Первый библиотечный каталог, Первые литературные образы, Первая секс-символика, Первая колыбельная, Первый литературный портрет, Первые элегии и Первый аквариум.

Первые изобретения Месопотамии

Миф о потопе

Перед отсутствующим участком боги решили послать потоп, чтобы уничтожить человечество. Энки, бог подземного мира пресной воды и эквивалент вавилонского Эа, предупреждает Зиусудра, правитель Шуруппак, чтобы построить большую лодку, хотя направление лодки также потеряно.

Когда планшет возобновляет работу, описывает флуд. Семь дней и ночей бушует ужасная буря. «Огромная лодка была брошена в большие воды». потом Уту (Солнце) появляется, и Зиусудра открывает окно, простирается ниц и приносит в жертву быка и овцу.

После очередного перерыва текст возобновляется: наводнение, очевидно, закончилось, и Зиусудра простирается ниц перед An (Небо) и Энлиль (Lordbreath), которые дают ему «дыхание вечное» для «сохранения животных и семени человечества». Остальное потеряно.

Эпос о Зиусудре добавляет в строки 258–261 элемент, которого нет в других версиях, что после разлива реки «царь Зиусудра … они поселили их в стране страны Дильмун, место, где восходит солнце ». В этой версии истории лодка Зиусудры плывет по реке Евфрат в Персидский залив (а не вверх на гору или вверх по течению до Киша). Шумерское слово в строке 140 Миф о Гильгамешском потопе интерпретировалось как «гора» на аккадском языке, хотя на шумерском языке KUR означает «гора», но также и «земля», особенно чужая страна, а также «подземный мир».

Некоторые современные ученые полагают, что история шумерского потопа соответствует локальному разливу реки в Шуруппак (современный Телль Фара, Ирак ) и различных других городах на севере до Киша, что видно по слою речных отложений, радиоуглеродный датированный к с. 2900 г. до н.э., что прервало непрерывность заселения. Полихромия керамика из Период Джемдета Насра (ок. 3000–2900 гг. до н.э.) был обнаружен непосредственно под этим слоем затопления Шуруппак. Ни один из додинастических были подтверждены как исторические археологические раскопки, эпиграфические надписи или иначе, но шумеры утверждали, что они жили в мифическую эпоху до великого потопа.

Шумерский документ, известный как Инструкции Шуруппака, датируемая Крамером примерно 2600 г. до н.э., в более поздней версии относится к Зиусудре. Крамер заявил, что Зиусудра стал «почтенной фигурой в литературной традиции» к 3-му тысячелетию до нашей эры.

Наследие

Другой мифы о наводнении во многом схожи с шумерской историей, это история о Дравида король Ману в Матсья Пурана, то Утнапиштим эпизод в Эпос о Гильгамеше и Повествование о потопе в Бытие в Библия. У древних греков и римлян было два похожих мифа более позднего времени: Девкалион история и всемирный потоп Зевса в Книге I Овидий с Метаморфозы.

Цивилизация Шумеров

Шумерское государство процветало благодаря поливному земледелию. Обитатели этого региона строили водохранилища и каналы, превращая с их помощью засушливые земли в плодородные.

Статуя 24-го века до н. э. молящегося шумерского человека (современная восточная Сирия)

Повышению урожайности способствовало и появление других нововве­дений: плуга, тележки на колесах и парусной лодки. Все это изобрели шумеры.

Изобилие пищи повлекло за собой увеличение численности населения, рост городов и появление у людей возможности сменить сельские занятия на городские.

Среди шумеров стали выделяться торговцы, начался обмен местной сельскохо­зяйственной продукции на металл, древесину и прочие ресурсы. Появилось много искусных ремесленников.

Поначалу шумерскими городами управляли советы старейшин. Ког­да участились конфликты между городами, советы стали назначать военных вождей – лугалей (по-шумерски – «большой человек»). Эта должность была временной, а затем стала наследственной. Впоследствии слово «лугаль» получило значение «царь».

В Шумере существовало двенадцать независимых городов-государств, каждое из которых состояло из одного или нескольких городских центров, окруженных деревнями и сельскими угодьями, и управлялось своим царем.

Посреди города располагался храм бога-покровителя. Со временем эти храмы пре­образовались в огромные ступенчатые сооружения – зиккураты – высотой до 50 м.

Шумеры были хорошими математиками. Они пользо­вались не только десятичной, но и шестидеся­теричной системой счисления, именно оттуда пошло деление круга на 360°, час из 60 минут и минута из 60 секунд.

Но величайшим достижением шумерской цивилизации стало создание письменности, позволявшей фиксировать все, что угодно, от торговых сделок до законов и межгосударствен­ных договоров.

Шумерская богиня

Около 2350 г. до н. э. Шумер захватили семитские племена, явившиеся с севера.

К 1950 г. до н. э. шумеры утратили по­литическое могущество, но их письменность, законы и религия сохранились в пришедших им на смену цивилизациях Вавилона и Ассирии.

  • Богатые шумеры ставили в святилищах богов собственные изображения – маленькие глиняные фигурки с молитвенно сложенными руками.
  • Первые поселения шу­меров находились близ побережья Персидского залива (юг современного Ирака). Со временем их влияние распространилось по всей Месопотамии.

Великий зиккурат в Уре — наиболее сохранившийся храмовый комплекс Древнего Междуречья.

7.

Грамотность – это богатство
Табличка с шумерской клиинописью.
Чтение и письмо были довольно новыми понятиями в древнем Шумере, но они были уже тогда невероятно важны. Люди никогда не становились богатыми, работая руками. Обычно торговцы и фермеры принадлежали к низшему классу. Если кто-то хотел разбогатеть, то он становился управляющим или жрецом. И обязательным условием была грамотность. Шумерские мальчики могли начинать учебу, как только им исполнялось семь лет, но это было дорого. Только самые богатые люди в городе могли позволить себе отправить детей в школу, где их учили математике, истории и грамотности. Обычно дети просто копировали то, что пишет учитель, до тех пор, пока они не могли точно имитировать его.

Отношение христианства к древним религиям

Древние религии, безусловно, представляют исторический и научный интерес. Их изучают с точки зрении психологии человека, религиозного мышления. Однако с точки зрения христианства все старинные верования относятся лишь к смертным теням (Лук. 1, 79), мучительным поискам Бога. Религии древности были отравлены человеческими заблуждениями об устройстве мира, несмотря на тягу к Истине и добру. Знание о древних религиях помогает оценить и лучше понять учение Христа, в котором нет места человеческим страстям и порокам, коими в полной мере обладали «боги» древности.

  • Язычество и язычники
  • Монотеизм

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

3. Культура

Клинописная табличка

Шумер — одна из древнейших известных нам цивилизаций. Шумерам приписывается множество изобретений, таких как колесо, письменность, ирригационная система, сельскохозяйственные орудия, гончарный круг, и даже пивоварение, хотя доподлинно не известно были ли эти напитки схожи по структуре с более поздними хмельными настойками.

3.1. Архитектура

В Междуречье мало деревьев и камня, поэтому первым строительным материалом были сырцовые кирпичи из смеси глины, песка и соломы. Основу архитектуры Междуречья составляют светские (дворцы) и религиозные (зиккураты) монументальные постройки и здания. Первые из дошедших до нас храмов Междуречья относятся к IV—III тысячелетиям до н. э. Эти мощные культовые башни, называемые зиккуратами (ziggurat— святая гора), были квадратными и напоминали ступенчатую пирамиду. Ступени соединялись лестницами, по краю стены шёл ведущий к храму пандус. Стены окрашивались в чёрный (асфальт), белый (известь) и красный (кирпич) цвета. Конструктивной особенностью монументального зодчества было идущее от 4 тысячелетия до н. э. применение искусственно возведённых платформ, что объясняется, возможно, необходимостью изолировать здание от сырости почвы, увлажняемой разливами, и вместе с тем, вероятно, желанием сделать здание видимым со всех сторон. Другой характерной чертой, основанной на столь же древней традиции, была ломаная линия стены, образуемая выступами. Окна, когда они делались, помещались в верхней части стены и имели вид узких щелей. Здания освещались также через дверной проём и отверстие в крыше. Покрытия в основном были плоские, но известен был и свод. Обнаруженные раскопками на юге Шумера жилые здания имели внутренний открытый двор, вокруг которого группировались крытые помещения. Эта планировка, соответствовавшая климатическим условиям страны, легла в основу и дворцовых построек южного Двуречья. В северной части Шумера обнаружены дома, которые вместо открытого двора имели центральную комнату с перекрытием.

3.2. Литература

Одним из наиболее известных произведений шумерской литературы считается «Эпос о Гильгамеше» — собрание шумерских легенд, позже переведённых на Аккадский язык. Таблички с эпосом были найдены в библиотеке царя Ашшурбанапала. В эпосе рассказывается о легендарном царе Урука Гильгамеше, его друге дикаре Энкиду и поисках секрета бессмертия. Одна из глав эпоса, история Утнапиштима, спасшего человечество от всемирного потопа, очень напоминает библейскую историю о Ноевом Ковчеге.

Известен также шумеро-аккадский космогонический эпос «Энума элиш».

3.3. Религия

Шумерская богиня

Шумерский пантеон богов функционировал как ассамблея во главе с богом-царём. Ассамблея состояла из групп, основная группа известная как «Великие Боги» состояла из 50-ти божеств и, по верованиям шумеров, вершила судьбу человечества. Также божества разделялись на креативные и некреативные. Креативные боги были ответственны за небо (Ан), землю (богиня-матерь Нинхурсаг), море (Энки), воздух (Энлиль). Космические явления и культурные феномены поддерживались в гармонии благодаря так называемым «Мэ» (или «Ме»). Мэ — это набор правил, данных каждой космической функции и культурному феномену, с целью вечного поддержания их функции соответственно кланам создавшего их божества. правила Мэ:

  • энство
  • истина
  • царская власть
  • закон
  • искусство

Человек, согласно шумерской мифологии, создан из глины, замешанной на божественной крови. Также у шумеров присутствовал миф о всемирном потопе.

Вселенная в шумерской мифологии состоит из нижнего и верхнего мира и землёй между ними. В целом нижний мир считался огромным космическим пространством под землёй, противовесом небесам. Нижним миром правили боги: Нергаль и Эрешкигаль.

Шумеры считали, что они созданы для служения богам, между ними и богами существует очень тесная связь. Своим трудом они как бы «кормят» богов, и без них боги не смогли бы существовать также, как и шумеры без богов.

Загробный мир

Древние месопотамцы концептуализировали загробный мир как космическую противоположность небес и как призрачную версию жизни на земле. Метафизически считалось, что она находится на большом расстоянии от мира живых. Однако физически он находился под землёй и поэтически описывается как расположенный на небольшом расстоянии от поверхности земли.

Литературные описания загробного мира, как правило, мрачны. Она описывается как тёмная “земля, из которой нет возврата” и “дом, который никто не покидает, кто входит”, с пылью на двери и засовах. Однако другие свидетельства смягчают эту мрачную картину.

Например, шумерский труд, называемый «Смерть Урнаммы», описывает, как духи умерших радуются и пируют по прибытии правителя Урнаммы в загробный мир. Шамаш, бог солнца и справедливости, также посещал нижний мир каждую ночь во время своего ежедневного путешествия по космосу. 

Аналогичным образом, учёный Кейтлин Барретт предположила, что иконография могил – в частности, символика, связанная с богиней Инанной / Иштар, которая спустилась и вернулась из подземного мира, — указывает на веру в более желанное существование после смерти, чем то, которое описано во многих литературных текстах. Хотя люди не могли надеяться вернуться к жизни в точном подражании Инанне / Иштар, утверждает Барретт, используя погребальную иконографию, представляющую Иштар, они могли попытаться избежать неприятных аспектов загробного мира, из которого сбежала сама Инанна / Иштар.

Одно из самых ярких изображений преисподней описывает подземный “великий город” (шумерское «ири.гал»), защищённый семью стенами и воротами, где обитают духи умерших. В аккадском «Нисхождении Иштар в подземный мир» Иштар проходит через эти семь врат на своём пути в преисподнюю. У каждых ворот с неё снимают одежду и украшения, пока она не войдёт в город мёртвых обнажённой. В свете таких описаний, возможно, следует отметить, что месопотамские погребальные обряды для избранных могли длиться до семи дней.

Королева ночи, Старый Вавилон. Фото member.org

Сообщество духов, живущих в “великом городе”, иногда называли Араллу по-аккадски или Ганзер по-шумерски, термины неопределённого значения. Шумерский Ганзер — это также название подземного мира и входа в подземный мир. В соответствии с месопотамской идеей божественной власти на небесах и земле, царством мёртвых управляли определённые божества, которые были ранжированы в иерархическом порядке с верховным вождём во главе. В более старых текстах богиня Эрешкигаль (“Владычица Великой Земли”) была царицей Преисподней. Позже её заменил бог-воин Нергал (“Вождь Великого города”). Аккадский миф, датируемый не позднее середины второго тысячелетия до н.э., пытается разрешить противоречащие традиции, сделав Эрешкигаль супругой Нергала. Подобно божествам на небесах, которые регулярно собирались на божественный совет, чтобы выносить решения для вселенной, божественным правителям подземного мира помогала в их решениях элитная группа божеств, называемых аннунаки.

Следует подчеркнуть, что месопотамский загробный мир не был “адом”. Хотя это место понималось как географическая противоположность небес, и хотя его окружение было в значительной степени инверсией небесных сфер (например, оно характеризовалось тьмой вместо света), оно не противопоставлялось небесам как возможному месту обитания мёртвых духов, основанному на поведении при жизни. Месопотамский загробный мир не был ни местом наказания, ни награды. Скорее, это было единственное потустороннее место назначения для мёртвых духов, чьи тела и могилы или культовые статуи получили надлежащий ритуальный уход.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Росспектр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: